Политика. Свобода слова в Азербайджане. Азербайджан - Россия. Азербайджан - Армения. Карабах. Азербайджан - Грузия. Экономика.

Политика

Руководитель администрации президента Азербайджанской Республики (АР) Рамиз Мехтиев выступая 23 мая на международной конференции "Демократия в переходный период" в Баку заявил: "Сегодня в Азербайджане преодолен политический и экономический беспредел, властвовавший в начале 90-х годов, установлена общественно-политическая стабильность, закладывается базис гражданского общества. Уже никто не сомневается в том, что Азербайджан поэтапно интегрируется в систему мирового хозяйства. Либерализация экономики создала благоприятные возможности для интеграции страны в глобальную экономическую систему". "Реализация таких проектов, как нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан и газопровод Баку - Тбилиси - Эрзерум, строительство железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, существенно повышает значимость страны в глобализационных проектах, одновременно решая вопросы энергетической безопасности панъевропейского пространства, - продолжил Мехтиев. - Наряду с этим, с одной стороны, повышаются инвестиционные возможности отечественного предпринимательства, создаются широкие перспективы для реализации новых инвестиционных программ и использования в них прибыли от продажи нефти, с другой - активно привлекаются иностранные инвесторы. По прогнозам экспертов, объем экспортируемой нефти в 2008 году составит 50 млн тонн, что при цене 35 долларов за баррель принесет в государственную казну дополнительно 140 млрд долларов США. Основываясь же на текущей рыночной стоимости "черного золота", можно констатировать, что эта сумма, вероятно, составит 200 млрд долларов США. Однако сильная экономика не может быть следствием исключительно экспорта углеводородов. Без борьбы за обладание высокими технологиями связи и информации, энергосбережения, увеличения производства сельскохозяйственной продукции, а также без реорганизации системы образования и науки в источник конкурентоспособности нам сложно будет говорить об эффективном развитии. Поэтому последние годы нацелены исключительно на снижение зависимости от экспорта "черного золота" и усиление иных составляющих национальной экономики. По большому счету, реализуемые в Азербайджане национальные проекты - это инвестиции в человека, в повышение качества его жизни... Все это позволяет уверенно направить Азербайджан в русло устойчивой демократии, что будет представлять основной ориентир общественно-политического развития страны в последующие пять лет". (ИА "АзерТАдж")

"Экспорт в Азербайджан различных религиозных течений может породить серьезные проблемы", - сказал в беседе с журналистами глава президентской администрации Рамиз Мехтиев. "Вся нация должна бороться с этими нежелательными тенденциями. Азербайджанцы - мусульмане. Это наша духовность", - сказал Мехтиев. Свобода вероисповедания не означает, что "каждое государство может устанавливать в Азербайджане свою религию, вводить сумятицу, влиять на культуру и духовность". "Считаю, что в этих вопросах мы должны быть бдительными, решительно выражать свою позицию", - подчеркнул бывший секретарь по идеологии ЦК Коммунистической партии Азербайджана Рамиз Мехтиев, отмечает ИА "Туран".

На международной конференции "Демократия в переходный период" директор Института Центральной Азии и Кавказа и программы изучения Шелкового пути Университета Джона Хопкинса Сванте Корнел отметил, что внешнеполитические интересы США строятся в основном на безопасности, энергетике и демократии. "Это несколько противоречиво. В долгосрочном плане безопасность могут обеспечивать долгосрочные правительства. В Узбекистане у США были интересы в области безопасности, однако не было согласия по вопросам прав человека", - сказал Корнел. Касаясь нынешней ситуации в Азербайджане, эксперт отметил необходимость использования нефтяных доходов для устойчивого развития и защиты социального мира. При этом он отметил сложное геополитическое положение страны. По словам Корнела, северный и южный соседи Азербайджана защищают Армению, и безопасность Азербайджана связана с Западом и интеграцией в евро-атлантические структуры. Для расширения сотрудничества с Западом необходимо укрепление демократии и проведение демократических выборов. "Демократические выборы легитимируют власть в глазах населения и международной общественности", - сказал Корнел. Узбекистан предпочел Восток Западу, но Корнел выразил надежду, что Азербайджан не последует его примеру. (ИА "Туран")

Экс-спикер парламента Расул Гулиев, проживающий с 1996 года в США, предложил оппозиции пожертвовать личными интересами во имя объединения с целью проведения в Азербайджане демократических президентских выборов. По его мнению, в республике нет политической силы, способной в одиночку победить нынешние власти. Не имеет смысла и бойкот выборов. Экс-спикер считает, что в стане оппозиции всегда найдутся лица, которые, будучи членами избирательных комиссий, сделают выборы легитимными. Гулиев не верит в обещания властей провести честные выборы в стране. Поэтому он предлагает провести предстоящие президентские выборы под эгидой ООН. "Я не согласен с теми, кто считает подобные действия унижением для азербайджанского народа. Народ больше унижают сфальсифицированные выборы", - подчеркнул он в послании. Он предложил на время оставить в стороне разговоры о едином кандидате от оппозиции и работать над тем, как сделать выборы 2008 года демократическими, пишет газета "Зеркало".

