"В 2007 году мы определили будущее Алтайского края": интервью с алтайским вице-губернатором
В 2007 году в Алтайском крае закрепились положительные тенденции в социально-экономическом развитии региона, которые наметились по итогам 2006г. Еще большее внимание уделялось налаживанию торгово-экономических связей с различными регионами России и стран ближнего зарубежья, что позволило реализовать ряд успешных совместных проектов. Реформировалась система органов государственной власти и местного самоуправления. О том, с какими итогами край подошел к концу года, какие перемены произошли в жизни региона и что еще предстоит сделать, корреспонденту ИА REGNUM рассказал заместитель губернатора Алтайского края
ИА REGNUM: Приближается к концу 2007 год. Каким он стал для Алтайского края в целом и краевой администрации?
В целом, уходящий год, безусловно, был удачным. Лучше всего это подтверждается статистическими показателями. И хотя итоги года еще не подведены, по основным параметрам развития народно-хозяйственного комплекса мы серьезно прибавили в этом году благодаря усилиям не только администрации, но, прежде всего, работников предприятий, их руководителей, предпринимательского сообщества и общественности. К примеру, индекс промышленного производства Алтайского края по итогам 11 месяцев превышает 108,5%. Это выше, чем в целом по Российской Федерации.
В этом году в крае собран самый большой за последние 25 лет урожай зерновых. Огромное значение для социальной сферы имела реализация национальных проектов: прежде всего, "Развитие АПК", "Здоровье" и "Образование". Хочу отметить, что мы получили новое качество решения многих задач в образовании и здравоохранении. Это сотни единиц современнейшего оборудования для наших больниц и поликлиник (немаловажно - для фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) самых отдаленных сел), оборудование для школ, большое количество школьных автобусов и автомобилей скорой помощи.
Выросли доходы жителей региона даже с учетом инфляции. Рост заработной платы у нас опережает общероссийские темпы. Конечно, это только начало большой работы. Как говорит губернатор
ИА REGNUM: В этом году большое внимание уделялось налаживанию торгово-экономических связей с различными регионами России и стран ближнего зарубежья. Какие новые совместные проекты планируется реализовывать уже в самое ближайшее время?
Да, действительно, в этом году мы очень много внимания уделили нашим контактам с зарубежными партнерами и субъектами Российской Федерации. Так, подписали соглашения с Белгородской областью и Сахалином, активизировали сотрудничество с партнерами из стран Средней Азии. Если Казахстан - традиционно ведущий наш партнер и товарооборот с ним самый большой относительно других стран, то в этом году мы серьезно продвинулись в этом отношении с Узбекистаном. В сентябре 2007 года подписано соглашение с Согдинской областью Таджикистана.
Один из крупнейших инвестиционных проектов реализует в Алтайском крае компания ЗАО "Приосколье" - строительство птицеводческого комплекса мощностью более 30 тыс. тонн мяса птицы в год. Это, как раз, итог нашего сотрудничества с Белгородской областью.
В этом году мы дважды обсуждали ход выполнения соглашения с правительством Москвы, одно из направлений которого касается разработки мраморных месторождений - Пуштулимское и Дуковское. В планах правительства Москвы: реконструкция Дуковского месторождения, расширение карьера добычи на Пуштулимском и строительство камнеобрабатывающего производства в г. Бийске. Эти планы уже на стадии реализации. Сейчас решаются вопросы по земельному отводу, электро-, тепло- и водоснабжению, газификации данных объектов.
В рамках развития соглашения, подписанного в 2006 году с Республикой Татарстан, в этом году мы помогли выйти на рынок Татарстана и заключить выгодные соглашения с крупнейшим производителем грузовиков России - ОАО "КамАЗ" - "Алтайскому шинному комбинату". Также для "КамАЗа" поставляет топливоподающие системы на двигатели ОАО "Алтайский завод прецензионных изделий" (АЗПИ). Более того, предприятия реализуют совместную программу по разработке и изготовлению опытных образцов новых систем топливоподачи на уровне стандарта Евро-4.
Традиционно развиваются и получили динамику в этом году наши отношения с Республикой Беларусь. Наверное, самый яркий пример, который видят сегодня жители Алтайского края, - это троллейбусы, которые собираются в Барнауле из белорусских комплектующих частей. Следующая партия собранных троллейбусов будет направлена в Рубцовск как подарок к юбилею города и 70-летию Алтайского края, которое отмечалось в сентябре.
