Обзор СМИ Иркутской области за 19-28 октября

О наконец-то принятом решении о месте размещения особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа на Байкале в Иркутской области 26 октября сообщила "Областная газета". Как пишет издание в материале под заголовком "Большое Голоустное утвердили в Москве", именно этот поселок в Иркутском районе, а не поселок Листвянка (за которым стояла мэр населенного пункта, она же один из крупных предпринимателей Татьяна Казакова), оказался "победителем": "Поселок Большое Голоустное станет площадкой для создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа на Байкале. 23 октября министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина от имени правительства РФ подписала дополнительное соглашение с администрацией Иркутской области, в котором было изменено место расположения турзоны. Изначально ОЭЗ планировалось разместить в Крестовой пади поселка Листвянка. В тот же день была утверждена и площадка под ОЭЗ на территории Республики Бурятии - турзона расположится в Прибайкальском районе".

Как отмечает газета, дополнительное соглашение по определению точных границ особой зоны было подготовлено в ходе рабочей поездки в Иркутск начальника Управления по туристско-рекреационным зонам РосОЭЗ Дмитрия Федоткина и его заместителя Елены Омельченко. От региона документ подписали губернатор Александр Тишанин и глава Иркутского района Игорь Наумов. Последнее слово было за Минэкономразвития, которое оно и сказало 23 октября. По информации пресс-службы РосОЭЗ, площадь особой зоны туристско-рекреационного типа в Большом Голоустном составляет 1 590 га.

"В настоящее время областная администрация начала активную работу по вопросам инвентаризации, межевания и постановки на кадастровый учет земель Большого Голоустного, - прокомментировал заместитель главы администрации Иркутской области Константин Жаботинский. - В ближайшее время будет объявлен конкурс на проведение этих работ. А иркутский филиал ОАО "Особые экономические зоны", который был зарегистрирован 19 октября, в свою очередь займется подготовкой технического задания". Константин Жаботинский заявил, что до конца текущего года все перечисленные работы будут проведены. Кроме того, к этому времени должна быть подготовлена концепция развития турзоны в Большом Голоустном. Не исключено, что до конца года иркутский филиал ОАО "ОЭЗ" также объявит конкурс на разработку проекта планировки территории особой зоны и обосновывающих материалов.

25 октября издание "Коммерсант. Восток России" также обратилось к теме туризма. Издание обратило внимание на вопрос утилизации отходов в материале "Острову Ольхон открылись мусорные перспективы": "Федеральное агентство по экологии Германии и два университета, Иркутский государственный технический (ИрГТУ) и немецкий Дуисбург-Эссен, 24 октября представили предварительный вариант концепции по сбору и утилизации твердых бытовых отходов на Байкале. Ее разработка проходит в рамках сотрудничества администрации Иркутской области и министерства окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов Германии. Немецкий координатор проекта Ева Зелиц рассказала, что этим летом она с российскими коллегами исследовала самое посещаемое в Иркутской области место на Байкале - остров Ольхон. По расчетам специалистов, за время одного турсезона остров посещают 5 тыс. организованных туристов, которые размещаются на турбазах, еще примерно 6 тыс. человек едут на Ольхон "дикарями". При этом постоянное население острова составляет всего 1,5 тыс. человек. Аборигены и туристы вместе оставляют на острове более 500 тонн мусора в год".

По словам Евы Зелиц, специалисты провели анализ твердых бытовых отходов в поселках Хужир (самый большой на острове), Харанцы и изучили окрестности одной из турбаз. На основе полученных данных немецкие и российские специалисты установили, что наибольшую часть оставляемого туристами мусора составляют стекло, минералы и фарфор (38%), твердые пластмассы (8%), металлы (14%). Структуру отходов Ева Зелиц назвала уникальной: "Нигде мы встречали такого количества металлов в мусоре, а органических остатков, наоборот, очень мало".

Тем не менее, по данным немецких специалистов, до 60% найденных на Ольхоне бытовых отходов вполне можно перерабатывать, остальное - вывозить на специальный полигон. Как сообщил начальник отдела экологии и туризма Ольхонского района Сергей Белеев, такой полигон общей стоимостью 14 млн рублей будет построен к 2011 году в местности Имэл-Кутулик. Таким образом, как и сейчас, часть мусора с острова Ольхон будут спецмашинами вывозить через паром на материк.

