"Старый губернатор борозды не испортит".

("Красноярский рабочий", 24.05.07, Эрих Пырх)

Завтра на очередной сессии Законодательного Собрания края депутаты должны наделить Александра Хлопонина полномочиями губернатора.

В том, что в случае поступления необходимых документов это знаменательное событие непременно произойдёт, сомневаться не приходится. Скорее Енисей потечёт вспять, чем не свершится то, что наметила могучая и непобедимая партия, прочно цементирующая нынешний состав ЗС. Тем более что и в общероссийском масштабе игры в демократию окончены. Губернаторов теперь не избирает население - их кандидатуры предлагают друг другу президент и депутаты. Как ни называй означенную процедуру, это не что иное, как назначение.

Правда, нас пытаются уверить, будто это едва ли не всенародное волеизъявление. Например, первый заместитель председателя ЗС Валерий Семёнов назвал предложение Владимира Путина знаковым событием, высказал благодарность президенту, поддержавшему инициативу народных избранников, и отметил: "Уверен, депутаты выразили мнение большинства жителей Красноярского края". Однако простая арифметика заставляет в этом усомниться. "Единороссы" заручились на выборах в ЗС поддержкой менее половины избирателей, пожелавших проголосовать. Значит, их вольно и невольно поддержало гораздо меньше двадцати процентов электората. Где же тут большинство жителей края? Даже в самом Законодательном Собрании, несмотря на руководящую и направляющую роль партии власти, не отмечалось несокрушимого единства при обсуждении кандидатуры Хлопонина. Как и следовало ожидать, почин "единороссов" одобрили "эсэры", "элдэпээровцы" и "эспээсники". Говорят, против были только коммунисты и примкнувший к ним независимый Анатолий Быков. Такой вот унылый расклад.

По-видимому, скучнейшая предопределённость - это и есть та самая пресловутая стабильность, которую ставят в заслугу нынешней российской власти. Полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин представил Владимиру Путину две кандидатуры - действующего губернатора Александра Хлопонина и его первого зама Льва Кузнецова. Выбор президента был столь же очевиден, сколь и предначертан. "Норникель" - компания правильная, она менее равноудалена от верховной власти, чем, к примеру, опальный "Юкос". Так что завтра Александр Хлопонин с полным правом продлит свои губернаторские полномочия раньше срока, который, если бы не образование нового субъекта РФ, истёк бы осенью этого года. Александр Геннадиевич сможет и дальше трудиться на благо объединённого края, реализуя на его территории глобальные проекты и неуклонно повышая уровень жизни вверенного ему населения.

"Депутаты поХЛОПотали за губернатора".

("АиФ на Енисее", 23.05.07, Владимир Пермяков)

Политическая жизнь Красноярского края, как и прогнозировалось, обходится без сюрпризов. На первой сессии объединённого Заксобрания Александр Усс был утверждён спикером, ключевые комитеты возглавили депутаты-"единороссы", а кандидатура Александра Хлопонина "на губернаторство" была предложена партией власти президенту Путину.

БУКВАЛЬНО на второй день полпред президента в СФО Анатолий Квашнин отправил в администрацию главы государства свой список кандидатов в губернаторы края. В нём Хлопонин фигурирует вместе со своим первым замом Львом Кузнецовым. По сути, альтернативы Хлопонину в крае нет. Это признают даже депутаты - "не медведи" (кроме извечных революционеров - коммунистов). За время своего губернаторства Александр Геннадиевич добился многого. Особенно что касается проведения референдума по объединению края, с успехом прошедшего 2 года назад. Именно тогда Хлопонин сдал свой самый сложный выпускной экзамен по превращению из успешного бизнесмена в не менее успешного политика. К плюсам хлопонинского капитанства на судне "Красноярский край" можно отнести и начало "спуска с мели на воду" крупных инвестиционных проектов - достройки многострадальной Богучанской ГЭС и создания Сибирского Федерального Университета. Если Хлопонин останется в кресле губернатора ещё на одну "пятилетку", то мы впервые за последние 20 лет получим руководителя, который не только "заявлял", но и собственными руками доводил дело до конца. Тем более, у края кроме плюсов существуют и минусы. На взгляд многих экспертов, основными проблемами региона являются слабое развитие малого и среднего бизнеса, постоянные российские проблемы в социальной сфере и обеспечение органов местного самоуправления квалифицированными кадрами.

