"Отношение к культурному наследию покажет отношение России к себе": Интервью академика Вячеслава Орфинского
Корреспондент ИА REGNUM побеседовал об итогах уходящего года с заместителем председателя Академического Совета по сохранению, реконструкции и реставрации архитектурно-градостроительного наследия Российской академии архитектуры и строительных наук, членом Межведомственного совета по особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации при Министерстве культуры РФ, академиком РААСН Вячеславом Орфинским:
ИА REGNUM: Вячеслав Петрович, в последние дни декабря принято вспоминать о наиболее значимых событиях в политике, экономике, культуре, искусстве, которые произошли в стране и в мире в уходящем году. Чем запомнился этот год Вам, как специалисту в области архитектуры и члену Межведомственного совета по особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации при министерстве культуры РФ?
Мне не хотелось бы произносить громкие слова о его значении для нации, но факт остается фактом: пока наше культурное наследие остается в удручающем состоянии. Наиболее ярко это заметно в ситуации вокруг самой уязвимой части нашего культурного наследия - деревянного зодчества, и, как ни странно, памятника номер один отечественной культуры - Санкт-Петербурга, сохранение которого, казалось бы, гарантировано всеми имеющимися законами.
ИА REGNUM: В этом году Вы выступили с несколькими обращениями в адрес президента страны, руководства Общественной Палаты РФ и компании "
С одной стороны, да. На мое обращение к президенту получен официальный ответ от начальника управления по архитектуре Санкт-Петербурга, но я не могу оценить этот ответ иначе, чем "голос из Зазеркалья", когда слова и их смысл теряют связь между собой. Разумеется, президент не мог прочитать мое обращение, для этого есть аппарат. Письма главе государства, как правило, рассматривают ответственные специалисты, которые обязаны давать обстоятельный ответ. Однако ответ начальника управления по архитектуре Санкт-Петербурга на мое письмо совершенно не соответствовал ни рангу специалиста, ни сути дела. Самое страшное, что таким образом и складывается впечатление первого лица государства как о ситуации в Санкт-Петербурге, так и о состоянии нашей культуры. Это тем более обидно, что за последние годы руководством страны были предприняты реальные шаги по сохранению культурного наследия. Достаточно вспомнить принятие в 2002 году нового закона об объектах культурного наследия народов РФ, который сблизил наше законодательство в этой сфере с международным, и объединенное заседание президиума Госсовета и Совета по культуре в Костроме в 2005 году, на котором историко-культурное наследие было названо важнейшим стратегическим ресурсом развития нашей страны, а задача по его сохранению объявлена национальной.
ИА REGNUM: Вопрос о строительстве в Санкт-Петербурге небоскреба "Газпрома" так и остался открытым. Это значит, что решать его придется в следующем году, и Ваше мнение, как академика архитектуры, еще может понадобиться.
Вопрос о строительстве небоскреба "Газпрома" уже давно стал не только архитектурным, но и политическим, и им будет вынуждена заниматься новая российская власть. Но в двадцать первом веке невозможно решать такие сложные проблемы, опираясь только на мнение узких специалистов. Вы подумайте, что могло бы произойти сегодня с обводненным Каспием, если бы в свое время мы руководствовались лишь мнением тех, кто выступал за небезызвестный проект переброски северных рек? Однако как можно говорить о профессиональном проекте строительства небоскреба в Санкт-Петербурге, если в нем не участвуют профессионалы? А практически все ведущие архитекторы страны высказались против этого строительства. Если мы говорим о том, что мы - мировая держава, мы должны защищать культурные принципы современной цивилизации. Но мы вступаем в конфронтацию с ЮНЕСКО, в список культурного наследия которой включен исторический центр Санкт-Петербурга. Ситуация вокруг строительства небоскреба "Газпрома" - это пробный камень, на котором наша культурно-охранительная система держит экзамен: будем ли мы называться культурной страной или мы будем страной варваров, которая уничтожает свое культурное наследие.
ИА REGNUM: Возвращаясь к судьбе памятников деревянного зодчества, которые Вы упомянули в начале нашего разговора, хотелось бы услышать, что сегодня тревожит Вас, как одного из наиболее авторитетных отечественных специалистов в этой области?
