Никольское спасли от голода, но потеряли пирс: обзор СМИ Камчатки
Обзор СМИ Камчатского края за 18-22 февраля
Газета "Вести" 21 февраля публикует статью "Срок - за 18 кг краба". Издание сообщает, что Петропавловск-Камчатский городской суд вынес приговор капитану транспортного рефрижератора "Приозерный" Александру Малышеву. Дело, обещавшее стать громким, превратилось в недоразумение, отмечает издание, напоминая, что сообщала группа общественных связей Северо-Восточного погрануправления в июне 2006 г.: "Вечером 5 июня в районе западного побережья Камчатки в Охотском море пограничный сторожевой корабль "Дзержинский" обнаружил МТР "Приозерный" (порт приписки Магадан). Судно на требования пограничников об остановке для проведения контрольно-проверочных мероприятий не отреагировало и стало уходить от преследования. Только угроза применения оружия для остановки судна и вертолет Ка-27, вылетевший на поиск нарушителя, заставили капитана застопорить ход. При сближении с МТР "Приозерный" пограничники обнаружили около судна три спасательных плота, в которых находились 18 членов экипажа во главе со своим капитаном. Весь экипаж судна был поднят на борт пограничного сторожевого корабля "Дзержинский". Со слов капитана произошло несанкционированное затопление машинного отделения, в связи с чем экипаж покинул тонущий транспорт. По предварительной информации, группой пограничников с пограничного сторожевого корабля "Дзержинский", высадившейся на борт тонущего судна, были обнаружены трюмы, забитые крабовой продукцией. Часть упаковок с крабом, а также часть документации была изъята и переправлена на борт пограничного корабля. Со слов членов осмотровой группы, подтверждаемых видеосъемкой, на момент их высадки судно было обесточено, машинное отделение затоплено, в трюма транспорта были заведены пожарные шланги для более быстрого поступления забортной воды, большинство люков, горловин, дверей и иллюминаторов внутри помещений открыты... Камчатским пограничным отрядом в отношении капитана МТР "Приозерный" возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 253 УК РФ (нарушение законодательства России о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне РФ)".
"Итак, что мы видим из этого пресс-релиза СВПУ, - продолжает издание. - Браконьерство, попытка скрыться от преследования, трюмы, забитые нелегальной крабопродукцией (эксперты расчетным путем установили, что там находилось около 120 т), умышленное затопление судна для уничтожения улик (браконьеры не раз топили свои "пароходы", когда улики могли "утопить" их самих). Следствие длилось почти год. Казалось, за это время дело можно раскрутить на полную катушку. Что же в итоге? Хоть суд и закончился обвинительным приговором, но можно сказать, что фиаско потерпели именно обвинители. Статья 253, с которой началось дело, в приговор не попала. Факт браконьерства остался недоказанным. Капитану смогли предъявить только незаконное пересечение границы (ст. 322) и злоупотребление полномочиями (ст. 201). Но 201-я в данном контексте звучит как анекдот: ведь от 120 тонн в приговоре осталось всего лишь 18 кг".
"Получается, капитан транспортного рефрижератора, способного взять более 100 т, незаконно принял с четырех неустановленных судов аж 18 кг крабопродукции, скрыл их от учета и хранил с целью транспортировки к месту сбыта. Полагаю, у капитана Малышева с головой все в порядке и он не стал бы рисковать свободой ради такого пустяка. Но суду пришлось принять эту фантастическую версию, чтобы за уши притянуть сюда 201-ю и таким образом спасти обвинение от провала", - размышляет автор статьи.
"Вообще, у пограничников и следователей работа не заладилась с самого начала, - добавляет автор материала. - Например, в материалах уголовного дела фигурирует то варено-мороженый синий краб, то свежемороженый краб-стригун бэрди. Видеозапись, которую вела на "Приозерном" осмотровая группа, - одно из основных доказательств обвинения - оказалась с перерывами. Главная ее часть - съемка крабопродукции - почему-то вышла черно-белой и не вполне внятной. Единственный член экипажа, подтвердивший нахождение в трюмах крупной партии краба, прислал в суд телеграмму, в которой сообщил, что дал показания под давлением. И таких "белых пятен" хватает.... Капитан наказан лишением свободы на 2 года с отбыванием срока в колонии-поселении. Суд оценил ущерб государству на сумму 19 тыс. 720 рублей. При этом признал его существенным (!). Вопрос - было ли судно утоплено или само отправилось на дно? - остался без ответа". И адвокаты, и обвинители собираются обжаловать приговор, пишет газета: "Первые, понятно, считают его слишком суровым, вторые - слишком мягким. Уверен: доказать то, что на утонувшем транспортнике находилось более 120 т нелегальной крабопродукции, уже не удастся. Хотя это можно было сделать, установив для начала, с каких судов-добытчиков принята продукция. Но у нас не принято заморачиваться на такие "мелочи". В результате обвинение получает то, что оно получило в деле капитана Малышева....". Недавно глава Госкомрыболовства Андрей Крайний заявил, что из-за браконьерства в рыбной отрасли Россия теряет ежегодно до 58 млрд руб. Дело капитана Малышева с его ущербом в 19 тыс. руб. - очень большая "победа" в деле борьбы с браконьерством, пишет газета.
