Елена Дьякова второй раз вошла в состав Общественной палаты Российской Федерации. Если в 2005 году она была выдвинута от межрегиональных и региональных общественных объединений Уральского федерального округа, то в 2007 году она вошла в первую часть списка Общественной палаты, утверждаемую указом президента Российской Федерации. В Общественной палате доктор политических наук Елена Дьякова руководит рабочей группой по развитию информационного общества в России. Также она возглавляет Совет Гражданского форума УрФО и руководит общественным мониторингом хода реализации приоритетных национальных проектов на территории Уральского федерального округа. В интервью корреспонденту ИА REGNUM Дьякова рассказала о состоянии и перспективах институтов гражданского общества и в УрФО, и в России в целом.

ИА REGNUM: Елена Григорьевна, когда Общественная палата еще только создавалась, вы говорили, что для нее главное - заработать авторитет и активизировать становление в России гражданского общества. Удалось ли этого добиться?

Да, в свое время, при возникновении Общественной палаты, порой высказывались опасения, что она превратится в своего рода "карманный орган" или будет лоббировать интересы, не имеющие отношения к гражданскому обществу. Думаю, что работа Общественной палаты первого созыва убедительно показала, что это не так. Общественная палата доказала, что умеет и конструктивно сотрудничать с властью, и отстаивать права граждан. Примеры такой деятельности каждый может привести сам - они на слуху. Очень важно, что работа Общественной палаты стала стимулом для развития институтов гражданского общества в регионах, где также стали формироваться органы общественного представительства. У нас в Уральском федеральном округе общественные палаты действуют в пяти субъектах федерации, давая тем самым общественности возможность напрямую доносить до власти свое мнение. Готовится закон об Общественной палате Свердловской области. Очень важно, что общественные палаты стали появляться и на муниципальном уровне. Так, Общественная палата г. Екатеринбурга, хотя и сформировалась только в сентябре, уже успела активно себя проявить.

ИА REGNUM: А какими конкретно делами занимаются региональные Общественные палаты?

Основная задача Общественных палат - это общественная экспертиза и общественный контроль деятельности власти. И тут многого удалось добиться. Так, Общественная палата Челябинской области постоянно занимается проблемами ЖКХ и жилищного строительства, в Ханты-Мансийском автономном округе общественники сосредоточили внимание на патриотическом воспитании и культурном развитии, Общественная палата Ямала решает целый круг проблем, связанных с социальной защитой населения. Перечислять можно долго, но главное, что работа началась.

ИА REGNUM: На ряду с региональным Общественными палатами в Уральском федеральном округе работает Гражданский форум, председателем Совета которого вы являетесь. С какой целью была создана эта организация?

Гражданский форум УрФО возник в мае 2007 года, когда свыше 150 ведущих общественных объединений, некоммерческих организаций региона, а также представители региональных и муниципальных общественных палат решили консолидировать свои усилия на окружном уровне. Гражданский форум был создан для организации открытого диалога по вопросам деятельности гражданских институтов Уральского федерального округа и развития различных форм социального партнерства между институтами гражданского общества, органами власти всех уровней и бизнес-структурами. Важнейшая задача Гражданского форума - координация деятельности региональных общественных палат. Не случайно в Совет форума вошли руководители этих палат, а также члены Общественной палаты РФ от Уральского федерального округа. Работа Гражданского форума направлена на повышение эффективности деятельности общественных организаций путем активизации их участия в решении важнейших государственных задач, и организована по проектному принципу.

ИА REGNUM: Что успел сделать Гражданский форум УрФО со времени своего создания?

Особенно активно Гражданский форум действовал в период выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ пятого созыва. С этой целью в октябре 2007 года по решению Совета Гражданского форума была сформирована Комиссия по общественному контролю за соблюдением законности в выходе выборов и референдумов, взаимодействию с политическими партиями и средствами массовой информации. По инициативе этой Комиссии и при поддержке региональных общественных палат во всех субъектах были созданы Центры общественного контроля за выборами. Они занимались мониторингом предвыборной борьбы с точки зрения законности и соответствия этическим нормам, а также мониторингом освещения избирательной кампании в средствах массовой информации с позиций объективности и соответствия требованиям законодательства. Центры общественного контроля вели разъяснительную деятельность, организовывали "Горячие линии" с избирателями, и следили за тем, чтобы все граждане могли реализовать свое конституционное право на голосование. 3 декабря 2007 года по итогам общественного контроля было принято заявление, подтверждающее законность и легитимность выборов. Также было принято решение продолжить работу Центров общественного контроля в ходе президентских выборов.

ИА REGNUM: Как бы вы оценили эффективность государственной финансовой поддержки общественным организациям? Проводятся ли в Уральском федеральном округе собственные мероприятия в поддержку "третьего сектора"?

