Виген Акопян: Итоги энергетической дипломатии Владимира Путина
Разработанная западными стратегами схема коммуникационного обхода России, ради реализации которой на постсоветском пространстве были инициированы масштабные политические потрясения, рушится как карточный домик. В заключительный период своего президентства
Соглашения с Болгарией и Сербией, подписанные Москвой в январе 2008 года, удостоились более чем нелогичных заявлений американских кругов. В частности, США выразили обеспокоенность этими соглашениями, поскольку "подобные действия могут усилить зависимость от поставок энергоносителей из России". Прежде чем разобраться в истинных мотивах обеспокоенности американской стороны, а также понять, что хуже - зависимость от энергоносителей, или зависимость "от поставок энергоносителей", обрисуем суть договоренностей России с Болгарией и Сербией.
Результатом соглашений стало присоединение Софии и Белграда к проекту газотранспортной магистрали "Южный поток" (South Stream). Решение о его совместном строительстве приняли в прошлом году "
Важным достижением российской стороны является получение в качестве результата не только рынков сбыта, но и контроля над нефтегазовой инфраструктурой стран-потребителей. В частности, включение Сербии в список стран-участниц проекта South Stream предполагает прямую (без тендера) продажу России 51% акций сербской компании "Нефтяная индустрия Сербии" (NIS) за 400 млн евро. Еще 500 млн евро будет вложено в модернизацию NIS компанией "
Сложности возникли лишь с обеспечением контроля над болгарским участком South Stream. София на протяжении многолетнего переговорного процесса настаивала на своем праве владеть 51% своей части магистрали. Однако 18 января 2008 г. произошел перелом, и сторонам удалось договориться о паритетном долевом участии - 50/50. Это стало крупной победой российских переговорщиков, и одновременно вызвало негодование Вашингтона. "США обеспокоены влиянием, которое получит Москва, обеспечив себе контроль над энергоресурсами в Сербии и регионе. К тому же США выражают негативную оценку ситуации с "Южным потоком"", - говорится в протоколе встречи на высшем уровне между представителями властей США и Сербии в Белграде.
Итак, южный маршрут прокачки российского газа и перевалки нефти оформлен. Россия получила в результате широкое поле для маневра. Удовлетворив нетранзитные энергетические интересы Турции поставками по трансчерноморскому газопроводу "Голубой поток", Москва отказалась от идеи прокладки в эту страну второй газовой ветки по тому же маршруту, отдав предпочтение South Stream. Турецкие круги в связи с этим намекали на то, что Россия решила наказать турецкую сторону за участие в проектах транзита углеводородов с каспийского бассейна.
Итак, "Южный поток" станет вторым российским "рукавом", питающим Европу энергоносителями. Первый рукав также находится в стадии "прокладки". Речь идет о проекте Северный поток (Nord Stream). Проложенный по дну Балтийского моря, он обеспечит прямые поставки российского газа в Западную Европу. Сырьевой базой Nord Stream определено Штокмановское месторождение. Строительство сухопутного участка газопровода (917 км) началось в декабре 2005 года, к строительству морского участка Nord Stream протяженностью 1,2 тыс. км планируется приступить в июле 2009 года. Проектная мощность газопровода составит 55 млрд куб. м. Первая нитка морского газопровода мощностью 27,5 млрд куб. м будет введена в эксплуатацию, как планируется, в 2010 году. Поставки газа планируется начать в 2011 году. Объем инвестиций в морскую часть газопровода оценивается, по последним данным Газпрома, в 6 млрд евро, а по данным Nord Stream AG, - в 5 млрд евро.
Россия в состоянии в полной степени обеспечить растущие потребности стран Европы в поставках газа, - заявил на пресс-конференции в Софии Владимир Путин.
Теперь об американских опасениях относительно усиления зависимости Европы от поставок энергоносителей из России. Согласно британо-американской стратегии, эта зависимость должна была быть нивелирована посредством прокладки крупного газотранспортного коридора Nabuсco. "Лучшим способом обеспечения диверсификации поставок энергоносителей в Европу является трубопровод Nabuсco", - заявили в Вашингтоне сразу после подписания соглашений между Москвой, Софией и Белградом. Газопровод Nabucco призван пройти в обход России и связать Европу со Средней Азией. Договор о начале его строительства был подписан еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом и министрами энергетики Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии 25 июня 2007 года. Ближайший срок поступления газа в Европу по планируемой трассе - 2012 год. Судя по замыслу, газопровод должен был взять старт в Средней Азии (Туркменистан, Казахстан), пересечь Каспийское море (отсюда и название "Транскаспийский газопровод"), а далее пройти через Азербайджан, Грузию и через Турцию войти в Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию. К этому газопроводу планировалось подключить и южную ветку, идущую из Ирака и стран Персидского залива и, возможно, Ирана. Планируемая мощность газопровода - 31 млрд кубометров в год, ориентировочная стоимость проекта $6 млрд. Общая длина магистрали предположительно составит 3,3 тысячи километров.
