Обзор СМИ Иркутской области за 18-25 мая

О конфликте вокруг проверки расходования средств областного бюджета ГУВД по Иркутской области 22 мая рассказали "Байкальские вести". Материал был опубликован под заголовком "Сотрудников областной администрации не пустили в здание ГУВД". "Обе попытки специально созданной комиссии специалистов, которым было поручено провести проверку использования бюджетных средств, выделяемых на содержание милиции общественной безопасности, оказались неудачными. Утром 18 мая группа проверяющих прибыла на улицу Литвинова - в здание, где дислоцируется руководство ГУВД по Иркутской области. Однако, миновать турникет и войти внутрь режимного учреждения "посторонним лицам" не позволили", - рассказывает издание.

"С 09:00 до 11:00 проверяющие маялись как бедные родственники у входа в здание, но в конце концов вынуждены были ретироваться, - пишет газета. - По словам руководителя пресс-службы ГУВД Александра Попова, у представителей областной администрации не оказалось надлежащих документов. Если бы необходимые бумаги были оформлены так, как надо, никто не стал бы чинить проверяющим никаких препятствий. Тем более что для них уже подготовлен кабинет, в котором им предстоит работать".

"В четвертом часу дня та же группа сотрудников областной администрации, усиленная начальником Управления финансового контроля Департамента финансов Иркутской области Антоном Лебедевым, предприняла еще одну попытку попасть в здание ГУВД. И снова был получен от ворот поворот, - продолжает автор статьи. - Проверяющим было сказано, что никакого указания от милицейского начальства по поводу пропуска в здание посторонних лиц не поступало."

Скандальную ситуацию Антон Лебедев прокомментировал следующим образом: "В апреле в ГУВД прошла проверка использования федеральных средств работниками МВД. В составе федеральной комиссии приняли участие и представители областной администрации, у которых возникли некоторые вопросы по поводу расходования средств областного бюджета, направляемых на содержание милиции общественной безопасности. Средства немалые - 1,8 млрд рублей. Выделяя такие деньги милиции, власти региона считали, что вправе проверить эффективность использования этих миллионов. Тот факт, что руководство ГУВД чинит препятствия проверяющим, не может не наталкивать на размышления".

О выполнении контракта на поставку военных самолетов "Су-30" в Малайзию и перспективах сотрудничества Иркутского авиационного завода с этой страной рассказывает 25 мая "Коммерсант. Восток России" в статье под названием "Иркутские "сушки" улетят в Малайзию". "Научно-производственная корпорация "Иркут" начинает поставки самолетов "Су-ЗОМКМ" (МКМ - многоцелевой, коммерческий, малайзийский) в Малайзию по контракту стоимостью $910 млн, заключенному четыре года назад, - рассказывает издание. - 24 мая в Иркутске представители НПК "Иркут", "Рособоронэкспорта" и Королевских ВВС Малайзии подписали сертификат выкатки первых двух "Су-ЗОМКМ", которые будут отправлены заказчику в июне. Остальные 16 самолетов должны быть поставлены в Малайзию в течение 2007-2008 годов. По мнению экспертов, следующим шагом в сотрудничестве "Иркута" и ВВС Малайзии станет сборка "сушек" по лицензии на территории государства-заказчика".

По информации издания, президент корпорации "Иркут" Олег Демченко, замгендиректора ФГУП "Рособоронэкспорт" Виктор Камардин, первый заместитель генерального конструктора АХК "Сухой" Александр Барковский и глава ВВС Малайзии Дато Шри Азизан бин Ариффин подписали сертификат выкатки первых двух "Су-ЗОМКМ". "Оба самолета в июне будут отправлены в Малайзию. По словам Олега Демченко, всего в 2007 году заказчик получит 12 "сушек", еще шесть будут поставлены в 2008 году, - рассказывает газета. - Как отметил президент "Иркута", сейчас доля малайского контракта в структуре производства "Иркута" составляет 50%. НПК "Иркут" создана в 2002 году, в ее состав входят Иркутский авиазавод, ОАО ТАНТК им. Бериева, ЗАО "Техсервисавиа", ЗАО "БеТаИр" (Таганрог), ЗАО "ОКБ "Русская авионика"" (Жуковский), ЗАО "Итела" (Рыбинск) и ЗАО "Иркут-авиа-СТЕП". Сейчас 50,09% акций принадлежит "Объединенной авиастроительной корпорации", остальное - миноритариям. Чистая прибыль компании по РСБУ по итогам в 2006 году составила 1,121 млрд рублей. Сейчас основная продукция "Иркута" - многоцелевые самолеты "Су-30" в различных модификациях, самолет-амфибия "Бе-200". Портфель заказов компании до 2012 года составляет 200 самолетов на общую сумму $7,5 млрд".

