Обзор СМИ за 30 марта - 5 апреля 2007 года.

Военный вестник. Переговоры. Проблема карабахского урегулирования. Карабах и Иран. Президентские выборы в Карабахе.

Военный вестник

Перестрелки

По сообщению азербайджанского агентства "АПА", 29 марта, начиная с 15.00, армянские подразделения с позиций, расположенных на территории "Гюльчюлюк совхозу" Агдамского района, в течение 20 минут обстреливали из крупнокалиберных пулеметов позиции азербайджанской армии. Ответным огнем обстрел был подавлен. Согласно агентству, в последние дни на этом наплавлении линии соприкосновения войск конфликтующих сторон наблюдается скопление армянской боевой техники.

Вечером 2 апреля подразделения армянской армии в течение получаса обстреливали позиции азербайджанской армии вблизи села Фарахли Газахского района, сообщает Day.Az. Огонь был открыт из автоматов со стороны села Шаваршаван Ноембрянского района Армении. Азербайджанская сторона открыла ответный огонь, потерь нет, сообщает пресс-служба Минобороны Азербайджана.

Ночью 1 апреля подразделения Вооруженных сил (ВС) Армении с позиций, расположенных в селе Баш Гарвенд Агдамского района, подвергли обстрелу село Чыраглы, где проживают азербайджанцы. По словам корреспондента агентства "Тренд", в результате нарушения режима прекращения огня были разрушены крыши около 10 домов. Как сообщили местные жители, в результате обстрела никто не пострадал. Согласно бакинской "525-й газете", Минобороны Азербайджана не подтвердило и не опровергло эту информацию.

В результате нарушения армянами режима прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил конфликтующих сторон в Тертерском районе ранен солдат вооруженных сил Азербайджана Орхан Саттар оглу Джафаров, сообщает Analitika.az.

В Министерстве обороны Нагорного Карабаха (НК) опровергли очередные сообщения азербайджанских СМИ о нарушении режима перемирия на агдамском направлении. Как заявил "АрмИнфо" пресс-секретарь Минобороны НК подполковник Сенор Асратян, данные сообщения не соответствует действительности и являются очередной дезинформацией, распространяемой азербайджанскими СМИ. "Карабахская сторона привержена сохранению режима прекращения огня", - подчеркнул Сенор Асратян. Отвечая на вопрос о скоплении боевой техники на агдамском направлении, Асратян также заявил, что утверждение о "скоплении техники" не соответствует действительности. Армия обороны НК занята своей каждодневной работой - повышением боеспособности, и любое передвижение техники преследует исключительно учебные цели, сказал Асратян.

Спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Хосеп Борель призвал Азербайджан и Армению обеспечить стабильность на линии соприкосновения войск. "Надеемся, что стороны, участвующие в мирных переговорах по нагорно-карабахскому конфликту, будут продолжать процесс диалога в том же русле", - сказал Борель, подчеркнув, что Минская группа ОБСЕ (МГ) предпринимает шаги, направленные на ослабление напряжения, стараясь сблизить позиции конфликтующих сторон. "Призываю стороны конфликта дать гарантию, что на линии соприкосновения азербайджано-армянских войск продолжится спокойствие и стабильность. Нарушение режима прекращения огня может привести к печальным потерям", - предупредил Борель. (Day.Az).

Пленные

Согласно бакинской "525-й газете", вопрос пленения армянами азербайджанских солдат, с последующим склонением последних к шпионажу, будет поднят в апреле на весенней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Об этом заявила член азербайджанской делегации в ПАСЕ, депутат парламента Эльмира Ахундова. Ахундова отметила, что на очередной сессии ПАСЕ будет обсуждаться шпионская деятельность и вопрос проведения справедливых судебных процессов по таким делам. "Этот вопрос представляет особую важность и для Азербайджана, так как Армения всегда занималась шпионажем против нашей страны. За последние 2 месяца армяне взяли в плен несколько солдат, за период содержания они привлекались к шпионской деятельности. Действуя на них психологически, отправляют их в Азербайджан, для ведения шпионажа в пользу армян", - сообщила Ахундова. Более того, по словам азербайджанского парламентария, люди, попавшие под влияние армян в 90-е годы и работающие на них, организовывали теракты в Азербайджане.

В Азербайджане судят еще одного бывшего пленного солдата. Как сообщает агентство "Тренд", завершилось следствие по уголовному делу солдата Вусала Гараджаева. В настоящее время обвиняемый и его адвокат знакомятся с материалами дела. В ближайшее время материалы уголовного дела будут направлены на рассмотрение в Военный суд по делам о тяжких преступлениях. В следственном управлении Военного суда по делам о тяжких преступлениях в отношении Гараджаева возбуждено уголовное дело по статьям 274 (измена родине) и 338.1 (нарушение правил ведения боевого наряда) Уголовного кодекса. Гараджаев Вусал Магомед оглу 1988 года рождения попал в плен 7 декабря на территории Агдамского района и был освобожден 23 декабря. Как отмечает "АрмИнфо", это далеко не первый случай, когда власти Азербайджана судят освобожденных из плена солдат. Как правило, они приговариваются к длительному сроку заключения по обвинению в измене родине.

