"В Москве в первую декаду апреля побит трехлетний рекорд по числу выставленных на продажу квартир", сообщает "Независимая газета" в номере от 17 апреля. "По данным агентства "ИНКОМ-Недвижимость", - объем предложения в марте-апреле "взлетел до максимального значения за последние три года и составил 51 343 квартиры". Это на 14% больше, чем в феврале, и на 42% - чем на тот же период год назад. На этом фоне цены на столичное жилье продолжают снижаться", пишет газета. "С сентября прошлого года на рынке жилья наблюдается очевидная стагнация, и этой тенденции следуют все сегменты - в том числе и так называемая элита", - сообщил "НГ" гендиректор аналитического центра RRG Денис Колокольников. По его словам, скорость падения с учетом инфляции в некоторых сегментах достигает 3% в месяц. "Стагнация продлится по крайней мере до осени, а по итогам года цена квадратного метра жилья может упасть в долларовом выражении не менее чем на 5%, а в реальном выражении с учетом инфляции - не менее чем на 10%". Другие эксперты также прогнозируют падение цен; снижение, по разным оценкам, может составить от 10 до 25%. "В то же время сами риелторы сохраняют оптимизм, или, по крайней мере, пытаются убедить в этом потенциальных продавцов и покупателей. "Доходы населения продолжают увеличиваться, и вполне возможно, что уже к лету текущего года цены на жилье подрастут", - говорит глава аналитического центра "МИЭЛЬ" Владислав Луцков. По его словам, "к концу 2007 года ценовой прирост за год, возможно, достигнет 20-25%", - отмечает "НГ".
"Правда ли, что малогабаритных квартир в Москве больше не будет?", публикует вопрос читателя "Вечерняя Москва" в номере от 14 апреля. На вопрос ответил руководитель комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы Владимир Ресин: "Мы не строим временного жилья, мы строим жилье, которым люди будут пользоваться годы и годы. И не хочется, чтобы эту эпоху развития Москвы люди вспоминали словами вроде "хрущобы". Поэтому малогабаритного жилья в городе строиться не будет. Но те дома, в которых "малосемейки" есть, мы будем продолжать эксплуатировать и поддерживать в надлежащем состоянии. В Москве немало одиноких людей, которых такое жилье вполне устраивает, поэтому окончательно отказываться от него пока нет смысла". В номере от 16 апреля "Вечерка" продолжает тему социального жилья. "По словам руководителя столичного стройкомплекса Владимира Ресина, задачи, поставленные подразделениям Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы в 2006 году, выполнены", - сообщает газета. "В прошлом году в Москве введено в эксплуатацию 96 детских садов (один сад вне территории города), 22 общеобразовательные школы, четыре блока начальных классов, три поликлиники и один хоспис. В полном объеме выполнена программа строительства жилья для военных, которым передано 3626 квартир. Что касается планов по жилищному строительству в Москве на этот год, то здесь основной задачей строителей является возведение 4,8 млн кв. м жилья... Важнейшей особенностью строительной политики города в нынешнем году станет существенное увеличение доли социального жилья в общем объеме строительства. Предполагается, что в рамках социальных программ в Москве будет построено 2 млн 134 тыс кв. м жилплощади, в том числе 1 млн 911 тыс кв. метров за счет бюджета города. Для решения общегородских социальных задач дополнительно к установленному заданию планируется построить 257 тыс. кв. м жилья. Военным намечено передать 3998 квартир. По мнению мэра Москвы Юрия Лужкова, увеличение объемов строительства социального жилья по заказу города повлечет за собой снижение цен на квартиры в Москве", - пишет газета. "Небогатым москвичам, с трудом собирающим деньги на самое элементарное жилье, будут предложены льготные городские программы, включая социальную ипотеку. Без умопомрачительных финансовых вложений появится возможность обзавестись жилплощадью и у многих военнослужащих и очередников. В связи с существенным увеличением объемов строительства социального жилья очередь пойдет заметно быстрее".