Реализуется много других проектов. Хотел бы напомнить, что традиционно активно мы работаем с Республикой Казахстан, где реконструируют большое количество тепловых станций, в том числе - на базе оборудования "Сибэнергомаш", "Бийского котельного завода" и других предприятий региона. Мы считаем, что контакты на уровне администрации Алтайского края и соответствующих органов исполнительной власти наших партнеров дают конкретные результаты.
ИА REGNUM: Появился ли особый интерес у международных партнеров Алтайского края к туристической отрасли региона в связи с созданием особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь"? Есть ли какие-то взаимовыгодные предложения и договоренности в этой сфере?
Да, и в этой сфере, безусловно, наши партнеры проявляют интерес. Туризм - одно из наиболее перспективных направлений международного сотрудничества Алтайского края. Не секрет, что по предложению президента РФ
Мы считаем серьезными перспективы сотрудничества в туристической сфере с Германией. В текущем году для ознакомления с особой экономической зоной туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" Алтайский край посетили представители Генерального консульства Федеративной Республики Германия в г. Новосибирске под руководством Генерального консула Михаэля Кантцлера.
Концепцию зоны нам помогала разработать одна из крупнейших фирм, которая занимается организацией туристического бизнеса в Европе. Все это позволяет нам очень серьезно продвигаться в реализации тех планов, которые намечены федеральным центром и Алтайским краем по развитию туристско-рекреационных зон.
По темпам реализации этих проектов из всех семи подобных зон РФ мы находимся на передовых позициях. Мы первыми сформировали соответствующий федеральный орган власти, а 2008 год для "Бирюзовой Катуни" станет строительным сезоном. Кроме того, следует отметить разработанный в целях реализации решений одного из заседаний Международного координационного совета "Наш общий дом - Алтай" новый международный туристический маршрут "Алтай - золотые горы". Он проходит по территории Алтайского края, Республики Алтай, Баян-Ульгийского и Ховдского аймаков Монголии, Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая и Восточно-Казахстанской области.
Перспективы маршрута, его развитие и освоение мы связываем с увеличением потока туристов в Алтайский край, в том числе и иностранных. В пятницу, 21 декабря, я подписал просьбу в адрес федеральных ведомств о том, чтобы поставить на рассмотрение Межправительственной Российско-Китайской комиссии вопрос о возможности проезда наших туристов через территорию Китая на автомобилях, зарегистрированных в России. Это очень сложная проблема, которую мы на региональном уровне не решим. Но и китайская, и монгольская стороны обязались содействовать нам.
ИА REGNUM: Как вы в целом оцениваете итоги работы по налаживанию и развитию внешнеэкономических и межрегиональных связей региона, и что еще предстоит сделать в дальнейшем?
Если оценивать итоги внешнеэкономического сотрудничества в стоимостном выражении, то можно привести следующие данные: внешнеторговый оборот Алтайского края за 11 месяцев 2007 года составил 1 млрд 182 млн 91 тыс. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 49%. Это очень высокий показатель. При этом объем экспортных поставок возрос на 70% от показателя предыдущего года, а стоимостной объем импорта вырос на 10%.
Среди всех реализованных в текущем году международных и межрегиональных мероприятий самыми значимыми для Алтайского края, на мой взгляд, стали проведение в Белокурихе 13 заседания Межправительственной Российско-Германской комиссии по проблемам российских немцев (март) и девятого заседания Российско-китайского Координационного совета по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству (май).
По итогам заседания Межправительственной Российско-Германской комиссии подписано коммюнике, содержащее ряд принципиальных положений, в том числе решение германской стороны об увеличении в 2007 году объемов финансирования проектов в крае, направленных на оказание поддержки российским немцам. Также это реализация на территории региона федеральной целевой программы "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 - 2012 гг.", не отказались от идеи строительства межрегионального учебно-оздоровительного центра для российских немцев на базе туристического комплекса "Бирюзовая Катунь".