Родители находящегося в армянском плену азербайджанского военнослужащего Самира Мамедова написали ему очередное письмо. Как сообщил дядя солдата Видади Мамедов, это письмо будет передано в представительство Международного Комитета Красного Креста (МККК) в Барде. Мамедов отметил, что родители Самира обеспокоены тем, что в последнее время нет никакой информации о сыне: "Идет четвертый месяц его плена. В последнее время родители все больше волнуются". Секретарь Госкомиссии Азербайджана по делам пленных, пропавших без вести и заложников Шаин Сайылов отметил, что в связи с делом Самира Мамедова госкомиссия обратилась во все инстанции и сейчас ожидает конкретного ответа от армянской стороны. (Day.Az). По сообщению бакинской газеты "Зеркало", родители военнослужащего азербайджанской армии Самира Мамедова просят помощи у президента Азербайджана Ильхама Алиева в возвращении их сына из армянского плена. Об этом "АПА" сообщила мать военнопленного Тарана Мамедова: "Мы просим президента, чтобы он помог вернуть нам сына. Самир не только наш сын, но и сын азербайджанского народа. Несмотря на то, что нам не удалось встретиться с президентом, мы очень просим его, чтобы он оказал содействие в возвращении сына. Я верю, что после возвращения Самир станет достойно служить Родине". Мать пленного не согласна с распространяемыми армянскими источниками слухами о добровольной сдаче Самира в плен: "Эти слухи очень сильно действуют на меня. Если бы Самир стал шехидом, мне было бы не так больно. Мой сын никогда не изменил бы Родине. Мы не верим армянской пропаганде. Самир действительно является патриотом. Самой большой его мечтой было стать солдатом и служить Родине".

Азербайджанский солдат Самир Мамедов продолжает отказываться возвращаться в Азербайджан. Об этом корреспонденту "АрмИнфо" сообщил руководитель рабочей группы Государственной комиссии Армении по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших Армен Каприелян. "Пока позиция Самира Мамедова та же - он не хочет возвращаться", - сказал Каприелян, добавив также, что состояние Самира Мамедова нормальное: "Другого и быть не могло". "АрмИнфо" напоминает, что Мамедов 24 декабря прошлого года добровольно перешел на армянскую сторону, и отмечает, что, согласно практикуемому в Азербайджане подходу к бывшим пленным, Самир Мамедов по возвращении на родину вполне может оказаться в тюрьме на долгие годы.

Вооружение

Как сообщает "Ноян Тапан", Конгресс США обсуждает объем финансовой и военной помощи странам Южного Кавказа. В связи с этим главы азербайджанских общин в США направили протест председателю подкомитета Палаты представителей Конгресса по государству, внешним операциям и соответствующим программам госпоже Ните Лоуи. "Наши соотечественники озабочены приглашением на слушания в подкомитете по финансированию "Политики содействия кавказским странам" лишь представителей армянских общин. Один из представителей армянской диаспоры - директор Армянской ассамблеи США - просит Конгресс выделить Армении в 2008 году помощь на сумму не менее $75 млн., а Нагорному Карабаху - не менее $10 млн. Он также выступил с призывом приравнять объем военной помощи Армении к объему помощи, выделяемой Азербайджану", - говорится в их письме. В обращении азербайджанцев Америки подчеркивается, что принятие решения об определении размеров помощи странам Южного Кавказа на основе мнения представителей армянских общин нанесет ущерб имиджу Конгресса США. Представители азербайджанских общин призвали председателя подкомитета предоставить им слово, чтобы озвучить свою позицию по этому вопросу.

Турецкие военные продолжат подготовку Азербайджана к вступлению в НАТО. Как передает армянская служба радио "Свобода" со ссылкой на газету "Туркиш дейли ньюс", в апреле Баку посетит делегация Генштаба Турции, после чего военные двух стран создадут совместную комиссию для координации подготовительных работ по вступлению Азербайджана в НАТО. Согласно "Свободе", парламент Азербайджана намерен к середине года утвердить новую концепцию стратегии сотрудничества с НАТО.

Как отмечает "АрмИнфо", в Азербайджане игнорируют заявление спецпредставителя НАТО по Кавказу и Центральной Азии Роберта Симмонса о превышении этой страной квоты на обычное вооружение. Напоминая, что на прошлой неделе Симмонс в Баку заявил о превышении Азербайджаном квот на обычное вооружение, агентство пишет: "Однако мало того, что ряд азербайджанских СМИ попытались представить это в ином свете, приписав Симмонсу слова "Армения и Азербайджан нарушают", теперь представители АР заявляют о своем намерении вынести на заседание ПА НАТО вопрос о нарушении Арменией квот. При этом о себе азербайджанская сторона намерена скромно умолчать. По словам члена постоянной комиссии Милли Меджлиса по вопросам безопасности и обороны Сиявуша Новрузова, вопрос о незаконном распространении оружия беспокоит Азербайджан: "Так как вывозимое из Грузии оружие, принадлежащее России, отправляется в Армению и размещается на бесконтрольных территориях. А это является источником угрозы не только для Азербайджана и Южного Кавказа, но и для всей Европы. Это оружие представляет угрозу для трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан, который является источником альтернативной энергии для Европы". Непонятно, что за бесконтрольные территории имеет в виду Новрузов. Возможно, речь идет о подконтрольных Нагорно-Карабахской Республике территориях?"

