Политика. Азербайджан - Армения. Проблема Карабаха. Азербайджан - Россия. Азербайджан - Грузия. Экономика.

Политика

Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о создании организационного комитета по выдвижению города Баку в качестве кандидата на роль столицы XXXI Летних Олимпийских игр и XV Параолимпийских игр. В распоряжении главы государства отмечается, что кандидатура Баку выдвигается с целью дальнейшего усиления государственной политики в сфере спорта, расширения олимпийского движения, прогресса спорта и физкультуры, их пропаганды на более обширном географическом пространстве. Проведение столь важных соревнований в столице Азербайджана также повысит авторитет страны в мировом спорте. (ИА "АзерТАдж")

НАТО поддерживает территориальную целостность Азербайджана, выступает за мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта и поддерживает усилия Минской группы ОБСЕ (МГ). Об этом в ходе пресс-конференции в Баку заявил специальный представитель генсека НАТО по Центральной Азии и Южному Кавказу Роберт Симмонс. Он сообщил журналистам, что провел в Азербайджане переговоры с президентом страны Ильхамом Алиевым, министром обороны Сафаром Абиевым, руководством парламента, заинтересованных ведомств, рабочей группой по реализации плана индивидуального партнерства с НАТО, а также провел встречу с послами стран альянса, аккредитованными в Азербайджане. Он высоко оценил участие Азербайджана в миротворческих миссиях НАТО в Афганистане и Косово. Касаясь тематики переговоров, Симмонс сообщил, что стороны обсудили ситуацию в регионе и на евро-атлантическом пространстве в целом, подвели итог прошедшей фазы выполнения Плана индивидуального партнерства НАТО - Азербайджан и согласовали вторую - на 2008-2009 годы. Симмонс также высоко оценил процесс модернизации Минобороны Азербайджана и отметил, что НАТО начинает сотрудничество еще с одним ведомством страны - МЧС. (ИА "Тренд")

Отвечая на вопрос газеты "Эхо", обсуждалось ли на переговорах положение на "оккупированных азербайджанских землях", Симмонс отметил, что альянс признает территориальную целостность Азербайджана, однако НАТО в процесс урегулирования конфликта непосредственно не вовлечена. В то же время он признал, что на переговорах в Баку официальные лица выражали обеспокоенность по поводу переброски в Армению российских войск и бронетехники, выводимых из Грузии, и призвал страны региона к соблюдению положений ДОВСЕ. Роберт Симмонс отказался конкретизировать, когда может быть поставлен вопрос о вступлении Азербайджана в НАТО. Он пояснил, что сегодня программа индивидуального партнерства призвана помочь Азербайджану модернизировать вооруженные силы, но она не направлена на подготовку к вступлению в альянс. В то же время Симмонс не исключил, что в дальнейшем, если, по примеру Грузии, и в Азербайджане, и в НАТО будут приняты соответствующие политические решения, такой вопрос может быть поставлен. ("Эхо")

Международная организация Transparency International ("Международная прозрачность") поставила Азербайджан на 150-е место в мире по уровню коррумпированности. Таковы итоги обнародованного ежегодного отчета этой организации о состоянии коррупции в странах мира. В опубликованном докладе указывается на очевидную взаимосвязь между уровнем коррупции и уровнем бедности. Сильно коррумпированные страны богатыми не бывают, и наоборот. Среди 180 стран Армения заняла 99-е место, и по сравнению с прошлым годом уровень коррупции в этой стране не изменился, оставшись на уровне 3,0 по 10-балльной системе. В Грузии ситуация улучшилась, и она заняла 79-е место с 3,4 балла против 2,8 балла в 2006 году. Ситуация же в Азербайджане ухудшилась, опустившись с 2,4 до 2,1 балла. Азербайджан, таким образом, спустился со 130-го места в 2006 году на 150-е вместе с Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией и Белоруссией. Турция заняла 64-е место, а Россия - 143-е. (ИА "Туран")

