Нам не нужно друг друга бояться: интервью епископа Бронницкого Амвросия
Судьба объектов культурного наследия, передаваемых в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной церкви, - икон, храмов и целых монастырских комплексов, как случайно уцелевших в годы советской власти, так и сохраненных благодаря усилиям реставраторов и музейных работников, является одной из самых болезненных тем, неизменно волнующих культурную общественность России. ИА REGNUM не раз обращалось к этой теме. В разное время свое мнение о проблемах, возникающих при передаче, и о возможных путях их решения высказали представители профессионального сообщества - искусствовед, реставратор Савва Ямщиков и заведующий Отделом монументальной живописи Государственного Научно-исследовательского института реставрации Константин Маслов. Тему "музеи и Церковь" затронул в своем в интервью ИА REGNUM и заместитель министра культуры и массовых коммуникаций России Андрей Бусыгин. Об опыте Церкви в обращении с культурным наследием и о той роли, которую Церковь и государство могут и должны играть в деле сохранения национального достояния в беседе с корреспондентом ИА REGNUM рассказал епископ Бронницкий Амвросий, викарий Московской епархии, настоятель московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
REGNUM: Владыка, вы являетесь настоятелем храма, в котором соединилось сразу много видов культурного наследия - это и памятник архитектуры XVIII - XIX веков, и уникальные росписи и мозаики, выполненные по эскизам Виктора Васнецова. А недавно в ризнице храма был обнаружен уникальный запрестольный образ кисти того же художника...
И это еще не все. Когда мы занялись реставрацией главного алтаря, под тремя-пятью слоями записи неожиданно открылся райский орнамент. Это были ранее не известные росписи Васнецова.
Когда я пришел в этот храм, я знал, что его расписывал Васнецов и художники его мастерской, но, взглянув на тогдашние росписи в алтаре, я, даже не имея специального образования, понял, что кисти Васнецова они принадлежать никак не могли. Дело в том, что в 50-е годы, подлинные васнецовские росписи в алтаре были записаны. В то время в храмах все диктовали даже не священники, а старосты, которые ставились с ведома советских властей. В нашем храме старосты тоже командовали всем и не позволяли священнослужителям проводить не только реставрационные, но даже простые ремонтные работы. В результате храм ветшал, а его красота искажалась.
Когда мы увидели подлинные росписи в алтаре, то были поражены свежестью и яркостью красок. Видя такую красоту, у меня появилось желание это восстановить, каких бы средств и усилий это не потребовало. Вот уже больше года я не могу совершать богослужение в главном алтаре, где идет реставрация, но я надеюсь, что к Рождеству Христову реставрация закончится, и алтарь предстанет во всей красоте. А пока мы уже приняли решение для сбережения росписей и икон использовать в нашем храме только восковые свечи, которые не дают такой копоти как парафиновые.
REGNUM: В последние годы Церкви передается все больше храмов и монастырей, в том числе и такие, которые подобно вашему храму являются местом сосредоточения культурных ценностей. Всякое изменение собственника в таком случае вызывает тревогу, и не удивительно, что такие объекты оказываются под пристальным вниманием общественности. Что вы как представитель Церкви можете сказать в ответ на высказываемые опасения?
Мое глубокое убеждение, что Церкви нужно передавать все то, что у нее было незаконно отобрано. Так было в Германии, где нацисты обобрали много епископских резиденций, изъяли у Церкви библиотеки и многие уникальные ценности. Но после
Буквально на днях наши прихожане принесли мне икону Георгия Победоносца, которую они где-то нашли. Этот образ подвергся целенаправленному надругательству - выколоты глаза, выскоблена вся глава святого. Уже не первый раз нам приносят иконы и просят: "Пожалуйста, отреставрируйте!" То есть люди, даже околоцерковные или неверующие, чувствуют, куда это нужно нести, потому что икона - это то, что принадлежат Церкви. У нас много таких вещей, и мы их действительно реставрируем.
REGNUM: Как вы нашли тех художников-реставраторов, которые сейчас работают в вашем храме?
Мы взаимодействуем и дружим с сотрудниками и Москомнаследия, и Росохранкультуры. Государственные структуры рекомендуют нам специалистов, которые могут проводить реставрационные работы на высоком уровне. А мы, со своей стороны, определяем свою волю, направленную на то, чтобы сохранить и воссоздать наследие, находящееся в нашем храме, и, поскольку нам нужны специалисты, обращаемся к ним и ищем деньги, чтобы оплатить их работу.