На днях военно-воздушные силы Азербайджана демонстрировали только что закупленные самолеты и другое авиаоборудование. Как сообщает газета "Азг", по информации агентства "Азери-Пресс", в Азербайджане были проведены показательные полеты недавно приобретенных самолетов "МиГ-29" и военных вертолетов. Средства массовой информации Азербайджана с удовлетворением отмечают, что такие самолеты имеются у военных сил многих стран, как членов СНГ, так и НАТО. Демонстрация самолетов, и вообще приобретенной у Украины военной техники, в Азербайджане проводится впервые.

Военный эксперт генерал-майор в отставке Владимир Тимошенко, отвечая на вопрос бакинской газеты "Эхо", насколько новое приобретение усилит мощь азербайджанской авиации в условиях возможного возобновления войны с Арменией, сказал: "В принципе сам факт этого приобретения уже говорит сам за себя. Это очень современные самолеты, которые имеют очень высокие боевые характеристики. Они отличаются высокой маневренностью, способностью летать на небольшой высоте. Иными словами, эта модель больше всего подходит к условиям Азербайджана, его рельефу, превосходя даже "Су-27", известный своими превосходными качествами. Теперь самое главное - овладеть этой техникой".

На вопросы агентства Day.Az ответил азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров:

"Как вы прокомментируете то, что военная авиация Азербайджана провела мирные полеты над прифронтовыми населенными пунктами?

Такого рода полеты ранее проводились в Баку и в пригородах столицы. На сей раз в качестве маршрута была выбрана прифронтовая зона. В этом я не вижу ничего необычного. Ни о каком начале боевых действий после сегодняшних полетов и говорить не приходится. Это обычный, плановый полет. Его отличие от прочих подобного рода полетов лишь в том, что на сей раз были апробированы самолеты "МиГ-29", закупленные Азербайджаном на Украине.

А будут ли и в дальнейшем проводиться подобного рода полеты отечественных военных самолетов над прифронтовой зоной и не станут ли они поводом для очередных обвинений со стороны армян в нагнетании ситуации на линии соприкосновения войск?

Начну с того, что нынешние полеты военных самолетов над прифронтовой зоной нельзя назвать даже полномасштабными учениями. Ибо учения проводятся с нанесением авиационных ударов и прочими составляющими, которые на сей раз отсутствовали. А обычные полеты над прифронтовой зоной азербайджанских военных самолетов, на мой взгляд, не приведут к какой-либо особой реакции со стороны Армении.

Вы упомянули о закупке Азербайджаном самолетов "МиГ-29". Насколько эти самолеты могут называться современной техникой?

Я твердо убежден в том, что "МиГ-29" не могут считаться современными самолетами, ибо годом их выпуска является далекий уже 1980 год. На сегодняшний день уже выпускаются самолеты "МиГ-31" и "МиГ-32". Поэтому "МиГ-29" никак не могут считаться современными. Причем это не только мое мнение, но и мнение целого ряда российских, украинских и отечественных экспертов. Я считаю, что закупка устаревших "МиГ-29" схожа с закупкой иного устаревшего вооружения на Украине, которая имело место совсем недавно.

Но как же быть с утверждением известного военного эксперта генерал-майора в отставке Владимира Тимошенко, который заявляет о том, что "МиГ-29" больше всего подходят к условиям Азербайджана, его рельефу, превосходя даже "Су-27", известный своими превосходными качествами?

Я знаком с этим утверждением генерала Тимошенко. Да, он специалист в области ПВО. Но дело в том, что данный военный эксперт ни дня не служил в Вооруженных силах Азербайджана, поэтому он не обладает полной информацией о состоянии дел по всей линии фронта. В отличие от него, я прослужил в центральном аппарате Министерства обороны Азербайджана и прекрасно знаком с местностью, в которой наши войска выполняли и продолжают выполнять свои функции.

Как вы считаете, для чего Азербайджану закупать устаревшее вооружение?

Честно говоря, я и сам не могу найти ответа на поставленный вами вопрос. Таково было решение Министерства обороны. Да и вообще для меня остается непонятным, почему в состоявшейся совсем недавно выставке вооружений в Объединенных Арабских Эмиратах участвовал министр обороны Сафар Абиев. На мой взгляд, закупкой вооружения должно было заниматься не Министерство обороны, а Министерство оборонной промышленности. Предыдущие закупки Министерством обороны устаревшего вооружения, которое нам пытаются выдать за современное, говорят о многом. В итоге на сегодняшний день Вооруженные силы Армении оснащены более современным вооружением. В частности, на их балансе уже есть и "МиГ-29", и "МиГ-31".

А насколько армянская система ПВО способна бороться с закупленными Азербайджаном самолетами "МиГ-29"?

Я считаю, что особых проблем армянским ПВО закупленные Азербайджаном "МиГ-29" не доставят. Ибо армяне получили достаточно сильную систему ПВО. Кроме того, не стоит забывать о том, что Армения является подписантом Договора о коллективной безопасности, что подразумевает ее совместную с Россией защиту своих воздушных границ". (Day.Az).

