Несмотря на то, что поток узбекских гастарбайтеров в этом году перенацелен больше на Россию, в Казахстане много бригад сезонных рабочих из Узбекистана, в большинстве своем - нелегальных.

Для бурно развивающегося Казахстана, с ростом ВВП 10%, стремящегося войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, приток рабочей силы из сопредельных стран имеет ключевое значение. Идет бурное строительство в Астане, бывшей столице Алма-Ате, которая, по словам президента Нурсултана Назарбаева должна стать, как Нью-Йорк в США или Шанхай в Китае, развивается нефтяная столица республики Атырау. Также начинается строительство в областных центрах страны. Помимо этого, поднимается сельское хозяйство и возрождается промышленная инфраструктура.

Согласно официальному прогнозу Минтруда, потребность республики в рабочей силе будет увеличиваться на 60 тысяч человек ежегодно. Социально-экономическая ситуация в граничащих с Казахстаном Киргизией и Узбекистаном, проблема трудоустройства в этих странах, способствует притоку трудовых мигрантов в Казахстан, что является как нельзя кстати для республики. Несмотря на большое число трудовых мигрантов из Киргизии, власти ожидают увеличение трудовой миграции из Узбекистана.

Вместе с тем, отношения Казахстана с Узбекистаном развиваются довольно хаотично. С одной стороны, Казахстан во многом зависит от соседа, в частности, в области продовольствия. Уже этот фактор обязывает Казахстан дружить с узбеками. Однако, порой возникают ситуации, которые доходят до серьезных разногласий. Вспоминается "железный занавес", опущенный на южной границе Казахстана несколько лет назад. Официальной причиной был объявлен карантин по случаю бушующего на юге республики гриппа. Одновременно правительство Узбекистана предложило закрыть рынки в приграничных районах Казахстана и прекратить прием узбекской валюты. По-видимому, узбекские экономисты посчитали, что такие меры предотвратят отток валюты из республики и будут способствовать поддержке отечественного производства. Одновременно Узбекистан в одностороннем порядке закрыл рынки на своей территории, что стало причиной массовых шоппингов жителей соседнего государства в казахстанские южные районы. А после закрытия границы узбеки пошли контрабандными тропами. Таким образом, предпринятые официальным Ташкентом меры не только не исправили ситуацию, но и в какой-то мере способствовали ее обострению.

На сегодняшний день ситуация такова, что из-за высоких пошлин на импорт и низкого качества узбекских товаров большинство граждан этой страны предпочитают отовариваться в Казахстане. При этом официальный курс валюты в Узбекистане разительно отличается от реального, в результате чего обладатели валюты стараются обменять ее в теневом секторе. Поэтому существует как легальная, так и большая, очень большая нелегальная миграция.

По данным СМИ, в целом у проблемы узбекской нелегальной миграции имеется как минимум три составляющие. Во-первых, это ситуация в Узбекистане, где аграрное перенаселение, значительно слабее экономическая ситуация и сложнейшая социальная проблема - растущая безработица - приводят к постоянному "выбросу" трудоспособного населения в приграничные регионы Казахстана. Во-вторых, это востребованность дешевой нелегальной рабочей силы непосредственно уже в самом Казахстане, простота и доступность ее использования (достаточно хорошо отлаженная система найма нелегальных мигрантов). К примеру, по первым итогам легализации рабочей силы, которая проходила с августа по декабрь 2006 года, можно понять, что трудовые мигранты из Узбекистана превалируют на "рынке разнорабочих". Только за два месяца акции по легализации мигрантов через органы внутренних дел прошли 86 169 незаконных трудовых иммигрантов. Больше всего трудовых мигрантов на тот момент легализовали в Алма-ате, Алма-атинской и Южно-Казахстанской областях, а главное, что из общего числа легализованных гражданами Республики Узбекистан являются 62 689 человека (72,8%), Киргизской Республики - 11 350 (13,2%), Российской Федерации - 5 558 (6,4%), Республики Таджикистан - 2545 (2,9%), прочих - 4 027 (4,8%). Основная часть легализованных трудовых иммигрантов занята на объектах строительства (62 126), в сфере обслуживания (10 098) и сельском хозяйстве (7 880).

