Румынский патриархат "не считает Молдавию отдельным государством": Молдавия за неделю
Молдавия - Румыния: "Решение о переводе молдавского языка на латиницу было антинациональным и абсурдным". Межцерковное противостояние: Румынский патриархат "не считает Молдавию отдельным государством". Молдавия - Россия: "Всем ясно, что не Молдавия завела в тупик вступление в действие ДОВСЕ". Русские в Молдавии: "60% жителей Молдавии указали русский язык либо как родной, либо как второй". Политика: "Психопатические припадки молдавского президента весьма последовательны".
Молдавия - Румыния: "Решение о переводе молдавского языка на латиницу было антинациональным и абсурдным"
Провокационные заявления руководства Румынии, "церковная экспансия", истерия в бухарестской и проунионистской кишинёвской прессе - всё это элементы "большого наезда" на государственность Республики Молдова, пишет "Пульс". Президент Румынии
О том, что в "европейской Румынии" пренебрежительно относятся к европейским правилам, писалось не раз, и не два, пишет "Пульс". Характерно и другое: обычно игнорирование Бухарестом канонов, на которых стоит и стоять будет Европейский Союз, так или иначе, связано либо с государством Республика Молдова, либо с теми или иными элементами молдавской идентичности, отмечает издание. Скажем - с молдавским языком. Буквально на днях посол Румынии в Молдавии господин
Железобетонная позиция Румынии по названию государственного языка Республики Молдова, зафиксированного в Конституции страны, могла быть заметно смягчена в глазах Брюсселя, признай Бухарест хотя бы молдавский этнос, продолжает "Пульс". Но и в этом вопросе румынские власти проявляют удивительную для европейского государства некомпромиссность, пишет газета. Единственным признаком, который служит в современной Европе безошибочным признаком существования того или иного этноса, является национальная самоидентификация граждан. Очевидно, что Бухарест, отказывая молдаванам в праве на существование, идёт поперек европейский правил, отмечает издание. Вот вам и вся "европейская суверенность" Румынии, подводит итог газета.
В очень давний и в высшей степени принципиальный спор о том, имеет ли право на существование молдавский язык, которого (по мнению не только бухарестских политиков определенного сорта, но даже и отдельных, чересчур заумных личностей из румынского научного мира, без серьезных оснований на то называющих себя "учеными лингвистами", одержимых манией возрождения "Великой Румынии"), якобы вообще "не существует в природе", на днях была внесена, вроде бы, полная ясность: уважаемый в равной степени как в Бухаресте, так и в Кишиневе, Европейский союз официально признал факт существования молдавского языка, пишет "Коммерсант Plus". Спорить с этим решением Бухаресту очень трудно, да и небезопасно, отмечает издание. Ведь на сей раз такой вердикт вынесен не русскими, не молдаванами, а самими западноевропейцами, мнение которых до недавнего времени было в Румынии непререкаемо.
Ясно, что подчеркнуто политкорректные чиновники Евросоюза в своём решении руководствовались конституционным названием государственного языка Республики Молдова, продолжает "Коммерсант Plus". Раз записано в Конституции Молдавии, что её государственный язык называется молдавским, то какие же тут, спрашивается, могут быть споры и сомнения? А уж, с каким другим языком он схож или даже идентичен - это уже сугубо специфическая сфера деятельности профессиональных лингвистов, а вовсе не политиков. Нарастающая же активность румынских политиков и ангажированных ученых из-за Прута в вопросе о наименовании языка далеко не случайна. Утверждая, что молдавского языка "не существует в природе", они одновременно утверждают также и то, что не существует и самого молдавского народа. Тот факт, что некоторые всё-таки упорно именуют себя молдаванами, а свой язык - молдавским, рассматривается ими лишь как некое "недоразумение", как следствие "антирумынской" политики Москвы времен Иосифа Сталина. Румынские политики и "ученые" и сегодня по-прежнему считают, что молдаване якобы говорят на неком диалекте румынского языка, а "молдавский язык" является не чем иным, как "искусственным языком, созданным по приказу Сталина для доказательства обоснованности отторжения Бессарабии от Румынии". Отсюда неизменно следует весьма подловатый "логический вывод" с чётким политическим подтекстом о необходимости объединения Молдавии с "матерью-родиной Румынией", дабы все румыны "жили и процветали" в одном едином румынском государстве. Таким образом, всё время подогреваемый Бухарестом спор о том, имеют ли молдаване право на свой язык, каждый раз перерастает из сугубо научной лингвистической дискуссии в дискуссию политическую, что не может (и не должно!) не вызывать вполне оправданной настороженности и соответствующей негативной реакции со стороны официального Кишинева, отмечает издание.