2006 год показал, что государственная финансовая поддержка позволяет организациям решать серьезные и важные проблемы. На средства государства в округе создавались ресурсные центры, оказывалась помощь пенсионерам и инвалидам, велась работа с молодежью и подростками, проходили самые разнообразные мероприятия, от спортивных до экологических. В 2007 году государственную поддержку получили еще свыше 60 организаций, что позволит реализовать новые интересные проекты. А что касается нашего округа, то уже третий год мы проводим конкурс лучших социальных программ и проектов "12 гражданских инициатив Уральского федерального округа". Он проходит под эгидой полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе и направлен на стимулирование наиболее значимых и интересных инициатив, которые реализуются общественными объединениями и организациями на муниципальном, региональном и общеокружном уровнях. Это конкурс не грантовый - мы даем премии за уже осуществленные проекты, за то, что было реально сделано для людей в течение года. За три года количество участников конкурса выросло вдвое, так что в этот раз экспертному совету пришлось выбирать из 90 организаций-участников. Церемония награждения победителей состоится в январе, и мы постараемся, чтобы о лучших проектах узнало как можно больше жителей округа.

ИА REGNUM: А какую роль играет общественность Уральского федерального округа в реализации приоритетных национальных проектов?

Уже в декабре 2005 года в округе был создан Общественный совет по контролю за ходом реализации приоритетных национальных проектов, а в феврале прошли первые общественные слушания, в которых принимали участие члены Общественной палаты РФ во главе с председателем Комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Вячеславом Глазычевым. В настоящее время в округе сформировалась система общественного контроля за реализацией ПНП, в которую входят шесть региональных советов (они имеются в каждом субъекте федерации, входящем в состав УрФО) и более 100 муниципальных. На ряду с общественными слушаниями, участники советов проводят круглые столы, конференции, семинары, направленные на обсуждения наиболее актуальных проблем социальной сферы. В 2006 году мы опубликовали первый "Белый доклад" по результатам реализации национальных приоритетов в УрФО, а сейчас готовим к публикации второй.

ИА REGNUM: Что будет содержаться в новом "Белом докладе"?

Он подготовлен по итогам мониторинга общественного мнения по реализации национальных приоритетов, который осуществлялся в этом году на средства государственной финансовой поддержки. В рамках мониторинга было проведено свыше 70 мероприятий в 35 городах округа, как самых крупных, таких, как Екатеринбург и Челябинск, так и совсем небольших, таких, как Шадринск Курганской области или Лангепас Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Мониторинг позволил собрать целый комплекс ценных рекомендаций, направленных на совершенствование реализации национальных приоритетов. Все они регулярно предоставлялись в органах власти как на окружном, так и на региональном уровне, и будут опубликованы в "Белом докладе", и, надеюсь, будут учтены органами власти в дальнейшей работе. Кроме того, материалы мониторинга обсуждались на Совете Гражданского форума УрФО и на постоянно действующем совещании по координации контрольной деятельности в Уральском федеральном округе при полномочном представителе президента РФ в УрФО.

ИА REGNUM: Как будет представлен Уральский федеральный округ в новом составе Общественной палаты РФ?

Как известно, Общественная палата обновилась примерно на половину. УрфО в ней, как и в прошлом составе, представляют шесть человек. Трое работали и в Общественной палате первого созыва: это Леонид Гусельников, председатель Общественной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа, руководитель Ханты-Мансийского отделения Российского Союза ветеранов Афганистана "Боевое братство" Виктор Заболотский, и академик РАН, директор института криосферы Земли Сибирского отделения РАН Владимир Мельников (Тюменская область). Впервые в состав Общественной палаты вошел председатель правления ассоциации профсоюзных организаций студентов ВУЗов Свердловской области Евгений Сильчук. Хотелось бы поблагодарить за проделанную работу и большой вклад в развитие гражданского общества в УрФО членов Общественной палаты первого созыва Светлану Ярославову и Анатолия Макеева, а также выразить уверенность, что новые члены Общественной палаты будут работать также активно и энергично.

ИА REGNUM: Как бы вы оценили собственную работу в составе Общественной палаты первого созыва?

Для всех членов Общественной палаты это был первый опыт, и радует, что многого удалось добиться. Особо хотелось бы отметить плодотворную работу Комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению, в которую я вхожу. Под руководством Вячеслава Глазычева наша Комиссия вела постоянный мониторинг состояния местного самоуправления во всех его аспектах, и, прежде всего, в законодательном. Комиссия объездила множество российских регионов, встретилась с тысячами людей. Анализ практики, встречи с тысячами людей в разных регионах, с лидерами общественных организаций убедили нас, что в России на местном уровне сложились серьезные ресурсы, но их закрепление и развитие требует в настоящее время государственной поддержки в значительно большем объеме, чем предоставлялось ранее. Речь идет не только о финансовой поддержке, но, прежде всего, о поддержке способности населенных мест всех размерных рангов к самостоятельному развитию. Думаю, накопленный опыт очень пригодится в следующие два года, тем более, что Комиссия работает в тесном взаимодействии с Министерством регионального развития. Если говорить лично обо мне, то главным своим достижением, наряду с участием в формировании Гражданского форума УрФО, я считаю создание рабочей группы по развитию информационного общества в России Общественной палаты РФ.

