Обзор прессы Хабаровского края за 13 - 17 августа

"Дальавиа" решила стать еще более независимой от "Альянса". Добровольцы взяли под защиту тюленей. Младенцы тоже отбывают наказание в колонии.

"Дальавиа" намерена построить собственный топливно-заправочный комплекс (ТЗК) в аэропорту Хабаровска, отказавшись от использования действующего ТЗК, принадлежащего владельцу аэропорта - ЗАО "Альянс-Пром". Строительство планируется завершить в течение полутора-двух лет. Размер инвестиций в строительство ТЗК не уточняются. Впрочем, по данным экспертов, стоимость строительства ТЗК для аэропортов, аналогичных хабаровскому, превышает 150 млн руб., при этом окупаемость проекта составляет более 10 лет. Как пишет в номере от 17 августа газета "Коммерсантъ - Хабаровск", в настоящее время монополистом в области заправки воздушных судов в аэропорту Хабаровска является ЗАО "Альянс-Пром", которому принадлежит 100% ОАО "Хабаровский аэропорт". На действующий ТЗК поставляется керосин, производящийся на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе (ХНПЗ), принадлежащем нефтяной компании "Альянс". Ранее, до выделения аэропорта из состава авиакомпании, функции по заправке самолетов принадлежали "Дальавиа". В апреле текущего года произошел конфликт между "Дальавиа" и ОАО "Хабаровский аэропорт". Тогда аэропорт отказался заправлять самолеты "Дальавиа" из-за задолженности авиакомпании, которая на тот момент составляла более 14 млн руб. Из-за этого было сорвано два рейса, а пассажиров пришлось отправлять другими бортами. Позже задолженность была погашена. На сегодняшний день отношения между "Дальавиа" и "Хабаровским аэропортом" рабочие. Генеральный директор ОАО "Хабаровский аэропорт" Алексей Власов скептически отнесся к инициативе "Дальавиа". По его словам, строить ТЗК нужно там, где очень динамично начинает развиваться аэропорт и один заправочный комплекс не может удовлетворить все потребности. "Сейчас на нашем ТЗК практически завершена модернизация, его можно эксплуатировать, как минимум, 15-20 лет", - подчеркнул гендиректор аэропорта. Он сообщил, что его компания предлагала "Дальавиа" приобретать топливо у других поставщиков и хранить его на ТЗК ОАО "Хабаровский аэропорт", однако авиаторов не устроили предложенные "Альянс-Промом" расценки. "Если у них много денег, пусть строят свой комплекс", - резюмировал Власов. Он уточнил, что в будущем в хабаровском аэропорту может появиться заправщик мирового уровня - "Хабаровский аэропорт" ведет переговоры с британской Shell Aviation. Руководитель дальневосточного управления Росавиации Геннадий Климовец уверен, что все аэропорты международного значения должны иметь, как минимум, два ТЗК. "В том, что "Дальавиа" раньше всех проявила инициативу, нет ничего плохого", - уверен он.

На самой южной точке Татарского пролива на шлагбауме у берега соленый ветер треплет табличку: "Тюлений заповедник, остров Токи". До этого острова от берега - рукой подать. Абсолютно плоский, как блин, Токи вот уже несколько десятилетий привлекает тысячи морских млекопитающих: здесь пересекаются пути их сезонных миграций. Как пишет в номере от 15 августа газета "Амурский меридиан", еще совсем недавно браконьеры истребляли здесь моржей, сивучей и тюленей. "Вон, на соседних островах, в округе эти животные последние остались! Деревенские всю дорогу их стреляли и маленьких таскали тюленят, - сокрушается добровольный инспектор острова Иван Москалев. - В основном их только тюлений жир интересует или на корм собакам такую красоту пускают". Государственные службы разводили руками: где взять деньги на охрану? Теперь путь браконьерам сюда заказан: частные предприниматели, арендовав базу как раз напротив острова, взяли тюленей и сивучей под защиту. И добились официального признания Токи заповедником. Первым морским на Дальнем Востоке. Тюлений патруль выходит в дозор в теплое время года, на Токи тысячи животных проводят только летние каникулы. Ежедневную вахту несут все сотрудники частного предприятия, для них это как вторая работа, причем - бесплатная. Впрочем, хотя волонтеры и охраняют остров, нужными полномочиями для того, чтобы оштрафовать или изъять оружие у нарушителей, они все-таки не обладают, дают сигнал официальным лицам. "Мы несем совместную вахту с предпринимателями. Побережье-то большое, и людей выделить только на охрану одного острова - это нереально, к тому же где столько ГСМ для катеров напастись? - разводит руками руководитель морской инспекции Советско-Гаванского района Валерий Чихман. - Потому частники нам очень помогают". Сейчас добровольцы снова бегают по чиновничьим кабинетам - на соседних, плохо охраняемых островах варварская охота на ластоногих продолжается".

На сегодняшний день в России девять домов ребенка, которые входят в состав системы исполнения наказаний (УФСИН). Один из них находится в Хабаровске. Как пишет в номере от 17 августа газета "Тихоокеанская звезда", сюда попадают младенцы с пяти дней от роду. "Пока им не исполнится три года, ими занимаются исключительно люди в погонах. Дальше забота об их судьбе переходит к обычным социальным учреждениям. Так записано в законе. Но сегодня, похоже, все идет к тому, что этим несчастным детишкам придется вместе со своими непутевыми мамашами находиться в неволе "от звонка до звонка". До середины 80-х годов в колонии № 12, что близ Хабаровска, в селе Заозерное существовала отдельная колония исключительно для мам с детьми. Несколько корпусов - дом ребенка, барак, родильное отделение - за тюремным забором с вышками и охраной. Потом мамы переехали в колонию № 12. Дом ребенка стоит чуть в стороне, родительниц сюда приводит конвой. Сегодня в планах руководства УФСИН РФ по Хабаровскому краю воссоздать колонию для мам с детьми в прежнем виде. Еще в 2006 году детей, которым исполнилось три года, без всяких проблем принимали в хабаровские детские дома. Когда же вступил в силу 131-й федеральный закон, и муниципальные, краевые и федеральные власти поделили полномочия и сферы влияния, младенцы из колоний оказались ничьими. Вернее, финансируются эти дома за счет государственных средств и статус имеют федеральный. Поэтому в муниципальные социальные учреждения их не принимают. Вот уже год начальник медицинского отдела УФСИН РФ по Хабаровскому краю Сергей Степанов ведет переписку с министерством образования края, с управлением образования Хабаровска и практически со всеми детскими домами. Ответы почти идентичны - мест нет. И отказы эти вполне законны. Согласно законодательству дети должны находиться в социальных учреждениях по месту прописки их мам. Если у родительницы было жилье, оно по закону должно закрепляться за ребенком. Но и в противном случае муниципальные власти обязаны будут выпускника детского дома обеспечить квартирой и социальной поддержкой. Где и без того небогатому, например, Хабаровскому району взять денег на детей из других регионов? Пока Степанову и прокурору Кармянскому удается пристраивать детишек. Большей частью уговорами. Иногда детские дома выдвигают практически невыполнимые условия, при которых согласны будут взять ребенка. Таких детишек, которых система исполнения наказаний должна передавать в социальные учреждения, по всей России в год набирается не больше сотни. В Хабаровске их в среднем 7-9 человек. Горстка малышни, по поводу которых в законах оказался пробел. Чтобы исправить положение, законодателям нужно размышлять, голосовать, утверждать и так далее. Все мы знаем, как долго и трудно это делается. Но делать-то нужно. Не содержать же малышей в самом деле в колониях для осужденных до совершеннолетия?", - заключает газета.