В связи с этим "Эхо" пишет: "Любопытно также, что на протяжении последних трех лет наблюдались позитивные изменения в позиции Азербайджана в индексе восприятия коррупции. Но, к сожалению, отмечает азербайджанский представитель Transparency International Рена Сафаралиева, в этом году наблюдалось снижение позиции Азербайджана в индексе. Как это можно объяснить? "При составлении индекса за этот год были использованы два новых опроса: оценка Азиатского банка развития и Bertelsmann Transformation Index. Замена используемых источников привела к тому, что оценка относительно снизилась по сравнению с предыдущей. Поэтому я не стала бы делать далеко идущие выводы из снижения показателя индекса восприятия коррупции". По показателям индекса разница между оценкой Азербайджана и соседних стран, таких, как, например, Армения, достаточно велика. Но, как отметила представитель организации, "я бы не стала говорить, что между Арменией и Азербайджаном есть большое различие. Показатель Армении - 3,0, и его тоже нельзя назвать очень хорошим. Экономический потенциал Азербайджана огромен, и это привлекает внимание международной общественности. Это может быть одной из причин того, что международные организации требуют с Азербайджана больше, нежели с Армении. Например, мнение регионального директора организации по странам Европы и Центральной Азии Миклоша Маршалла как человека, который больше других владеет сведениями об обстановке в Азербайджане, не совпадает с показателями индекса восприятия коррупции за 2007 год. Он был удивлен тем, что улучшения, которые были отмечены такими организациями, как EITI и GRECO, не нашли своего отражения в индексе восприятия коррупции, однако существование такого расхождения абсолютно нормально. Глубинный анализ может дать иную картину, нежели широкие обобщенные восприятия. Во избежание возникновения каких-либо возможных конфликтов интересов с Transparency International индекс восприятия коррупции составляется независимым академическим институтом, а точнее Университетом Пассау в Германии. Transparency International не имеет возможности контролировать показания в отношении конкретных стран. Вполне возможно, что показатель индекса восприятия коррупции может не совпасть с мнением TI, как и произошло в данном случае".

С 1 по 5 октября в Страсбурге пройдет очередная сессия Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), в которой, помимо официальной делегации, примут участие и члены Мониторинговой группы правозащитных организаций Азербайджана, передает ИА АПА. Запланированы встречи правозащитников с представителями Европейского суда по правам человека, комиссаром СЕ по правам человека Томасом Хаммарбергом, секретарем Венецианской комиссии Джанни Букиккио, содокладчиками ПАСЕ по Азербайджану Андресом Херкелем, Тони Ллойдом и другими.

В осенней сессии ПАСЕ примет участие и председатель общественного форума "Во имя Азербайджана" Эльдар Намазов. В беседе с корреспондентом газеты "Зеркало" Намазов сообщил, что внимание официального Баку к этой сессии вызвано тем, что обсуждения по Азербайджану приближаются к самому пику. И на январском заседании ПАСЕ азербайджанский вопрос станет предметом серьезных обсуждений. "Дело в том, что на апрельском заседании Венецианской комиссии был дан официальный мандат на ведение переговоров с азербайджанскими властями по поводу изменений состава избирательных комиссий, а также по проблеме свободы собраний. Был установлен лимит времени, согласно которому до конца этого года Венецианская комиссия должна будет отчитаться перед Советом Европы по поводу проведенных переговоров. Кроме того, Мониторинговый комитет, который провел в сентябре промежуточное заседание в Париже и принял решение дать азербайджанским властям время до конца года, чтобы те внесли существенные изменения в ситуацию с правами человека в стране, естественно, в лучшую сторону", - сказал Намазов. В противном случае Мониторинговый комитет на январской сессии выступит с инициативой включить этот вопрос в официальную повестку пленарного заседания. Руководитель аппарата парламента (Милли меджлис) Сафа Мирзоев заявил, что "состав избиркомов не претерпит никаких изменений, так как коней на переправе не меняют". Отвечая на вопрос, "как отразится данное заявление на настроениях европарламентариев на январской сессии", Намазов сказал: "Мы неоднократно слышали такого рода заявления. Международные организации на протяжении нескольких лет отмечали, что состав избирательных комиссий не вызывает доверия у всех участников политического процесса. И не случайно, что на апрельской сессии ПАСЕ было отмечено, что ни одни выборы в Азербайджане не соответствовали демократическим стандартам". По словам председателя общественного форума "Во имя Азербайджана", каждый раз перед выборами представители азербайджанских властей затягивают выдвижение конкретных предложений по внесению изменений в Избирательный кодекс и порядок формирования избиркомов. В результате, когда лимит времени исчерпан, оказывается, что все предложения властей носят характер лишь косметических изменений. "А потом представители правящей элиты выступают с подобными заявлениями, что, мол, уже поздно что-то менять", - подчеркнул Намазов. Однако, по его мнению, на сей раз ситуация обстоит несколько иначе. "Во-первых, в решении ПАСЕ четко указано, что изменения должны коснуться принципа формирования избиркомов, а не носить второстепенный или третьестепенный характер. Во-вторых, лимит времени, установленный ПАСЕ с учетом печального опыта прошлых лет, предполагал, что если Азербайджан не пойдет на конструктивное сотрудничество с Венецианской комиссией, то у этой организации в запасе останутся еще полгода до старта президентской кампании. Таким образом, ПАСЕ может серьезно отреагировать на позицию азербайджанской стороны как на январской сессии, так и на апрельской и июньской", - заключил Намазов.

