"Красноярск должен стать центром притяжения всех жителей России": Интервью губернатора Красноярского края Александра Хлопонина
15-16 февраля проходил V Красноярский экономический форум, важнейшим событием которого стало выступление первого вице-премьера правительства РФ Дмитрия Медведева, который озвучил на форуме экономическую составляющую своей предвыборной программы. Об итогах форума корреспондент ИА REGNUM-KNews побеседовал с губернатором Красноярского края Александром Хлопониным.
ИА REGNUM-KNews: Сначала Владимир Путин представил свою программу перед выборами в Госдуму, а потом уже и Дмитрий Медведев презентовал президентскую именно в Красноярске. На ваш взгляд, с чем связано такое внимание к региону со стороны руководства страны?
Красноярский край - один из самых бурно развивающихся регионов России. В 2007 году по темпам роста объема инвестиций мы опередили всех - и Москву, и Петербург, и наши нефтегазовые округа.
Кроме того, именно в Красноярске в последние годы был предложен ряд эффективных решений застаревших политических, экономических и социальных проблем. В частности, мы наглядно, на практике продемонстрировали все преимущества и риски объединения нескольких субъектов Федерации, представили идеологию новой индустриализации Сибири и механизм частно-государственного партнерства.
Поэтому решение представить основные направления экономической политики России на среднесрочную перспективу в регионе-лидере, регионе-новаторе выглядит вполне логично.
ИА REGNUM-KNews: Прошел экономический форум. Какие основные его итоги для Красноярского края вы можете обозначить? Какие мероприятия форума, на ваш взгляд, были ключевыми?
Проходных мероприятий на V Красноярском экономическом форуме не было. Были подписаны крупные соглашения, достигнуты договоренности о совместной работе над целым рядом перспективных проектов, реализованы масштабные социальные инициативы.
Однако доклад Дмитрия Медведева выделялся даже из этого ряда. Не буду касаться содержательной части выступления первого вице-премьера - его не раз излагали самым тщательным образом. Хочу высказать личные впечатления. На форуме Дмитрий Медведев мыслил масштабно, держался уверенно, говорил убеждено - как человек думающий и выстрадавший свои убеждения. Чисто по-человечески это подкупает.
ИА REGNUM-KNews: Как в связи с положениями его доклада будут корректироваться инвестиционная и социальная политика региона?
Произойдут не глобальные изменения, а перемены в масштабах наших планов. Все 4 "И" Дмитрия Медведева - инфраструктура, инновации, инвестиции, институты - в той или иной степени уже реализуются на территории края.
Сибирский федеральный университет, который помимо подготовки высококвалифицированных специалистов, будет заниматься разработкой и внедрением в производство новейших наукоемких технологий, создание 12 современных центров подготовки рабочих кадров, масштабная программа модернизации автомобильных дорог, строительство сразу нескольких железнодорожных магистралей, трех крупных медицинских и спортивных центров. Это далеко не полный перечень проектов, которые точно вписываются в представленные первым вице-премьером приоритеты развития. Может быть, поэтому Дмитрий Анатольевич Медведев вновь подтвердил свое согласие возглавить попечительский совет СФУ.
Финансирование этих направлений экономической политики из федерального бюджета заметно вырастет. У нас достаточно идей, которые нужно довести до уровня бизнес-проектов и представить для включения в федеральные программы.
Также хочу обратить ваше внимание, что все четыре соглашения, подписанные Советом администрации края на V экономическом форуме, можно назвать иллюстрацией для четырех "И" Дмитрия Медведева. К примеру, компания МТС намерена в течение трех лет вложить в технологическую модернизацию своей сети в Красноярском крае около четырех миллиардов рублей. Основные направления - обеспечение высокоскоростного мобильного доступа к интернету по доступным тарифам, строительство сети мобильной связи третьего поколения. При этом МТС будет использовать самое современное оборудование, произведенное на Железногорском НПО ПМ прикладной механики имени Решетнева. В одном проекте и инновации, и инвестиции, и инфраструктура.
Кроме того, был подписан еще ряд соглашений, в частности - о социально-экономическом сотрудничестве между ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" и администрацией края, соглашение о сотрудничестве между администрацией края и ОАО "ГидроОГК". Могли бы вы кратко обозначить цель этих соглашений и рассказать об их социальных и экономических последствиях для региона?
Соглашения с СУЭК и ГидроОГК мы подписываем уже несколько лет подряд. Должен заметить, что все взятые на себя обязательства менеджмент этих компаний выполняет безукоризненно. Более того, они активно участвуют в реализации различных социальных проектов.
СУЭК в 2008 году выделяет на это 50 млн. рублей. Мы рассчитываем, что совместными усилиями с компанией и еще рядом предприятий уже в сентябре этого года наконец-то закончить переселение жителей поселка Дубинино из аварийного жилья в новые дома. Кроме того, средства СУЭК будут направлены на строительство дорог, финансирование различных проектов в сфере медицины, культуры и спорта.
ГидроОГК выделило на реализацию социальных проектов в Красноярском крае - здравоохранение, культуру и спорт - 35 млн. рублей, однако эффект будет не менее впечатляющим.
ИА REGNUM-KNews: Предполагалось, что на форуме должен был быть подписан меморандум о строительстве Северо-Сибирской железной дороги. Проект новый, о нем не очень много известно. Могли бы рассказать о нем? Поскольку подписание меморандума было отложено, скажите, когда ожидается его подписание?