Конечно, есть ещё "губернаторский" список полпреда, куда кроме Хлопонина входит Лев Кузнецов, шагающий в команде Александра Геннадиевича с самого начала его политкарьеры. При определённом раскладе возглавить край сможет и нынешний первый зам - если Хлопонину вдруг предложат серьёзный пост в Москве. Маловероятно, но и в этом случае ничего страшного не произойдёт. Российская политика "по-путински" ознаменована чёткой вертикалью власти с "законом сохранения энергии", если можно так выразиться. Проще говоря, когда на государственно-руководящем месте образуется вакансия - её тут же занимает подготовленный преемник. Однако, подождём следующей сессии ЗС, намеченной на 25 мая. Ожидается, что именно к ней президент определится с кандидатурой будущего главы региона.

"Десять комитетов - тысячи задач".

("Красноярский рабочий", 24.05.07, Петр Васильев)

В Законодательном Собрании края набирает обороты работа депутатских комитетов. Напомним, что всего их десять вместо прежних тринадцати постоянных комиссий. Наименования новых структур во многих случаях стали более лаконичными. Где-то круг задач сузился, где-то -расширился. Значительно изменился и состав председателей - появились новые имена, некоторые руководители "сменили профиль". Какими оказались "тематические предпочтения" народных избранников? Какие первоочередные задачи предстоит решать вновь образованным комитетам? Каковы планы их работы на более отдалённую перспективу? Об этом мы решили узнать из первых уст.

Александр УСС, председатель Законодательного Собрания края:

- В числе важнейших задач, требующих от депутатов значительных усилий, - принятие нового устава края, реализация крупных инвестиционных проектов, преодоление сырьевого уклона экономики, укрепление малого и среднего бизнеса, вытаскивание села из затянувшегося кризиса. В Законодательном Собрании должен царить дух демократии, депутаты должны иметь внутреннюю свободу - им нужно не одобрять, а вырабатывать решения. Краевому парламенту не следует превращаться в машину для бездумного голосования. Оппозиционная часть депутатского корпуса должна быть полноценной участницей принятия решений.

Что касается комитетов и комиссий краевого парламента первого созыва, то новая структура, на наш взгляд, более точно соответствует конкретным направлениям работы и хорошо соотносится с профильными подразделениями краевой администрации. В конце концов, это просто удобнее. В ходе работы Законодательного Собрания иногда возникает необходимость образовывать временные рабочие единицы. С тем чтобы не употреблять слова "временная комиссия" (наряду с постоянной), "комиссия-подкомиссия", мы решили изменить терминологию - ввести комитеты, а всё иное называть комиссиями. Думаю, десять комитетов - оптимальное количество. На фоне увеличения общего числа депутатов уменьшение числа комитетов придаст этим структурным подразделениям больший вес.

Валерий СЕМЁНОВ, первый заместитель председателя ЗС, председатель комитета по бюджету и налоговой политике:

- Основная задача нашего комитета - сохранить достигнутую стабильность бюджетной системы, совершенствуя её. Из первоочередных задач отмечу предполагаемую корректировку краевого бюджета на 2007 год. Работа эта большая и чрезвычайно важная. Сейчас различные службы занимаются благоустройством, развитием дорожной сети края, приступают к подготовке к зиме. Предстоит решить и ряд неотложных социальных вопросов. В более отдалённой перспективе - переход на долгосрочную систему бюджетного планирования, как это сделало правительство Российской Федерации. На мой взгляд, инициатива важная и нужная. Бюджет будет более прозрачен, более понятен и, самое главное, более эффективен в части реализации задач, сформулированных изначально в первом бюджетном году. Создать такой документ - колоссальный труд. С первого раза невозможно сделать его таким, чтобы он устроил всех. Поэтому нет ничего удивительного в том, что между Госдумой и правительством возникли разногласия. Но, думаю, компромисс будет найден - в спорах рождается истина. Для нас самое главное, чтобы этот компромисс служил интересам субъектов РФ, конкретных жителей страны. Особенно важно это для объединённого края, который является регионом-донором. Отрасли его экономики также нуждаются в бюджетном стимулировании со стороны государства.

Большое место в работе нашего комитета займёт изменение законодательства в части межбюджетных отношений и самого бюджетного процесса. Имеющаяся законодательная база предусматривалась для края до его объединения. Сегодня необходимо учитывать специфику новых муниципальных образований. Это отражено в многочисленных предложениях, поступивших в Законодательное Собрание во время IV съезда депутатов края в апреле 2006 года и в ходе последующей работы краевого парламента. Кроме того, наш комитет будет заниматься совершенствованием налоговой системы края. Нужно стимулировать товаропроизводителей и те отрасли экономики, которые дают реальный положительный эффект и выполняют важные социальные задачи в части обеспечения занятости населения и повышения его жизненного благополучия.

