1 июня вступил в действие Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ", согласно которому туроператоры обязаны оформить финансовое обеспечение своей деятельности: компании, работающие на международных рынках, должны иметь полис страхования гражданской ответственности или банковскую гарантию на 5 млн рублей, операторы внутреннего туризма - на 0,5 млн рублей. О том, как принимался закон и как он скажется на туроператорах и туристах корреспонденту ИА REGNUM рассказал президент Российского Союза Туриндустрии Сергей Шпилько.

ИА REGNUM: Скажите, как принятие закона отразится на работе туроператоров?

Что касается туроператоров - по состоянию на пятницу в реестре было более 1330 фирм. Это при том, что ранее, до отмены лицензирования c 1 января 2007 года, было выдано более 10000 лицензий на туроператорскую деятельность. Таким образом, понятно, насколько сузился круг.

Но еще не вечер, фирмы продолжают подавать документы, думаю, этот процесс будет перманентным и возможно, число компаний, которые предоставят документы на включение в реестр, превысит 1500, а то и 2000. Впрочем, это в любом случае значительно меньше, чем присутствовало ранее.

Важно, что на первом этапе введения гарантий нам удалось добиться компромисса, и сумма гарантии была снижена для компаний, занимающихся международным туризмом с 10 млн до 5 млн. рублей

Второй важный аспект - в процессе обсуждения законопроекта удалось сохранить страхование как альтернативу банковской гарантии.

Третье - на первый раз страховщики выставили достаточно низкие тарифы за предоставление гарантий операторам, тем самым постаравшись переделить рынок страхования медицинских расходов туристов, выезжающих за рубеж, предлагая два этих вида страхования в одном пакете. А это уже совсем другие цифры. Таким образом на рынке появились тарифы страхования ответственности от 0,5 % до 2 % от 5 млн рублей. Сумма вполне посильная и для малого бизнеса. Думаю, именно поэтому удалось сформировать реестр из 1330 компаний и это число будет увеличиваться. Таким образом, удалось избежать монополизации рынка и существенного повышения цен на путевки.

ИА REGNUM: Как скажутся новые правила на потребителях туристических услуг?

Что касается туристов - закон не облегчил бремя доказательства нарушения их прав как потребителей. Как и раньше турист должен предоставить документальное свидетельство нанесения ущерба. Кроме того, ему будет нужно предъявить страховой компании копию паспорта и копию договора с турфирмой. Но без решения суда страховщик возместит ущерб только в случае 100% уверенности, что имело место страховой случай. Во всех иных ситуациях страховая компания отправит клиента в суд. Если суд встанет на сторону туриста, он в результате получит возмещение от страховой компании или через банк, предоставивший гарантию. Дорога от нарушения прав туриста до возмещения ущерба короче не станет, но свет в конце туннеля станет немного ярче. Если раньше решение суда о возмещении ущерба в ряде случаев невозможно было выполнить в связи с исчезновением фирмы или отсутствием средств у нее на счете, то теперь ущерб будет погашен за счет гаранта.

ИА REGNUM: Как повлияет закон на российский турбизнес в перспективе?

Думаю, о том, что в конечном счете принес и турбизнесу, и туристам закон, судить придется даже не по осени, а по следующей весне, поскольку уже через 9 месяцев туроператоры, занимающиеся международным туризмом должны будут предоставить гарантии не на 5, а на 10 млн рублей, а страховщики смогут сделать вывод об обоснованности применяемых тарифов. Только тогда станет понятно, сколько фирм останется на рынке.

В заключение хотел бы напомнить туристам, которые спрашивают: "А правда, что теперь можно покупать путевки только у фирм из реестра?" Конечно же, нет. В большинстве случаев туристы имеют дело с турагентствами, которые не обязаны предоставлять финансовых гарантий. Но в купленной в турагентстве путевке должны быть обязательно указаны реквизиты туроператора и сведения о предоставлении финансовых гарантий.