"Армия обороны НКР [Нагорно-Карабахская Республика. - прим. ИА REGNUM] всегда готова отразить любое поползновение на свои воздушные границы". Об этом заявил "АрмИнфо" пресс-секретарь Минобороны Нагорного Карабаха подполковник Сенор Асратян, комментируя сообщения азербайджанских СМИ о полетах азербайджанских истребителей "МиГ-29" вдоль линии соприкосновения ВС НК и АР. По словам Сенора Асратяна, азербайджанские самолеты периодически совершают подобные полеты. "Пока не было случаев нарушения воздушных границ НКР. Но если это произойдет, мы всегда готовы пресечь подобную попытку и отразить любое поползновение на свои воздушные границы", - подчеркнул Асратян.

Переговоры

"Очередная встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана состоится в апреле", - сообщил журналистам в Ереване и.о. министра иностранных дел Армении Вардан Осканян. По его словам, сопредседатели Минской группы ОБСЕ сейчас пытаются уточнить дату проведения очередной встречи, но пока решение не принято. "Проблема заключается в совмещении графиков, но, думаю, в течение апреля очередная встреча состоится", - добавил Осканян. (ИА REGNUM).

Находящаяся в Азербайджане с визитом посол США в ОБСЕ Джули Финли провела в Баку ряд встреч, в ходе которых, в частности, обсуждались перспективы карабахского урегулирования. "Как и прежде, Минская группа ОБСЕ все еще играет основную роль в процессе переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта", - заявила Финли. "Роль ОБСЕ в процессе переговоров не ослабевает. Наоборот, руководители организации также оказывают содействие скорейшему решению конфликта. Карабахский конфликт является одним из самых сложных конфликтов среди всех существующих", - отметила она. Оценивая роль Европейского союза в урегулировании конфликта, Финли подчеркнула, что "ЕС также участвует и оказывает содействие процессу урегулирования конфликта". ("Зеркало").

"2007 год должен принести если не решение карабахского конфликта, то хотя бы представление о решении", - заявил в Баку председатель Совета Федерации Сергей Миронов. При этом, пишет газета "Азг", по сообщению азербайджанских СМИ, Миронов заявил, что Россия как член Минской группы ОБСЕ приложила и продолжает прилагать все усилия для урегулирования конфликта. "И если проблема между Азербайджаном и Арменией, в этом случае ключ к решению - в договоренностях двух сторон", - отметил Миронов.

"После предыдущей встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении ситуация не изменилась, переговорный процесс находится в прежнем состоянии". Об этом, пишет бакинская "525-я газета", заявил в интервью "АПА" российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. Дипломат отметил, что сопредседатели в настоящее время работают над подготовкой очередной встречи глав МИД Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна. Поначалу предполагалось, что встреча состоится 25 апреля в ходе заседания Совета министров иностранных дел СНГ в Астане, однако теперь планируется провести ее в одной из стран Европы. "Причина в том, что участие обоих министров во встрече в Астане неточно", - сообщил Мерзляков. Газета пишет, что, по словам дипломата, посредники пока не представили главам МИД своих предложений о месте и времени проведения встречи: "Мы стараемся определить место и время, удобное для обоих министров". Касаясь заявления председателя Парламентской Ассамблеи (ПА) ОБСЕ Горана Ленмаркера о том, что документ об урегулировании карабахского конфликта будет подписан после парламентских выборов в Армении, российский дипломат отметил, что не знает причин такого заявления: "Сегодня в Москве состоится встреча с Ленмаркером, находящимся здесь в составе делегации парламента Швеции. На встрече я постараюсь выяснить его мнение по данному вопросу".

Американский сопредседатель МГ ОБСЕ призывает не торопить события и потерпеть до завершения парламентских выборов в Армении. Мэтью Брайза рекомендует проявить терпение до указанного события прежде всего Азербайджану. Как сообщает бакинское агентство "Тренд", это мнение Брайза выразил в Тбилиси. По его словам, лишь после проведения в Армении парламентских выборов следует ожидать активизации переговорного процесса. Вместе с тем он подчеркнул, что и армянской стороне следует выказать готовность к тому, что "после проведения парламентских выборов она продолжит процесс переговоров более интенсивно". Американский дипломат подчеркнул, что желание вести переговоры есть у обеих сторон. "Во время визита в Баку я почувствовал, что и президент Ильхам Алиев, и министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров готовы продолжить переговорный процесс. Это чувствовалось и в Ереване", - отметил Брайза. Американский сопредседатель подчеркнул, что у каждой из сторон конфликта есть свои маленькие детали, которые они хотели бы внести в переговорный процесс. "Я сам не хотел бы сейчас публично обсуждать детали, о которых идет речь, поскольку это может помешать самому переговорному процессу", - заявил Брайза.