Вступила в силу Концепция национальной безопасности Азербайджана, утвержденная президентом Ильхамом Алиевым 23 мая. Этим документом предусмотрена также разработка и представление на утверждение президенту в 2007 - 2008 гг. проектов внешнеполитической и оборонной стратегий, концепций культуры, науки, образования, здравоохранения, транспорта и экономики. В качестве стратегического выбора страны названа интеграция Азербайджана в евро-атлантическое пространство. Наряду с этим в концепции подчеркивается многовекторность и сбалансированность внешней политики. По документу, вызовами национальной безопасности Азербайджана являются посягательства на независимость, суверенитет, территориальную целостность и конституционный строй Азербайджана; деятельность, направленная на подрыв государственных функций по обеспечению верховенства закона, защиты общественного порядка, защиты прав и свобод граждан; сепаратизм, этнический, политический и религиозный экстремизм; терроризм и распространение оружия массового поражения; региональные конфликты и транснациональная организованная преступность; деятельность, направленная на подрыв энергетической инфраструктуры страны; внешнеполитическая, военная или экономическая зависимость; экономическая нестабильность; нехватка профессиональных человеческих ресурсов; региональная милитаризация; экологические проблемы. Основными направлениями политики национальной безопасности являются: обеспечение безопасности внешнеполитическими средствами (восстановление территориальной целостности, интеграция в европейские и евро-атлантические структуры, вклад в международную безопасность, региональное сотрудничество и двусторонние отношения); укрепление обороноспособности; обеспечение безопасности внутриполитическими средствами (укрепление демократии, национальной и религиозной толерантности, развитие науки, образования, культуры и духовности, экономическое и социальное развитие, укрепление внутренней безопасности, политика энергобезопасности, политика транспортной безопасности), пишет "Эхо".

Свобода слова в Азербайджане

Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис не скрывает своего удивления тем, что власти Азербайджана продолжают игнорировать требования международных организаций и лично самого Дэвиса прекратить нарушения прав СМИ в стране. В интервью ИА "Туран" Дэвис сказал: "В своем последнем заявлении я выразил крайнюю озабоченность угрозой свободе выражений в Азербайджане. Однако тенденция арестов и преследования журналистов в стране продолжается. Стало известно о захвате офиса двух оппозиционных газет. Будучи генеральным секретарем Совета Европы, я не могу молчать, когда свобода выражений столь серьезно и вызывающе нарушается". На вопрос, что намерен предпринять генсек в свете происходящих событий, Дэвис сказал, что ждет объяснений от властей Азербайджана. "Получив полную картину, я приму решение о своих дальнейших шагах", - сказал генсек, отметив, что так и не получил ответа из Баку на свое последнее заявление. Комментируя намерение журналистов Азербайджана поднять на июньской сессии ПАСЕ вопрос о нарушениях свободы прессы в стране, Дэвис сказал, что он лично готов выслушать жалобы о нарушениях фундаментальных основ демократии и прав человека. В любом случае, жалобу следует направить в письменном виде, отметил он. Как сочетается происходящее в Азербайджане с обязательствами страны перед Советом Европы? Отвечая на этот вопрос, Дэвис сказал, что при вступлении в организацию Азербайджан взял на себя обязательства "гарантировать свободу выражений, независимость СМИ и журналистов, а также исключить административные меры по ограничению свободы СМИ". "Однако в последние месяцы это обязательство не соблюдается. На эту тему мы будем говорить с властями Азербайджана", - сказал генсек. Есть ли у Дэвиса конкретные рекомендации к властям и журналистам в данной ситуации? На этот вопрос генсек ответил, что "в первую очередь необходимо исключить из Уголовного кодекса наказание за клевету". Надо также пересмотреть закон о радио- и телевещании. Было бы полезно усилить роль профессиональных и независимых структур в деле применения Кодекса поведения журналистов и повышения их профессионализма. Во всех случаях Совет Европы готов оказать свое содействие, сказал Дэвис.

"Зеркало" отмечает: "Господин Дэвис на самом деле не смог промолчать, "когда свобода выражений столь серьезно и вызывающе нарушается", как в Азербайджане. Ведь официальный Баку всегда считал генсека Совета Европы "другом Азербайджана". Его-то уж точно сложно обвинить в "субъективизме", в "антиазербайджанизме", как это было в случае с бывшим содокладчиком ПАСЕ по Азербайджану Андреасом Гроссом.

23 мая оппозиционные газеты "Гюнделик Азербайджан" и "Реальный Азербайджан" после долгого давления со стороны властей вынуждены были приостановить свою деятельность, пишет "Медиафорум". Как сообщил шеф-редактор газет Шахвелед Чобаноглу, такое решение было принято на собрании главных редакторов независимых газет. "В знак протеста против предпринимаемых против нас правительством репрессивных шагов, ареста главного редактора газет Эйнуллы Фатуллаева, жестокого избиения редактора Узеира Джафарова и тяжелого положения семьи Фатуллаева мы решили приостановить деятельность газет. Решение принял я сам и всю ответственность возьму на себя", - сказал Чобаноглу. Он отметил, что пока неизвестно, когда возобновится выход газет. 20 апреля был арестован главный редактор газет Эйнулла Фатуллаев и приговорен к 2,5 года лишения свободы. 21 мая сотрудники МЧС опечатали офисы газет, а 22 мая сотрудники спецслужб провели обыски в офисах и на квартире Эйнуллы Фатуллаева, забрав всю технику редакции.

