Обзор СМИ Республики Казахстан за 21 января - 27 января

Причины и последствия аварии на шахте "Абайская". Недовольство горняков "Казахмыса": было или не было? Борьба с коррупцией: новый виток. Кадровые изменения: перестановка мест слагаемых. Казахстанская делегация в КНР. Российский претендент на Павлодарский нефтехимический завод. Нацбанк представил два варианта развития экономики РК. Взгляд со стороны: как сохранить лидерство в СНГ. Фондовый рынок РК: эхо лихорадки на мировых фондовых биржах. Причины отсутствия РК в Давосе.

День за днем

Авария на шахте "Абайская", входящей в состав меткомбината АО "Арселор-Миттал Темиртау", повлекла кадровые изменения в Министерстве чрезвычайных ситуаций. Пожалуй, впервые за многие годы понесли наказание чиновники. Так, сообщает "Литер", вице-министр по ЧС Валерий Петров, "...поздравляя горноспасателей за проявленное мужество в спасении горняков, пострадавших при взрыве метана в шахте "Абайская", заявил о кадровых перестановках в системе чрезвычайного ведомства. Приказом министра по ЧС освобожден от занимаемой должности начальник Карагандинского областного управления государственного контроля за ЧС и промышленной безопасностью Каирбек Куйкабаев". Поводом для увольнения стал "ненадлежащий контроль за безопасностью работ в шахте "Абайская", что привело к взрыву и 30 жертвам. Другой чиновник - глава республиканского комитета госконтроля за ЧС и промышленной безопасностью Нурахмет Бижанов - не стал дожидаться, когда очередь дойдет до него, и покинул занимаемый пост". Как пояснил изданию вице-министр ЧС, "решение об освобождении руководителя областного управления госконтроля за ЧС вытекает из предварительного заключения правительственной комиссии, в котором указана степень ответственности руководителей, нарушивших технологический режим".

И как сообщают СМИ, председатель правительственной комиссии Казахстана по расследованию причин взрыва в шахте "Абайская" компании "Арселор-Миттал Темиртау", глава МЧС республики Владимир Божко огласил заключение комиссии о причинах ЧП на указанной шахте. В этот раз в присутствии журналистов Божко назвал ряд должностных лиц шахты, по вине которых, по мнению комиссии, произошла трагедия. Таким образом, по словам Божко, "степень вины работников шахты - нуль процентов. Степень вины работодателя - сто процентов... В числе виновников также генеральный директор АО "Арселор-Миттал Темиртау" Сатиш Тапария, который не принял должных мер по безопасности работ в шахте, нарушил трудовой кодекс и контракт по добыче угля". Одновременно министр огласил 41 пункт, который адресован компании "Арселор-Миттал Темиртау" для исполнения в целях недопущения впредь подобных ЧП.

Вслед за шахтерами Карагандинской области после недавней аварии на шахте "Абайская" АО "Арселор-Миттал Темиртау" свои требования, по сообщениям некоторых СМИ, озвучили сотрудники горняки "Казахмыс". Однако руководство компании опровергло данное сообщение.

Как рассказывает "Начнем с понедельника", горняки шахты №65 рудника "Южный", принадлежащего корпорации "Казахмыс", подали заявку в акимат города и руководству корпорации на проведение забастовки, если их требования, состоящие из 13 пунктов, не будут выполнены. Работники корпорации выдвигают требования о повышении заработной платы, улучшении условий труда, стопроцентной оплате больничных, изменении сменной работы. Однако, уточняет издание, сообщение о претензиях казахмысовцев было опровергнуто как местной властью, так и корпорацией "Казахмыс". "В сообщении, поступившем от акимата г. Сатпаева (шахта № 65 рудника "Южный" находится в г. Сатпаеве), говорится: "С 21.01.2008 г. и по настоящее время каких-либо заявлений, заявок от граждан и юридических лиц по вопросам проведения забастовок и иных акций протеста в адрес акимата не поступало". В свою очередь руководство "Казахмыса" заявило, что "забастовки горняков Жезказганского региона не было. Отсутствуют даже "формальные подтверждения о том, что горняки собирались устроить забастовку". Но, по другим источникам, пишет газета, "забастовка все же имела место". "Об этом свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что ехавший на встречу с бастующими горняками член Конференции свободных профсоюзов Карагандинской области Павел Шумкин был задержан по подозрению в перевозке взрывчатых веществ".

