В 2007 году на Украине начался поиск национальной идеи и становление демократического общества: интервью политического эксперта Сергея Тарана
На Украине 2007 год был как никогда сложным и насыщенным, поскольку страна столкнулась с вызовами, которых она никогда ранее не видела. В этом году впервые был распущен парламент и проведены досрочные выборы, которые стали индикатором огромного количества проблем в нормативно-правовой системе. В этом году при значительном росте инвестиций и уровня ВВП был зафиксирован самый высокий уровень инфляции за последние годы. 2007 стал годом контрастов и неожиданностей, основные из которых в беседе с корреспондентом ИА REGNUM проанализировал политический эксперт, глава правления Центра социологических и политологических исследований "Социоизмерение" Сергей Таран.
ИА REGNUM: Как можно оценить проведение досрочных парламентских выборов на Украине сейчас, уже зная, какая система власти сложилась в стране после них?
Досрочные выборы впервые распущенной Верховной рады позволили проявиться массе положительных элементов, указывающих на становление в стране демократического общества. Во-первых, граждане показали политикам, что непоследовательность может быть наказана. Первой жертвой того, что народ начал обращать внимание на слова политиков, стала Социалистическая партия Украины, представители которой говорили одно, а потом своими действиями перечеркивали все сказанное. Во-вторых, сами партии начинают понимать, что из обмана своего электората ничего хорошего не получится. Именно из-за этого, несмотря на все прогнозы и разговоры, в парламенте было создано большинство на базе блока Юлии Тимошенко и блока "Наша Украина Народная самооборона". Многие ожидали, что будет создан иной формат коалиции, но ни одна из этих сил не рискнула пойти на такой шаг, понимая, что в дальнейшем их ждет электоральное наказание. Благодаря механизму перевыборов на Украине начинает постепенно вырабатываться ответственность политических сил перед избирателем, которые теперь не смогут обещать одно, а потом делать совсем другое.
ИА REGNUM: Стоит вспомнить, что в начале года 2007 года блок Юлии Тимошенко вместе с Партией Регионов, преодолев президентское вето, приняли закон о Кабинете Министров...
В данном случае Юлии Тимошенко терять было нечего, поэтому она делала все, что было в ее силах, чтобы вернуть себе пост премьер-министра. Поэтому вполне вероятно, что БЮТ проголосовал вместе с регионалами, чтобы подтолкнуть президента к более активным действиям, результатом которых и стал роспуск парламента. Это голосование стало знаком для президента Ющенко, согласно которому, если он не будет более решительным в своих действиях относительно досрочных выборов, то БЮТ может сыграть в свою игру, которая будет совсем не выгодна президенту.
ИА REGNUM: Официально инициатором перевыборов был президент Виктор Ющенко, который сначала издал несколько формальных указов о роспуске, а потом благодаря политическим договоренностям добился того, что парламент пятого созыва самораспустился. Получил ли Виктор Андреевич свои дивиденды?
Если посмотреть на то, какое было положение у президента в начале года, то мы отчетливо увидим, что в то время Ющенко практически полностью потерял свой вес, и не мог влиять на большинство процессов в украинской политике. По сути, он даже не мог сделать положенного по Конституции назначения министра иностранных дел без одобрения со стороны премьер-министра Виктора Януковича. После выборов президенту удалось усилить свое влияние, но в то же время у него, в контексте грядущих президентских выборов, появился серьезный противник на электоральном поле в виде Юлии Тимошенко. И тут возникает вопрос, каким образом Ющенко сможет согласовать со своими интересы Тимошенко, чтобы она поддержала Ющенко во время его выдвижения на второй срок.
ИА REGNUM: Есть ли перспектива создания единой партии на базе пропрезидентского блока НУ-НС, на необходимости чего активно настаивает секретариат президента в лице Виктора Балоги?
По сути, политическая сила, возглавляемая президентом, сейчас не имеет никакого влияния на политической арене Украины. Конечно, Ющенко принимает во внимание позицию блока, и иногда вступает в дискуссию с ними, но в большинстве случаев это ни во что реальное не выливается. Кроме того, слабость НУ-НС кроется и в чрезвычайной разношерстности этой политической силы. Одна часть блока ориентируется на имидж и харизму Юрия Луценко, вторая на Виктора Балогу и секретариат президента, третья, отдельная часть депутатов, которая представляет национал-демократическое движение, ориентируется на Руховцев. Помимо того, что эти группы ориентированы на разных людей, у них различные взгляды на идеологию и стратегию развития страны. Политическая структура, состоящая как минимум из трех разных течений, где нет четкого лидера и четкой иерархии, не может быть влиятельной по определению.
