4 кандидатуры на пост губернатора Забайкальского края: обзор читинских СМИ
Обзор СМИ Читинской области за 26-30 марта
"Экстра" в номере за 28 марта уже не в первый раз беседует с начальником пограничного управления ФСБ России по Республике Бурятия и Читинской области генерал-лейтенантом
По словам Волкова, пограничная зона вводится с целью "затруднить передвижение преступных элементов и контрабандистов в приграничье и на линии госграницы и создать дополнительные условия погранорганам для выполнения своих задач". Волков уверен, что "для жителей приграничных районов введение зоны никаких дополнительных трудностей не создаст": "Они будут въезжать туда по предъявлении паспорта с пропиской. Не меняется и порядок пропуска граждан за линию инженерно-технических заграждений на участке Приаргунского и Даурского погранотрядов. Не будет никаких препятствий и для тех граждан, которые пересекают границу в установленном порядке. Если житель Читы, например, хочет побывать в сопредельном государстве, то он пересекает погранзону по заграничному паспорту".
Рассуждает Волков и о переводе пограничной службы на контрактную основу: "Прошлой осенью мы последний раз получили военнослужащих по призыву. Уже сегодня около 40% наших военнослужащих служат на контрактной основе. Если потенциальный военнослужащий проживает в 100 км от будущего места службы, мы готовы предоставить ему возможность нести службу вахтовым методом. Средняя зарплата рядовых контрактников составляет сегодня порядка 20 тыс. рублей. Вместе со всеми доплатами, льготами и пайком в месяц на руки будет выходить около $1000".
Начальник управления отвечает на вопрос газеты о том, как изменилась ситуация на крупнейшем российско-китайском международном автомобильном пункте пропуска (МАПП) "Забайкальск-Маньчжурия" после перевода на круглосуточный режим работы: "В целом обстановка там сейчас нормальная. Объёмы операций немного упали в связи с тем, что введены новые правила провоза товаров. Раньше можно было ввозить в Россию 50 килограммов товара, сейчас - только 35. На выезд из страны у нас сегодня очередей нет. На въезде они еще сохраняются. Но это опять-таки связано с работой таможни, которая обязана проверить весь ввозимый товар. От пограничников здесь ничего не зависит. Как нам положено оформлять человека за 2 минуты, так мы это и делаем. Уже в этом году начнется реконструкция МАПП. Работы предстоят очень серьёзные. Фактически появится еще одно грузовое направление пропуска со всей необходимой инфраструктурой. Естественно, для нормальной работы обновленного пункта пропуска нам потребуется больше людей. И тут мы упираемся в еще одну очень важную социальную проблему. В Забайкальске для пограничников нет жилья. Мы планируем построить там для наших сотрудников многоквартирный дом и общежитие. Но для этого требуется 100 млн. рублей. Пока такими деньгами управление не располагает".
"Экстра" рассказывает о жизни службы судебных приставов: "В обществе существует ошибочное мнение, что служба приставов самостоятельно реализует арестованное у должника имущество. На самом же деле, ничем подобным судебные приставы никогда не занимались". "Согласно закону, реализовывать арестованное имущество имеют право специализированные организации, которые прошли отбор в Российском фонде федерального имущества. В Чите таких организаций всего 3 - ООО ПТК "Нэкст", ЗАО "Ростэк-Забайкальск" и ООО "Даурская компания", - говорит заместитель главного судебного пристава Читинской области
Львиную долю арестованного имущества составляют автомобили и различные транспортные средства, за ними идет недвижимость и техническое оборудование. Аресту подлежит не все имущество, принадлежащее должнику. Пристав не имеет права арестовать у гражданина-должника квартиру, которая является для него и его семьи единственным местом постоянного проживания. Также в список имущества, не подлежащего взысканию, входят вещи индивидуального пользования (обувь, одежда), земельные участки, использование которых не связано с предпринимательской деятельностью должника. Что касается денег, то их арест также имеет определенные ограничения. К примеру, если у семьи из трех человек на счету имеется 24 тыс. рублей или менее, то изъять эти деньги уже невозможно.