В те же дни в Жезказгане с рабочей поездкой побывал президент Казахстана. Здесь Нурсултан Назарбаев поднял вопрос о социальной ответственности бизнеса. Как сообщает "Литер", открывая первый казахстанский форум по социальной ответственности бизнеса, глава государства и участники почтили минутой молчания память погибших горняков на шахте "Абайская" в Карагандинской области. По словам Назарбаева, сегодня в стране назрела необходимость принять принципы корпоративной ответственности бизнеса. При этом "задачей номер один для социально ответственного бизнеса является создание рабочих мест", считает глава РК. Кроме того, по мнению президента страны, к сфере ответственности предпринимателей относится уровень заработной платы, экологическая безопасность, повышение квалификации сотрудников и соблюдение техники безопасности на производстве. "Еще Нурсултан Назарбаев отметил, что в свою очередь государство поддерживает бизнес. В частности, это касается налоговых послаблений. Так, со следующего года НДС снизится на один процент". В настоящее время, по данным министра труда и социальной защиты населения РК Бердибека Сапарбаева, "...на поддержку социальной ответственности предприятия Казахстана тратят до 53 процентов своих средств, 35 процентов направляют на природоохранную деятельность и 10 процентов тратится ими на соблюдение безопасности труда и повышение квалификации сотрудников". В дополнение ко всему министерство труда выступает за принятие в Казахстане Национального кодекса по социальной ответственности бизнеса.

В конце минувшей недели на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры с участием президента страны вновь шла речь о борьбе с коррупцией. Руководитель надзорного органа страны Рашид Тусупбеков заявил о разработанном генпрокуратурой комплексе мер по борьбе с коррупцией. Глава генпрокуратуры сообщил, что проект указа о совершенствовании организационных и законодательных мер в сфере обеспечения законности и правопорядка, усиления борьбы с коррупцией нами уже разработан и внесен в правительство, рассказывает "Экспресс-К". В документе предусматрено наделение органов прокуратуры правом расследования должностных и коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов. На заседании пресса стала свидетелем перепалки между надзорным органом и финансовой полицией. По словам Рашида Тусупбекова, "изрядная часть дел, возбуждаемых Генпрокуратурой в отношении коррупционеров, не получает должного хода или же заканчивается символическим наказанием": "Финансовая полиция проявляет пассивность и не оказывает должного противодействия коррупции, - заявил генпрокурор. - Показатели ее работы формируют такие преступления, как служебный подлог и злоупотребление служебным положением. А получение взяток и хищение бюджетных средств составляют лишь небольшой процент от общего числа выявленных финполицией преступлений. При этом Рашид Тусупбеков обратил внимание на подозрительно высокую "прекращаемость коррупционных преступлений" в статистике финполиции. В прошлом году ею было прекращено 237 уголовных дел по фактам коррупции, что, по его мнению, "свидетельствует о незаконном привлечении к уголовной ответственности и ущемлении конституционных прав граждан". Со своей стороны председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Сарыбай Калмурзаев "тоже выразил неудовлетворенность судьбами многих дел, начатых его ведомством. В частности, он упомянул известное дело ВалютТранзитБанка, когда из-за проволочек часть имущества, принадлежавшего подследственным, удалось переоформить на других лиц. Произошло это, по словам Калмурзаева, из-за того, что Генпрокуратура два месяца не давала разрешения на арест главного фигуранта дела".

В "Литере" Сергей Злотников, исполнительный директор общественного фонда "Трансперенси-Казахстан", рассуждает о планах прокуратуры, в частности, намерении наделить органы прокуратуры правом расследования должностных и коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов. По мнению эксперта, "...основной функцией прокуратуры был и должен остаться надзор за соблюдением законности", и "главное, чтобы предлагаемое новшество плавно не перешло в основную функцию госоргана. В целом же, если органы прокуратуры будут заниматься еще и расследованием должностных и коррупционных преступлений, что впишется в системную борьбу с этими явлениями, эффект может быть хорошим". Злотников также отмечает наличие в стране госорганов, занимающихся борьбой с коррупцией - это финансовая полиция и КНБ. "А все необходимые антикоррупционные мероприятия уже отражены в Государственной программе по борьбе с коррупцией на 2006-2010 годы. У документа есть и координатор - администрация президента. Но, к сожалению, программа не исполняется, о чем неоднократно говорил глава государства". К тому же глава "Трансперенси-Казахстан" обращает внимание на то, что "за истекшие годы независимости Казахстан так и не присоединился ни к одному международному документу против экономической преступности. Мы лишь подписали Конвенцию по борьбе против транснациональной организованной преступности, но прошло уже 7 лет с того момента, а мы ее так и не ратифицировали. Поэтому огромные суммы из Казахстана переводятся в оффшорные зоны, преступники убегают, договоров о взаимопомощи с другими государствами у нас нет. За исключением, пожалуй, соглашения в рамках СНГ, которое работает не самым лучшим образом".