Председатель Госкомитета по работе с религиозными общинами Идаят Оруджев, отвечая на вопрос журналистов "Существует ли в стране угроза ваххабизма?", заявил, что определенные моменты "вызывают беспокойство", однако опасности это не представляет. Оруджев также выразил сожаление по поводу существования в стране некоторых радикальных нетрадиционных религиозных групп, среди которых имеются даже экстремистские. Попытки этих групп реализовать в Азербайджане идею исламского государства обречены на провал. В то же время Оруджев отметил, что некоторые из указанных групп имеют регистрацию, хотя большинство - нет. Он также отметил, что в Азербайджане некоторые мечети находятся под влиянием "зарубежных сил", не уточнив, каких именно. (ИА "Туран")

Баку с однодневным визитом посетил директор ЦРУ Майкл Хейден. Как сообщил представитель посольства США в Азербайджане Джонатан Хеник, глава одной из ключевых спецслужб США обсудил в Баку вопросы, касающиеся совместной борьбы с терроризмом и региональной безопасности. Другие детали визита Хеник не стал комментировать. (ИА "Тренд")

Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) неофициально уже дало согласие на строительство в Азербайджане первого ядерного исследовательского реактора, сообщил "Эхо" директор Института радиационных проблем Национальной академии наук Азербайджана, представитель МАГАТЭ по Азербайджану Адиль Гарибов. Вопрос строительства реактора в Азербайджане обсуждался 17-21 сентября в Вене на сессии МАГАТЭ. Реализация проекта начнется в 2009 году. Во времена СССР в поселке Навахи, расположенном в 70 км от Баку, было начато строительство АЭС, но его приостановили после чернобыльской аварии. В беседе с "Эхо" Гарибов отметил, что пока их институт еще не определил место возможного строительства реактора. "Потому что пока к нам еще не поступило решение кабинета министров. И мы свои предложения еще не представили. Мы думаем, что в ближайшее время эта тема станет предметом обсуждения. Одно предварительное обсуждение в кабмине уже было. А как только мы получим официальное решение от МАГАТЭ по поводу исследовательского реактора, так и выступим со своими предложениями. Пока мы располагаем только неофициальным разрешением МАГАТЭ. Но указание нам уже дали, чтобы мы искали место". Пока разговора о строительстве АЭС в Азербайджане не идет, сказал директор института, хотя возможности такого развития событий не исключил. "Пока что это будет небольшой по размерам реактор, общая площадь помещения, в котором он будет размещен, составит примерно 40-50 квадратных метров. Этот этап надо будет расценивать как подготовку к дальнейшему широкомасштабному использованию атомной энергии, в том числе посредством АЭС". Как специалист, Гарибов уверен в том, что Азербайджану не избежать в будущем строительства собственной АЭС. "Это необходимо, другого пути нет. Такие энергоисточники, как нефть и газ, исчерпаемы, и все равно нам понадобятся новые источники. Так что АЭС обязательна и необходима". При этом ученый не видит особых оснований для беспокойства по поводу возможных экологических угроз или катастроф в случае строительства АЭС. "Сейчас экологические проблемы на 80-90% связаны с традиционными энергетическими системами - это в первую очередь теплоэлектростанции. И именно они в первую очередь влияют на загрязнение окружающей среды. Надо учитывать, что сейчас АЭС строятся на основе новых современных технологий, которые, во-первых, исключают возможность аварий, во-вторых, абсолютно исключают вредные выбросы".