Стороны армяно-азербайджанского конфликта должны продолжить переговоры для того, чтобы их позиции совпали. Об этом, передает ANS, заявил в Баку журналистам министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Говоря о состоявшихся в середине марта в Женеве последних переговорах глав МИД Армении и Азербайджана, азербайджанский министр отметил, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ предложили "еще раз встретиться, еще раз уточнить позиции", что в настоящее время обсуждается. Мамедъяров сказал, что международные посредники предлагают провести еще одну встречу глав внешнеполитических ведомств до парламентских выборов в середине мая в Армении. Скорее всего, сопредседатели считают необходимым провести еще одну встречу, чтобы продолжить процесс непосредственно после выборов, добавил он. ("525-я газета").

По словам и.о. министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, обсуждаемый сегодня Ереваном и Баку документ в основном согласован сторонами. "В документе о принципах урегулирования нагорно-карабахской проблемы, действительно, есть широкий круг согласованных вопросов, однако нет целостного соглашения. Остается всего пара принципов, которые надо согласовать. Но вопрос касается не только принципов: когда начинаем их детализировать, видим, что там тоже есть проблемы. Вот почему сегодня мы пока не можем достичь окончательной договоренности", - заявил Осканян на пресс-конференции в Ереване ("А1+").

Бакинская газета "Зеркало" задается вопросом: интересам какой из сторон больше противоречат предложения, представленные сопредседателями Минской группы ОБСЕ? Как отмечает газета, самый главный вопрос - о том, остается Карабах в составе Азербайджана или приобретает в последующем какой-то иной статус - в предложении МГ ОБСЕ отсутствует. Сопредседатели требуют, чтобы этот вопрос решили сами президенты. В состоянии ли они это сделать? Тем более, что имеет место весьма основательное утверждение, что на глав государств, впрочем, как и на всех участников переговорного процесса от двух стран, оказывается давление. На кого это давление оказывается больше? На Баку или Ереван? В чем оно проявляется? - задается вопросами газета. По мнению издания, определенный дискомфорт испытывает и сама МГ ОБСЕ. Давление на нее оказывают не только неправительственные организации и разного рода "академические структуры" конфликтующих сторон - это, в сущности, пустяки. Куда важнее, что у руля переговорного процесса стоят представители стран, которые, как считает газета, используют его в собственных геополитических интересах. "Названия столиц говорят сами за себя: Вашингтон, Париж, Москва... Голова кругом идет от их заморочек".

Международная кризисная группа (МКГ) готовит третий отчет по Нагорному Карабаху. Как сообщил "АПА" азербайджанский представитель МКГ Вугар Годжаев, в нынешнем отчете будут проанализированы деятельность Минской группы ОБСЕ и начатый в 2004 году "пражский процесс". Отметив, что с этой целью проводятся встречи с представителями госорганов и экспертами, Годжаев сообщил, что в конце апреля в Баку приедет новый директор МКГ по Южному Кавказу Магдалена Фричева. В отчете будет также исследоваться влияние экономического развития и нефтяных доходов Азербайджана на урегулирование конфликта. С этой целью в апреле в Азербайджан прибудет эксперт из брюссельской штаб-квартиры МКГ. Годжаев отметил, что в связи с отчетом встречи пройдут и в Армении. Ожидается, что отчет будет представлен сторонам летом. Как напоминает Analitika.az, МКГ в сентябре 2005 года подготовила отчет "Нагорный Карабах: повторный взгляд на конфликт", а в октябре того же года - "Нагорный Карабах: мирный план".

Проблема карабахского урегулирования

"Проблема Нагорного Карабаха по своей сути действительно уникальна. Уникальна в том смысле, что в практическом плане это, наверное, единственный конфликт, где интересы России, США и ЕС не противоречат друг другу и не противоречат интересам самих конфликтующих сторон", - заявил в Ереване министр иностранных дел России Сергей Лавров. На вопрос корреспондента "А1+", почему же конфликт до сих пор не урегулирован, Лавров сказал: "Действительно, в вопросе урегулирования нагорно-карабахской проблемы есть глобальное согласие. Остаются вопросы, которые стороны должны обсудить. Сопредседатели единодушны в готовности принять достигнутое сторонами соглашение. Сейчас свое слово должны сказать Ереван и Баку, посредники же готовы им помочь. Решающее слово за руководителями сторон".

Бакинская газета "Зеркало" уверяет, что Азербайджану, в отличие от Армении, особо некуда торопиться, по крайней мере пока. "Недалек тот день, когда вопрос о "замороженных конфликтах" на территории стран ГУАМ станет предметом обсуждения на сессии Генассамблеи ООН. А в случае принятия Генассамблеей ООН резолюции, предложенной ГУАМ, по урегулированию конфликтов вокруг Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Приднестровья, ключевым пунктом которой является поддержка этих стран в их международно-признанных границах, возможности "самодеятельности" сопредседателей по дифференцированному подходу к выработке различных вариантов урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве будут ограничены". Кроме того, по мнению газеты, в Ереване, скорее всего, отдают себе отчет в том, что Россия вряд ли порвет все связи с официальным Баку и "публично" откажет Азербайджану в поддержке его международно-признанных границ. "Эти моменты, безусловно, противоречат интересам Армении".