Учитывая это немаловажное обстоятельство, нельзя не согласиться с известным западным экспертом Владом
Впрочем, если часть голосовавших за это решение депутатов ВС МССР, действительно, "не ведала, что творит", то главные организаторы и вдохновители этого черного дела были целиком и полностью "в курсе", пишет "Коммерсант Plus". А курс они, как всем сегодня известно, твёрдо держали на скорейшую унию с Румынией, потому и расчищали ей дорогу, в том числе и в общественном сознании, отмечает издание. В этой связи стоит вспомнить, что даже такой коренной молдаванин, как
Известно, что истинно национальным настроением молдавского народа является его стремление сохранить и развить свою историю, свою культуру, свой язык, на котором разговаривали его предки и 650 лет тому назад, продолжает "Коммерсант Plus". В то же время, некоторые запрутские политики и их идеологическая обслуга, а также их ангажированные приспешники в Молдавии изо всех сил пытаются доказать, что никакого молдавского языка не существует, а следовательно, нет и никаких молдаван. Для того чтобы понять, с какой это стати Бухарест и его агентуру в Кишиневе так сильно волнует вопрос о названии языка, на котором говорят молдаване, много ума не надо. Учитывая, что румынская политическая элита и её тайная и явная агентура в самой Молдавии по-прежнему возлагают большие надежды на возможность реализации своих унионистских планов, совершенно понятно, во что обойдётся властям Молдавии любая уступка в вопросе о национальной идентичности молдавского народа и его праве на язык своих предков, подводит итог издание.
Беспорядок, который в 1991 году начали румынские секретные службы в Республике Молдова, постоянно поддерживал состояние политического конфликта на уровне национальной принадлежности. Об этом говорится в статье, опубликованной в газете Moldova Suverana. Статья цитирует журналиста
Официальная партийно-государственная пресса Молдавии с упоением пересказывает откровения бывшего секретного агента секретных служб Румынии некоего Михая Концю, который поведал о том, как секретные денежные фонды этих служб секретным же образом исчезали в Кишиневе, пишут "Молдавские ведомости". А исчезали они потому, утверждает Концю, что их, если называть вещи своими именами, разворовывали офицеры, присланные в Кишинев из Бухареста, и их местные агенты. Ничего необычного в этой ситуации нет, отмечает издание. Нечто подобное давно описано в художественной литературе, например, в романе Джона Ле Карре "Наш человек в Панаме", герой которого - английский шпион - слал в Лондон шифровки о подготовке очередного госпереворота в Латинской Америке, а выделявшиеся на подготовку оного фунты благополучно спускал в казино. Необычно то, что откровения Концю с таким упоением перепевает коммунистическая пресса, пишет газета. А ведь если взглянуть в корень, то получается, что коммунисты со всеми их хвалеными спецслужбами прошляпили такого "крота" под самым своим носом, отмечает издание. На протяжении нескольких лет этот самый румынский агент, который и зимой, и летом ходит по Кишиневу нестриженный, в белых штанах и в кожаной жилетке, встречался с местной творческой братией, открыто работая на виду у молдавской контрразведки, и ему за это ничего не было, пишет газета. Этот агент внедрился в святая святых - президентский медиа-холдинг, где мог легко разнюхать все секреты "кишиневского двора" и механизмы его функционирования. И это еще не все: а где гарантия, что этот Концю и по сей день не работает на румынские спецслужбы, уже под прикрытием ведущего автора правительственно-коммунистической газеты Moldova Suverana? - отмечает издание.
