Обзор самарских СМИ за 20 - 21 августа 2007 года.

ПОЛИТИКА

"Политические партии, претендующие на прохождение в декабре этого года в Госдуму РФ, активизируют свою PR-деятельность в Тольятти - втором по величине городе Самарской области. При этом практически каждая из них делает ставку на рабочих АО "АвтоВАЗ"", - сообщает газета "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". Издание пишет: "Самарское реготделение ЛДПР подало в Центральный райсуд Тольятти повторный иск с требованием обязать городскую думу собраться на заседание в срок до 15 сентября и сформировать городскую избирательную комиссию, без чего невозможно проведение довыборов в местный парламент по трем округам, намеченных на декабрь. Основанием для обращения партийцев в суд стало то, что в начале лета дума трижды не смогла набрать кворум для проведения заседания, после чего ушла на каникулы, так и не решив вопрос. В начале августа либерал-демократы уже обращались в суд с аналогичным требованием, однако их заявление было не принято к производству по формальным признакам. По оценкам наблюдателей, обеспокоенность либерал-демократов судьбой тольяттинского горизбиркома объясняется желанием еще раз заявить о себе в городе в преддверие декабрьских выборов в Госдуму РФ. С этой же целью ЛДПР, как отмечают аналитики, полторы недели назад заявила о необходимости создания на ОАО "АвтоВАЗ" нового (третьего по счету) профсоюза, который бы работал в тесном контакте с региональной парторганизацией. Тогда же либерал-демократы провели митинг, выразив таким образом свою солидарность с рабочими, требовавшими в начале месяца повышения зарплаты. Заметим, что интерес ЛДПР ко второму по величине городу области обозначился еще во время мартовских выборов в губернскую думу, когда приехавший в регион лидер партии Владимир Жириновский был возмущен тем, что его не пустили на завод. Тольятти и крупнейшее градообразующее предприятие города - АвтоВАЗ - сегодня находится в зоне пристального внимания и других партий. Так, единороссы, желая собрать по области максимум голосов избирателей, решили идти на выборы с тремя списками кандидатов, один из которых будет тольяттинским. Возглавит его, по данным "Коммерсанта", действующий депутат Госдумы, выходец с ВАЗа Анатолий Иванов. "Тольятти, как и Самара, - принципиально важная для нас территория, - заявил член регполитсовета "Единой России" Максим Матыгин. Он отметил, что на мартовских выборах за партию в этом городе проголосовали 29,6% избирателей (в Самаре "медведи" набрали" 21,4% голосов), а в декабре результат планируется улучшить. "В Тольятти у нас не выигрышные позиции, - сказали в регополитсовете. - Пока нет четкой стратегии работы там, но, конечно же, будут задействованы все механизмы, обязательно будет вестись агитационная работа с работниками АвтоВАЗа". Не лучшие позиции в Тольятти и у справороссов. Актуальные левые, видимо, как и "медведи", пойдут на выборы в Тольятти с отдельным списком кандидатов в депутаты. По данным "Коммерсанта", возглавит его либо президент холдинга "АвтоТрейд" Владимир Яркин, либо гендиректор мясокомбинатов "Диком" и "Комсомольский" Михаил Родионов. "Есть большое количество людей, которые поддерживают "Справедливую Россию", в том числе и в Тольятти. Но кто сказал, что их достаточно? Наш избиратель - человек наемного труда, поэтому, естественно, будет вестись работа с профсоюзными организациями крупных предприятий Тольятти", - рассказал член регионального бюро "СР" Петр Сучков. Коммунисты также намерены активизировать агитационную работу в Тольятти, в том числе и среди рабочих ВАЗа. "Тольятти как второй по численности город области важен для нас, - сказал руководитель пресс-службы областной организации КПРФ Владимир Донкин. - На выборах в Госдуму в 2003 году мы получили в Тольятти 11% голосов, в марте на выборах в губдуму - уже 19,5%. Эта тенденция будет сохраняться: мы повышаем эффективность своей работы с учетом специфики города. Сейчас "проснулся" коллектив АвтоВАЗа: пока рабочие выдвигают экономические требования, но уже растет внутренний протест против руководства завода, что отразится на результате выборов". По оценке председателя правления реготделения ООО "Голос" Людмилы Кузьминой, фаворитом кампании в Тольятти в декабре будут единороссы, контролирующие АвтоВАЗ, топ-менеджеры которого входят в руководящие органы ЕР. "На втором-третьем месте по количеству голосов в Тольятти будут ЛДПР, КПРФ, - сказала она. - Думаю, что сможет получить определенный процент и СПС, имеющий в городе ярких представителей".