"Огромная очередь на столичные (и не только) квартиры в ближайшее время может существенно сократиться", - в свою очередь, сообщает "Газета" в номере от 12 апреля. "Но не за счет массового строительства: московские чиновники требуют поправить федеральный закон о регистрации сделок с недвижимостью, чтобы иметь возможность проверять очередников на наличие таковых. И если гражданин будет уличен в покупке новой квартиры во время стояния в очереди или в намеренном ухудшении своих жилищных условий при постановке на учет, его из очереди исключат. Если учесть, что за муниципальными квартирами стоят по много лет, чистка может оказаться грандиозной: немало очередников успело приобрести жилье", - уточняет автор материала. "Причем совершенно не важно, где квартира была куплена. К примеру, москвич, зарегистрированный в квартире родителей и стоящий вместе с ними в очереди на жилье, женился и купил квартиру в Подмосковье или даже в Якутии. Выявить это можно: как заявили вчера "Газете" в пресс-службе Федеральной регистрационной службы, всероссийская база данных по регистрации прав собственности на недвижимость существует. Проверка покажет, что за время стояния в очереди жилищные условия были улучшены, а это, согласно Жилищному кодексу, основание для снятия с учета. И вся семья из очереди вылетает - даже если купленная квартира досталась бывшей жене при разводе. То же самое, если член семьи очередников обзавелся супругом или супругой с квартирой в любом городе России. Не исключено, что сплошные проверки очередников начнутся в Москве сразу после принятия поправок", - пишет газета.
"Сейчас в столичной очереди на жилье зарегистрированы около 184 тыс человек", - сообщает, в свою очередь, "Независимая газета" в номере от 17 апреля. "Но если некоторые из них просто обитают на маленькой жилплощади, то жители трех пятиэтажек на улице Авиационной вынуждены жить фактически на строительной площадке: дома 71 (корп. 1), 73 (корп. 1) и 75 оказались в эпицентре строительства элитного жилого комплекса", - пишет газета. В материале раскрываются подробности конфликта: "За три года активного строительства терпение жителей закончилось. В августе прошлого года люди не выдержали и вышли на стихийный митинг возле дома. Дело в том, что дорога вдоль их дома использовалась для проезда большегрузного транспорта на близрасположенную стройку, и жители отказались и дальше задыхаться от строительной пыли. Рассерженным пикетчикам представители управы и строительной компании объяснили, что возле их домов будет расширяться дорога и строиться пандус для подземных гаражей, запланированных в возводимом комплексе "Алые паруса". При этом людям клятвенно пообещали, что их все эти проблемы не должны волновать, потому что их уже переселят в новые квартиры". Но в итоге дома в перечень на переселение вплоть до первого квартала 2008 года не вошли и будут включены в последующий график; жильцам же приходится сосуществовать рядом со стройкой. "Поговорить о судьбе митингующих с корреспондентом "НГ" префект СЗАО Виктор Козлов согласился... Глава округа отметил, что если жители будут и дальше митинговать, то строительство только затянется, и 28-этажный дом на 32 тыс. кв. метров (ул. Авиационная, владение 63-65) будет готов позже положенного срока... Виктор Козлов намекнул, что все эти выступления жителей происходят, потому что их будоражат "заинтересованные лица". "Жители этих домов нападали на строителей и не давали им работать. Я больше встречаться с ними не буду - это только порча нервов: крик, гам, шум и непонимание... - с возмущением рассказывает префект. Диалога между жителями и руководством никак не получается". "Интересно, что компания "ДОН-Строй", которая занимается застройкой этого района, распространила среди жителей пятиэтажек такую информацию: "Доводим до вашего сведения и гарантируем, что после завершения строительства домов по адресам: ул. Авиационная, вл. 63-65, и Хорошевское шоссе, вл. 2-20, они будут переданы под переселение ваших домов с конца 2007-го и в I полугодии 2008 года". В компании корреспонденту "НГ" подтвердили, что строительство дома по улице Авиационной, вл. 63-65, уже началось, и именно туда будут переселены жители трех "скандальных" домов. Переселят людей, как только строительство будет закончено, однако точные сроки переселения не указаны... В компании "ДОН-Строй" уверены, что, хотя строительные работы, как правило, негативно воспринимаются жителями окрестных домов, "город должен развиваться, и от нового строительства никуда не уйти". В свою очередь, руководитель фонда "Индем" Георгий Сатаров уверяет, что люди выходят на улицу из-за неумения, а скорее - нежелания властей разъяснить сложившуюся ситуацию рядовым горожанам", - пишет "Независимая газета".