Еще раньше молдавская контрразведка "прохлопала" еще одного "казачка", засланного не куда-нибудь, а в самую что ни на есть администрацию президента, и не на какую-нибудь третьестепенную техническую должность, а советником главы государства по особым поручениям, продолжают "Молдавские ведомости". Речь идет о
Межцерковное противостояние: Румынский патриархат "не считает Молдавию отдельным государством"
Переговоры Русской и Румынской православных церквей кончились ничем: стороны так и не выяснили, чьей канонической территорией является Молдавия, пишет "Независимая Молдова". Судьба трех епархий, учрежденных РумПЦ на территории Украины, Молдавии и Приднестровья, по-прежнему остается под вопросом. 23 ноября в Болгарии в монастыре Троян завершилась встреча представителей Русской и Румынской православных церквей. Основной темой переговоров стало недавнее решение синода Румынской православной церкви (РумПЦ) учредить три епархии на территории Украины и Молдавии, вызвавшее негодование Московской патриархии. РПЦ расценила происходящее как вторжение на ее каноническую территорию.
Первая с 1992 года официальная встреча началась нервно: румыны попросили покинуть переговоры иерарха Болгарской православной церкви митрополита Ловчанского Гавриила, который присутствовал на них как представитель принимающей стороны (в свое время архимандрит возглавлял подворье Болгарской православной церкви в Москве), продолжает "Независимая Молдова". В итоге тот вышел из зала. Но и после этого обстановка оставалась накаленной, отмечает издание. Как и следовало ожидать, переговоры ни к чему не привели: каждая из сторон осталась при своем мнении, пишет газета. Румынская делегация настаивала, что Молдавия "никогда не входила в каноническую территорию РПЦ" и поэтому обвинения
Иерархи румынской церкви считают, что Молдавия - это часть Румынии, а апостольские каноны и решения Соборов "устарели", пишет "Независимая Молдова". "Решение иерархов Румынской православной церкви вносит раздор не только в православную церковь Молдавии, но и сеет недоверие и даже неприязнь между молдавским и румынским народами, и атакует устои православного мира, - сказал епископ Бельцкий Маркел, участник делегации Русской православной церкви на переговорах в монастыре Троян. - Такие интервенции редко встречаются в исторической практике. Православному человеку, православному архиерею, не говоря уже о целом Синоде, такой дух дерзости чужд. Мы призываем людей к сохранению спокойствия, к принятию взвешенных решений в самые сложные моменты. И вдруг принимается решение, которое ставит под сомнение целостность нашего государства, раскалывает общество, ставит под сомнение устои православной церкви. Безусловно, это в первую очередь политическая проблема. Решение о создании Бессарабской митрополии, которая была признана только Румынской патриархией и узаконена на территории Республика Молдова под давлением европейского суда, носит на себе печать, в первую очередь, политического характера. В нашей православной Республике Молдова, где более 93 процентов населения исповедуют православную веру, достаточно успешно разворачивает свою деятельность Православная церковь Молдавии. Спрашивается, какими неполитическими причинами вызвана попытка дублировать церковные структуры? Зачем нужно, чтобы население Молдавии перешло под юрисдикцию Бухареста? Боюсь, что это попытка воплотить давнюю мечту унионистов о присоединении к Румынии. Очень важно учесть, что в Республике Молдова совершенно другая система служения священнослужителей по сравнению с Румынской. Наша церковь отделена от государства, а вот в Румынии эта церковь внесена в состав государства. Священнослужители получают зарплату из государственного бюджета и становятся проводниками политики румынского государства".