"Подполковник милиции объявлял граждан в розыск за участие в Марше несогласных", - сообщает "Новая газета". Издание пишет: "Если завтра вы увидите на стенде "Их разыскивает милиция" родственников, друзей, знакомых или, что тоже вполне вероятно, себя любимого, не удивляйтесь. Более того, не пытайтесь выяснить, как вы или ваш, допустим, сын оказались на этой позорной для каждого законопослушного гражданина доске. Станете выяснять, вас тут же задержат и будут спрашивать, что и где вы украли или кого лишили жизни. Ваши уверения в законопослушности, вероятнее всего, признают попыткой увильнуть от ответственности, за что можно схлопотать по ушам либо по другим частям организма. А когда вас выпустят из "обезьянника", никто перед вами не извинится. И, главное, никто не понесет за это наказания. 15 мая, накануне запланированного в Самаре "Марша несогласных", в метро на станции "Московская" на стенде "Их разыскивает милиция" были размещены фотографии с указанием ф.и.о. и года рождения более двадцати молодых людей, готовивших марш и планировавших принять в нем участие. Между тем никто их не искал. Они не терялись, преступлений не совершали, более того - и не планировали совершать. Лишь одно преступление им можно было инкриминировать - они решили, что они свободные граждане, живущие в свободной стране, и могут свободно и открыто заявить, кто и что в этой стране их не устраивает. Чем, видимо, сильно напугали чиновную власть. А та с испугу наворочала столько, что вспомнить стыдно. Вершиной маразма стало объявление в розыск законопослушных граждан. Этот позорный для Самары и ее правоохранительных органов факт зафиксировали большинство зарубежных и российских журналистов. А их тогда в Самаре было много. Именно в эти дни в "Волжском утесе" проходил саммит Евросоюза, где на пресс-конференции президент Путин поразил всех глубокомысленными размышлениями о полуполном и полупустом стакане с демократией... У стенда, был задержан "разыскиваемый" Максим Калач, желавший выяснить, кто и зачем оказал такое внимание его скромной персоне. Три часа, проведенные в РОВД, его любопытство удовлетворили не полностью, но желание общаться с людьми в форме как-то отпало. Остальные разыскиваемые, учтя опыт Максима, решили от правоохранителей справедливости не требовать. 25 мая редакция "Новой" в Самаре направила запрос начальнику ГУВД по Самарской области Александру Реймеру. Нас интересовали три вопроса: кто и по чьей команде развесил на стенде "Их разыскивает милиция" фотографии людей, не находившихся в розыске? проводилось ли служебное расследование по данному факту? какое наказание и кто конкретно понес за противоправные действия, совершенные его подчиненными в отношении группы граждан Российской Федерации? 9 июня мы получили ответ, подписанный заместителем Реймера А.Н. Шаховым: "Сообщаю, что по Вашему обращению проведена служебная проверка. <...> установлено, что фотографии были размещены милиционером ППСМ по указанию заместителя начальника отдела внутренних дел на метрополитене ГУВД по Самарской области подполковника милиции Капустина А.И. Так как подполковником Капустиным А.И. и ранее неоднократно допускались нарушения служебной дисциплины и законности, руководством ГУВД по Самарской области принято решение об увольнении его из органов внутренних дел". Вроде радоваться надо, нарушитель наказан, но вопросы-то остались. Например такой: было ли широкое обсуждение противоправных действий господина Капустина с личным составом УВД Самарской области? Знают ли сотрудники самарской милиции, как и за что уволен Капустин? А главное - что сделано, дабы впредь другие преступники не объявляли в розыск невинных людей? Впрочем, спасибо, что ответили. Вовремя и по делу. Из Самарской областной прокуратуры, куда мы направили следующий запрос, ответ пришлось просто