Азербайджан - Армения. Проблема Карабаха

Скоро состоится второй визит представителей интеллигенции Армении и Азербайджана в Ереван, Карабах и Баку, заявил в интервью армянским СМИ посол Армении в России Армен Смбатян. "Сейчас еще рано говорить что-либо о конкретных сроках поездки, но в том, что визиты будут продолжены, у меня нет никаких сомнений", - сказал Смбатян. (1news.az)

В свою очередь посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглу не исключил возможности продолжения совместных поездок армянской и азербайджанской интеллигенции в Нагорный Карабах. Об этом говорится в пресс-релизе посольства Азербайджана в Москве в связи с заявлением посла Армении в России Армена Смбатяна. "Считаю, что встречи интеллигенции с президентами двух стран Ильхамом Алиевым и Робертом Кочаряном придали высокую значимость этой поездке и дали возможность для расширения мирного диалога", - заявил Полад Бюльбюль оглу. (ИА "Туран")

Ситуация на линии соприкосновения войск Армении и Азербайджана отличается в нынешнем году от предыдущих в первую очередь тем, что граждане двух государств практически ежедневно получают все новые и новые сведения о нарушениях режима прекращения огня на линии фронта, о ранениях и гибели солдат и офицеров, пишет "Эхо". По сведениям директора Центра демократического гражданского контроля в Вооруженных силах Азербайджана, офицера запаса Алекпера Мамедова, за время, прошедшее после установления режима прекращения огня, погибли до 5000 азербайджанских военнослужащих. А по данным независимого военного эксперта Узеира Джафарова, за этот период в результате нарушений режима прекращения огня на границе и взрывов мин погибли более 1000 гражданских лиц. Представитель пресс-центра Минобороны АР Ильгар Вердиев считает, что "виной всему нарушения со стороны армян". "Есть международного характера соглашение о соблюдении режима прекращения огня, под которым подписались обе стороны. Но мы видим, что армянская сторона продолжает нарушать, и это лишь дополнительное свидетельство их отношения к международным правовым нормам. Мы со своей стороны при каждом случае нарушений открываем ответный огонь", - сказал он. Известный военный аналитик Джанмирза Мирзоев считает, что удивляться происходящему не стоит, "потому что та ситуация, которая сложилась сейчас на линии соприкосновения войск, это, будем так говорить, характерная обычная ситуация. Я думаю, что огонь открывается в нарушение соглашения как с нашей стороны, так и со стороны противника. А виной этому обострению может считаться та пропаганда, которая ведется официальными органами на нашей и на той стороне. Состояние ни мира, ни войны, а какого-то беспредела - естественно. Потому что сам вопрос Карабаха никак не решается, стоит на одном месте. А нарушения так и будут продолжаться". Другой эксперт, глава информационно-аналитического агентства "Третий взгляд" Рауф Раджабов полагает, что "установить виновника нарушений режима прекращения огня практически невозможно, потому что нет стационарных пунктов наблюдения на фронте у миссии Каспшика (представитель действующего председателя ОБСЕ. - прим. ИА REGNUM). Я вижу причину интенсивности нарушений в том, что приближаются сроки обсуждений в стенах ООН вопроса замороженных конфликтов в странах ГУАМ". ("Эхо")

"Выступающие с постоянными и безосновательными претензиями к Азербайджану армяне предприняли очередную фальсификацию. На этот раз армянские "историки" устроили новую шумиху, не имеющую под собой никакой научной основы. Эта кампания связана с якобы обнаружением на территории оккупированного Агдамского района Азербайджана останков города Тигранакерт - столицы так называемой "Великой Армении". Об этом говорится в заявлении научного совета Института истории Национальной академии наук Азербайджана (НАНА)", - сообщает ИА АПА. В заявлении отмечается, что ряд историков, в том числе известный польский ученый Войцех Пастушка, с сомнением относящихся к расположению Тигранакерта в этом районе, считают проводимые раскопки не "археологическими", а "политическими". Азербайджанские историки категорически заявляют, что ни в горной, ни в равнинной частях Карабаха до сих пор не обнаружено никаких древних армянских поселений. Ученые подчеркнули, что, согласно древним источникам и исторической литературе, Тигранакерт был расположен на юго-западе озера Ван.

