Красноярский край: Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 26 февраля 2003 (часть 1)
"Конец "матрешек".
(Аргументы и факты 26.02.03. В.Цепляев, А.Колесниченко, К.Сергеев)
НА ПРОШЛОЙ неделе в России произошло знаковое событие. Два региона - Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ подписали меморандум об объединении. Долгожданный процесс укрупнения регионов запущен.
"ЭТО анахронизм, когда один субъект Федерации находится внутри другого по принципу матрешки, - сказал "АиФ" полпред президента РФ в Приволжском округе Сергей Кириенко. - Жители Коми-Пермяцкого автономного округа голосуют и за губернатора области, и за главу округа. То есть они тоже жители области, но их бюджетное обеспечение на душу населения меньше, чем у соседей, в 4 раза. Задача государства в том, чтобы условия для всех были равны. Сложносоставных субъектов быть не должно".
Тем не менее до создания нового суперрегиона еще далеко. Сначала правительство по поручению президента должно дать экономическое обоснование. Потом в обоих субъектах будут назначены референдумы. В администрации Пермской области "АиФ" сообщили, что они могут пройти уже в декабре 2003 г. одновременно с думскими выборами. Если народ даст добро, Госдума примет особый конституционный закон. А название нового субъекта Федерации будет записано в части 1 статьи 65 Конституции РФ. По одной из версий, он будет называться Пермский край.
Впрочем, пермский случай - скорее исключение из правил. На практике за разговорами об укрупнении регионов чаще всего скрываются другие цели. Поэтому дальше разговоров дело не идет.
ЛОЗУНГ объединения нередко используется кандидатами в губернаторы в борьбе за власть. Пример - Красноярский край. Основным лозунгом избирательной кампании А. Хлопонина стало объединение края с находящимися на его территории Таймырским и Эвенкийским АО. И это было принято большинством избирателей - многолетнее перетягивание одеяла между начальниками округов и края всем надоело. Но стоило Хлопонину победить, как тема объединения была тихо забыта. Почему? Поговаривают, что таймырский промышленный гигант "Норникель", вотчина губернатора, вовсе не горит желанием отчислять кучу денег на решение социальных проблем жителей края. Поэтому вместо объединения происходит его имитация: объявлено о создании совета трех губернаторов, совета законодателей трех субъектов... Про реальное объединение регионов, судя по всему, можно забыть до окончания правления г-на Хлопонина.
Другой пример: Тюменская область -еще одна "матрешка" с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО внутри. Бывший губернатор Л. Рокецкий долго бился за поглощение областью этих богатых нефтью и газом округов. В результате раздраженные этой угрозой "сырьевые бароны" двинули на выборы тюменского губернатора своего кандидата - С. Собянина. Он победил и снял с повестки дня тему слияния регионов.
Укрупнение субъектов может быть способом решения так называемой проблемы третьего срока. Пример - Иркутская область. У ее главы Б. Говорина идет второй срок, а местные законодатели отказались вносить поправки в устав области, позволяющие ему остаться у власти еще на один заход. Возможный выход - в поглощении областью Усть-Ордынского Бурятского АО. Правда, сам губернатор сказал "АиФ", что "вопрос это очень серьезный и торопиться тут нельзя". И тем не менее, создание "Иркутско-Бурятской губернии" за оставшиеся два года вполне возможно.
А вот у губернатора Санкт-Петербурга В. Яковлева другая ситуация. Время поджимает. Местные депутаты также отказались внести поправки в устав города, разрешающие ему баллотироваться еще раз. И теперь ему остается либо смиренно дожидаться конца своего правления (май 2004 г.), либо инициировать процесс объединения города и Ленинградской области. И потом баллотироваться в губернаторы сдвоенного региона.
Разумеется, едва ли президент и его полпред на Северо-Западе В. Черкесов позволят опальному губернатору провести подобную комбинацию. Та же ситуация и с объединением Москвы и Московской области, разговоры о котором тоже время от времени возникают. Понятно, что не все во власти хотят видеть Ю.Лужкова главой субъекта Федерации, сравнимого с крупным европейским государством. Правда, начали распускаться слухи, что объединительный сюжет может взять на вооружение П. Бородин, который вроде бы готов баллотироваться в губернаторы Московской области. Но дальше лозунгов дело все равно не пойдет. Как сказал "АиФ" нынешний губернатор Подмосковья Борис Громов, "объединение Москвы и области - слухи на 100%. У каждого из этих регионов своя история. Да и опыт других стран показывает, как сложно управлять мегаполисом с 20-миллионным населением".
"Издержки объединения слишком велики, - вторит ему губернатор Владимирской области Николай Виноградов. - Государству придется нести расходы, связанные с изменением границ, картографированием и т. д. Муниципалитеты должны будут переделать свою нормативную базу, придется переобучить тысячи специалистов - юристов, бухгалтеров и т. д.".
Но у сторонников укрупнения свои аргументы. От него, говорят они, будет одна сплошная выгода. На десятки тысяч чиновников можно сократить госаппарат. Если ликвидировать хотя бы 11 автономий, то на 22 человека уменьшится Совет Федерации - вот вам экономия на зарплатах, машинах, квартирах и прочих благах. А блага, между прочим, у сенаторов -как у министров. Опять же, если объединить регион-донор и регион-потребитель, первый будет подтягивать второй до своего уровня. Глядишь, и на трансфертах центр сэкономит. По этой причине, например, некоторые аналитики предлагают Владимирскую и Костромскую области слить с более обеспеченной Ярославской, а "сирую" Курганскую распилить на две части и присоединить их к сильным Тюменской и Свердловской областям.
Сторонники объединения регионов расходятся только в одном: сколько субъектов должно остаться "на выходе"? "Идея довести число регионов с 89 до 20 -это вздор", - считает президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. Если не брать в расчет предложение В. Жириновского оставить всего 12-15 губерний, большинство аналитиков сходятся на цифре 69-70. Тема укрупнения регионов наверняка приобретет особое звучание в ходе предвыборной кампании В. Путина. Ясно, что "чеченский фактор" на этих выборах работать уже не сможет, и Кремлю придется искать другие способы для демонстрации патриотизма и державности. Лозунг "собирания российских земель" подходит на эту роль идеально.