Я доволен, что в комитет вошли профессионально подготовленные парламентарии. Помимо Сергея Зяблова, Людмилы Магомедовой и Александра Многогрешнова, которые раньше работали в профильной комиссии, в комитете теперь и другие квалифицированные специалисты. Это Елена Ледницкая, заместитель начальника Красноярской железной дороги по экономическим вопросам; Александр Ревякин, который был первым заместителем главы Норильска по финансам; руководитель-производственник Юрий Лебедев. Одним словом, сформирован компетентный и работоспособный комитет.

Для нас очень важно, чтобы каждая бюджетная копейка расходовалась максимально эффективно. Использованию бюджетных средств наш комитет будет уделять особое внимание. Деньги в крае немалые, и они должны приносить пользу как экономике Красноярья в целом, так и каждому жителю в отдельности.

Анатолий РОМАШОВ, заместитель председателя ЗС, председатель комитета по социальной политике:

- С учётом того, что Красноярский край и Россия в целом переживают сложное время, основная часть вопросов будет связана с социальной защитой населения, попавшего в сложную жизненную ситуацию. В поле зрения нашего комитета - различные льготы и компенсации.

Если говорить о текущих задачах, то мы, соблюдая принцип преемственности, продолжаем то, что начали наши коллеги в третьем созыве. В частности, мы внесли предложение в ближайшее время рассмотреть возможность принятия во втором чтении проекта закона края "О мерах социальной поддержки ветеранов", который предусматривает льготные проездные билеты для ветеранов и пенсионеров. Законопроект был принят в первом чтении на одной из последних сессий третьего созыва. Сейчас в него внесён ряд поправок, высказанных депутатами при обсуждении. Всё это надо обобщить и откорректировать документ.

Его принятие с предложенными изменениями потребует до конца нынешнего года дополнительных расходов краевого бюджета в сумме более 60 миллионов рублей на возмещение выпадающих доходов транспортным организациям. С учётом одобренных поправок, а также замечаний экспертно-правового управления ЗС комитет принял решение включить законопроект в повестку заседания ближайшей сессии для рассмотрения во втором чтении. Жители края этот закон очень ждут - не случайно во время избирательной кампании о нём очень много спрашивали.

Также на подходе законопроект о внесении изменений в закон края о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальному обслуживанию населения. Есть ещё ряд законопроектов, над которыми начал работу предыдущий состав парламентариев, но они ещё не готовы.

На заседании комитета мы одобрили проект плана работы на ближайшие три месяца и попросили краевую администрацию, совет ветеранов края, органы соцзащиты дать свои предложения. Утвердим доработанный план на ближайшем заседании. Какие-то проекты законов надо успеть рассмотреть до каникул. Какие-то потребуют более длительных процедур согласования и будут представлены на рассмотрение депутатов к первому сентября.

Алексей КЛЕШКО, заместитель председателя ЗС, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества:

- Ключевой задачей нашего комитета на ближайшее будущее является разработка нового Устава Красноярского края. За основу взят действующий документ, качественно подготовленный и выдержавший проверку временем. Основной темой для обсуждения станет, вероятно, организация исполнительной власти. Речь идёт о формировании вместо аморфного Совета администрации края более жёсткой структуры - правительства. Это не означает, что непременно появятся министерства - мне, например, больше по душе департаменты, службы и агентства, образованные в ходе административной реформы. В любом случае главным должно быть содержание, а не форма.

Также в новом уставе необходимо отразить изменения федерального законодательства, урегулировать вопросы, касающиеся особого статуса Таймыра и Эвенкии. Работа над основным законом края очень объёмная. Частично она проделана в прошлом созыве при активном участии красноярских учёных-юристов и бывшего начальника экспертно-правового управления ЗС Любови Елизарьевой. Планируем представить депутатам новый текст в середине июня. Будет рассмотрена и возможность опубликования проекта устава для более широкого обсуждения. Надеемся, к концу года основной закон края будет принят. Параллельно с подготовкой устава необходимо ещё раз подвергнуть ревизии блок краевых законов, затрагивающих структуру исполнительной власти, взаимодействие органов власти и населения, государственную гражданскую службу края (здесь надо провести сверку с законодательством Таймыра и Эвенкии).

Полагаем, что следует разработать единую концепцию организации местного самоуправления на территории Красноярья. Политика органов госвласти края в сфере МСУ должна быть чётко сформулирована. Нужен стратегический план укрепления финансово-экономических основ МСУ, включая поселения. Практика показывает, что районные власти часто выполняют функцию передаточного звена между краем и поселениями. Пусть так, но только посредник не должен искажать государственную политику. В каждой территории края нужно разработать программу социально-экономического развития, и не только в общем и целом, но и с учётом конкретных поселений. Надо переходить от эмоциональных оценок деятельности МСУ к объективным показателям. Это сложная задача - может быть, даже на несколько лет. Попутно нужно навести порядок в муниципальной службе, стимулируя органы МСУ к дебюрократизации местной власти.