Азербайджан - Россия

Официальная Москва опровергает информацию о создании на территории Южного Кавказа второй военной базы. Как сообщил ИА "Тренд" посол России в Азербайджане Василий Истратов, эта информация не соответствует действительности. На территории Армении, в Гюмри, расположена российская военная база, где размещается 102-я военная часть. "У России нет планов создать новую военную базу в Армении", - сказал посол.

"Визит трехсторонней комиссии, состоящей из экспертов Азербайджана, России и США, на Габалинскую РЛС был очень нужным и информативным". Как передает ИА АПА, об этом заявила посол США в Азербайджане Энн Дерс. Она отметила, что неправильно называть эту встречу консультацией или обсуждением: "Американские эксперты после возращения в Вашингтон подготовят отчет. Итоги отчета станут известны в течение нескольких недель или нескольких месяцев".

Габалинская РЛС, которую Россия предложила США использовать совместно, не может быть "добавлением" к развертыванию американцами элементов своей системы ПРО в Польше и Чехии. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, находясь в Нью-Йорке на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. "Мы приветствуем диалог, который идет между нашими дипломатами и военными, хотя мы не можем быть удовлетворены тем, что параллельно с этим делом американские коллеги продолжают говорить, что, чтобы мы ни согласовали по поводу совместного использованию РЛС, это будет возможно использовать лишь как добавление к третьему позиционному району США в Европе", - сказал он. По словам Лаврова, в США "прекрасно знают, что наши предложения были сделаны не как довесок к их плану, потому что мы в их планах не усматриваем ничего рационального с точки зрения той угрозы, которая выдвигается в качестве главной задачи по нейтрализации". "Наши предложения были сделаны как разумная альтернатива, причем которая реально может наладить стратегическое сотрудничество между США и Россией и Европой. Европа должна быть обязательно вовлечена. Контакты продолжаются", - уточнил глава российского внешнеполитического ведомства. ("Эхо")

"Эхо" пишет: "На первый взгляд, мяч сегодня находится на американской половине поля и после того, как Россия отвергла предложенное США о "совместном использовании" РЛС в Габале и радара в Чехии, именно в Вашингтоне должны чесать затылки и изобретать новое компромиссное предложение. Но в реальности в ловушку угодила именно Москва, которая так и не смогла "выторговать" у США в обмен на РЛС обязательство отказаться от элементов ПРО в Польше и Чехии, ради чего, как о том откровенно говорили и говорят в Москве, все и затевалось, и теперь вынуждена искать аргументы, чтобы убедительно отозвать и дезавуировать собственное предложение об использовании Габалинской РЛС - после того, как ее высокие представители, вплоть до президента Путина, признали, что общие угрозы существуют и США с Россией здесь по одну сторону баррикад. При этом очевидно, что эта дипломатическая ловушка вряд ли была столь уж неожиданной. В самом деле, московские стратеги лучше других знают, что маломощная система европейской ПРО даже теоретически не способна перехватить российские стратегические ракеты, если московским начальникам придет в голову ударить по Америке, - она рассчитана на перехват "одиночных целей". Истерические уверения в стиле "им Габалинская РЛС не нужна, потому как с нее Россию не видно" хороши на патриотических митингах и в телесюжетах той же направленности. Важно другое: слишком уж открыто в комментариях российских политологов и генералов сквозит обида на страны Восточной Европы, которые поторопились согласиться на военное присутствие США на их территории - прямо у российских границ. И, предлагая США стать "соарендаторами" азербайджанской РЛС, Россия не просто рассчитывала уговорить США в обмен отказаться от радаров и кинетических противоракет в Чехии и Польше. Куда важнее было создать прецедент, чтобы уровень военного сотрудничества США с Польшей, Чехией, Азербайджаном обсуждался в Москве. На это в Вашингтоне не пошли, да и не могли пойти - категориями Ялты и Потсдама здесь уже не мыслят. Но в России этого, похоже, недооценили и, инициируя переговоры по Габале, рассчитывали, что заставят Вашингтон не мытьем, так катаньем признать за собой "особый статус" на постсоветском пространстве. Однако теперь, когда этого не произошло, искать "дипломатический выход" приходится уже российским представителям".

