Приднестровское урегулирование: "Российские предложения существуют, но не вполне устраивают Молдавию". Косовский прецедент: "К решению вопроса о статусе Косово лучше приступить после приема Сербии в ЕС". В Приднестровье "нет внятной программы развития аграрного сектора".

Приднестровское урегулирование: "Российские предложения существуют, но не вполне устраивают Молдавию"

"Предложение президента России Владимира Путина объявить мораторий на исполнение Россией Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) привнесет прагматизм в переговоры по приднестровскому урегулированию, - цитирует газета "Сведения" министра иностранных дел Приднестровья Валерия Лицкая. - Россия выполнила свои обязательства по ДОВСЕ. Она уничтожила тяжелое вооружение и сократила группу войск в Приднестровье до 1,5 тыс. человек. Хочу напомнить, что Приднестровье выступало против этого сокращения, считая российских военных и миротворцев важнейшим стабилизирующим фактором в регионе. Они остановили кровопролитный конфликт 1992 г. и более 15 лет надежно охраняют мир - за это время здесь не было ни одной вспышки насилия, не погиб ни один человек".

"Власти Приднестровья согласились на сокращение, уважая международные обязательства России. Однако в ответ западные страны не только не ратифицировали по надуманным причинам ДОВСЕ, но и спешно наращивают военное превосходство в соседней Румынии, Польше, Чехии, других странах Восточной Европы. Это создало у молдавских властей иллюзию, что российские военные скоро уйдут, а с Приднестровьем не обязательно договариваться. Отсюда и развязанные против нас информационная война, экономическая блокада и другие попытки оказать давление. Надеюсь, что предложение Путина рассмотреть возможность прекращения обязательств России по ДОВСЕ добавит реализма политикам, как в Кишиневе, так и других столицах", - сказал Лицкай. ("Сведения")

Газета "Русский прорыв" пишет, что "при внимательном рассмотрении "Секретный план России по урегулированию молдо-приднестровского конфликта" оказался жалкой фальшивкой кишиневского агитпропа в лице профессиональных провокаторов: советника президента Молдавии Марка Ткачука и американского политолога румынского происхождения Владимира Сокора". "Российский план представляет собой измененную до неузнаваемости комплексную сделку, которую ранее предлагали Марк Ткачук и министр реинтеграции Молдавии Василий Шова, - продолжает "Русский прорыв". - В плане указан параллельный самороспуск молдавского парламента и Верховного Совета ПМР. По плану, за эту идею проголосуют оба парламента. Новые выборы, которые проводятся до конца 2007 года, раздельно, но в общий парламент, при квоте для Приднестровья человек в 18 - 19 из 101 - пропорционально населению Приднестровья".

Газета отмечает: "В деталях осуществления плана много сомнительного, фактически это означает двойной государственный переворот в Кишиневе и Тирасполе. Зато он долго оплакивает судьбу молдавской независимости, рисуя картину полной ее утраты и превращения независимой Молдавии в российский протекторат".

"В самой Молдавии официальная пресса глухо отмолчалась - ни подтверждений, ни опровержений. Зато на Украине посольство Молдавии, правда устно, полуофициально, опровергло эту информацию. Но только на Украине. Зато и в Молдавии, и на Западе, и в России - на разного рода неофициальных, но обычно осведомленных интернет-ресурсах - данная версия, подаваемая уже как факт, стала обрастать комментариями и предположениями. А посольства в этих странах - во всех, кроме Украины - молчат", - пишет издание.

"Русский прорыв" продолжает: "Нетрудно вычислить того, кто генерировал эту идею. Подобные провокации - излюбленный стиль Марка Ткачука. Какова же цель такого заброса? Тут тоже все понятно и прозрачно. Реальные российские предложения по урегулированию, несомненно, существуют. И, как можно догадаться, не вполне устраивают Молдавию. Отказаться от переговоров Кишиневу трудно, очень трудно. Газ, вино, гастарбайтеры... В общем, Молдавия экономически очень зависима от России, так что предложения из Москвы, они такие... Из тех, от которых почти что невозможно отказаться. А хотелось бы. И выход был найден: вытащить несуществующий план на публичное обсуждение, спровоцировать вокруг него скандал, и уже в ходе скандала добиться более активного участи Запада, который сегодня, в общем-то, предоставил России полную свободу рук в приднестровском вопросе. На это есть много причин: Косово, элементы американской ПРО в Европе, упреки России в том, что западное миротворчество неэффективно. Да и не нужна никому сегодня Молдавия. У румынского президента Бэсеску - последнего сторонника интеграции Молдавии в западные структуры - сегодня масса своих проблем, а всем прочим Кишинев с его непредсказуемым президентом смертельно надоел. Россия, кажется, последняя страна в мире, которая всерьез ведет с Молдавией хоть какие-то переговоры".