По словам немецких специалистов, для переработки прежде всего подходят пластиковые бутылки, металлы и, возможно, стекло. Представитель ИрГТУ Аэлита Реуцкая пояснила, что предварительные экономические расчеты показали: мусор с Ольхона может приносить доход. За основу расчетов были взяты средние текущие цены на различные твердые бытовые отходы в регионе.

"Если сбором, покупкой мусора у населения и его дальнейшей переработкой будет заниматься одна компания, то ее ежегодная выручка от этой деятельности составит около 2,5 млн рублей. Если фирма станет работать с организованными туристами, то доход можно оценить в 1,3 млн рублей, с неорганизованными - в 1,7 млн рублей", - отмечает газета.

Директор компании-переработчика "Чистый город" Олег Качаев назвал идею переработки мусора интересной: "Однако, все необходимо детально просчитать. Если те же пластикаты нам будет продавать муниципалитет, то хотелось бы, чтобы он взял на себя расходы по доставке отходов в Иркутск". В свою очередь гендиректор ООО "Тевес" (занимается переработкой металлов и автошин) Сергей Спорышев пояснил, что его компания готова приезжать за отходами на остров в том случае, если они будут тщательно отсортированы. "Безусловно, важно решить и вопрос цены на бытовые отходы, чтобы нам их выгодно было покупать",- отметил он. Еще один собеседник пояснил, что пока рентабельной можно считать лишь переработку цветного металла, а об остальном говорить рано.

У авторов есть еще один год на доработку концепции - власти должны рассмотреть ее и утвердить следующей осенью. Представитель иркутской администрации пояснил, что документ в любом случае будет дорабатываться с учетом региональной нормативной базы.

О проблемах депутатов, которые не могут попасть в здание областной администрации, где также располагается Законодательное собрание Иркутской области рассказал еженедельник "СМ номер один". Статья под заголовком "Депутатов думы УОБАО не пускают в "серый дом" была опубликована 25 октября: "35-я сессия Законодательного собрания Иркутской области, прошедшая 24 октября, началась с заявления депутата Юрия Фалейчика, который пожаловался на невозможность проезда к зданию областной администрации. "Серый дом" (обиходное название здания администрации Иркутской области - ИА REGNUM) теперь отрезан от мира шлагбаумами. Свой личный транспорт чиновники, депутаты областного парламента и все остальные граждане вынуждены оставлять возле соседнего магазина. Юрий Фалейчик попал в особо любопытную ситуацию: он поставил свою машину возле дома власти, а когда закончил работу, увидел заграждения и не смог выехать с территории. По этому поводу депутат хотел побеседовать с управляющим делами администрации Иркутской области Николаем Бобрышевым, но тот его не принял".

Как отмечает газета, вопросы о том, почему чиновник не принял депутата и для чего появились шлагбаумы, вызвали у депутатского корпуса неподдельный интерес. "Представителям областной администрации, присутствовавшим на сессии, было дано поручение пригласить Николая Бобрышева на заседание. Чиновник должен был прибыть в Байкалбизнесцентр, где депутаты собираются на сессии, пока в помещениях Законодательного собрания, расположенных в "сером доме", идет ремонт. На все про все представителю обладминистрации было дано около двух часов, однако по истечении этого времени Николай Бобрышев на заседании не появился, чем вызвал еще большее негодование депутатов, - рассказывает издание. - Виктор Круглов, председатель ЗС, тут же вспомнил о том, что к нему уже дважды обращались депутаты думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО), которых не пускают в "серый дом". А депутат Гайдар Гайдаров сравнил здание обладминистрации с Пентагоном". "В здании работают депутаты, к ним же люди могут прийти!", - отметил Гайдар Гайдаров.

"Депутаты думы округа, также присутствовавшие на заседании, пошли еще дальше и предположили, что скоро возле "серого дома" выставят пулеметы. Представители УОБАО вспомнили и времена, когда любой председатель колхоза открывал двери дома власти чуть ли не левой ногой, и посетовали на то, что в период, когда идет процесс объединения области и округа, жители УОБАО лишены возможности попасть в здание обладминистрации (Иркутская область и УОБАО будут объединены в один субъект с 1 января 2008 года - ИА REGNUM). Депутаты ЗС поддержали коллег из округа и, обратившись к представителям исполнительной власти области, предложили им представить такую картину: приехали чиновники "серого дома" в Усть-Орду, а в здание окружной администрации их не пустили", - пишет издание.