Национальный совет по телерадиовещанию Азербайджана (НСТР) не устраивают некоторые условия проекта технического договора о взаимном вещании азербайджанских и российских телеканалов, представленного российской стороной. Об этом заявил председатель НСТР Нуширеван Магеррамли. Согласно договоренности, достигнутой 23 июля в Баку на заседании рабочих групп России и Азербайджана, очередная встреча должна была состояться в Москве и на ней предстояло обсудить вопрос о подписании технического договора. Азербайджанской стороной был подготовлен проект документа, который был представлен партнеру на обсуждение. В свою очередь российская сторона подготовила ответный проект технического договора. Между тем, как заявил Магеррамли, "мы получили от российской стороны их вариант договора о взаимном вещании телеканалов и некоторые его пункты нас не устраивают". В частности, как сообщил председатель НСТР, в российских предложениях отражены лишь технические вопросы, связанные с вещанием телеканала "РТР-Планета" на территории Азербайджана. "К сожалению, здесь ничего не говорится о вещании азербайджанского телевидения на Россию. Не отмечено, когда и на каких территориях в России будет транслироваться наше телевидение. Нас же в первую очередь интересует именно этот вопрос", - сказал глава Нацсовета. Помимо этого, как он указал, "мы предлагали России взять на себя расходы на вещание государственного телеканала AzTV на их территории и, соответственно, Азербайджану - расходы "РТР-Планеты". Однако ничего этого в российском варианте нет". "У нас запрашивают заключение по проекту технического договора, и мы представим его в кабинет министров. В нем мы отметим, что технический договор, заключающийся между двумя странами, должен носить временный характер, то есть должен быть рассчитан на один год. В договоре должно быть указано, что Азербайджан и Россия сотрудничают на равных условиях. Азербайджан берет на себя обеспечение вещания российского канала на своей территории, Россия - трансляцию нашего канала. Спорные моменты должны разрешаться в рамках международного права", - указал Магеррамли. При этом он отметил, что основное недовольство азербайджанской стороны связано с тем, что документ составлен на основе российского законодательства. "Согласно международным стандартам, Азербайджан прекратил вещание на национальных частотах иностранных телеканалов. Только учитывая стратегические, партнерские отношения с Россией, мы разрешили вещание телеканала "РТР-Планета". Однако уже несколько месяцев российская сторона затягивает решение этого вопроса, выступая с неприемлемыми условиями", - сказал председатель Нацсовета. (ИА АПА)

Азербайджан - Грузия

"Зеркало" пишет о событиях в Грузии в связи с арестом экс-министра обороны Ираклия Окруашвили: "...а теперь несколько слов о прагматичных интересах азербайджанской элиты. Ни для кого не секрет, что досрочное прекращение президентства Михаила Саакашвили возможно только в экстремальных условиях, инициированных ивановским военно-промышленным крылом Кремля. И если это произойдет, к власти в Грузии придут пророссийские силы или, по крайней мере, силы, которые предпочтут дистанцироваться от Вашингтона и приблизиться к Москве. Все бы ничего, если бы не одно "но". Пути самого официального Баку начинают динамично и теперь уже необратимо расходиться с имперскими дорожками Москвы. Предусмотрительно ли в таком случае желать, а тем более как-то помогать появлению в Грузии пророссийского режима и правительства, если под боком другая - криминально-колониальная (по Грызлову - форпостная) администрация в Армении? И, наконец, Олимп азербайджанской власти может потерять в лице Саакашвили полезного коммуникатора и лоббиста-посредника во взаимоотношениях с определенными влиятельными кругами на Западе. Следует отметить, что запас общественно-политической легитимности власти Саакашвили все еще прочен и достаточен для нормальных перевыборов. Как нам стало известно, у грузинского лидера есть непререкаемые, исчерпывающие аудио- видеодоказательства вины Окруашвили по всем предъявленным обвинениям. Также стало известно, что именно московские товарищи за некоторое время всего этого скандала "поработали" с мечущимся Окруашвили, который узнал о неминуемости своего ареста в связи с антикоррупционным уголовным делом. И именно славные чекисты устроили его тандем с российско-грузинским предпринимателем Бадри Патаркацишвили, которому пообещали полную личную и коммерческую реабилитацию на территории РФ. Но этот тандем ограничился лишь предоставлением Окруашвили часового эфира на телеканале, принадлежащем Патаркацишвили. По нашей информации, соратники царствующего Мишико уже договорились с княжествующим Бадри. Как никак, они оба грузины и оба, мягко говоря, не очень-то в восторге от Кремля".