ИА "Ольвия-пресс" пишет, что "Приднестровье наряду со Швейцарией и Ливией является страной с прямой демократией". "Известны две формы прямой демократии - это Швейцарская Конфедерация и Ливия. Можно констатировать, что есть и третья форма -приднестровская. Прямая демократия основана на референдумах по наиболее важным политическим и экономическим вопросам. Одной из главных проблем считаю дефицит информации о Приднестровье - дефицит в том числе и на уровне европейских политических структур. В смысле признания вы не хуже Косово, но ваша страна незнакома европейцам, и о вашем опыте неизвестно", - цитирует информагентство бельгийского юриста и политолога Люка Мишеля. Как сообщает "Ольвия-пресс", бельгийский эксперт планирует опубликовать доклад о республике: "Приднестровье: строительство европейского государства и опыт прямой демократии". Доклад будет представлен в Европарламенте.

Косовский прецедент: "К решению вопроса о статусе Косово лучше приступить после приема Сербии в ЕС"

"Уже более года одной из главных тем являются вопросы, связанные с судьбой сербской провинции Косово. Но более всего европейских политиков волнует главный вопрос: "На каком основании Соединенные Штаты вмешиваются во внутренние дела Европы и к тому же, в нарушение принципа неделимости границ, добиваются отделения провинции Косово от Сербии? - пишет ИА "Ольвия-пресс". - Многие лидеры европейских стран серьезно задумались о последствиях косовского прецедента. Одни, к примеру, считают, что признание независимости Косово будет "лекарством для снятия напряжения в регионе" и положит конец нестабильности на Балканах. Так считают те, кто будущее Европы видит во главе с США и НАТО. Другие иначе воспринимают ситуацию и выступают за продолжение переговоров между Приштиной и Белградом до выработки взаимоприемлемого решения".

"Высшее руководство Европейского союза, несмотря на отсутствие консенсуса среди стран ЕС, выступает за придание Косово статуса независимого от Сербии государства. При этом со стороны Брюсселя осуществляется открытое давление на Белград вплоть до угроз о полной изоляции Сербии в рамках ЕС, если ее руководство не прекратит сопротивляться воле Вашингтона", - отмечает "Ольвия-пресс".

"Больше всех в признании Косово заинтересованы США, - продолжает информагентство. - Территория Балканского полуострова практически вся во власти НАТО и фактически находится под юрисдикцией США. Сегодня на территории Сербии (юридически Косово - это территория Сербии) расположен огромный воинский контингент НАТО. В случае если провинция Косово возвратится под юрисдикцию Белграда, натовские (в том числе и американские) солдаты обязаны будут покинуть Сербию. Но история показала: если американцы куда-то вошли, они добровольно не уходят. Тем более из Сербии, придерживающейся пророссийских позиций. Иметь в центре Балкан (глубоком тылу НАТО) пророссийский анклав для США означает "кость в горле". Вот почему Вашингтон настаивает на том, чтобы статус Косово был определён в самое ближайшее время и, как минимум, в форме суверенитета под международным (натовским) контролем".

"Ольвия-пресс" пишет: "В связи с этим Приднестровье с его пророссийским населением, получив государственную независимость и санкционировав размещение на своей территории военной базы Российской Федерации, может стать тем рычагом, с помощью которого Россия может до минимума свести угрозу со стороны Балкан. Кроме этого, разместив на территории ПМР хотя бы одну РЛС типа "Днепр", Россия способна будет вести наблюдение за космическим пространством над всей Южной Европой, в том числе и над Балканами, Средиземноморьем и Ближним Востоком. С помощью этого, по мнению военных специалистов, можно будет нейтрализовать и работу американской ПРО в Восточной Европе".

"Итак, проблема Косово - проблема международная, сложная и чревата последствиями для Европы - отмечает ИА "Ольвия-пресс". - Во-первых, на Балканах четко прослеживается нарастание не только военного, но уже и политического противостояния Запада и Востока. С одной стороны США, НАТО и часть стран ЕС, с другой - Россия, Китай и вторая часть стран ЕС. Проблема Косово - это настоящий экзамен для Европейского союза на прочность, сплоченность, единство мышления и реалистичность внешней политики. Как показывает практика, единомыслие в Евросоюзе отсутствует, а разногласия между союзниками усиливаются".