Представитель ОБСЕ по свободе прессы Миклош Харашти в очередной раз выразил озабоченность в связи с захватом имущества двух газет в Азербайджане и выдвижением новых обвинений против их главного редактора - Эйнуллы Фатуллаева, сообщает ИА "Туран". "Лишение собственности газет "Реальный Азербайджан" и "Гюнделик Азербайджан" парализовало деятельность этих крупных и популярных изданий страны и имеет явную цель заткнуть им рот. Все это - часть кампании, целью которой является устранение независимой журналистики в стране", - заявил Харашти. "Это неприкрытые репрессии, превышающие все, что было сделано до сих пор против независимой прессы", - отметил Харашти. "Не удовлетворившись арестом Эйнуллы Фатуллаева по фальшивому обвинению в клевете, власти Азербайджана выдвигают теперь обвинение в терроризме, которое позволит им содержать Фатуллаева в тюрьме 12 лет. Без каких-либо доказательств подобное обвинение стало очередным шагом в бешеной атаке властей на прессу с целью заткнуть рот критическим СМИ и журналистам. Мы призываем следствие отменить это обвинение немедленно", - заявил также исполнительный директор Международного комитета защиты журналистов Джоэл Саймон. Агентство напоминает, что в Азербайджане в настоящее время по разным обвинениям на длительные сроки тюремного заключения осуждены семь журналистов.

Организация "Репортеры без границ" еще раз выступила с заявлением, в котором осудила непрекращающееся подавление властями Азербайджана оппозиционных СМИ, что привело к тому, что за последние дни 15 журналистов попросили политического убежища за рубежом. В пресс-релизе организации сказано, что главной причиной этого стало закрытие газет "Гюнделик Азербайджан" и "Реальный Азербайджан". "Если президент Ильхам Алиев действительно хочет защитить прессу, он должен помочь газетам найти новое помещение. 41 сотрудник этих газет сейчас лишен источников существования, многим из них угрожают, а пресса страны в целом бедствует", - сказано в заявлении. ("Эхо")

Международная организация в защиту свободы выражений Article 19 также выразила крайнее беспокойство в связи с продолжающимися в Азербайджане преследованиями журналистов, сообщает ИА "Туран". "Article 19 вновь обращается к властям Азербайджана с призывом подтвердить, что журналисты в этой стране свободны от преследований и что стандарты международного права, которые Азербайджан обязался уважать, действуют в этой стране. В особенности это касается принципа статьи 10 (свобода выражений) Европейской конвенции по правам человека, которую Азербайджан ратифицировал", - говорится в заявлении.

В эфире телеканала ANS руководитель общественно-политического отдела президентской администрации Али Гасанов в очередной раз отверг наличие каких-либо нарушений прав и свобод журналистов и прессы в стране. Что же касается международной критики в адрес властей, то Гасанов расценил ее как "необъективность 3 - 4 организаций". В качестве примера он назвал правозащитную организацию "Репортеры без границ", которая занимает "проармянскую позицию" и мнение которой "никого не интересует". "Как эта организация может в чем-то упрекать, если она даже не выразила отношения к такому антидемократическому закону, как уголовная ответственность за отрицание геноцида армян?" - возмутился Гасанов. (ИА "Туран")

"Зеркало" отмечает: "Али Гасанов ошибается. "Репортеры без границ" были первой международной организацией в защиту свободы слова и прессы, которая осудила французские власти за принятие такого закона. Буквально на следующий день после принятия парламентом Франции этого решения (12 октября 2006 года) "Репортеры без границ" выступили с заявлением, в котором расценили данный закон как "противоречащий фундаментальным ценностям Франции, где свобода выражений превыше всего". "Принятие подобного закона не будет способствовать дебатам, а лишь усилит антагонизм", - отметили "Репортеры без границ" и выразили надежду, что в конце концов принятый закон так и не вступит в силу. Вторично "Репортеры без границ" упомянули данный закон в годовом отчете, назвав его не способствующим обеспечению свободы слова и выражений".

21 журналист обратился в дипломатические представительства зарубежных стран с просьбой предоставить политическое убежище. Они - сотрудники оппозиционных газет "Реальный Азербайджан", "Гюнделик Азербайджан" и "Азадлыг". Как сообщил один из них - редактор газеты "Гюнделик Азербайджан" Узеир Джафаров, они уже проводили встречи в посольствах США, Норвегии, Франции, Великобритании и Бакинском офисе ОБСЕ. Журналисты протестуют против давления и нападок на прессу, а также ареста Эйнуллы Фатуллаева. Среди попросивших убежище есть и известный писатель Гамид Херисчи и бывшая телеведущая Ильхамия Рзаева, а также редакторы "Гюнделик Азербайджан" Азер Гусейнбала и Халид Кязымлы. ("Медиафорум").