За 2006 год судебными приставами-исполнителями Читинской области передано на реализацию имущества на общую сумму 119 985 000 рублей, что гораздо больше, чем в 2005, когда этот показатель был меньше 12 млн. рублей: "Столь резкий скачок в показателях приставы объясняют увеличением количества исполнительных документов. Если еще в 2005 году на исполнении у приставов было 102 тыс. судебных решений, то в 2006 год их уже стало 147 тысяч".
Несмотря на высокие показатели, проблем в сфере реализации арестованного имущества достаточно много. Это, прежде всего, связано с затруднением реализации так называемого неликвидного имущества - ценных бумаг, оружия, металла. "На территории Читинской области нет организаций, которые бы занялись реализацией арестованного металлолома или другого труднопродаваемого имущества. Но, несмотря на это, находим выход из затруднительного положения. В конце 2006 года впервые в нашем регионе и вообще в России мы наложили арест на шлиховое золото (2 кг 400 гр.), принадлежащее ООО Артель "Восточная". В данный момент мы пытаемся отправить золото на аффинажный завод для его очистки и дальнейшей реализации", - рассказал Игорь Михайлов.
"Экстра" также печатает статью о жизни одного из детских домов Читы глазами его воспитателя: "Детский дом красивый, огромный, но далеко не домашний. Дети живут семьями по 15-18 человек разного возраста. Колет глаз неприкрытая бедность, изношенность мебели, одежды, игрушек, дети бегают по коридорам босиком или в рваных носках. Книги дети читать не любят - вон, они стоят ровными рядами, ещё со старых советских времен, далеко не детские, далеко не нужные, с оторванными страницами. Хороших детских книг нет. Совсем недавно в каждую семью купили DVD, но что смотреть? Кто подбирает репертуар, и кто приносит диски? Дети от мала до велика смотрят сериал "Зона" - все 24 серии".
"В детском доме ярко процветает дедовщина, жестокость, грубость, лень, воровство. В каждой семье, а их в детском доме 7, есть лидер, авторитет, состоящий на учете по делам несовершеннолетних и одной ногой уже в спецшколе, - пишет газета. - Одним кивком головы такой авторитет приказывает прибрать постель, постирать одежду, принести его "пайку", помыть посуду и выполнить другие поручения. Разговор между детьми ведется строго на тюремно-блатном сленге. "Зона - это сила, зона - это класс!" - говорят многие детдомовские дети и считают, что только на зоне можно чувствовать себя человеком. У многих родственники находятся или были в тюрьме. Дети часто отказываются есть только потому, что посуда "замастована". Незаметно, но твердо, тюремным правилам подчиняется весь детский дом и даже администрация идет детям навстречу, меняя "замастованную" посуду на другую. Дети ликуют. Едят из одной тарелки по несколько человек, и первое, и второе, и третье".
"Есть в детском доме "смотрящий" - Витя Завьялов, 14 лет, - пишет газета. - Это по его приказу проводятся разборки в темном коридоре. Витя может отдать любой приказ и этот приказ будет выполнен незамедлительно. В настоящее время Витя находится в детском приемнике для малолетних преступников. Арест 30 суток. 15 суток карантин в одиночной камере. Решается вопрос о его помещении в спецшколу. Попал он сюда за жестокую расправу над 7-летним мальчиком, который взял у него конфеты и съел. Воровство у детдомовских детей в порядке вещей, оно поощряется старшими детьми - воруй, только не у своих. У своих - значит "скрысил".
В 22.00 двери детского дома закрываются на замок. "Опоздавшие с ловкостью каскадеров забираются на любой этаж, пролазят в любое окно, протискиваются через прутья решетки, извиваясь, как змейки, подбирают ключи к пожарным выходам. Для детей "группы риска" открыты все двери настежь. Эти дети приносят новые вещи, еду. Развито попрошайничество. Другие подкарауливают "попрошаек", отбирают и обчищают карманы. Так проходит день. Грязные, измученные, к вечеру дети подтягиваются к детскому дому на ночлег", - заканчивает автор статью.
"Забайкальский рабочий" в номере за 30 марта рассуждает на тему возможного изменения административно-территориального деления Читинской области. Издание приводит краткую историческую справку: "Наш регион именовался Забайкальской областью, Дальневосточной Республикой, Забайкальской губернией, Читинским округом Дальневосточного края, а последние 70 лет - Читинской областью. 11 марта 2007 года на региональном референдуме было принято историческое решение о создании Забайкальского края путем объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа".
