Обзор СМИ Читинской области за 24 - 27 сентября

"Аргументы и факты" в номере за 27 сентября рассказывают о том, что 20 сентября в Чите состоялась книжная ярмарка "Забайкальская осень - 2007": "Более 500 книг было выставлено на суд читателей. Только вот самих поклонников литературы в этот день было немного". "Ежегодно читинские писатели пытаются показать, что забайкальская литература жива. Но с каждым годом их попытки становятся всё более неубедительными. В 2006 году на традиционную "Осень" в Читу съехались литераторы со всей России. Но такой ход не вызвал резонанса - нынешней осенью выставка-ярмарка была представлена несколькими палатками перед входом в областную библиотеку имени Пушкина. И вместо толпы покупателей - около десятка читинцев", - отмечает издание.

Еженедельник считает, что легендарная в СССР "Забайкальская осень" превратилась в умирающий проект: "В течение многих лет она собирала под своим крылом толпы читателей. Теперь на книжную ярмарку ходит по привычке - пенсионеры и знакомые забайкальских литераторов. А молодёжь - только по необходимости, когда нужно или купить учебник регионального масштаба, или просто проходя мимо. Задержатся на секунду взглядом и бегут дальше - по своим, более важным делам".

Главный библиограф областной библиотеки имени Пушкина Ирина Куренная считает, что подрастающее поколение в большинстве случаев выбирает научную литературу, а о книгах местных авторов мало кто знает, потому что они выпущены по принципу "для себя любимого". "Главная проблема забайкальской литературы в том, что в ней очень редко можно встретить интересные сюжеты. Издательское производство находится на низшей ступени развития, именно поэтому оно очень дорогостоящее. В других регионах книги издаются гораздо легче - они получаются дешевле и качественнее. Поэтому учёные и литераторы стремятся выпускать свои книги и труды не в Чите. Деньги из Читинской области в итоге уходят на развитие полиграфии в других регионах. В регионе нет заинтересованности в развитии литературы. Авторы, замысля издать книгу, должны самостоятельно найти на это деньги, чтобы покрыть затраты издателя - краска, бумага, работа", - говорит Куренная.

"Аргументы и факты" рассказывают о том, как в Читинской области побывал австралийский фермер Мерлин Брэдли, семья которого уже 40 лет занимается разведением крупного рогатого скота галловейской породы: "Именно с его фермы в начале 90-х годов были привезены эмбрионы и выращены в Читинской области".

Делегация из Австралии посетила ООО "Талачинское" в Карымском районе: "Гости были удивлены, когда осмотрели талачинское стадо галловеев. Породные признаки животных полностью соответствуют конституции и экстерьеру и являются доказательством их необходимого распространения, скот с хорошим привесом, имеет длинную шерсть, неприхотлив в питании, что даёт прекрасный экономический эффект. Гости и хозяева рассмотрели ряд конкретных предложений о дальнейшем сотрудничестве".

"Эффект" в номере за 26 сентября напоминает, что развитие Читы сегодня осуществляется по генплану, который разработан ещё в 1991 году. Рассчитан он до 2010 года. "Разработчики при всём своём желании не могли много предвидеть. В частности, увеличения автомобильного потока на улицах. Сегодня мы уже задыхаемся в пробках. И это ещё не предел. Застройка города идёт, если можно так выразиться, поштучно. В одном месте построили дом, в другом... Необходимы проекты планировочных решений", - пишет газета.

Между тем, по словам главного архитектора города Валерия Логунова, ведётся разработка нового генплана: "Уже разработаны проекты детальных планировок, которые прошли конкурсный отбор в Росстрое. Ожидается тендер, на котором будет выбрана проектная организация, которая займётся дальнейшей разработкой нового генплана. Предусматриваются два его варианта - пессимистический и оптимистический. Все застройки будут проходить в пределах существующих границ города. Все работы по его разработке должны быть закончены до осени 2008 года. Будет разработан отдельный план по озеленению города".

Пока же, отмечает издание, в Чите, где строится много новых красивых зданий и жилых домов, всё меньше пространства остаётся для самого человека: "Поштучная застройка съедает участки, на которых раньше находились скверы и детские площадки. Расширяются улицы для автотранспорта. Конечно, делать это необходимо. Но вопрос в том, как это делается. Оказывается до сих пор не просчитаны потоки автомобильного движения по городу. А как без этого можно планировать транспортные развязки? Да и планируются ли они вообще? Кто сегодня мешает заняться пробивкой транспортной магистрали с восточной стороны при въезде в Ингодинский район Читы, чтобы не гонять грузовой транспорт по центральным улицам города".

Издание уверено, что расширение улиц в Чите зачастую приводит к обратным результатам: "На расширенных улицах тут же стали парковать машины в два ряда. В городе резко возросло количество автостоянок. Но от них только одни неудобства жителям. Всё делается таким образом, словно не существует никаких норм и правил безопасности. Для любого города жизненно важное значение имеют открытые пространства. У нас же застраивается каждый клочок земли".