По мнению азербайджанского политолога Мубариза Ахмедоглу, для окончательного решения армяно-азербайджанского конфликта в пользу Азербайджана нужно, чтобы тандем президент Армении Роберт Кочарян - министр обороны Серж Саркисян оставался у власти еще 5 лет. "В течение 5 лет эта проблема найдет свое окончательное решение". По его словам, в ближайшее время мы можем стать свидетелями появления определенных вариантов урегулирования карабахского конфликта, которые "могут дать многие преимущества Армении". "Но, безусловно, Нагорный Карабах останется в составе Азербайджана", - заявил он. Коснувшись роли России в данном конфликте, политолог сказал, что Россия прилагает серьезные усилия для его урегулирования. "Во время недавнего визита в Армению глава МИД России сказал по поводу решения конфликта, что статус Нагорного Карабаха должен быть определен после возвращения туда азербайджанского населения", - сказал политолог. ("Новости-Азербайджан").

"Если мы четко поставим вопрос международного признания независимости Карабаха и попытаемся объединить вокруг этого все ресурсы международного значения, то эта цель будет не просто мечтой, и, возможно, в очень недалеком будущем можно будет ее достичь", - сказал в беседе с газетой "Азг" председатель Национального Собрания (НС) Нагорного Карабаха Ашот Гулян. Он с болью отметил, что нынешняя ситуация в переговорном процессе не дает повода для гордости: "На мой взгляд, сегодня мы не близки к какой-либо развязке, поскольку поведение Азербайджана не говорит о его готовности к нахождению в ходе переговорного процесса решений, готовности идти на уступки". Гулян добавил, что руководство Нагорного Карабаха всегда подчеркивает необходимость создания хоть какой-то атмосферы доверия в регионе: "Мы не можем видеть все время друг в друге врага и говорить об урегулировании. То есть хотя бы в регионе должна быть обстановка, которая настраивала бы на урегулирование".

На вопросы газеты "Республика Армения" ответил советник президента Нагорного Карабаха по внешнеполитическим вопросам Арман Меликян:

"Как вы прокомментируете тот факт, что, несмотря на практически всеобщее признание безукоризненности правовых оснований и шагов, предпринятых Нагорным Карабахом в вопросе его самоопределения, и, напротив, уязвимости правовых позиций Азербайджана переговорный процесс продолжается именно в политической плоскости?

Правовая плоскость - единственная, в которой возможно правовое решение. Правовое решение предусматривает закрытие вопроса как такового. Естественно, это способствует соблюдению справедливости. В целом любая правовая система устремлена на установление справедливости. С этой справедливостью можно согласиться, пусть даже скрепя сердце. Но если свершается правосудие, оно дает окончательный вердикт. Антиподом правового решения является то, чем сегодня занимаются, - это "политическое решение". А "политическое решение" - это всегда сговор. Сговор на основе конкретных интересов. Там нет права. В этом смысле, я заметил, французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье стал тихо высказывать недовольство по поводу того, что вопрос беженцев якобы пытаются политизировать. Между тем, это - вопрос соблюдения права, установления справедливости. И это значит, что французский сопредседатель в корне против не только всеобъемлющего, учитывающего права как беженцев армян, так и внутренне перемещенных азербайджанцев правового решения проблемы, но и правового решения в целом. И спекуляции относительно "политического решения" призваны как раз скрыть правовой аспект, возможность его применения. То есть они предлагают решение полюбовное, решение посредством сговора во имя соблюдения определенных интересов.

Какие шаги должны предпринять Армения и НКР для того, чтобы перевести вопрос в правовую плоскость?

Конечно, нужно действовать. Нужно не только обращаться к мировому сообществу с воззваниями о необходимости правового решения проблемы. Нужно предпринимать собственные шаги в этой плоскости. Во-первых, Армения и Карабах сами должны признать права беженцев из Азербайджана. Могут признать и права беженцев из Армении и НКР. Кроме того, поскольку заявляется, что Армения не имеет территориальных претензий к Азербайджану, Армения может еще раз официально заявить, что она признает свою восточную границу периода Советского Союза. Просто сейчас эта граница делится между двумя государствами - на севере это Азербайджан, на юге - НКР. То есть азербайджано-армянская граница сегодня реально сократилась на востоке. Но сократилась не за счет изъятия территории Азербайджана в пользу Армении, а за счет того, что Советский Азербайджан превратился в два государства - НКР и АР. В этом плане Армения вполне может предложить Азербайджану начать демаркацию реально существующей армяно-азербайджанской границы севернее Мровского хребта.

Баку явно откажется...

Пусть отказывается. Политическое заявление Армении о неизменности своей границы советского периода на востоке снимет с нее обвинения в экспансионизме, в каких бы то ни было территориальных претензиях к Азербайджану. Это шаги в правовом направлении.

Однако сегодня никто из иностранных дипломатов, особенно западных, даже вспоминать не хочет о правовых аспектах самоопределения НК, обосновывая это тем, что СССР давно не существует, прежняя система международных отношений тоже развалилась, а новая еще не сформировалась. Исходя из их слов, весь мир находится в правовом вакууме. Не окажутся ли наши шаги бессмысленными в этой ситуации?