вытягивать. У прокурора Самарской области Юрия Денисова редакция поинтересовалась: являются ли противоправные действия Капустина уголовно наказуемыми? А если это так, возбуждено ли в отношении него уголовное дело и кто это дело ведет? Вопросы-то, в общем, несложные. Ответ, который не был своевременно направлен в редакцию, а получен после многократных звонков и неоднократного посещения областной прокуратуры, через полтора месяца дала прокуратура города Самары: "Настоящим сообщаем, что... была проведена служебная проверка. В результате проверки за нарушения служебной дисциплины и законности Капустин А.И. был уволен из органов внутренних дел. В связи с тем, что в ходе проведенной служебной проверки оснований для проведения проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ выявлено не было, такая проверка не проводилась...". И подпись: заместитель прокурора города Самары, младший советник юстиции С.И. Панюшкин. Ответ похож на дырку от бублика. Вроде есть, а потрогать нельзя. К моему великому сожалению, ни прокурор Денисов, ни его подчиненный так и не ответили на главные вопросы: являются ли действия Капустина уголовно наказуемыми, и если да, то почему на него до сих пор не заведено уголовное дело? Вывод напрашивается один - простой, как милицейская дубинка: не удивляйтесь, если завтра... (см. начало)".

ЭКОНОМИКА

"По данным ежеквартального отчета, в составе акционеров ОАО "АвтоВАЗ" произошли изменения: 11,5% акций предприятия (из них 7% голосующих) теперь владеет офшор Roscoe Holdings Limited", - пишет "Коммерсантъ - Среднее Поволжье". Газета сообщает: "Руководитель пресс-службы АвтоВАЗа Иван Скрыльник подтвердил, что Roscoe Holdings появился не случайно и имеет отношение к процедуре создания прозрачной структуры уставного капитала автопроизводителя. В ИК "Тройка Диалог", которую еще весной менеджмент "Рособоронэкспорта" привлек для устранения перекрестной схемы владения, отказались прокомментировать изменения в составе акционеров. Аналитик инвестиционной компании "Антанта Капитал" Илья Макаров предполагает, что структура Roscoe явно является аффилированной структурой "Рособоронэкспорта" или "Тройки Диалог", которая могла скупать на нее акции. По оценке экспертов, то, что контрольный пакет акций АвтоВАЗа принадлежит его дочерним структурам, означает, что фактически завод принадлежит "сам себе". Придуманная в середине 90-х годов для защиты от рейдерства схема отдает всю полноту власти текущему менеджменту, но не делает АвтоВАЗ привлекательным в глазах мирового бизнес-сообщества, для которого прозрачная структура собственности - один из главных критериев инвестиционной привлекательности компании. Устранение перекрестной структуры владения акциями АвтоВАЗа предполагалось произвести по следующей схеме: контрольный пакет предприятия принадлежит дочерним структурам автозавода, которые планировалось присоединить к материнской структуре и ликвидировать. Тогда акции перейдут в собственность АвтоВАЗа и должны будут погашены. "Акции предприятия, которые числятся у него на балансе, должны быть погашены в течение года, - пояснил старший трейдер ИК "Восток-Инвест" Василий Шевелев. - В этом случае оставшиеся акции контролируют большее количество голосов и эти бумаги имеют большую долю в уставном капитале". По подсчетам аналитиков, ФГУПу необходимо консолидировать у себя около 23% акций автозавода, чтобы после погашения акций, принадлежащих сейчас дочерним структурам, контролировать 75%+1 акцию АвтоВАЗа. Этот процесс, по прогнозам экспертов, близок к завершению. "Исходя из наших данных, "Рособоронэкспорту" уже принадлежит более 20% в уставном капитале АвтоВАЗа: 7,12% были куплены у Внешэкономбанка, 11,5% принадлежит Roscoe и 1,47% были выкуплены на аукционе у Минимущества (приобретателем была "Тройка Диалог"). Неизвестно, сколько еще акций