Судя по событиям, борьба с коррупцией в Казахстане вновь с подачи главы государства набирает новые обороты. Помимо госорганов этой проблемой займется крупнейшая партия "Нур Отан". Председатель партии Нурсултан Назарбаев в ходе встречи с представителями Национальной экономической палаты "Союз Атамекен" сообщил новость, что в филиалах "Нур Отан" будут созданы специальные советы по борьбе с коррупцией, рассказывают "Известия-Казахстан". По словам президента, "во всех филиалах партии "Нур Отан" будут соответствующие советы, с которыми можно будет сотрудничать. К этой работе будут подключены спецорганы нашей страны. Мы должны выводить на чистую воду тех, кто требует, и наказывать. Только так мы сможем поднять имидж страны и бороться с этим злом".

Отдел кадров

На прошлой неделе президент Казахстана произвел кадровые перестановки, коснувшиеся отдельных регионов, Администрации президента, ФУР "Казына", Агентства финансового надзора и партии "Нур Отан", на заседании бюро политсовета которой и было объявлено об изменениях. В результате их кресло руководителя Администрации президента РК Адильбека Джаксыбекова занял глава фонда устойчивого развития Кайрат Келимбетов, до этого возглавлявший АО "Фонд устойчивого развития "Казына", назначен руководителем администрации президента. В свою очередь Адильбек Джаксыбеков стал первым заместителем председателя партии "Нур Отан" и одновременно советником Нурсултана Назарбаева. Бывший зампред партии Бакытжан Жумагулов стал вице-спикером верхней палаты парламента (спикером сената является бывший министр иностранных дел РК Касым-Жомарт Токаев). Руководителем "Казыны" назначен Арман Дунаев, до этого возглавлявший Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН). Вместо него председателем АФН стала бывший заместитель агентства Елена Бахмутова. Бывший Аким Акмолинской области Мажит Есенбаев стал председателем нового Агентства по защите конкуренции. Вместо него Акмолинскую область возглавил Альберт Рау, ранее руководивший социально-предпринимательской корпорацией (СПК) "Сары-Арка".

Руководитель Центра актуальных исследований "Альтернатива", политолог Андрей Чеботарев в комментарии "Капитал.kz" назначение Кайрата Келимбетова на должность руководителя АП назвал "закономерным шагом в условиях неоднозначных процессов, которые сегодня наблюдаются в экономике и социальной сфере", имея в виду тенденции кризиса. Между тем экономист Канат Берентаев критически отозвался о деятельности Келимбетова на предыдущем посту: "Вспомним кластерную модель, "прорывные проекты", 30 корпоративных лидеров и т.п. За все время работы ФУР "Казына" было одобрено несколько десятков проектов на сумму несколько миллиардов долларов, через этот институт распределяется не менее 10% всех расходов бюджета страны, но при этом нет ни одного завершенного проекта", - отметил эксперт. При этом Берентаев предполагает, что "в результате административной реформы в Казахстане выстроилась новая вертикаль власти - Администрация президента - руководители государственных холдингов, институтов развития и социально-предпринимательских корпораций (СПК) - ответственные секретари центральных органов власти и акиматов".

В "Литере" политолог Досым Сатпаев предполагает, что следующих кадровых рокировок следует ожидать в правительстве. Относительно произошедших изменений эксперт отмечает, что "все назначенцы широко известны, и не только в узких кругах, будь то Кайрат Келимбетов или Адильбек Джаксыбеков", а обоих "объединяет одна общая черта, а именно - их равноудаленность от всех влиятельных групп давления". При этом, считает Сатпаев, "уход Адильбека Джаксыбекова на пост первого заместителя председателя партии "Нур Отан" не стоит рассматривать как понижение, особенно с учетом того, что данная партия давно уже срослась с государственными структурами и имеет серьезные административные ресурсы контроля парламента и правительства. Понижение, скорее, можно наблюдать у г-на Жумагулова, который переместился в парламент. Кое-кто может усмотреть в этом начало подготовки к проведению досрочных парламентских выборов, что, кстати, было бы логично на фоне нашей подготовки к занятию поста председателя ОБСЕ в 2010 году". По предположению политолога, назначение на пост руководителя администрации президента Келимбетова "...окончательно закрепит за этим исполнительным органом роль "второго правительства". Это связано с тем, что за последние несколько лет администрация президента, кроме организационно-идеологической работы, стала активно курировать и некоторые экономические сферы, например, деятельность государственного холдинга по управлению государственными активами "Самрук". Теперь, судя по всему, Келимбетов будет держать на прицеле и ФУР "Казына", который является его детищем. Также определенная логика появления экономиста Кайрата Келимбетова на сугубо административной должности может быть связана с тем, что весь 2008 год будет годом финансовой реабилитации республики в глазах мирового бизнес-сообщества. Но от нового главы администрации президента потребуются и новые способности. В частности, умение лавировать между элитными группировками и более активная работа по формированию внутренней политики страны".