"Алеуты отрезаны от мира. Никольское спасли от голода, но потеряли пирс...", - с таким заголовком 21 февраля вышла газета "Камчатское время", которая пишет, что, как известно, теплоход "Анатолий Крашенинников", несмотря на неутихающие шторма в Тихом океане, всё же доставил в село Никольское Алеутского района продовольствие и стройматериалы. "Доставить-то доставил, но во время подхода к пирсу села Никольское капитан теплохода неожиданно столкнулся с проблемой. Ему пришлось решать задачу по поводу того, как произвести разгрузку продовольствия и стройматериалов, не задев 15-тонной балки, упавшей в воду в результате обрушения металлоконструкции, поддерживавшей пирс. Только благодаря, по признанию очевидцев, профессионализму капитана сухогруза Николая Непомнящих, разгрузочные работы были прерваны ненадолго", - пишет газета.
"Судно сумело стать к пирсу таким образом, чтобы можно было безопасно продолжать разгрузку. Оказывается, многотонная балка обрушилась за неделю до прихода судна. По мнению главы Алеутского муниципального района Николая Извекова, случившееся является результатом сложной социально-экономической ситуации в районе. С его слов, последняя реконструкция пирса осуществлялась 21 год назад, и больше он капитально не ремонтировался из-за отсутствия средств. Течения и шторма сделали свое дело - постепенно его размыли. Появились воздушные пазухи, бетон выкрошился, а металлическое обрамление пирса съела коррозия. Высота пирса в месте обрушения балки составляет 6 м, поэтому часть балки оказалась под водой. Извеков соглашается с тем, что от строительства нового пирса не уйти. Но это далёкая перспектива. А вот пароходы с продовольствием и стройматериалами придётся встречать ещё не раз. Поэтому остро стоит вопрос о приведении в надлежащее состояние имеющегося пирса, о чём он уже сообщил в своем письме краевой администрации. Дело в том, что мнения специалистов, районной власти и общественности по поводу капитального ремонта старого пирса разнятся. Одни настаивают на немедленном строительстве нового пирса, другие считают что "убивать" 50-100 млн рублей на ремонт старого не имеет смысла, потому что в скором времени понадобятся еще 500 млн рублей на строительство нового. А где взять такие деньги?", - пишет издание.
Николай Извеков считает, отмечает газета, что на настоящий момент достаточно было бы специалиста в легководолазном костюме, чтобы обследовать место падения балки с последующей организацией работ по ее выемке. "Тогда из возникшей ситуации можно временно выйти, продолжая принимать небольшие пароходы. Действительно, надо думать, что делать в дальнейшем, потому что угроза обрушения пирса по - прежнему сохраняется. Пока решается, что да как, Никольское живёт в тревоге. Люди хорошо понимают, что решение по ремонту старого жизненно важного и единственного пирса и строительство нового зависят не только от районной, но и краевой власти", - заключает издание.
Газета "Вести" 21 февраля публикует статью "Бесплатный зоопарк", в которой рассказывает о том, что в Петропавловске-Камчатском появилась еще одна достопримечательность - Моховской пирс. "Там зимует несколько десятков сивучей, к которым можно подойти достаточно близко. Ведут они себя не агрессивно. Постоянно спят, громко фыркают и хрюкают. На людей внимания не обращают. В 2004 году специалисты на научной конференции сообщали в докладе, что "образование залежек ушастых тюленей-сивучей на берегу в черте населенных пунктов относится к разряду уникальных явлений. Оно наблюдается крайне редко и представляет большой интерес. В настоящее время в России известны две такие залежки. Одна из них находится на брекваторе близ г. Невельска, и вторая в пределах г. Петропавловска-Камчатского. В наших условиях сивучи облюбовали пирс Моховского рыбоконсервного завода (РКЗ), расположенный в северной части Авачинской бухты. Тюлени начали посещать этот район в середине 70-х годов прошлого столетия. В начале это был одиночный крупный самец-секач, возможно, больной или очень старый, и держался он только на воде, но затем стал выходить и отдыхать на пирсе. Питался сивуч рыбными отходами, иногда попадающими в бухту при производстве консервов, предпочитая поедать печень, как наиболее калорийный продукт. Нередко рыбаки при сдаче рыбы на РКЗ подкармливали его свежей рыбой и назвали Васькой. Вслед за первым сивучем-"разведчиком" появились другие, и численность их постепенно увеличивалась, достигнув максимума в феврале 2004 г. В разные сезоны численность зверей колебалась от 1 до 62 особей. Иногда ушастые тюлени полностью отсутствовали, а иногда выходили и ложились на пирсе большой группой. При этом группа разделялась на две подгруппы, залегающие на расстоянии примерно в 80 м друг от друга, что связано с недостатком удобной площади для отдыха", - пишет газета.