В Баку с двухдневным рабочим визитом прибыл премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели. В рамках визита Ногаидели провел встречу со своим азербайджанским коллегой Артуром Расизаде, с которым обсудил нынешнее положение и перспективы развития социально-экономических связей. (ИА "АзерТАдж")

В Баку состоялось четвертое заседание азербайджано-грузинской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Открывая заседание, сопредседатель с азербайджанской стороны, премьер-министр Артур Расизаде сообщил, что за время, прошедшее после третьего заседания комиссии, товарооборот между странами вырос в 1,5 раза, что является свидетельством эффективности проделанной работы. "Грузия и Азербайджан стали ведущими партнерами не только в торгово-экономических отношениях, но и в участии в таких крупных проектах, как Баку - Тбилиси - Джейхан и Баку - Тбилиси - Эрзурум", - сказал Артур Расизаде. Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели в свою очередь отметил, что темпы роста экономики в Азербайджане сказываются и на Грузии, свидетельством чего является рост экономических показателей в этой стране на 12%. Одними из главных тем двусторонних переговоров в рамках заседания стали также вопросы, касающиеся реализации проекта строительства железнодорожной линии Баку - Тбилиси - Карс и увеличения объема товарооборота между Азербайджаном и Грузией. В рамках переговоров состоялось также обсуждение вопроса о поставках в Грузию дополнительного объема каспийского газа. Грузия намерена большую часть своей потребности в газе удовлетворять за счет азербайджанских ресурсов. (ИА "Финэко")

"Азербайджану и Грузии предстоит реализация комплекса проектов по сотрудничеству в энергетической сфере, в частности восстановление высоковольтной линии электропередач Азербайджан - Грузия с дальнейшим расширением на Турцию", - заявил в Баку премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели. По его словам, этот проект даст возможность развить энергосекторы этих стран и повысить стабильность энергосистемы в регионе в целом. "Поставки азербайджанского газа в Грузию продолжаются. Идут переговоры по продолжению поставок, они завершатся через месяц", - сообщил также Ногаидели. Коснувшись темы транспортных проектов, он отметил, что скоро начнется строительство грузинского участка железнодорожного коридора Баку - Тбилиси - Карс. "Это очень важный проект, и он перерос региональные рамки и превращается в международный проект, в который будут вовлечены страны от Дальнего Востока до Европы", - отметил премьер. По его словам, стороны также обсуждают возможность увеличения количества авиарейсов между двумя странами в два раза. "В настоящее время выполняется 10 авиарейсов в неделю между Баку и Тбилиси. Но мы рассматриваем возможность открытия авиасообщения и между другими городами наших стран", - сказал Ногаидели. ("Эхо")

Экономика

28 сентября прокачка нефти по трубопроводу Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) была временно приостановлена, сообщили в компании BP-Azerbaijan. "В связи с возникновением технических проблем на вспомогательном оборудовании первой насосной станции в Турции оператор турецкой части трубопровода - компания Botas - обратился вчера к нам с просьбой прекратить закачку нефти в трубопровод. С этого периода прекратилась прокачка нефти. По данным Botas, на устранение проблем уйдет несколько дней", - сказали в BP-Azerbaijan. ("525-я газета")