По итогам заседания Российско-китайского Координационного совета был подписан протокол, в который включены предложения Алтайского края об открытии консульских точек в Сибирском Федеральном округе (СФО) и Западном Китае, организации авиарейса Барнаул - Урумчи. Китайские авиационные компании выходят на авиалинию Урумчи - Ховд. И если нам удастся решить вопрос о продлении этого маршрута до Барнаула, то мы свяжем в одном авиаперелете три государства: Китай, Монголию и Россию. Не секрет, что из Урумчи можно улететь практически в любой уголок Китая, а из Барнаула сегодня есть возможность попасть в Европейскую часть страны.
В настоящее время мы готовим план участия администрации Алтайского края в международных мероприятиях 2008 года, где также планируем активизировать свою работу по тем направлениям, о которых я уже говорил.
ИА REGNUM: В вашем ведении находится и взаимодействие с органами местного самоуправления. Борис Владимирович, как строятся взаимоотношения краевой власти и муниципальных образований?
Они складываются в соответствии с требованиями 131-ого федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Наши муниципалитеты получили определенный импульс в своем развитии, поскольку улучшение социально-экономической ситуации в крае - это, прежде всего, улучшение ситуации в наших муниципалитетах.
Общий объем бюджетных ресурсов, направленных в муниципальные образования, вырос почти на треть. Я не говорю о том, что все проблемы уже решены. Нам до этого еще далеко, но уже сегодня финансовая ситуация стала гораздо спокойней и менее напряженной.
Достаточно сказать, что кредиторская задолженность бюджетов всех уровней сократилась почти в три раза. Это означает, что у муниципалитетов не связаны руки, и они могут планировать свои ресурсы уже на созидательные цели. Конечно, и здесь предстоит сделать очень многое.
ИА REGNUM: Уже второй год на Алтае действует в полном объеме ФЗ № 131 по реформе муниципального уровня власти. С какими сложностями пришлось столкнуться на местном уровне в ходе реализации положений федерального закона на практике?
Проблемы традиционные. Я считаю, что главная проблема, несмотря на то, что мы уже второй год реализуем ФЗ № 131, заключается в нас самих - в руководителях муниципалитетов и органов государственной власти. Мы еще до конца не можем понять, насколько глубоки идеи 131-ого закона, предоставляющие нашим муниципалитетам колоссальные возможности для самостоятельного решения вопросов местного значения. Пока, к сожалению, на различных межмуниципальных форумах мы слышим критику в адрес ФЗ № 131. Но хотелось бы практических дел.
В то же время сегодня многие муниципалитеты уже реализуют свой потенциал. Об этом свидетельствует то, что существенно выросли собственные доходы муниципальных образований. Я уже говорил, что в общем объеме местные бюджеты приросли почти на треть, а собственные доходы по темпам роста в ряде муниципальных образований превышают 150%. А это говорит о том, что наводится порядок в учете имущества, земельных ресурсов - в том, что дает поступление финансовых средств в муниципальные бюджеты.
Но пока это сделано не везде. Я считаю, что данная ситуация связана, прежде всего, с инерцией нашего мышления. Например, вопрос так называемого объединения муниципалитетов. В Алтайском крае насчитывается 797 муниципальных образований, из них - 720 сельских поселений, среди которых очень много мелких, где проживают от 100 до 300 жителей. Исходя из логики ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Бюджетного кодекса РФ, связанной с переходом на подушевое финансирование, эти муниципалитеты не смогут решать вопросы, которые закреплены за ними федеральным законом.
Сегодня будущее за крупными муниципальными образованиями, которые имеют возможности для пополнения своих бюджетов. И мы уже видим подтверждение этой идеи на практике: в более крупных муниципалитетах на уровне сельских поселений и районов качество предоставляемых муниципальных услуг гораздо выше, чем в маленьких селах, где большая часть бюджетного ресурса направляется на содержание административного аппарата. Вместо того чтобы тратить 500 тыс. руб. в год на содержание местных чиновников, можно было бы эти деньги направить на благоустройство и решать те вопросы, которые волнуют людей (водоснабжение, строительство и ремонт дорог и т.д.).
В крае появился положительный опыт решения таких проблем. Например, 20 декабря на 42 сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов принято решение об объединении Смирновского и Новокопыловского сельсоветов Заринского района. Смирновский сельсовет - очень маленький, в школе учатся два ребенка, работает один учитель. В этой же школе находится и ФАП, и администрация, и спортивный зал, и т.д. Никто ничего закрывать не собирается.