Азербайджан - Россия

"Россия и Азербайджан могут параллельно поставлять нефть и газ из этого региона на мировые рынки", - заявил на пресс-конференции лидер Партии демократических реформ, депутат Милли Меджлиса Асим Моллазаде, пишет "Эхо". По мнению парламентария, Россия может поставлять нефть и газ через север Каспия, а Азербайджан - в случае прокладки Транскаспийского трубопровода. Моллазаде считает, что Азербайджан и Россия не являются конкурентами в сфере поставок энергоресурсов на мировые рынки. "Хотя в прессе появляется информация о том, что между Азербайджаном и Россией якобы существует напряжение в этом вопросе и стороны остро конкурируют между собой. Однако на самом деле, если сравнить объемы добычи газа и нефти обеих стран, то будет понятно, что никакой речи о конкуренции быть не может. Суть вопроса в том, что каждая из стран старается найти пути экспорта энергоресурсов", - пояснил Моллазаде. Он также напомнил о том, что в ходе недавнего энергетического саммита в Кракове обсуждался вопрос о поставках через Азербайджан энергоресурсов из Средней Азии. Вместе тем лидер Партии демократических реформ подчеркнул, что Россия также заинтересована в поставках нефти и газа из этого региона на мировые рынки. "Казахстан, а также Среднеазиатский регион очень богаты энергоресурсами. Думаю, что объем нефти и газа позволит как Азербайджану, так и России заниматься поставкой энергоресурсов в страны Европы", - продолжил он.

Парламентарий затронул вопрос трансляции российских телеканалов на территории Азербайджана. По словам Моллазаде, он является сторонником трансляции на национальных частотах Азербайджана неполитических телеканалов. Депутат подчеркнул, что телеканалы, показывающие политические программы, могут вещать только посредством кабельного телевидения, к которому может подключиться любой желающий. "К сожалению, в настоящее время армяне могут воздействовать на информационное пространство России, и нам необходимо предпринимать меры против этого", - заявил депутат. ("Эхо")

В посвященную Карабаху главу Большой российской энциклопедии будут внесены изменения. Об этом, как передает Day.Az, заявила Анжела Железова - директор издательства Terra, издающего энциклопедию. Железова подчеркнула, что недоразумения между Азербайджаном и Россией в связи с данной энциклопедией нанесли ощутимый урон имиджу издательства. "После того как Министерство иностранных дел (МИД) России сообщило нам о дезинформации, напечатанной в энциклопедии, было принято решение приостановить издание энциклопедии. Мы решили, что при выпуске новых изданий энциклопедии непременно будет учтена точка зрения официального Баку", - отметила Анжела Железова. Она также заявила, что часть тиража уже была распространена и сейчас готовится официальное уведомление о том, что в энциклопедии была допущена ошибка. Как напоминает агентство Day.Az, в энциклопедии утверждалось, что Нагорный Карабах - независимая республика. В связи с этим МИД Азербайджана направил официальной Москве ноту протеста. Ответа на данную ноту до сих пор не последовало.

В Баку в Министерстве иностранных дел прошло закрытое заседание, на котором был обсужден вопрос взаимного вещания телеканалов Азербайджана и России. В заседании приняли участие представители МИД, министерств юстиции, связи и информационных технологий, Национального совета телерадиовещания (НСТР), представители азербайджанского государственного телевидения Аз.ТВ. Как сообщил член НСТР Гафар Джабиев ИА "Тренд", в ходе заседания были рассмотрены вопросы, которые будут обсуждаться на днях на первом собрании рабочей группы по обеспечению взаимного вещания телеканалов на территории Азербайджана и России. Джабиев отметил, что РФ настаивает на трансляции в Азербайджане российских телеканалов. "Азербайджанская сторона обсудит, в качестве первоначального условия, вещание одного из действующих в стране телеканалов на территории России", - добавил Джабиев. По его словам, на заседании обсуждался вопрос, на какую часть России будет транслироваться азербайджанский канал. Джабиев сообщил, что в ходе обсуждений НСТР вновь заявил о своем намерении прекратить трансляцию иностранных телеканалов на национальных частотах. Решением НСТР от 10 июля трансляция российских телеканалов в Азербайджане будет приостановлена. Российская сторона выступает против решения совета. Этот вопрос был недавно обсужден и в ходе официального визита в Азербайджан министра иностранных дел России Сергея Лаврова. В свою очередь, председатель НСТР Нушираван Магеррамли заявил журналистам, что начала работу рабочая группа, созданная для решения вопроса вещания российских телеканалов в Азербайджане. По его словам, в группу входят эксперты двух государств. Как сказал Магеррамли, возможно, на территорию России будет вещать государственное телевидение Азербайджана.

"Азербайджан готов к сотрудничеству в любом формате на основе равноправия, взаимного уважения и доверия", - заявил в Москве на седьмом заседании двусторонней межпарламентской комиссии Федерального Собрания РФ и Милли Меджлиса Азербайджана вице-спикер парламента Азербайджана, сопредседатель комиссии Валех Алескеров, передает ИА "АзерТАдж". На заседании были рассмотрены вопросы развития и укрепления двусторонних связей между Азербайджаном и Россией, а также вопросы, стоящие на повестке межпарламентской российско-азербайджанской комиссии. В частности, была заслушана информация о ходе выполнения решений прошедшего в Баку шестого заседания, рассмотрены вопросы, касающиеся состояния, перспектив и законодательного обеспечения торгово-экономического сотрудничества, правового обеспечения научно-технического, культурного и гуманитарного сотрудничества между Азербайджаном и Россией. Особое внимание было уделено сотрудничеству в миграционных вопросах, и в этом контексте была заслушана информация заместителя главы Федеральной миграционной службы РФ Вячеслава Поставнина. В ходе встречи также был сделан серьезный акцент на развитие и укрепление гуманитарного сотрудничества, в частности, в образовательной сфере. В заседании с азербайджанской стороны приняли участие посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюльоглу, депутаты Милли Меджлиса Ариф Рагимзаде, Михаил Забелин, представитель Азербайджана на Межпарламентской ассамблее СНГ Айдын Джафаров. С российской стороны - сопредседатель межпарламентской комиссии Светлана Орлова, сенатор Фархад Ахмедов и другие члены российско-азербайджанской межпарламентской комиссии, представители органов государственной власти РФ. Обеими сторонами была подчеркнута необходимость продолжения работы комиссии по совершенствованию и повышению эффективности национального законодательства и нормативно-правовой базы России и Азербайджана в соответствии с нормами, действующими в мировой практике.

