В Алтайском крае и Республике Алтай закрылся летний туристический сезон. О положительных и отрицательных тенденциях этого сезона корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 4 сентября, рассказала член президиума Алтайской торгово-промышленной палаты (АТПП) и Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ), руководитель ООО "Спутник-Алтай" Вера Матюхина.

ИА REGNUM Насколько увеличился поток туристов на Алтай? Все-таки популярность региона с точки зрения его туристко-рекреационных возможностей растет.

Лично у меня складывается очень размытая картина по этому сезону. В ассоциации туризма мы только к концу сентября сделаем общий анализ. Но если говорить об эмпирических впечатлениях, то работа наших властей по продвижению алтайского туристического продукта, и в том числе комплекса "Бирюзовая Катунь", вне всякого сомнения активизировало внимание к региону. Но как распределялся туристический поток, не понятно.

Несмотря на то, что суммарный поток увеличился, прямопропорционального увеличения клиентов у туроператоров не произошло. Туркомплексы с трудом загружались, и о перезагрузке тем более нельзя говорить. У меня и моих коллег все больше складывается впечатление, что возрос поток неорганизованных туристов. Они миновали наши турфирмы, предпочитая останавливаться, допустим, на квартирах у местных жителей.

ИА REGNUM: Из каких регионов России идет самый наибольший поток туристов на Алтай?

По-прежнему лидируют Новосибирск, Кемерово и Омск. В активные туры чаще всего отправляются туристы из европейской части России. Что касается излюбленных мест отдыха, то традиционно наибольшей популярностью пользуются озера Телецкое и Ая, Чемальский район Республики Алтай и "Бирюзовая Катунь".

ИА REGNUM: Каково соотношение цена и качества на алтайском туристическом рынке?

Я стойко убеждена, что у нас не все благополучно с ценообразованием. Цены не соответствуют качеству. Провести две недели на Алтае в хороших условиях стоит столько же, сколько в Турции, включая перелет, а то и дороже. Поэтому параллельно с приростом на рынке внутреннего туризма мы наблюдаем еще больший рост на рынке международного туризма - туризма на выезд за рубеж. Это абсолютная тенденция в 2007 году.

ИА REGNUM: А интерес иностранцев к Алтаю увеличился?

Да. В основном на Алтай едут из Германии, Чехии, Франции, Дании, США, Италии. Причем увеличилось количество иностранцев, которые напрямую стали обращаться в алтайские компании, чтобы провести здесь отдых. Сегодня в крае работают две фирмы, которые прошли перерегистрацию и получили референт-номер в Министерстве иностранных дел, чтобы иметь право приглашать иностранцев. В прошлом году 50% клиентов мы сами приглашали и сами обслуживали, другие 50% туристов обращалась в агентство с уже открытыми визами. Теперь же все больше иностранцев стали обходить посредников, допустим московские компании, и стали выходить сразу на нас.

ИА REGNUM: Этим летом произошло небывалое количество трагедий с туристами, которые не проходили регистрацию, не страховали свои жизнь и здоровье перед прохождением сложных маршрутов. Погибло больше десятка человек. По вашему мнению, такая плохая слава не помешает Алтаю дальше развивать туризм?

Я думаю, что у этой славы, как и у медали, две стороны. Чем больше ажиотаж, тем больше внимания. Статистика страшная, в два раза увеличилось число погибших. Но некоторых людей эти ужастики завораживают. И я очень боюсь, что их именно это будет побуждать приезжать на Алтай.