Мобилизуя средства на более высоком уровне, можно оказывать более качественные услуги населению. Новокопыловский сельсовет - относительно большой, есть возможность развивать жилищно-коммунальное хозяйство, есть и соответствующая техника.
То же можно сказать и об оптимизации системы муниципальных районов. Здесь, как говорит губернатор края Александр Карлин, никто не собирается "ломать кого-то через колено". Это очень тонкий вопрос. Нужно разрабатывать программы социально-экономического развития более крупных территорий и под эти программы проводить территориальные реформы. Процесс этот длительный, но другой перспективы реализовать идеи 131-ого закона - просто нет. Иначе мы получим еще большую дифференциацию по уровню развития наших муниципалитетов, еще больший разрыв в уровне жизни людей.
ИА REGNUM: Во время интернет-форума на официальном сайте Алтайского края в июне этого года вы сообщили, что в регионе намерены внедрять современные технологии для повышения финансовой обеспеченности бюджетов муниципальных образований. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом.
За реформирование финансовой системы региона отвечает краевой комитет по финансам, налоговой и кредитной политике, возглавляемый вице-губернатором Владимиром Притуповым. В настоящее время разработана концепция системы управления бюджетным процессом в Алтайском крае на основе единого программного продукта. Внедрение этой программы на уровне муниципальных образований, безусловно, позволит повысить качество планирования и исполнения расходов местных бюджетов за счет автоматизации этапов его разработки, корректировки и исполнения.
На сегодняшний день в крае реализуется в соответствии с соглашением между крайадминистрацией и минфином РФ программа реформирования региональных финансов. Алтайский край получил 98,71 млн рублей в 2007 году как победитель второго этапа конкурса, проводимого минфином, на реализацию Концепции реформирования региональных финансов. За счет этих средств сегодня в муниципалитеты поставляется компьютерная техника, практически во всех городах и районах финкомитеты укомплектованы специалистами по вопросам информатизации, ведется подготовка программного обеспечения.
Считаем, что уже в ближайшие годы этот комплекс заработает. И заработает эффективно.
ИА REGNUM: В последнее время все больше муниципальных образований подписывают с краевой администрацией соглашения о социально-экономическом развитии территорий. Что дают обеим сторонам эти соглашения?
Сам механизм подписания соглашений предусмотрен законом "О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края". На 2007 год такие соглашения заключены с администрациями всех городских округов и муниципальных районов.
Документ устанавливает взаимные организационные и финансовые обязательства, позволяет обеспечить реализацию планово-прогнозной деятельности в крае, достичь некоторых пороговых значений (индикаторов). Промежуточные итоги реализации соглашений показывают, что многие территории справляются с взятыми на себя обязательствами.
Например, индикативный показатель среднемесячной заработной платы на одного работника, установленный на год, по итогам девяти месяцев уже выполнен в 3 городах и 36 районах. В 25 районах и г. Яровое на 1 октября превышен годовой план по инвестициям в основной капитал на душу населения.
Индикатор коэффициента рождаемости достигнут в 38 районах и семи городских округах, при этом рост данного коэффициента по сравнению с аналогичным показателем прошлого года отмечен в 61 муниципальном образовании. Благодаря этому росту рождаемость в целом по краю за год увеличилась на 10%. За 11 месяцев этого года в крае родилось по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 2 тыс. 313 детей больше. Сам по себе этот индикатор показывает, что стабилизируется ситуация в регионе и общество реагирует на это.
Сегодня в крае разрабатываются меры, согласно которым руководители наиболее эффективно работающих муниципалитетов будут получать соответствующую прибавку к заработной плате из средств, заложенных на реформирование финансов Алтайского края. Мы надеемся, что предметами соглашений будет становиться регулирование все более широкого круга вопросов. И в этом заключается перспективное направление нашего взаимодействия.
ИА REGNUM: Как идет процесс реформирования структуры органов исполнительной власти Алтайского края? Озвучьте, пожалуйста, вашу оценку проделанной работы.