Кабинет министров одобрил проект госбюджета Азербайджана на 2008 год. "Министр финансов Самир Шарифов выступил с прогнозами по параметрам госбюджета на 2008 год. Кроме этого, министр экономического развития Гейдар Бабаев представил макроэкономические прогнозы на следующий год, а также на 2009-2011 гг.", - сказал представитель кабмина. По его словам, по окончании обсуждений члены кабмина приняли решение направить проект госбюджета-2008 на рассмотрение президента Азербайджана. Согласно закону, проект госбюджета на 2008 год не позднее 15 октября должен быть представлен на рассмотрение парламента. С учетом корректировки в мае, доходы госбюджета Азербайджана должны составить 5 млрд 770,9 млн манатов (1 манат = 1,15 долл.), расходы - 6 млрд 314,9 млн манатов. Дефицит госбюджета утвержден на уровне 544 млн манатов, или 2,4% ВВП. (ИА "Тренд")

Государственный таможенный комитет (ГТК) обнародовал данные об уровне внешнеторгового оборота Азербайджана со странами ближнего и дальнего зарубежья в январе-августе 2007 года. Как стало известно, торговый оборот Азербайджана со странами СНГ составил 1,912 млрд долларов, т.е. порядка 25,8% от общего объема внешнеторгового оборота страны (7,406 млрд долларов) приходится на долю стран Содружества. Как отмечает таможенный комитет, всего за отчетный период в страны СНГ Азербайджан экспортировал товаров и услуг на сумму 745,742 млн долларов, а именно 18,68% от объема всего экспорта страны. Помимо этого, как оказалось, 34,16% товаров и услуг в Азербайджан импортируется из стран Содружества, которые за 8 месяцев сего года завезли в страну продукции на сумму 1,166 млрд долларов. В результате во внешней торговле Азербайджана со странами СНГ наблюдалось отрицательное сальдо на сумму 420,557 млн долларов. Вместе с тем внешнеторговый оборот Азербайджана со странами, не входящими в СНГ, составил 5,494 млрд долларов, в частности экспорт - 3,246 млрд долларов, импорт - 2,248 млрд долларов, в итоге образовалось положительное сальдо внешней торговли в объеме 997,754 млн долларов. Согласно данным таможенного ведомства, в основном Азербайджан экспортирует нефть и нефтепродукты, в частности битумные материалы, алюминий и алюминиевую продукцию, полимеры и изделия из этого материала, черные металлы, сахар и продукты их него, транспортные средства, животное и растительное масло, а также сельскохозяйственную продукцию. В то время как в страну главным образом импортируются жиры и масло растительного и животного происхождения, машины и оборудование, изделия из черных металлов, механические приборы, наземные транспортные средства, электрические машины и запчасти к ним. По итогам 8 месяцев базовым торговым партнером Азербайджана по экспортным операциям стала Турция, оборот с которой составил 777,350 млн долларов (а именно 19,47% от объема всех экспортных операций за отчетный период), второе место в структуре торгового сотрудничества занимает Италия (562,915 млн долларов, 14,1%), далее следуют Иран (336,447 млн долларов), Россия (314,308 млн долларов), Грузия (253,745 млн долларов), Франция (182,726 млн долларов). Наиболее значимым партнером Азербайджана по импортным операциям стала Россия, из которой в Азербайджан было импортировано товаров на сумму 507,721 млн долларов (17,5% от объема всех импортных операций). Далее идут Турция (350,023 млн долларов, 10,25%), Украина (310,720 млн долларов, 9,1%), Германия (293,274 млн долларов, 8,59%), Великобритания (252,006 млн долларов, 7,38%), США (174,396 млн долларов, 5,11%), Япония (161,759 млн долларов, 4,74%). (ИА "Финэко")

Комментируя "Эхо" ситуацию во внешней торговле Азербайджана, председатель Центра экономических инноваций (ЦЭИ) Магомед Талыблы отметил, что рост экспортных операций страны является положительным явлением, но нельзя не учитывать абсолютного преобладания нефтегазового сырья в структуре вывозимых из страны товаров. "Чтобы убедиться в этом, можно просмотреть перечень основных экспортных партнеров Азербайджана. Это страны, которые импортируют нефтегазовое сырье". По его словам, порядка 90% экспорта страны составляют нефть и нефтепродукты и, скорее всего, в ближайшие 5-10 лет такое положение вряд ли изменится.