После пересечения границы Казахстана для каждого из них начинается трудная жизнь гастарбайтера. Среди мигрантов, вынужденных искать работу за рубежом, - мужчины и женщины, люди среднего возраста и молодежь. Последнее время даже подростки, которые закончили всего лишь девять классов, вместо учебы вынуждены ехать на заработки за рубеж. В настоящее время рынок труда в Узбекистане находится под демографическим давлением, так как в трудоспособный возраст вступает поколение молодых людей, рожденных в середине 80-х годов, т.е. в период максимально высокой рождаемости.

По официальным данным комитета по миграции Министерства труда и соцзащиты населения Казахстана, с 1999 по 2006 гг. наибольшее прибытие иммигрантов наблюдается именно из Узбекистана - 57,6% от общего числа прибывших их стран СНГ (на втором месте Россия - 26,5 %). На характер и уровень миграционных потоков влияют этнические казахи, проживающие в Узбекистане. По разным оценкам, в настоящее время в Узбекистане проживает около 1,5 млн представителей казахской диаспоры. Количество желающих вернуться на родину этнических казахов из Узбекистана всегда было больше, чем из других соседних государств. Это вызвано, прежде всего, желанием вернуться на историческую родину, следствием своего социально-экономического положения в стране проживания, а также желанием сохранить свою национальную идентичность.

За период с 1991 по 1 января 2007 года из Узбекистана в республику прибыло 89 425 семей (348 457 чел.) оралманов. Количество прибывающих превышает пределы ежегодно устанавливаемой квоты иммиграции оралманов из этого государства. Так, в 2004 году, при установленной квоте иммиграции на 6 216 семей, число прибывших оралманов составило 13 702 семей (48 870 чел.). Аналогичная ситуация сложилась и в 2005 году, когда количество прибывших (20 467 семей, 85 355 человек) значительно превысило установленную квоту иммиграции (10 885 семей). В 2006 году всего прибыло 13 337 семей, численностью 54 538 человек, при установленной квоте иммиграции на 10 885 семей оралманов из Узбекистана. В соответствии с законодательством им выплачены единовременные пособия, выделены средства на приобретение жилья, а также возмещены транспортные расходы и провоз имущества.

Основными областями расселения оралманов из Узбекистана являются Южно-Казахстанская - 117 568 человек, Жамбылская - 48 832, Алма-атинская - 38 033, Мангистауская - 30 512 человек. На основе Договора "О вечной дружбе между Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Республикой Узбекистан" от 10 января 1997 года было подписано Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики и Правительством Республики Узбекистан о регулировании процессов миграции населения. Данное Соглашение ратифицировано законом Республики Казахстан от 13.12.2000 г. Документ определяет основные направления сотрудничества в области регулирования процессов миграции.

В соответствии с соглашением, правительства государств сохраняют за собой право устанавливать квоту иммиграции на каждый календарный год, которая определяет предельное число иммигрантов, материально-финансовые ресурсы, необходимые для их приема, обустройства, адаптации и трудоустройства, а также регионы, куда они должны переселяться. Также, признают право лиц самостоятельно переселяться на территорию одного из государств, где каждое государство обеспечивает на своей территории защиту мигрантов и членов их семей от любых действий в форме насилия и угроз, а также иных действий по признаку пола, расы, языка, религии и убеждений, политических и иных взглядов, национального, этнического или социального происхождения, экономического, имущественного и семейного положения, как со стороны должностных лиц, так и со стороны физических лиц, групп, общественных объединений и других организаций в соответствии с законодательством этого государства. На взаимной основе освобождают мигрантов и членов их семей от ограничения на ввоз и вывоз личного имущество (за исключением предметов, запрещенных к ввозу законом государства въезда), таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов. Наряду с этим, государство выезда предоставляет мигрантам и членам их семей право приватизировать наравне со своими гражданами фактически занимаемое ими на законных основаниях государственное и муниципальное жилье, а также оказывает содействие в продаже или другой форме распоряжения жильем и другим имуществом, находящимся в их собственности.