Ежедневник уверен, что после объединения будут приниматься другие решения, касающиеся внутреннего административно-территориального деления Забайкальского края: "Изменения должны максимально способствовать социально-экономическому развитию, оптимизировать структуру управления, ломать ненужные административные барьеры, равномерно распределять источники поступления доходов - реальные и потенциальные, учитывать достижения академической науки и, если хотите, местной геополитики, не сбрасывать со счетов традиционные и конфессиональные предпочтения населения. Эта административно-территориальная корректировка должна быть решительной, но глубоко продуманной".
По мнению издания, для муниципальных преобразований, объединений и укрупнений сейчас самое благоприятное время: "Его нельзя упустить, пока не принят устав Забайкальского края, закрепляющий это устройство. А устав должен быть принят не позднее начала 2009 года. В своих публичных выступлениях губернатор не скрывает возможности определенных перемен. Например, объединения нескольких районов в единое муниципальное образование. Но, чтобы не вызывать ажиотажа, пока не уточняет и не комментирует дальнейшие шаги в этом направлении. Названо лишь вероятное преобразование муниципального образования "Город Петровск-Забайкальский" путём изменения статуса городского округа на статус городского поселения и включения его в состав муниципального района "Петровск-Забайкальский район". По примеру города Балея и Балейского района, где на местном референдуме 25 марта 2007 года подобный вопрос решён положительно".
Автор материала предлагает объединить Газимуро-Заводский, Нерчинско-Заводский, Александрово-Заводский и, может быть, ряд прилегающих районов в единый Юго-Восточный (условно) район: "Это будет способствовать реализации крупнейшего инвестиционного проекта строительства железнодорожной инфраструктуры и освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкалья. К нему сейчас приступают, и он долгие десятилетия останется в числе определяющих экономическое лицо нашего края".
Не менее революционны и другие предложения: "Почему бы не объединить пустынный и небогатый Тунгиро-Олекминский район с населением в полторы тысячи человек, на территории которого свободно разместятся 15 Люксембургов, и относительно небедный, средний по численности, имеющий перспективу Могочинский район? Для этого надо лишь проложить хорошую 100-километровую автодорогу от Могочи до Тупика. Почему бы не провести представительную научно-практическую конференцию с привлечением не только местных, но и московских, новосибирских ученых: экономистов, географов, геополитиков, специалистов по логистике, теории управления и т.п.? Почему бы затем не организовать общественные слушания по этим вопросам? С нами, населением, не посоветовались относительно названия будущего Забайкальского края. Хотя, надо признать, оно выбрано удачно. Но кто гарантирует, что и остальные вопросы будут кулуарно решены столь же удачно?"
"Забайкальский рабочий" в номере за 26 марта в очередной раз поднимает тему лесного браконьерства в Читинской области. В качестве примера уже достаточно традиционно для читинских газет берётся посёлок Могзон Хилокского района, который находится примерно в 120 километрах от Читы: "Ещё недавно населенный пункт более-менее походил на поселок. Спустя год от былого Могзона не осталось практически ничего. Теперь это место напоминает огромный "термитник": повсюду расплодились "приёмки" (пункты приема леса), не утихают огромные пилорамы, вместо пышной зелени на окраинах - одни пеньки и "вершиньё" (верхушки спиленных деревьев), везде ездят грузовые автомобили без госномеров, груженные свежеспиленной древесиной".
Главная "достопримечательность" Могзона - брёвна: "Они тоже повсюду: во дворах, возле кафешек, магазинов и даже неподалеку от здания местной администрации. Складывается впечатление, что совсем скоро поселок просто утонет в спиленных деревьях". "Брёвна у нас везде, - говорит заместитель главы администрации поселка Могзон Андрей Чирикин. - Лес стали рубить еще больше и чаще. Иногда милиция задерживает лесонарушителей и изымает древесину. А штрафплощадок в Могзоне нет. Вот и лежит она, где попало, по нескольку лет". Администрация недавно обратилась в прокуратуру Хилокского района с предложением выделить штрафплощадку. "Но каково было мое удивление, когда я узнал, что прокуратура рассмотрела мое заявление и перебросила его в земельный комитет "по факту самовольного захвата земли". А железнодорожники таких просьб и слышать не хотят: мол, подобными вещами не занимаемся - своих дел выше крыши. Конечно. Им-то что? Лишь бы колеса крутились", - говорит Чирикин.