Издание добавляет, что привлекательность пирса РКЗ для сивучей может быть обусловлена тремя причинами: 1. Возможностью легко подкормиться рыбой и рыбными отходами в суровый зимний период. 2. Существованием генетической памяти, и поэтому тюлени и выходят для отдыха на место, возможно, исторического лежбища. 3. Неблагоприятными погодными условиями в Авачинском заливе и обледенением ближайшего лежбища, расположенного на Халактырском Камне. "В последние годы происходит катастрофическое снижение численности сивучей по всей северной части Тихого океана, и на этом фоне рост численности сивучиной залежки на пирсе Моховского РКЗ вроде бы свидетельствует о благополучии вида, но это не так", - говорится в статье.
Тему в статье "Морские львы на Моховой" 21 февраля продолжает газета "Камчатское время". Как пишет издание, учёные предполагают, что животные-"разведчики" в течение нескольких десятков лет пробивали тропинку к городскому берегу. Для сивучей очень важен запах, оставленный их сородичами. Только на эти пахнушие места приходят новые ластоногие.
Но в последние три года сложилась неординарная ситуация с образованием постоянного лежбища сивучей. Об этом рассказал газете начальник отдела мониторинга морских млекопитающих Севвострыбвода Владимир Вертянкин. "Уникальное лежбище морских львов в черте города нуждается в благоустройстве и сохранении как выдающаяся достопримечательность Камчатки. Цена вопроса - 5, максимум 6 млн. рублей. Возможность близко наблюдать редких крупных тюленей может послужить визитной карточкой Камчатки наряду с вулканами и горячими источниками. Особенно ценным являются доступность лежбища и то, что сивучей можно наблюдать на берегу в зимний период. Первые сивучи здесь появляются в октябре, а в мае покидают берега бухты. На пирсе можно организовать научно-популярные экскурсии для учащихся экологических учебных заведений и туристов. Для этого нужно просто улучшить условия для посетителей и животных, поскольку причалы пирса находятся в безобразном и аварийном состоянии: кругом грязь, груды металлолома, хозяйственного мусора, а бетонный настил разрушен. Сейчас у многих городских сивучей можно увидеть кровавые раны, полученные от ударов торчащих из пирса металлических швеллеров. Поэтому необходимо сделать небольшой ремонт пирса и обустроить две точки залегания сивучей. Для этого достаточно произвести обвалку обломочным материалом и отсыпать пирсы карьерным камнем. Ремонтно-восстановительные работы можно провести в летний период - во время максимальных отливов и в отсутствии тюленей", - пишет газета.
"В перспективных планах городских властей - строительство отдельной смотровой площадки. В качестве временной меры в 2007 году пирс, где лежат сивучи, огородили забором. Если раньше лежанка животных была ограждена лишь натянутой сеткой, то теперь на бетонном основании установлен деревянный забор", - заключает издание.
"Пюре с котлетой - очень даже праздничная еда!", - утверждает 21 февраля в своем номере газета "Рыбак Камчатки". Издание пишет, что День защитника Отечества традиционно считается главным мужским праздником в России. Отмечают его все представители сильной половины человечества, но в первую очередь все же те, кто носит по долгу службы погоны. "23 февраля пройдут праздничные мероприятия и на самом крупном сторожевом корабле Северо-Восточного пограничного управления Береговой охраны ФСБ "Воровском". В этот день питание на корабле тоже будет особенным. Праздничное меню составлялось загодя и обсуждалось всеми членами команды. Учтя все пожелания, кок "Воровского" Дмитрий Лотник согласовал ассортимент праздничных блюд с начальством. В окончательном варианте меню 23 февраля выглядит так: Завтрак - кофе со сгущеным молоком, печенье. Обед - салат "оливье", борщ, картофельное пюре с котлетой, яблочный сок. Ужин - винегрет с крабовыми палочками, тушеный картофель с мясом, сок. Вечерний чай - чай со сгущеным молоком, печенье", - сообщает газета.
"Возможно, кому-то это меню покажется слишком скромным. Но матросы "Воровского" так не считают. Для них в меню включены самые вкусные (по их мнению), домашние блюда - те, которые им готовили дома "на гражданке". На "Воровском" кормят сытно, но мамины котлетки матросы вспоминают часто. Да и на завтрак в обычные дни подают не сгущенку с печеньем, а обычные бутерброды из хлеба с маслом. Соответственно, и весь праздничный день кок Дмитрий Лотник проведет на камбузе. Намолоть фарша на 80 котлет, нарезать овощи для 80 порций салата и сварить борщ из расчета на 80 тарелок совсем непросто. Правда, опыт у Дмитрия имеется. Еще до призыва на службу, он учился в школе поваров города Владимира. Технологию приготовления пищи там изучил основательно, но готовить обед в емкостях такого огромного размера, как на "Воровском", Диме до службы не приходилось. Чтобы все успеть, Дмитрию придется встать на час раньше, чем остальным. И, несмотря на это, хлопоты по приготовления праздничных блюд займут у кока почти весь день 23 февраля. Так что посмотреть праздничный концерт ему вряд ли удастся", - пишет издание.