"Губернаторы консолидируют усилия".
(Парламентская газета 26.02.03. А.Статейнов)
Губернаторы Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономного округов, входящих в состав Красноярского края, заверили, что теперь все их действия будут направлены на объединение усилий и формирование согласованных позиций по вопросам, затрагивающим интересы Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов. Для этого создан Совет губернаторов.
Главная задача, которую будет решать совет, - координация деятельности органов местной исполнительной власти. Обсуждение и принятие решений по вопросам, имеющим важное стратегическое значение, выработка консолидированной позиции в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов РФ и при осуществлении внешнеэкономических связей.
Сторонам действительно есть где приложить усилия. Первая из них - северный завоз. И завтра и послезавтра ни Таймыр, ни Эвенкия без помощи края тут не обойдутся. По окончании церемонии подписания важного документа Александр Хлопонин, Олег Бударгин и Борис Золотарев отметили, что совместная работа позволит качественно решать вопросы во всех областях жизнедеятельности, в том числе медицинское обслуживание, обучение студентов.
Экономическое процветание региона - первая задача. Совет губернаторов будет способствовать этому.
"Красноярск поражен "болезнью бедных".
(Время новостей 26.02.03. А.Климович)
В городе началась эпидемия туберкулеза
Власти Красноярска в начале недели обнародовали пренеприятный диагноз: в городе началась эпидемия туберкулеза. Об этом был вынужден признаться журналистам начальник городского управления здравоохранения Виктор Шевченко. Показатели заболеваемости так называемым "недугом бедных" приблизились к тревожному порогу - по официальным данным, от туберкулеза страдает один из каждой тысячи жителей Красноярского края. И в 2002 году смертность от различных форм туберкулеза составила 29, 8 человек на 100 тысяч населения. Причем цифры эти могут значительно измениться в худшую сторону.
По данным последних обследований, в Красноярске палочкой Коха инфицированы 65% детей. 37 из каждых 100 тысяч малышей уже больны. Это в три раза больше, чем пять лет тому назад.
С одной стороны, власти склонны связывать вспышку заболеваемости с экологической ситуацией. Енисей в районе Красноярска не замерзает даже в самые суровые морозы. Когда температура опускается до 20 градусов мороза, река начинает парить. Влажный воздух смешивается с выхлопными газами, пылью и промышленными выбросами. Этот "коктейль" способствует развитию легочных форм туберкулеза.
С другой стороны, очевидно, что по бедности регионального здравоохранения борьба с этой социальной болезнью велась от случая к случаю, а не систематически. Ведь в Красноярске был не так давно закрыт специализированный детский тубдиспансер - его здание, построенное еще в 30-е годы, уже не отвечало элементарным требованиям гигиены.
Как утверждает Виктор Шевченко, мэрия Красноярска уже давно подыскала подходящее здание для лечения детей - корпус бывшей больницы Красноярской железной дороги, считавшейся одним из лучших медицинских учреждений края. Однако переговоры с МПС о передаче больницы в муниципальную собственность вначале тормозились из-за финансовых разногласий, а затем и вовсе прекратились в разгар политических баталий за пост губернатора. Сейчас глава края Александр Хлопонин поручил подыскать для детского тубдиспансера новое помещение, однако медикам по-прежнему негде принимать маленьких пациентов.
Примечательно, что эпидемия туберкулеза вспыхнула в регионе, где имеется успешный опыт борьбы с этой болезнью. Правда, опыт этот довольно специфический. В системе Красноярского регионального управления исполнения наказания (УИН) уровень заболеваемости туберкулезом ниже, чем на воле. Более того, он продолжает снижаться. Как утверждает начальник УИН Владимир Шаешников, секрет прост: людей надо хорошо кормить. Именно поэтому при всех красноярских колониях создаются собственные подсобные хозяйства, там даже гречиху сеют и сами делают из нее крупу-ядрицу. Впрочем, нельзя забывать и о том, что администрациям тюрем и колоний оказывали помощь международные гуманитарные организации, поставлявшие в Красноярский край относительно дешевые лекарства.
"Новая должность Хлопонина".
("Красноярский рабочий", 26.02.03)
Губернатор края Александр Хлопонин избран заместителем председателя совета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" от восточносибирских регионов, входящих в МАСС.
Такое решение единогласно приняли участники заседания совета ассоциации, проходившего в Красноярске на минувшей неделе. Новая должность Хлопонина вряд ли принесет ему привилегии, наоборот, она накладывает на него дополнительные обязанности. Тем более что по сложившейся практике в будущем губернатора ожидает избрание на пост председателя совета. Напомним, что МАСС объединяет 19 сибирских регионов, с позицией ассоциации считаются в российском правительстве.
"Вся власть Совету?".
("Московский комсомолец" - в Красноярске", 26.02.03, Ирина Максимова)
Губернаторы Красноярья, Таймыра и Эвенкии "сообразили" без законодателей.
Александр Хлопонин, Олег Бударгин и Борис Золоторев подписали "протокол о намерении" создать "Совет губернаторов". По словам главы Красноярья, группа специалистов уже приступила к разработке документов, необходимых для деятельности этого органа. Главная цель юристов - найти в российском законодательстве основания для того, чтобы решения новоиспеченного Совета были обязательны для выполнения на всех трех территориях.
Как пояснил корреспонденту "МК" в Красноярске" руководитель пресс-службы краевой администрации Максим Гуревич, "сегодня не существует универсальной схемы, обязывающей губернаторов исполнять совместные договоренности все они носят не декларативный, а консультационный характер". Что верно, то верно губернатор, как известно, является воплощением не законодательной, а исполнительной власти. Любые соглашения (особенно имеющие отношение к бюджету) глав территорий де-юре согласуются с местными законодательными органами Чтобы решение Совета губернаторов стало обязательно для исполнения в трех субъектах Федерации, его должны одобрить ЗС Красноярского края, Таймырская Дума и Эвенкийский Суглан.