В интервью корреспонденту ИА REGNUM консультант Института экономических стратегий - Центральная Азия Умиджон Абдуллаев сказал, что реформы, проведенные правительством Узбекистана за последние несколько лет, не привели к необходимому росту рабочих мест, особенно в сельской местности, откуда выезжает большая часть мужского населения на заработки. Кроме этого, согласно демографическим прогнозам, Узбекистан - это единственная страна в Средней Азии, в которой сохранятся высокие темпы роста населения, что, соответственно, отразится на росте количества трудоспособного населения.

С этим мнением соглашается узбекский журналист Юнус Халиков, который пишет на страницах Еurasianet, что причиной узбекской трудовой миграции является сочетание экономического застоя и устойчивого демографического роста. "По данным государственного Комитета по статистике, население страны составляет чуть более 26 миллионов и увеличивается примерно на 300 тыс. человек ежегодно. Процесс создания новых рабочих мест явно не поспевает за ростом населения, поэтому, как считают эксперты, стремление узбеков найти работу за рубежом в ближайшем будущем только усилится", - отмечает Халиков. В частности, согласно последним прогнозам, население Узбекистана при нынешних темпах роста может достигнуть к середине 2008 года 27-миллионной отметки.

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM председатель правления Узбекского национального культурного центра Алма-Аты, почетный работник Генеральной прокуратуры Республики Казахстан Джуракул Ходжаев отметил, что Казахстан пользуется большой популярностью у трудовых мигрантов из Узбекистана, так как казахский и узбекский народ имеют общие корни, родственные языки и обычаи. Помимо этого, одним из важных факторов привлекательности Казахстана является толерантность казахстанцев, и в этом плане Казахстан выглядит более привлекательным местом для трудоустройства, чем Россия.

"Я очень часто встречаюсь с приезжающими узбеками. Они раньше пытались поехать в Россию, в Москву, но в последнее время там складывается не совсем хорошая обстановка, произошли случаи несправедливого отношения к ним. А здесь, в соседней республике, корни у нас одни, поэтому они стремятся приехать сюда, здесь созданы благоприятные условия, тем более легализация прошла, тем более многие госорганы относятся объективно. И тем более народ друг друга понимает, обычаи, нравы, здесь похожие. Приезжие из Узбекистана находятся в лучшем положении, чем в России", - подчеркнул он. Вместе с тем, многие гастарбайтеры на страницах среднеазиатских СМИ отмечают, что в Казахстане сегодня работа предлагается тяжелая, а платят мало, в то время как в России можно заработать больше.

Касаясь статистики, аналитик Института экономических стратегий - Центральная Азия Мария Дисенова сказала корреспонденту ИА REGNUM, что официальные и неофициальные данные по узбекским мигрантам в Казахстане сильно отличаются. "Согласно исследованию Международной организации по миграции, число трудовых мигрантов из Узбекистана в Южном Казахстане, где концентрируется, наверное, до 90% всех узбекских мигрантов в нашей стране, составляет 200 тыс. по оценкам государственных чиновников, и до 1 млн, согласно данным НПО", - отметила она.

Вместе с тем, как подчеркивает Джуракул Ходжаев, узбекские мигранты не замыкаются только на Южном Казахстане, а активно нанимаются через строительные компании работать на объектах Астаны, Алма-Аты, Атырау, и в других городах. Однако, несмотря на выгодность привлечения рабочих из сопредельных стран, в Казахстане выражается обеспокоенность в плане нелегальной трудовой миграции, которая вызывает угрозу национальной безопасности.