"Так как Николай Бобрышев на заседание областного парламента не прибыл, на все реплики депутатов ЗС и думы округа пришлось отвечать Артему Кудашову, начальнику Главного правового управления губернатора. Он отметил, что инструкции по пропускному режиму были приняты уже давно и все службы с ними согласились, - продолжает газета. - Согласно инструкциям, возле здания администрации может останавливаться только служебный транспорт, а доступ в здание осуществляется по пропускам, или по звонку: любой человек, пришедший в администрацию, звонит тому лицу, к которому пришел, и его пропускают. Что касается депутатов думы округа, то Артем Кудашов согласился с предъявленными претензиями". "Это упущение, и мы его исправим", - пообещал начальник правового управления.

ОАО "Иркутскэнерго" выкупает угольные активы у ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК), которые расположены на территории Иркутской области. Такую информацию 23 октября распространило издание "Коммерсант. Восток России" со ссылкой на собственные источники. Статья была названа "Иркутскэнерго подсело на уголь": "СУЭК согласилась продать "Иркутскэнерго" компанию "Востсибуголь". Об этом сообщил источник в совете директоров энергетической компании. По его словам, переговоры о возможности выкупа иркутских активов СУЭКа начались в 2006 году и продолжались до сих пор. Источник предположил, что СУЭК согласилась продать угольные разрезы накануне создания СП с "Газпромом". Сумма сделки не разглашается".

Как продолжает издание, "Иркутскэнерго" давно проявляет интерес к угольным активам. В Красноярском крае у энергокомпании работает Ирбейский разрез мощностью 1,5 млн тонн угля в год. В феврале 2007 года "Иркутскэнерго" начало "вскрышу" на Головинском угольном месторождении в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Уже в 2007 году компания планирует добыть там 1 млн тонн угля. Источник газеты объясняет повышенный интерес компании к добыче угля стремлением обеспечить свою ресурсную базу, поскольку большинство теплоисточников в Иркутской области работает на твердом топливе. "С точки зрения СУЭК разрезы действительно нерентабельны, но для "Иркутскэнерго" вполне подходят", - уточнил собеседник издания. На вопрос, существует ли связь между стремлением компании нарастить сырьевую базу и решением Росимущества оценить госпакет "Иркутскэнерго" (40% акций "Иркутскэнерго" принадлежат государству - ИА REGNUM) для того, чтобы передать его в уставный капитал ГидроОГК, источник заметил, что окончательного решения пока не принято, поэтому проводить параллели не стоит. "Здесь, правда, не все до конца понятно: пока есть только решение оценить пакет, решение о его передаче не принято", - уточнил источник.

Аналитик Альфа-банка Александр Корнилов, комментируя приобретение "Иркутскэнерго", характеризует его как логичное: "Они - крупнейшие потребители угля в регионе. Понятно, что они стремятся хеджировать риски поставок топлива. Все это укладывается в стратегию компании". Он также предполагает, что рынок вряд ли отреагирует на сделку между "Иркутскэнерго" и СУЭК. "Рынок среагирует, если активы будут приобретены очень дорого. Если же они будут приобретены по справедливой цене, не думаю, что рынок отреагирует",- считает Александр Корнилов.

Елена Юшкова из ИК "Финам" подчеркивает: сейчас в электроэнергетике в целом намечается переход на угольные мощности. "Понятно, что будут расти цены на газ, но одновременно будут расти и цены на уголь. Угольные разрезы - выгодное приобретение, поскольку уголь в регионе достаточно дешевый. Таким образом, приобретение позволит "Иркутскэнерго" снизить себестоимость выработки энергии", - отметила Елена Юшкова. При этом, подчеркивает аналитик, "Финам" не рекомендует покупать акции "Иркутскэнерго". "Компания достаточно сильно выросла, потенциала для роста у нее нет", - считает Елена Юшкова.

Денис Горев из "Финама", специализирующийся на угольной промышленности, подчеркивает, что оценить, сколько стоит "Востсибуголь", сложно. Объем его добычи - 10,1 млн т в год, это одна восьмая от общей мощности СУЭК, однако из-за "мутной структуры" компании сказать, во сколько оцениваются иркутские активы, трудно, сказал он.

