Обзор СМИ Иркутской области за 8 - 14 октября

О главной интриге грядущих выборов в Государственную думу РФ 10 октября рассказала "Независимая газета". Вопрос о том, уйдет или нет в нижнюю палату российского парламента мэр Иркутска Владимир Якубовский, рассмотрен в статье под заголовком "Иркутскому мэру ищут замену": "Мэр Иркутска Владимир Якубовский может досрочно сложить свои полномочия. Как и десятки его коллег из краевых и областных центров, градоначальник попал в тройку регионального списка "Единой России" по выборам депутатов Госдумы РФ. В этом списке он следует за губернатором Иркутской области Александром Тишаниным и первым заместителем председателя бюджетного комитета Госдумы Виталием Шубой".

Как пишет издание, немалая часть местных политиков, например, полагает, что Иркутск устал от нынешнего градоначальника: "Усталость эта выразилась в унижающем репутацию уровне доверия: на выборах градоначальника в 2005 году за Якубовского проголосовало лишь около 27% иркутян, принявших участие в голосовании, явка при этом не превысила 30%. У Владимира Якубовского, утверждают его оппоненты, не получилось успешно заниматься ни политикой, ни городом. Не случайно ситуацию в областном центре Прибайкалья достаточно нелестными словами оценил Владимир Путин, посоветовав очистить и отмыть город. В этих условиях, по мнению экспертов, обретение депутатского мандата для иркутского мэра - не самое плохое окончание чиновничьей карьеры".

Кроме того, как считает местный политолог Тимур Дугаржапов, сейчас по всей стране идет последовательная замена градоначальников: "И в этом смысле появление в списке, причем на проходных местах, мэров-старожилов выглядит вполне логично. Обновление муниципальной власти просто необходимо". По словам же другого иркутского эксперта Юрия Пронина, "за Владимиром Якубовским - определенные и достаточно влиятельные воротилы региональной политики, которые вовсе не заинтересованы в смене власти в Иркутске": "Тем не менее, бывают предложения, от которых трудно отказаться".

Об очередной попытке призвать депутатов Законодательного собрания (ЗС) Иркутской области к порядку 10 октября рассказало издание "Российская газета. Прибайкалье". Статья озаглавлена "Депутатов призвали к порядку". "В региональном парламенте вновь заговорили о дисциплине. Тема не нова - некоторые народные избранники пропускают заседания без уважительных причин. Однако на этот раз к прогульщикам решено "принять меры". Спикер областного парламента Виктор Круглов поручил подготовить официальные письма в адрес депутатов ЗС, которые не присутствуют на сессиях, а также пообещал, что доведет до сведения избирателей информацию о злостных нарушителях дисциплины", - пишет издание.

"Депутатам-прогульщикам пора определиться и принять какое-то решение", - заявил Круглов. - Или они участвуют в работе парламента, или занимаются какими-то другими делами. Если на сессии отсутствует почти треть депутатского корпуса, какой смысл в слушаниях?" Спикер напомнил депутатам, что они являются представителями жителей области и потому обязаны принимать участие в обсуждении вопросов, которые выносятся на сессии парламента. "Бывают вопросы очень сложные, очень жесткие, - отметил Виктор Круглов. - И при их рассмотрении должны быть учтены все мнения, выслушаны все оценки. А если депутата на заседании нет, значит, интересы людей, которые делегировали ему полномочия, могут быть ущемлены".

Для решения вопроса по дисциплине, по мнению спикера, необходимо привлечь комиссию по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями. По предварительным данным, 24 октября на сессии Законодательного собрания Иркутской области будут присутствовать 34 депутата. Под вопросом присутствие Юрия Селезнева, Гавриила Франтенко, Виктора Белоусова, Сергея Белокобыльского, Александра Бондаренко, Игоря Хафизова.

С критикой в отношении местных властей выступает и "Российская газета. Приангарье". Статья под заголовком "Авария - дочь ремонта" была опубликована 13 октября: "Каждое лето столица Приангарья превращается в огромную стройплощадку, ее жители уже привыкли. Но в нынешнем году городские власти превзошли самих себя. Несмотря на то, что столбик термометра все чаще опускается ниже нуля, а местами снег не тает даже днем, мэрия планирует продолжать ремонтные работы до ноября. Ямы, канавы, перекрытое движение и постоянные заторы на главных улицах - так уже несколько месяцев выглядит столица Приангарья. Традиционный летний ремонт иркутских дорог, судя по всему, затянется до зимы. Этот факт не может не вызвать недовольства у горожан".