Как федеральные, так и московские власти провозглашают ипотеку одним из основных механизмов для облегчения задачи по приобретению жилья. "Число москвичей, желающих взять ипотеку, сократилось почти вдвое", - сообщает "Время новостей" в номере от 18 апреля. "Только 2% россиян имеют опыт ипотечного кредитования, и пока 28% готовы воспользоваться ипотечным кредитом в будущем - таковы данные опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Причем многие проблемы, которые мешали воспользоваться кредитом еще пару лет назад (недоверие к банкам, невозможность официально подтвердить доход, отсутствие нужных документов, гражданства или регистрации), сейчас уже не столь актуальны - предложения банков сильно изменились. Главная помеха - рост цен на недвижимость и невозможность его прогнозировать. Именно это, по данным НАФИ, сократило число москвичей, желающих взять ипотечный кредит, почти вдвое: с 14% в 2006 году до 8% в нынешнем. По словам гендиректора НАФИ Владимира Дудницкого, наиболее остро вопрос роста цен на недвижимость стоит для Уральского и Центрального федеральных округов - высокие цены не дают пользоваться ипотекой", - пишет газета.
"Утверждение о том, что в столице катастрофически не хватает земли для возведения жилья, давно стало общеизвестным фактом", - сообщает "М2 = Квадратный метр" в выпуске № 12 (324). "Один из вариантов решения этой проблемы - строительство жилья на месте неэффективно работающих промышленных предприятий... Сегодня суммарный объем промзон, по разным оценкам, составляет от 12 до 18% территории города. Доля, несомненно, очень существенная. В отношении многих из этих площадок в настоящее время разрабатывается градостроительная документация по застройке. "Из общей территории Москвы площадью около 108,1 тыс. га промзоны занимают 20,9 тыс. га, - говорит директор по маркетингу и продажам ОАО "Квартал" Сергей Лушкин. - Сейчас по многим из них готовятся проекты будущего освоения: в работе находится около 8 тыс. га. Эксперты отмечают, что освоение промышленных зон с выводом существующих предприятий даст в будущем едва ли не последние земли в Москве, где возможно будет комплексное строительство". "Развитие промзон ограничивается, с одной стороны, возможностями инвестиционно-девелоперских компаний, с другой - городскими планами по будущему функциональному назначению этих территорий... При этом все знают, что ценность этих территорий в существующем виде намного ниже, чем их стоимость в случае реализации на них проекта жилой или коммерческой застройки. До трети столичных предприятий убыточны либо вообще простаивают, а деньги, получаемые владельцем за их аренду, проходят мимо городского бюджета. На территориях практически всех подобных промзон ведется незаконное строительство, помещения сдаются под офисы, склады и т. п. Городские власти это прекрасно понимают", - пишет газета. В материале приводятся слова руководителя департамента науки и промышленной политики Москвы Евгения Пантелеева, заявившего, что в ближайшие три года в Москве планируется освободить территории 300 промзон: "Мы хотим заставить неэффективно работающие предприятия интегрироваться с более эффективными, а неработающие - освободить землю для нового производства. Уровень промышленного производства после выполнения программы должен возрасти более чем на 39%, темп роста прибыли организаций - почти на 50%, а темп роста налоговых поступлений - на 41,7%". По словам чиновника, общий объем финансирования программы составляет 80,76 млрд руб., из которых 70 млн руб. - внебюджетные источники". "При всей своей привлекательности освоение промзон - достаточно трудоемкий процесс, требующий крупных финансовых и временных затрат. Обычно он занимает от четырех до семи лет в зависимости от масштабности проекта. В частности, много времени, денег и сил отнимают у инвестора бюрократические проблемы. При реорганизации промзоны меняется функциональное назначение территории, требуется новое обоснование... Среди основных проблем, которые приходится решать застройщикам, также стоит назвать перебазирование предприятия. "Застройка зон идет не слишком быстро и по причине неясности прав на активы промышленных предприятий. Зачастую при их выводе затрагиваются интересы десятков юрлиц. До урегулирования прав ни один инвестор не решится на реализацию проекта", - говорит пресс-секретарь девелоперской компании "Сити-XXI век" Сергей Лядов... Доходность проектов по возведению жилья на месте промзон зависит прежде всего от местоположения. Все проекты по освоению промзон совершенно индивидуальны. Конечно, факт нахождения на территории промзон вредных химических и других производств существенно влияет на ликвидность проекта. С точки зрения маркетингового продвижения объект будет не из простых, несмотря на наличие большого числа современных технологий по очистке земель". В материале перечислен ряд проектов строительства жилья на территории бывших промзон. Кроме того, приводятся комментарии экспертов - представителей компаний-девелоперов.
