Украинский еженедельник "Зеркало недели", первым заместителем главного редактора которого является супруга экс-министра обороны, ныне главы профильного комитета Верховной рады Анатолия Гриценко Юлия Мостовая, опубликовал статью Татьяны Силиной "Как Тимошенко слила НАТО и влилась в Поток". Материал посвящен анализу итогов визита главы Кабинета министров Украины Юлии Тимошенко в евроатлантическую столицу Брюссель, и на первый взгляд, может показаться довольно грубым и достаточно популистским "наездом" на позиции премьер-министра Украины со стороны президентской команды. Логика в таком наезде, выпячивающем Виктора Ющенко в качестве главного апологета скорейшего вступления Украины в НАТО, могла бы и быть. Однако, учитывая нюансы взаимоотношений, складывающихся между Ющенко и Гриценко после отставки последнего с поста министра обороны, а также характер издания, в котором была опубликована эта весьма симптоматичная статья, стоит предположить, что интрига материала глубже. Она не может быть объяснена исключительно с точки зрения непрекращающейся закулисной борьбы между членами украинского "политикума". Предлагаем читателю авторский текст Татьяны Силиной с комментарием главного редактора ИА REGNUM Вигена Акопяна.

Татьяна Силина. Как Тимошенко слила НАТО и влилась в Поток

Если у нашей страны и были какие-то шансы получить План действий относительно членства в НАТО (ПДЧ) на саммите Альянса в Бухаресте в апреле этого года, то после визита Юлии Тимошенко в Брюссель они растаяли окончательно. В который раз выбор пути развития страны и реализация одной из ее стратегических задач оказались заложниками достижения целей личных, а конъюнктурное решение одного человека одним махом перечеркнуло результаты многомесячной работы десятков людей.

ИА REGNUM Автор (и стоящее за ним украинское лобби НАТО) предполагает, что и выбор "пути развития" Украины, и "реализация одной из ее стратегических задач" делается либо одним человеком, либо "многомесячной работой десятков людей". В таком случае непонятны претензии автора: если всё так зыбко и субъективно, то о каких интересах народа и страны можно говорить? Теперь понятно, почему, по мнению лобби НАТО, ни в коем случае нельзя проводить референдум об отношении населения к вступлению в НАТО.

И в этом смысле роль Юлии Тимошенко в истории развития отношений Украины с НАТО мало чем отличается от роли Виктора Януковича, посетившего штаб-квартиру альянса осенью 2006 г. и сорвавшего получение Украиной ПДЧ на саммите в Риге. Правда, Виктор Федорович был последовательнее в своих действиях, и никаких писем на имя натовского генсека вместе с президентом и спикером не подписывал...

ИА REGNUM О последовательности Януковича пора слагать легенды. Будь он последователен в своих действиях, Тимошенко вообще не оказалась бы в Брюсселе в должности премьер-министра.

Юлия Владимировна свою подпись под известным "письмом трех" поставила и, судя по всему, решила, что на этом ее обязательства, зафиксированные в коалиционном соглашении относительно натовского вопроса, заканчиваются. Роль агитатора и пропагандиста евроатлантического будущего Украины - не для претендента на пост президента, стремящегося получить 50% плюс один голос населения страны, народу которой в память запало отношение к НАТО, сформулированное газетой "Правда".

ИА REGNUM Ассоциации о НАТО, до сих пор навеваемые автору статьи советской газетой "Правда", для всех остальных уже давно и ежедневно по всем медиа-каналам освежаются "героической" новейшей историей Альянса - в Сербии и Афганистане, а ключевых членов Альянса - и в Ираке. Если автор думает, что больше половины граждан Украины живет информацией советской газеты "Правда" образца 1970-1980-х гг., то, во-первых, не слишком лестно оценивает умственные способности украинского общества, а во-вторых - не слишком удачно демонстрирует собственные способности... Нужно быть очень неудачливым лжецом, чтобы уверять читателей, что история НАТО завершилась с распадом СССР и смертью советской газеты "Правды". В том-то и дело, что созданный для борьбы против СССР, сегодня Альянс ищет (и находит) себе новые цели (и новый расходный материал). Значит, его целью была отнюдь не только борьба против СССР.

Несмотря на вполне четкие директивы главы государства, выданные премьеру накануне визита в Брюссель, встречи с генсеком НАТО и членами Североатлантического совета в ее официальной программе не значились.

ИА REGNUM Откуда автору известно о характере директив главы государства? Уж не глава ли государства поделился? Нет ли здесь предмета для контрразведывательного расследования, в том числе и силами НАТО?

