Игорь Мурадян: Решение о начале азербайджано-армянской войны может быть принято только в Анкаре
Вопрос о признании НКР время от времени обсуждается в политических кругах Армении, причем замечено, что, чем далее, тем менее принципиально и коньюктурно происходит это обсуждение. Было бы неплохо вспомнить одну из позорных страниц недавней отечественной истории, а именно экстренное, целенаправленное забвение решения Верховного Совета Армении и Национального Совета Арцаха от 1 декабря 1989 года о воссоединении. Тогда, рвущиеся к власти лидеры АОД, способствующих этому решению в связи с их эгоистическими целями, буквально на следующий день после принятия решения сделали все, чтобы обречь его на положение "детской игры" и вообще пустякого балагана. Мотивы данного отношения вполне понятны, данное решение стало бы головной болью для будущего режима. Но дело не в правящем режиме. Данное историческое решение не имело никакой ценности для армянского общества. В качестве аргументов приводится то, что в 1992 году была создана Нагорно-карабахская республика, но решение 1 декабря не было отменено, что говорит о созданном прецеденте полном игнорировании, пренебрежении решениями государственных органов. НКР и сейчас продолжает оставаться в маргинальном состоянии в политико-государственном "поле" Армении. Этим и объясняется нынешнее пренебрежительное отношение армянских предпринимателей к НКР. Ни в экономике, ни в общественной жизни, ни в жизни вообще, ничего не происходит без политических условий, сигналов и приоритетов. Если в обществе нет достаточных политических сил для формирования нужных векторов, то этим занимаются власть предержащие, но если отсутствует и этот фактор, наступает период самых чудовищных ожиданий. Старые идеи продолжают жить и оставаться актуальными, если они не заменены другими, более-менее, равнозначными. Ретро иногда бывает не только полезным, но и играет роль резонатора новых процессов.
Не так давно созданная партия "Наследие" (Heritage), заявила о необходимости признания НКР, видимо речь идет о политическом признании суверенитета. Вообще-то, подобная позиция этой партии, напоминает "лакейский патриотизм", а их цели шиты "белыми нитками".
Признание Арменией НКР было идеальным катализатором региональных процессов, что, несомненно, приведет к созданию совершенно новой международной ситуации, или вернее усилит уже утвержденную тенденцию развала "малых империй". Различные аргументы в отношении возможного возобновления военных действий не имеют ничего общего с реальностью. Азербайджан не может достичь необходимого уровня суверенности для принятия самостоятельных решений о начале войны-реванша за карабахскую провинцию. Ни Турция, ни Азербайджан не придают никакого значения договорам и обязательствам, они располагают своим видением международных отношений и способны игнорировать любые политические условия. Решение о начале азербайджано-армянской войны может быть принято только и только в Анкаре. Именно исходя из этого следует рассматривать позиции США и России в отношении данной перспективы.
Но, что означало бы признание НКР?
Прежде всего, следует понять, кто и для чего инициирует это признание. Если вслед помпезному признанию, в угоду ближних политических целей предстоит испытать очередной позор, связанный с забвением "исторического решения", то лучше помалкивать об этом. Поставить в нынешнем армянском парламенте этот вопрос все равно, что внести икону в трактир. (Перекрестятся и плюнут, запив дешевым коньяком). Армянский политический класс просто не представляет себе, что делать с этим признанием, которое должно стать началом большой работы. Это совершенно неприемлемо и для администрации в Степанакерте, относящейся к НКР, как к фольклорному сюжету. В результате парламентских и президентских выборов в НКР, создана надежная политическая база для сдачи азербайджанцам земель Низинного Карабаха. Политический класс Армении может отказаться от этой цели только в одном случае, если убедиться, что нет совершенно никаких причин капитулировать. Но дело даже не в предпочтениях правящих кругов. Нынешний парламент Армении это команды твердых и последовательных сторонников конформизма, как базового политического стереотипа поведения. Хотя в этом содержится и несомненно позитивная роль не только парламента, но и всего политического класса. Чем больше конформизма, тем лучше, чем больше безразличия, тем лучше. Безучастность армянского общества это благо, нужно всячески поощрять эти мотивации. Эти историю делать не будут, историю будут делать другие. За 20 лет ничего не изменилось, так было всегда. Ничего нового в этом нет, и ничего прорвемся, всегда прорывались, вопреки армянскому обществу.
Признание НКР в данных политических и социальных условиях означает ни что иное, как отказ от Низинного Карабаха, от 7600 квадратных километров нашей Родины, в угоду внешних сил и ради снятия головной боли. Если и армянский парламент способен принять решение о "признание", то только в границах бывшего советско-армянского гетто по названию НКАО. Кому нужно такое признание и новое гетто уже в условиях "либеральной демократии"? Утверждение армянской национальной государственности на всей территории карабахской провинции требует применение функциональности, всесторонней деятельности и преданности государственности и идеалам. А суверенитет на "куске шагреневой кожи" это возможность спокойного существования, или иллюзия спокойного существования. Армянская национальная традиция не представима без того, чтобы в момент катастрофы кто бы и за чтобы ответил. Совершенно понятно, что помимо армянских политиков это нужно политическим проектантам из организаций типа "Международная кризисная группа" и их патронам. Вот и получается, что данная и подобные инициативы суть политики пресловутого урегулирования, которое приводит всего лишь к гашению конфликтов, а не к реализации национально-политических прав нашего народа.
В утверждении НКР, как второго, суверенного армянского государства заинтересованы ведущие державы Запада и Востока, но даже при всем этом, не стоит превращаться в чуждый проект, а вести свои игры на чужом "поле". Но это уже другая тема, для других людей.