"Московский комсомолец в Казахстане", тем временем, рассуждает о возможной отставке главы правительства Карима Масимова, которому "еще в прошлом январе... пророчили миссию отца новой экономической политики и творца нового экономического чуда". По мнению "МК", "...вопрос по существу заключается не в том, чтобы снять Масимова, а в том, чтобы найти ему замену более удачную. Поскольку какая-либо бесспорная кандидатура отсутствует, то затевать глобальные перетасовки в исполнительной колоде бессмысленно. Потому как у нового главы кабмина полгода уйдет только на то, чтобы осмыслить ситуацию. А времени катастрофически не хватает".

Проанализировав состояние дел в экономике страны, газета приходит к неутешительному выводу: "Рост промышленности за минувший год составил лишь 4,5% по сравнению с 7% в 2006 году. Страна села на сырьевую иглу еще прочнее. Оказалось, что строительство - не локомотив экономики, а телега впереди лошади, а потому надежды в нынешнем году возлагаются исключительно на нефтянку. Рост цен, напротив, превзошел даже самые пессимистические ожидания. Некоторые слои населения, несмотря на всеобщее повышение пенсий и зарплат, почувствовали себя беднее. В таких условиях никакой рост ВВП на душу населения эту самую душу не греет... Тарифные преобразования намечаются в энергетике и коммуналке. Пятилетний план повышения тарифов разработали железнодорожники. В целом они намерены собрать лишних полтриллиона тенге. Иными словами, столько денег дополнительно выложат потребители. Руководство "Казахтелекома" обратилось с просьбой исключить компанию из реестра монополистов. Понятно, что это нужно не для игры в фантики, а для последующего увеличения тарифов без государственного вмешательства. Грядет и подорожание горюче-смазочных материалов, поскольку цена на нефть тормозить не собирается. Таким образом, вырастет стоимость всех инфраструктурных элементов экономики. А это ляжет бременем на отечественный бизнес, и вряд ли улучшит его конкурентоспособность". При этом "МК" берет во внимание, что "...не во власти правительства остановить подорожание... Но у него была возможность хотя бы более равномерно распределить нагрузку по времени. Государство же так подгадало, что все реформы в базовых отраслях стартуют чуть ли не единовременно. Мало того, начало инфраструктурной перестройки совпадает с общим кризисом инвестиций. Правительство не сумело развести во времени два этих процесса. Причина в том, что оно увлеклось решением частных задач, потеряв из виду стратегический курс. А ведь от правительства Карима Масимова ждали именно обратного".

Политэк

Бывший глава Министерства иностранных дел Казахстана, спикер верхней палаты парламента Касым-Жомарт Токаев посетил с официальным визитом Китай, в ходе которого встретился с председателем КНР Ху Цзиньтао.

Во время беседы, рассказывает "Экспресс-К", "вместе с наилучшими пожеланиями Ху Цзиньтао президент Назарбаев попросил спикера сената передать, что в этом году Казахстан настроен на очень динамичное сотрудничество с Китаем, поскольку наши страны подписали чрезвычайно важные соглашения, которые необходимо реализовать. Особенно на фоне неблагоприятных тенденций на финансовом рынке". В ответ Ху Цзиньтао констатировал, что "сотрудничество выходит на новый уровень. Это заметно и по развитию торгово-экономических отношений: в прошлом году товарооборот между двумя странами составил свыше 14 млрд долларов - то есть увеличился на 66 процентов по сравнению с 2006 годом (таким образом, обеим сторонам удалось даже перевыполнить задачу, поскольку планировалось достигнуть уровня в 10 млрд долларов)".