Как напоминает издание, контракт стоимостью $910 млн на поставку Малайзии самолетов "Сухого" был подписан в 2003 году: "Почти три года у "Иркута" ушло на опытно-конструкторские работы и консультации с малазийцами. По словам представителей Иркутского авиазавода, "Су-30МКМ" является одной из версий "Су-З0МКИ", в 2002-2004 годах поставлявшегося в Индию и сейчас собирающегося в этой стране по лицензии. Внешне оба самолета похожи, имеют двигатели с отклоняемым вектором тяги и цифровую систему управления. Однако, малайский вариант "Су" отличается от индийского бортовым оборудованием. Несмотря на это, по оценкам экспертов, и индийский, и малайзийский варианты самолета "Сухого" стоят одинаково - около $50 млн. Вчера (24 мая - ИА REGNUM) малайская делегация смогла лично убедиться в летных характеристиках "Су-З0МКМ": с аэродрома авиазавода взлетел один из самолетов и продемонстрировал несколько фигур пилотажа, в том числе зависание в воздухе. После приземления "сушки" малайцы не скрывали своего восторга, пожимали руки летчикам-испытателям иркутского авиазавода".

На пресс-конференции главу ВВС Малайзии спросили, зачем стране довольно мощный по вооружению самолет, способный уничтожать одновременно воздушные и наземные цели, да еще способный с дозаправкой в воздухе летать на расстояние до пяти тысяч км. "У нас очень большая прибрежная территория, а такой самолет может не только защищать границы государства, но и быть элементом политики сдерживания", - ответил генерал Дато Шри Азизан бин Ариффин. Виктор Камардин сообщил, что в рамках подписанного с Малайзией контракта российская сторона "через год создаст в стране сервисный тренажерный центр для "Су-З0МКМ". Техническое обслуживание самолетов будут проводить специалисты НПК "Иркут" и АХК "Сухой".

"Очень хотелось бы, чтобы сотрудничество с Малайзией у нас продолжилось", - отметил Виктор Камардин. На вопрос, будет ли в будущем "Рособоронэкспорт" работать над подготовкой новых экспортных контрактов для "Иркута", Виктор Камардин отвечать отказался. Аналитик ИК БКС Севастьян Козицын предположил, что Россия и Малайзия, скорее всего, договорятся о лицензионной сборке "СУ-З0МКМ" на территории заказчика, так же, как это было с Индией - до 2012 года индийская компания HAL соберет 140 "Су-З0МКИ". "Производство запчастей в рамках договора о лицензионной сборке - весьма доходный и высокорентабельный бизнес для производителя самолетов. В свою очередь, Малайзия в этом случае создаст на своей территории новое высокотехнологичное производство", - отметил аналитик.

О проблемах, возникших на пути создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на Байкале, 25 мая рассказала "Торговая газета". Статья озаглавлена "Блуждающая зона". "Посетившая на прошлой неделе делегация Агентства по особым экономическим зонам (РосОЭЗ) привела в ступор всех, кто причастен к многообещающему проекту - ОЭЗ туристско-рекреационного типа "Байкал, - рассказывает издание. - Побывав в Листвянке, где по замыслу областных властей и оператора проекта - ассоциации "Байкальская виза" должны разместиться суперсовременные туристические объекты, высокие гости выразили неудовольствие ходом работ и... предложили в течение 10 дней представить другие проекты расположения зоны".

"Из комментариев первого вице-губернатора Юрия Параничева и руководителя областного агентства по туризму Ирины Рютиной известно, что основная претензия московских гостей (делегацию возглавлял замглавы агентства Андрей Алпатов) - нахождение предполагаемой зоны в границах Центральной природной зоны (ЦЭЗ) озера Байкал. Таким образом, под большой вопрос ставятся не только планы "Байкальской визы", но и областной администрации (ОЭЗ уже "вписана" в границы будущей иркутской агломерации, получившей одобрение в правительстве), - продолжает газета. - В недоумении оказались и все небольшие участники туристического рынка, без особых иллюзий рассчитывавшие все-таки "погреться у костра" (как-никак федеральные инвестиции в местную инфраструктуру и общая реклама Байкала должны положительно сказаться на турпотоке, а значит, шансы заработать есть у всех)".

Далее издание сообщает, что в связи с претензиями РосОЭЗ уже появились соображения перенести зону в район пролива Малое море (это месторасположение в свое время отстаивала компания "Гранд Байкал", активно развивающая различные виды туризма в районе острова Ольхон): "При желании здесь можно даже усмотреть тонкую лоббистскую игру: мол, влиятельная компания нашла возможность переиграть конкурента... Однако, похоже, что все значительно проще по причинам и идиотичнее по последствиям. Идея создания ОЭЗ на Байкале вообще вступает в полное противоречие с концепцией зонирования Байкальской природной территории".

