"Из свирских отходов не станут извлекать золото": обзор иркутских СМИ
Обзор СМИ Иркутской области за 22 - 29 июля
О завершении процедуры банкротства некогда одного из стратегических предприятий Иркутской области - Горно-обогатительного комбината (ГОК) "Мамслюда" 16 июля рассказала газета "Коммерсант. Восток России" в материале под названием "Мамслюда" освободится от долгов". Как пишет издание, 25 июля конкурсный управляющий ФГУП ГОК "Мамслюда" Павел Прудкий сообщил, что покупатели горнодобывающего предприятия наконец решили полностью расплатиться за переданное еще в прошлом году имущество. В июле 2006 года наиболее ликвидные активы ФГУПа-банкрота были выставлены на аукцион. Его победителем было признано ООО ГОК "Мамслюда", учредителями которого были частные лица Юрий Курин и Татьяна Морозова. За имущество ГОКа на торгах они предложили 18,82 млн рублей. На основании договора купли-продажи, подписанного в день торгов, инвесторы должны были перечислить средства на расчетный счет ФГУПа в течение месяца после аукциона. Однако в итоге новые владельцы внесли лишь часть - 10,42 млн рублей.
Генеральный директор ООО ГОК "Мамслюда"
ГОК "Мамслюда" расположен на севере Иркутской области в Мамско-Чуйском районе. Предприятие является единственным в России производителем слюды-мусковита, осуществляющим ее переработку в листовые слюды. Они используются преимущественно в электротехнической и электронной промышленности в производстве высококачественных электроизоляционных материалов. Юрий Борисов вчера (15 июля - ИА REGNUM) подтвердил информацию о принципиальном решении владельцев ГОКа расплатиться с ФГУПом-банкротом: "Деньги по сделке будут перечислены в конце этой недели, максимум - в начале следующей" (27 июля - 3 августа - ИА REGNUM). В этом случае, по словам Павла Прудкого, процесс банкротства ГОКа будет завершен к концу октября.
При этом, как продолжает издание, как дальше будет развиваться созданный на базе государственного предприятия ГОК, пока непонятно. Его владельцы ранее не озвучивали своих инвестиционных планов в отношении "Мамслюды". По оценкам менеджмента предприятия, ГОК может производить до одной тысячи тонн продукции в год при условии вложений в размере не менее пяти млн рублей. Юрий Борисов, впрочем, сообщил, что в этом году предприятие начало работать только в мае - до этого времени у ГОКа отсутствовала ключевая лицензия на взрывные работы: "Тем не менее, в этом году в условиях повышения спроса на мусковит мы планируем произвести не менее 500 тонн сырья".
Отраслевые эксперты предполагают, что нынешние владельцы ГОКа - Юрий Курин и Татьяна Морозова - скорее всего, будут искать нового владельца для "Мамслюды", обладающего инвестиционными ресурсами. "Такой вариант исключать нельзя", - отметил Юрий Борисов, правда, уточнив, что пока реальных инвесторов для ГОКа он не видит. Теоретически инвесторами могут быть переработчики слюды вроде московской компании "Элинар" или казахстанской "Блок" (обе покупают сырье у "Мамслюды"). Ранее эти компании интересовались предприятием, однако не подали заявок на аукцион по продаже его активов. "Для них цена предприятия оказалась неподъемной", - пояснил Павел Прудкий. "Очевидно, что "Мамслюду" необходимо встраивать в вертикально интегрированный холдинг, который связан с производством слюды", - отметил аналитик ИК "
О перспективах ликвидации мышьякового загрязнения в городе Свирске (Иркутская область) 26 июля рассказал еженедельник "СМ Номер один". Статья об одной из самых острых экологических проблем региона озаглавлена "Из свирских отходов не станут извлекать золото". Как пишет издание, залежи мышьяковых отходов, а также зараженные руины бывшего оборонного завода в Свирске скоро ликвидируют. Город сегодня живет в ожидании экологического благополучия. Еще зимой комиссия по чрезвычайным ситуациям раздала департаментам и управлениям администрации Иркутской области задания, направленные на ликвидацию последствий мышьякового производства в Свирске. "В том числе департамент инновационной деятельности, науки и высшей школы должен был включить мероприятия по предпроектным изыскательским работам в план госзаказа на 2007 год, а департамент охраны окружающей среды и недропользования - продолжить работу по включению Свирска в президентскую программу "Уничтожение запасов химического оружия". Свирск попадает в третий этап программы: уничтожение собственно вредных производств, где делали оружие и производили сырье для него", - говорится в статье.