контролирует "Тройка Диалог", - рассказал аналитик ИК "Антанта Капитал" Илья Макаров. Кроме того, АвтоВАЗ летом выставлял оферту акционерам на выкуп пакета в 8,1% акций (2,6 млн акций, среди которых 2 млн - голосующие). Кроме того, по мнению экспертов, об окончании процесса устранения кольцевой структуры собственности говорит и решение о конвертации при дроблении акций АвтоВАЗа, зафиксированное в квартальном отчете эмитента. Одна акция автозавода номинальной стоимостью 500 рублей будет конвертироваться в 100 акций номинальной стоимостью 5 рублей. По мнению Василия Шевелева, это расширит потенциальный круг инвесторов и повысит капитализацию предприятия, что, в свою очередь, позволит на наиболее выгодных условиях продать блокирующий пакет (25%+1 голосующая акция) АвтоВАЗа стратегическому инвестору. "На самом деле привлекательность автозавода для инвестора только таким образом повысить нельзя. Пока не будет реальных результатов по новым автомобилям или разработкам, ни о какой привлекательности говорить не стоит", - считает Илья Макаров".

"Доля рынка АвтоВАЗа на российском рынке упала до исторического минимума", - сообщает "Самарское обозрение". Газета пишет: "Доля рынка ОАО "АвтоВАЗ" в сегменте новых автомобилей по итогам работы во II квартале снизилась почти до 28%. Информация об этом содержится в квартальной отчетности предприятия, раскрытой на прошлой неделе. Снижение повлекло за собой и уменьшение выручки тольяттинского автозавода более чем на3,4 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Опубликованные в отчетности данные в очередной раз подтвердили печальную статистику постепенного снижения доли ВАЗа на российском рынке новых автомобилей. Так, по итогам 6 месяцев 2007 года на автомобили российских марок пришлось всего порядка 31,6% рынка новых автомобилей, из них чуть более 3% - на марки Ladа. Продажи новых иномарок составили 68,4%. Именно растущие продажи иномарок, сопоставимых по цене с продукцией тольяттинского автозавода, участники рынка называют в качестве основной причины падения доли ВАЗа. По данным экспертов ИК "Финам", "доля ВАЗа на российском рынке новых автомобилей по итогам 2006 года составила порядка 38,9%. Годом ранее автозавод контролировал 48,7%, в 2004 году - 54,3%, а в 2003-м - 63%. Таким образом, несмотря на оптимистичные заявления топ-менеджеров ВАЗа о стабилизирующемся положении предприятия и успехах новых моделей завода, завод продолжает терять свою долю рынка: за последние четыре года тольяттинцы потеряли почти половину своих позиций". Как отмечает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин, продажи иномарок в России за прошлый год выросли на 65%, тогда как продажи отечественных моделей упали на 9%. В этом году, по словам Лямина, "тенденция не изменится, и отечественный автопром потеряет еще 5-6%, даже несмотря на запуск "Приоры". Причина очевидна - новые заводы по сборке иномарок уже предлагают модели сопоставимой цены и как минимум не худшего качества". Между тем, по мнению директора представительства ЗАО "Финам" в Самаре Максима Ловцова, необходимо учитывать, что результаты деятельности совместного предприятия "GM-АвтоВАЗ" не учитываются опубликованной отчетностью. Основной причиной сокращения производства и выручки представители компании называют переход к новому модельному ряду, а именно к выпуску Lada Priora и Lada Кalinа. "По нашему мнению, выпуск автомобилей и выручка компании продолжат снижение в связи с ростом цен на продукцию ВАЗа и прямой конкуренцией с бюджетными иномарками, которые имеют большее количество опций и, по мнению потребителей, более надежны в эксплуатации. Поскольку выручка снизилась сильнее, чем объем выпуска, можно сделать вывод, что ВАЗ продавал в первом полугодии 2007 года больше дешевых моделей; чем в первом полугодии 2006 года. Таким