Виктор Якубян: ГУАМ против России - бакинский раунд
По риторике глав государств-участниц региональной организации
Главными темами саммита стали все те же альтернативные российским маршруты поставок углеводородов в Европу и региональные конфликты на постсоветском пространстве. От участия на саммите в Баку воздержался президент Молдавии
Отсутствие Воронина на саммите в Баку было симптоматичным. Очевидно, Владимир Путин начал действовать на опережение. Чуть более месяца назад его официальный визит в Казахстан лишил возможности участников неформального энергетического саммита в Кракове - тех же Алиева, Ющенко, Качинского и Саакашвили - лицезреть президента
Без Казахстана энергетическая миссия ГУАМ разваливается. Это очевидно. Более того, при существующем раскладе энергетических коммуникаций на Южном Кавказе устремления ГУАМ прямо противоречат стратегической линии Турции, которая успешно наладила пути импорта и транзита азербайджанской нефти и газа посредством нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзрум. Анкара, естественно, заинтересована в подключении Казахстана и Туркменистана к транскаспийским проектам, но лишь с одним условием, чтобы среднеазиатские ресурсы, достигнув Южного Кавказа, продолжили движение в Европу не через Украину и Польшу, а по уже налаженным на турецкой территории коммуникациям. Именно по этой причине Анкара не проявляет никакого интереса к существованию ГУАМ и задачам, которые ставит перед собой данная организация.
Готовность Баку хоть каким-либо образом ущемить интересы Турции в пользу Украины или Польши предстает в крайне сомнительном свете. Очевидно, по части стратегических проектов Азербайджан и Турция уже давно действуют в союзе, невольным участником которого на правах транзитной территории стала и Грузия. На сегодняшний день позиция Тбилиси настолько слабо воспринимается его турецко-азербайджанскими протекторами, что грузинская сторона после довольно слабого сопротивления пошла на строительство железной дороги Карс-Ахалкалаки-Баку, которая будет служить для уже железнодорожной перевалки каспийских энергоресурсов в Турцию, оставив не у дел ключевые грузинские морские порты Поти и Батуми. Таким образом, Украине и Польше ловить в Азербайджане по большому счету нечего, тем более, что возможности поставки нефти и газа из Грузии на Украину тоже отсутствуют, а это ключевой отрезок планируемого маршрута.
Это прекрасно понимает и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который 29 марта 2007 года после встречи с Качинским сделал одно очень интересное заявление. По его словам, к переговорам вокруг проекта нефтепровода "Одесса-Броды-Гданьск" необходимо подключать Москву. "Надо в этот переговорный процесс обязательно пригласить соответствующие российские структуры", - заметил Назарбаев. Транспортировка нефти для заполнения нефтепровода, заявил Назарбаев, пойдет через Россию. Объемы передачи углеводородов, в виду отсутствия железнодорожного сообщения, будут зависеть от пропускной способности северокаспийского нефтепровода КТК. "Нам надо подойти к этому вопросу серьезно. Если мы так подойдем, мы к 2011-2012 году обязательно подадим нефть через этот нефтепровод", - сказал Назарбаев.
Итак, казахстанская нефть для Украины и Польши не пройдет через Баку и Тбилиси, она пройдет через Россию, то есть, точно так, как она проходит сегодня. А азербайджанская нефть будет уходить в Турцию, то есть, туда, куда она и должна была уходить.