Если специалистам, готовящим "фундамент" Совета, не удастся на законных основаниях упростить схему, порядок взаимодействия губернаторов вряд ли будет отличаться от нынешнего.
Впрочем, есть смысл предполагать, что некоторые наблюдатели слишком преувеличили значение этого события. И объединение трех губернаторов вряд ли будет иметь какие-либо серьезные политические или административные последствия. Совет, скорее всего, не более чем популистский шаг высоких чиновников.
"Сильное звено?".
("АиФ на Енисее", 26.02.03, Николай Гуляев)
ЖУРНАЛИСТЫ откровенно скучали на очередном саммите руководителей сибирских регионов. Несмотря на то, что подобное мероприятие проходит в Красноярске не часто (предыдущее - два года назад), особого ажиотажа оно не вызвало, хотя все атрибуты пышной официозности наличествовали.
ОБОЧИНЫ дорог в центре Красноярска были под бдительным оком людей в милицейских мундирах, количество машин с мигалками возросло многократно, а в фойе второго этажа здания администрации края были накрыты столы не только с дежурными бутербродами, но даже с дорогими шоколадными конфетами, творожными сырками, а также с копчеными куриными ножками и крылышками. Добро даром не пропало: к концу саммита чиновники, а вслед за ними журналисты и приближенные к власти лица смели со столов все яства. Это был, пожалуй, самый светлый момент в жизни большинства участников саммита. Все остальное действо адреналина в крови не прибавляло.
Такое равнодушие было вызвано достаточно специфической повесткой совместного заседания межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" и руководства Сибирского федерального округа. Проблемы культуры и социального страхования, безусловно, важны, но для СМИ они оказались малоинтересными, и не случайно в теленовостях сюжеты об этом событии затерялись где-то в середине выпусков. Депутат Госдумы Владислав Юрчик в сердцах обозвал все происходящее пародией на реальное дело, его охватило чувство ностальгии по благословенным временам Павла Федирко, при котором Красноярск уверенно превращался в культурный центр Сибири. А нынче...
По-другому и быть не могло. Все прекрасно понимают, что "Сибирское соглашение" утратило то влияние, которое ассоциация имела в девяностые годы. К голосу регионов в столице прислушиваются сейчас больше из вежливости. По словам сенатора Вячеслава Новикова, кстати, единственного участника заседания, в свое время стоявшего у истоков создания ассоциации, "Сибирское соглашение" рано списывать со счетов. Однако и он был вынужден признать, что при Путине лоббистские возможности субъектов РФ существенно сократились. ВВП все же удалось "построить" регионы в некую вертикаль власти, и сейчас принципиальные вопросы решаются в основном только в Москве.
Однако внутренний подтекст у этого мероприятия все же присутствовал, и во многом он был связан с фигурой хозяина - губернатора Александра Хлопонина. Он впервые принимал коллег по губернаторскому цеху в своих владениях, и, естественно, ему было важно лицом в грязь не ударить. По оценкам, звучавшим в кулуарах, Хлопонину это удалось. Тем более что на фоне вялотекущего обсуждения проблем сельской культуры красноярский губернатор вместе с Борисом Золотаревым и Олегом Бударгиным сделали по-настоящему эффектный ход -создали совет трех губернаторов. Создание этого объединения, призванного решать в основном экономические проблемы, было высоко оценено президентским полпредом в Сибирском федеральном округе Леонидом Драчевским. "В Сибири появилось сильное звено", - заявил полпред. Это не только дежурный комплимент. Очевидно, что сейчас у "сильного звена" есть все шансы стать реальным лидером по многим направлениям не только в Сибири. Главное - оправдать эти авансы.
"Лев Кузнецов: "Все в наших руках".
("Красноярские новости", 26.02.03, Галина Коврова)
- Лев Владимирович, какие из общекраевых проблем, на Ваш взгляд, необходимо решить в первую очередь?
- В первую очередь, необходимо создать в крае нормальную, эффективную систему управления. Большинство проблем в экономике и социальной сфере возникают не потому, что не хватает средств, изношено оборудование или устарели технологии. Это уже следствия. Корень всех наших бед зачастую в отсутствии понимания, что мы делаем, как мы это делаем и, главное, ради чего мы это делаем. Нужно четко распределить ответственность за реализацию того или иного решений. Каждый должен выполнять свою работу и отвечать за нее, тогда многие наши сегодняшние проблемы отпадут сами собой.
- Какие конкретно направления экономики Вы считаете наиболее перспективными с точки зрения дальнейшего развития нашего края?
- Таких направлений несколько, в этом смысле нам могут позавидовать многие регионы России. Красноярский край обладает огромными запасами природных ресурсов, мощным энергетическим, промышленным потенциалом. У нас есть качественный лес, уголь, нефть, достаточно благоприятные условия для развития сельского хозяйства. В силу своей географии наш регион расположен на пересечении важнейших транспортных магистралей, имеющих общероссийское значение, и это тоже огромный плюс.
Но, к сожалению, приходится констатировать, что за последнее время край сдал свои позиции по многим отраслям. Мы упустили много возможностей занять свою нишу как на внутрироссийском, так и на внешнем рынке, и сегодня, в условиях достаточно жесткой конкуренции, сделать это гораздо сложнее.
- В продолжение темы: как Вы планируете решать "кадровый" вопрос? Специалистов предполагается искать в крае, на северных территориях или приглашать из других регионов?
- Для меня главным критерием в работе является профессионализм. Конечно, наиболее оптимальный вариант - привлечение к работе исключительно местных специалистов, проработавших в крае не год и не два, а много больше. Если человек давно живет здесь и занимается, допустим, сельским хозяйством, то он, минимум, "в теме", и не будет терять времени на знакомство с ситуацией. Но, с другой стороны, если достаточно подготовленного сотрудника найти не удается, не вижу ничего катастрофичного в приглашении со стороны. Если человек способен принести пользу региону своим опытом и профессионализмом, для меня, как управленца и руководителя, это только плюс.