образом, переход на новый модельный ряд может негативно сказаться на доходах компании во втором полугодии. Существенную угрозу доле рынка вазовских моделей представляет рост продаж в России китайских машин, которые всерьез потеснили отечественный автопром именно в их родном, дешевом ценовом сегменте", - считает Максим Ловцов... Интересно, что те данные по продажам автомобилей, которые приводят дилеры волжского автозавода, сильно разнятся. По словам представителя одной из тольяттинских компаний, обвал продаж автомобилей ВАЗа наблюдается уже последние полгода. По разным данным, на площадках автозавода и его дилеров скопилось около 130 тысяч автомобилей, и этот показатель не стремится к уменьшению, несмотря на активную пиар-кампанию, развернутую менеджментом ВАЗа. В свою очередь, по словам начальника отдела маркетинга ОАО "Самара-Лада" Ольги Толстиневой, несмотря на то, что доля автомобилей производства ВАЗа постепенно сокращается, продажи в абсолютном выражении держатся на одном уровне, и даже идет их рост. "Во всяком случае, за первое полугодие 2007 года в нашем салоне было продано даже больше вазовских автомобилей, чем за этот же период 2006 года, так что мы никакого сокращения продаж не почувствовали. А падение доли тольяттинского завода, скорее всего, можно объяснить общим ростом автомобильного рынка в России и приходом доступных иномарок", - отметила Ольга Толстинева. О хороших продажах вазовских автомобилей и постоянной нехватке квот неоднократно заявлял президент холдинга "Автотрейд" Владимир Яркин. Однако почти все без исключения дилеры сходятся во мнении, что если ВАЗ не будет предлагать новые модели, то уже через 3-4 года рентабельность этого бизнеса может упасть".

ОБЩЕСТВО

"До осени остались считанные дни, а самарцы не знают, куда деться от жары", - сообщает "Комсомольская правда в Самаре". Газета пишет: "Действительно, нынешнее лето можно назвать аномальным, - рассказала Людмила Анурова, начальник Гидрометцентра ГУ Самарской области по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. - Обычно в это время в августе температура воздуха 18 - 20 градусов. Сейчас же она не опускается ниже 32-х. Такого в губернии не наблюдалось уже 40 лет. Продержится такая жара еще неделю. Правда, в некоторых районах Самарской области возможны сухие грозы, но дожди маловероятны". Делать прогнозы на более долгий срок метеорологи не берутся. А родители школьников тем временем опасаются, что жара не спадет и к сентябрю. Неужели тогда детям придется париться в школьной форме? "Такой вопрос мы уже обсуждали, - заявили по телефону "горячей линии" департамента образования. - Если останется стоять такая жара, то школьную форму носить будет необязательно. Родителям достаточно будет одеть ребенка в белый верх и черный низ". Конечно же, сильнее всего от жары страдают не слишком здоровые люди. "В такую жару к нам обращаются намного больше людей, чем обычно, - рассказал Владимир Кузьмин, заведующий поликлиникой при Самарском областном клиническом кардиологическом диспансере. - Некоторые приходят самостоятельно, но многих привозят и на "скорой". На мой взгляд, основная проблема горожан - не сама жара, а неумение следить за собой в это время. Зрелые люди, зная, что у них не очень здоровые сердце и сосуды, чрезмерно перегружаются на дачах. А молодежь - на пляже и набережной". "В эти выходные нас около десяти раз вызывали к так называемым "утопленникам", - подтверждают слова кардиолога и сотрудники оперативного отдела городской станции "скорой помощи". - Разгоряченные люди с ходу бросаются в Волгу. И хотя вода не очень холодная, разница температур все же велика. Сосуды не выдерживают нагрузки, отсюда - сердечные приступы. К счастью, на этот раз обошлось без трагедий: всех горе-пловцов мы успели спасти и отвезти в больницы им. Семашко и Пирогова".