Приднестровское урегулирование: демократизация по-кишиневски означает насильственную смену власти в Приднестровье. Косовский прецедент: "США и ЕС не готовы сегодня идти на открытое противостояние с Россией". Приднестровье мешает Молдавии вступить в НАТО? Молдавия-Румыния: Румыния строит отношения с Молдавией и Приднестровьем как врач с больным

Приднестровское урегулирование: демократизация по-кишиневски означает насильственную смену власти в Приднестровье

"В новом проекте молдавско-приднестровского урегулирования, представленном молдавской стороной на совещании министров иностранных дел в Мадриде, нет ни слова о Приднестровье как о равноправной стороне переговорного процесса, - пишет газета "Приднестровье". - Речь идет о некоем "регионе Республики Молдова", которому Кишинев дарует, как заячий тулупчик с барского плеча, "особый статус с соблюдением суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова". Это даже не шаг назад, а полный откат на позиции унитарной Молдавии до 1990 года, без какого-либо учета наработок всего периода переговорного процесса с участием России, Украины, ОБСЕ и конфликтующих сторон".

Издание продолжило: "Там в Мадриде вице-премьер Молдавии Андрей Стратан вновь упомянул об "инициативах" своего президента "по укреплению мер доверия и безопасности, которые направлены на содействие процессу урегулирования конфликта". Совершенно непонятно, на каком основании высокопоставленный молдавский чиновник называет "инициативами президента" эмоциональное газетное интервью? О каком доверии говорит Стратан, если Молдавия до сего дня демонстрирует только одно - полное пренебрежение позицией Приднестровья и дезавуировала все ранее принятые к исполнению соглашения между Кишиневом и Тирасполем. Кощунственным выглядит утверждение Стратана о том, что "особое внимание уделяется свободе перемещения лиц, товаров и услуг между двумя берегами Днестра", ведь действия молдавской стороны иначе как изощренным издевательством над правом граждан на свободу передвижения не назовешь".

Газета отмечает: "Стратан, нисколько не смущаясь, вводит в заблуждение мировое сообщество легендами о том, что, принуждая экономических агентов и товаропроизводителей Приднестровья регистрироваться в Кишиневе, Молдавия тем самым "способствует увеличению масштабов их внешнеэкономической деятельности". При этом, по уверению Стратана, деловым кругам Приднестровья так пришлось по душе то выкручивание рук, которое творит с ними Кишинев, что они с радостью поддерживают взятый Молдавией курс. Очевидно, что Кишинев прилагает все усилия, дабы сломать налаженный переговорный механизм, миротворческую миссию, опорочить ведущую роль в этом процессе Российской Федерации с целью, которую Стратан не скрывает: "В качестве нейтрального государства Республика Молдова ратует за незамедлительное преобразование нынешней миротворческой миссии в многонациональную гражданскую миссию под мандатом ОБСЕ. В этой связи мы приветствуем инициативу США об учреждении миссии по надзору над нынешним миротворческим контингентом в зоне безопасности". Молдавский вице-премьер буквально науськивает мировое сообщество на Приднестровье, призывая "принять конкретные шаги по демократизации Приднестровского региона".

"Демократизация по-кишиневски означает не что иное, как грубое вмешательство во внутренние дела Приднестровья путем насильственной смены власти на марионеток Кишинева, которые безоговорочно согласятся на роль управленцев "восточного региона Республики Молдова". Вряд ли методы, применяемые официальным Кишиневом, можно назвать конструктивными. Молдавские лидеры еще и еще раз демонстрируют свою недоговороспособность. Политика Кишинева уводит процесс урегулирования в русло конфронтации не только с Приднестровьем, но и со страной-гарантом - Российской Федерацией, что вряд ли принесет Молдавии дивиденды", - заключило издание.

ИА "Ольвия-пресс" пишет, что "ряд событий, происходящих во взаимоотношениях между РФ и ПМР, и в частности кампания в непризнанной республике по выборам в Госдуму, говорит о том, что Кишинев в лице Тирасполя уже имеет дело с Россией, что такой процесс из объективно сложившегося превращается в устойчивый и управляемый, и что конечная его стадия окажется не в пользу властей Молдавии. Так, по мнению директора Европейского института Виктора Дораша, естественной реакцией официального Кишинева должно было бы быть стремление к возобновлению переговоров по урегулированию проблемы, а также осознанный отказ от намерений победить или переиграть Тирасполь взамен на желание найти взаимные компромиссные варианты и договориться о приемлемых для обеих сторон принципах существования".