"Превратить пустынную окраину в престижный микрорайон намерены в ближайшие три года столичные власти", - сообщает "Московский Комсомолец" в номере от 19 апреля. "На месте промышленной зоны "Алабушево" они возведут целый городок с новыми дорожными развязками, крупными торговыми центрами и зоной отдыха... Территорию для будущего "города-сада" начнут расчищать уже в этом году... Жилые дома, расположенные на Колхозной улице, тоже пойдут под снос. На их месте появятся многоэтажные новостройки, которые, по замыслу проектировщиков, будут просто утопать в зелени. Поблизости также вырастут крупный инновационный бизнес-центр, деловой центр с выставочным комплексом и вертолетной площадкой, зона отдыха, автостоянки. Платформа Алабушево будет расширена, через нее проведут дополнительную ветку. Участок Ленинградского шоссе от МКАД до 29-го км будет расширен, а на 41-м км решено построить транспортную развязку. Между трассой "Россия" и магистралью Москва - Санкт-Петербург будет проложена новая дорога длиной около 7 км. Все эти предосторожности помогут избежать пробок, которые наверняка появятся в этом районе".
"Столичный стадион будет реконструирован, а на месте промзоны построят жилье", - продолжает тему "Вечерняя Москва" в номере от 19 апреля. "Некогда известная арена, по существу, превратилась в помойку. Особенно учитывая близость промзоны и Даниловского рынка. Но есть надежда, что в ближайшее время ситуация изменится. Дело в том, что на днях мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о проектировании и строительстве в 2007-2011 годах многофункционального жилого комплекса и реконструкции стадиона "Труд"", - пишет газета. "Согласно этому документу на улице Мытной... будет возведен жилой комплекс с объектами социальной инфраструктуры общей площадью 145 тысяч кв. м... Он будет построен на земельном участке площадью 3,39 га на месте сносимых строений, принадлежащих на праве собственности ОАО "Красный пролетарий"... Функции инвестора и заказчика на реализацию инвестпроекта за счет собственных и привлеченных средств осуществит ООО "Олтэр"... Согласно постановлению после окончания строительства 100% жилой площади комплекса передается инвестору при условии перечисления им в горбюджет 101 176 384 долларов США в рублях по курсу Центробанка. Инвестору также передадут 50% нежилых площадей. 100% машиномест перейдут в собственность "Олтэр" и привлеченных соинвесторов при условии перечисления в бюджет города Москвы 5 117 298 $. Кроме того, 100% площадей спортивных сооружений стадиона "Труд" передается в собственность города Москвы в лице Департамента имущества". "Похоже, выиграют от этого все. Городской бюджет получит деньги, люди - квартиры и торговые комплексы, которых в этом районе такого класса очень мало. А ДЮСШ № 9 достанется более комфортное помещение и реконструированное футбольное поле. В "Капитал Груп" не стали отрицать, что у них есть интерес к этому проекту. Хотя о каких-то конкретных вещах говорить, по их мнению, еще рано. Тем более что предстоит проделать огромную работу. Например, протянуть новую магистральную сеть. Но в целом проект для инвестора привлекательный. Это обжитой и удобный район с хорошей экологией и более-менее сложившейся инфраструктурой", -пишет "Вечерка".
О ходе строительства "Москва-Сити" газеты по-прежнему пишут часто и подробно. О проекте создания в новом деловом центре правительственного квартала, где разместятся все властные структуры города, сообщил "Известиям" (номер от 13 апреля) архитектор Михаил Хазанов. "Сегодня все дороги ведут в Кремль. Москва по-прежнему так устроена, что главные и неглавные офисы, а вместе с ними новое жилье, торговля и развлечения приходят в центр. Но чтобы уцелел исторический центр, объекты властных структур должны уйти на периферию... Мы отступили от реки вдоль оси моста "Багратион" и заняли площадку, более удаленную от реки. Тем самым освободив большую часть набережной для общественного пространства - общественной площади. А на другом участке, расположенном ближе к эстакаде и еще дальше от реки, разместится горизонтальный объем, часть которого занимают гаражи-стоянки, часть - офисы. Он примет на себя и общественные функции: в крупнопролетных конструкциях, соединяющих высотный и горизонтальный объемы над проездом, разместятся разного рода залы. Идея отодвинуть комплекс от реки, по-моему, была правильной. Крупному общественному зданию нужно демократичное общественное пространство... Высота комплекса как была около 310 метров, так и остается. Добавить этажей было бы проще всего. Но нам пришлось в уже полностью завершенном проекте "поджимать" площади городских департаментов, что гораздо сложнее. Конечно, коммуникации и лифты, ушедшие в пятый, средний, объем, освободили часть площадей. Но также у нас появились так называемые ландшафтные бюро - это такой современный прием, когда сотрудники отделов сидят не каждый в своем кабинетике-келье, а в общих залах, но с невысокими, не до потолка, перегородками, чтобы можно было изолированно работать и как-то общаться. То есть создается трансформируемая, гибкая среда, комфортная для работы и общения", - говорит архитектор.