Азербайджан - Армения. Карабах

"Мы признаем Нагорный Карабах составной частью Азербайджана. Сегодня мы имели насыщенную, содержательную беседу с президентом Ильхамом Алиевым. До нее мы провели позитивные переговоры с главой МИД Эльмаром Мамедъяровым. Американский сопредседатель Мэтью Брайза не приехал в Азербайджан лишь потому, что у него не совпал график, тем не менее мы всегда высказываем мнение всех сопредседателей. В следующий раз мы приедем втроем. В ходе проведенных встреч мы еще раз попытались разработать базис принципов будущего урегулирования. Мы не намерены разглашать детали переговорного процесса, так как они не до конца согласованы. Подобных вопросов осталось не так много. Каждая сторона, говоря о территориальном вопросе, имеет в виду одно и то же, но говорит об этом по-своему. Предложения сопредседателей предусматривали вывод войск со всех оккупированных территорий. Это будет поэтапный процесс, который займет время", - заявил 25 мая в Баку на пресс-конференции по итогам визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ) в Азербайджан российский посредник Юрий Мерзляков. Французский сопредседатель Бернар Фасье заявил, что ни одно государство в мире, в том числе и Армения, не признало Нагорный Карабах в качестве независимого государства. "В итоге все территории должны быть возвращены под контроль Азербайджана. Мы стараемся быть честными посредниками в переговорном процессе, и к этому никакого отношения не имеют выборы или смена правительства в той или иной стране-сопредседателе". Таким образом Бернар Фасье прокомментировал возможность изменения позиции Франции после избрания президентом Николя Саркози. Фасье также напомнил, что урегулирование должно базироваться на трех основных принципах международного права: "Необходимо найти способ, как комбинировать эти принципы, чтобы был обеспечен мир. Надо начинать с чего-то, во всяком конфликте необходимо определить, как легче его решить. Мы сейчас говорим, что первый шаг - возврат семи районов. Если есть возможности для вашей страны вернуть эти районы, стоит начать с этого", - сообщил Фасье, пояснив, что вынужденные переселенцы будут возвращены в места своего постоянного проживания, когда для этого будут созданы условия. Коснувшись вопроса Лачинского коридора, сопредседатели признали, что это достаточно сложная тема: "Надеемся, что санкт-петербургская встреча президентов будет способствовать тому, чтобы появились продвижения в данном вопросе. Что же касается деталей - то эти моменты будут обсуждены позже", - сказал Мерзляков. (ИА АПА)

