Предлагаем вашему вниманию совместный доклад информационного агентства REGNUM и Агентства регионального развития "Внутренний рынок газа на Украине: политика, экономика, криминал", подготовленный в марте 2007 года.

Содержание

1. Общая характеристика украинского газового рынка

2. Принципы организации внутреннего газового рынка

3. Ситуация с газом собственной добычи

4. Попытки захватов газовых сетей

5. Ситуация с ценами на газ для потребителей

6. Состояние сетей

7. Перспективы банкротства "Нафтогаза"

8. Коррупция в газовой отрасли

9. Долговой вопрос

10. Выводы

1. Общая характеристика украинского газового рынка

Украина потребляет за год приблизительно 76 млрд. кубометров газа и по этому показателю входит в первую десятку стран мира. Обращает на себя внимание тот факт, что страна чрезвычайно зависит от импортного газа - его доля на Украине составляет около 75 % потребляемого "голубого топлива", и лишь 25% составляет собственная, украинская добыча. Природный газ сейчас является наиболее важным источником энергии на Украине по сравнению с альтернативами (уголь, ядерная энергетика), и со времен получения страной независимости его роль в экономике государства только возрастает.

Отмечается формальное уменьшение потребления газа в физических единицах с 1990 г., но его доля в ВВП выросла с 43 % в 1993 г. до 47 % в 2004 г. Приблизительно 40% газа используется теплоэлектростанциями (т.е. превращается во вторичный источник энергии), остальная часть потребляется промышленностью и населением.

Что касается собственной добычи газа, на Украине за годы независимости она не превышала 20 млрд. кубов в год. На данный момент добычу газа в стране ведут три компании, которые входят в состав "Нафтогаз Украины" - "Укргаздобыча" добывает приблизительно 75% указанного объёма; "Укрнафта" - около 17 %; "Черноморнафтогаз" - 4%. Стоит отметить, что тенденция к хоть и не столь значительному в абсолютных цифрах, но увеличению собственной добычи продолжается с 2001 года. По мнению экспертов, это обусловлено приходом независимых инвестиций в газовую отрасль. Как уже было указано выше, весь газ собственной добычи идёт на покрытие нужд населения Украины.

До 2006 года практически весь газ, который потреблялся на Украине, был под контролем "Нафтогаза Украины", реализующего газ через свои дочерние компании "Газ Украины" и "Газ-Тепло". "Газ Украины" представлял собой оптового поставщика, который снабжал газом облгазы, электрические, тепловые компании и больших промышленных потребителей. На долю структуры "Газ-тепло" (структуры, созданной в 2003 году с целью оптимизации расчетов за газ коммунальных потребителей) оставались некоторые (далеко не все) компании централизованного теплообеспечения.

Согласно официальным данным предприятия "Газ Украины", по категориям потребителей газ делился таким образом:

Продажи "Газ Украины" по категориям потребителей, 1999-2005 годы, в млрд кубов.

Если проанализировать приведенные данные, обращает на себя внимание более чем двукратный рост потребления газа промышленностью в 2003 году. Данный факт объясняется законодательным регулированием - согласно директивам Минтопэнерго Украины, с рынка были убраны некоторые посредники, которые продавали газ промышленным предприятиям, а их функции были переданы в дочернюю компанию "Нафтогаза".

В 2006 году Международное энергетическое агентство (International energy agency - IEA) обнародовало следующие статистические данные распределения газового баланса на Украине:

1993 год: 43% - централизованные теплопоставки, 22% - промышленность, 14% - бытовое потребление, 7% - производство электроэнергии, 7% - собственное потребление и потери, 6% - транспорт, 1% - коммерческие и общественные услуги;

2004 год: 31% - централизованные теплопоставки, 26% - промышленность, 20% - бытовое потребление, 8% - производство электроэнергии, 6% - собственное потребление и потери, 8% - транспорт, 1% - коммерческие и общественные услуги

Официальные данные о размерах и структуре потребления газа на Украине за 2006 год пока не обнародованы.

2. Принципы организации внутреннего газового рынка

Начиная с 2006 года, действует следующая схема обеспечения Украины импортным газом - смесь российского и серднеазиатского газа (официальные данные о пропорции отсутствуют) эксклюзивно поставляет в страну зарегистрированная в Швейцарии компания RosUkrEnergo А.G.. Далее газ (как импортируемый, так и своей добычи) через НАК "Нафтогаз Украины" и его дочерние компании "Газ-тепло", "Газ Украины" и "Укргаз-энерго" поступает к трейдерам, региональным распределяющим компаниям (облгазы), промышленным предприятиям и населению.