Кроме того, нашему комитету предстоит заново оценить эффективность механизмов взаимодействия гражданского общества и государства. В принципе неплохо работает краевая грантовая программа, но всё же необходим закон о взаимодействии органов госвласти края и некоммерческих общественных организаций.

Анатолий АМОСОВ, председатель комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов:

- Прежде всего мы будем работать по тем направлениям, которые достались "в наследство" от прошлого состава ЗС. Это законы об оленеводстве, о гарантиях прав коренных малочисленных народов, о компенсациях северянам. Сейчас на контроле Госдумы вопрос о надбавках, которые должны сохраняться для пенсионеров, выезжающих с Севера. Это законодательная инициатива краевого парламента, исходившая от "северов". Её поддержали свыше 60 субъектов РФ. В своём послании Федеральному Собранию президент попросил правительство решить этот вопрос до конца нынешнего года. Надеюсь, Госдума рассмотрит его в октябре-ноябре. Чем быстрее, тем лучше.

Первоочередной задачей краевого уровня считаю принятие устава объединённого Красноярья. Для нас очень важно то, как в нём будет прописан особый статус Эвенкии и Таймыра, в чём именно будет выражаться обозначенный в Конституции РФ государственный протекционизм коренным малочисленным народам. Первый шаг уже сделан - представительство Эвенкии и Таймыра в ЗС существенно. Несмотря на небольшую численность населения, от бывших автономных округов избрано по два депутата. Надо идти дальше. Может быть, стоит взять на вооружение опыт Пермского края. Там недавно создано правительство, где образовано отдельное министерство, занимающееся всеми вопросами по бывшему Коми-Пермяцкому автономному округу. Не случайно первые лица Красноярского края заговорили о возможном создании правительства. Министру будет проще решать все северные проблемы напрямую с губернатором. Это эффективнее, чем посредничество агентств, департаментов и прочих административных структур.

Меня радует, что не потеряно ничего из наработанного до объединения края эвенкийскими законодателями. Очень полезным оказался годовой переходный период, когда округ постепенно передавал муниципальному району свои полномочия. Поэтому все региональные программы остаются в силе, а они подчас гораздо более весомы, чем краевые. Достаточно сказать, что на поддержку коренных малочисленных народов в Эвенкии выделяется ежегодно более 50 миллионов рублей, а по Енисейскому Северу финансирование недотягивает и до десяти миллионов.

Не надо забывать и о том, что Север - это не только малочисленные народности. Это и Норильский промышленный район, и новые нефтегазовые месторождения. Северные территории обладают гигантским экономическим потенциалом, и если их грамотно развивать, они принесут краю огромную прибыль. Поэтому наряду с законопроектами о сохранении традиционного образа жизни коренного населения, об определении экологически чистых зон природопользования наш комитет намерен рассмотреть закон о Севере края.

Юрий АБАКУМОВ, председатель комитета по законности и защите прав граждан:

- Мы только на этой неделе провели заседание комитета - в него вошло немало новых людей, им надо вникнуть в дела, распределить полномочия. Так что ещё не все наши планы положены на бумагу. Сфера деятельности остаётся той же, что была очерчена для аналогичной постоянной комиссии третьего созыва, за исключением информационной политики, которой теперь занимается комитет по образованию, науке и культуре.

Как и прежде, нам предстоит рассматривать кандидатуры мировых судей, контролировать принятые ранее целевые программы - по безопасности дорожного движения, по профилактике преступности, по пожарной безопасности. На ближайшую сессию комитет выносит доклад уполномоченного по правам человека в крае. Кстати, позднее нам предстоит заново сформировать этот необходимый правовой институт в связи с истечением срока полномочий.

Есть и ещё одна задача - надо реагировать на огромное количество обращений граждан по итогам кампании по выборам в ЗС. Люди высказывают самые разные просьбы, предложения и требования к власти. Уже несколько сотен писем разослано в различные инстанции, которые должны принять решения по тем или иным вопросам. В этом направлении работаем усердно - у меня, к примеру, после выборов не было ни одного дня, когда бы не пришлось рассматривать подобные обращения жителей края. Хватает забот и у Марины Добровольской, и у Юрия Швыткина. Наша цель - получить ответы по существу. Нередко нам направляют отписки, и тогда приходится по нескольку раз возвращаться к какой-либо теме. Если же говорить о более отдалённой перспективе, то самой важной представляется работа над краевым бюджетом, которая скоро начнётся. Будем взаимодействовать с ГУВД, ГУФСИН и другими структурами, которые получают бюджетные средства.

