"Сельское хозяйство Читинской области стоит на краю пропасти": обзор читинских СМИ
Обзор СМИ Читинской области за 3 - 10 декабря
"Аргументы и факты" в номере за 29 ноября беседуют с руководителем лаборатории социологических исследований Алексеем Янковым. Собеседник издания приводит данные одного из последних социологических исследований, согласно которым основная проблема жителей Читинской области - распространение "девиантных поведений": "Это алкоголизация и наркомания, рост преступности, ухудшение экологии, лесные пожары, незаконная вырубка леса. Проблемы уровня жизни, связанные с материальным благополучием, оказались на средней позиции, хотя в 90-х годах лидировали. Если в стране всё будет нормально, то ценностный сдвиг в обществе произойдёт лет через 20. С ценностей материальных мы переключимся на ценности постматериальные. Но сейчас главные проблемы - наркомания, алкоголизм, преступность".
Янков отмечает, что общество в Читинской области разделено на резко богатых и резко бедных: "По итогам социологического опроса, проведённого в 2006 году, примерно 50% нашего населения - нищие и бедные. Первым не хватает на предметы первой необходимости, вторым хватает только-только. Около 25-30% населения приходится на средний класс и 20% на богатых. При этом если задавать людям вопрос о том, к какому классу они себя причисляют, то 70-80% населения ответят, что к среднему. Несмотря на то, что по уровню потребления они находятся в бедных и нищих слоях населения. Причина зачастую - в образовании. Ведь высшее образование - уже признак среднего или высшего класса, и психологически человек с высшим образованием не может причислить себя к нищим или бедным".
Янков считает, что в Читинской области общества, схожего с тем, которое сложилось в центральной России, нет: "Как осваивался наш край? Вначале был какой-то народ, которого мы даже не знаем. Потом пришли эвенки. Потом бурят-монгольские племена. Потом сибиряки, первые стихийные переселенцы. Потом - казаки-первопроходцы. Потом - железнодорожники. Так и живём этническими, профессиональными, поселенческими группками без общих норм и ценностей".
"Аргументы и факты" рассказывают о проекте разработки Тасеевского месторождения золота, законсервированного 12 лет назад: "Добывать золото здесь стали ещё в 1948 году. За время работы предприятия "Балейзолото" добыто свыше 400 тонн драгоценного металла. Предприятие было градообразующим, и после прекращения его работы Балей превратился в типичное захолустье, парализованное тяжелым социально-экономическим кризисом. Сегодня там проживают около 12 тыс. человек, при этом в населенном пункте нет ни одного более-менее крупного предприятия".
Издание напоминает, что в 2004 году лицензию на разработку приобрела англо-британская компания
Другая масштабная проблема - осушение тасеевского карьера, где сейчас хранится около 390 млн кубометров воды: "Качество воды таково, что если выпустить её в реку, то природе будет нанесен непоправимый ущерб. Поэтому принято решение откачать воду в старое хвостохранилище - котлован, где хранится ранее переработанная на золотоизвлекательной фабрике порода. Его объемы превышают 400 млн кубов, что позволяет разместить там технологическую воду".
Не оставили без внимания вопрос о социальных перспективах Балея: "Представители предприятия не стали обещать воздушных замков и радужных перспектив. Сказали лишь одно: главное для Балея - это налоговые отчисления. Ну, и появление новых рабочих мест - числом около тысячи. Главное - это продолжительность работы предприятия. По подсчетам геологов, Тасеевское месторождение содержит в себе еще свыше 100 тонн металла. При этом кроме Тасеевского, компания приобретает еще несколько месторождений в Балейском районе. Так что, лет на 15-17 работы хватит".
Точку в обсуждении проекта поставил присутствующий на них заместитель губернатора Читинской области
"Экстра" в номере за 5 декабря рассказывает о нападениях на российских туристов в китайском городе Маньчжурия, который находится на границе с Читинской областью. "14 октября группа наших туристов подверглась избиению в одном из ателье Маньчжурии. Забайкальцы пришли в ателье, чтобы забрать заказанные ими вещи. Но заказ не был исполнен с надлежащим качеством, тогда наши граждане предъявили свои претензии по этому поводу. Находящиеся в ателье китайцы (доподлинно неизвестно, кто это был - может работники ателье, а может, криминальные элементы) избили заказчиков. Пострадавшие обратились в полицию. Но в здании органов правопорядка Маньчжурии китайцы продолжали им угрожать и вымогали деньги. Тогда туристы обратились в представительство Министерства иностранных дел России в Чите", -рассказывает изданию первый секретарь представительства МИД России в Чите Дмитрий Алемасов.
За I полугодие 2007 года, по данным Департамента общественной безопасности Маньчжурии, в приграничном китайском городе зарегистрировано восемь преступлений, жертвами которых стали жители Читы и Читинской области. Раскрыты из совершенных преступлений только три, да и то потому, что забайкальцы сами обратились в китайскую полицию. За полгода китайские полицейские раскрыли и задержали подозреваемых в совершении двух разбойных нападений на читинцев и один грабеж. Нераскрытыми остаются кражи из гостиниц и случаи причинения вреда здоровью гражданам России.
Издание считает, что это лишь единичные примеры, когда российские туристы пострадали от китайцев и обратились за помощью в правоохранительные органы соседней страны: "На практике же, дело обстоит иначе: преступлений в отношении российских граждан совершено намного больше. В основном, туристы не обращаются в полицию вообще, либо пишут заявления по месту жительства, когда приедут в Читу. Затем уже забайкальские милиционеры направляют в Китай заявления о преступлениях. В 2007 году Управлением внутренних дел по Читинской области в Департамент общественной безопасности города Маньчжурия было направлено четыре заявления, в одном из которых жительница Забайкалья сообщает о нападении на нее китайских торговцев, в другом - по факту открытого хищения сумочки с документами из личной автомашины читинки".
"Эффект" в номере за 5 декабря рассуждает о перспективах развития сельского хозяйства: "Уже много лет правительство и законодательная власть повторяют ошибку, считая сельское хозяйство какой-то чёрной дырой в бюджете. Якобы, сколько денег в него не вкладывай, толку никакого не будет. Много лет государство не занималось проблемами агропромышленного комплекса. В результате мы имеем то, что имеем".
Издание рассказывает о съезде работников агропромышленного комплекса Сибири, который в конце октября состоялся в Барнауле: "Даже при поверхностном знакомстве с агропромышленным производством того же Алтайского края, становится понятно, как выразился один из читинских делегатов съезда, что мы - никто. Если вклад алтайцев в общую продовольственную копилку Сибирского федерального округа - 20%, то наш - всего 4%".
Начальник технической политики Комитета сельского хозяйства и продовольствия Иван Каханович считает, что состояние машинно-тракторного парка на читинском селе - критическое: "Мы стоим на краю пропасти, которая не позволит развивать сельское хозяйство. Если в России в среднем 28-30% тракторов находится в пределах срока амортизации, то у нас только 2%. Та же картина с зерноуборочными комбайнами: соответственно 35% и 3%. У нас уже нет кормоуборочных комбайнов. В последние годы селян выручал лизинг. Особенно те хозяйства, которые не способы взять большой кредит из-за отсутствия у них залоговых средств. за счёт лизинга они приобретают до 60% запчастей, 40% из этой суммы уходит на обновление машинно-тракторного парка".
Председатель постоянного Комитета аграрной политики областной думы