На Прусака "упало" три кризиса": Интервью новгородского политолога Александра Жуковского
2007 год для Новгородской области стал особенным - в августе досрочно ушел в отставку
ИА REGNUM: Александр Иванович, и все-таки, почему Прусак ушел в отставку именно в этом году?
Уход Прусака - это следствие того, что именно в этот момент сложились вместе, срезонировали три кризиса. Я имею в виду, во-первых, политический кризис, когда основные партии оказались "привязанными" к коррупционным скандалам, к местным экономическим монополиям, неэффективным административным и кадровым решениям. Второе - экономический кризис, выразившийся в сверхмонополизированном рынке потребительских услуг в области (и, в частности, в Великом Новгороде). Третье - это административный кризис - в регионе сложилась мощная отраслевая инфраструктура управления регионом, противоречащая современным тенденциям в социальном управлении и административной реформе в России. Все это вместе, одномоментно "упало" на Прусака.
ИА REGNUM: Уход Прусака в отставку был для вас неожиданным?
Для меня нет. То, что все это случится, было ясно еще в середине его второго срока на посту губернатора. И я предупреждал Прусака, что третий срок будет для него "политической могилой". Тогда, в 2003 году, когда были выборы в Госдуму, Прусак мог спокойно пережить этот кризис, уйти в
ИА REGNUM: В числе тех трех кризисов, которые срезонировали именно в 2007 году и стали причиной ухода Прусака в отставку, вы назвали административный. Но ведь он пытался проводить кадровую реформу...
Прусак не занимался административной реформой совершенно! Более того, он довел инфраструктуру управления регионом до абсурда. Вот он, губернатор, "солнце", деньги распределяет. И к этому "солнцу" всякие "растения" тянутся - различные отрасли, курируемые каждая отдельным заместителем губернатора. У Прусака был отраслевой принцип управления регионом. Было 11 замов, отвечавших за 11 отраслей. Смысл в том, что замов могло быть и 12, и 13, сколько угодно. Такая структура управления во всем противоречит административной реформе.
ИА REGNUM: Новый глава региона,
Митин систему модернизировал, но не сломал. В идеале губернатору нужно всего три заместителя: один, занимающийся отраслями; второй - стратегией региона и целевыми программами; третий - координацией деятельности муниципалитетов. Все, всего три.
У Прусака было 11 замов, у Митина сейчас - уже семь. И восьмой вот-вот появится. Восьмой заместитель - это своего рода индикатор эффективности той модели управления регионом, который предложит нам новая власть. Вот как только восьмой зам появится, об административной реформе снова можно забыть.
ИА REGNUM: Не слишком ли революционна та схема управления с тремя замами, которую вы предлагаете?
Конечно, она революционна. Тут герой нужен, чтобы ее воплотить. И, к слову, Митин же начинал управлять областью с пятью замами. Нормальный, промежуточный вариант, но, как оказалось, не окончательный.
ИА REGNUM: А новгородцы, простые жители региона, были бы готовы к таким переменам?
В любом кризисе есть и плюсы, и минусы. Минус в том, что мы слишком затянули рациональные изменения, а плюс - были готовы к резкому развороту. Общественное мнение было готово к переменам, причем к самым кардинальным. Оно готово было ломать. Власть не воспользовалась уникальной возможностью произвести изменения тогда, когда общество было готово.
ИА REGNUM: Шанс упущен?
Упущен. До очередной возможности начать административную реформу теперь нужно снова ждать пять лет - срок полномочий нового губернатора.
ИА REGNUM: Но ведь народ-то ждал перемен...
А что народ? Народ быстро "переключили" на "План Путина". Лично я сравниваю "План Путина" с планом ГОЭЛРО. Федеральная власть - это электростанция, региональные элиты - лампочки. Сейчас получается, что электростанция есть, а лампочки не горят. К тому же, жители Новгородской области, загнанные в тупик сверхмонополизированным рынком потребительских товаров и продовольствия, а также монополизированной коммунальной системой, которые, как два насоса, бесцеремонно выкачивали их доходы, все же получили от новой власти отдельные позитивные шаги.