Многие из упомянутых тем, пишет "Казахстанская правда", "конкретизировались на других диалоговых площадках. В частности, обстоятельное выступление Токаева в Китайском институте международных проблем, который является одной из авторитетных аналитических структур МИД КНР...". Токаев представил свое видение роли Казахстана на международной арене, а также перспектив казахстанско-китайского сотрудничества: "Глава делегации подчеркнул, что руководство нашей республики хорошо понимает историческое значение Китая как глобальной державы и с удовлетворением отмечает рост международного авторитета и влияния страны. Потому мы заинтересованы в углублении партнерства и рады видеть аналогичную заинтересованность с китайской стороны". При этом Токаев подробно остановился на роли Шанхайской организации сотрудничества.

СМИ сообщают, что председатель КНР Ху Цзиньтао выступает за строительство и сдачу в эксплуатацию второй очереди нефтепровода и нового газопровода из Казахстана в Китай в запланированные сроки: "Надо обеспечить завершение строительства второй очереди нефтепровода, начать и завершить строительство газопровода из Казахстана в Китай в намеченные сроки", - сказал Ху Цзиньтао во время встречи в Пекине в четверг со спикером сената парламента Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, цитирует агентство. Также глава КНР "отметил необходимость активизации двустороннего сотрудничества в несырьевых секторах экономики. "Мы придаем этому большое значение", - заметил он.

"Экспресс-К" сообщает о потенциальном кандидате в казахстанско-российском СП на базе Павлодарского нефтехимического завода. По данным источников в нефтегазовых кругах, таковым называют российскую компанию "ЛУКОЙЛ". Как поясняет газета, "это станет возможно после того, как будет решен вопрос о покупке этой российской компанией оставшихся 30 процентов АО "МангистауМунайГаз" (ММГ)". Издание напоминает, что ранее национальная компания "КазМунайГаз" (КМГ) получила от главы правительства Карима Масимова "добро" на приобретение 70 процентов акций АО "ММГ". "Активы ММГ включают в себя нефтяные месторождения, расположенные на западе страны, как раз по соседству с месторождениями КМГ, а также Павлодарский нефтехимический завод и самую разветвленную сеть АЗС по всей республике. По информации источника, близкого к сделке, на покупку активов ММГ, помимо нацкомпании, было несколько претендентов. И руководство ММГ в лице Рашида Сарсенова уже вело переговоры с некоторыми потенциальными покупателями. В их числе был и "ЛУКОЙЛ Оверсиз Казахстан", который рассчитывал на 100-процентный пакет акций. Однако заявление премьера в тот момент о том, что он благословил покупку блокирующего пакета акций в пользу КМГ, серьезно спутало планы продавца". В то же время, по информации издания, "ЛУКОЙЛ" остается в числе тех, кто намерен продолжить участие в переговорном процессе за 30 процентов акций ММГ. "По мнению специалистов из нефтянки, приобретение любой доли акций ММГ - это еще одна возможность для российской компании расширить свое присутствие на казахстанском рынке, причем не только в нефтедобыче. С продажей акций ММГ появилась возможность войти и в сферу нефтепереработки (имеется в виду Павлодарский завод), которая, если смотреть на перспективу, обещает выгодный бизнес. А войти в нее "ЛУКОЙЛ Оверсиз" сможет, с учетом вышесказанных выигрышных позиций КМГ, только в тандеме с нацкомпанией. А это означает, что российской компании придется вести переговоры на два фронта: и с руководством ММГ по покупке оставшихся 30 процентов, и с руководством КМГ - по совместному управлению в дальнейшем приобретенными активами".

Национальный банк Казахстана на минувшей неделе принял постановление, определяющее денежно-кредитную политику на 2008-2009 годы. Как поясняет Нацбанк, "в условиях неопределенности в отношении перспектив развития мирового финансового рынка и, соответственно, внутренней экономики "Основные направления денежно-кредитной политики" были разработаны не на три предстоящих года (как это практиковалось ранее - прим. ИА REGNUM), а на два года вперед, то есть на 2008-2009 годы", цитирует документ "Деловой Казахстан". При этом, сообщает издание, центральный банк рассмотрел два варианта развития экономики Казахстана - базовый и пессимистичный. "Наиболее реалистичной считается реализация базового сценария, тогда как пессимистичный сценарий представлен в большей степени как гипотетический, вероятность реализации которого оценивается как невысокая". В частности, известно, что "основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка на 2008-2009 годы будет удержание годовой инфляции (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) в пределах 7,9-9,9% в 2008 году и 7,5-9,5% в 2009 году при реализации как базового, так и пессимистичного сценариев. Это соответствует уровню среднегодовой инфляции в пределах 16-18% в 2008 году и 8-10% в 2009 году".