И здесь я хочу выразить огромную обеспокоенность тем, что реставраторы такого уровня у нас сейчас преимущественно пенсионного и предпенсионного возраста. К сожалению, в этой профессии не происходит преемства. Это очень тревожный и серьезный факт. Данный вопрос, я считаю необходимо поднимать на самом высоком уровне. Реставрационная работа - это не просто работа, это служение. Служение и искусству, и Церкви. Реставраторы, как и библиотекари и учителя, - это люди, которые преданы своей идее. Но таких людей становится все меньше. Молодые люди, к сожалению, хотят заработать побыстрее и при минимуме усилий, а реставраторы так зарабатывать не могут. Их работа - кропотливая и долгая. Глядя, как работают наши реставраторы, я иногда сам поражаюсь тому, как у них хватает терпения. Но уйдут нынешние реставраторы - кто тогда останется?
Сейчас реставрационная отрасль находится в печальном состоянии, и сегодня необходимо всем вместе - и Церкви, и государству - сделать что-то для того, чтобы воспитать новое поколение таких специалистов, которое стало бы приемником предыдущего.
REGNUM: Возможно, было бы полезно, чтобы Церковь и сама воспитывала специалистов с квалификацией реставраторов, которые могли бы занимать должности ризничих в тех храмах, где присутствует особо ценное культурное наследие и где надо профессионально наблюдать, например, за температурно-влажностным режимом?
Да, я совершенно с этим согласен. Я думаю, назрела необходимость иметь в штате прихода специального человека, который отвечал бы за состояние тех культурных ценностей, которые есть в этом приходе.
У нас сейчас существуют иконописные школы, которые дают необходимые знания, но, на мой взгляд, в этом отношении недостаточно выработан механизм сотрудничества между Церковью и государством и, в частности, между иконописными школами и реставрационными мастерскими, которые могли бы помогать в их работе и выдавать выпускникам квалификационные свидетельства. Кому как не выпускникам иконописных школ мы можем доверить наши храмы? Они по вере своей будут очень трепетно относиться к сохранению того, что им доверено.
Конечно, в тех храмах, где существуют такие шедевры как у нас, необходимо, чтобы все духовенство обращалось с ними очень бережно. Впрочем, это естественно, так как духовенство должно бережно обращаться с любой святыней. Если где-то происходит по-другому, я думаю, это следствие скорее невежества, чем какого-то умысла.
Я снова возвращаюсь к своей мысли о том, что мы должны объединять наши усилия. Только так - с двумя крыльями - полетит эта птица. В XX веке у Церкви были отобраны очень многие функции. Церковь пытались отучить и от социальной работы, и от миссионерской деятельности, и от заботы о сохранении храмов, и от многих других составляющих ее служения. А сколько разрушенных, поруганных святынь Церковь получила в 90-е годы!.. Сегодня эти святыни восстановлены, и скорость этого восстановления в десятки, а может быть, и в сотни раз больше, чем скорость восстановления тех памятников, которые остаются в ведении государства.
REGNUM: К сожалению, у этого явления есть и отрицательная сторона. Когда настоятель приходит на руины, у него возникает желание как можно скорее восстановить храм, чтобы начать там полноценное богослужение; но реставрационные технологии - медленные. В таких ситуациях иногда происходит разрушение подлинных элементов - сносятся подлинные стены, сбиваются или записываются сохранившиеся фрагменты подлинных росписей... Такие случаи шокируют не только реставраторов, но и всю культурную общественность и заставляют страшиться передачи культурного наследия в руки Церкви.
Чтобы такого не происходило, нужно продумать механизмы взаимодействия между Церковью и государственными структурами, которые контролируют реставрационные работы, для того, чтобы эти работы могли проводиться быстрее. Сейчас, к сожалению, многие храмы вынуждены годами ждать оформления всех необходимых документов и разрешений. Но общины же не могут ждать годами!
И все же, если взвесить потери и приобретения, то потери, на мой взгляд, окажутся куда меньше, чем то, что мы приобретаем, восстанавливая храмы. Конечно, о потерях стоит сожалеть, но то, что приобретает при этом не только Церковь, но и наш народ и государство, невозможно переоценить. Храм - это не просто стены, это, прежде всего, то место, где народ воспитывается нравственно, где происходит социализация людей и врачуются многие социальные болезни, которыми страдает наше общество.
REGNUM: Ваш храм необычен: и настоятель здесь епископ, и штат большой, и положение центральное, и памятники искусства, находящиеся в нем, известные. Видимо, для вас не составляет большого труда привлечь как квалифицированных специалистов, так и средства на реставрацию?
Специалистов, слава Богу, мы привлекли, а что касается средств, то до сего дня мы ни одной копеечки не получили от государства. Сейчас, благодаря председателю комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорю Олеговичу Елевференко мы надеемся получить помощь от правительства Москвы. Наш храм действительно является уникальным, поэтому в его реставрации и сохранении должна принимать участие не только Церковь, но и государство.
REGNUM: А как быть в провинции, где множество храмов и монастырей нуждаются в квалифицированной и недешевой реставрационной помощи? Может быть, это памятники не первого ряда, но это такое же культурное наследие, без которого немыслима культурная жизнь тех регионов, где они находятся, и страны в целом. Очень часто там бедны не только приходы, но и муниципалитеты, которые ничем не могут помочь Церкви.
