О политической ситуации в Грузии корреспондент ИА REGNUM побеседовал с Баталом Кобахия - депутатом, членом парламентского комитета по правам человека и соблюдению законности Абхазии

ИА REGNUM: Г-н Кобахия, как бы вы охарактеризовали политическую ситуацию в Грузии в свете последних событий?

Политическую ситуацию в Грузии за последние несколько лет можно назвать насыщенной потрясениями, но безрезультативной с точки зрения построения сильного демократического государства. И это естественно, когда импортируют чужие ценности и технологии, не имея времени на их осмысление и адаптацию к национальной среде, то, как правило, наружу выплывают их наиболее уродливые стороны. Так что можно сказать что, несмотря на усиленные потоки идеологических, финансовых и технологических инвестиций по внедрению евро-американской демократии, мы имеем в Грузии всего лишь гримасы демократии да уши старого осла из советского прошлого.

ИА REGNUM: Так в чем же парадокс "состоявшихся" выборов в Грузии?

Вариантов много: или грузинское общество не хочет демократии и поэтому второй раз голосует за Саакашвили, или, устав от парада нелегитимного перехода власти в своей стране, видит в переизбрании президента некую законную стабильность. Либо народ, также как и оппозиция, увлекся игрой, блестяще навязанной Саакашвили. Ведь уйдя в отставку и предложив народу прийти на выборы 5 января, он тем самым отвлек оппозицию от призыва к ответственности власти за беспрецедентный разгон демонстрации 7 ноября, и, соответственно, в глазах своего народа разделил вину за эту драму совместно с оппозицией. А народ, устав от всего и не понимая, какие изменения может им принести простая смена людей, борющихся за власть, решила проголосовать за уже привычного кандидата, боясь в случае поражения Саакашвили волны новых потрясений. Даже реальный миллиард долларов обещанных инвестиций в социальную сферу от одного из лидеров оппозиции, по сравнению с риторическими обещаниями мифических миллиардов в случае переизбрания предыдущего президента, возымел не очень большой эффект на умонастроения избирателей.

В принципе, практически во многих странах на постсоветском пространстве данный механизм преданности старой, пусть и никудышней власти четко срабатывал. Народ склонен голосовать за старую власть, так как новые силы, идущие в поход во власть, не всегда могут четко артикулировать: как качественно они собираются изменить их жизнь. Если же у оппонентов действующей власти хватает политической воли и заказа сильных доноров, то, понимая сложность простой смены власти путем народного голосования, они идут на революционные перевороты. Однако у нынешней грузинской оппозиции мало было шансов свершения новой революции, так как в памяти народной еще свежо то, что многие лидеры ее уже обещали привести свой народ к благоденствию розовым переворотом, а привели его в итоге на главную площадь страны, окуренную отравляющими газами, что завершилось унизительными побоями граждан.

ИА REGNUM: Глава миссии наблюдателей ОБСЕ Дитер Боден вчера подтвердил многочисленные нарушения, имевшие место на прошедших 5 января выборах, заявив, что они были грубо и умышленно сфальсифицированы...

Безусловно, в выборном процессе имели место фальсификации. Однако после оглашения результатов выборов международное сообщество особенно и не настаивало на своих предварительных наблюдениях об имевших место нарушениях в ходе избирательной кампании. Реакция ОБСЕ, слабо усомнившейся в честности результатов выборов на следующий день после оглашения результатов голосования, пока встречена молчанием. Разумеется, международное сообщество устраивало бы назначение второго тура голосования. Неважно при этом, кто бы пришел к власти, но в дальнейшем это могло бы служить для них хорошим манипулятивным ресурсом влияния на нового президента Грузии. В случае переизбрания Саакашивли у них всегда был бы повод для укрощения его эксцентричной пылкости напоминанием о том, что он едва удержался у власти благодаря их молчаливому согласию. В случае прихода к власти оппозиции ее лидерам всегда могли напомнить о том, что голос международного сообщества был на стороне их требований в противовес "недемократическим" аргументам Михаила Саакашвили в период острого противостояния. Однако даже если сомнения ОБСЕ о честности выборов будут подтверждены официально и аргументы оппозиции о фальсификациях выборов подействуют на мировое сообщество и выборы будут непризнанными либо проведен второй тур, все равно налицо слишком значительный разрыв. Даже если принять во внимание заявление одного из лидеров объединенной оппозиции Тины Хидашели о том, что уже есть свидетельства приписки около 6% голосов от общего списка избирателей в пользу Саакашвили, понятно, что народ голосовал явно не за возможно хорошую, но неизвестную новую, а за хоть и дискредитированную, но устоявшуюся старую власть.

ИА REGNUM: Ваш прогноз по поводу дальнейших развитий событий? Несмотря на то, что итоги выборов еще не опубликованы, Саакашвили планирует провести инаугурацию 20 января. А оппозиция настаивает на нелегитимности выборов...

Очень сложно прогнозировать дальнейшие события в Грузии. Однако то, что Михаил Саакашвили находится в своей стихии, когда надо принимать очень быстрые решения, однозначно. Он пытается расколоть оппозицию, предлагая отдельным ее лидерам войти в новое правительство. Он приглашает одним из первых на свою инаугурацию президента России, демонстрируя важность партнерских отношений с северным соседом и пытаясь загладить свою вину за попытку навязать миру российское происхождение недавних беспорядков в Грузии, потрясших мир. Однако ситуация в Грузии может в любой момент выйти из-под контроля харизматических манипуляций переизбранного президента Грузии. Оппозиция не готова смириться с выборами.

ИА REGNUM: Насколько у оппозиции хватит собственных сил на реальное противостояние с властями?

Наиболее разумным выходом для нее будет привести веские аргументы о серьезных нарушениях в ходе избирательной кампании, повлиявших на результаты выборов, и, заручившись сомнениями ОБСЕ, убедить мировое сообщество в нелегитимности выборов. В случае, если результаты выборов не будут опротестованы, то оппозиция будет добиваться перевеса сил в парламентских выборах. Подготовка к ним и их проведение могут привести к дальнейшему гражданскому противостоянию и непредсказуемым действиям.

ИА REGNUM: Какова вероятность обострения ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта?

Вряд ли в ближайшее время, пока не укрепится власть вновь избранного президента в Грузии, будет предприниматься воинственная риторика в адрес Абхазии. Во всяком случае, вопрос Абхазии будет отложен до тех пор, пока не пройдет инаугурация президента, обеспечено большинство правящей партии в парламенте на следующих выборах и не будут поставлены все точки в вопросах, связанных с урегулированием в Косово.