"Прежде всего планируется придерживаться режима плавающего обменного курса тенге, то есть он будет устанавливаться в зависимости от спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке, - дополняет "Экспресс-К". - По базовому сценарию главное внимание будет уделено обеспечению стабильности цен, поддержанию адекватных ставок по операциям Нацбанка и определенного уровня ликвидности банков. Кроме того, будет сокращен импорт. В случае пессимистичного варианта главным направлением станут поддерживание денежно-кредитной политики и обеспечение стабильности финансового сектора. Наряду с воздержанием от предоставления банкам прямой долговременной помощи в значительных объемах Нацбанк будет снижать нормативы минимальных резервных требований. В целях поддержания золотовалютных резервов будет ослаблен обменный курс тенге, могут быть предприняты меры по ограничению оттока капитала и повышению объемов предложения иностранной валюты, в том числе посредством временного введения валютных ограничений (режим специального разрешения)". Заместитель председателя правления Народного банка Казахстана Аскар Смагулов, комментируя документ Нацбанкуа, отметил: "Интересны позиция Нацбанка по поводу баланса текущего счета, а также отказ от "жесткой" денежно-кредитной политики". Тем самым, по мнению банкира, "делается основной упор на поддержание развития банковской системы". Смагулов также напомнил, что "с 2006 года госбюджет был поделен на две составляющие - нефтяная и обычная (не нефтяная). Пополнение первой обеспечивается за счет налогов добывающих компаний, которые затем направляются в Национальный фонд. Большая часть этих поступлений приходит в тенге, а Нацфонд работает в основном с валютой, потому Нацбанк конвертирует эти поступления в нужную валюту двумя способами - из своих золотовалютных резервов или покупает на внутреннем рынке. Если раньше на это отводился всего один месяц, то теперь этот срок будет увеличен до полугода, что должно существенно снизить дополнительный спрос на иностранную валюту на внутреннем рынке". В целом, пишет газета, "банкиры оценивают данный документ как здравый, в котором отсутствуют какие-либо иллюзии, связанные с защищенностью нашей банковской системы и экономики в целом от мировых потрясений": "если раньше представлялось три сценария, то сегодня - всего два. И главным из них можно назвать "базовый", - пояснил Аскар Смагулов. - Отсутствие оптимистического сценария свидетельствует о том, что лучший вариант, который ожидает Казахстан в будущем году, - это "мягкая посадка".

Тем временем председатель Национального банка Анвар Сайденов в интервью "Бизнесу и власти" отметил тенденцию сокращения внешней экспансии казахстанского капитала. По его словам, "банки реализуют часть внешних активов, чтобы ответить по внешним обязательствам и сохранить долю кредитования внутри страны. При этом есть банки, чья стратегия все равно предусматривает развитие "дочек", прежде всего в СНГ. Так что полного отказа от такой деятельности нет, есть банки, чья внутренняя ситуация позволяет заниматься внешней экспансией". Главными задачами Нацбанка его председатель видит в снижении инфляции и наполнении экономики доступными денежными ресурсами: "...в этом году, а может быть, и в следующем снижение инфляции - основная задача, но финансовая стабильность и ликвидность в банковской системе также важны. Сейчас с денежными агрегатами ситуация такова, что, действительно, они или не растут, или растут очень медленно, поэтому денег в экономике не так много. С точки зрения монетарных факторов инфляции ситуация более или менее нормальная. Другое дело, что существуют и немонетарные факторы, которые, особенно во второй половине прошлого года, внесли существенную лепту в рост потребительских цен, прежде всего продовольственных. Думаю, определенного баланса можно достичь, хотя сделать это будет непросто. Понятно, что если мы сбросим экономический рост до 2-3%, то проблема с инфляцией сама собой решится. Ведь если не кредитовать экономику, оставить ставки на неподъемном уровне, то и цены заморозятся. Но когда экономическая жизнь замирает, то всей стране становится плохо. Правительство озвучило на 2008 год планируемый рост экономики на уровне 5-7%. Полагаю, это существенный рост, даже его обеспечить будет непросто".