"В европейских интересах эту проблему рассматривает и Россия, - продолжает ИА "Ольвия-пресс". - Несомненно, в этом Россия видит прецедент, который должен стать универсальным для решения всех "замороженных" конфликтов. Противостояние на Балканах способно породить политический кризис не только в ЕС, но и в масштабе мировых международных отношений. Попытка США установить свой диктат в Европе может привести к более сложному конфликту между Востоком и Западом. Предпосылки тому уже заложены. США и страны НАТО отказываются от ратификации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) до тех пор, пока РФ не выведет свои вооруженные формирования из Приднестровья и республик Северного Кавказа. Однако Россия считает, что свои обязательства перед Европой согласно стамбульским обязательствам она выполнила в полном объеме, и снимает с себя ответственность за дальнейшую судьбу ДОВСЕ. Комментируя предложение президента России, глава российского МИД Сергей Лавров отметил, что предлагаемый Москвой мораторий на действие договора об обычных вооружениях в Европе никак не скажется на балансе сил в Европе, так как "он давно нарушен, и нарушен в пользу стран НАТО". Он пояснил, что такой мораторий должен действовать до тех пор, пока все страны НАТО не ратифицируют ДОВСЕ, и начнут его на деле исполнять".

Газета "Приднестровье" пишет: "Россия остается на прежних позициях по вопросу определения статуса Косово и выступает против поспешных решений, чреватых созданием прецедента в европейском и более широком контексте. Западные страны, как известно, торопятся предоставить автономному краю Косово независимость от Сербии. Москва же категорически против спешки и готова применить в Совете Безопасности ООН право вето, если на голосование будет выставлен проект резолюции о независимости Косово, пускай для начала ограниченной и подконтрольной международному сообществу".

Издание отмечает: "О том, что Косово может стать примером для добивающихся независимости непризнанных республик постсоветского пространства, таких как Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье, говорится много. Но на международных переговорах, посвященных судьбе этого неспокойного балканского края, звучат и другие аналогии, причем обращенные не только в будущее, но и в прошлое. Напоминают, что Москва одной из первых согласилась с планом раздела британской подмандатной территории на два государства: Палестину и Израиль. Так почему, мол, не согласиться и сейчас с появлением на Балканах нового молодого государства Косово?"

"Российские дипломаты вполне согласны с тем, что опыт, связанный с созданием в 1948 году Израиля, "дает определенную пищу для размышлений", - продолжает "Приднестровье". - Но, изучая тот ближневосточный опыт, Москва делает иные выводы, чем ее сегодняшние оппоненты на Западе. Ведь государство Израиль было создано, а вот Палестина - до сих пор нет. К тому же есть серьезное различие: край Косово входит в состав Сербии, и здесь предполагается раздел независимого государства, а вот в 1940-х, когда планировалось создание Палестины и Израиля, речь шла об обустройстве британской подмандатной территории и о несостоятельности политики британских властей, которые были вынуждены вынести вопрос на рассмотрение ООН. Тот опыт лишний раз доказывает, что нельзя выпускать урегулирование кризиса из-под контроля международного сообщества, пока не решены все основные вопросы".

"Что касается Косово, если здесь под контролем международного сообщества не будут решены фундаментальные вопросы будущего устройства, включая обеспечение прав национальных меньшинств, то потом, после провозглашения независимости, возможности воздействовать на развитие ситуации в нужном направлении резко сократятся, - пишет "Приднестровье". - Причина - права и статус суверенного государства. Удивляет еще и то, что Европейский союз уже сейчас обещает и сербам, и косоварам возможность влиться в ряды этой организации, объединяющей сейчас 27 государств, и это притом, что проблема Косово еще не решена!"

"По большому счету, Евросоюз хочет решить проблему за международный счет, да еще создавая опасный прецедент для всех аналогичных ситуаций повсюду в мире. Тогда, может, уж лучше сделать эту проблему сразу по-настоящему своей, то есть приступить к решению вопроса о статусе Косово после приема Сербии, а лучше - всего и всех остальных государств бывшей Югославии в свой состав? Такая последовательность событий вполне устроила бы Россию и не угрожала бы ничьим интересам. По крайней мере, тогда проблема Косово стала бы в значительной мере внутренней для Евросоюза. Ведь территория всей Сербии вошла бы в правовое и иное пространство Евросоюза", - подводит итог "Приднестровье".

В Приднестровье "нет внятной программы развития аграрного сектора"

"Каждый год приднестровцы поначалу радуются отличным видам на урожай, а осенью горестно подсчитывают убытки. В республике 276 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Из них пашни - 228 тыс., садов и виноградников соответственно около 24 тыс. и около 17 тыс., - пишет оппозиционная "Новая газета". - Еще в Советском Союзе "коньком" левого берега Днестра были овощеводство и плодоводство. Тогда овощные культуры занимали 20 тыс. га. И каждый из этих "га" обеспечивал 1050 рублей (а это было эквивалентно такой же сумме в долларах) чистого дохода. Здесь ежегодно выращивали около 500 тыс. тонн овощей (из них 380 тыс. тонн томатов). Кормили собственное население и вывозили в другие республики".