- Что Вы считаете в своей работе самым сложным?
- Самое сложное, пожалуй, - это переломить установку: пришла новая власть, завтра наступит коммунизм. Встречаешься, например, с руководителем предприятия или учреждения, чтобы совместно выработать решение, а он излагает свою проблему и ждет, что ты, как фея из сказки, взмахнешь волшебной палочкой, и перед ним прямо сейчас распахнутся двери в райские кущи.
К сожалению, у нас до сих пор существует отношение к власти как "доброму батюшке-царю", у которого есть все, просто он жадный и отдавать не хочет. И не все понимают, власть и население - собеседники одного диалога, цель которого сделать нашу жизнь лучше. А диалог - дорога с двусторонним движением.
- И последний вопрос, Лев Владимирович. При таком напряженном графике работы, как у Вас, может, не совсем уместно спрашивать об отдыхе, но, тем не менее: как Вы проводите свое свободное время, есть ли у вас хобби?
Со свободным временем действительно непросто, но когда оно появляется, стараюсь по максимуму уделять время семье. Если получается, с удовольствием занимаюсь спортом: теннисом, футболом. Что касается увлечений... это, наверное, мотоциклы. Я люблю чувствовать скорость и понимать, что все в моих руках.
* * *
Первый заместитель Губернатора Красноярского края по социальному и промышленному блоку.
Родился в 1965 г. в Москве.
С 1983 по 1985 гг. проходил службу в Вооруженных Силах.
В 1990 г. окончил Московский финансовый институт по специальности "экономист".
После окончания вуза начал работать экономистом во Всесоюзном объединении государственных и банковских кредитов, затем в коммерческих предприятиях.
С 1994 г. работал части начальника кредитного управления коммерческого инновационного банка "Альфа-банк". Далее - в АКБ "Международная финансовая компания" в должностях советника Председателя правления и заместителя начальника управления клиентских отношений.
С 1996 г. Л.В. Кузнецов на протяжении пяти лет работал в РАО "Норильский никель". Занимал должности начальника контрольно-ревизионного департамента, директора по контрольно-ревизионной деятельности, заместителя генерального директора РАО и первого заместителя генерального директора АО "Норильский комбинат".
В феврале 2001 г. был приглашен на должность первого заместителя Губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и председателя Комитета по управлению государственным имуществом администрации округа, которую и занимал до октября 2002 года.
В настоящее время является первым заместителем Губернатора Красноярского края. Координирует вопросы, связанные с функционированием отраслей хозяйственного комплекса края, предотвращением чрезвычайных ситуаций и ликвидацией их последствий.
"Тайга требует закона".
("Известия-Красноярск", 26.02.03, Андрей Хохлов)
Исполнительная и законодательная власти разворачивают борьбу за лесную отрасль.
Глубоко не правы те, кто считает красноярское народное хозяйство полностью разворованным олигархами и "красными директорами". Сейчас на повестке дня лежит крайне запущенный вопрос возрождения лесопромышленной региональной отрасли - цена его была озвучена в прошлую субботу губернатором Александром Хлопониным. По мнению главного чиновника края. в идеале оборот всех предприятий "зеленой нивы" может превысить один миллиард долларов!
Эту знаковую реплику Александр Геннадиевич бросил на старте так называемых "губернаторских суббот" - встреч главы территории с коллективами научных сотрудников. Новая линия работы Хлопонина началась с поездки в Сибирский технологический университет, который с тридцатых годов прошлого столетия ведет авангардные разработки в лесной промышленности. В связи с этим интересно отметить, что и губернатор Лебедь позиционировал себя как чиновник, симпатизирующий нашим ученым, а Валерий Зубов таким ученым был всегда. Но никакого прорыва в сфере прикладных научных изысканий либо фундаментальных исследований за последние двенадцать-пятнадцать лет так и не произошло. За исключением, разумеется, скандального дела китайского шпиона Валентина Данилова и полуанекдотического проекта Академгородка в области компьютеризации жилищно-коммунального хозяйства. Александр же Хлопонин, известный своим прагматичным мышлением, три месяца назад публично отверг изыскания сметой в 500 миллиардов рублей того же научного центра под руководством академика Василия Шабанова - и вот встреча на тему красноярского леса.
Действительно ли дело только в общественном, почти пиаровском, ходе - или на проблему следует взглянуть пошире? Стоит вспомнить, что в краевой администрации разрабатывают обширную Программу возрождения отрасли, которую курирует лично первый заместитель губернатора Лев Кузнецов.
А за несколько дней до визита главы региона в технологический вуз три депутата Законодательного собрания - Анатолий Быков, Олег Пащенко и Владимир Горлов - съездили в город Канск. Два фактора: мэр города Сергей Гуров также назначен ответственным за реанимацию красноярского леспрома, и местный лесодеревооб-рабатывающий комбинат находится в стадии агонии. Как нам стало известно. Краевой комитет по управлению государственным имуществом намерен расстаться с 51-процентным пакетом акций КЛДК, потому что иначе предприятие может быть загублено безвозвратно. Там за один год количество работающих сокращено с пяти тысяч до 533 человек, что, как в капле воды, отражает тяжелые тенденции лесной отрасли. Но Канский комбинат всегда был смежником приангарских леспромхозов, поставляющих в год до двух миллионов кубометров древесины. Это почти двести миллионов экспортных долларов - в потенциале, конечно.
Тогда невооруженным взглядом видны намерения активно настроенной части народных избранников краевого парламента: поднять с земли то, что валяется. И придать как Канскому комбинату, так и лесопромышленной сфере в целом второе дыхание. Важно помнить, что Канский узел является ключевым и в политике - тут сходятся интересы военного комплекса, аграрной перерабатывающей отрасли, тех же тружеников "зеленой нивы". По неофициальной информации с мест, Быков, осмотрев некоторые болевые точки города на Кане, вполне корректно заявил, что нельзя сидеть и ждать, пока кто-нибудь придет на помощь. Следовательно, какого-то острого раздела собственности пока ожидать не надо. Видимо, речь идет о предвыборном думском распределении голосов - по нашим данным, на Канский округ претендуют и Пащенко, и вице-спикер нижней палаты Романов, и, возможно, кто-то из угольной промышленности. Так в борьбе за территорию тесно переплетаются индустриальные боссы и партийные дистрибьюторы, что еще раз подтверждает откровенно компрадорский характер сегодняшнего государства.