Устроиться на работу в поселке проблема. "Воровать лес или работать на приемке - значит занять достойное место под солнцем, - пишет издание. - Кстати, впечатляет так называемый национальный момент: китайцы не только принимают лес, но и уже нанимают для работы на пилораме своих же земляков. Так что, по большому счету, русским здесь открывают двери только для сдачи древесины".
В милиции посёлка работают всего 3 человека, никто в отделении долго не задерживается - "борцы за справедливость меняются, как перчатки". По словам помощника лесничего Владимира Янжимаева, обстановкой в Могзоне он доволен: "Всё отлично! В последнее время жить стало лучше. Обстановка с лесными ворами стабилизировалась - древесину тащат меньше".
"Впрочем, красиво говорить не запретишь, - отмечает издание, - ни леснику, ни прокуратуре Хилокского района". "Все контролирующие структуры без отрыва от производства борются с браконьерами. Ежегодно проводятся координационные совещания по лесозаготовительной деятельности. За 2005-2006 годы в РОВД и лесхозами в Могзонском лесничестве выявлено 54 незаконных порубки, возбуждено 256 уголовных дел", - прозвучало в очередном отчете исполняющего обязанности прокурора района Бундаева.
Изданию удалось поговорить с лесником, который в начале 2006 года проводил рейд по Могзонскому лесничеству совместно с лесным отделом областного УВД: "Он рассказал, что только за пару-тройку дней на территории Могзона они выявили 7 крупных незаконных вырубок. Ущерб оценивался в десятки тысяч рублей. За это время с железной дороги не выехал ни один состав с древесиной, приемки опустели: опасаясь областной милиции, местные просто перестали воровать лес. Сколько заинтересованные люди понесли убытков? Миллионы. Как только мы уехали, все снова "заработало": пилы загудели, гружённые вагоны пошли".
"БНВ" в номере за 28 марта рассуждает на тему того, кто может возглавить будущий Забайкальский край, за создание которого 11 марта проголосовали жители Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (АБАО). В списке кандидатур газеты - 4 кандидата: губернатор Читинской области
Газета приводит доводы за и против каждого кандидата. Доводы "за" у Гениатулина, по мнению издания, следующие: вотум доверия населения и положительный электоральный имидж, доскональное знание региона и его проблем, эффективное сотрудничество с федеральными структурами и "засветка" в некоторых акциях (речь идёт, прежде всего, о спортивных мероприятиях). В доводах "против" "БНВ" называет неэффективное исполнение нацпроектов, особенно "Доступное жильё" (стоимость квадратного метра в Чите приближается к 1 тысяче евро за 1 кв. метр), достигшую небывалых размеров рубку леса, достаточно высокий уровень коррупции.
Вторая кандидатура газеты - Баир Жамсуев. "Поначалу встретив идею объединения регионов в штыки, он затем, оценив перспективы такого демарша, изменил мнение на противоположное. И референдум в округе прошёл на "пятёрку", - пишет издание. - В активе Жамсуева - опыт успешного руководства субъектом федерации, впечатляющие экономические и социальные показатели, дальновидность и политическая прозорливость. Кстати, Баир Жамсуев - одна из немногих фигур российской политики, на которую практически полностью отсутствует политический компромат. К минусам можно отнести отсутствие опыта управления более крупных регионом, где необходимо решать вопросы развития промышленного производства. И этот довод перевешивает, пожалуй, все плюсы".
Наиболее перспективным кандидатом газета, ссылаясь на мнение необозначенных аналитиков, называет Валерия Попова: "Как только он появился в этом качестве в регионе, сразу стала распространяться информация о том, что это - будущий губернатор. Именно для этого его, прежде совершенно незнакомого забайкальскому истеблишменту, катапультировали из Москвы. В пользу Попова говорит то обстоятельство, что в край собираются прийти мощные инвесторы в лице "
Далее издание пытается описать кандидатуру Тимофеева: "По слухам, столь влиятельный областной депутат, член партии "