"Хотел бы отметить, что на переговорах румынская делегация даже не пыталась скрыть унионистскую тенденцию, - продолжил епископ Бельцкий Маркел. - Более того, эти настроения доминировали среди членов комиссии Румынского патриархата. Сначала они избегали слов "Республика Молдова" и упорно говорили "Бессарабия". Я попросил употреблять по отношению к нашей стране ее официальное название. Тогда члены румынской делегации перешли к выражению: "Так называемая Республика Молдова". Когда наша делегация заявила, что Румынская православная церковь нарушила апостольские каноны и решения Поместных и Вселенских соборов, то члены румынской делегации очень удивились. Они сказали, что эти каноны устарели (!), и нужно "пересмотреть наше восприятие этих канонов". Они сказали, что каноны были бы актуальны, если бы дело касалось, например, прибалтийских или любых других государств. А так как речь идет о "так называемой Республике Молдова", то здесь совершенно нет места дискуссии - потому что у себя дома они могут позволить себе то, что они пожелают. Я не заметил, чтобы хоть у кого-то из членов румынской делегации вздрогнул хотя бы мускул на лице. Они действительно не считают Республику Молдова отдельным государством. Они действительно верят, что наша независимость - это временное явление, а с нашим суверенитетом можно не считаться. Я думаю, что у нас впереди - большие трудности и большие проблемы. Я призываю всех православных Молдавии быть спокойными и сознательными, не допустить церковного раскола, потому что он неминуемо перейдет и в общество. Православная церковь Молдавии - это исток, связующее звено и фундамент нашего государства. Именно ее сейчас расшатывают иерархи Румынской православной церкви. Для того чтобы преодолеть этот конфликт, необходимо убрать, отодвинуть в сторону всякую политику. Очевидно, что румынские священнослужители попали под действие чрезмерно политизированных государственных властей и просто-напросто выполняют политических заказ. Тем не менее, мы выразили надежду, что кризис будет преодолен совместными усилиями, и что диалог должен быть продолжен. Незнание и молчание может спровоцировать многие неприятности среди прихожан не только молдавской, но и румынской церкви". ("Независимая Молдова")
Бухарест с лёгкостью опрокидывает каноны церковные, каноны строгие, выработанные и сформулированные на протяжении веков, пишет "Пульс". Скандал, связанный с открытием румынской патриархией трёх новых приходов так называемой Бессарабской митрополии на территории Молдавии продолжает набирать силу, отмечает издание. 23 ноября в Болгарии в монастыре Троян завершилась встреча представителей Русской и Румынской православных церквей. Завершилась - безрезультатно. Для начала румынские батюшки выставили за дверь болгарского митрополита Ловчанского Гавриила, который присутствовал на переговорах как представитель принимающей стороны. Затем они повергли всех в шок беспочвенным заявлением, что "Молдавия никогда не входила в каноническую территорию Русской Православной Церкви". И добавили: апостольские каноны и решения Соборов "устарели".
Это - настоящая бомба, заложенная под мировое православие, продолжает "Пульс". Подобное могли заявлять политики, но никак не священнослужители, отдающие себе отчёт в важности и незыблемости канонов, пишет газета. Впрочем, очень скоро выяснилось, что румынские священники, как раз и озвучивали, ну или как минимум проявляли солидарность с позицией государства, от которого получают зарплату, отмечает издание. Очевидно, что Бухарест, невзирая на европейский статус, не намеревается отказываться от территориальных претензий на территорию "Бессарабии" (а также - на целые области Украины), подводит итог газета.
Очередной виток напряженности, возникший после принятия 23 октября священным синодом Румынской православной церкви решения о "реактивации" трех "исторических" епархий (в составе "реактивированной" им же в 1992 году "Бессарабской митрополии") в ее отношениях с Русской Православной Церковью, вполне естественно, вновь актуализировал дискуссии, как о сомнительной каноничности этой церковной структуры, так и о роли, которую играет во всей ее пятнадцатилетней истории политический фактор, пишет интернет-издание Ava.md. Не нужно быть богословом, чтобы заметить, что ссылка на 34-е правило Святых Апостолов, которыми оперируют ее адепты, мягко говоря, некорректна. "34 апостольский канон учреждает этнический принцип для организации церквей, и согласно этому принципу именно Русской церкви нечего искать" в Молдавии, заявил недавно румынской газете Cotidianul советник "Бессарабской митрополии"
Вера Христова универсальна, и ничего не мешает православным Молдавии, считающим себя румынами, ходить в храмы Кишиневско-Молдавской митрополии в составе Московского патриархата, продолжает Ava.md. В них что, не то же самое духовное окормление происходит, что и в храмах Румынской православной церкви? - пишет издание. Вопрос из категории риторических, потому что собственно церковных, канонических оснований для функционирования "Бессарабской митрополии" как не было, так и нет. Все с самого начала было густо замешано на политике, отмечает Ava.md.