"Зеркало" пишет: "Не совсем понятно, на чем базируется оптимизм сопредседателей МГ ОБСЕ. Если верить заявлением официальных представителей конфликтующих государств, то получается, что стороны точно так же далеки от достижения договоренностей, как и год назад, по крайней мере, по трем, но уж очень важным позициям. Во-первых, в Ереване утверждают, что якобы краеугольным камнем всего "пражского процесса" является решение вопроса определения статуса Нагорного Карабаха, притом с учетом права на самоопределение. В Ереване четко и однозначно заявляют, что речь не идет о реализации права на ограниченное самоопределение, то есть о создании автономии в рамках территориальной целостности Азербайджана. Позиция Армении заключается в том, что Нагорный Карабах не может иметь каких-либо вертикально подчиненных взаимоотношений с центральными властями Азербайджана. Официальный же Баку, в свою очередь, занимает диаметрально противоположную позицию. Требуется безоговорочное и безусловное освобождение всех оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, возвращение беженцев в места постоянного проживания. И только после этого официальный Баку готов обсудить вопрос о будущем статусе Нагорного Карабаха. Притом азербайджанские официальные лица утверждают, что не может быть и речи о предоставлении независимости Нагорному Карабаху или же присоединении этой территории к Армении. Официальный Баку не обещает ничего больше, чем автономию "с самым высоким статусом". Кстати, заявление сопредседателей о том, что они признают Нагорный Карабах составной частью Азербайджана, ровным счетом ничего не значит с точки зрения определения будущего статуса этой территории. По сути, это является констатацией сегодняшнего международно-правового статуса этой территории, что неоднократно признавали все страны-сопредседатели. То есть эти заявления не предопределяют будущий статус Нагорного Карабаха как составной части Азербайджана. Ведь представители тех же стран-сопредседателей сразу же заявляли, что будущий статус этой территории будет определен в результате ныне проводимых мирных переговоров. Во-вторых, даже заявление сопредседателей не вносит ясности в будущую судьбу Лачинского коридора. Армянская сторона утверждает, что вообще не собирается возвращать этот район Азербайджану. И, наконец, в-третьих, нет ясности и по формату проведения референдума или же так называемого "общего голосования". Армянская позиция, не раз озвученная Ереваном, заключается в том, что "народ Нагорного Карабаха" должен сам определять свою судьбу. С большой натяжкой Ереван и азербайджанскую общину этой территории готов считать составной частью "народа Нагорного Карабаха". Если судить по обнародованным сопредседателями в середине прошлого года принципам, то необходимо отметить, что позиция международных посредников в данном вопросе ближе к армянской. Хотя, опять же, буквально накануне тот же Араз Азимов [замминистра иностранных дел Азербайджана. - прим. ИА REGNUM] заявил, что Азербайджан может согласиться на проведение референдума только на территории всей республики. Только уж очень наивный человек может поверить в то, что армяне согласятся с подобной постановкой вопроса. Но дело не в этом. Нам на самом деле изначально необходимо четко определиться с форматом определения будущего статуса Нагорного Карабаха, чтобы в последующем не оказаться, как говорится, в дураках. Разночтений и расплывчатых формулировок в подписанных документах не должно быть. Дело в том, что именно этот вопрос может стать миной замедленного действия для всего мирного процесса. Первое: если в подписанных соглашениях будет даже намек на независимость будущего статуса Нагорного Карабаха, то армянская сторона направит все усилия, чтобы доказать, что мирное сосуществование в составе Азербайджана невозможно. Второе: если следовать логике предложенных сопредседателями принципов урегулирования, то получается, что статус Нагорного Карабаха должен быть определен посредством референдума, где голосующим будет предоставлено право выбора из нескольких вариантов. Однако даже намек на согласие на подобный вариант определения статуса Нагорного Карабаха является действием, направленным на подрыв территориальной целостности страны, что считается по действующей Конституции уголовно наказуемым преступлением. То есть на утверждение референдума или же "общего голосования" можно вынести один единственный, согласованный на переговорах вариант будущего статуса Нагорного Карабаха. Третье: предположим, что по ходу переговоров стороны выходят на какой-то согласованный вариант будущего статуса Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Если этот вариант будет вынесен на референдум или же "на общее голосование" двух общин Нагорного Карабаха, где гарантия того, что армянская сторона, используя свое численное преимущество, не заблокирует его принятие. Что делать тогда?! Необходимо изначально иметь четкий ответ на вопрос о том, какой механизм определения статуса Нагорного Карабаха будет введен в действие в этом случае, иначе мы на самом деле окажемся у разбитого корыта. Естественно, намного лучше, если согласованный на переговорах вариант будущего статуса Нагорного Карабаха будет утвержден на всенародном референдуме, проведенном на всей территории страны. Ведь такой референдум все равно придется провести, так как будущий статус Нагорного Карабаха должен найти свое отображение в Конституции Азербайджанской Республики".

Как сообщает ИА АПА, выступая перед членами хельсинкской комиссии конгресса, заместитель госсекретаря США Дэниел Фрид заявил, что "США и Россия вместе работают над мирным урегулированием нагорно-карабахского конфликта". Он также отметил, что урегулирование конфликта зависит от Азербайджана и Армении и соответствует интересам обеих стран: "Весной этого года вместе с сопредседателями Минской группы ОБСЕ я посетил регион с целью представления президентам базовых принципов урегулирования. Эти принципы являются центральными в разрешении конфликта".

"Азербайджан всегда занимал принципиальную позицию в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Мы являемся сторонниками мирного урегулирования проблемы и готовы использовать для этого все возможности", - заявил заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Азимов заявил, что сотрудничество Азербайджана с Арменией может состояться лишь в том случае, если для этого будут созданы нормальные условия: территория Азербайджана должна быть освобождена, а Армения должна признать территориальную целостность республики. Араз Азимов подчеркнул, что Азербайджан не допустит, чтобы прилегающие к Нагорному Карабаху территории освобождались на каких-либо условиях. В настоящее время на переговорах обсуждается освобождение именно семи районов. Он также сообщил, что после освобождения территорий Азербайджан в сотрудничестве с международными организациями приступит к очистке территорий от мин, на что уйдет определенное время. После восстановительных работ начнется процесс возвращения населения. Он подчеркнул невозможность рассмотрения на предварительном этапе переговоров вопроса о возвращении азербайджанцев в Нагорный Карабах: "Это уже последующая работа. На первом этапе в первую очередь доложен быть решен вопрос об освобождении семи районов. Для возвращения азербайджанцев на эти территории необходимо решить вопросы безопасности. Только после этого станет возможным совместное проживание двух общин. До того как будут решены вопросы безопасности, невозможно обсуждать вопрос автономии в каком-либо легализированном формате". Коснувшись возможности проведения референдума о статусе Нагорного Карабаха, Араз Азимов сообщил, что проведение всенародного голосования возможно только на территории всей страны. По словам замминистра, Лачинский коридор рассматривается как дорога, соединяющая Армению с карабахскими армянами, и она может использоваться обеими сторонами: "Если Армения хочет сотрудничать с Азербайджаном, она должна рассмотреть вопрос совместного использования дороги. Азербайджан не позволит изменить статус Лачинского коридора: эта дорога принадлежит Азербайджану, и так будет всегда". На переговорах должны быть также оговорены условия использования этой дороги, продолжающейся на армянской стороне. (Day.Az)