Маневры ГУАМ по части изыскания альтернативных источников нефте- и газоснабжения уже давно перестали будоражить Россию. Москва предприняла ряд достаточно грамотных действий, в том числе, инициировала строительство Прикаспийского газопровода, добившись поддержки Казахстана и Туркменистана. Лидеры трех стран подписали Декларацию о строительстве Прикаспийского газопровода, а также поручили правительствам трех стран обеспечить реализацию проекта со второго полугодия 2008 года. Инициатором строительства нового газопровода вдоль Каспия в 2003 году выступил прежний президент Туркмении Сапармурат Ниязов. Трубопровод, стоимость строительства которого оценивалась тогда в 1 млрд долларов при пропускной способности 30 млрд кубометров, предлагается провести вдоль каспийского побережья - 360 км по туркменской территории и еще около 150 км по территории Казахстана с тем, чтобы состыковаться с существующим газопроводом Средняя Азия-Центр в пункте Александров Гай на казахстанско-российской границе. Министр промышленности и энергетики РФ
Вообще, устремлениям США, Польши и Украины, а также Прибалтийских государств и некоторых стран ЕС по части получения доступа к среднеазиатским ресурсам через Южный Кавказ и Каспийское море противопоставлены слишком много факторов, и российский в их числе не самый главный. По сути, территория России физически не может выпасть из нефтегазового маршрута Азия-Европа, тем более что за последнее десятилетие формат российских нефтегазовых интересов в Средней Азии лишь расширился. Другое дело Китай, который однозначно не заинтересован в оттоке углеводородов из Средней Азии ни в Россию, ни через Каспий в Европу. Для Китая, который в своем развитии увеличивает потребление энергоносителей примерно на 10% в год, газ и нефть Центральной Азии являются важнейшей целью. Уже сегодня китайская сторона достигла ряда серьезных договоренностей с руководителями среднеазиатских государств о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли. На фоне практического провала инициативы создания Транскаспийской трубопроводной системы, Китай после ввода в строй казахстанско-китайского нефтепровода Атыртау-Кенжикер-Атасу-Алашанькоу пропускной способностью до 20 млн. тонн в год, с июля 2006 года по конец мая 2007 года, импортировал 3,67 млн. тонн нефти. Уже во второй половине 2006 года трубопроводные поставки среднеазиатской нефти в Китай превысили объем перевозки нефти по железной дороге. Как планируется, ежегодно объем экспортируемой Казахстаном нефти будет увеличиваться на 500 тысяч тонн. Также Пекин планирует построить газопроводы из Узбекистана и Туркмении. Эти трубопроводы, способные перекачивать ежегодно 25-40 миллиардов кубометров, помогут увеличить уровень использования газа в энергетическом секторе. По сообщению Associated Press, китайской стороной уже утвержден проект строительства газопровода, по которому туркменский газ должен доставляться с правобережья Амударьи на тихоокеанское побережье Китая, в провинцию Гуандун. Протяженность трубопровода составит не менее 7 тыс. км, а расходы на его строительство - десятки млрд. долл. Данные планы входят в жесткую конкуренцию с лоббируемым Евросоюзом проектом Nabucco, который призван связать ЕС со Средней Азией, либо через Турцию, либо через Украину. Выше уже говорилось о том, что Украина и Турция сегодня являются естественными конкурентами по всем европейским проектам, в том числе и в плане дальнейшего расширения Евросоюза.
Пока Китай и ЕС конкурируют за влияние в Средней Азии, Россия остается единственным поставщиком среднеазиатских энергоносителей в Европу. В данном контексте действия той же Украины, нацеленные на подрыв энергетических позиций России, неминуемо приведут к обратному для Киева результату. Коммуникационный обход России стал для Киева самоцелью, хотя, на самом деле, именно российские инфраструктуры позволяют Украине сегодня удерживать паритет с Турцией за право быть главной транзитной территорией на пути российских и среднеазиатских ресурсов на европейский рынок. Казалось бы, остается только вести умелую тарифную политику, балансировать интересы поставщика и потребителя - лучшую позицию и представить сложно. Очевидно, даже если нефть из Казахстана достигнет украинской территории через трубы по дну Каспия, через территории Азербайджана, Грузии, а далее по дну Черного моря - такой сложнейший маршрут не может не повлиять на окончательную стоимость поставляемого продукта. Однако Киев проявляет завидное упорство, которое уже оборачивается предметными потерями и крайне незавидными перспективами. Ведь именно неблагонадежность Киева окончательно утвердила Москву в необходимости прокладки альтернативного маршрута по дну Балтийского моря. То есть, не приобретая ничего, Киев рискует потерять имеющейся ресурс - роль естественного коридора между Средней Азией, Россией и Европой. Более того, накаляя конкурентную борьбу в Средней Азии, Киев повышает мотивацию Пекина, аппетиты которого могут оставить без ресурсов не только Украину, но и всю Европу.
Такой исход может быть выгоден только для американцев, планомерно подтачивающих политический и экономический потенциал европейского сообщества.