Вместо Тимошенко посетить штаб-квартиру альянса собирался вице-премьер по вопросам евроинтеграции Григорий Немыря. По информации "ЗН", накануне отлета и премьер, и его зам упорно избегали звонков с Михайловской. Руководству МИД пришлось приложить немало усилий, чтобы напомнить главе правительства суть президентских директив. Тем не менее, интрига сохранялась до последних часов визита. ИА REGNUM Нет, директивами поделился с автором не глава государства. Информация исходила из министерства иностранных дел, при министрах Тарасюке и Огрызко - наиболее ангажированного США украинского ведомства. Значит, НАТО эту утечку расследовать не будет. Зачем расследовать то, что и так прозрачно?

И, несмотря на полученные утром во вторник заверения Г.Немыри, что Тимошенко проведет-таки "протокольную встречу" с генсеком НАТО, вечером журналисты, уже сидевшие в самолете в ожидании премьера, все еще гадали: не выпрыгнула ли Юлия Владимировна по дороге из машины, лишь бы не оказаться в штаб-квартире НАТО, или не осталась ли она ждать Немырю в авто, пока тот вместо нее повстречается со Схеффером и послами стран-членов альянса.

ИА REGNUM Немыре вместе с журналистами следовало бы попробовать силой вытащить Юлию Владимировну из авто? Судьба Украины того стоила. Да и Схеффер бы не удивился.

Для подобных подозрений было достаточно оснований: на протяжении всего визита и сама Юлия Владимировна, и члены ее команды всячески избегали вопросов по поводу встреч в НАТО и тем более по ПДЧ. Попытка же Григория Немыри объяснить изначальное отсутствие в программе премьера посещения штаб-квартиры альянса трудностями согласования графиков еврокомиссаров, натовского генсека и чрезвычайной насыщенностью программы визита не могла удовлетворить даже тех, кто вовсе не искушен в дипломатических тонкостях. Потому что обычно, если программа получается слишком напряженной, то визит просто продлевают на один день. Если же этот день в графике премьера выкроить было никак нельзя, то "насыщенность" можно было уменьшить за счет многочисленных интервью, розданных Юлией Владимировной западным СМИ, которые оказались для украинского премьера важнее государственного вопроса стратегического значения - евроатлантической интеграции. В конце концов, достаточно внимательно изучить программу визита, чтобы понять: поскольку у Тимошенко уже была встреча с первым лицом Еврокомиссии - ее президентом Ж.М.Баррозу, то встречу с вице-президентом ЕК Ф.Фраттини вполне мог провести вице-премьер Немыря, а на запланированную на это же время встречу с первым лицом руководства НАТО логично было бы поехать самой премьер-министру. Так что дело вовсе не в графиках. А в позиции Тимошенко по натовскому вопросу. И, видимо, не случайно накануне ее поездки в Брюссель замглавы секретариата президента А.Чалый публично подчеркнул обязательность выполнения директив главы государства официальным делегациям для всех должностных лиц, уполномоченных представлять на переговорах наше государство. При этом был сделан акцент: "импровизации во время двусторонних встреч допускаются, но исключительно в рамках президентских директив".

ИА REGNUM Видимо, не случайно. К Конституции и законам апеллировать уже не модно. На их место пришли универсалы, коалиционные соглашения, директивы. Стоит ли удивляться, что теперь всё зависит уже просто от "импровизации".

Однако, несмотря на предупреждения Банковой, импровизации были. Согласно директивам, на встрече с генсеком НАТО премьер должна была подчеркнуть не только важность углубления диалога Киева с альянсом, но и "положительные ожидания относительно рассмотрения последних украинских инициатив" (то есть просьбы присоединиться к ПДЧ) на саммите в Бухаресте.

ИА REGNUM Сложно представить Юлию Тимошенко, следующую директивам Банковой. Примечательно, что автор не указывает, что директивы были выданы непосредственно со стороны Ющенко. Можно предположить наличие и второго центра выработки таких директив в Секретариате президента.

"Важность углубления" Юлия Владимировна-то подчеркнула, да только в рамках Интенсифицированного диалога. Тем самым, по сути, дав понять, что в присоединении к ПДЧ лично она не заинтересована. В рамках же Интенсифицированного диалога Украина находится уже почти три года, причем тесными для нее они были изначально. И новое качество сотрудничеству с НАТО мог придать как раз ПДЧ. Но в присоединении к этому Плану для Украины было бы главным даже не столько развитие отношений с НАТО, сколько подразумеваемые им глубокие реформы во всех сферах и помощь в их осуществлении со стороны альянса. Юлия Владимировна такой возможности Украину на ближайшее (?) время лишила. А ведь она при желании могла сделать очень многое. С ее харизмой, энергией, страстностью и умением убеждать она могла повлиять на мнение не только генсека НАТО и послов стран-членов организации (кстати, специального заседания Североатлантического совета с Украиной так и не было - ни с участием Тимошенко, ни с участием Немыри). Тимошенко, пожалуй, могла бы переубедить даже некоторых первых лиц государств, скептически относящихся к украинским евроатлантическим амбициям. Могла бы, но не хочет.