Как сообщает газета, в июне в Свирске побывал губернатор Иркутской области
"Ведь могло быть, что когда фирма "Дельта", которая хотела разрабатывать залежи отходов для извлечения золота и серебра, бурила пробные скважины, буром могли занести мышьяк в более глубокие слои почвы. Сейчас нужно бурить с обсадной трубой, и данные, насколько мышьяк проник в почву, будут более точны. И станет ясно, что же со всем этим делать - либо саркофаг строить с большой выемкой грунта, либо что-то другое", - объясняет Татьяна Степаненкова, главный эколог Свирска. Доисследования необходимы для того, чтобы завод включили в тот самый проект "Уничтожение химического оружия на территории России". Ведь каждый метр грунта, который планируется очистить, - это немаленькие деньги.
Кто подал заявки на конкурс по доисследованию территории завода, станет известно в августе. А в Свирске уже предполагают, что один из вероятных победителей - Иркутский государственный технический университет, университетский центр геоэкологических исследований. Они уже работали по Свирску, в том числе с фирмой "Дельта", которая до недавнего времени предпринимала попытки извлечь из отходов драгметаллы. "На уровне пробирок у них все прошло успешно. Но уже при испытании полупромышленной установки оказалось, что это нерентабельно", - объясняет неудачу "Дельты", на которую свирчане очень рассчитывали, Татьяна Степаненкова. Она говорит, что теперь все в городе с нетерпением ждут результатов конкурса и выступления в правительстве вице-премьера
О споре, разгоревшемся вокруг вопроса возвращения улицам Иркутска дореволюционных названий, рассказывает еженедельник "Пятница". 27 июля газета опубликовала статью под названием "Спорят из-за улиц". Как пишет издание, в центре Иркутска появились таблички со старыми названиями улиц, но местные власти говорят, что это сделано незаконно. Таблички разместили на домах рядом с привычными названиями. По мнению организаторов этой акции - представителей Иркутского отделения
Председатель городского отделения Союза русского народа Александр Турик рассказал газете, что на такую акцию его единомышленники решились от отчаяния: "Мы добиваемся переименования улиц уже не один десяток лет. Собирали подписи иркутян, передавали обращения в мэрию, но власти нас как будто не слышат". Между тем, Александр Турик уверен, что большинство горожан одобрят эту инициативу. Более того, он подчеркивает, что возвращение старых названий изменит в лучшую сторону атмосферу в обществе - "оживит жизнь в городе, повысит чувство патриотизма у людей". А чтобы новые названия горожане восприняли безболезненно, участники акции предлагают на несколько лет повесить на домах рядом две таблички.
"Сейчас подобные акции проходят по всей России, и, на мой взгляд, достаточно успешно. Например, в Новосибирске исторические названия вернули почти 50 улицам", - рассказывает Александр Турик. Кстати, в Иркутске, по мнению Александра Турика, надо сменить названия 130 улиц, которые были переименованы в начале прошлого века, после Октябрьской революции.