Появился первый гипермаркет, стали регулироваться цены. Но в целом в регионе в самом основном - в бюджетном процессе - ничего не изменилось. А значит, для жизни простых новгородцев никаких кардинальных перемен, вызванных сменой власти, не произошло.
ИА REGNUM: А что должно было измениться в бюджетном процессе?
Бюджетный процесс включает в себя четыре основных этапа: обязательное формирование бюджета; его финансовое сопровождение; менеджмент отраслевых комитетов, и, наконец, оценку эффективности исполнения бюджета. Роль внешней экспертизы бюджета в СССР исполняла КПСС, а когда ее ликвидировали - фактически ликвидировали внешнюю экспертизу бюджета. И бюджетная машина стала работать следующим образом - сам себе заказал и сам себе подписал акт выполненных работ. Получается, что бюджеты отлично исполняются, рейтинги мэров и губернаторов растут, а народ почему-то жить не хочет, дохнет, разбегается. Я, например, как эксперт, возможный исполнитель этого четвертого этапа, власти не нужен, вы как СМИ - тоже не нужны...
ИА REGNUM: Но ведь Митин в числе первых своих шагов как раз и заказал внешний аудит бюджета Новгородской области, после чего бюджет был кардинально пересмотрен.
Очень хорошо. Но это разовая акция, вызванная тем, что Митину достался бюджет, уже почти сформированный командой его предшественника, который предстояло принимать ему, новому руководителю. К тому же, Митину, чтобы получить позиции лидера в регионе, надо было раскрыть тот кризис, в который регион не верил. Ведь социально-политическая обстановка в Новгородской области региональной элитой оценивалась неверно. Лозунгами утверждалось, что регион находится в стабильном состоянии и готовится к переходу к активному развитию, в то время как на самом деле был в состоянии стагнации и впадал в социально-экономический и политический кризис.
ИА REGNUM: Уходящий год ознаменовался также и сменой власти в областном центре - досрочно ушел в отставку мэр Великого Новгорода, самораспустилась городская Дума. Вы руководили центром "Дилог" и при мэре Александре Корсунове, и при
Бобрышев начал с тех же самых шагов, с каких начали все - посещает роддома, школы, больницы. Город ощутит перемены со сменой инфраструктуры управления, но он менять ее не собирается. Бобрышеву досталось все запущенное предыдущими главами, местное самоуправление. И он его "потащит".
ИА REGNUM: У Бобрышева большие шансы победить на выборах?
Почти 100%. В данном случае, если б и Гражданкин пошел на выборы второй раз, то тоже был бы избран. Была бы запущена машина безальтернативных выборов и он получил был нужный результат.
ИА REGNUM: Вы так говорите: "машина", "запущена", а как же прямые выборы всеобщим голосованием?
В том-то и дело, что технологии предвыборной борьбы еще с середины 1980-х годов стали ориентироваться на социальное манипулирование. Сейчас это социальное манипулирование с каждой избирательной кампанией все более очевидно. Выборы в Государственную думу 2 декабря 2007 года в Великом Новгороде мне лично продемонстрировали одно: теряющие терпение и средства политические партии начинают вести себя с гражданами как с олигофренами. Стоит только вспомнить одну эту акцию по раздаче подарков в Великом Новгороде. А население, не видя партнеров за свои интересы в политических партиях, отвечает адекватно: шантажирует и вымогает у партий взятки, готово с ними лукавить и продаваться, невнимательно и недоверчиво к лозунгам и программам... Как итог - теряется избирательный потенциал, а с ним и надежды на демократическое развитие в России. Но самое главное, в действиях политических партий в России не просматривается желание просвещать свой народ.
ИА REGNUM: Но Великий Новгород в марте 2008 года ожидают не только выборы президента, но и ряд муниципальных избирательных кампаний - выборы мэра, новой городской Думы.
С 2004 года главным действующим лицом на политической арене стала выступать администрация президента РФ. Региональным элитам даже в рамках местных избирательных кампаний уже не дают вставить свои "три копеечки" в этот процесс. Последние же выборы - выборы в Госдуму - показали: Москва очень сильно захватила самостоятельность регионов, "колонизировала" их.