ИА REGNUM Судя по всему, именно миссия Тимошенко по переубеждению "некоторых первых лиц" европейских государств должна была стать ключевой. В этом заключается огромный интерес США по поддержанию жизнеспособности НАТОвской бюрократии. Напротив, европейские государства, в том числе Германия, Франция и некоторые другие уже вполне вкусили плоды членства Польши и стран Прибалтики, они прекрасно осознают насколько опасно дальнейшее расширение Альянса за счет Украины и Грузии. Европейский союз, уже предпринимающий попытки создания альтернативной европейской системы безопасности, в том числе, не исключая и участия в этой системе России, рассчитывает таким образом ослабить влияние США. Задача Европы - вывести стратегические вопросы своей безопасности из контекста американо-российской конкуренции. В данном случае газета "Зеркало недели", принадлежащая одной из американских медиа-корпораций, довольно прозрачно лоббирует интересы Вашингтона в вопросе дальнейшего обрастания НАТО балластом в виде постсоветских государств, некоторые из которых участвуют в территориальных и этнических конфликтах. Это еще больше сузит простор для маневра европейских государств, лидеры которых как раз и негативно оценивают перспективы военно-политического партнерства с Киевом. С другой стороны, Юлия Тимошенко, несмотря на свое прозападное рвение, также не заинтересована в ускорении рассмотрения этого вопроса. Интенсификация движения Украины в состав НАТО приведет к необходимости решения многих социальных, экономических и политических задач. А это, в свою очередь, потребует от украинского правительства изменения стиля и подходов управления, обусловит проведение большой работы в вооруженных силах, что никак не вмещается в представления Юлии Тимошенко и ее команды о комфортных условиях существования. Тимошенко понимает, что в текущих условиях разговоры о вступлении в НАТО станут серьезным дестабилизирующим фактором (и совсем не из-за газеты "Правда") и усиления конфронтации с Россией. Высокие риски неприемлемы для Юлии Тимошенко. В последний период взамен темы НАТО Украине и ее политической элите предложена более сложная и опасная тема - сотрудничество с США в наращивании их военного присутствия в Черном море. США и Великобритания пытаются "привязать" НАТО к осуществлению планов по усилению присутствия вооруженных сил Запада в Черноморском бассейне, но это не находит должной поддержки у европейских партнеров по альянсу. Позиция Турции в отношении этих планов выглядит откровенно враждебной. Наконец, не только очевидна, но и открыто обсуждается в Европе та простая уловка, которая стоит за американским проектом приглашения Украины в НАТО: членство в Европейском союзе Украине не светит, значит, интеграция Украины в НАТО-без-ЕС - удобна и для возложения главных расходов по этой интеграции на Украину, и для "связывания" отдельной от США европейской инициативы. Без большой натяжки можно сказать, что евроатлантическая интеграция Украины - точно такой же инструмент "сдерживания Европы", как и евроатлантическая независимость Косово. Само даже теоретическое сравнение Украины с Косово достаточно точно показывает место, которое отводится ей в том, проекте с которым так "не справляется" Тимошенко.

Озвучиваемые ею на всех брюссельских встречах и пресс-конференциях аргументы таковы: натовский вопрос слишком болезнен для нашей страны, он вызывает большие внутриполитические осложнения и раскалывает украинское общество. Поэтому "углубление отношений с НАТО должно проходить не революционным, а эволюционным путем - шаг за шагом". И на нынешнем этапе Украине нужна публичная многосторонняя дискуссия относительно участия страны в коллективных системах безопасности, а также широкая информационная кампания касательно НАТО.

ИА REGNUM Достаточно трезвый подход в текущих условиях.

Но при этом Юлия Владимировна ни разу не высказала своего личного мнения ни по поводу НАТО, ни по поводу того, должна ли Украина стремиться стать его членом.

ИА REGNUM А причем здесь её личное мнение? Только что претензии к Тимошенко предъявлялись из-за несоответствия статусов при встречах в Брюсселе. А "письмо трёх" Тимошенко тоже должна была подписать "в личном качестве"? Видно, автор на самом деле остаётся истинным читателем "Правды": только самому упёртому коммунисту мало должностного подчинения "линии партии", ему надо ещё и "личное мнение", и справка от психотерапевта. Осталось лишь ждать - как скоро подчинится Тимошенко этой психотерапевтической дисциплине.