Дело в следующем. Право работает тогда, когда есть кому это право применять на практике. Естественно, появляются коллизии, существуют разные интересы. Но опять же я хочу вернуться к вопросу беженцев. Беженцы - это международно защищенная категория граждан. Сегодня превыше всего - защита прав человека. Повсеместно. Это приоритет как для государств, так и международных организаций. Если это приоритет, то любое государство - признанное или непризнанное - обязано заняться этим вопросом. Это правовой вопрос. Если НКР займется этим вопросом и окажет реальное воздействие на процесс выдачи компенсаций этим людям, в любой форме, это не может не приветствоваться. Это - законосообразно. Но это в то же время правовой шаг, который делает в правовой плоскости конкретное правительство конкретного государства. Кстати, еще три года назад я имел встречу с нынешним генеральным секретарем Совета Европы Терри Дэвисом (тогда он был докладчиком Парламентской Ассамблеи СЕ по вопросу Нагорного Карабаха), в ходе которой г-н Дэвис заявил, что для него территории в контексте карабахского конфликта не имеют никакого значения, поскольку на первом месте должен стоять вопрос соблюдения прав человека, в данном случае беженцев.

А НКР намерена предпринять этот шаг?

Ну, на днях буквально было озвучено заявление руководителя госуправления НКР по вопросам миграции и беженцев о том, что 600 тысяч армян-беженцев имеют право заняться созидательным трудом на земле своих предков, в том числе и на подконтрольных НКР территориях зоны безопасности. Это также вопрос компенсации беженцам нанесенного им азербайджанским руководством и криминальными кругами во время известных событий ущерба". ("Республика Армения").

Карабах и Иран

"Напряжение вокруг ядерной программы Ирана оказывает влияние на возможности урегулирования нагорно-карабахского конфликта", - заявил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. Как сообщает бакинское агентство "Тренд", он отметил, что развитие событий на иранском направлении может оказать негативное воздействие на процесс урегулирования конфликта.

В ближайшее время война в Иране не начнется, ибо еще не исчерпаны все дипломатические возможности. Такое убеждение на пресс-конференции 5 апреля высказал директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении профессор Рубен Сафрастян. По его словам, изоляция Ирана не дошла до той степени, при которой США могли бы применить военную силу. Сафрастян отметил, что Иран имеет многолетнюю дипломатическую практику, которая может сыграть "блестящую роль" в нейтрализации американских дипломатических усилий. Во всех случаях, итогов развития этого процесса, по мнению ученого, следует ожидать лишь в конце мая. Относительно возможного воздействия на Южный Кавказ военного удара США по Ирану Сафрастян отметил, что Иран является важным фактором стабильности в регионе. Однако если Иран будет сосредотачиваться лишь на решении своих проблем, к чему, по сути, его вынуждают США, тогда это, несомненно, окажет отрицательное воздействие на регион: "То, чтобы Иран не уступал своих позиций, исходит из национальных интересов Армении, ибо Иран является серьезным противовесом влиянию Турции и Азербайджана в регионе". Сафрастян не исключил, что в случае если американо-иранские противоречия достигнут своего апогея, Азербайджан может воспользоваться создавшейся в регионе хаотической ситуацией и организовать вооруженное нападение на Нагорный Карабах. Таким образом, отмечает агентство "Ноян Тапан", армянская сторона должна быть готова также и к такому развитию событий.

Непредсказуемость ситуации, создавшейся в американо-иранских отношениях, уже оказывает непосредственное воздействие на соседние с Ираном государства, пишет газета "Айоц Ашхар". В Азербайджане уже начали строить бомбоубежища и укреплять противовоздушную оборону, опасаясь возможных ударов Ирана по нефтяным объектам Баку, а после закрытия 3 апреля ирано-азербайджанской пограничной таможни на участке Астара-Лерик царящая в Азербайджане паника только усилилась. По мнению газеты, еще более сложными будут последствия закрытия армяно-иранской границы, поскольку тогда блокированная Турцией и Азербайджаном Армения на какое-то время станет заложницей возможных процессов в соседней Грузии. При этом, считает газета, Турция и Азербайджан сделают все, чтобы вызвать проблемы в армяно-грузинских отношениях, с целью диктовать свои условия Армении. "Армения же в случае закрытия границы с Ираном попадет в зависимость от непредсказуемой позиции Грузии, которая станет ареной возможных турецко-азербайджанских провокаций".