"Нагорный Карабах - неотъемлемая часть Азербайджана. Территориальная целостность республики неприкосновенна и не может быть предметом переговоров. Наша позиция никогда не изменится". Об этом, выступая на официальном приеме по случаю Дня Республики - 28 мая, заявил президент страны Ильхам Алиев. Он отметил, что страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ (МГ), а также другие государства являются сторонниками урегулирования нагорно-карабахской проблемы в рамках принципов, предложенных Азербайджаном: "Все понимают, что урегулирование конфликта невозможно вне рамок предложенных Азербайджаном принципов". Алиев сообщил, что на предыдущих встречах раскрыл некоторые подробности переговорного процесса: "Независимо от того, кто и что заявляет, азербайджанский народ должен все знать. Я - президент, избранный народом, и должен информировать его о проблеме". Президент отметил, что Азербайджан использует все возможности для мирного урегулирования конфликта, но подчеркнул, что у страны есть и другой путь: "Пути обеспечения своей территориальной целостности для нас не исчерпаны. Другим путем является война. Мы в любой момент должны быть готовы к военному решению проблемы. Некоторые международные организации выражают беспокойство на этот счет, но это - реальность". (АПА)

Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис выразил надежду на то, что "карабахский конфликт будет урегулирован до президентских выборов в Азербайджане и Армении". Об этом Дэвис заявил на встрече с азербайджанскими журналистами, отвечая на вопрос о том, могут ли президентские выборы повлиять на решение карабахской проблемы. Он считает, что выборы не могут оказать влияния на этот процесс. Генсек СЕ выразил надежду, что проблема разрешится до выборов. "Это в интересах как азербайджанского, так и армянского народов", - подчеркнул он. По его мнению, в случае если конфликт будет урегулирован, обе страны смогут уделить больше внимания решению проблем в области образования, здравоохранения и социальной сферы. Генеральный секретарь напомним, что сегодня и Армения, и Азербайджан вкладывают значительные средства в сферу обороны. После урегулирования конфликта эти суммы могут быть направлены на повышение пенсий, строительство школ и больниц. (ИА АПА)

"Урегулирование армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта является основным направлением внешней политики Азербайджана в вопросах обеспечения национальной безопасности государства", - заявил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров на встрече с находящимся с визитом в Баку помощником вице-президента США по вопросам национальной безопасности Джозефом Вудом. Мамедъяров подчеркнул, что мирное урегулирование карабахской проблемы имеет важное значение для развития всего региона. Министр заявил о необходимости продолжать пражский переговорный процесс по мирному урегулированию карабахского вопроса. ("525-я газета")

Азербайджан - Грузия

"Несмотря на недавнее громкое заявление Михаила Саакашвили о том, что президенты Грузии и Азербайджана договорились по вопросу Кешиш дага (монастырского комплекса Давида Гареджи), данный вопрос все еще не сдвинулся с места", - пишет "Зеркало". О какой договоренности идет речь и каким представляется решение этой проблемы, "Зеркало" рассказал глава МИД Грузии Гела Бежуашвили:

"Удалось ли достичь определенных результатов в разъяснении спорного вопроса?

Вопрос все еще решается. Делимитация границ - это переговорный процесс. 65% границ мы уже согласовали, несогласованными остаются лишь некоторые участки, по которым в настоящее время ведется работа. Такая уж сложилась тенденция, что каждая новая встреча азербайджанской и грузинской комиссий сопряжена с достижением определенных договоренностей по каким-то процентам территорий. Так что не думаю, что этот вопрос застопорится.

Как бы вы прокомментировали недавнее заявление Саакашвили о том, что оба президента уже договорились по вопросу монастыря? О какой договоренности идет речь?

Президенты обговорили формулу решения этого вопроса. Остается только приложить эту формулу на практике.

Что это за формула?

Насколько мне известно, суть этой формулы сводится к тому, чтобы найти решение проблемы с учетом интересов обеих сторон. Азербайджанские интересы - это высоты, а грузинские - это та часть монастыря, которая находится на склоне холма, расположенного на территории Азербайджана. В принципе, данная формула жизнеспособна, и мы сможем найти политическое видение обеих сторон.

В азербайджанском обществе заявление Саакашвили вызвало массу возмущений, опирающихся на то, что наличие в том или ином районе страны монастыря не должно быть основанием для чьих-то территориальных притязаний. Вы считаете правильным, если государство будет претендовать на свои святыни, находящиеся, к примеру, на территории Грузии или другой страны?

Конечно же, нет. Это неправильное видение вопроса. Не надо никому ничего отдавать. Основная часть монастыря находится на грузинской части холма. Никто не спорит о том, что оставшиеся кельи монастыря находятся на азербайджанской территории. Здесь спора нет. Речь идет об учете интересов. Для грузинской стороны - это получить доступ к этим кельям. Для азербайджанской стороны - сохранить контроль определенных высот. Мы с пониманием относимся к интересам Азербайджана. Когда президенты договаривались, меня в это время не было в Грузии. Но, насколько я понял, именно в таком русле была предложена формула, и сейчас идет работа над ее применением на практике. В любом случае мы этот вопрос решим. Трудно сказать конкретно, когда, но я уверен, что это будет скоро". ("Зеркало")