"Пять лет назад заммэра столицы Иосиф Орджоникидзе пообещал, что после новоселья в "Москва-Сити" 7,5 тысячи московских служилых людей освободят 38 занимаемых ими зданий общей площадью 98 тыс кв. м. При том, что резиденция мэра останется по старому адресу - на Тверской, 13. И бывшее здание СЭВа на Новом Арбате, также занятое московскими чиновниками, не сменит владельцев. На строительство правительственного комплекса в "Сити" (его площадь - около 700 тыс. кв. м, половину из них займут московские чиновники и законодатели), как пояснял тогда Орджоникидзе, бюджетные деньги не понадобятся - вести стройку планируется на принципах залогового обеспечения финансирования. То есть расплачиваться за новую "общую крышу для чиновников" город намеревался, продавая освобождаемую ими недвижимость. Недаром в переселенческом указе мэра Москвы появился специальный пункт, запрещавший подчиненным любые имущественные операции - аренду, продажу, залог и т.д. - со зданиями и сооружениями, которые предполагалось освободить "за выездом". Однако недавно господин Орджоникидзе озвучил усовершенствованную версию: по его словам, в комплекс в "Сити" переедет лишь около половины городских служб. То есть освободится не больше 50 тысяч кв. м. Зато новоселье отпразднуют на 350 тысячах!", - пишут "Известия". Также в материале приводятся комментарии специалистов: психолога Александра Асмолова, архитектора-реставратора Геннадия Холманских, краеведа Рустама Рахматуллина. Последний, в частности, отмечает: "Вся стилистика "Москва-Сити" - это стилистика Манхэттена или любого океанского города. Там небоскребы уместны, поскольку дистанция их восприятия неограниченна. Но для нас это неприемлемо. Для нас это архитектура поражения. Наша высотная архитектура, родившаяся в 90-е годы, обозначает присутствие внешней заокеанской империи. Нависание "Сити" над Москвой - знак потери суверенитета: к западу от Кремля мы строим новый Нью-Йорк".
"Москву "историческую", воплощенную в одном из старейших парков, - Нескучном саду, и современный мегаполис, олицетворенный грандиозным проектом ММДЦ "Москва-Сити" на Краснопресненской набережной, свяжет воедино необычный туристический маршрут под рабочим названием "Стеклянные улицы"", - сообщает "Российская газета" в номере от 16 апреля. "Москве есть что показать гостям из-за бугра, но перегруженность жилой застройкой и транспортом, "разбросанность" московских жемчужин в пространстве огромного мегаполиса затрудняют походы по Москве. Пешеходный маршрут длиной 4,5 км от Нескучного сада до "Москва-Сити" призван открыть для заморских гостей древнюю и современную красоту Первопрестольной. А чтобы москвичам и гостям столицы не препятствовали дожди и снега, часть пути решили заключить в "трубопровод" из прозрачного пластика", - пишет газета. Маршрут "начнется от Ленинского проспекта, где будет разбита площадь с фонтанами, между Нескучным садом и парком культуры им. Горького. Далее маршрут пройдет через застекленный Андреевский пешеходный мост до участка от Фрунзенской набережной до Комсомольского проспекта, где планируется построить стеклянную галерею. На этом пути вместо существующей автозаправки будет воссоздан павильон крупнейшего советского архитектора эпохи конструктивизма Константина Мельникова, который находился на территории парка им. Горького... С 3-й Фрунзенской улицы, по словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, будет сформирован "заход" под Комсомольский проспект. "Там можно использовать подземное пространство с некоторым переносом коммуникаций для строительства парковки, в том числе для посетителей Дворца молодежи, а верхний уровень этого пространства будет использован для пешеходов", - заявил он. Затем туристы пройдут через парк Трубецких и Хамовники до второго застекленного пешеходного моста Богдана Хмельницкого у Киевского вокзала... Перейдя мост, туристы смогут продолжить путь от площади Европы мимо гостиницы "Украина", где намечено построить подземный паркинг, до нового транспортно-пешеходного моста между набережной Тараса Шевченко с Краснопресненской набережной. Маршрут закончится у концертного зала в "Москва-Сити"".