"Это просто ужас какой-то! Такого количества пробок на моей памяти еще не было. Понятно, что транспортную схему города необходимо модернизировать, и переходы нужны, и улицы надо расширять. Но ведь можно сделать это более продуманно! На Политехе (на улице Лермонтова около Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) - ИА REGNUM) - пробки, на Байкальской - пробки, Трактовая разрыта. Недавно ехал по Пискунова вечером, попал в яму, которую недавно закопали, а потом опять зачем-то разрыли, - замял диск. И это, можно сказать, еще повезло! - говорит Андрей Бронник, водитель такси. - Я за один рабочий день встречаю по городу по десять аварий. Большинство из них, опять же, происходит в пробках!"

"Можно, конечно, обвинять во всем неумелых водителей. Однако статистика аварийности говорит сама за себя. Инспекторы ГИБДД о причинах рассуждать не берутся, а ищут альтернативные способы исправления ситуации. Такие как обращение к высшим силам, например, - говорится в статье. - Несколько дней назад православные священники освятили наиболее опасные участки на дорогах Иркутска".

"Инспекторов у нас мало, мы не можем поставить человека на каждом аварийном участке, поэтому хотя бы такими средствами пытаемся снизить аварийность, - поясняет Елена Наумова, старший инспектор пресс-службы ГИБДД УВД по Иркутску. - Мы ищем любые способы, чтобы бороться с ДТП на наших дорогах. Ведь такой всплеск аварийности с начала года практически не поддается контролю".

По мнению представителей духовенства, причина увеличения количества дорожно-транспортных происшествий - в безответственности иркутян. "Покажи мне, как ты ездишь, и я скажу, кто ты, какой ты человек. Много сейчас нервных. Если ты садишься в машину с проблемами своими, не оставляешь их за дверью, они у тебя увеличатся через несколько метров очень серьезно, - говорит отец Александр. - Украшенные искусственными цветами столбы на наших дорогах и памятники по краям обочин говорят о том, что нам не хватает ответственности".

Однако, как пишет издание, у городской администрации особый взгляд на ситуацию: "За качество работ ответственность несет подрядчик. Потому появившуюся посреди дороги дыру он обязан устранить за свой счет. Городской бюджет не в накладе, а вот о неудобствах, которые терпят водители и пешеходы, речи не идет. Да и к тому, что на городские окопы вот-вот лягут шапки снега, муниципалитет тоже относится весьма оптимистично".

"Сейчас температура плюс пять. Если будет держаться, то мы продолжим работы до конца ноября. Постараемся закончить то, что наметили в этом году", - говорит Валерий Алещев, начальник дорожно-мостовой службы Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска.

"Мэр города Владимир Якубовский поставил перед подрядчиками задачу закончить ремонтные работы до 15 октября. Однако, из семи развороченных иркутских трасс лишь три будут приведены в порядок к указанному сроку... А значит, иркутянам еще долго предстоит любоваться на раскопанные тротуары и занесенные снегом ямы. Весной же начнется новый строительный сезон, - отмечает издание. - За восемь месяцев нынешнего года в Иркутске зарегистрировано 13 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали почти тысяча человек. Согласно данным ГИБДД, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество аварий увеличилось на 44%".

Об общероссийском тенденции удорожания продуктов питания в преломлении ситуации в Иркутской области 11 октября рассказал еженедельник "СМ номер один". Материал под заголовком "Хлеб подорожает уже через две недели" был опубликован 11 октября. Издание пишет: "Стабилизация цен на хлеб, достигнутая в конце августа совместными усилиями департамента агропромышленного комплекса (Иркутской области - ИА REGNUM) и крупнейших хлебопекарных предприятий области, оказалась лишь временным затишьем на хлебном рынке региона. Несмотря на оптимистичные заявления руководителей агропрома, озвученные некоторыми СМИ, ситуация такова, что уже в ближайшее время цены на хлеб придется поднимать. Насколько это удорожание будет существенным, зависит от ряда обстоятельств".

"Нынешним летом цены на хлеб существенно возросли. Это стало результатом неуклонного повышения стоимости зерна и муки. Причем о неблагоприятной ситуации на хлебном рынке страны вообще и нашего региона в частности было известно еще в феврале, - продолжает автор. - Сергей Каракич, генеральный директор ЗАО "Иркутский хлебозавод" предупреждал о неизбежности роста цен, однако его предупреждения остались без внимания со стороны руководства областного агропрома. Гром грянул, когда цены на хлеб действительно поднялись. Ситуацию неоднократно разбирали на уровне губернатора Приангарья, пока, наконец, не было принято решение о выделении крупнейшим хлебопроизводителям зерна из стабилизационного фонда Иркутской области. Результатом этих мер стало снижение цен на хлеб первого и второго сортов ЗАО "Иркутский хлебозавод" на 0,5 рубля и выпуск специального хлеба под брендом "Социальный" ЗАО "Каравай".