ИА REGNUM: Последней политической сенсацией уходящего года можно считать назначение секретарем Совнацбеза представителя Партии регионов Раисы Богатыревой. Что вы скажете по этому поводу?
Каждое, даже самое незначительное кадровое решение Ющенко сейчас направлено только на создание контрбаланса Тимошенко. Фактически, президент сейчас контролирует работу парламентского большинства путем голосов нескольких своих депутатов. Только от Ющенко зависит, соберутся ли все представители НУ-НС в сессионном зале, и будет ли эффективно работать парламент. Но надеяться только на парламент с неустойчивой коалицией было бы более, чем наивно. Поэтому президент также усиливает свои позиции, расставляя верных ему бойцов на соответствующие должности в правтельстве. Кроме того, он не против поддержки части Партии Регионов, поэтому и поставил члена оппозиционного блока Раису Богатыреву главой Совнацбеза. Президент понимает, что на выборах Партия Регионов вполне может поддержать его, если Ющенко даст соответствующие гарантии, в том числе по предоставлению "регионалам" поста главы правительства.
ИА REGNUM: Какая роль в нынешнем политическом украинском пасьянсе отведена Партии Регионов?
Сейчас регионалы делают все возможное, чтобы стать оппозицией европейского образца. Партия Регионов начала понимать, что настоящая борьба состоит не в том, чтобы любой ценой пролезть во власть, они также поняли, что не совсем нормальным является блокирование работы Верховной рады. Поэтому они и решили стать на путь нормальной цивилизованной оппозиции. Об этом говорит создание регионалами "теневого правительства", которое будет отслеживать действия Кабинета министров Юлии Тимошенко. Это еще одно позитивное достижение уходящего года, поскольку правительство эффективно работает только тогда, когда есть эффективная оппозиция, контролирующая каждый шаг, и предлагающая альтернативные варианты решения тех или иных вопросов. Это путь к Европе.
ИА REGNUM: В этом году Ющенко особенно активно начал продвигать идею голодомора, как акта геноцида украинского народа в мире, с его подачи в части страны масштабно был отпразднован день рождения одного из лидеров ОУН-УПА Романа Шухевича. О чем могут говорить такие действия?
Главной причиной всех этих событий является то, что на Украине начался поиск своей национальной идеи. Основная проблема состоит в том, что все эти вопросы нужно вынести за рамки политики, поскольку это вопросы справедливости, собственной идентичности, но никак не политики. Кроме того, вовлечение этой проблематики в политику очень опасно, поскольку здесь очень тяжело достичь компромисса. Когда такие вопросы, статус русского языка, отношение к Шухевичу, ОУН-УПА и Бандере выносятся на политическую арену, они сразу же начинают "разрывать" страну, и не исключено, что политики, используя с выгодой для себя эти проблемы, достигнут того, что мы, как Бельгия, будем иметь в одной стране две различные общины.
ИА REGNUM: Год обозначился рекордным за последние годы уровнем инфляции, а ведь правительство начинало год с роста экономики и эффективного сдерживания инфляционных процессов. Каковы причины того, что правительство не смогло удержать результаты первых месяцев на протяжении всего года?
Одной из самых главный проблем правительства Януковича была недостаточная борьба с коррупцией. Серьезные реформы невозможно провести в коррумпированной стране, особенно если уровень коррупции можно приравнять к странам третьего мира. Правительство Януковича не изменило ситуации с коррупцией, которая только усугубилась, и оставило отсталые советские методы управления. Эта проблема сейчас будет стоять и перед новым составом правительства во главе с Тимошенко. Действительно, главным позитивным моментом работы правительства лидера Партии регионов является серьезный темп роста ВВП, но, к сожалению, украинцы не смогли этого почувствовать из-за разыгравшейся инфляции. В то же время, работа парламента, точнее, его недееспособность, а также досрочные выборы слабо повлияли на качество работы правительства по той простой причине, что основные законодательные инициативы кабмина касались перераспределения полномочий между президентом и премьером. Каких-то принципиальных законодательных инициатив, позволивших провести структурные изменения и активизировать работу экономики, к сожалению, не было.
ИА REGNUM: Что ожидает Украину в 2008 политическом году?
Ожидается обострение политической борьбы на местах, а также горячая дискуссия относительно изменений в Конституции Украины. Кроме того, нельзя исключать распада парламентского союза БЮТ и НУ-НС, поскольку она и на данный момент неустойчива, и создания "широкой" коалиции. Следующий год также должен определить, кто будет кандидатами в президенты на следующих выборах.