Мы проиграли рынки сбыта продукции высокой переработки леса: интервью директора Конфедерации лесопромышленников Северо-Запада
Директор Конфедерации лесопромышленников Северо-Запада РФ Денис Соколов рассказал ИА REGNUM о состоянии лесной и лесоперерабатывающей отрасли России.
ИА REGNUM: Денис Леонидович, в последнее время политики и российские чиновники опять заговорили о том, что надо остановить вывоз российского леса за границу и начать самим "наживаться" на том, на чем наживаются страны-конкуренты.
Я вот иногда думаю: почему мы не ждем, что здесь, в России, начнется массовая глубокая переработка нефти? Или газа? Почему не требуем этого от бизнесменов или от правительства? Бензин и нефтепродукты можно продавать наверняка дороже, чем нефть и газ, но мировой рынок уже сложился, наше место - сырая нефть, к тому же за это и так платят хорошие деньги. Но ведь аналогичная картина и с лесом! России выгодно продавать на рынке круглый, необработанный лес, это наше место на рынке. Вот бизнесмены его и продают. Ну, и как заставить бизнес делать то, что невыгодно?
ИА REGNUM: Вы ведь утрируете...
Не сильно. Мировой рынок леса и лесопромышленной продукции уже сложился. Наше место - кругляк и продукция низкой переработки, то есть доски, мешки для цемента, низкокачественная целлюлоза. С табуретками и хорошей бумагой для журналов нас на рынке никто не ждет. Да мы и не сможем выйти на новые рынки, по крайней мере, сейчас - производства-то у нас старые. Чтобы завоевывать новые рынки сбыта, нужны инновации и огромные инвестиции.
ИА REGNUM: Но ведь сейчас строятся новые предприятия...
На Северо-Западе России запланировано и даже начато строительство трех ЦБК, но они будут делать те же доски и низкокачественную целлюлозу, а уж хорошую бумагу из этой целлюлозы будут производить на Западе или в Китае. К тому же открыть производство в России сейчас дороже, чем во многих других странах: земля дорогая, инфраструктуры нет, бетон дорогой, энергетика растет в цене, логистика дорогая, специалистов нет. Так что можно взять и построить новый суперсовременный комбинат, нацеленный на производство хорошей продукции, но она будет дороже, чем на мировых рынках. О каком завоевании может идти речь?
ИА REGNUM: А если мы сейчас закроем "железный занавес" для круглого леса - правительство запретит его вывозить из России и все!
Ну, и что? Мир вздохнет спокойно и даже глубоко, потому что российский лес - это легкие планеты, и чем больше леса здесь сохранится, тем легче будет дышать Земля. А в России сначала упадет заготовка леса, потом - его переработка. Сейчас идет пик домостроения, происходит насыщение внутреннего рынка, но он не такой большой, к тому же цена на лесоматериалы не уменьшается - кругляк же становится труднодоступным. А после того, как спрос будет, по большому счету, удовлетворен, переработка пиломатериалов начнет падать.
ИА REGNUM: А зарубежные потребители нашего леса?
Да по большому счету, их не так и много. Иран, Азия, Финляндия, Швеция, немного Великобритания - мы поставляем лес и низкокачественную доску, из которой там производят мебель. Но как показывают подсчеты иностранных же специалистов, ничего очень страшного не произойдет, если сократятся поставки российского леса.
ИА REGNUM: Так что же делать?
В России нужна серьезная государственная политика по отношению к земле, к логистике, к монополистам, чтобы открывать производства и работать здесь стало выгодно. Все это называется "благоприятный инвестиционный климат", в рамках которого, разумеется, нужна серьезная государственная политика по отношению к лесу.
ИА REGNUM: А что сейчас происходит в этой отрасли?
Каждый живет, как ему удобно. Крупный бизнес - такие вертикально-интегрированные компании как "ИлимГрупп", банк Москвы, "Титан", "Континенталь", "
ИА REGNUM: С 1 апреля 2008 года все-таки будут повышены пошлины на вывоз круглого леса за границу.
Вот это и станет первым большим испытанием. По пессимистичным прогнозам, Запад не выдержит столь высоких пошлин и сократит вывоз леса из России. То есть мы можем получить то, о чем сейчас так много говорим, только что мы сами-то будем делать? За три месяца в России не успеют построить производства, на которых можно было бы выпускать качественную мебель или бумагу, так что Россия может оказаться в ловушке.
ИА REGNUM: Говорят, крупнейшие лесные НИИ выставлены на аукционы.
Головное ОАО "Гипробум", в котором проходят проверку проекты всех ЦБК в центральной и северо-западной части России, уже продано финнам. На 18 декабря был назначен аукцион по продаже контрольного пакета акций Западно-Сибирского "Гипробума". Насколько я знаю, претендентов было двое - "Илим Групп", контрольный пакет акций которого принадлежит американской International Paper, и "Континенталь", входящий в группу компаний "
ИА REGNUM: А чем занимается Конфедерация лесопромышленников в такой ситуации?
Собираем информацию, анализируем и поставляем ее с одной стороны, чиновникам, с другой стороны, своим членам - представителям лесного бизнеса. Чтобы ни у кого не было иллюзий о том, что происходит. И ждем серьезных решений от государства.
Справка ИА REGNUM. НП "Лесопромышленная конфедерация Северо-Запада России" было создано в 2001 году. Основная цель конфедерации - объединение интересов предприятий и организаций и оказание помощи в решении текущих и стратегических вопросов устойчивого развития лесопромышленного комплекса. Конфедерация была создана и функционирует при аппарате полномочного представителя президента Российской Федерации на Северо-Западе. Членами конфедерации являются более 20 предприятий лесопромышленной отрасли, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа.
В Северо-Западном федеральном округе произрастает чуть менее 60% лесов европейской части Российской Федерации, или 12% всех лесов России. Здесь производится 30% российских пиломатериалов, 40% клееной фанеры, порядка 40% деловой древесины, 50% картона и 60% бумаги. На территории округа расположены семь из одиннадцати крупных целлюлозных производств страны и семь из десяти лидирующих бумажно-картонных комбинатов.