О проекте Nabucco говорилось и писалось много. Причем практически все аналитики четко осознавали, что ключевое значение в его дальнейшей судьбе будет иметь позиция самих стран поставщиков. Речь идет, прежде всего, о Казахстане и Туркменистане. Для привлечения в данный проект лидеров этих стран предпринималось немало шагов - политического и технологического плана. Другой камень преткновения заключается во взаимоотношениях Турции с ЕС. Прежде чем описать процессы, связанные с перспективой участия стран Средней Азии в альтернативных проектах, остановимся на роли Турции.
Географическое расположение этой страны могло бы позволить ей стать одним из основных транзитных маршрутов между Европой и каспийским регионом. Между тем и турецкая сторона, и ее европейские партнеры изначально не ограничили повестку своих переговоров исключительно вопросами проектирования и строительства Nabucco. Сюда же были включены вопросы интеграции Турции в ЕС, а также проблема собственности на турецкие трубопроводы. Анкара крайне неуступчива в последнем вопросе, поскольку желает оставаться монополистом транзитных коридоров. Именно эта позиция турецкой стороны похоронила перспективы транзита в Европу иранского газа. Турция не готова выступать в роли чистой транзитной территории, у нее более серьезные амбиции, в частности, стать посредником в торговле углеводородами между Европой и Азией. Европейские же компании желают покупать газ напрямую у Ирана или Азербайджана. Позиция Анкары вынудила ЕС искать иные варианты транспортировки газа. На повестке возник маршрут Туркменистан-Иран-Армения-Грузия-Украина. По некоторым сведениям европейские поставщики даже разработали ТЭО проекта, стоимостью свыше $5 млрд. Этот проект пришелся по вкусу и Ирану, для которого выход на европейский рынок принес бы и массу политических дивидендов, что в текущей ситуации имеет огромное значение для Тегерана. В этой части дело пошло дальше проектов и Армения с Ираном начали строительство газопровода, чем вызвали определенные опасения Москвы. Представители "Газпрома" в феврале 2005 года прямо заявили в Ереване, что перспектива выхода ирано-армянского газопровода на территорию Грузии не исходит из интересов российской стороны, поскольку данный маршрут может войти в конкуренцию с российским газопроводом "Голубой поток", пересекающим Черное море из России в Турцию. Армении был предложен многоуровневый проект, предполагающий схему бартера природного газа из Ирана (Туркменистана) на электроэнергию, вырабатываемую на российских мощностях в Армении. Таким образом, труба диаметром более метра, входящая на территорию Армении из Ирана, сужается на армянской территории до 700 мм, становясь по сути дела непригодной для полноценного транзита газа за территорию Армении.
После этого у запада остался единственный вариант - доставлять газ по дну Каспийского моря. Однако и здесь проект поджидают уже реальные и еще не проявившие себя сложности. Тем не менее, обсуждение перспективы присоединения стран Средней Азии к Транскаспийскому газопроводу практически не прерывалось. Одна из таких встреч на уровне президентов была проведена на энергетическом саммите в Кракове. Однако, вместо того, чтобы внести ясность в дальнейшие действия запада, данная встреча стала предвестником полного провала этих инициатив. В частности, параллельно с саммитом в Кракове 11 мая 2007 года начался официальный визит Владимира Путина в Казахстан и Туркмению. Это стало поводом для неявки в Краков
Итак, подводя итоги энергетической дипломатии Владимира Путина, можно констатировать: газ из Средней Азии в Европу пойдет, но не через Каспийское море, Иран или Турцию, а через существующие коммуникации по территории России, а также новый маршрут по российскому побережью Каспийского моря. Более того, вскоре значительные объемы среднеазиатского и российского газа будут поставляться в страны ЕС в обход государств, лоббирующих американские энергетические инициативы. Речь идет об Украине и Польше. Так, проект South Stream будет прокачивать непосредственно в Болгарию, без расходов на транзит, примерно 35% объема газа, направляемого сегодня через территорию Украины. Ввод в эксплуатацию Nord Stream может снизить объем транзита газа через территорию Украины еще на 10-12 миллиардов кубометров.
На фоне провальных попыток президента Украины
Ситуация для Киева может стать действительно катастрофической, поскольку реальных поставщиков нефти и газа, если отмести декларативные заявления Азербайджана, полностью завязанного на турецком направлении, просто не остается. Более того, дальнейший рост напряжения в украинской экономике может привести к политическим катаклизмам в этой стране. Лоббируемый же Киевом и Варшавой трубопровод Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск в создавшейся ситуации конкурирует уже не с маршрутами, предлагаемыми Россией, а с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), и опять же, как подчёркивают сами азербайджанские эксперты, требует участия Казахстана.
Между тем, усилия стран-экспортеров по обеспечению контроля над собственными запасами газа не ограничивались исключительно проблемами транзита. Пока США и ЕС отходили от масштабного обвала финансовых рынков, реанимировались разговоры о создании "газового ОПЕК". 28 января 2007 года высший руководитель Ирана аятолла
Резюмируя энергетическую тему, которая была в центре внимания аналитических кругов в последние годы, стоит отметить, что президент Владимир Путин совершил ряд прорывных шагов в обеспечении интересов своей страны буквально в последние месяцы правления. Примечательно, что и в Болгарии, и на переговорах с делегацией Сербии в Москве принимал участие первый вице-премьер
Виген Акопян - главный редактор ИА REGNUM