Реформирование структуры органов исполнительной власти Алтайского края идет очень сложно. И, прежде всего, это связано с большим объемом переданных полномочий из федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации. Мы несколько в этом плане даже приросли по численности государственных служащих, но этот прирост произведен за счет федеральных государственных служащих, которые и раньше работали на территории края. То есть, это те же люди, только их статус поменялся.
На 1 октября в крае насчитывалось 2 тыс. 393 штатных единицы государственных служащих. Замещено, правда, на 30 должностей меньше. Места вакантны по различным причинам: в том числе не укомплектованы формально провозглашенные органы исполнительной власти края, не действующие в полном объеме (в том числе и из-за того, что на федеральном уровне пока не принят ряд подзаконных актов). Речь идет о структурах управления туристско-рекреационной зоной, туристическим и санаторными комплексами, будущей игорной зоной. Эти органы власти заработают в 2008 году.
В этом году мы в связи с передачей нам федеральных полномочий создали краевую службу занятости. А сегодня уже объединили управление занятости и управление по труду. С 1 января 2008 года это будет единая структура. Речь идет не только об оптимизации или сокращении государственного аппарата, а о решении важнейших задач. Основная цель нового управления будет заключаться в обеспечении трудоустройства граждан, поскольку длительное время эффективность системы занятости оценивалась по одному неэффективному показателю - по количеству розданных пособий по безработице. Сегодня столкнулись с тем, что трудовых ресурсов в крае не хватает, но в тоже время у нас большое количество безработных. Этот перекос нужно ликвидировать.
Мы получили в свое ведение надзорные и контрольные функции в области строительства. Создана государственная жилищная инспекция и инспекция государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства. Это тоже предписания федерального закона, и мы вынуждены их исполнять.
В качестве еще одного примера оптимизации системы управления следует напомнить о слиянии двух ранее самостоятельных управлений - по здравоохранению и по фармацевтической деятельности. Много проблем было даже во взаимодействии между ними. Сегодня это одно Главное управление по здравоохранению и фармацевтической деятельности, которое компетентно реализует свои полномочия.
Вопросов совершенствования структуры органов исполнительной власти очень много. Они довольно сложные. Мы стараемся обеспечить реализацию полномочий минимальным составом государственных служащих.
Для примера скажу, что по численности аппарат администрации Алтайского края самый маленький в СФО, если оценивать количество государственных служащих аппарата в соотношении с численностью населения. В аппарате крайадминистрации работает около 180 человек. В Кемеровской области аппарат администрации больше примерно в два раза, в Новосибирской - на 50%, Томской - на 40%.
ИА REGNUM: Хотелось бы закончить наше общение на праздничной ноте. Чего бы вы пожелали жителям Алтайского края в предстоящем 2008 году?
Конечно, предстоящий год будет сложным, как никак, високосный. Но у жителей Алтайского края должно быть оптимистичное настроение, основанное на достигнутых положительных итогах социально-экономического развития региона.
Нужно просто больше инициативы, трудолюбия и желания помочь своему краю решить сложные проблемы. Только вместе, по сути, можно вывести наш край на уровень самых развитых регионов России. А потенциал у Алтайского края, действительно, очень большой.
Поэтому хотел бы пожелать терпения, настойчивости и здоровья, потому что только здоровые, счастливые и целеустремленные люди могут решать большие задачи. С Новым годом!
Справка ИА REGNUM:
Борис Владимирович Ларин родился 8 мая 1955 года в городе Коломна Московской области. Окончил среднюю школу г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ), а в 1977 году - Ростовское высшее военное командное училище. Спустя десять лет - Военно политическую академию им. В.И. Ленина в Москве.
В 1997 году получил диплом с отличием об окончании юридического факультета Алтайской академии экономики и права. С 1973 по 1994 годы проходил службу в ракетных войсках стратегического назначения. Полковник запаса.
Депутат пяти созывов краевого Совета народных депутатов (1994-2000 гг. краевого Законодательного Собрания). С декабря 1996 года - заместитель председателя краевого Совета народных депутатов.
С 1997 года - доцент кафедры конституционального и административного права Алтайской академии экономики и права. В сентябре 2005 года был назначен заместителем главы администрации Алтайского края.
Награжден Орденом Почета (1991 г.) и шестью медалями, многими общественными наградами.