В 1992 году внутри Румынской церкви, кстати, отнюдь не все приветствовали намерение восстановить "Бессарабскую митрополию", пишет Ava.md. Звучали голоса, среди тех же специалистов в области канонического права, которые предупреждали о негативных последствиях такого шага, в том числе о неизбежном обострении отношений с Русской Православной Церковью. Увы, вверх взяла пресловутая "политическая целесообразность", выражающаяся в необходимости возрождения "духа румынизма" на "оккупированных румынских территориях". Все это, разумеется, - голая политика, причем националистически окрашенная, но в том-то и дело, что всю недолгую историю этой митрополии ее вплотную сопровождает вполне конкретный, можно сказать, персонифицированный партийно-политический интерес. В Молдавии функционирование "Бессарабской митрополии" отнюдь не случайно напрямую связывают с деятельностью бывшего Народного фронта, ныне
Нынешнее обострение отношений между Русской и Румынской православными церквями, обернувшееся новым ударом по единству и без того не слишком сплоченного православного мира, можно считать своеобразным ответом (еще одним!) на воссоединение Московского Патриархата с Русской православной церковью за границей, пишет Ava.md. Подписание 17 мая 2007 года в московском Храме Христа Спасителя Акта о каноническом общении Русской православной церкви в Отечестве и за границей далеко на всем пришлось по вкусу и в Вашингтоне, и в Брюсселе, отмечает издание. Вот и последовал ответный удар. И, надо полагать, удар не последний в рамках глобального цивилизационного конфликта между миром православия и антихристианским миром секулярных ценностей - конфликта между верой и безверием, между безбожным Западом и потянувшимся к Богу Востоком, медленно и трудно залечивающим нанесенные десятилетиями атеизма раны. Конфликта - при всей условности означенного разделения - по своим сущностным параметрам носящего непримиримый характер. Конфликта, который, быть может, не столь заметен, как прочие, в деталях и регулярно присутствующие в информационном пространстве, но от этого не менее напряженного и судьбоносного. В нем, чаще всего того даже не осознавая, на стороне противников православия активно участвуют разного рода современные "инженеры человеческих душ" - политики, журналисты, представители творческих профессий, ученые. Их антиправославная, в целом антихристианская активность всем знакома, даже привычна. Непривычно и неприятно, когда в этом конфликте, причем по ту сторону баррикад, оказываются представители какой-нибудь православной церкви-сестры. То ли не воспринимая его адекватным образом, то ли, что еще печальнее, воспринимая, но не находя в себе силы для достойного противостояния, подводит итог Ava.md.
Молдавия - Россия: "Всем ясно, что не Молдавия завела в тупик вступление в действие ДОВСЕ"
В этом году Республика Молдова на двустороннем уровне обсуждала с Российской Федерацией важные вопросы, связанные с процессом приднестровского урегулирования, что вызвало подозрения и определенное недоверие западных партнеров к Кишиневу, пишет "Независимая Молдова". "Действительно, в последнее время Республика Молдова вела активные консультации с Российской Федерацией, но это вовсе не должно служить причиной для подозрений к позиции Кишинева по приднестровской проблеме, - отмечает директор департамента многостороннего сотрудничества Министерства иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) Анатолий Урекяну. - Так, соответствующие переговоры проведены со всеми субъектами, вовлеченными в процесс урегулирования конфликта в равной мере, без предпочтения России перед
В связи с давлением, оказываемым Российской Федерацией через приостановление своего участия в ДОВСЕ, возникает вопрос: существует ли опасность соглашения между Россией и европейскими государствами, которое бы затрагивало интересы Республики Молдова? - продолжает "Независимая Молдова". "Прежде всего, одностороннее решение Российской Федерации приостановить свое участие в ДОВСЕ вызывает сожаление, - отмечает Анатолий Урекяну. - Общеизвестно, что благополучие Европы почти всецело зависит от стабильности на континенте, а все считают Договор об обычных вооруженных силах в Европе краеугольным камнем европейской безопасности. Наша непреклонная позиция такова: адаптированный ДОВСЕ необходимо сохранить. Но Республика Молдова не несет ответственности за то, что Россия не хочет выполнять взятые в 1999 году на стамбульском саммите обязательства о выводе войск из Республики Молдова и Грузии и, таким образом, создать подходящие условия для вступления в действие этого важного документа. Как следует из ряда высказанных российскими официальными лицами позиций, одна из основных тревог связана с фланговыми ограничениями договора, а также с неучастием Словении и Прибалтики в адаптированном ДОВСЕ. Исходя из неформальных встреч по проблемам ДОВСЕ, организованных Германией в октябре и Францией - в ноябре, можно заключить, что сегодня Россия по этому вопросу находится по отношению ко всем в оппозиции. Создание юридических механизмов для приведения в действие решения о приостановлении с 12 декабря 2007 года участия в ДОВСЕ является ясным доказательством, что Россия ориентируется на собственные односторонние действия, которые, вероятно, вписываются в более широкую политическую стратегию, проводимую в последнее время Москвой. Поставленное Россией этим решением условие очевидно: или ратификация договора без того чтобы настаивать на соблюдении стамбульских обязательств, или его разрушение. Несмотря на спекуляции о том, что некоторые европейские государства могли бы уступить России, до сих пор мы не получали сигналов, что это произойдет. Конечно, все заинтересованные государства пытаются найти адекватное решение, однако, несомненно, существует понимание того, что это не может быть достигнуто путем принятия идеи, что некоторые государства могут уклониться от взятых международных обязательств. И всем ясно, что не Республика Молдова завела в тупик вступление в действие ДОВСЕ".
Русские в Молдавии: "60% жителей Молдавии указали русский язык либо как родной, либо как второй"
На русском языке в Молдавии говорили, говорят, и будут говорить, пишет "Пульс". В ходе последней переписи населения около 60% жителей указали русский язык либо как родной, либо как второй. При этом разговорная речь на русском знакома абсолютному большинству. Оно и понятно, в многонациональной стране болгарин и молдаванин не будут между собой говорить по-английски. Разве что самые упёртые националисты из принципа не заговорят по-русски. Половина местных радиостанций и телеканалов - вещают на русском языке, продолжает "Пульс". Но не благодаря, а вопреки координационному совету по телевидению и радиовещанию. Работе русскоязычных СМИ всячески препятствуют оппозиционные и националистические структуры. К сожалению, и законодательство в этой сфере не учитывает потребности граждан в русскоязычных теле- и радиопрограммах. Официальные документы в Молдавии печатаются на двух языках. Но бывают и проблемы, пишет "Пульс". Так называемый, чиновничий национализм. Обращаешься в какое-либо министерство на русском, а тебе отвечают на государственном языке, из принципа. Или к примеру, в сёла русскоязычного юга отправляют распоряжения правительства или документы из парламента на молдавском. Либо не успели перевести, либо текст не передали переводчикам, но, безусловно, такие ситуации создают нервозность. В таких случаях можно отправить жалобу либо в министерство юстиции, либо в бюро межэтнических отношений. В судах можно потребовать переводчика, если один из участников процесса не знает молдавского языка. Зато в самом парламенте с русским языком проблем нет. Для тех, кто не знает государственный язык - есть перевод. Если хочется выступить - можно и на русском. При этом абсолютно все депутаты знают русский язык. Но отнюдь не все знают молдавский - парадокс молдавского парламента, пишет газета.
Молдавская оппозиция несколько месяцев назад потребовала отставки министров, которые не знают государственного языка, продолжает "Пульс". Однако практика показала, что без знания молдавского языка можно успешно управлять министерством информационного развития, железными дорогами Молдавии, министерством реинтеграции и даже целой автономией - Гагаузией. Периодически оппозиция напоминает о своих требованиях. Но времена уже не те. Если ещё пятнадцать лет назад школы и детские сады с русским языком обучения закрывались, то сейчас этот процесс прекратился, утверждает издание. Конечно, не без усилий правящей партии.