"В результате отпускная цена Иркутского хлебозавода на хлеб I и II сортов едва превысила 10 рублей за булку весом 560-590 гр. составила 17,22 рубля за кг; отпускная цена "Социального" весом 400 гр. составила 8 рублей, что составляет 20 рублей за кг. Историческое соглашение о предоставлении зерна из регионального стабфонда между Департаментом агропромышленного комплекса Иркутской области и хлебозаводами было подписано 27 августа. Его заключили на два месяца. Соответственно, 27 октября срок соглашения истекает, - говорится в статье. - Изменится ли цена на основные сорта хлеба, можно только предполагать. Однако те данные о ситуации на российском хлебном рынке, которыми мы располагаем, заставляют предположить, что цена повысится. Вопрос только в том, насколько существенным будет это повышение. На данный момент хлеб I и II сортов Иркутского хлебозавода и социальный хлеб "Каравая" делают из муки, взятой из стабфонда по цене, слегка превышающей 4 тысячи рублей за тонну. С учетом доставки мука обходится хлебопекам порядка 4,8 тыс. рублей за тонну. Не так давно областная администрация выделила 54 млн рублей на закупку 10 тыс. тонн зерна для пополнения похудевшего стабфонда. Соответственно, даже в стабфонде тонна будет стоить уже 5,4 тыс. рублей. Это дороже, чем прежде. Однако это зерно использовать для производства хлеба не получится: стабилизационный фонд служит для поддержания работы хлебозаводов в период отсутствия сырья на рынке. Как правило, это конец весны - начало лета. Сейчас зерно на рынке есть, и урожай везде по России, в общем-то, неплохой. Однако крупные сельхозпроизводители подняли цены до 6 тыс. за тонну. Причин этому несколько: от личного желания самих производителей, научившихся считать деньги, до неурожая зерновых в некоторых азиатских странах, вынужденных массово скупать зерно, в том числе и в России".

Как предполагает газета, все это позволяет предположить, что цены на хлеб возрастут, едва дверцы стабфонда захлопнутся 27 октября. Как сообщили газете на Иркутском хлебозаводе, самый массовый хлеб I и II сортов Иркутского хлебозавода (за время действия соглашения было изготовлено более 3,5 млн. "льготных" булок) поднимется как минимум до уровня "Социального", а скорее всего еще выше. Представители ЗАО "Каравай", в свою очередь, через средства массовой информации пообещали оставить цены на "Социальный" без изменений до конца года. Однако, стоит заметить, что это произойдет только в том случае, если производителям удастся приобрести зерно по ценам, сопоставимым с нынешними.

Тему продолжает "Комсомольская правда. Иркутск". 9 октября газета опубликовала материал "На рынках подорожали все продукты сразу": "В Иркутске за месяц резко выросли в цене все овощи и фрукты, молоко и растительное масло. С сотней в магазин теперь можно даже не заходить. Иркутяне - в растерянности. Откуда такой рост? А все из-за поддержки отечественного сельхозпроизводителя. Пока мы его поддерживали, тот начал гнать товар в Европу".

"Например, пошлины на яблоки повысили, чтобы стало выгоднее торговать местными фруктами, - говорит пресс-секретарь Иркутской таможни Татьяна Красавина. - Но фрукты с юга России к нам почти не возят. В итоге, покупаем все равно импортные, но уже дороже. В том числе потому, что на 10% выросли цены в Китае".

"То же - с яйцами. Они теперь только от местных производителей, дорогие. А дешевые - из Западной Сибири - в Иркутске теперь не найдешь. Их везут в Подмосковье, на юг России. Там птичий грипп уничтожил всех кур", - объясняет аналитик этого рынка Дмитрий Коробов.

"Молоко дорогое? Его гонят на экспорт. Там есть спрос", - пишет издание. "Молоко мы закупаем у жителей по 7 рублей за литр, - поясняет руководитель молочного направления компании "Белая гавань" Наталья Бунькова. - И продаем горожанам по 17 рублей".

Как продолжает газета, растительное масло также подорожало. "В этом году на юге очень жарко, урожай плохой, - говорит руководитель крупной оптовой компании Иркутска Юрий Фомин. - Вот цены на растительное масло и растут. Уже и по 60 рублей за литр - недорогое. Производители говорят, в октябре сливочное масло может подорожать до 400 рублей за кг. Одним словом, нам назвали кучу причин, почему резко поднялись в цене продукты. И только об инфляции почему-то никто не говорит..."