Когда в 2006 году в Петрозаводске проходила всероссийская конференция по проблемам спасения памятников деревянного зодчества, многие ее участники высказывали обеспокоенность двоевластием в отрасли культуры: министерство культуры РФ и федеральное агентство по культуре и кинематографии связывает только здание. С тех пор ничего не изменилось, а в такой ситуации возникают благоприятные условия для коррупции. В стране почти легально существует система "откатов", когда на конкурсах по проведению реставрационных работ побеждают неизвестные фирмы, которые затем привлекают в качестве субподрядчиков побежденных участников конкурса. Деньги на эти работы поступают к концу года, что сказывается на качестве реставрации и поощряет приписки. Когда главными критериями конкурсов являются сроки и стоимость работ, мы зачастую получаем вместо памятников низкопробные новоделы. В Карелии ситуация с восстановлением объектов культурного наследия выглядит несколько лучше, чем в целом по стране. Благодаря своему приграничному положению республике удается привлекать на реставрацию памятников деревянного зодчества средства международных благотворительных фондов, и у нас уже есть два успешных примера возрождения исторических карельских поселений с помощью грантов из Финляндии - деревни Панозеро в Кемском районе, которая была удостоена в прошлом году медали Европейской федерации частных ассоциаций по охране художественных, природных и исторических памятников и достопримечательностей Europa Nostra, и деревни Кинерма в Пряжинском районе, пользующаяся популярностью у отечественных и зарубежных туристов. В этом году мы договорились с итальянцами о регенерации деревни Большая Сельга в Олонецком районе. Я считаю, что сочетание культурного туризма с привлечением грантов международных гуманитарных организаций для проведения реставрационных работ - это способ сохранить объекты культурного наследия в современных условиях, когда бюджетные ассигнования сокращаются, а уровень сознания нашей бизнес-среды еще недостаточно вырос, чтобы в России вновь появились меценаты.
ИА REGNUM: На фоне успешных примеров возрождения исторических карельских поселений ситуация в республиканской столице выглядит крайне тревожно. В историческом центре Петрозаводска вовсю идет уплотнительная застройка, на набережной Онежского озера возводится огромный отель, который не слишком вписывается в окружающую среду, в "зеленую зону" вторгаются торгово-развлекательные центры. Под занавес года городской совет принял программу повышения туристской привлекательности Петрозаводска, где муниципальные власти были вынуждены констатировать неудовлетворительное состояние многих памятников истории и культуры. Но ведь руководство города, по сути, само способствовало тому, что туристы не стремятся ехать в Петрозаводск?
С подобными проблемами сталкиваются многие исторические города России, но лидирующее положение по культурному нигилизму занимает Петрозаводск. Достаточно вспомнить продолжающее строительство восьмиэтажного жилого здания в центральной части города, по соседству с памятником культуры регионального значения - деревянным Домом Захаровых 1905 года постройки. По генеральному плану Петрозаводска, высота внутриквартальной застройки в этой части города не должна превышать периметральную застройку, а уплотнение внутриквартальной застройки может производиться только за счет 2-4-этажных домов. Несмотря на это, администрация Петрозаводска выдала разрешение на строительство высотного здания там, где возведение таких зданий категорически недопустимо.
Мы стали посмешищем для наших гостей, когда территория парка культуры и отдыха, где зарождался наш исторический город, превратилась в пивной бар. В парке вырубили зеленые насаждения и повсюду открыли палатки с пивом. Когда на одном из совещаний в городской администрации был поднят вопрос о парке, мэр Петрозаводска Виктор Масляков пообещал расторгнуть договор с арендатором этой территории, если им не будут устранены нарушения условий договора. Но с тех пор в парке ничего не изменилось, и с началом очередного туристического сезона нам снова придется стыдиться за облик исторического города. Во многом, причиной такого отношения властей к сохранению культурного наследия является отсутствие необходимых подзаконных актов, которые бы существенно ограничили возможности нецивилизованного бизнеса на исторических территориях. Мне кажется, что нынешнюю администрацию Петрозаводска вполне устраивает существующее положение вещей, иначе она навела бы порядок в градостроительной сфере.
ИА REGNUM: Получается, что уходящий год был не слишком успешным в сохранении нашего культурного наследия? Нет ли у Вас ощущения, что Вы боролись с ветряными мельницами?
Я убежден в том, что в основе всего лежит слово. В обращении к президенту и к нашим местным властям я пытался разорвать ту пелену лжи и полуправды, которая скрывает реальное положение дел с сохранением культурного наследия. Но нам нужно разрушить и сложившиеся в обществе стереотипы. В конце концов, человек жив не только хлебом насущным, но и культурой.