Сейчас можно смело утверждать, что знаменитая фраза начала 90-х "Чемодан - вокзал - Россия" вышла из обихода даже самых ярых националистов, продолжает "Пульс". А русскоязычные украинцы, болгары, белорусы, гагаузы учат молдавский язык. Жители коренной национальности тоже чувствуют потребность знать русский, как язык межнационального общения. Да и вообще - и молдаване и русские прекрасно понимают, что плохих национальностей не бывает, подводит итог газета.
10 ноября 2007 года состоялось своего рода историческое событие - VII отчетно-выборная конференция Русской общины в Молдавии, пишет "Коммерсант plus". Называлось оно также помпезным словом "Собор". Историческим его можно назвать уже потому, что ждать оного пришлось долго, вместо положенных двух - четыре года (VI конференция проходила в 2003 г.). Но есть и еще один повод считать это явление историческим - уж больно оно походило на блаженной памяти партконференции эпохи застоя. Чем не ожившая история? Заорганизованность имела место полная: ни одного "случайного" выступающего, все - строго по списку, все проинструктированы, все знают, о чем и как говорить. Ни одного лишнего слова, тем паче самокритики, и, не дай бог, критики в адрес руководства организации, властей страны или дяди из Вашингтона. Ну, а чему же тут удивляться? Живы партийные традиции, отмечает издание.
Тем более что вела весь "протокол" опытная аппаратная работница советских времен, а ныне лидер общины Людмила Лащенова, продолжает "Коммерсант plus". Как в песенке поется: "Все хорошо, прекрасная маркиза..." - вот только "собор" в результате превратился в типичную профанацию. Вместо серьезного разговора о тяжких проблемах и важных задачах русской диаспоры в Молдавии проходило этакое малоинтересное шоу, пишет газета. И символично выглядел плакат, вывешенный на сцене, перечисляющий "проведенные мероприятия" под эгидой общины и озаглавленный: "От фестиваля к фестивалю". Без комментариев. Но, наряду с завидной верностью застойной традиции, не обошлось и без прогрессивных новшеств времен ранней перестройки. Отчетного доклада как такового не было, "шоу-вумен" сослалась на то, что участникам конференции розданы материалы, в которых перечислены все масленицы, школьные балы, выставки-ярмарки под девизом "Во саду ли, в огороде", пишет газета. А "ведущая" заявила, что "остановится" только на некоторых наиболее важных моментах, отмечает издание.
Первым из них для Русской общины в Молдавии Лащенова назвала "сохранение русского языка", но при этом ей явно не удалось изложить планы по спасению родной речи в стране, где ее всячески третируют, изгоняют из всех сфер жизни, а в оставшихся - самым неимоверным, варварским способом коверкают, пишет "Коммерсант plus". Вообще-то неплохо было начать хотя бы с рассуждений о том, как предотвратить исчезновение не только русского языка, но и русских граждан из Республики Молдова, однако такой поворот едва ли вписался бы в мотив "Прекрасной маркизы". Посему Людмила Лащенова перешла ко второй важной мысли, на которой она не просто "остановилась" (и надолго), но сделала особый акцент. Она подробно и доходчиво внушала собравшимся: мы, мол, живем в Республике Молдова, мы ее граждане, и нам надо все (все!) усилия направить на изучение молдавского языка. Вот, дескать, кто-то уже и курсы открыл, так что, воистину, "верной дорогой идете, товарищи". Свежо предание! Почему, однако, мы должны изучать молдавский, если повсеместно торжествует румынский? - задается вопросом газета.
Выступающие в так называемых прениях, если исключить гостей, были подобраны по признаку "проверенности" и личной преданности, продолжает "Коммерсант plus". Выступление известного правозащитника и депутата парламента Михаила Сидорова, как всегда, было настолько обтекаемым, что из него вообще ничего не вытекало, отмечает издание. Лишь одна мысль просочилась, да и ту еще до Сидорова озвучил посол России, - о разобщенности русского общественного движения в Молдавии. Правда, если у посла
А между тем председатель ревизионной комиссии, которому полагалось отчитаться по соответствующим вопросам за долгие четыре года, не дождавшись Собора, ушел из жизни, продолжает "Коммерсант plus". От ревизионной комиссии поступило краткое сообщение, что с финансовой деятельностью все в порядке. Да и кто бы сомневался? Вот жаль только, что на трибуну Собора так и не вышел ни один из тех, кто мог бы высказаться по действительно важным, жизненно важным для русских жителей Молдавии проблемным вопросам. Но, видимо, из-за особенностей режиссуры данного мероприятия, таковые не смогли или сами не пожелали участвовать в этом действе, а точнее - лицедействе, пишет газета.