Василий НЕЧАЕВ, председатель комитета по образованию, науке и культуре:

- У нашего комитета немало функций, например участие в разработке и осуществлении государственной политики в таких сферах, как наука и образование, культура и искусство. Пока ещё идёт организационная работа, но некоторые конкретные направления уже намечены. Помимо обсуждения корректировки краевого бюджета на 2007 год есть, на мой взгляд, серьёзнейший вопрос, который обязательно будет рассмотрен в ближайшее время.

Речь идёт о сохранении объектов культурного наследия. В частности, в Красноярске требует решения проблема, связанная со зданием музыкальной школы по адресу: ул. Сурикова, 19. Мы ознакомились с документами по этому вопросу, и я как председатель комитета считаю, что надо прислушиваться к мнению общественности и специалистов, надо соблюдать законы. Посмотрите, что творится в центре Красноярска. Сносятся объекты культурного наследия - строятся торгово-развлекательные центры и тому подобное. Интересы бизнеса преобладают над соблюдением законов.

Этот вопрос несколько раз обсуждался депутатами прошлого созыва, освещался в прессе. Законодательство в данной сфере постоянно нарушается. У нас есть контрольные органы, но к их доводам, очевидно, не прислушиваются те, кто ведает делами строительства и архитектуры в администрациях города и края. Здесь требуется вмешательство депутатов, тем более что объекты культурного наследия разрушают не только в центре Красноярска, но и в Енисейске, других городах края. Главная же задача нашего комитета, на мой взгляд, заключается в повышении статуса образования, науки и культуры. Мы много говорим о развитии экономики региона, но забываем, что существует такое понятие, как экономика интеллекта. Этим направлением занимаются все ведущие страны мира, потому что это и есть тот базис, на котором строится экономическое развитие. Сегодня в крае ему уделяется недостаточно внимания. Что касается состава комитета, то я им удовлетворён. У нас есть кандидаты и доктор наук, опытные депутаты прежнего созыва. Созданы все условия для начала плодотворной работы.

* * *

Состав комитетов ЗС

Комитет по бюджету и налоговой политике

Зяблов Сергей Филиппович, Лебедев Юрий Александрович, Ледницкая Елена Геннадьевна, Магомедова Людмила Васильевна, Многогрешнов Александр Александрович, Ревякин Александр Вячеславович - зам. председателя, Семёнов Валерий Владимирович - председатель, Суроткин Владимир Андреевич.

Комитет по экономической политике

Васильев Михаил Геннадьевич - председатель, Демидов Владимир Петрович, Зубарев Виктор Владиславович, Зяблов Сергей Филиппович, Исаев Валерий Андреевич, Колодько Валерий Николаевич, Королёв Владислав Владимирович, Лебедев Юрий Александрович, Леопа Владимир Иванович, Нечепуренко Алексей Ефимович, Пустограева Ирина Леонидовна, Севастьянов Всеволод Николаевич - зам. председателя.

Комитет по делам села и агропромышленной политике

Атарчиков Виктор Иннокентьевич, Быков Анатолий Петрович, Васильев Михаил Геннадьевич, Дамм Александр Иванович - председатель, Исаев Валерий Андреевич, Королёв Владислав Владимирович, Медведев Пётр Петрович, Мельниченко Борис Владимирович, Моргун Василий Николаевич, Натаров Сергей Васильевич, Семёнов Валерий Владимирович, Сергиенко Валерий Иванович - зам. председателя, Цуканов Сергей Андреевич, Юрчик Владислав Григорьевич.

Комитет по природным ресурсам и экологии

Амосов Анатолий Егорович, Журко Василий Васильевич, Зубарев Виктор Владиславович - председатель, Колодько Валерий Николаевич, Леопа Владимир Иванович, Нечепуренко Алексей Ефимович, Ревякин Александр Вячеславович, Ромашов Анатолий Алексеевич, Севастьянов Всеволод Николаевич, Сергиенко Валерий Иванович, Симановский Александр Алексеевич - зам. председателя, Шахматов Сергей Александрович.

Комитет по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества

Журко Василий Васильевич, Клешко Алексей Михайлович - председатель, Кузнецов Александр Игоревич, Мельниченко Борис Владимирович, Нечаев Василий Семёнович, Пащенко Олег Анатольевич, Симановский Александр Алексеевич, Фокин Николай Андреевич - зам. председателя, Шахматов Сергей Александрович.

Комитет по делам Севера и коренных малочисленных народов

Амосов Анатолий Егорович - председатель, Андронова Светлана Михайловна, Ледницкая Елена Геннадьевна, Магомедова Людмила Васильевна - зам. председателя, Фокин Николай Андреевич, Цветков Евгений Адольфович, Комитет по законности и защите прав граждан, Абакумов Юрий Константинович - председатель, Демченко Оксана Зиновьевна, Добровольская Марина Ивановна, Пащенко Олег Анатольевич, Сидоренко Фёдор Николаевич, Суроткин Владимир Андреевич, Цветков Евгений Адольфович, Швыткин Юрий Николаевич - зам. председателя.