ИА "Де-Факто" публикует статью эксперта российского Фонда стратегической культуры Андрея Арешева, в которой последний, в частности, сообщает, что весьма информированная российская газета "Военно-промышленный курьер" в номере от 28 марта 2007 года высказала предположение о том, что США дали Азербайджану карт-бланш на осуществление планов военного решения карабахской проблемы. Это довольно сильное утверждение, но оно продиктовано динамикой американо-азербайджанского сближения, пишет Арешев. "Обозначение подобной перспективы - в отсутствии ясно артикулированной международной реакции (тон которой, как известно, во многом задается "мировым гегемоном") - может породить у Баку опасную иллюзию того, что скорое силовое решение "карабахского вопроса" в принципе возможно. А дальше, в случае начала полномасштабных военных действий, ответным ударам, наносимым стороной, на которую будет совершено нападение, подвергнутся стратегические объекты на территории противника, включая военную инфраструктуру, транспортные и иные коммуникации". По мнению эксперта, существующая на сегодняшний день линия соприкосновения вооруженных сил сторон значительно снижает вероятность крупномасштабных вооруженных столкновений, но проведение в жизнь "миротворческих" планов, сопровождаемое выводом Армии обороны НК с территорий пояса безопасности [имеются в виду районы вокруг Нагорного Карабаха, контролируемые этой республикой. - прим. ИА REGNUM], усилит соблазн Баку попытаться решить проблему силой раз и навсегда. "А возобновление военных действий в зоне пока еще "замороженного" азербайджано-карабахского конфликта обернется экономической, военной, гуманитарной, экологической катастрофой для обеих сторон - и НКР, и Азербайджана". При этом Арешев не исключает, что интересы американских корпораций, закрепившихся в Каспийском регионе, пострадают еще больше. "Если события на линии вероятного азербайджано-карабахского военного столкновения начнут развиваться в направлении, неблагоприятном для Армении и НКР, можно не сомневаться, что с остатками российского военного присутствия в Закавказье будет быстро покончено, а стратегически важный район между Россией и Ираном окончательно превратится в "задний двор" Соединенных Штатов", - пишет эксперт. Андрей Арешев считает, что российское военное присутствие в Армении - не только гарантия безопасности этой небольшой республики, но и фактор, который обязательно учитывается западными политиками в их геостратегической игре на "большой шахматной доске" Евразии. "Этим объясняются все более настойчивые призывы к Москве убрать российскую военную группировку из Армении, за что Еревану обещают блага наподобие открытия границы с Турцией и экономического процветания в будущем".

Президентские выборы в Карабахе

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, 4 апреля состоялось очередное пленарное заседание Национального Собрания Нагорного Карабаха. Депутаты единогласно приняли проекты законов о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс НК (в первом чтении) и в закон "Регламент Национального Собрания НКР" (во втором и окончательном чтении). В соответствии с требованиями Конституции НК, парламент принял решение о назначении очередных выборов президента республики на 19 июля.

"Проведение так называемых "президентских выборов" на территории Нагорного Карабаха Азербайджана армянскими сепаратистами является их очередной ложной пропагандой для саморекламы". С таким заявлением, сообщает бакинская "525-я газета", выступил председатель азербайджанской Организации освобождения Карабаха (ООК) Акиф Наги. По его словам, "армянские сепаратисты", воспользовавшись выборами, в очередной раз хотят привлечь к себе внимание мировой общественности. Председатель ООК также заявил, что такого рода "фальшивые и противоречащие международным правам действия" должны расцениваться как действия армянского государства. "И поэтому Азербайджан должен отказаться от переговоров с Арменией по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Азербайджанское государство не должно расслабляться и должно освободить свои земли от оккупации военным путем", - подчеркнул председатель ООК.

"Скоро президентские выборы, а в стране подозрительное затишье. До сих пор ни одна политическая сила официально не поддерживает ту или иную кандидатуру. Да и кандидатуры никакие пока нигде не рассматриваются. Конечно, можно сказать, еще есть время и до 20 апреля ситуация кардинально может измениться. Только ни в одной стране за три месяца до выборов не наблюдается подобная ситуация. Что это - затишье перед бурей или очередная политическая уловка?" - задается вопросом электронная газета KarabakhOpen.com.

Как отмечает "Кавказский узел", в Карабахе до сих пор не завершились политические консультации между партиями. О начале консультаций 10 дней назад заявила правящая Демократическая партия. А на днях общее внеочередное собрание карабахской организации Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД) поручило своему ЦК посредством переговоров с действующими в стране политическими и общественными силами уточнить возможность выдвижения единого кандидата. "В случае неудачи при достижении политического консенсуса ЦК Арцаха [армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM] уполномочено заявить о выдвижении кандидата из рядов партии или созыве следующего заседания внеочередного собрания", - заявил в Степанакерте представитель ЦК АРФД в Карабахе Артур Мосиян. На собрании было отмечено, что нынешнее положение поставило под серьезную угрозу процесс дальнейшего развития страны и это может привести к непреодолимым последствиям. "Арцахская организация АРФД считает, что лучшим способом противостояния вышеназванным вызовам является восстановление в стране атмосферы гражданского согласия. Предстоящие президентские выборы должны стать шансом консолидации общества, позволяющим на основе консенсуса обеспечить прогресс в управлении государством и его развитии, в формировании качественно новой власти, а также содействовать развитию политического поля в НКР", - отмечено в заявлении АРФД.

Член президиума партии "Свободная Родина", депутат карабахского парламента Гагик Петросян прокомментировал газете KarabakhOpen позицию партии в отношении предстоящих президентских выборов: "3 марта было принято решение не выдвигать кандидатов из членов партии. Мы уже провели предварительные консультации с лидерами партий ДПА, АРФД, "Движение-88", "Нравственное возрождение". Консультации с политическими силами продолжаются".

По данным "Кавказского узла", на политических консультациях обсуждается кандидатура начальника Службы нацбезопасности Нагорного Карабаха Бако Саакяна, который пока не заявил о намерении баллотироваться на пост президента.