Даже в Европарламенте, демонстративно стараясь отвечать на все вопросы более чем благосклонно принимавших её евродепутатов, ЮВТ проигнорировала вопрос представителя Болгарии, наивно поинтересовавшегося, может ли Тимошенко в ходе этой описываемой ею "публичной и многосторонней дискуссии" лично обратиться к украинскому народу и пояснить, что вступление в НАТО - в его, народа, интересах. Но мы и сами знаем ответ: не может. Потому что это не в ее, Тимошенко, интересах.

ИА REGNUM Автор статьи обвиняет Юлию Тимошенко в том, что та не предпринимает шагов, противоречащих ее личным интересам! Более того, в самом начале статьи утверждалось, что пойди премьер-министр на подобный шаг, она не получит поддержки и половины граждан страны. Значит это и не в интересах, во всяком случае, доброй половины её народа.

В Брюсселе, отвергая возможность для Украины присоединиться к ПДЧ в Бухаресте, она шла своим "эволюционным путем - шаг за шагом". Один шаг - в сторону Москвы, куда ей придется ехать через три недели и на два фронта вести борьбу за смену схемы газопоставок. Второй шаг - в сторону Партии регионов, поддержка которой ей, не исключено, очень скоро потребуется в борьбе с президентом. Третий шаг - на электоральный Восток, чьи симпатии ей как воздух нужны для реализации главной цели...

ИА REGNUM Совершенно адекватное с электоральной точки зрения поведение Юлии Тимошенко. И разве не та же электоральная цель преследовалась столь дорогим автору секретариатом Ющенко в проекте формирования "большой коалиции" с Януковичем, а теперь - в проекте формирования "малой коалиции" главы секретариата Балоги с альтернативными лидерами "регионалов" Ахметовым и Колесниковым.

Президент Ющенко теперь изо всех сил пытается исправить ситуацию, в том числе и с помощью уходящего главы Белого дома. Но сколько бы он ни повторял красивые фразы о том, что "Украина последовательно идет к достижению своей стратегической цели - полной интеграции в НАТО", у международного сообщества есть все основания сомневаться в этой "последовательности". Украинский политикум по-прежнему демонстрирует полное непонимание того, что собой представляет альянс и, главное, что может дать Украине членство в нем. Какая информационная работа с населением может проводиться властью, которая сама не знает, зачем ей НАТО? Кто и с кем будет дискутировать - Тимошенко с Богословской и Витренко? Одним письмом с "подневольными" подписями, к тому же отправленным в Брюссель с нарушением элементарной этики международного общения, в необходимости ПДЧ для Украины НАТО не убедить. Для этого нужна ежедневная и кропотливая работа, а не шумные спорадические акции. В Брюсселе отмечают все нюансы "последовательного" движения Украины к НАТО: и продолжающуюся политическую неразбериху, и недовыполненный в 2007 г. Целевой план (подписанный президентом лишь в июне минувшего года), и отсутствие ЦП на год текущий, и президентская кадровая политика в сфере обороны и безопасности, и отсутствие в течение нескольких месяцев главы миссии Украины при НАТО, и... В общем, прав Ющенко: лучше не словом, а делом. Но теперь, похоже, речь о ПДЧ всерьез может зайти только после наших президентских выборов. Когда появится время неконъюнктурно действовать и думать о стране.

ИА REGNUM Тон и оценки, приведенные в этом пассаже, снимают все сомнения в том, что материал подготовлен либо инструкторами НАТО в МИД Украины, либо же самими экспертами из американо-британской группы интересов в НАТО. Допускаются тезисы, к которым не может быть причастна ни украинская журналистка, ни, тем более, секретариат Ющенко. Автор статьи жёстко и холодно оценивает рвение Ющенко не потерять поддержку Вашингтона. Более того, по всей видимости, президент Украины действительно запрашивал поддержку Буша. Критика "политикума" за недостаточно адекватное понимание сути и смысла Североатлантического альянса вполне объективна. Однако истеричный характер этой критики свидетельствует, что группа, представляющая в НАТО интересы уходящей республиканской администрации Буша, а также их украинские проводники, пребывают в цейтноте (украинский президент, видимо, вовсе не хочет "уходить вместе с Бушем"). Недавно глава Белого дома выступил перед Конгрессом в последний раз. При этом он особо акцентировал прогресс в деле экспорта демократии и напомнил в этой связи успехи, достигнутые Грузией и Украиной. В условиях критического дефицита успехов за время правления Буша на международной арене, да и во внутренней политике, Белый дом рассчитывает хоть как то подсластить пилюлю, рапортовав об "окончательном отрыве от России" двух больших кусков в виде Украины и Грузии. Свидетельством такого "отрыва" может стать вступление этих двух стран в стадию переговоров о членстве в НАТО. В этом плане референдум в Грузии был проведен молниеносно. Но Грузия без Украины не интересует США. Задача в том и состоит, чтобы привести эти две страны, территорию которых и предполагается использовать для откачки энергоносителей из Средней Азии в обход России (об этом ниже), к порогу НАТО одновременно. Это, по замыслу американских стратегов, станет убийственным ударом в дышло России. Если приплюсовать сюда и планы в отношении Черного моря, замысел контроля над южным стратегическим направлением становится более чем очевидным.