"С планами строительства центрального участка скоростной транспортной системы и транспортно-пересадочного узла Москвы-Сити определилось столичное руководство", - сообщает "Московский Комсомолец" в номере от 19 апреля. "СТС должна будет через Москву-Сити соединить между собой все столичные аэропорты. Транспортно-пересадочный узел нового делового центра будет включать в себя железнодорожную станцию Малого кольца МЖД, станции СТС и метро ("Международная"). Кроме того, здесь появится крупная станция наземного транспорта... Как сообщил "МК" вице-президент института "Метрогипротранс" Сергей Лубоцкий, СТС планируется строить в три этапа. На первом связь будет установлена только с аэропортом "Внуково". Для этого планируется максимально задействовать существующую железнодорожную сеть, в частности, Киевское направление и Малое кольцо, на котором будет построена новая станция. На втором этапе СТС обзаведется собственной остановкой в районе Москвы-Сити... На третьем этапе предполагается реконструкция Малого кольца МЖД, с помощью которого к системе СТС подключится и "Домодедово". Проектирование второго этапа строительства системы планируется завершить в первом квартале следующего года".
"Мэр Москвы Юрий Лужков и министр транспорта РФ Игорь Левитин договорились о строительстве платного дублера Кутузовского проспекта, который соединит МКАД с Деловым центром "Москва-Сити"", - сообщают "Известия" в номере от 18 апреля. Если проект будет реализован, Москва станет первой столицей мира, где через центр города пройдет платный автобан, отмечает газета. "Уже сейчас более пяти тысяч сотрудников двух готовых зданий в Деловом центре стоят по утрам в километровых пробках, пытаясь попасть на работу. Когда весь комплекс офисных зданий будет сдан в эксплуатацию - а это более 400 тысяч рабочих мест, - проехать сюда будет просто невозможно. Платный дублер Кутузовского проспекта поможет расшить это узкое место", -пишет газета. Как сообщили "Известиям" в Минтрансе, "Скорее всего новая дорога будет начинаться на Третьем транспортном кольце в районе Делового центра. Потом трасса перепрыгнет Москву-реку, для чего строителям придется построить новый мост. Дальше дублер пойдет практически параллельно Кутузовскому проспекту вдоль железнодорожных путей Смоленского направления, пока не упрется в МКАД. В перспективе дорогу можно будет проложить и дальше, но пока об этом речь не шла". "В московских транспортных кругах о проекте новой дороги пока только слышали. В НИиПИ Генплана "Известиям" заявили, что ее проработкой еще не занимались, но готовы начать работу над проектом в любой момент. Между тем если решение о строительстве этой дороги будет принято, то она станет, по сути, уже вторым дублером Кутузовского проспекта. Сейчас городские власти практически закончили строительство Звенигородского проспекта, также соединяющего центр города с МКАД... Звенигородский проспект будет начинаться около метро "Баррикадная", пойдет по Звенигородскому шоссе, улице Народного Ополчения и проспекту Маршала Жукова, пока не упрется в Москву-реку. Там автострада поднимется на новый автомобильный мост. После него дорога пройдет по территории района Крылатское, а на подходе к Серебряноборскому лесничеству нырнет в глубокий тоннель, который выйдет на поверхность уже в районе Новорижского шоссе", - пишут "Известия". В материале также приводится перечень уже существующих платных трасс в России и в мире.
"Ни одна подземная стройка столицы не работает без нарушений", - сообщает "Московской Комсомолец" в номере от 16 апреля. "К такому выводу пришли сотрудники Ростехнадзора, проверив стройки в конце марта - начале апреля этого года... на подземных стройках проверяются состояние и исправность их вентиляционных систем, систем водоотлива и систем жизнеобеспечения в аварийных ситуациях. К сегодняшнему дню проверено уже 22 подземные стройплощадки, выявлено более 60 нарушений. К примеру, на строящейся станции метро "Сретенский бульвар" Ростехнадзор проверял системы вентиляции и водоотлива. Как выяснилось, главная водоотливная установка будущей станции не оснащена средствами пожаротушения, кроме того, на нее не смогли предоставить оперативно-технической документации. В помещение главной вентиляционной установки проверяющие нашли множество посторонних предметов, документация на нее также была не в порядке... Всего за время проверок инспекторы Ростехнадзора наложили 19 штрафов: 15 - на должностных лиц, 4 - на организации", - пишет газета.
Вероника Шарова