Комитет по социальной политике

Абрамов Владимир Владимирович, Андронова Светлана Михайловна - зам. председателя, Волоткевич Татьяна Николаевна, Дамм Александр Иванович, Данильченко Юрий Михайлович, Добровольская Марина Ивановна, Казаченко Валентин Григорьевич, Кузнецов Александр Игоревич, Назарова Марина Викторовна, Пустограева Ирина Леонидовна, Ромашов Анатолий Алексеевич - председатель, Юрчик Владислав Григорьевич.

Комитет по здравоохранению, спорту и туризму

Абакумов Юрий Константинович, Абрамов Владимир Владимирович, Атарчиков Виктор Иннокентьевич, Бибикова Валентина Васильевна, Быков Анатолий Петрович, Данильченко Юрий Михайлович, Демидов Владимир Петрович, Медведев Пётр Петрович, Многогрешнов Александр Александрович, Натаров Сергей Васильевич - председатель, Сидоренко Фёдор Николаевич - зам. председателя.

Комитет по образованию, науке и культуре

Волоткевич Татьяна Николаевна, Демченко Оксана Зиновьевна, Казаченко Валентин Григорьевич, Клешко Алексей Михайлович, Моргун Василий Николаевич - зам. председателя, Назарова Марина Викторовна, Нечаев Василий Сёменович - председатель, Швыткин Юрий Николаевич. "Не виноватая я, он сам ушёл".

("Красноярский рабочий", 24.05.07, Андрей Денисов)

Помню, как всё начиналось. Не потому, что память хорошая, а потому что было это совсем недавно. Практически вчера нам хватало одной России - "Единой". А сегодня её внебрачная дочка - "Справедливая" - имеет своё представительство из семи депутатов в высшем органе краевой законодательной власти. Пока из семи.

Сразу после того, как результаты подсчётов бюллетеней были утверждены, лидер российских "эсэров" Сергей Миронов поблагодарил участников подопечной красноярской организации за хорошую работу и замечательный для первого раза результат. И вот, не успели как следует отпраздновать викторию, как из Москвы нарочным доставляется копия решения президиума центрального совета партии о приостановлении полномочий председателя регионального отделения "Справедливой России" Юрия Иванова. Что-то вроде "всем спасибо, все свободны". И дальше всё по сценарию, написанному в лучших традициях отечественного рейдерского движения. Кто ещё не знает, рейдерская атака - это захват бизнеса с использованием властных, силовых рычагов. С известием об отставке красноярца Иванова из Москвы приехали граждане Рябенко и Тилюпа. Возрастом ближе к студенческому, эти молодые люди, по мнению некоторых участников событий, предприняли попытку провести партийную конференцию и перераспределить властные полномочия в краевом отделении в пользу заместителя Юрия Иванова, бывшего руководителя профессионального союза студентов Татьяны Волоткевич.

Выглядело это следующим образом: 17 мая секретарей местных организаций собрали на учёбу в зале одного из красноярских вузов. Когда все расселись, в зале появились люди в камуфляже. Они взяли собрание под охрану и предложили собравшимся выйти из помещения, чтобы зарегистрироваться и вновь войти. Между тем намечаемое совещание никакой регистрации не требовало. Из этих соображений партийные люди остались в зале и потребовали от московских гостей объяснений. Ничего внятного гостям, пожелавшим стать хозяевами, сформулировать не удалось. По какой причине результат деятельности молодого отделения, ранее признанный хорошим, перестал удовлетворять московское руководство? Никто не ответил. Итогом совещания, плавно перешедшего в митинг, стали два обращения на имя высшего должностного лица партии. Один документ подписали секретари первичек. Второй ушёл от имени шести депутатов Законодательного Собрания края. Татьяна Волоткевич, якобы назначенная исполнять обязанности Иванова, участия в работе над документом, по нашей информации, не принимала.

Официальный комментарий получить пока не удалось. Неофициальные источники сообщили, что Юрий Иванов не предпринимает никаких действий. Ждёт официального приглашения на отчётно-выборную партийную конференцию, где собирается отчитаться о проделанной работе. Волоткевич заявляет, что не имеет никакого отношения ко всему происходящему. Секретари первичек и депутаты ЗС ждут разъяснений от Сергея Миронова. Последний, по слухам, в отъезде. Но вот-вот вернётся и обязательно всем нам поможет.

"Люди говорят - БЭМО".

