Евгений Шоларь: "ТРАЯНский конь" ЕС: Румыния и Косово
Румыния устами президента страны Траяна Бэсеску и главы МИД Адриана Чорояну одной из первых в ЕС, еще весной 2007 года, однозначно и достаточно жёстко высказалась против независимости края Косово. Естественно, на официальном уровне румынское руководство демонстрирует полную уверенность в себе и не ставит свою страну в ряд государств, которые могут пострадать от косовского прецедента. В то же время в Бухаресте прекрасно понимают, что косовский прецедент в контексте предшествовавших ему действий Запада в отношении Сербии не только запускает механизм дробления государств (в первую очередь, постсоциалистических), но и де-факто является очередным ограничителем и без того далеко не совершенных суверенитета и субъектности таких стран, как Румыния. Причем вне зависимости от "прецедентности" или "уникальности" (кто даст гарантию, что такая страна, как Румыния не дождется своего "уникального случая"?) косовской модели.
В Бухаресте отдают себе отчет о своем весе на мировой арене. Там отчетливо понимают, что в случае необходимости такую "мелочь", как Румыния, "перешагнут и не заметят". А инстинкт самосохранения у нынешнего румынского руководства, в отличие от верхушек многих "молодых демократий", не затмевается верноподданническими чувствами в отношении Вашингтона. И в этом тоже кроется определенная опасность для Румынии, тем более что - и без учета стремления Бухареста к приращению Молдавией - она представляет собой далеко не однородную в этническом плане страну.
Это может прозвучать несколько патетично, но для нынешнего руководства Румынии такие слова, как "Суверенитет" и "Национальные интересы Румынии" - не пустые звуки. Это редкий случай в Восточной Европе. Для пояснения этого утверждения необходимо несколько углубиться в историю вопроса. Румыния вступила в Европейский союз 1 января 2007 года. Предшествовавшие этой дате полтора десятилетия европейская интеграция была подлинной национальной идеей румынского государства. За этот период Румынии удалось, как используя помощь со стороны ЕС, так и благодаря успешной социально-экономической политике и реформам, проведенным властями, значительно поднять уровень жизни своих граждан. Конечно, Румыния не достигла среднеевропейского уровня жизни, однако стоит отметить, что, имея в начале 1990-х годов века гораздо худшие постсоциалистические "начальные условия", чем у соседней Молдавии, сегодня Румыния превосходит соседнее государство по всем социально-экономическим показателям как минимум в 5 раз.
В то же время, в полной мере воспользовавшись "европейскими благами" и став членом ЕС, Румыния раз за разом демонстрирует, что не намерена отдавать без боя и малой части своего суверенитета. Всего лишь за один год нахождения в Евросоюзе Румыния на уровне Бухарест-Брюссель имела, пожалуй, наибольшее в европейском сообществе количество ситуаций, которые можно было бы в той или иной степени назвать конфликтными. Вступив в ЕС, Румыния вопреки ожиданиям Брюсселя (и Кишинева), и не подумала отказываться от стремления к воссоединению с соседней Молдавией, являющемуся сегодня в Румынии новой национальной идеей. Более того, она по полной программе использовала преимущества своего членства в ЕС. В данном контексте стоит упомянуть и о проблеме "молдавского языка", когда Румыния заявила, что не ратифицирует соглашение, заключенное между Молдавией и ЕС, до тех пор, пока в его тексте будет присутствовать синтагма "молдавский язык" (в Румынии не признают существования молдавского языка, считая, что население Молдавии говорит по-румынски). И о политике массового предоставления жителям Молдавии румынского гражданства, которую неоднократно подвергала осуждению брюссельская бюрократия.
Заявив о своих амбициях и претензиях на особую роль в дунайско-черноморском регионе, да и в Европейском Союзе в целом, Румыния, несмотря на статус "новичка" в европейском сообществе, никогда не стеснялась жестко отстаивать свои позиции. Президент Румынии Траян Бэсеску даже набрался дерзости выступить с предложением о превращении Евросоюза в некое подобие федерации с двумя штаб-квартирами - в Брюсселе и... Бухаресте, который, по логике румынского лидера, должен стать неформальной столицей восточноевропейского сектора Евросоюза. До поры до времени многими экспертами данные акции румынского руководства считались "навеянными" доброжелателями из Вашингтона. Однако когда речь зашла о независимости Косово, удивляться действиям Бухареста пришлось уже "вашингтонскому обкому". Страна-член
До поры до времени румынскому руководству удавалось, что называется, "играть на грани". Однако "плохое поведение" Бухареста не осталось незамеченным. Именно с чрезмерной активностью и амбициозностью нынешних румынских властей на международной арене многие аналитики связывают организованную извне и провалившуюся попытку объявления весной 2007 года импичмента президенту Траяну Бэсеску. С позицией Бухареста по Косово многие эксперты связывают и нынешнюю откровенную и показательную травлю граждан Румынии в ряде европейских стран - проводников политики США, - в первую очередь, в Италии. В перспективе же стоит ожидать лишь ужесточения подобных мер давления на Бухарест, являющихся очевидным ответом на попытку румынских властей в сложнейших условиях сохранить остатки румынского суверенитета и проводить относительно самостоятельную политику в соответствии со своими национальными интересами.
Подводя итог вышесказанному, можно с большой долей вероятности сказать, что позиция Бухареста по Косово - далеко не случайность. Румыния значительно выбивается из всего сегодняшнего восточноевропейского геополитического ансамбля. Что касается президента Румынии Траяна Бэсеску, то на сегодняшний день он, возможно, является самым недооцененным Россией европейским политиком.
В апреле 2008 года в Бухаресте пройдет Саммит НАТО. В румынской и европейской прессе сообщалось, что данное мероприятие, как ожидается, может посетить