Ради справедливости заметим, что свою европейскую программу Юлия Владимировна отработала блестяще. Она потешила самолюбие Брюсселя тем, что он оказался первым в ее списке зарубежных визитов. И затронула нужные струны в душах сентиментальных европейцев, напомнив им о временах Майдана. Создав нужную атмосферу, ЮВТ в полной мере воспользовалась своим даром, и, подобно царю Мидасу, превращавшему в золото все, к чему прикасался, заставила заиграть новыми, более яркими красками многие темы, давно обсуждаемые Киевом и Брюсселем. Более того, она сделала из них для широкой публики громкие ньюсы, а для еврочиновников и евродепутатов придала этим вопросам особое значение и важность. В Брюсселе Тимошенко успела: первой принять поздравления с завершением переговоров о вступлении Украины в ВТО; получить заверения в скорейшем начале переговоров о создании зоны свободной торговли с ЕС; услышать похвалу Украине за эффективную работу над новым усиленным соглашением с Евросоюзом, значительную часть которой стороны хотят завершить к сентябрьскому саммиту во Франции; получить поддержку в решении приграничных проблем с соседями Украины и пообещать убедить европейцев начать с Киевом переговоры о безвизовом режиме; постараться понравиться ЕСовским чиновникам, почему-то пообещав им отправить наших солдат в Чад

(ИА REGNUM здесь автор-правдист не особо переживает - в Чад, так в Чад - ничем не хуже, а, может быть, даже лучше Ирака и Афганистана)

заверить всех в существовании гармонии между президентом и коалицией; послать привет не в меру перстоуказующей Банковой, полушутя сказав о возможной коалиции с "Регионами"; расточить массу приторных комплиментов и нижайших благодарностей всем своим визави.

Но особое внимание Тимошенко - энергетическим вопросам. В Брюссель она приехала с предложением Евросоюзу рассмотреть его участие в проекте White Stream ("Белый поток"), предполагающем строительство нового газопровода для поставок газа из Каспийского региона в Европу через Украину и выполняющем также функцию диверсификации. Смелое предложение, поданное к тому же эффектно и убедительно. Однако широкой общественности был неизвестен тот факт, что это представители Евросоюза собирались обсудить с Тимошенко участие Украины в "Белом потоке". А саму идею проекта "кто-то повторил" еще до того, как ее взяла на вооружение команда премьера. Разработчиком трансчерноморского проекта транспортировки газа, о котором в прошлом не раз упоминалось со стороны Украины (но в основном в привязке к иранскому газу) стал международный консорциум, в который входят инжиниринговые и консалтинговые компании Pipeline Systems Engineering (PSE) и Radon-Ishizumi, где работает часть специалистов, известных своим участием в создании проекта "Голубой поток". Занимаясь поиском возможностей транспортировки голубого топлива из Каспийского региона, с идеей "Белого потока" (изначально называвшегося GUEU - по первым буквам латинского написания Грузия-Украина-Европейский Союз), специалисты консорциума впервые посетили Киев весной 2006 г. Однако вскоре в премьерское кресло вернулся Янукович, и предложения консорциума были положены его правительством под сукно. Но западные специалисты не сдавались. Они зарегистрировали в Великобритании GUEU-White Stream Pipeline Company и, проведя активную работу в Брюсселе и Вашингтоне, смогли заинтересовать тамошних представителей своим проектом. 11 мая 2007 г. на газовом форуме в Вене была проведена первая публичная презентация "Белого потока". Хотя на конференцию приглашалась и украинская делегация, в столицу Австрии НАКом было отправлено лишь письмо "поддержки", вызвавшее усмешки участников форума. Еще одна презентация проекта прошла совсем недавно - в октябре на саммите по вопросам энергетической безопасности в Вильнюсе.

ИА REGNUM Действительно, проект газопровода GUEU (в трактовке Тимошенко - "Белый поток") - идея не новая. Еще в декабре 2006 года в статье "Трансчерноморский трубопровод сможет доставить каспийский газ в Европу" проект подробнейшим образом презентовал известный лоббист американских интересов на Украине и за ее пределами Владимир Сокор. Главная задача аналитика состояла в том, чтобы убедить читателя (особенно азербайджанского и турецкого) в том, что GUEU ни в коем случае не является конкурентом азербайджано-турецких маршрутов БТД (Баку-Тбилиси-Джейхан) и БТЭ (Баку-Тбилиси-Эрзрум), а также амбициозного европейского проекта NABUCCO. Насколько это удалось автору, судить сложно. Во всяком случае, некоторая маргинализация этого проекта (так, как он представляется в Брюсселе и трудах White Stream Pipeline Company) налицо.