ИА REGNUM: Почему Вы решили организовать рабочую группу по этой проблеме?

Президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно отмечал высокие темпы информатизации современного российского общества, подчеркивая, что "мы стали конкурировать лучше в этом спектре экономике и в мире, стали больше концентрировать ресурсов и сил на этих важнейших направлениях". Но переход на стадию массовой информатизации породил типичную проблему, с которой рано или поздно сталкиваются все страны, выходящие на этот уровень - проблему информационного раскола. Сглаживание, а в перспективе и преодоление информационного раскола - важнейшая задача, которую можно решить только совместными усилиями государства, бизнеса и гражданского общества. Именно поэтому в Общественной палате и была создана рабочая группа по развитию информационного общества в России, ближайшая цель которой - осуществлять общественную экспертизу процессов информатизации. Наша группа стала уникальной публичной площадкой, на которой представители всех заинтересованных сторон: общественности, государственных органов власти и IT-компаний могут встретиться и обсудить, как совместно решать общие проблемы.

ИА REGNUM: Что Вы понимаете под информационным расколом?

Если совсем просто, "информационный раскол" - это неравенство в доступе к современным информационно-компьютерным технологиям, из-за которого общество делится на "информационно богатых", имеющих возможность пользоваться всеми достижениями идущей сейчас в мире информационной революции, и "информационно бедных", которых информационная революция как бы обходит стороной. Раскол часто сводят исключительно к невозможности физического доступа к соответствующим инфраструктурам. На самом деле дело обстоит сложнее: одного доступа мало - необходимо, чтобы граждане могли им воспользоваться, то есть чтобы у них имелись соответствующие навыки и умения. А для этого требуется, чтобы у них было элементарное желание освоить такие навыки. "Информационный раскол" - это еще и ситуация, когда люди не хотят использовать новые технологии даже тогда, когда такая возможность у них есть. А объясняется это зачастую тем, что они не видят от них пользы, потому что не умеют или могут найти в интернет-пространстве нужную информацию, или получить с помощью информационных технологий нужные услуги. "Информационный раскол" - это комплексная социальная проблема и решать ее надо тоже комплексно.

ИА REGNUM: Какую роль в преодолении раскола может сыграть общественность?

Наша задача - прежде всего, максимально повысить отдачу от государственной программы информатизации. Например, в рамках ПНП "Образование" реализована программа подключения средних школ к интернету. В настоящее время к мировой сети подключено 98,5% российских школ. Между прочим, первым полное подключение всех школ к интернету было осуществлено в Уральском федеральном округе. Однако просто провести в школе интернет - мало. Необходимо, чтобы школа превратилась в центр распространения новых технологий, причем, не только среди учащихся, но и среди населения в целом. И вот тут свое слово могут и должны сказать общественные организации. Не следует забывать и об обучении пользованию информационно-компьютерными технологиями, которое отнюдь не сводится к урокам информатики, и о медиообразовании в широком смысле слова, позволяющем людям, особенно молодым людям, свободно ориентироваться в тех потоках информации, который сейчас на них обрушиваются и критически и осознанно выбирать именно то, что им требуется. Кстати, в этой сфере Уральский федеральный округ является одним из пионеров. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе впервые в России реализуется международный проект "Электронный гражданин", разработанный фондом "Европейские компьютерные права", и направленный на бесплатное обучение компьютерной грамотности представителей социально-незащищенных слоев населения. В Челябинской области с 2004 года действует Южно-Уральский центр медиаобразования, активно вовлекающий молодежь в обучение пользованию ИКТ представителей старшего поколения. В 2006 году в Екатеринбурге начал работу Уральский научно-методический центр медиакультуры и медиаобразования появился, который занимается решением проблем доступа к социально-значимой информации. Одна из задач рабочей группы состоит именно в обобщении уже накопленного позитивного опыта и его как можно более широком распространении, для того, чтобы внедрение информационно-коммуникационных технологий реально способствовало улучшению качества жизни людей. Опять сошлюсь на нашего президента. Выступая на заседании Совета безопасности, посвященном развитию информационного общества в России, он особо подчеркнул, что "развитие информационного общества - это системная и долгосрочная задача". А чтобы обеспечить такую системность, и нужны совместные усилия общественности, государства и бизнеса. Так что работа нам предстоит большая!