Похоже, после снижения рейтингов казахстанских государственных и частных финансовых институтов казахстанские государственные институты активизировали работу с международными рейтинговыми агентствами. "Известия-Казахстан" представляют мнение заместителя директора группы "Финансовые институты" Standard and Poor's Екатерины Трофимовой. Как рассказывает издание, "менее чем за неделю пребывания в Алма-Ате аналитику была предоставлена информация по развитию ситуации в финансовом и банковском секторах. Но главное,... была дана наиболее свежая статистика, которую она лично смогла обсудить с представителями банков и регуляторов. Анализ данной информации является важной основой для текущего мониторинга рейтингов. Он ляжет в основу нового обзора международного рейтингового агентства Standard & Poor's по банковскому сектору Казахстана, который готовится к публикации в феврале и уже ожидается международными инвесторами".

По оценке представителя S&P, "сейчас казахстанские банки в основном сфокусированы на краткосрочных задачах реорганизации бизнеса, адаптации его к новым условиям, а также на решении вопросов управления ситуацией с ликвидностью и сохранения достойного уровня качества активов. И это будут первоочередные задачи большинства банков в наступившем году. Исключительно важно понимание того, как казахстанские банки будут развиваться на новом этапе. Рынки стабилизируются, и их циклическое историческое развитие свидетельствует о том, что периоды спада сменяются периодами восстановления. И стабилизация наступит. Сейчас еще непонятно, когда это произойдет, но это, безусловно, будет". Аналитик агентства пожелала, чтобы в наступившем году казахстанские банки не вернулись "...к старой практике безудержного наращивания активов за счет прироста иностранных заимствований". При этом "....последние меры, решения и планы со стороны Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), Национального банка и других государственных органов по дальнейшему реформированию банковской системы воспринимаются рейтинговым агентством очень позитивно. В частности, это относится к ужесточению регулятивных требований по иностранным заимствованиям и ликвидности". В то же время, отмечает Трофимова, в последние годы введение многих регулятивных ограничений затормозилось, и "это во многом было связано с жестким лоббированием со стороны банковского сообщества".

Представитель агентства считает, чтобы обеспечить долгосрочное лидерство казахстанской банковской системы в СНГ, "необходимо бороться с недостатками". "Соседи "не дремлют", они активно наращивают темпы своего развития и улучшают систему управления, продуктовое предложение, качество обслуживания, риск-менеджмент. Необходим новый виток реформ, подобный тому, который происходил в Казахстане в конце 90-х и самом начале 2000-х. Ведь именно он заложил базу для развития достигнутых успехов казахстанских банков. К сожалению, за последние несколько лет реформирование зачастую несколько отставало от потребностей и особенностей бизнеса". По мнению Трофимовой, "именно сейчас есть исключительная историческая возможность по ускорению процесса реформирования, и очень важно, чтобы она была полностью использована".

Таким образом, резюмирует издание, "2008 год будет напряженным и станет периодом работы, которая потребует огромных усилий со стороны всех участников рынка во многих странах. Это будет время серьезного переосмысления и адаптации к новым реалиям. Особенно в казахстанской банковской системе".

Между тем "Капитал.kz" сообщает о прогнозах международного рейтингового агентства Fitch Ratings относительно рейтингов банков в 2008 году. Алексей Кечко, директор в группе финансовых организаций Fitch Ratings, поделился с изданием, будут ли в дальнейшем снижаться рейтинги банков Казахстана, и что может послужить поводом для этого. В частности, по словам Кечко, "поддержка государства является определяющим фактором для рейтингов крупнейших банков Казахстана, за исключением АТФБанка, который был недавно приобретен итальянским UniCredit". В агентстве полагают, что "ограничения доступа казахстанского банковского сектора к международным рынкам капитала могут продлиться в течение значительной части 2008 года", что "может привести к продолжению расходования валютных резервов и увеличению масштаба проблем с внешней ликвидностью, которые могут перерасти в более широкую угрозу для финансовой стабильности". "В этом случае, - считает аналитик агентства, - вероятно понижение рейтинга Казахстана, а значит и рейтингов ряда банков, чья кредитоспособность сейчас определяется возможной поддержкой со стороны суверена".