Согласно презентационным материалам, газопровод "Белый поток" станет ответвлением от Южно-Кавказского трубопровода. Предполагается, что на первом этапе по нему будет идти газ из азербайджанского месторождения Шах-Дениз (8 млрд. кубометров в год), второй и третий этапы усматривают использование месторождений Восточного Каспия (Казахстан, Туркменистан), а оптимистические расчеты говорят о возможности в конечном счете поставлять в Европу дополнительные 32 млрд. кубометров газа ежегодно. Начинаясь на территории Грузии и выходя на побережье Черного моря в районе Супсы, "Белый поток" далее должен пройти по дну моря в одном из двух альтернативных направлений - в сторону либо украинского Крыма, либо в Румынии.

ИА REGNUM Итак, вся суть "амбициозного" проекта заключается в том, чтобы врезаться в азербайджано-турецкую трубу на территории Грузии и выкачивать газ, поступающий с месторождения Шах-Дениз на запад - по Черному морю. Этот проект затрагивает не столько интересы России (ее интересы здесь вообще не причем), сколько нарушает всю логику турецких планов. Грубо говоря, США и ЕС решили выкачивать газ прямо и из-под турецкого "носа", явно демонстрируя противодействие усиливающейся транзитной роли этой страны. И Украина взялась быть исполнителем антитурецкой затеи. Чтобы разобраться, насколько этот план жизнеспособен и как он повлияет на интересы Анкары, стоит только обрисовать текущий потенциал месторождения Шах-Дениз, поскольку перспективы второго этапа - выкачивания газа из Казахстана и Туркменистана - еще более призрачны. О них можно будет говорить только после того, как эти страны реально заявят о готовности прокладывать трубу по дну Каспия, но пока речь идет лишь о прикаспийском проекте - трубе по российскому побережью Каспийского моря - договоренность вокруг которого достигнута между Москвой, Ашхабадом и Астаной. Поставки газа с месторождения Шах-Дениз, заявленные запасы которого оцениваются в 1,2 трлн кубометров, планируется осуществить в две стадии. В рамках первой стадии проекта ежегодный объем добычи составит около 8,8 млрд куб. м газа. Реализация второй стадии увеличит добычу на месторождении до 20 млрд. куб. м. То есть, говоря о том, что на первом этапе газопровод "Белый поток" будет переправлять с месторождения Шах-Дениз в направлении Украины 8 млрд. кубометров газа в год, автор предполагает, что Грузия и Турция, не говоря уже о конечных потребителях азербайджанского газа - а это Италия и Греция - обойдутся 800 тысячами кубометров? Что имеет в виду автор, говоря об "оптимистических расчетах", при которых через украинские ГТС "хлынет" 32 млрд. кубометров газа ежегодно - вообще трудно понять. Это уже не ответвление от Южно-Кавказского трубопровода мощностью 20 млрд. кубометров в год, а его полная замена с последующим расширением!

Преимущества украинского направления очевидны: в этом случае подводная часть трубопровода (прокладка которой чрезвычайно сложна технически и требует весьма значительных финансовых затрат) составит всего 630 км, а до румынского побережья газопровод придется тянуть под водой 1120 км. И если после прохождения всего лишь 250 км по территории Крыма и строительства отрезка в направлении Винницы "Белый поток" может быть подсоединен к украинской ГТС, то румынский вариант более затратный и технологически сложный.

ИА REGNUM Газ с месторождения Шах-Дениз добывается с 4 скважин. Участниками соглашения о долевом разделе добычи с "Шах-Дениз" выступают BP, Statoil, ГНКАР и другие. Главными заказчиками газа являются Турция и страны ЕС. Всем им особенно рискованно пускать этот продукт в безразмерные и подверженные несанкционированному отбору украинские ГТС. Уже лучше преодолеть лишних 400 км до Румынии по морю.

Подчеркивая преимущества "Белого потока", Тимошенко абсолютно верно говорила о том, что для этого проекта в Украине есть вся необходимая инфраструктура. Однако она ошибочно многократно называла этот проект конкурентным другому - "Набукко", умалчивая о реальной конкуренции в реализации самого White Stream со стороны Румынии, к преимуществам которой разработчики проекта и потенциальные экспортеры газа относят политическую стабильность, постоянство желания участвовать в проекте и, главное, ее членство в ЕС и НАТО как залог стабильности и постоянства.