("Красноярский рабочий", 24.05.07)

Юрий АБАКУМОВ, депутат Законодательного Собрания Красноярского края:

- У нас этот район давно предназначен для развития. Там огромный потенциал по нефти, полезным ископаемым, цветным металлам. Для того чтобы развивать там промышленность, для того чтобы развивать жизнь на новой, более качественной основе, там нужна электроэнергия, но сегодня там её недостаточно. Поэтому Богучанская ГЭС и есть тот самый энергетический толчок, который необходим для развития всего остального. Это и Богучанский алюминиевый завод, лесоперерабатывающее, лесохимическое производства. Также через этот район будут проходить трубопроводы из Юрубчено-Тохомского месторождения. Будут построены насосные станции и нефтеперегонные заводы. Богучанское энерго-металлургическое объединение (БЭМО) - первая ступень развития Нижнего Приангарья.

Светлана АНДРОНОВА, депутат Законодательного Собрания Красноярского края:

- Появление БЭМО важно для Красноярского края в том плане, что сегодня в некоторых северных территориях катастрофически не хватает электроэнергии, чтобы строить новые предприятия, чтобы развивать лесо- и деревоперерабатывающую промышленность и другие отрасли. Я считаю, что для развития народного хозяйства, для решения экономических вопросов Красноярского края Богучанская ГЭС будет играть большую роль. Она нам очень нужна.

Всеволод СЕВАСТЬЯНОВ, депутат Законодательного Собрания Красноярского края:

- Сегодня энергетика определяет в целом развитие планеты Земля. Нижнее Приангарье - это кладезь, который нужно использовать для создания новых предприятий глубокой переработки сырья. Приангарье не может осваиваться хоть сколько-нибудь эффективно при колоссальном дефиците электроэнергии, который там сейчас существует. Поэтому строительство Богучанской ГЭС - это неизбежное и обязательное условие развития всей зоны Нижнего Приангарья. Альтернативы пока у ГЭС нет, так как проектировкой атомной электростанции в этом районе никто не занимался. Поэтому в любом случае программа Нижнего Приангарья, начавшаяся с БЭМО, является для нас приоритетной.

"Медный лоб государства и горох инакомыслия".

("Красноярский рабочий", 24.05.07, Юрий Чувашев)

Ну вот, дошёл черёд и до Красноярска. На 26 мая в краевом центре намечен митинг в поддержку идущих по стране маршей несогласных. Видимо, по принципу: а чем мы хуже всей прочей России, по которой уже давно катится волна массовых оппозиционных уличных акций прямого действия?

Иные красноярские протестанты грозятся в субботу показать кузькину мать "кровавому антинародному режиму" и его местным "приспешникам". Интернет разбухает от потоков сознания (порою явно сумеречного), пестрящих страшилками и обещаниями чуть ли не штурмом взять чиновничьи кабинеты и, наследуя Великой французской революции, утвердить в коридорах "коррумпированной власти" идеалы свободы, равенства и братства. И хотя нельзя исключить вероятности того, что речь идёт об элементарной провокации, красноярская власть и правоохранители на всякий случай возбудились и пообещали принять все необходимые меры для недопущения и обуздания возможных беспорядков. При этом, естественно, ссылаясь не столько на безответственный Интернет, сколько на традиционно многочисленные доклады информаторов, засланных охранителями государства в разного рода "подрывные" клубы идеологических пикейных жилетов. Как это было, например, перед недавним митингом СПС в центре Красноярска, прошедшим спокойно, а потому и неожиданно для силовиков.

Спору нет, любое государство имеет право на защиту себя и своих граждан. Более того, это его прямой и главнейший долг. Ровно так же обстоит дело и в демократиях развитого Запада. Родное наше государственное телевидение регулярно живописует нам апокалипсические картины того, с каким зубодробительным азартом полиция западных стран разгоняет марши антиглобалистов, протестующих против деления человечества на "чёрных" и "белых" и против мировоззрения зажравшегося за чужой счёт "золотого миллиарда" этого самого человечества.

И действительно, в адреналиновых этих телерепортажах из-за бугра, льющих спасительный бальзам на душу нынешнего официозного отечественного агитпропа, наличествует всё: и водомёты, и погромы, и дубинки полицейские, и волочение смутьянов в кутузку... Однако между тамошней и российской действительностью на самом-то деле дистанция огромных размеров. Там, сколь бы ни были жёстки уличные столкновения манифестантов с полицией, власти и в голову не придёт именовать протестантов жалкими маргиналами, агентами влияния и вообще "пятой колонной" и просто ублюдками. Как это сплошь и рядом происходит у нас. Потому что уклад законопослушной жизни там такой, что ежели власть осмелится перейти на подобную лексику и оценочные обобщения, то она быстро перестанет исполнять эти самые властные функции. Потому как и верхам, и низам очевидно, что общество состоит не только из адептов проправительственной или уж тем паче монопольно-партийной идеологии, но и из тех, кому эти лекала для мозговых извилин, мягко говоря, не подходят. Однако и те и другие - народ этой страны, часть общества, а потому имеют полное и законное право на собственное волеизъявление, на демонстрацию своей позиции, на несогласие, в конце концов, - разумеется, в рамках закона - с политическим и экономическим курсом правящей в этот момент в стране элиты.