Пустопорожнюю энергетическую тематику в Баку могла нивелировать "конфликтная" составляющая, но, опять таки, обсуждать без Воронина возможную стратегию стран ГУАМ в приднестровском направлении - нонсенс. Тем не менее, участники форума достигли неформальной договоренности о создании миротворческого батальона ГУАМ. При этом президент Азербайджана заявил, что миротворцы должны участвовать в урегулировании "замороженных" конфликтов на территориях стран-участниц организации. По логике Алиева, если в случае с нагорно-карабахским конфликтом миротворцы ГУАМ займут "вакантную" позицию между сторонами конфликта, то в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье им придется заменить российских миротворцев, которые несут службу в этих горячих точках уже более десятилетия. В свою очередь руководители оппозиционных партий и движений стран ГУАМ уверены, что миротворческие силы ГУАМ будут созданы под эгидой
Действительно, США и НАТО был бы смысл поддерживать инициативу стран ГУАМ о создании миротворческого батальона, если они будут действовать под эгидой НАТО. Это позволит Альянсу опосредовано вовлечься в миротворческие операции на Южном Кавказе и в Приднестровье. Такой сценарий маловероятен с учетом позиции Москвы, но его нельзя сбрасывать со счетов. Очевидно, тема миротворцев будет активно поддерживаться американской стороной, но практического применения не найдет. И в данном случае важна не столько российская позиция, сколько противодействие, которое будет оказано планам дислокации, к примеру, украинских миротворцев в Абхазии со стороны абхазского населения. Это фактор, который ни ГУАМ, ни НАТО обойти не смогут.
В декларативной части форума в Баку его участники еще раз подтвердили свои евроатлантические устремления, поблагодарили США за поддержку, а также осудили сепаратизм - карабахский, абхазский, осетинский, приднестровский. О Косово речи не было. Глава Азербайджана в своих выступлениях несколько раз подчеркивал необходимость интеграции стран ГУАМ в евроатлантические структуры, представителей которых призывал помочь им в урегулировании замороженных конфликтов постсоветского пространства. Связывая развитие ГУАМ с безопасностью Европы, Ильхам Алиев заявил, что на этом пути для стран-участниц ГУАМ существуют угрозы, - "угрозы, которые исходят от сепаратистских режимов и их покровителей". "Оккупант должен быть назван оккупантом. Потворщик оккупанта должен быть разоблачен. Незаконные действия должны быть осуждены", - заявил Алиев на саммите ГУАМ.
Позиция Азербайджана в этом плане нуждается в особом осмыслении. Фактически, сегодня Азербайджан является самым важным игроком в ГУАМ, поскольку все чаяния остальных стран-участниц этой организации, во всяком случае, по части энергетики связаны с Баку. Между тем, азербайджанская сторона спокойно транспортирует свою нефть в Турцию, не особо задумываясь о том цейтноте, в котором пребывает тот же Киев. С другой стороны, поддерживая стратегическую линию ГУАМ, президент Азербайджана развивает "стратегическое партнерство" с Россией, то есть со страной, с которой ГУАМ ведет неприкрытую борьбу. Что касается вопросов безопасности, то и здесь азербайджанская сторона поднаторела. Территория этой страны Южного Кавказа уже практически предоставлена под американские РЛС и базирование ВВС. В рамках подписанного между США и Азербайджаном соглашения о военно-техническом сотрудничестве, США планируют включить РЛС в Лерике и радиотелефонную наблюдательную станцию в Агстафе в состав радиолокационной сети "Кавказнет", которую они собираются создать на Южном Кавказе. В прошлом году США установили радары на территории Астаринского и Хызинского районов. Также была произведена модернизация военной базы ПВО в Кюрдамире. Ясно, что все эти мероприятия были предприняты не для повышения европейской безопасности, а в канве ближневосточной политики США. Так что, Баку действительно проводит многовекторную внешнюю политику, только некоторые из этих векторов явно бутафорские, в частности, российский, а иные реальные - в частности, турецкий и американский.
ГУАМ медленно, но верно становится военно-политическим блоком против России. С возможным вступлением в эту организацию Польши и Литвы данное предназначение ГУАМ будет окончательно оформлено. Очевидно, Варшаве приятна новая игра в "прометеизм", то есть возвращение к политике времен Юзефа Пилсудского, когда в Польше всерьез надеялись сыграть роль Прометея, а точнее - мозгов ряда народностей Советского Союза, чтобы объединить их и повести впереди себя против России. Тем более, что новый антироссийский пояс, конструируется с благословения США, а, как известно, Польша не предпринимает ничего без санкции Вашингтона. Можно сказать, что "санитарный кордон" против России материализован в лице ГУАМ. Созданием миротворческого батальона ГУАМ перетянет на себя некоторые функции на постсоветском пространстве, к выполнению которых США стремятся подтянуть НАТО. Многочисленные заявления функционеров Альянса о том, что он не намерен вмешиваться в конфликты на Южном Кавказе и в Приднестровье означали только одно, в эти конфликты НАТО вмешается посредством ГУАМ. То есть, США превратили ГУАМ в филиал НАТО в СНГ, избежав таким образом возможного противодействия своим антироссийским планам со стороны некоторых стран Западной Европы, осознающих всю опасность американской гегемонии и обострения взаимоотношений между Вашингтоном и Москвой.