ИА REGNUM Действительно, в случае реализации "Белого потока", говорить о конкуренции с NABUCCO мощностью 31 млрд куб м в год, будет излишним, поскольку излишним будет и сам этот проект. Последние договоренности России с Казахстаном и Туркменистаном, а также с Сербией и Болгарией, похоронили проект NABUCCO, как минимум, на долгие годы. Не стоит ожидать газа и со стороны Ирана, который, кстати говоря, на днях сам попросился в покупатели газа все с того же месторождения "Шах-Дениз".

В шуме, поднятом после брюссельских заявлений Тимошенко о горячем желании совместно с Евросоюзом построить "Белый поток", отчетливо слышны комментарии российских и пророссийских экспертов, называющих White Stream фантазиями и пиаром Тимошенко и обосновывающих невозможность реализации проекта. Так, например, "по самым скромным подсчетам" народного депутата Юрия Бойко, стоимость "Белого потока" составит 10-15 млрд. долл., а Европа, по его мнению, не заинтересована в финансировании проекта, конкурентного "Набукко". Поэтому спешим сообщить, что, по оценкам самих авторов проекта, реализация первого этапа "Белого потока" потребует куда меньших инвестиций - 2,5-3,5 млрд. долл. Что же касается заинтересованности европейцев, то прояснить ситуацию мы решили, обратившись к представителям Еврокомиссии. На вопрос "ЗН" "Насколько серьезны намерения Европейской комиссии в поддержке проекта "Белый поток" и участия Украины в нем, и готов ли ЕС выделять на него деньги?" помощник координатора ЕК по вопросам южных газотранспортных проектов коридора Восток-Запад Брендан Дэвлин ответил следующее: "White Stream - очень важный проект для Европейского Союза, и ЕС сейчас находится в процессе решения относительно его финансирования в рамках обеспечения устойчивости развития Центрально-Европейского региона. Причем этот проект очень важен с точки зрения безопасности энергопоставок как для Украины, так и для Евросоюза. Более того, ЕС рассматривает роль этого проекта в более широком контексте - формирования всего европейского газового рынка, особенно в Центральноевропейском регионе". Технически же финансирование проекта, по словам Б.Дэвлина, может осуществляться посредством финансовых инструментов реализации проектов создания единой трансевропейской энергетической сети.

ИА REGNUM Точку зрения господина "помощника координатора по вопросам..." сложно комментировать, поскольку она лишена какой-либо конкретики.

Прокомментировать перспективы "Белого потока" и его преимущества для Украины "ЗН" также попросило руководителя энергетических программ Центра "Номос" Михаила Гончара: -White Stream уж точно не выглядит фантастичнее, чем другие проекты морских газопроводов, например, того же "Южного потока", инициированного россиянами.

ИА REGNUM Действительно. Оба проекта фантастичны по своим масштабам. Разница между ними лишь в том, что проект "Южный поток" инициирован странами-поставщиками, а участие в нем транзитных государств и потребителей закреплено соответствующими договорами на высшем уровне. Проект осуществляется двумя гигантами мирового нефтегазового бизнеса - российским "Газпромом" и итальянским ENI. В случае с "Белым потоком" все обстоит ровным счетом наоборот. После первого же упоминания проекта на более или менее высоком уровне со стороны потенциального участника проекта, а по сути дела главного поставщика газа - Туркменистана - раздались лишь недоуменные заявления.

Более того, у него есть ряд преимуществ: часть инфраструктуры в виде Южно-Кавказского трубопровода, а также украинской ГТС уже существуют. Морской участок составляет 630 км, в то время как у "Южного потока" - 900 км. Реализация такого проекта важна для Украины с точки зрения диверсификации поставок газа. Реально - это единственный возможный проект с перспективой реализации до 2013-2015 года. К тому времени должны подоспеть и газовые ресурсы Восточного Каспия и Транскаспийский трубопровод, что позволит увеличить ресурсную базу проекта для наращивания поставок в Украину и транзита через Украину в Центральноевропейский регион ЕС на ІІ и ІІІ фазах развития проекта.

ИА REGNUM Эксперт прав: остается только надеяться, что газовые ресурсы Восточного Каспия и Транскаспийский трубопровод "подоспеют". Украина поставила себя в такое положение, что имеет право только рассчитывать на такие фантасмагорические перспективы как стремительное разрешение всех споров вокруг правового статуса Каспийского моря и отход Туркменистана и Казахстана от договоренностей с Россией и Китаем. Но даже ради заполнения ГТС Украины, которая после ввода в строй газопроводов Южный и Северный поток потеряет до 50% своей функциональности, такой сценарий кажется маловероятным.

