В Кемеровской области работает комиссия Центрального комитета КПРФ во главе с секретарем ЦК, депутатом Госдумы Валерием Рашкиным. Комиссия должна будет разобраться в ситуации, сложившейся в кемеровской партийной организации, о расколе в которой сообщается с декабря прошлого года. Комиссия побывала в Новокузнецке 21 января, на следующий день - в Кемерове. Корреспондент ИА REGNUM побеседовал по этому поводу с первым секретарем кузбасского обкома КПРФ, депутатом Госдумы РФ II-V созывов Ниной Останиной.

ИА REGNUM: Когда началась эта ситуация с расколом? Накануне выборов в Госдуму?

Все началось задолго до избирательной кампании, когда поменялся закон о выборах и стало очевидно, что две конкурирующие политические силы идут в Думу - "Единая Россия" и КПРФ, которая, по сути, консолидирует всю оппозицию. У нас в Кузбассе других оппозиционных структур нет, а с точки зрения представленных кандидатур стало очевидно, что будет выдвинута моя кандидатура. С этого момента все и началось, были в ход пущены методы далеко не партийные, запущен был административный ресурс по устранению сначала как кандидата в депутаты, а сейчас речь уже идет о том, чтобы устранить меня как партийного секретаря. К сожалению, действует все тот же ресурс, но механизм его печален для нас, нашей областной партийной организации. Этот внешний ресурс приводит в движение внутренние некие антисилы, которые сейчас есть в составе нашей организации. Такие люди были всегда, но сегодня они просто проявились. Сегодня на всех активах, как бы это ни парадоксально звучало, наши коммунисты говорят спасибо власти за то, что она обнажила те язвы, которые есть у нас внутри.

ИА REGNUM: О каких именно "язвах" вы говорите?

Они состоят в следующем. Настоящая оппозиционная партия в любом случае должна быть независимой и самостоятельной. Тогда только люди пойдут за этой оппозиционной партией. Но смысл оппозиции не в том, чтобы противостоять власти, а показать, что уже сегодня, сейчас можно решить очень многие проблемы, социальные, прежде всего, для людей, в том числе - у нас, в России. Находясь на этих позициях, мы считаем, что, поддерживая власть в ее благих начинаниях, мы должны иметь политическое мужество сказать ей, где она ошибается, или указать впрямую, что она может делать, но не хочет, хотя для этого есть все возможности, в том числе - финансовые.

А кому-то очень уютно под крылышком теплым, получать хорошие деньги, прикармливаться, быть приглашенным на какие-то тусовки, которые устраивает власть. Что же, я думаю, что этим людям надо искать свое место в другой партии. И у власти есть своя партия, она называется "Единая Россия". Мы об этом честно сказали и предложили, исключив некоторых людей, выведя их из состава нашей областной партийной организации - они давно уже, по сути, в другой партии нашли себе место, потому надо юридически оформить их пребывание. И это мы сегодня делаем.

ИА REGNUM: На сегодняшнем собрании актива принимались решения по кадрам?

В этот раз нет, исключений из партии не было. Гораздо раньше сделали оценки, президиум Центрального комитета исключил из состава КПРФ Юрия Скворцова (первый секретарь горкома и второй секретарь обкома КПРФ, городским отделением руководил почти 12 лет), который давно уже работает в администрации области и сделал свой выбор. Думаю, не самое страшное быть сотрудником администрации, страшнее другое - предавать свою партию и своих товарищей.

Мы должны очиститься от тех, кто откликнулся на посулы, какие-то подношения, подарки. Просто очиститься от этих людей. Мы должны осознанно понимать, что наша партия строилась не на принципе денег, а на принципе убеждения. Так вот верные этим убеждениям люди остались в партии, а такие ее бывшие члены типа господина Артемова (секретарь кузбасского обкома и и.о. первого секретаря кемеровского горкома после отставки Скворцова), Вячеслава Кабина и Анатолия Дубровского решением бюро областного комитета еще 21 декабря из партии исключены, о чем довели до сведения партийного актива.

ИА REGNUM: А какова ситуация в городах? Что думают рядовые коммунисты?

Cитуация в среде рядовых коммунистов не совпадает с той позицией, которую высказывают на собранных администрацией политтусовках первые секретари. К счастью для нашей областной партийной организации. Потому, там, где мнение первого секретаря идет вразрез с мнением рядовых коммунистов, надо подумать, прежде всего, самому секретарю, а достоин ли он возглавлять эту организацию.

Но мы будем это делать не до президентских выборов, а когда в партии пройдет официальная отчетно-избирательная кампания. А не так, как режиссирует сегодня наша областная власть, что мы сегодня, сейчас должны заняться внутренними оргвопросами и забыть о том, что у нас впереди президентская избирательная кампания. Мы не станем этого делать в угоду власти.

ИА REGNUM: Нина Александровна, а по-человечески не обидно все это?

По-человечески мне обидно только за то, что 12 лет работы в Государственной думе и все, что сделано на благо Кузбасса, приписано тем людям, которые никогда не жили в Кузбассе, не знают его проблем. Если кто-то называет господина Аршбу, который живет в Абхазии, или Слиску, которая живет в Саратове (Отари Аршба и Любовь Слиска в Госдуму пятого созыва переизбраны по кузбасскому списку единороссов), и считает, что они настоящие кузбассовцы, которые не знают, какой регион будет представлять Останина в Госдуме, да, мне обидно.

Это не означает, что я не буду работать на Кузбасс. Как бы кто не говорил, как бы кому-то не хотелось вытеснить меня отсюда, более четверти века я живу здесь, здесь появились мои дети, потому я, конечно, и душой и сердцем в Кузбассе, по-другому себя просто не представляю. Мне бы не хотелось олицетворять себя с Москвой или каким-то другим регионом.