Наиболее привлекательным активом СУЭК в Иркутской области является Мугунтский разрез в Тулунском районе, в развитие добычи на котором в течение 2002-2005 годов компания инвестировала более 500 млн рублей. "Скорее всего, СУЭК предложили хорошую цену", - предположил Денис Горев. Он подчеркивает, что в начале года, когда СУЭК приступил к переоформлению дочерних предприятий, как вариант рассматривался сценарий продажи этих активов энергокомпаниям. "Но это было до объявления создания СП с "Газпромом"",- подчеркивает Денис Горев. Аналитик "Финама" предполагает: "Раз одну часть уже продают, может быть, это было одним из условий ФАС для одобрения сделки". Процедура создания СП "Газпрома" и СУЭК проходит в закрытом режиме, поэтому, по его словам, сложно сказать точно, связаны ли с этим процессом решения угольной компании о продаже иркутских активов.

О планах депутатов Законодательного собрания Иркутской области обязать жилищных застройщиков брать на себя еще и возведение социальной инфраструктуры, в том числе детских садов, 24 октября рассказала "Российская газета. Прибайкалье". Статья о том, как это может отразиться на конечной стоимости и без того недешевого жилья в Иркутске, названа "Детсадовы муки": "Депутаты ЗС Приангарья предлагают обязать застройщиков строить детские сады. Иркутяне опасаются, что это приведет к очередному повышению цен на жилье. Проблема нехватки мест в детских садах актуальна для всего Приангарья, но особенно - для его столицы. Сегодня в дошкольных учреждениях области не хватает 20 тыс. мест, 11 тыс. из них - в Иркутске. Чтобы решить проблему, депутаты Заксобрания предлагают обязать строительные компании возводить детские сады на застраиваемых площадках".

"Существующий градостроительный кодекс разрешает муниципальным и региональным властям включать в договор о застройке требования о развитии социальной инфраструктуры, - сообщил Максим Сурнин, председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Иркутской области. - Кроме того, мы не раз слышали, что строительство детских садов предусмотрено в плане, значит, проблема с дошкольными детскими учреждениями будет решена. Нам предоставляют бодрые отчеты о том, что выполнено 150% плана, а ситуация на рынке не меняется. Людям нужен результат, а не статистика. Им также неинтересны разговоры о том, что запланировано. Нужно, чтобы очередь из 11 тыс. детей сократилась до пяти или до двух тысяч. Именно для того, чтобы дело наконец продвинулось вперед, я предлагаю пойти по пути сотрудничества со строительными компаниями".

Как пишет газета, создание детских садов на территории новых жилых комплексов может осуществляться на деньги застройщика или муниципалитета: "В первом случае садик будет являться собственностью строительной компании, а значит, коммерческим проектом, который приносит прибыль. Если же строительство будет идти на средства городского бюджета, то дошкольное учреждение, соответственно, станет муниципальной собственностью. Отношение к этой инициативе среди иркутян пока неоднозначно".

"Обеспечить детей, живущих в Иркутске, местами в детских садах - это задача городских властей! Почему я должна платить за то, что мне должны предоставить бесплатно? - считает Наталья Горохова, иркутянка. - И так цены на жилье сумасшедшие, еще стоимость садика туда включат!"

По словам Максима Сурнина, подобная реакция вполне ожидаема. Однако, новый проект рассчитан на людей, которые в состоянии платить за социальную инфраструктуру. "Думаю, никто не будет спорить, что в Иркутске есть процент людей, которые могут платить за частный детский сад. Удовлетворив спрос этой категории горожан, мы освободим часть мест в муниципальных садиках. Таким образом, у людей, которые не могут платить за частный сад, появится возможность устроить малышей в муниципальный, - считает председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Иркутской области. - Кроме того, сегодня все понимают, что практика всевозможных сборов с родителей существует и в детских садах, и в школах. Кто-нибудь считал, в какие суммы складываются эти сборы? Если существует этот неконтролируемый поток денег, значит, должна быть цивилизованная, официальная форма организации и контроля, чтобы родитель мог спросить с того, кто эту услугу оказывает".

Однако, у большинства иркутян идея властей вызывает недоумение. "Мои дети уже ходят в школу, и проблема с устройством в детский сад для нас уже не актуальна, - говорит Галина Еремеева. - Поэтому я не понимаю, за что я должна переплачивать, приобретая квартиру в новом доме. За то, чтобы дети моих соседей могли ходить в садик?"

"Я не собираюсь в ближайшее время обзаводиться семьей, а вот стоимость квартиры для меня очень важна, - поддерживает разговор Иван Варенцов. - Даже 20 тыс. рублей имеют значение, потому что я беру кредит в банке. А в том, что квадратные метры подорожают с этим нововведением, у меня сомнений нет".