"Белый поток" не альтернатива "Набукко", скорее его северо-западное ответвление. Нынешнему правительству Украины важно правильно позиционировать его. Представив проект как исключительную инициативу Украины, которой он не является, правительство быстро получило негативную реакцию из Туркменистана. White Stream может быть успешным только при синергии действий Украины, ЕС и каспийских стран, а также поддержке США. Если Тимошенко удастся на деле доказать европейцам и каспийским странам решительность нашей страны в обеспечении как собственной, так и европейской энергобезопасности и за время нахождения в премьерском кресле заложить прочную основу для реальной, а не вербальной диверсификации поставок энергоносителей в Украину, а также уменьшить энергетическую зависимость от России, ей можно будет простить многие прегрешения.

Вопросы энергетики были едва ли не главной темой всех встреч, проведенных Тимошенко в Брюсселе. Она твердо дала понять, что основная цель ее визита в Москву 21 февраля - "убрать между Украиной и Россией сомнительных посредников, убрать непрозрачные механизмы в сотрудничестве в вопросах поставок газа". Отвечая на вопрос европарламентариев по поводу РосУкрЭнерго, Тимошенко заявила: "Такая мощная структура, фактически монополизировавшая как внутренний, так и внешний рынок газа, не может существовать в Украине".

Что же касается цены на газ, то Юлия Владимировна сообщила, что будет удовлетворена своей поездкой в Москву в том случае, если там будет найден общий подход к формированию рыночной цены, из которой исчезнет политическая составляющая. По поводу же разногласий с президентом относительно необходимости поднять ставку за транзит российского топлива, Тимошенко заявила: "Мы едины в том, что оцениваем сегодня стоимость транзита газа как нерыночную". По ее глубокому убеждению, "стоимость транзитной ставки должна приближаться к европейской, как приближается к европейской цена российского газа на границе с Украиной". Но европейцы могут спать спокойно: Тимошенко заверила их в том, что украинское правительство не сделает ни одного непродуманного или рискованного шага, поскольку в полной мере осознает, что "стабильность транзита газа через Украину означает стабильность энергоснабжения Европы". Основным же мессиджем в "российском вопросе", который Юлия Владимировна старалась донести до каждого собеседника, стала следующая формула: "сбалансированные и гармоничные отношения с Россией Украина рассматривает как неотъемлемую часть интеграции в Европейский Союз".

Во время визита Тимошенко снова подняла тему необходимости создания донорской группы для сбора средств на реконструкцию и модернизацию украинской газотранспортной системы. Европейским Союзом в рамках программы TACIS за собственные средства уже была проведена оценка возможностей и состояния ГТС Украины. Планируется, что конференция доноров будет проведена во второй половине текущего года. А через две недели, 14 февраля, в Киеве состоится международная конференция на уровне министров иностранных дел стран-членов ЕС и государств Черноморского региона Black sea energy, на которую также прибудет и еврокомиссар по вопросам внешней политики и европейской политики соседства Бенита Ферреро-Вальднер, подтвердившая свое участие после встречи с украинским премьером. Дело за малым - необходимостью украинским лидерам выработать единую позицию в вопросах обеспечения энергетической безопасности страны...

ИА REGNUM Подводя итог, можно отметить, что в целом политический класс Украины полностью дезориентирован в том, что происходит вокруг неё в политико-экономической сфере и строит свою стратегию на смеси ученической "миссии" и циничной демагогии. Даже положительные оценки энергетической дипломатии Юлии Тимошенко, данные в этой антитимошенковской статье, обусловлены лишь осознанием практической бесперспективности озвученных ею в Брюсселе инициатив. Другое дело, что "Белый поток" - первый публичный антитурецкий проект США и ЕС, так неловко "засвеченный" высшим должностным лицом Украины. Какой ответ даст Анкара, позиции которой начали беспокоить некоторые западные державы? Украина и Турция являются естественными конкурентами в деле транзита энергоносителей из Азии в Европу, однако украинская сторона должна четко осознавать, что Анкара за последние годы - при активной поддержке президента Ющенко и блока "оранжевых" сил - обзавелась мощным ресурсом политического влияния на поведение Украины. Этим ресурсом является консолидированная татарская община Крыма. Любое неосторожное движение Киева в Закавказье, попытка монополизировать здесь евроатлантические интересы мгновенно подстегнет турецкую сторону к весьма конкретным шагам. Украина, вот уже четвертый год цементирующая взаимосвязь своей внутренней политики с конъюнктурой международной политики, рискует потерять контроль над реальной ситуацией, оказаться пешкой в глобальной игре, поставить под угрозу не только свою энергетическую безопасность (которой давно уже нет, а есть лишь интересы "посредников"), но и собственно перспективу существования в нынешнем виде.