И, наконец, еще один любопытный факт - в последние дни слухмейкеры Красноярска озабоченно муссируют идею кадрового передела в краевой администрации. Ориентируясь на параллельно разрабатываемые программы - на темы леса и концепции освоения сырьевых ресурсов - аналитики убеждены, что презентации пилотных проектов станут неплохим поводом как к снятию, так и к повышению ответственных чиновников исполнительной и даже законодательной власти. (Чаще прочих звучат фамилии Анатолия Якимова, Сергея Гурова, Юрия Захаринского.) Говорят также о новой структуре губернской управы, где может быть сокращено число заместителей.
"Кого накормит "хлебное" дерево".
("Красноярский рабочий", 26.02.03, Геннадий Миронов)M
Знакомство Александра Хлопонина с наукоемкими технологиями заготовки и переработки древесины и растительного сырья, образцами новой техники и товаров, представленными в Сибирском государственном технологическом университете, послужило поводом для крупного разговора о выходе лесной отрасли края из затянувшегося кризиса.
Без малого два часа губернатор края изучал плоды многолетних научных изысканий, лабораторных и производственных опытов не только самого университета, но и целого ряда научных учреждений и проектных организаций, работающих над проблемами безотходного использования древесины. В неискоренимой надежде на помощь краевых властей в использовании плодов их долгих поисков ученые и специалисты выложили напоказ все - от технологии быстрого выращивания "хлебного" дерева сибирской тайги, кедра, до... Вот это "до" даже трудно определить, настолько обширным оказался внушительный список полезной продукции, в начале которого - простое круглое бревно или даже гниющие пока в тайге сучья и ветки. Губернатор внимательно всех слушал, не стеснялся переспросить, спорил, не всегда соглашаясь с маститыми учеными.
- Впечатление, как всегда, двоякое, - поделился своим мнением после осмотра экспозиции Александр Геннадиевич. - С одной стороны, очень много современных технологий. Действительно, у нас в крае собраны сильные и мощные мозги. Есть потенциал - и ничего при этом не работает. От этого остается грустное впечатление. Все можно выпускать, есть прекрасная научная база для переработки отходов и низкокачественной древесины, абсолютно все можно без остатка использовать. И при этом 40 процентов леса находится в теневой экономике...
Там же, в СибГТУ, губернатор решил подвести предварительный итог деятельности созданной под занавес минувшего года рабочей группы по разработке программы развития лесного комплекса края на ближайшие семь лет. В нее вошли чиновники, ученые, лесопромышленники, эксперты, а возглавил ее глава Канска Сергей Гуров. Надо сказать, задача перед группой стоит непростая. Недостатка в программах вывода из кризиса лесопромышленного комплекса никогда не было, как, впрочем, и проку от них.
- Я сам параллельно с рабочей группой и независимо от нее изучаю проблемы лесного комплекса, - подчеркнул свою заинтересованность губернатор, - и считаю, что изобретать нам особенно нечего, надо просто адаптировать к нынешним условиями дельные предложения и запустить их в работу.
Однако темп, с которым действует рабочая группа, губернатора явно не устраивает.
- Март - крайний срок для создания четкой программы, которую надо запустить уже в 2003 году,- поставил жесткую задачу Хлопонин.- Дальше тянуть просто некуда, так как в апреле начинаем работать над бюджетом будущего года, и, если не успеем с законодательными предложениями, еще один год для лесной отрасли будет потерян.
О набросках будущей программы сказал Сергей Гуров:
- В первую очередь, это поддержка лесозаготовителей, лесопереработчиков, создание так называемых вертикально интегрированных холдингов, сезонное кредитование лесозаготовителей. Пора наконец поставить заслон "воруйлесу". Для этого будем рекомендовать губернатору создать в крае государственную лесную службу. Правда, с созданием новых структур управления лесной промышленностью губернатор пока не спешит, вполне резонно считая, что надо сперва определить конкретные рычаги не столько управления, сколько регулирования отношений с этой отраслью экономики, почти полностью находящейся в частных руках, и уже потом подбирать специалистов, готовить законодательную базу.
Между тем десятилетний застой в лесной отрасли края не прошел даром. По крайней мере, на федеральном уровне на нее просто махнули рукой, вычеркнули из стратегических планов. В недавно одобренной концепции правительства РФ отмечено, что заготовка и переработка лесного сырья будет сосредоточена в европейской части страны и на Урале. А за Уралом, выходит, леса как бы и нет. Однако, по словам губернатора, на лесной комплекс края, безусловно, перспективный по отдаче вложенных средств, уже положили глаз крупные финансово-промышленные группы, в том числе "Русский алюминий". Есть конкретные предложения потенциальных инвесторов по строительству в ближайшее время в Приангарье целлюлозно-бумажного комбината.
- Сегодня лес нуждается в инвестициях, причем в крае это наш второй реальный ресурс после цветной металлургии и нефтехимии,- подвел итог разговору губернатор.- По оценке экспертов, лесной комплекс способен давать оборот до одного миллиарда долларов в год. Только представьте, сколько налогов может поступать в экономику края. Поэтому для меня лесная отрасль сегодня является приоритетной.
"Лаской, доктор Борменталь, только лаской".
("Сегодняшняя газета", 26.02.03, Евгений Куксин)
В БЛИЖАЙШЕЕ время в аппарате администрации Красноярского края произойдет небольшая кадровая перетасовка. Некоторые гордо звучащие замы губернатора превратятся в простых руководителей подразделений. По предварительной информации, вместо тринадцати замов останется только семь. По количеству дней в неделе. Действительно, когда много заместителей - в глазах рябит. Не упомнишь, кто чем занимается.
