Обзор тульской прессы с 16 по 19 октября

Власть и политика

Корреспондент еженедельника "Слобода" (№42 от 17.10.07) Сергей Бирюк решил выяснить, какие автомобили предпочитают тульские руководители. А начал он с того, что высокопоставленные служащие из "белого дома" предпочитают отечественным "Волгам" шикарные дорогие иномарки. Итак, по версии Бирюка, Вячеслав Дмитриевич Дудка, губернатор Тульской области, ездит на служебном Lexus LS 460L - самом шикарном из автомобилей тульских чиновников. Как ни странно, он предпочитает передвигаться по городу без мигалки, однако очень редко выезжает без машины сопровождения ГАИ. Говорят, губернатор в основном сидит на заднем сидении вместе с одним из своих телохранителей, переднее же пассажирское место занимает второй телохранитель. Lexus LS 460L - авто представительского класса, на котором губернатор ездит в основном в пределах города или ближайшего пригорода. Для более дальних поездок тульского губернатора администрация приобрела джип той же марки - Lexus 480. Сам губернатор автомобиль водит, но довольно редко - зачем ему это, если есть служебный? А на отдыхе Вячеслав Дудка предпочитает посидеть за рулем квадроцикла или снегохода.

Владимир Сергеевич Могильников, глава города Тулы и председатель Тульской гордумы, после избрания на этот пост пересел со скромного седана Volvo S80, доставшегося ему от экс-мэра Казакова, на мощный внедорожник Toyota Land Cruiser 100 VX. Владимиру Сергеевичу мигалка на авто по статусу не положена - спецсигналы могут "цеплять" на крышу только водители губернатора или спикера областной Думы. Хотя довольно часто джип, очень похожий на мэрский, но с мигалками, можно увидеть рядом с "белым домом". Примечательно, что сам Владимир Могильников за рулем машины никогда не сидел, и собственного авто у него нет. Так что цветочная и фонтанная тема для главы города гораздо более близка, чем автомобильная.

Альберт Викторович Уколов, глава администрации города Тула, ездит на работу и по городу на весьма скромном служебном автомобиле марки Hyundai Sonata GLS V6. Есть у Альберта Викторовича и личное авто - Nissan Pathfinder, на котором личный водитель возит его супругу, сына и других членов семьи. Однако настоящую страсть глава администрации питает к чопперерам и спортбайкам: он - обладатель двух мотоциклов марки Yamaha и одного BMW. Олег Владимирович Татаринов, народный избранник и председатель Тульской областной думы, ездит на заседания на служебном автомобиле марки Volkswagen Phaeton. Ездит спикер, в основном, на заднем сиденье, а иногда водитель устанавливает на крышу авто мигалку (спикер имеет на это право). Правда, на дороге авто Олега Владимировича ведет себя скромно - спикер ездит без кортежа, так же стоит в пробках, как и все туляки... Огласил автор статьи и стоимость автомобилей первых лиц. Самый дорогой, как и положено, у губернатора: его служебный Lexus LS 460L, по версии "Слободы", "тянет" на 120 000 у.е.

Экономика

II Тульский экономический форум, безусловно, был в центре внимания региональных изданий на минувшей неделе. Но, если большинство газет отписались об этом событии традиционно комплиментарно, то "Тульский молодой коммунар" и "Тульская правда" внесли долю критики. "Подписанные бумаги и незамеченные "овраги" - под этим заголовком журналист "Молодого коммунара" (№135 от 17.10.07) Александр Савенков, перечисляя и анализируя результаты форума, добавляет, что "даже беглый их анализ рождает весьма неприятные вопросы, которые в эйфории подписания многомиллиардных соглашений даже и не возникали". Касаясь жилищного строительства, автор замечает, что сегодня, при нашем строительстве в 240-300 тысяч "квадратов" ежегодно, до 25% новых квартир месяцами стоят пустыми. Их никто не покупает. Дорого. Можно, конечно, порассуждать о наших будущих огромных заработках. Кое-кто недавно обещал через пару лет зарплату в 25 тысяч рублей на человека, а пенсии - в 9 тысяч. Но, во-первых, этих сумм все равно мало (чтобы осилить ипотечный кредит, уже сегодня нужно зарабатывать не менее 50 тысяч целковых в месяц). Во-вторых, можно представить, во что превратятся эти тысячи при высокой инфляции. Из этого журналист делает вывод, что новое жилье будет строиться не для туляков, а для москвичей, которым уже сегодня наш город видится, как "южная окраина" столицы. Касаясь еще одной проблемы - демографической - автор материала напоминает, что доля смертности всегда жестко "привязана" к общему количеству жителей. Если даже допустить, что к 2028 году туляки перестанут глушить алкоголь и поголовно займутся оздоровлением, их, согласно указанному выше уровню смертности, будет не более 500-550 тысяч человек. Вместо нынешних 1,6 миллиона. Из них трудиться смогут 250 тысяч (сейчас - 760 тысяч). Подавляющее большинство - в сфере сервиса (таковы общемировые тенденции). Вопрос: а кто на новых заводах, которые нам построят в ходе реализации грандиозных инвестиционных проектов, работать будет? Даже самые "малолюдные" технологии требуют присутствия человека. Причем желательно - с высшим образованием. И не со специальностью юриста, экономиста или дизайнера, а инженера. Только откуда им взяться? В 1992 году в Тульской области в средних школах обучалось 350 тысяч детей. Сегодня - 120 тысяч. В 2020 году - по самым приятным расчетам - их останется 25 тысяч. Меньше, чем сейчас педагогов. "Да, будущее региона радужно. Но не столь ослепительно, как хотелось бы..." - резюмирует автор.