"Теперь все происходит с точностью до наоборот, - продолжает издание. - Еще прошлым летом цена на картофель поднялась до 3 - 5 рублей за килограмм [1 российский рубль = 0,32 рубля ПМР. - прим. ИА REGNUM]. И с тех пор не опускается. Это почти на 38% больше, чем в 2005 году. В ногу с ним шагают и другие продукты: цена на капусту подскочила на 24%, на яйца - на четверть, свекла теперь стоит вдвое, а морковь втрое больше, чем год назад. Даже хлеб подорожал на 20 - 60 копеек. Рынки оккупировали украинские, польские, турецкие овощи и фрукты. Импорт вообще вдвое превышает экспорт".

"Неужели Приднестровье не в состоянии прокормить себя? - спрашивает газета. - Ведь в полях все еще трудятся колхозники, а теперь еще и арендаторы, и фермеры. Одним словом, аграрии. С фермерством в Приднестровье сложно. Фермерское хозяйство - 150 га. Это значит, что, например, в селе Протягайловка земли хватило бы только на семь фермеров (всего там 1100 га). А остальным-то что делать? Кто-то пытается хозяйствовать на своем участке на свой страх и риск. Но большинство аграриев сталкиваются с одинаковыми проблемами и последствиями совершенных когда-то ошибок".

"Несколько лет назад в Приднестровье стали выращивать зерновые, чтобы "обеспечить собственную продовольственную безопасность", - продолжает "Новая газета". - Многие опытные аграрии считали этот шаг серьезной ошибкой. В регионе много людей, а земли мало. Между тем, зерновые не требуют кропотливого ухода, а значит, и большого числа рабочих рук. Да и отдача от пшеницы и ржи невелика: около 200 долл. с гектара. В прошлом году яровой и озимой пшеницы собрали на 41,2% меньше, чем в 2005 году. На 34,1% уменьшились посевные площади зерновых, а урожайность снизилась с 28,6 центнеров с гектара до 25,4. И кривая продолжает расти вниз. А Россия шлет в качестве гуманитарной помощи муку и крупу".

"Сейчас можно только вздыхать, вспоминая шесть консервных заводов Приднестровья, которые когда-то выпускали тысячи банок с овощными и фруктовыми маринадами, джемами, ассорти на экспорт и для внутреннего употребления, - пишет газета. - Почти все давно стоят. Консервам из Приднестровья трудно конкурировать с российскими. У них изначально неравные условия: газ, электроэнергия, ГСМ - все в несколько раз дороже".

"Работать в сельском хозяйстве крайне невыгодно, - отмечает "Новая газета". - До сих пор в этой отрасли самая низкая зарплата в регионе - 635 рублей, кроме того, ее выплачивают крайне нерегулярно. Тогда как средняя зарплата бюджетников - 1215 рублей, то есть в два раза выше. Сельское хозяйство выглядит наименее привлекательной сферой вложения труда и капиталов. Урожай томатов с арендованного участка получают через год, сад начнет плодоносить через 3 - 5 лет, зато налоги приходится платить с момента передачи земли".

"Для ее обработки и ухода за посевами приходится завозить с Украины всю химию. Заботиться о технике и ГСМ для нее. А вот льготная система кредитования для аграриев не предусмотрена. Нет и никаких дотаций. В Приднестровье не готовят нужные селу кадры. Например, механизаторов. Нет внятной программы развития аграрного сектора. Край, который издавна считался сельскохозяйственным, теперь не в состоянии прокормить свое население", - подводит итог оппозиционное издание.

Газета "Профсоюзные вести" пишет: "Мы уже привыкли к тому, что на прилавках наших магазинов сливочное масло, мука и крупы - производства России и Украины, консервированная и замороженная овощная продукция - польская и венгерская, куриные яйца - из Молдавии. Хлеб пока печем свой, но сырье - тоже частично завозное. Для того чтобы уменьшить продовольственную зависимость Приднестровья от стран-импортеров, правительство ПМР приняло решение передать земельные угодья на длительный срок в руки частника, готового инвестировать немалые средства в чернозем. Это решение можно было бы назвать судьбоносным, но по сей день осталось очень много вопросов, ответить на которые не представляется возможным".

"Государство, ликвидировав Минсельхоз, оставило за собою лишь функцию формирования политики в сфере аграрно-промышленного комплекса (АПК), возложенную на специальное ведомство Минэкономики - государственную службу по АПК, - продолжает газета. - Однако, глядя на ту сумму, которую заложили в бюджет-2007 на развитие АПК, не трудно догадаться, что далеко на такой "кобыле" не уедешь. В качестве помощи средства налогоплательщиков республики распределяются по трем направлениям: на покрытие трех четвертей ставки рефинансирования по кредитам, на поддержку мелиоративного комплекса и на противоэпизоотические мероприятия (борьбу с болезнями, вредителями)".