Функции сокращенных возьмут на себя замы Хлопонина "московско-северного завоза". Например, Льву Кузнецову предстоит работать за троих:
отвечать за энергетику, промышленность, природные ресурсы. Нелегко им придется, но если такие решения принимаются, значит у замов Хлопонина поразительно большой потенциал. Мы знаем одну женщину,
которая грудью закрывала несколько должностей официально и еще столько же неофициально. Ничего, справлялась. Из красноярцев крепко стоит на ногах в краевой администрации Матюшенко, фанатик жилищной реформы. Теперь, говорит, "услуги ЖКХ будут оказываться населению точно в срок и хорошего качества". Не понятно - откуда берется столько недовольных на митингах. Говорят, четвертого марта на митинг протеста придут десять тысяч человек. Осмелится ли встретиться с ними гарант реформы?
К чему эта реструктуризация аппарата? Чтобы сэкономить бюджетные деньги на зарплате заместителям? Нет, скорее к тому, что команда избранного красноярцами Хлопонина только сейчас осознала, какой край ей достался. Намечены генеральные линии освоения ресурсов и мощностей. А официальные зарплаты довольно низки. Люди, потрудившиеся в структуре "Интерроса", приезжают в край работать задарма. Вот и нынешний глава Норильского комбината Прохоров заявил, что получает самую минимальную оплату, чуть менее шестисот рублей. Не потому, что брезгует подходить к заводской кассе, а просто человек он обеспеченный, работает так, за идею.
Обаятельный, умный, энергичный и талантливый человек Александр Хлопонин за удивительно короткое время приручил практически всю оппозицию. Сейчас те, кто на выборах открыто ругали Хлопонина, даже за глаза, на комиссиях и слушаньях, где надо и где не надо, нахваливают губернатора. Хочется сказать: ребята, ведь нет никого посторонних, что же вы друг перед другом то? Вот что значит ласка: депутат - он ласку любит. Ругает только Сафонова. Видимо, она поставила крест на своей карьере и шумит в качестве дембельского аккорда, а может, как и Прохоров, работает за идею.
Проверкой на лояльность стало заявление Хлопонина о том, что курировать лесную отрасль будет мэр Канска Сергей Гуров. Пока у себя, а потом, в зависимости от того,сколько "накури-рует", и в крае. Даже странно, почему команда Лебедя не поставила заслон "воруйлесу"? Ведь целых сорок процентов лесной промышленности в теневой экономике. Один миллиард рублей в год проходит мимо казны.
Сообщение об успехе Гурова оппозиционные СМИ комментируют спокойно. Никто не вспомнил о том, что Гуров - "друг Вернера", что он также палил по воронам в деревне Комарове, никто не намекнул на канский коллектор и сорок миллионов рублей. Скука, тоска, где ТВК? А ведь еще несколько месяцев назад говорили, что Гуров отсылает Вернеру деньги в Берлин! Видимо, наличными в бандероли, замотанной скотчем, поскольку Берлин - это не Жмеринка.
Скорее всего, это затишье перед бурей. Копится компромат, люди набираются ума-разума. Некоторые депутаты отважились на освоение компьютеров. Годами у него в кабинете на столе стояла белая пластмассовая коробка, что это? Оказывается - полезная вещь. Как дети, депутаты дают восторженные интервью, пугая малограмотной речью. Они даже не понимают, что отсутствие элементарных знаний, доступных практически каждому старшекласснику, нужно скрывать. Что смешно слышать из уст законодателя "компьютера", вместо "компьютеры". Но ничего, важно то, что они осознали необходимость развития личности. Главное, чтобы после освоения Интернета у кого - нибудь не сорвало крышу. Это ведь как наркотик. Нужно ограничить потребление интернет-часов в неделю. Седина в бороду, бес в ребро.
Слава Богу, в столице края все спокойно. Пимашков старается убедить всех, что не уйдет с мэрского поста. Сочувствует жителям египетского Каира, где даже улицы не подметают. А скульпторы уже лепят маленькие триумфальные арки. Журналисты пишут, что в то время, когда людям приходится последнее отдавать за квартплату, арка, да еще триумфальная,- это кощунство, издевка. Как знать. Вот боевое знамя - кусок материи, а его берегут как святыню. То же самое и арка. Костьми ляжем, но построим. Помирать, так с музыкой!
"Мода на "обрезание".
("Московский комсомолец" - в Красноярске", 26.02.03)
В администрации края выбирают между "максимумом" и "минимумом" сокращений.
Похоже, в эволюции Красноярского края начался новый исторический период. Оптимизируют все и вся, в любых положениях. Коснется это, возможно, и чиновничьего аппарата. Как сообщили на на днях некоторые местные СМИ, начальник управления по строительству и местному самоуправлению Андрей Иванов скоро представит губернатору два варианта "оптимизации структуры исполнительной власти", каждый из которых способен совершить чуть ли не кадровую революцию. По словам пресс-секретаря краевой администрации Максима Гуревича, оптимизацией административной структуры новая команда исполнительной власти занимается с первых дней появления в "сером доме", и курирует ее первый замгубернатора Лев Кузнецов. Тем не менее, ни о какой революции нет и речи - решаются обычные рабочие вопросы.
Наиболее жесткий из двух вариантов "оптимизации" предполагает наличие в администрации только одного первого заместителя и четырех "обычных". По сведениям наблюдателей, чиновничья братия "морщится" от этого варианта, справедливо полагая, что возможности первого "заправилы" резко возрастут.
Другой вариант, более лояльный, сокращает число заместителей с 13 до семи, и не предусматривает множества ныне существующих отделов и комитетов. Именно второй схеме некоторые местные аналитики прогнозируют путевку в жизнь.
При этом наблюдатели отмечают, что реформа структуры исполнительной власти с официальным и комичным названием "оптимизация" весьма тенденциозно выглядит на фоне "оптимизирующихся" предприятий края. Уволенные рабочие угольных разрезов, заводчане Сосновоборска, дорожно-ремонтные строители, речники, а теперь, вероятно, и служащие администрации края, становятся жертвами модного процесса.