Однако иркутские власти не спешат поддерживать инициативу Союза русского народа. И главная причина - она не вписывается в действующее законодательство. "Вся наша жизнь регулируется законами, а не желаниями отдельных людей. Мало ли кто и как захочет назвать улицы!? На самом деле переименование - сложная и очень затратная процедура. Чтобы ее провести, необходимо получить ряд согласований на всех уровнях власти - от местного до федерального. Кроме того, потребуется заложить немалую сумму в бюджет города. Но это значит, что придется уменьшить другие расходы. Например, на ремонт дорог, школ и больниц. И самое основное - нужно узнать мнение горожан, как они относятся к этой инициативе", - сказал заместитель главного архитектора города Александр Баранников.
Зато законным является административное наказание, которое, возможно, применят к организаторам акции. Какое именно это будет наказание, пока неизвестно. Но незаконные таблички, скорее всего, снимут. Хотя сами чиновники мэрии и депутаты городской думы не выражают явного протеста по изменению названий. "Исторические имена интересны, но, мне кажется, они уже утратили свою актуальность", - сказал Александр Баранников. А заместитель председателя иркутской думы Александр Ханхалаев полагает, что некоторые места в городе все-таки могут сменить названия: "Площадь Кирова действительно может носить имя Сперанского или стать Тихвинской. Ведь это не повлечет за собой смены адресов, паспортов и путаницы с корреспонденцией (такового юридического адреса не существует, все здания относятся адресами к прилегающим улицам - ИА REGNUM). А вот с улицами - вопрос сложный. Старые названия, может быть, приятнее на слух, но существующие более привычные. И еще один минус - конфронтация в обществе. Ведь у такого решения будут как сторонники, так и противники".
Как отмечает издание, члены Союза русского народа, не смотря ни на что, намерены продолжать свою акцию. В ближайшее время они собираются разместить таблички со старыми названиями еще на нескольких улицах. Так, к Урицкого прибавится Пестеревская, к Терешковой - Кругобайкальская, к Трилиссера - Иерусалимская, к Горького - Харлампиевская. Административного наказания они не боятся. Считают, в городе найдется немало единомышленников среди предпринимателей, которые заплатят штраф. "Напишем президенту. Поднимем всю Россию. Будем действовать всеми законными методами", - уверяют они.
О появлении в будущем году новой достопримечательности в Иркутске - скульптуры символа Иркутска и Иркутской области, изображенной на гербе региона, - бабра 25 июля рассказала телепрограмма "Вести - Иркутск". По информации журналистов, изготовлением монумента займется всемирно известный бурятский скульптор Даши Намдаков. Телесюжет называется "Памятник бабру сделает для Иркутска скульптор Даши Намдаков".
"В областном центре появится новый памятник. На этот раз геральдическому символу Иркутска - бабру. За работу взялся известный скульптор, наш земляк Даши Намдаков. Бабр будет бронзовый. В зубах у него, как и на гербе Иркутска, добыча. Скульптуру предполагают установить в центре города в сквере имени Кирова. Отливать бабра Даши Намдаков будет в Москве в своей мастерской. Установить памятник должны в течение года, - говорится в телесюжете.
"Месяц назад я встречался с главным архитектором города. Обсуждали возможность установки скульптуры бабра. Будем надеется, что все это сложится", - заявил Даши Намдаков. Первая работа мастера, установленная на открытом воздухе, находится в поселке Усть-Ордынском (столица соседнего Усть-Одынского Бурятского автономного округа - ИА REGNUM). Это небольшая скульптура в любимом для Даши Намдакова авангардном стиле. Бурятская девушка едет на лошади по бескрайним усть-ордынским степям. Открытие монумента тогда приурочили к 85-летию Эхирит-Булагатского района. Недавно стало известно, что скульптуру осквернили вандалы. Неизвестные попытались отпилить хвост лошади, но что-то их спугнуло. Автор намерен отреставрировать свою работу в ближайшее время, несмотря на занятость. Известно, что сейчас он много работает в разных городах России и за рубежом. Работы Даши Намдакова находятся в коллекциях Эрмитажа, Государственного Музея искусств народов Востока. Персональную выставку мастера посещали канцлер Германии и президент