Еще жестче прозвучала оценка форума в "Тульской правде" (№41 от 18.10.07). Ее журналист Александр Анисимов под заголовком "Много шума, а для чего?" пишет, что губернаторский доклад на форуме в отдельных местах напоминал что-то среднее между хрущевским коммунизмом к 1980 году и горбачевской отдельной квартирой каждой советской семье к 2000-му. А близость к Москве, которую на форуме называли тульским "конкурентным преимуществом", автор рассматривает с противоположной точки зрения: столица уводит лучшие кадры. Он также критикует областную власть за превращение таких мероприятий в помпезные шоу "с приглашением скоморохов, "свадебных генералов" и послов экзотических стран". Журналист также пишет, что "не иначе как фантастическими можно расценивать перспективы инвестиционного участия в нашей экономике африканских стран, чьи послы лихо отплясывали в Ясной Поляне под величальные напевы и переливы русской гармошки". При этом он сравнивает инвестиционную политику двух губернаторов - действующего и бывшего. Василий Стародубцев, по мнению Анисимова, вел "спокойную, незримую широкой публике, работу по поиску инвесторов для тульской экономики". В статье также упоминаются крупные инвесторы, пришедшие в область в бытность Стародубцева губернатором области: "Каргилл", "Кнауф", "Проктэр энд Гэмбл", "Татнефть", "Балтика". "Только это делалось без пропагандистской шумихи, самолюбования и ненужной суеты", - подчеркивает журналист. Подводя черту под своими размышлениями, автор "Тульской правды" предлагает высоким областным чиновникам как-нибудь выехать в глубинку и спросить сельскую старушку или бывшего шахтера, как они почувствовали на себе результаты двух Тульских экономических форумов. "Думается, их ответы пришлось бы высекать на камне, ибо бумага таких выражений не стерпит...", - заканчивает свой материал журналист.

"Новотульский металлург" (№№173 и 174 от 17 и 18.10.07) приводит некоторые цифры с совещания о ценовой политике в регионе. Так, с июня цена на молочную продукцию, растительное масло, говядину, колбасные изделия, рыбу, крупы поднималась сначала медленно, а к октябрю сделала рывок. Колбаса подорожала на 8-15%, масло животное и растительное - более чем в два раза, сметана - чуть более 40%, творог 30,6%, сыры твердых сортов - 71,1%, молоко - 46, 7, крупы (в отдельных случаях) - на 50%. На 1 октября закупочная цена молока как в Тульской области, так и в соседних регионах значительно возросла и достигла 12,5 рубля за килограмм без учета НДС, то есть за последние два месяца рост составил 4-5 рублей. Дефицит сырья связан с сокращением объема производства молока сельхозпредприятиями и ростом цен (в два раза) на сухое обезжиренное молоко на мировом рынке. Теперь оно стоит 125-130 рублей килограмм. Все это не дает предприятиям возможности обеспечить себя запасами сырья на определенный период времени. К тому же все сложнее становится покупать молоко в соседних регионах - не только из-за высоких цен, но и из-за проводимой там политики. 60% от отпускной стоимости молочных продуктов с предприятия составляет сырье. В заводскую надбавку в 5,3 рубля входят доставка, упаковка, топливо, амортизация оборудования, зарплата работников и тому подобное. 95% своей продукции завод реализует в нашем регионе. В связи с ростом цен увеличились... потери рынка и сократилась прибыль. Уменьшение роста цен - в развитии сельского хозяйства, считают представители молокозаводов. Дошла очередь выступить и переработчикам мяса. Они сетовали, что только четверть производимого в области скота поступает на мясокомбинаты. Остальная продукция покидает пределы области. Так, хозяйство "Лазаревское", 70% своего скота вывозит из области.