"Зачем рисковать бюджетом?".
("Красноярский рабочий", 26.02.03, Эрих Пырх)
Иван Ланчинский: "У Фурсы несколько больше государственности, чем у других сотрудников КУГИ, но скоро и он не будет переживать за государственные деньги, как за свои".
Несколько часов кряду в эмоциональной, но конструктивной атмосфере обсуждались три заключения Счетной палаты края на заседании постоянной комиссии Законодательного Собрания по экономической политике и собственности. Примечательно, что все проверки напрямую касались краевого комитета по управлению государственным имуществом. "На десерт" было предложено заключение относительно использования средств, полученных КУГИ из краевого бюджета и других источников в 2001-2002 годах.
Нецелевые расходы превысили 262 тысячи рублей, более 627 тысяч рублей из краевого бюджета использовано незаконно, а 161,5 миллиона казенных рублей - неэффективно. Таков "сухой остаток" проверки, проведенной Счетной палатой в октябре - декабре прошлого года. Эти цифры лишний раз доказывают, что не все ладно в ведомстве замгубернатора Андрея Фурсы. В по-следние годы работники вверенного ему комитета не успевают уворачиваться от критических стрел, которыми их щедро осыпают все, кому не лень. К примеру, многим депутатам Законодательного Собрания края не по душе неэффективное управление краевой собственностью, отсутствие четкой приватизационной политики, роль КУГИ в сомнительных сделках вроде передачи в траст акций Красноярской угольной компании. Сами комитетчики признают лишь некоторые свои ошибки, а ко многим огрехам относятся философски, мол, за всем не уследишь - вон сколько этого госимущества, да и охотников прибрать его к рукам хоть отбавляй.
КТО ГРЕЕТ РУКИ НА КАЗНЕ
Всего в КУГИ трудится 90 человек (если не считать сотрудников отдела земельных отношений). Работы у них и впрямь невпроворот. Комитет призван обеспечивать проведение государственной политики в области управления и распоряжения объектами краевой собственности и земельными ресурсами, регулировать оценочную деятельность на территории края, представлять интересы Красноярья при решении вопросов, касающихся несостоятельности (банкротства) госпредприятий и хозяйственных обществ с долей краевой собственности. И это еще не полный перечень стоящих перед ним задач.
Примечательно, что 1417 объектами федеральной собственности управляют и распоряжаются 40 работников КУГИ, а остальные 50 "опекают" всего 570 объектов краевой собственности. При этом расходы на содержание аппарата в части федеральных полномочий поделены между краевым и федеральным бюджетом в соотношении 65:35. В прошлом году, чтобы компенсировать разницу в оплате труда краевых и федеральных служащих, пришлось обеднить краевую казну на 3,6 миллиона рублей. Получилось, что в условиях дефицита краевого бюджета за его счет прилежно финансировали федеральную структуру. "А что делать?- сетует председатель КУГИ Андрей Фурса. - Мы не раз просили Москву о дополнительном финансировании "федералов", но неизменно получали категорический отказ".
Порой дополнительная нагрузка на бюджет ложилась и из-за неправильных или непродуманных действий самих комитетчиков. Например, в нарушение Закона "Об управлении государственной собственностью Красноярского края" в марте 2001 года было перечислено 260 тысяч рублей ООО "Норильская продовольственная корпорация". Этими деньгами КУГИ оплатил 26-процентную долю уставного капитала, дабы осуществить права и обязанности учредителя. Мало того, в краевом реестре государственного имущества доля края в уставном капитале означенного ООО почему-то не учтена. Впрочем, Фурса считает, что нарушением закона здесь и не пахнет - комитет лишь добросовестно исполнял постановление администрации края. К тому же, по его словам, долю края в уставном капитале ООО сейчас учли. Кстати, краевая прокуратура тоже была не согласна с этим соучредительством, но суд ее не поддержал.
По мнению Счетной палаты, хорошо погрело руки за счет краевого бюджета небезызвестное ЗАО "КАТЭК-инвест". Лишь в апреле прошлого года структура Сергея Генералова соблаговолила перечислить КУГИ приличную сумму по условиям "угольного" договора 2000 года. Выходит, краевой бюджет милостиво предоставил ЗАО беспроцентный кредит: как-никак в распоряжении этого общества больше двух лет находились казенные средства почти на 284 миллиона рублей, в том числе около 126 миллионов в виде денег. С учетом ставки рефинансирования, установленной Центробанком, за это время набежало бы 72,4 миллиона рублей процентов за пользование такой суммой. Однако председатель КУГИ с такой трактовкой в корне не согласен.
- Приобретая 25,6 процента акций Красноярской угольной компании у "КАТЭК-инвеста", мы осознавали, что акции появятся в собственности края в будущем,- заметил он. - Была даже предусмотрена рассрочка платежа до 2005 года. Никаких нарушений со стороны "КАТЭК-инвеста" нет - деньги в краевой бюджет были молниеносно возвращены после решения Железнодорожного суда Новосибирска о признании той сделки недействительной.
КРУГОВОРОТ ФИНАНСОВ В ПРИРОДЕ
Больше всего споров вы-звало приобретение в краевую собственность горно-шахтного оборудования для ОАО "Краснокаменское рудоуправление". Эта досто-славная эпопея началась 1 марта 2000 года, когда два губернатора, Аман Тулеев и Александр Лебедь, подписали межрегиональное соглашение о взаимном сотрудничестве по развитию железорудной базы металлургических комбинатов Кузбасса.
По мнению Счетной палаты, КУГИ не принимал должных мер по взысканию дебиторской задолженности. К 1 ноября 2002 года она достигла 184,6 миллиона рублей, что в 19 раз превышает сумму бюджетных расходов на содержание всего аппарата комитета.
В частности, в счет долга Украины перед Железногорским горно-химическим комбинатом предполагалось закупить оборудование для строящейся шахты "Одиночная" Краснокаменского рудоуправления. Это помогло бы увеличить производительность труда, снизить себестоимость добычи и обогащения железной руды, а также стабилизировать социальную обстановку в Курагинском районе.