В завершение Собора председателем Совета Русской общины избрали г-жу Лащенову, пишет "Коммерсант plus". На этом действо-лицедейство завершилось. Собор закрылся, начались танцы и прочая культурная программа, включая "шестой вопрос", отмечает газета. И можно поздравить русское движение в Молдавии: его надолго оседлала опытная наездница, которая знает, куда править и как держать удила, подводит итог издание.
Политика: "Психопатические припадки молдавского президента весьма последовательны"
Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) 4 апреля 2005 года поддержала переизбрание лидера ПКРМ Владимира Воронина на второй президентский срок с целью "объединиться против Путина", потому что "на это рассчитывали американцы и европейцы", пишут "Молдавские ведомости". Эти откровения были сделаны лидерами ХДНП на недавно прошедшем в Кишиневе очередном съезде партии, отмечает издание. "Мы объединились с Ворониным, нашим главным противником, против Путина", - сказал в своем выступлении на съезде вице-председатель ХДНП
Любой наблюдатель, как местный, так и не знакомый с воронинской политикой, может найти для себя в работе и в позиции молдавского президента то, что пожелает, пишет интернет-издание Azi.md. И преданность делу коммунизма, и верность европейским ценностям. И критику капитализма, и провозглашенную программу полной либерализации экономики. И протест против открытия избирательных участков для выборов в
Подобная позиция, безусловно, довольно рискованна, продолжает Azi.md. Некоторые считают Воронина лицемером. Другие заявляют, что он сам не знает, чего хочет и куда идет. Ошибаются и те, и другие. Воронин - довольно скользкий тип; даже будучи пойман с поличным, он ускользает, как вода сквозь пальцы. Воронин умеет быть оглушающим, заставить считаться с тем, что он говорит. Он умеет шокировать, даже если для этого нужно возвести немыслимую напраслину, пишет издание.
Его речь действительно напичкана множеством обрывков мыслей и стилистических ошибок, пишет Azi.md. Но так же верно и то, что его слова, какими бы беспорядочными они ни были, не исчезают бесследно. Их опровергают, их критикуют, над ними насмехаются, но их не обходят молчанием. В итоге именно Воронин, а не оппозиция оказывается на верхних строчках рейтинга политических новостей. Речи президента, безусловно, кажутся чистой воды паранойей. И порой кажется, что Воронин - клинический случай. Однако его психопатические припадки весьма последовательны. Безумие, забравшееся на вершины власти, приобретает определенную прелесть. При взгляде на безумие снизу вверх, может даже показаться, что это признак особенности. Безумец, стоящий на вершине пирамиды, кажется чем-то исключительным, из ряда вон выходящим,, пишет Azi.md.
Его безумие бросается в глаза, как только он раскроет рот, но логика у него железная, продолжает Azi.md. Глава государства говорит одно, насвистывает другое, и все для того, чтобы самые лакомые куски доставались ему и членам его семьи. Для того чтобы сохранить в своих руках все рычаги влияния в рамках режима, обустроенного им по своему вкусу и по своим понятиям. Что-то вроде собаки на сене. А чтобы не разрушилась его мечта, ставшая явью, он меняет правила, лжет, жульничает и изворачивается. Он балансирует между Западом и Востоком. Между проевропейски настроенными гражданами, с одной стороны, и ностальгирующими по России и по коммунизму, с другой. В своих умственных блужданиях Воронин, очевидно, тешит себя иллюзией, что он заботливый пастух, добрый хозяин, у которого и волки сыты, и овцы целы, пишет Azi.md. Но это вздор, всему приходит конец. Когда сыты волки и целы овцы - значит, съели пастуха, подводит итог издание.