Информагентство отмечает: "Всяческие уловки по затягиванию начала предметных дискуссий в конечном счете способны привести к окончательному отказу Тирасполя от контактов с Кишиневом как с перспективным и договороспособным партнером. Существует и иной, отчетливо унылый вариант урегулирования, когда Кишинев решится ждать времен ослабления российского государства или потери его интереса к приднестровскому вопросу, однако такое ожидание едва ли перспективно для современной Молдавии, так как продлится оно до бесконечности". Косовский прецедент: "США и ЕС не готовы идти сегодня на открытое противостояние с Россией"

"В Москве не исключают, что Евросоюз может согласиться на одностороннее признание независимости Косово только ради сохранения своего единства, - пишет газета "Приднестровье". - С другой стороны наврядли кто-то в ЕС в восторге от перспективы одностороннего провозглашения независимости Косово. По большому счету все предпочли бы договорное решение. Но после кризиса с принятием европейской конституции и битвы за Договор о реформе Евросоюзу хотелось бы избежать нового раскола. Будет жаль, если ради сохранения своего единства члены ЕС пойдут на сделки с совестью и международным правом. Между тем, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт заявил, что все 27 стран-членов Евросоюза за исключением одной готовы принять независимость сербского края Косово".

Издание отмечает: "Как считает политолог Глеб Павловский, провозглашение независимости Косово не вызовет немедленный "парад суверенитетов", но существенно ухудшит взаимопонимание ведущих мировых держав по вопросам Ирана и ПРО: "В ближайшем будущем возрастет взаимное недоверие между ведущими странами мира. И другие проблемы, кроме Косово, станут очень тяжело решаться. Существенно ухудшится качество переговоров и по Ирану, и по противоракетной обороне, и по многим другим проблемам". На фоне активного обсуждения косовской тематики власти непризнанных республик на территории бывшего СССР, добивающихся признания государственности мировым сообществом, рассуждают, как может сказаться утверждение независимости Косово на их судьбе. Так, заместитель председателя парламента Южной Осетии Тарзан Кокойты заявил, что объявление независимости Косово станет прецедентом для непризнанных республик на постсоветском пространстве, но не приведет к активным действиям Южной Осетии в отношении Грузии. По его мнению, в отличие от косовской ситуации Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье "имеют легитимные основания добиваться независимости".

"Приднестровье" пишет, что "по мнению генерального секретаря Межпарламентской Ассамблеи "За демократию и права народов" Григория Маракуцы, в момент выхода Молдавии из состава СССР действовал закон, по которому все территориальные образования в советских республиках имели право на самоопределение: "В Приднестровье живут законопослушные люди, и у нас есть право на самоопределение, и если народ Молдавии заявил тогда о своем желании выйти из состава СССР, то народ Приднестровья заявил о своем желании остаться". За ситуацией вокруг проблемы Косово внимательно следят в Абхазии, заявил министр иностранных дел непризнанной республики Сергей Шамба: "Признание независимости Косово - это признание сложившейся реальности. Реальность такова, что Косово существует как независимое государство. В историческом и правовом аспектах у нас несравнимые положения, и у Абхазии больше оснований для признания, но даже без всех этих факторов сегодня совершенно очевидно, что вернуть Косово в состав Сербии невозможно, поэтому политики должны находить выход из этой ситуации".

"Между тем, - отмечает газета, - глава МИД Грузии Гела Бежуашвили считает недопустимым распространение прецедента с возможным признанием независимости сербского края Косово на Абхазию. Развитие ситуации вокруг урегулирования конфликта в Косово не устраивает и официальный Баку. "Развитие ситуации в Косово никак не может нас устраивать", - заявил замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов журналистам в понедельник".