Реализация проекта как-то сразу не заладилась. Еще в 2001 году Счетная палата отмечала, что представленное технико-экономическое обоснование не содержит полной информации о финансовом состоянии ОАО "Краснокаменское рудоуправление", и предлагала вернуть документ на доработку.
- Мы изначально были против этой сделки,- рассказывает председатель Счетной палаты края Иван Ланчинский, - и не только по этой причине. Не надо забывать, что деньги за хранение отработанного ядерного топлива должны идти на оздоровление тех, кто живет в зоне вредных воздействий ГХК. К тому же при оценке суммы контракта не были учтены ни таможенные пошлины, ни солидные транспортные расходы, ни затраты на монтаж оборудования.
И все же в законе "О краевом бюджете на 2001 год" появилась строка о выделении 219,1 миллиона рублей на закупку оборудования. Главное финуправление перечислило КУГИ 180 миллионов, и вот тут-то начались мытарства, которые длятся по сию пору.
Поставщик оборудования, ООО "Снабкомплект", получил денежки сполна в декабре 2001 года, пообещав, что выполнит свои обязательства в течение II-IV кварталов 2002 года. Однако к 1 января нынешнего года Краснокаменское рудоуправление получило оборудования лишь на 24 миллиона рублей (всего 13 процентов от перечисленной поставщику суммы). К тому же на момент проверки это оборудование не было включено в реестр госимущества, а потому дебиторская задолженность за ООО "Снабкомплект" по-прежнему числится в размере 180 миллионов рублей.
Вообще-то за подобную необязательность принято наказывать рублем. По неясным причинам КУГИ так и не решился занести карающий меч над "прописанной" в Калмыкии фирмой, которой по договору просрочка должна приносить убыток в виде пени. Заметим, что ежедневные 0,02 процента от суммы недопоставки к 1 февраля 2003 года вылились в солидную сумму - два с лишним миллиона рублей. И вот что удивительно: в 2001-м и 2002-м годах председатель профильной комиссии ЗС Всеволод Севастьянов получал оптимистичные письма, в частности от зампредседателя КУГИ Вячеслава Гудкова. Дескать, оборудование благополучно приобретено, а ООО "Снабкомплект" - образчик добросовестности.
Увы, данные проверки доказывают обратное. Такое впечатление, что краевая администрация намеренно вводила в заблуждение Законодательное Собрание. Вот еще один штришок: без объяснения причин своего поведения гендиректор "Снабкомплекта" в декабре прошлого года обратился в КУГИ с просьбой о продлении срока поставки оборудования до 31 июля 2003 года. Странно, но отказа он не встретил. Из всего этого Счетная палата вывела такую "мораль": заключение контрактов на выполнение заказов для государственных нужд края в форме стопроцентной предоплаты поставщику - это неизбежный риск для краевого бюджета. Судите сами: больше года в распоряжении коммерческой структуры находится около 156 миллионов бюджетных рублей. Краю от неэффективного использования этих денег выгоды никакой, а "Снабкомплект", думается, не в обиде.
По мнению главы Курагинского района Леонида Марченко, "здесь нет никакой аферы". Просто была допущена ошибка относительно сроков исполнения контракта - одного года оказалось явно недостаточно. Как потом пояснили специалисты, только на изготовление второй подъемной машины требуется полтора года. "Я благодарен Счетной палате за то, что она еще раз подняла эту проблему, но не согласен с тем, что бюджетные средства использовались неэффективно",- резюмировал Марченко.
Председательствующий Всеволод Севастьянов был менее снисходителен:
- Я бы не стал сразу отмахиваться от аферы. Почему мы имеем дело с фирмой, которая зарегистрирована в Калмыкии, то есть платит налоги в оффшорной зоне? Я считаю, что комитет допустил необоснованную бесконтрольность при расходовании бюджетных средств.
Тут Андрей Фурса сделал сильный ответный ход - дескать, о бюджетных деньгах и вовсе речи нет. С помощью наглядной схемы он продемонстрировал "круговорот финансов в природе": московское ЗАО "МТЭК" - ГХК - ГФУ - КУГИ - "Снабкомплект" - ЗАО "МТЭК". Такова схема движения злополучных 180 миллионов рублей.
- Мы нормально относимся к заключению Счетной палаты,-сказал Фурса.- Но она проверяла наше ведомство с одной стороны, по формальным признакам, не зная то, как зрела проблема, и не учитывая эту схему. К слову, после ее проверки в Краснокаменское рудоуправление выезжала специальная комиссия. Сейчас там оборудования на 72 миллиона рублей, подписаны счета-фактуры еще на 24 миллиона.
В любом случае очень сомнительно, что проект удастся реализовать даже в течение нынешнего года, а значит, повод для разбирательств есть - деньги-то "зависли".
СЕССИЯ РАССУДИТ
Одно из немногих нареканий, которое Фурса признал справедливым (тем более что аналогичные претензии вы-двинула Счетная палата РФ), касается распределения средств, поступающих от приватизации госсобственности. С 1 января 2002 года Федерация забирает себе все сто процентов средств от приватизации федерального имущества. А вот край не сделал аналогичного шага и продолжает себе в убыток перечислять в Москву часть средств от приватизации краевой собственности. Когда наконец будет принят закон края о приватизации? Когда будет законодательно утвержден порядок распределения средств, поступающих в краевой бюджет от продажи госимущества? Когда прекратится использование средств краевого бюджета и покупателей для организации и проведения приватизации имущества края? На эти вопросы председатель КУГИ ответить не смог.
Хотя по другим позициям он изложил ясные доводы, вот только депутатам трудно было воспринимать их на слух. Поэтому решили так: пусть Фурса представит свои объяснения письменно, чтобы можно было их не торопясь изучить. Вопрос о заключении Счетной палаты надо вынести на сессию, а пока следует создать согласительную комиссию, которая к тому времени обмозгует спорные моменты. Кроме того, депутаты намерены обратиться к губернатору с просьбой определить степень ответственности должностных лиц за ошибки в управлении госсобственностью.