События недельной давности на мировых фондовых рынках казахстанские СМИ рассматривают с точки зрения влияния этих событий на экономику Казахстана. Как отмечает "Новое поколение", вслед за событиями на мировых фондовых биржах снизились котировки и на казахстанской фондовой бирже. "Правда, здесь падение было не столь глобальным - по итогам вторника индекс KASE снизился на 3,55 процента. Ни одна из акций представительского списка для расчета индекса KASE не выросла, шесть наименований акций рухнули. Максимальное падение было у "Казахтелекома" - на 8,92 процента. Бумаги АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" подешевели на 4,95 процента. Акции "Казкоммерцбанка" упали на 6 процентов, Народного банка - на 4,01 процента, банка "ТуранАлем" - на 4,05 процента". Что касается Казахстана, пишет "НП", "...он хоть и почувствует негативные последствия мирового кризиса, но они не станут губительными". При этом издание ссылается на высказывание министра экономики и бюджетного планирования Бахыта Султанова о том, что "фактором стабильности для казахстанской экономики является наличие Национального фонда", в котором по итогам 2007 года аккумулировано более 20 миллиардов долларов. Кроме того, заявил министр, "в последние годы наметилась устойчивая тенденция повышения интереса иностранных инвесторов к несырьевым отраслям. По итогам прошлого года объем иностранных инвестиций в несырьевые отрасли превысил объем иностранных капиталовложений в добывающие сферы. Это поможет нашей экономике сгладить последствия влияния мировой рецессии и возможного кризиса. Кроме того, как известно, правительство предусмотрело вероятность мировой рецессии, снизив прогноз по росту ВВП с 9 до 5-7 процентов".

"Относительно спокойное поведение индекса" Казахстанской фондовой биржи (KASE) вице-президент KASE Андрей Цалюк объяснил "Бизнесу и власти" тем, что казахстанские инвесторы менее подвержены эмоциям. По его мнению, "менее резкая реакция казахстанского рынка на общемировые потрясения связана с незначительной долей, которую на отечественном рынке акций контролируют иностранные инвесторы, а также более высокой компетенцией казахстанского инвестора в отношении отечественных эмитентов ценных бумаг, держателем которых этот инвестор является". Как отметил Цалюк, "потерю прибыли пока фиксируют не наши финансовые институты. Так как мир в начале недели упал в основном на эмоциях, а ФРС США в экстренном порядке ответила резким снижением учетной ставки, которое нашло позитивную реакцию в поведении ведущих фондовых индексов, то падение индекса KASE..." эксперт отнес "к разряду рабочих колебаний рынка, пусть и самых крупных в текущем году". Г-н Цалюк констатировал, что в среднесрочной перспективе происходящие сейчас события на мировых рынках в основном негативно отразятся на отечественном фондовом рынке. "Я не исключаю возможности снижения индекса KASE в обозримой перспективе до "годового дна", то есть ниже 2 400 пунктов, - прогнозирует вице-президент KASE". При этом, полагает представитель KASE, потенциал "казахстанского фондового рынка во многом будет зависеть от стойкости отечественных инвесторов, не пожелавших до сих пор зафиксировать свои убытки по акциям банковского сектора, динамики мировых цен на нефть, действий правительства по поддержанию нашей строительной индустрии и банковского сектора и вытекающих из этого действий рейтинговых агентств". Как пишет издание, на "иммунитет от внешних потрясений" отечественного фондового рынка" обратил внимание и директор департамента инвестиционно-финансового управления ИФД RESMI Андрей Третельников. "По состоянию на 23 января с начала года индекс KASE показал падение лишь на 2,1%, тогда как российский РТС за аналогичный период потерял 15%", - отметил аналитик. Кроме того, эксперт заявил, что "не ожидает ухудшения ситуации на казахстанском фондовом рынке, если в экономике США в ближайшее время не случится резких негативных структурных изменений". По его предположению, "напротив, есть большая вероятность того, что капиталы, выведенные из США, найдут свое место в том числе и на развивающихся рынках, особенно тех, кто несильно зависит от американского импорта".

В свою очередь "Деловой Казахстан" рассуждает о том, почему Казахстан не принял участие в работе недавнего Всемирного экономического форума в Давосе, тогда как ранее там же не раз заявлял о себе. "Как известно, у каждой страны свой интерес участвовать в форуме. США, как всегда, муссируют тему Ближнего Востока. Российских предпринимателей интересует "неформальный энергетический саммит", который, между прочим, был бы интересен и Казахстану. Еще более больная тема для Казахстана - вступление в ВТО. Именно на этом форуме президент Украины Виктор Ющенко должен объявить о присоединении к ВТО как о свершившемся факте. Почему политики, бизнесмены и чиновники Казахстана предпочли быть наблюдателями и свидетелями этого всемирного действа, нежели принимать в нем участие? Но, видимо, нам привычнее решать такие важные проблемы, как вступление в ВТО, в рамках официальных переговоров и строгих раутов, чем в неформальной обстановке, без предварительных встреч и посредников, без аудиенций и официальных визитов".