"События вокруг Косово продолжают стремительно развиваться, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - 10 декабря 2007 года завершились переговоры о статусе этого сербского края. Как и ожидалось, Белград и Приштина так и не пришли к какому-то общему знаменателю. Сербия по-прежнему предлагает Косово широкую автономию, но власти края согласны только на полную независимость и собираются провозгласить ее в одностороннем порядке. Правда, сроки провозглашения понемногу сдвигаются. Если прежде косовары называли днем "Ч" 20 января 2008 года, то сегодня уже идут разговоры, что он наступит весной будущего года. Пока же власти Косово намерены провести консультации с западными странами по вопросу независимости края и о перспективах его признания международным сообществом, ну и, конечно, ожидать заседания Совета безопасности ООН, намеченного на 19 декабря 2007 года, на котором представители косовских албанцев хотят присутствовать, дабы обозначить свою позицию по будущему статусу края. Генсек ООН Пан Ги Мун также намерен лично присутствовать на заседании Совбеза. Доклад "тройки" международных посредников по урегулированию статуса Косово не повлиял на его позицию. Он считает, что "медлить с окончательным определением статуса Косово нельзя, так как это не пойдёт на благо всему региону". После окончания переговоров "тройки" представители ЕС также заявили, что все возможности для компромисса исчерпаны. Россия же по-прежнему настаивает на том, что переговоры необходимо продолжить. Как отметил Глава МИД РФ Сергей Лавров: "Есть все основания рассчитывать на то, что дальнейшие переговоры послужат укреплению взаимного доверия. Именно поэтому мы выступаем за их продолжение".

"Понимая, что косовары со дня на день могут объявить о своей независимости, - продолжило информагентство, - президент Сербии Борис Тадич распорядился подготовить "срочное обращение в Международный суд по вопросу о легитимности признания независимости Косово". Он предупредил, что возможны аналогичные обращения в судебные органы государств, которые признают независимость Косово. В свою очередь, и Москва заявила о том, что в случае, если Косово в одностороннем порядке объявит независимость, Россия выставит требование к Совбезу ООН аннулировать это решение. Как заявил представитель России в тройке посредников по косовскому урегулированию Александр Боцан-Харченко: "Мы можем требовать созыва Совета безопасности, поскольку будет нарушена резолюция Совета".

"Ольвия-пресс" отмечает: "Впрочем, до заседания Совбеза ООН, где будет рассмотрен доклад "евротройки" по Косово, косовары вряд ли объявят о своей независимости. При этом все понимают, что Россия и Китай не пропустят через Совбез резолюцию о признании Косово без согласия Белграда. Вот тогда-то Приштина по всей видимости и заявит, что все возможности переговорного процесса исчерпаны, международное посредничество ни к чему не привело и, следовательно, остается единственный способ решения проблемы - отделение Косово от Сербии. Конечно, Россия может потребовать аннулировать это решение косоваров в Совете безопасности ООН. Но возможен и другой вариант, который впервые озвучил президент РФ Владимир Путин, заявив об универсальности косовского прецедента, и о котором на этой неделе напомнил министр иностранных дел России Сергей Лавров, сказав, что "косовский случай не уникален, одностороннее решение неизбежно станет прецедентом и будет проецироваться на другие аналогичные случаи".

"Понимая, что Россия может выполнить свои обещания и признать независимость Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии в случае признания США и ЕС независимости Косово, Запад все это время пытался внушить Москве, что косовский случай уникален, - пишет информационное агентство. - Однако, осознавая всю необоснованность данного утверждения, США, похоже, начинают предпринимать более жесткие меры воздействия на Россию. Один из руководителей управления Госдепартамента США по Европейским и Евроазиатским делам Мэттью Брайза заявил о том, что в случае "если Россия признает независимость самопровозглашенных республик на территории Грузии, ее противники могут ответить признанием сепаратистских областей самой России". Похоже, политика Вашингтона сегодня переходит в фазу угроз. Это означает, что администрация Буша осознает проигрышность политики, которую она осуществляла на Балканах, когда настойчивость в решении сербо-косовского конфликта, в конечном счете, вот-вот приведет к тому, что проблема бумерангом ударит по ее союзникам. На Западе прекрасно понимают: если сегодня Россия пообещала что-то сделать - она сделает. Пообещала в случае возникновения косовского прецедента признать независимость Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии - признает, несмотря на недовольство Вашингтона и Брюсселя. Поэтому Западу остается либо намекать России, что и у нее могут возникнуть проблемы внутри страны, подобно сербским, либо продолжать торг с Белградом, дабы выторговать у него независимость Косово и тем самым избежать возникновения прецедента".

"По всей видимости, вопрос Косово в ближайшее время так и не будет решен. США и ЕС не готовы идти сегодня на открытое противостояние с Россией. Они будут продолжать торговаться с Белградом и охлаждать по мере необходимости пыл косовских албанцев. Как долго это будет длиться, сказать трудно. Ведь сегодня происходит не просто столкновение двух этнических групп внутри одной небольшой европейской страны, а двух миропорядков, двух политических систем и ценностных ориентиров", - резюмировало ИА "Ольвия-пресс".