Как пишет газета, камень преткновения, однако, не в зонировании (это дело само по себе благое, ограничивающее, в частности, размещение промышленности на уникальной природной территории, а также вырубку лесов). "Дело - в перечне видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ, - подчеркивает издание. - В настоящее время этот документ, составленный в недрах МПР, проходит юридическую экспертизу и, вполне вероятно, будет подписан премьер-министром Михаилом Фрадковым". "По сведениям, просочившимся в печать, в центральной экологической зоне Байкала нельзя будет, например, даже заправить автомобиль - ввиду запрета такого вида деятельности, как "хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки" (т.е. - строительство АЗС), - продолжает "Торговая газета". - Но бог с ними, с машинами. Проект перечня фактически запрещает в ЦЭЗ вообще проживание людей (не только туристов, заметим). Любое строительство (как жить без дома?) здесь разрешается только с одновременным сооружением объектов, "обеспечивающих очистку сточных вод и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух". Казалось бы - здорово, ведь адекватная система утилизации отходов (включая современные сортиры) - самая актуальная вещь на Байкале. Однако, этим же перечнем (пункт "90.00.1") "удаление и обработка сточных вод в части очистки сточных вод" любым способом названы... запрещенным видом деятельности. Заметим, что существование пресловутого перечня создает головную боль для властей Иркутской области и Бурятии не только в связи с ОЭЗ. Ведь данный документ, будучи применен на практике, полностью парализует жизнедеятельность местного населения (порядка 140 тысяч человек не смогут ни рыбу половить, ни соляркой заправиться)".

Издание "СМ номер один" рассказывает 24 мая об изменениях, произошедших на иркутском ипподроме, и открытии сезона, на котором впервые пройдут соревнования "Догони девушку". Статья называется "На Иркутский ипподром привезли экзотических лошадей". Как пишет газета, 18 мая на Иркутском ипподроме появились новые постояльцы - две великолепные кобылы фризской породы: "Имя владельца лошадей на ипподроме держат в строжайшей тайне - таковы были его условия. Зато не стесняются и рассказывают о достоинствах статных, черных как смоль лошадей с длинной, ниспадающей волнами гривой. Администрация ипподрома надеется, что лошадям понравится в Иркутске и они даже будут размножаться. Сотрудники Иркутского ипподрома сейчас готовятся к открытию нового сезона и обещают 2 июня устроить для иркутян и гостей областного центра настоящий праздник. По словам главного зоотехника Любови Плотниковой, планируется, что на ипподроме соберется более 500 гостей со всей области. "Мы проведем три скачки и шесть заездов. Зрители смогут насладиться конкуром. Открывать же сезон будут настоящий парад лошадей и народная казахская игра "Догони девушку". Наездник должен будет догнать девушку и поцеловать ее. Если наезднице поцелуй не понравится, то она может горе-ухажера ударить плеткой. Я надеюсь, что зрителям шоу понравится, тем более, что вход для всех бесплатный. А дети смогут покататься на каретах и пони", - говорит Любовь Плотникова".

"Единственное, что отличает Иркутский ипподром от остальных ипподромов страны, - на нем уже несколько лет не работает тотализатор, а это главное, что привлекает любителей бегов во всем мире, - рассказывает издание. - Оказывается, хоть посетителей и становится с каждым годом больше, этого все равно недостаточно для получения прибыли". "Лицензия на содержание тотализатора для нас разорительна, поэтому мы от него отказались, - объясняет Любовь Плотникова. - Выживаем за счет предоставления разных услуг. У нас работает конно-спортивная секция. 45-минутная прогулка на лошади стоит 250 рублей. Проводим платные экскурсии школьников, которые могут за 50 рублей посмотреть, как содержатся лошади, и сделать по одному кругу верхом".

"Но основную статью доходов ипподрома составляет плата за содержание частных скакунов. Так, по слухам, у одного иркутянина больше ста лошадей. Одна часть из них находится в Иркутске, другая - на московском ипподроме. Причем все лошади породистые. В Иркутске у него стоит англо-арабский жеребец, два года назад он прикупил двух ахалхетинцев, привезенных из Пятигорска. В этом году от них ждали приплода, но что-то у лошадей не получилось. Основную же часть постояльцев ипподрома составляют орловские скакуны. На ипподром привезли двух кобыл фризской породы. Администрация не раскрывает, кто их хозяин, но убеждена, что он их приобрел для разведения", - рассказывает "СМ номер один". - Причем оплодотворять их будут по-современному - искусственным путем. Сейчас лошади приходят в себя после долгого переезда".

"Таких лошадей в Иркутске еще не было, - утверждает Любовь Плотникова. - Они выведены для спортивных состязаний. Их необычайная красота никого не оставляет равнодушным. Иркутск - один из первых российских городов, в которых они появились, и мы этим очень гордимся".