На селекторном видео-совещании вице-министра внутренних дел Алика Шпекбаева с начальниками региональных департаментов было отмечено, что нелегальная миграция является одной из системных угроз национальной безопасности, новым вызовом современности и свидетельствует о необходимости усиления миграционного контроля. Учитывая тот факт, что Узбекистан граничит с Афганистаном и может служить одним из транзитных путей поставки наркотических средств с этой страны, к трудовым мигрантам из Узбекистана должно быть более чем пристальное внимание, тем более, что, по всей видимости, большинство трудовой миграции с Узбекистана носит нелегальный характер.

Между тем, силовые структуры Казахстана пытаются искать золотую середину между потребностью в трудовых мигрантах и попыткой решения проблемы. В частности, 11 июня в ходе круглого стола "Миграционная политика РК: реалии и новые подходы" начальник Управления миграционной полиции Комитета административной полиции МВД Казахстана Серик Саинов сообщил, что МВД вышло с инициативой в правительство о рассмотрении вопроса создания единого госоргана, в сфере миграции. Саинов также отметил, что в настоящее время МВД совестно с Министерством труда и социальной защиты населения рассматривает вопрос о возможности изменения порядка привлечения низкоквалифицированной иностранной рабочей силы, особенно занятой на сезонных сельскохозяйственных работах и строительстве. "Предполагается существенно увеличить, либо вообще отменить квоту на их привлечение, одновременно установив сбор за ее использование", - сказал он.

Однако, на просьбы участников круглого стола, конкретизировать свое сообщение по поводу создания единого госоргана, Серик Саинов не смог четко ответить о принципах работы предполагаемой структуры. Отсюда напрашивается вывод, что пока желание решить вопрос нелегальной трудовой миграции с сопредельными государствами опережает реальные идеи по решению этой проблемы. В отличие от Киргизии, которая всеми путями стремится наладить экономическое сотрудничество с Казахстаном. Путем двусторонних переговоров пытается организовать для своих граждан, желающих работать в Казахстане, благоприятные условия, Узбекистан в этом плане гораздо сдержаннее.

И хотя официальная миграция из Узбекистана существует относительно давно (как сообщил корреспонденту ИА REGNUM консультант Института экономических стратегий - Центральная Азия Умиджон Абдуллаев, есть агентство, которое занимается этими вопросами) нерешение проблемы с потоком нелегалов, покидающих Узбекистан, может стать большой проблемой, как для самого Узбекистана, так и для всей Центральной Азии в плане национальной безопасности, так как нелегалы становятся протестной массой и способны попадать под влияния террориристических организаций, становиться наркорурьерами, пополнять ряды преступных группировок.

Возможно, решение проблем нелегальной миграции поступит со стороны ШОС или ЕарАзЭС путем создания некой наднациональной структуры, регулирующей эти процессы. Как видно из статистики, граждане Узбекистана занимают первое место в списке легализованных, это является еще одним аргументов в необходимости скорейшего решения проблемы нелегальной миграции, в частности, на двухстороннем уровне между Казахстаном и Узбекистаном. Как пишут казахстанские СМИ, безусловно, намного эффективнее было бы решать вопрос установления контроля над узбекской нелегальщиной в самом Узбекистане или, по крайней мере, с его активным участием. Однако узбекские власти не проявляют достаточного интереса к решению вопроса, поэтому, несмотря на действия казахстанской стороны по укреплению границ и вводимые меры по контролю над передвижением иностранных граждан, миграционные потоки продолжают расти.

Эксперты отмечают, что в потенциале своего развития эта проблема, в сочетании с порождаемыми ею последствиями, способна крайне обострить ситуацию на юге Казахстана и привести к серьезным осложнениям в межгосударственных отношениях. Уже сегодня эти территории испытывают большую социальную перегрузку. В последние годы здесь расселяется основная масса внутренних экологических мигрантов из зоны Приаралья, а также практически все прибывающие в страну репатрианты (оралманы). Соответственно, дополнительный приток нелегальных мигрантов не может не обострить конкуренцию на рынках труда, жилья и, следовательно, не вызвать недовольство местных жителей. Со всеми вытекающими последствиями.