"Вето России в Совете Безопасности ООН может предотвратить одностороннее провозглашение независимости Косово, - пишет газета "Сведения". - Европа должна помнить, что после признания независимости провинции ее ждут новые очаги конфлик-тов - в Македонии, Черногории и на юге Сербии (где проживает значительное албанское меньшинство). В свою очередь, Россия имеет влияние в конфликтных регионах СНГ: в Абхазии, Южной Осетии и в Приднестровье".

"Сведения" отмечают, что "влиятельная австрийская газета "Die Presse" утверждает, что никто не может помешать независимости косоваров, а британская "The Guardian" добавляет, что Словакия, Испания, Греция, Кипр и Румыния боятся прецедента Косово для сепаратистских движений во всем мире. Эти страны сомневаются в необходимости одностороннего признания края, притом, что большинство стран ЕС обещали косовским албанцам поддержку". Приднестровье мешает Молдавии вступить в НАТО?

"В течение января-марта будущего года молдавский Центр информации и документирования о деятельности НАТО планирует провести в Кишиневе две конференции с участием ведущих местных и зарубежных экспертов, посвященных проблемам Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), и региональной безопасности, где, очевидно, будут обсуждаться вопросы и перспективы приднестровского урегулирования, - цитирует слова директора Центра Руду Горинчоя молдавское информационное агентство "Ольвия-пресс". - Результаты последнего мероприятия планируется использовать для получения и последующего анализа экспертных оценок о будущности переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта; Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) с целью более продуктивного проведения апрельского саммита НАТО, который состоится в Бухаресте".

Информагентство отмечает: "Исходя из данного заявления, можно предположить, что на ближайшем саммите североатлантического альянса будут рассматриваться не только вопросы, связанные с ДОВСЕ или повышением безопасности в Афганистане и его экономическим развитием, о чем заявлял Совет НАТО на встрече министров иностранных дел альянса в декабре нынешнего года, но и тема возобновления переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию. При этом, возникает закономерный вопрос: какое отношение имеет НАТО к переговорному процессу в формате "5+2"? Оказывается, самое непосредственное. В начале декабря генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил о том, что на саммите в Бухаресте может быть принято решение о расширении Североатлантического альянса. "Сегодня мы положим начало необходимой работе с тем, чтобы помочь подготовить на саммите в Бухаресте в апреле будущего года возможное решение в отношении расширения альянса", - заявил генсек. При этом Схеффер напомнил, что на встрече в верхах в 2006 году в Риге главы государств и правительств стран НАТО подтвердили, что двери альянса остаются открытыми для новых европейских членов, в соответствии со статьей 10 Североатлантического договора. Под новыми европейскими членами НАТО он, само собой, подразумевал Украину, Молдавию и Грузию".

"Ольвия-пресс" пишет, что "Украина давно не отрицает своего стремления вступить в альянс. Еще в октябре нынешнего года Виктор Ющенко на встрече с министрами обороны европейских стран выразил уверенность, что Украина подпишет "План действий" по вступлению в НАТО уже на следующем саммите альянса в Бухаресте. Грузия тоже готова подключиться к выполнению "Плана действий" хоть сегодня. Да и США уже давно, что называется, "держат на привязи" обещаниями приема в НАТО этих республик бывшего СССР. В апреле нынешнего года президент США Джордж Буш даже подписал закон о поддержке вступления в НАТО Грузии и Украины. Но, как видим, Молдавии в этом списке не наблюдается, хотя о своем желании вступить в НАТО Кишинев высказывался неоднократно. В чем же причина столь явной дискриминации Молдавии?"

