На последней сессии Совета народных депутатов Камчатской области была принята и отправлена в Госдуму РФ законодательная инициатива камчатских депутатов о принятии федерального закона, регламентирующего особый статус, который получила Корякия после объединения с Камчатской областью. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM 12 июля рассказала депутат Ирина Яровая.

ИА REGNUM: Ирина Анатольевна, расскажите, с чем была связана такая инициатива?

Полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков создал специальную рабочую группу, которая занималась вопросом об особом статусе. Корякский автономный округ получил такой статус после объединения с Камчатской областью. Нужно сказать, что это не является чем-то новым в части применения к Корякии. До нас такие территории с особым статусом при объединении уже были созданы в Красноярском и Пермском краях. Мне очень важно, чтобы читатели ИА REGNUM поняли, что особый статус появился не только в связи с объединением камчатских территорий. Это понятие введено ранее, и только по отношению к территориям, которые ранее относились к автономным округам, где компактно проживали национальные образования.

ИА REGNUM: Почему именно особый статус и что это означает?

Как мы понимаем особый статус - это вопрос определенного компромисса, потому что автономные округа были самостоятельными субъектами со всеми атрибутами госвласти, самостоятельным бюджетом и целевыми программами развития. Но, кроме того, что компромисс был достигнут, возник вопрос после объедения: а что это такое "особый статус"? Было много дискуссий. Я полагаю, что самый опасный путь - это попытка формирования каких-то новых институтов госвласти на этих территориях. Потому что речь идет о национальных образованиях. И если мы ведем речь о коренных малочисленных народах - это одна история, а если смотреть более широко (в рамках федерации), то эта тенденция может носить непредсказуемый характер.

ИА REGNUM: И что вы предлагаете делать?

Исходя из того, что процедура объединения проводилась с главными задачами улучшения социально-экономического развития территории и улучшения жизни людей и если это действительно так, то понятие "особый статус" должно приобрести экономическое звучание. Мы попытались через проект федерального закона, который почему-то еще не предложен нам федеральными органами власти, наполнить экономическим содержанием особый статус тех территорий, которые у нас сформированы в результате объединений.

ИА REGNUM: Что практически это означает?

Мы полагаем, что правительство РФ должно в течение года после образования нового субъекта разработать и принять программу социально-экономического развития территории на срок не менее чем на 10 лет. При этом вновь образованный субъект РФ (Камчатский, Пермский, Красноярский края), в течение полугода должен сформировать предложения правительству о том, как видят программу социально-экономического развития, какие основные направления и задачи.

ИА REGNUM: Почему вы выбрали именно такой подход к решению вопроса об особом статусе?

Если государство ответственно заявляет, что в РФ будут административно-территориальные единицы с особым статусом, то оно должно взять на себя ответственность за обеспечение социально-экономического развития этих территорий на первоначальном этапе, чтобы произошел толчок интенсивного развития территории.

ИА REGNUM: Что даст нам программа социально-экономического развития?

Если только такая программа появится - это будет плюс для Камчатского края, потому что сейчас у нас будет единый бюджет. Вот мы сегодня должны будем решать сложные вопросы экономической бюджетной обеспеченности территории. За счет чего? За счет каких ресурсов? И если мы получаем программу социально-экономического развития Корякии на 10 лет с четким финансовым обеспечением за счет федерального бюджета, то, конечно же, это не просто поддержка - это серьезный бонус для края. Тогда мы можем говорить о том, что появились новые источники, позволяющие обеспечить интенсивное экономическое развитие.

ИА REGNUM: Кроме программы развития, какие еще важные вопросы, по вашему мнению, должны быть решены?

Мы полагаем, должны быть решены вопросы, связанные с налогообложением. Конечно, прежде всего, тех предприятий, которые являются градообразующими или базовыми для экономики. Третья позиция - это вопросы освоения природных ресурсов и ископаемых. Это собственность РФ, и все доходы идут в федеральный бюджет. Единственная возможность, хотя бы частичного оставления на территории - это через федеральный закон "О разделе продукции". Мы полагаем, что и в этой части правительство может рассмотреть перспективно варианты использования природных ресурсов нашей территории через этот ФЗ. И последний, пожалуй, вопрос - это все то, что связано с вопросами государственно-частного партнерства.

ИА REGNUM: Как вы думаете, примет Госдума вашу инициативу?

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Скоро в Совете Федерации мы встретимся с представителями Красноярского края и Пермского края, чтобы выработать единую позицию по особому статусу. Будем надеяться, что нам удастся убедить депутатов Госдумы.