В этом случае помощь государства незаменима. Собственно, и сейчас на федеральном уровне существует специальная программа. Деньги выделяются через Федеральное агентство по культуре и кинематографии и по программе
REGNUM: Значит, даже передавая объекты культурного наследия в собственность Церкви, государство не должно полностью снимать с себя ответственность за них?
Да, государство должно нести свою долю ответственности. Я уже приводил пример Германии, а можно вспомнить и Италию, правительство которой помогает в содержании, восстановлении и реставрации памятников Ватикана, принадлежащих католической Церкви.
Мне кажется, что сегодня идеальным вариантом было бы, чтобы Церковь, владея храмом или иным церковным зданием, сама создавала бы церковно-археологические кабинеты и музеи, в которых могли бы работать вчерашние сотрудники государственных музеев. Они получали бы ту же, а может быть, и более высокую зарплату и помогали бы Церкви сохранять и реставрировать хранящиеся там экспонаты. Таким образом все происходило бы цивилизованно, так же, как в европейских государствах. Нам не нужно друг друга бояться и друг друга ругать, мы должны сотрудничать.
Примеры такого рода успешного сотрудничества у нас уже есть. Когда музей в Троице-Сергиевой лавре был передан лавре, все музейные сотрудники, стали сотрудниками лавры. При этом было много сомнений, но в итоге они ничего не потеряли, а Церковь приобрела в их лице квалифицированных специалистов, помогающих сохранять ее святыни.
Есть как бы обратный вариант - сотрудничество Церкви и Третьяковской галереи. Именно музей восстановил храм Святителя Николая в Толмачах и там находится чудотворная икона Владимирской Божией матери и многие другие иконы.
Верующему человеку, когда он видит такие образа, всегда хочется помолиться, и я не раз слышал даже от нецерковных людей, что когда они входят в древний, намоленный храм, они испытывают особое внутреннее состояние. А я, со своей стороны, без всякого предубеждения входя в музей, искренне радуюсь тому, что там сохраняются иконы, но в сердце что-то щемит. Чего-то недостает... Ведь икона создавалась для поклонения, для молитвы перед ней. И церковно-археологические кабинеты, которые, с одной стороны, являются музеями, а с другой стороны, из них можно брать по праздникам те или иные чтимые иконы и приносить их в храм, - это на мой взгляд, одно из самых оптимальных решений.
Вообще, мне думается, сомнения и недоверие в таких случаях являются больше надуманными, чем реальными. Их причина лежит, в частности, и в том воспитании, которое получили в советское время все, в том числе и музейные работники. Они боятся и протестуют, просто не зная, что с Церковью можно цивилизованно сотрудничать без ущерба для того культурного наследия, о защите которого они пекутся.
Конечно, единичные случаи нанесения ущерба памятникам и произведениям искусства есть. Тут действует человеческий фактор, от которого не свободны и музеи. Вячеслав Панкратов - реставратор, работающий у нас в храме, рассказывал, что в 70-е годы ему доводилось реставрировать полотна, которые просто выбрасывались музеями за ненадобностью. А недавно я посетил Соловки, где храмы находятся в совместном пользовании обители и музеев. Пятиглавый Спасо-Преображенский собор стоит с тремя крестами - остальные два снесены ветром и не восстанавливаются, хотя непосредственно зданием собора занимается музей. При этом внутри собора такой температурно-влажностный режим, что новый иконостас, который несколько лет назад был подарен обители благотворителем, уже пришел в негодность. На иконах произошло отслоение красочного слоя, вздутие и даже появилась плесень. А в бывших монастырских помещениях размещены экспозиции, в которых установлена аппаратура для демонстрации виртуальных картин знаменитого прошлого монастыря. Какая подмена! Разве это не разрушение подлинного лица обители? Вместо того, чтобы восстанавливать обитель вместе в ее неотъемлемым бытом и молитвенной жизнью, предлагается дорогостоящий виртуальный суррогат. Впрочем из-за влажности эта дорогая аппаратура не работала, когда я был на Соловках.
Я хочу подчеркнуть, что в большинстве своем работники музеев являются людьми очень честными и порядочными; они трудятся буквально за копейки из преданности идее. И очень печально, если у них под влиянием тех или иных факторов складывается неправильное представление о Церкви и о возможности сотрудничать с ней в сохранении нашего культурного наследия. В музейном сообществе есть отдельные лица, откровенно не желающие работать с Церковью, но большинство музейных работников, я думаю, узнав о положительных прецедентах, могут отказаться от своих опасений.
Взаимные обвинения не могут привести ни к чему положительному и точно не помогут делу сохранения культурного и духовного наследия. Наше общество наоборот должно консолидироваться, должно быть единым - в том числе и в этом вопросе.