Экономика

В 2008 году добыча нефти в Азербайджане прогнозируется на уровне 1,08 млн баррелей в сутки против 0,91 млн в 2007 году. В 2006 году этот показатель был равен 0,65 млн баррелей в сутки, говорится в "Краткосрочном отчете по добыче нефти в мире", подготовленном Энергетической информационной администрацией - агентством в составе Министерства энергетики США. Добычей нефти в Азербайджане занимаются Госнефтекомпания Азербайджана, Азербайджанская международная операционная компания, несколько СП. В 2008 году добыча нефти в Казахстане прогнозируется на уровне 1,5 млн баррелей в сутки против 1,44 млн в 2007 году. В 2006 году этот показатель был равен 1,35 млн баррелей в сутки. По оценкам агентства, доказанные запасы нефти в Азербайджане составляют, по данным на первый квартал 2007 года, 7 млрд баррелей. Оценки остались неизменными с 2003 года. С 1997-го по 2002 год (включительно) доказанные запасы Азербайджана оценивались в 1,178 млрд баррелей. (ИА "Тренд")

По прогнозам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), потребительские цены в Азербайджане в 2007 году увеличатся на 16% против 8,5% в 2006 году. На конец 2007 года рост инфляции прогнозируется на уровне 14% против 11% в конце 2006 года. По мнению экспертов Евробанка, значительный рост экспорта нефти и продолжение увеличения заработных плат оказали давление на денежную массу. В результате инфляция достигла 11,4% на конец 2006 года против 5,4% в конце 2005 года. Это произошло даже несмотря на то, что Национальный банк Азербайджана увеличил ставку рефинансирования с 9% до 9,5% в июле 2006 года и до 12% в апреле 2007 года. Как говорил в 2006 году бывший глава бакинского представительства ЕБРР Реймонд Конвей, микроэкономическая стабильность в Азербайджане все еще остается нерешенной проблемой, так как при нынешних темпах роста ВВП бюджетные расходы растут ускоренными темпами. "В 2006 году бюджетные расходы возросли на 150%, в 2007 году - практически еще на 50%, что оказывает давление на повышение инфляции", - сказал Конвей. Международный валютный фонд утверждает, что государственные расходы с шестимесячным запозданием влияют на инфляционные показатели. "В связи с этим фискальные последствия бюджета-2006 покажут результаты к середине 2007 года", - сказал представитель ЕБРР в АР. В этой связи Евробанк предложил правительству Азербайджана установить приоритеты для осуществления государственных расходов. Между тем ожидается очередное увеличение госрасходов в связи с корректировкой госбюджета-2007. Однако параллельно правительство страны предпринимает все меры для сохранения по итогам года однозначной инфляции, сообщает ИА "Тренд".

Кабинет министров представил в парламент (Милли Меджлис) отчет об исполнении государственного бюджета за 2006 год, пишет "Эхо". Суть подготовленного отчета народным избранникам изложил глава Минфина Самир Шарифов. В своей речи он особо остановился на рекордном росте ВВП, который в минувшем году составил более 34%. Шарифов признал, что это стало возможным благодаря успешной реализации нефтяной стратегии. В 2006 году, по его словам, наблюдался рост как доходной, так расходной части бюджета, которые получили качественно новую динамику. Говоря о деятельности Министерства налогов, глава Минфина отметил, что, несмотря на то, что поступление налогов растет, сохраняется большой потенциал для увеличения налоговых поступлений. Шарифов вновь подчеркнул, что государственный бюджет за 2006 год имел социальную направленность. Кроме того, как подчеркивает министр, основной финансовый документ в 2006 году имел и инвестиционную направленность. Он также сообщил, что за минувший год были выделены значительные средства на обновление транспортной инфраструктуры, прокладку новых дорог республиканского значения.

Оппозиционные парламентарии выразили недовольство тем, что средства государственного бюджета расходуются в обстановке отсутствия должной прозрачности. "Члены правительства предпочитают говорить о повышении жалований, которые в процентом соотношении, действительно, могут выглядеть внушительными, но при этом министры не упоминают растущую инфляцию, которая уже сейчас исчисляется двузначными показателями", - подчеркивает депутат Игбал Агазаде. Другой депутат - Панах Гуйсенов - заявил, что все обсуждения такого характера в парламенте приобрели исключительно формальный характер. Он также отметил, что с каждым разом правительство направляет все больше средств на ремонтно-строительные работы, где высока вероятность нецелевого использования средств государственного бюджета. Депутат Насиб Насибли указал на повышенную зависимость государственного бюджета Азербайджана от нефтяных доходов, что является пагубной тенденцией и не сулит ничего хорошего. Несмотря на это, по итогам обсуждений, которые прошли без традиционного перерыва, депутаты приняли отчет кабинета министров об исполнении государственного бюджета за минувший год, пишет "Эхо".

После уточнения государственного бюджета 2007 года бюджетные доходы Азербайджана планируется увеличить на 435,2 миллиона манатов (около 500 млн долл.). Это больше прогноза текущего года на 8,2 процента и превышает соответствующий показатель бюджета 2006 года на 49,2 процента, сообщает ИА "АзерТАдж". Если парламент примет это предложения правительства, удельный вес доходов государственного бюджета в составе внутреннего валового продукта, ожидаемого к концу года, увеличившись на 25,5 процента, будет больше показателя 2005 года на 3,8 процента. Государственный бюджет 2007 года, увеличенный на 600,2 миллиона манатов, планируется довести до 6 миллиардов 315 миллионов манатов (более 7 млрд. долл.). А это превышает утвержденные расходы текущего года на 10,5 процента. Удельный вес расходов государственного бюджета в составе ВВП, ожидаемого к концу года, повысившись на 27,9 процента, по сравнению с исполнением бюджета 2006 года увеличится на 6,5 процента.