"Все дело в том, - поясняет информагентство, - что в Приднестровье находятся российские войска, и вывода их в скором будущем не предвидится по многим причинам, в том числе, и в связи с ведением Россией моратория на ДОВСЕ. Не случайно руководитель службы по внешним связям все того же Центра информирования и документирования НАТО в Молдавии не так давно заявила о том, что "даже при всем желании Молдавия не смогла бы присоединиться к НАТО до тех пор, пока в Приднестровье находятся российские вооруженные силы". Именно поэтому и Молдавия, и США, и ЕС так активно настаивают на выводе российских войск из Приднестровья. Именно они, а не мнимый нейтралитет Молдавии, о котором кишиневские власти вспоминают лишь тогда, когда им это надо, являются главным препятствием на пути вступления Молдавии в НАТО. Вот почему так важно для Молдавии и НАТО возобновление переговорного процесса по молдавско-приднестровскому урегулированию, на котором они надеются заставить Россию уйти из Приднестровья. Ведь Москва неоднократно заявляла о том, что вывод своих войск из региона она связывает с окончательным урегулированием молдавско-приднестровского конфликта. На Западе прекрасно понимают, что урегулирование возможно путем переговоров. Следовательно, их нужно возобновлять. Но и идти на уступки Приднестровью и отменять экономическую блокаду ни Молдавия, ни Запад не намерены. Поэтому сегодня интенсивно ведется поиск рычагов давления на ПМР с целью заставить приднестровскую делегацию сесть за стол переговоров".

Газета "Сведения" отмечает, что "Приднестровский конфликт не может быть разрешен, пока этого не пожелает ключевой актер в регионе - Россия, придающая большое значение Приднестровью, так как контроль над этой территорией позволяет Москве усилить влияние на постсоветском пространстве. Молдавско-приднестровский регион упрощает доступ к Черному морю - стратегически важной для России зоны. Российское присутствие в регионе позволяет Москве оказать давление на Молдавию и притормозить ее сближение с Западом. Приднестровский казус дает России возможность выстраивать свои интересы в этой бывшей советской республике, противостоять движению Украины и Грузии к НАТО и уберечь Молдавию от заражения оранжевой революцией".

Издание подчеркивает: "Кроме всего прочего, этот маленький плацдарм позволяет Москве препятствовать расширению НАТО и ЕС в регионе. Независимость Приднестровья может спутать карты организаторам румыно-молдовского сближения и их последующей совместной интеграции в ЕС и НАТО. В конце концов, Россия контролирует в регионе многочисленные, стратегически важные для Центральной Европы транспортные потоки углеводородов. Россия в этом кризисе идет ва-банк, ставя на кон свои отношения с Западом, прежде всего с ЕС".

По мнению газеты, "противостояние Тирасполь-Кишинев на самом деле является отражением активных двусторонних отношений между Москвой и Брюсселем. Их эволюция позволит установить в будущем, станет или нет Приднестровье вторым Калининградом". Молдавия-Румыния: Румыния строит отношения с Молдавией и Приднестровьем как врач с больным

Газета "Приднестровье" пишет: "В отношении идеологической основы международной политики правителей Румынии к Молдавии и Приднестровью с давних времен закрепился покровительственный тон, как у врача и больного. Хотя у мнимого куратора его притязания больше всего похожи на навязчивую идею. Приобщаясь к европейской культуре с ее течениями гуманизма, просветительства, романтизма, в силу своего географического расположения, выходцы из Румынского княжества с пренебрежением смотрели на провинциальных бессарабцев, молдаван, пригодных, по их мнению, становиться лишь их прислужниками. Еще в древние века было распространено мнение, отражающее действительность о том, что простые молдаване являются самыми неприхотливыми в мире...".

Издание отмечает, что "хозяйничая в Бесарабии и Приднестровье в разные годы (1918-1940 гг., 1941-1944 гг.), румынская администрация крепко усвоила данную характеристику и вела себя как жестокие хозяева по отношению к своим рабам. С течением времени ничего не изменилось".

"Иными словами, братская любовь румын к молдаванам, которую они так активно пропагандируют в последнее время - это всего лишь пропагандистский блеф", - резюмировало издание.

Газета "Сведения" пишет: "Румыния не признает идентичность Республики Молдова, не признает молдавский этнос и молдавский язык, для них не существует молдавской истории. Воронин признает, что отношения с Румынией сложны: "Румыния является членом ЕС и НАТО. Мы понимаем это и не позволяем себе политических атак в отношении этой страны". С другой стороны, Молдавия подвергается сильному прессингу как со стороны России, так и со стороны Румынии. Но главная проблема связана с молдавской идентичностью, потому что многие зарубежные эксперты не видят разницы между румынской и молдавской культурой и языком".

"Например, ЦРУ считает молдавский язык "идентичным румынскому, а Молдавия населена на 78,2% молдаванами-румынами. Поэтому весьма сложно решить, являются ли молдаване национальностью, отличной от румын. Вместе с тем, пишет газета, жители Молдавии с подозрением относятся к действиям своих румынских соседей", - заключила газета.