Это обычная техническая задержка. Один из глав регионов, который должен был подписать это соглашение, по объективным причинам не смог приехать в Красноярск. Мы рассчитываем подписать это соглашение до конца марта.
Строительство Северо-Сибирской железной дороги - проект действительно стратегический. Фактически это второй БАМ, однако в отличие от Байкало-Амурской магистрали Северо-Сибирская железная дорога будет работать весьма интенсивно. Только по красноярской ее части ежегодно будет перевозиться до 10 млн. тонн леса и лесоматериалов, до 5 млн. тонн глинозема и значительные объемы нефтепродуктов. Это уже гарантированная нагрузка.
Предполагается, что строительство Северо-Сибирской магистрали позволит приступить к промышленному освоению целого ряда крупных месторождений полезных ископаемых как минимум в четырех регионах - Красноярском крае, Иркутской и Томской областях, Ханты-Мансийском автономном округе.
Проект чрезвычайно сложный (более 2 тысяч км по сложному рельефу!) и дорогой. Стоимость строительства Северо-Сибирской магистрали в действующих ценах составляет более 230 млрд. рублей. Именно поэтому главы всех четырех регионов решили работать над его реализацией совместно.
ИА REGNUM-KNews: Александр Геннадьевич, одной из важных тем форума стало создание Красноярской агломерации. Какие риски, по вашему мнению, существуют? Какие пути решения вы видите?
Создание Красноярской агломерации - один из ключевых проектов среднесрочной программы социально-экономического развития нашего края. Хочу сказать - правительство и лично Дмитрий Медведев согласились с нашей точкой зрения, и сейчас мы совместными усилиями готовимся к его реализации.
В чем суть? Даже самая огромная зарплата не сможет удержать человека, если он находится в неблагоприятном социокультурном окружении. Новое качество жизни невозможно построить в разваливающейся хрущевке, на разбитой дороге, в отсутствие театров, библиотек, выставок, музеев, интенсивной духовной и культурной жизни.
Красноярск - столица нашего края - должен стать центром притяжения не только для сибиряков, но и всех жителей России. А для этого нужны новые решения, новые идеи и на очень длительную перспективу.
Наши города, как и многие другие, развивались довольно хаотично. Поэтому "Красноярск-2020" - это в первую очередь новый современный генплан, который не станет препятствием для развития и через 50 лет.
ИА REGNUM-KNews: Интересует ваше отношение к заключительной стадии проекта - проведении в краевом центре Всемирной выставки-2020. Нужна ли нам эта выставка, в случае если будет принято решение о ее проведении в Красноярске, хватит ли у города ресурсов для этого?
Хотите, я вас немного напугаю? Обычно на мероприятия такого уровня, как Всемирная выставка достижений человечества, приезжает порядка двадцати миллионов человек. Чтобы был понятен масштаб, еще одна цифра - на V Красноярский экономический форум приехало чуть больше 2 тысяч человек.
Поэтому для нас проведение ЭКСПО-2020 - не самоцель, это ориентир, лакмусовая бумажка, которая поможет нам понять, что еще нужно сделать, чтобы Красноярск стал одним из самых привлекательных для жизни городов мира.
ИА REGNUM-KNews: Многие считают, что красноярский форум стал переговорной площадкой для бизнеса и политики. По вашему мнению, насколько это суждение справедливо, как это доказал прошедший форум?
Красноярский экономический форум действительно стал площадкой, где представители государства Российского, крупного отечественного и зарубежного бизнеса, международного экспертного сообщества обсуждали наиболее актуальные проблемы нашей экономики. Именно в ходе такого заинтересованного обсуждения был выработан столь эффективный механизм реализации крупных инвестиционных проектов как государственно-частное партнерство.
ИА REGNUM-KNews: Несмотря на высокий статус экономического форума, очевидно, есть какие-то упущения и недоработки, которые не позволяют мероприятию развиваться в полной мере. Скажите, какие недостатки вы увидели на минувшем форуме?
Подавляющая часть недостатков, упущений, недоработок носила рабочий характер и, как правило, связана с нехваткой опыта проведения подобных мероприятий у персонала. Думаю, что нам под силу устранить их уже в следующем году.
Сложнее с другим. В Красноярске по-прежнему недостаточно развита инфраструктура. Для проведения столь масштабных мероприятий, как международный экономический форум, необходимо больше комфортных гостиниц и деловых центров, нужно строить хорошие автомагистрали, тщательно продумать организацию дорожного движения, системы общественного питания и культурного досуга.
Красноярск в его нынешнем виде просто физически не сможет решить эту задачу - элементарно места не хватит. Именно поэтому вместе с администрацией города сейчас идет такая серьезная работа над проектом Красноярской агломерации.
ИА REGNUM-KNews: Президент "Роснефти" Сергей Богданчиков заявил на форуме, что, если акции КНП выставят на продажу и их цена будет адекватной, компания готова будет участвовать в торгах. Так будет или нет продан КНП и если да, то каким может стать пакет и какова его примерная цена?
Мы получили предложение компании "Роснефть" о продаже крупного пакета акций АО "Красноярскнефтепродукт". Сейчас мы его изучаем, как и любое другое предложение, к нам поступающее.