Что же происходит у нас? Ни в государственную прессу, ни на официальное телевидение несогласные, сиречь инакомыслящие, попасть не могут просто по определению. Конечно, если на то не последует дозволяющий звонок из администрации президента. Наше донельзя объективное и независимое центральное телевидение не снисходит даже до самых куцых репортажей с маршей несогласных, идущих по России. И если бы не каналы "Евроньюс" и REN-TB, то дорогие россияне и вообще бы ничего не узнали об этих очагах несогласия. Как правило, не пускают инакомыслящую публику на информационное поле и в регионах. А ведь уже давно и хорошо известно, в том числе и прежде всего на печальном примере нашего собственного Отечества, к чему приводит тотальная монополия на истину и каковы неизбежные итоговые результаты многотрудной деятельности Министерства правды. Опять же свежайший пример, черномырдинская классика - по поводу того, что хотели как лучше, но получилось как всегда. То есть глупо, дурно и всему миру смешно. Как, впрочем, и грустно тоже. Решил, к примеру, президент страны Владимир Путин, долгие годы проживший и прослуживший на либеральном Западе, наглядно показать просвещённой Европе наше с нею генетическое родство. И дал дозволяющую отмашку на проведение марша несогласных в Самаре во время проведения там совместного саммита России и Евросоюза. Дескать, и мы тут, в России, не лаптем щи хлебаем, у нас и свои антиглобалисты есть, вона как справно они под окнами маршируют...

И ведь действительно промаршировали, да ещё как. А именно: из тысячи человек, подавших заявки на участие в марше, за милицейские кордоны в итоге пропустили всего лишь 100 человек. Причём даже и эти отфильтрованные протестанты и организаторы марша, по их словам, постоянно испытывали жёсткое давление со стороны силовиков. А самых главных бузотёров - руководителей Объединённого гражданского фронта и "Другой России" - так и вовсе задержали в Москве в аэропорту Шереметьево, забрав у них паспорта на всякий случай.

Хочу оговориться, что я не испытываю особой душевной симпатии ни к Михаилу Касьянову, ни к Гарри Каспарову, но ведь действия российской власти и правоохранителей в этом случае действительно глупы и смешны. Ради чего было задерживать пусть и ненавистных лично кому-то, но в то же время вполне легальных и вменяемых лидеров оппозиции и так и не дать им вылететь в Самару для участия в протестном марше? Только ради того, чтобы канцлер Германии Меркель во всеуслышание выразила на саммите своё беспокойство по поводу "задержания участников демонстрации ещё по дороге на демонстрацию?" Или для того, чтобы доблестная самарская милиция озабоченно поведала местным жителям о том, что марш этот пресловутый проводят скинхеды и экстремисты? Хотя само шествие в итоге прошло безо всяких эксцессов - правда, в плотном окружении правоохранителей в погонах и в штатском. В общем, родная наша Азиопа в очередной раз смотрелась весьма своеобычно на фоне видавшего виды Старого Света. А потому всё же очень хочется верить, что самарский передовой методический опыт по части фильтрации, организации и проведения массовых уличных праздников непослушания не будет перенесён на красноярскую почву в его первозданно незамутнённом виде. Равно как и сами протестанты местные не кинутся по стопам наиболее буйных своих западных собратьев. Иначе и власть, и силовики, и манифестанты будут выглядеть очень глупо и смешно. Впрочем, в России к этому сроду не привыкать.

Р. S. Митинг в поддержку всероссийской акции "Марш несогласных" первоначально должен был начаться в полдень 26 мая на Красной площади. Во всяком случае, уведомление о его проведении было своевременно подано в администрацию Красноярска. Однако затем городские власти сообщили организаторам акции, что считают невозможным проведение митинга в указанном месте и в назначенное время. Вчера я позвонил координатору подготовки митинга Екатерине Фатьяновой, и она подтвердила, что намеченная акция всё равно состоится. В крайнем случае разнопартийные манифестанты, в совокупности представляющие "Другую Россию", намерены пройти маршем до площади Революции. На мой вопрос о вероятности уличных конфликтов протестантов с правоохранителями Екатерина Фатьянова ответила, что организаторы акции надеются, что этого не случится.