"Экстра" в номере за 26 сентября рассказывает о том, что в последнее время в регионах и местах дислокации воинских частей Сибирского военного округа активизировалась деятельность различных религиозных организаций: "Они вовлекают военнослужащих в свою среду, тем самым отвлекая их от задач, поставленных перед Вооруженными Силами. В сентябре 2007 года в одной из воинских частей центрального подчинения, дислоцированной в Читинской области, военные контрразведчики округа вскрыли факт незаконного хранения нескольких тысяч книг религиозной организации "Миссия Гедеон". Для каких целей и на каком основании хранилась подобная библиотека, предстоит выяснить военной прокуратуре".

По информации издания, в мае 2007 года военной контрразведкой пресечена попытка проведения религиозной пропагандистской акции на территории одной из воинских частей Новосибирского гарнизона местной религиозной организацией "Церковь христиан веры евангелистской "Слово Жизни": "Акцию спланировали под прикрытием проведения "культурного мероприятия", посвященного празднованию Дня Победы".

В августе 2007 года один из руководителей этой же церкви в Республике Бурятия обращался к командованию воинских частей Джидинского гарнизона с просьбой провести с военнослужащими мероприятие религиозной направленности, но уже под предлогом беседы о вреде курения и наркомании. Издание акцентирует внимание на том, что административно-финансовые центры религиозных организаций, вербующих военных в свои ряды, находятся за рубежом.

"Экстра" рассказывает о постоянных задержках авиарейсов на маршруте "Чита - Москва", которые обслуживает авиакомпания "ВИМавиа": "Боинг 757-200" вылетает из Читы и московского аэропорта "Домодедово" позже расписания на 1-12 часов. Ситуация вызывает у пассажиров вполне объяснимое неудовольствие - некоторые люди опаздывают на стыковочные рейсы в Москве. Да и просто сидение в аэропорту мало кому придется по душе".

О причинах сложившейся ситуации "Экстре" рассказал представитель "ВИМавиа" в Чите Игорь Слепцов: "Частные вынужденные задержки ряда рейсов авиакомпании, в том числе рейсы из Москвы в Читу, вызваны непредвиденным выходом из строя двух воздушных судов компании. Технические неполадки двух бортов привели к нехватке самолетов для выполнения программы регулярных и чартерных рейсов компании и, как следствие, к задержкам ряда рейсов".

Слепцов утверждает, что при задержке свыше трёх часов люди получают бесплатное горячее питание. При более длительных задержках компания предоставляет своим пассажирам гостиницу: "Мы делаем все возможное, чтобы снизить задержки до минимума. К концу сентября расписание должно войти в норму. Приносим свои извинения за доставленные неудобства всем нашим пассажирам".

Пассажиры с мнением представителя авиакомпании не соглашаются. Для некоторых проявленная забота вышла боком. "Пассажиры читинского рейса, опаздывавшего почти на пять часов, обещанное горячее питание от компании действительно получили. Вот только талончика на 200 рублей, выписанного почему-то в дорогой ресторан, хватало в лучшем случае на половину обеда", - пишет газета.

То, что случилось с "ВИМавиа", по информации издания, происходит и с другими авиакомпаниями, правда, в значительно меньших объемах: "На рейсах авиакомпании KrasAir до Красноярска задержка вылета происходит главным образом из-за тесноты здания читинского аэропорта. В дни вылета за два с небольшим часа подряд вылетает три авиарейса, красноярский идет крайним. Стоек для регистрации пассажиров в нашем аэровокзале всего две. Около них быстро скапливается большая толпа. Из-за медленной регистрации самолет на Красноярск нередко взлетает на час позже расписания. При этом стыковочные рейсы KrasAir, уходящие из Красноярска в города России и ближнего зарубежья, соответственно, тоже задерживаются на такое же время".

"Рейс "Чита - Новосибирск - Москва", - сообщает "Экстра", - запущенный с 4 августа 2007 года, летает точно по расписанию. Небольшие задержки вылета - не более часа - связаны, главным образом, с техническими вопросами по подготовке самолета в аэропорту "Домодедово". На рейсе "Чита - Екатеринбург - Москва" компании "Уральские авиалинии", нарушение расписания идет главным образом в Екатеринбурге при смене самолета. С читинского рынка временно уходит авиакомпания "ДальАвиа" - с 26 октября она закрывает на зимний период авиарейс "Чита - Благовещенск - Хабаровск". Эту воздушную линию будет обслуживать иркутская "Ираэро", которая продлевает до Хабаровска свой авиарейс "Иркутск - Чита - Благовещенск". Кроме того, в планах иркутян - запустить новый рейс "Иркутск - Чита - Хабаровск".