Ключевую роль на украинском газовом рынке играет в настоящее время созданная в феврале 2006 года на паритетных началах совместная структура "Нафтогаза Украины" и RosUkrEnergo А.G. - "Укргаз-энерго". Изначально это предприятие получило лицензию на поставки потребителям газа по нерегулированным ценам в ограниченном объеме - 5 млрд кубов в год. Однако это решение Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины (НКРЭ) было оспорено в суде. На данный момент большинство украинских потребителей, включая промышленные предприятия и ТЭЦ, имеют прямые контракты на закупку газа у компании "Укргаз-энерго". Фактически это означает, что "Укргаз-Энерго" является монополистом, способным по своему усмотрению регулировать рынок промышленности Украины через поставки (либо непоставки) тому или иному предприятию газа. Отметим, что, согласно принятому Министерством топлива и энергетики Украины решению, бытовые потребители и бюджетные учреждения используют газ собственной добычи, а промышленность получает импортный газ. На 2007 год для Украины оговорен объем поставок не меньше 55 миллиардов кубических метров газа по цене $130 за тысячу кубометров.

В середине января 2007 года произошло очередное изменение правил игры на внутреннем газовом рынке. Были приняты новые поправки к постановлению Кабинета министров Украины №1729 от 27 декабря 2001 года "Об обеспечении потребителей природным газом". До этого времени представители промышленных предприятий (главные потребители украинского рынка) для полноценного снабжения газом должны были иметь два или три договора: на поставку топлива - с "Укргаз-Энерго", на транспортировку топлива по магистральным газопроводам - с "Укртрансгаз" (дочерней компанией НАК "Нафтогаз Украины"), а если существует необходимость в транспортировке по распределительным трубопроводам - еще и с региональной газоснабжающей организацией (это фактически облгазы и горгазы). Соответственно платежи за вышеперечисленные услуги потребитель проводил непосредственно с этими структурами. В соответствии с новыми поправками в правительственное постановление, договоры на транспортировку газа с потребителями заключает поставщик, и все средства от потребителя тоже получит поставщик.

"Cозданное НАК "Нафтогаз Украины" и швейцарской "РосУкрЭнерго" ЗАО "УкрГаз-Энерго" начало подминать под себя "чужие" денежные потоки на украинском газовом рынке", - пишет украинское издание "Комментарии" (№4 (64) от 2 февраля 2007 года). "Предприятиям придется подписать новые контракты на доставку топлива с "УкрГаз-Энерго". Тем, кто будет упираться, этот де-факто монопольный поставщик импортного газа может просто не выделить лимиты без всяких объяснений, благо прецеденты уже имелись", - отмечает также издание.

В результате, по мнению "Комментариев", пострадают облгазы и государственное предприятие "Укртрансгаз": "А вот транспортирующие газ предприятия новые условия работы могут посадить на голодный паек. Ведь нет гарантии, что "УкрГаз-Энерго" будет с ними рассчитываться вовремя и полностью. Разумеется, в случае чего, на эту компанию, не имеющую за душой практически никаких активов, можно подавать в суд, добиваться блокирования счетов. Однако эти мероприятия все же не так эффективны, как отключение потребителей - рычаг влияния, которого теперь лишатся транспортные компании. Особенно болезненно это скажется на облгазах - у них доля поступлений от транспортировки газа промышленникам доходит до 70-90% от общей выручки (это преимущественно восточный регион). Несладко придется и ДК "Укртрансгаз". Его годовая выручка от транспортировки около 30 млрд кубометров газа украинским промпредприятиям должна составить в этом году примерно 2,5 млрд гривен, или $500 млн. Этих денег он может не получить. Ведь ежегодно компания будет покупать до 7 млрд кубометров технологического газа у "Укргаз-Энерго". При цене $95 за 1 тыс. кубометров (если украинцам удастся уговорить на нее россиян) этот ресурс будет стоить более $650 млн. Таким образом, "Укргаз-Энерго", контролируя денежный поток "Укртрансгаза", может просто организовать проведение взаимозачетов: мы вам не платим за транспортировку, а вы нам - за технологический газ. Остальную часть долга перед "Укргаз-Энерго" "Укртрансгаз", вероятно, будет погашать из средств, которые россияне платят ему за транзит газа в Европу. Хотя неизвестно, какая доля этой суммы перепадает ему от "Нафтогаза" и будет ли оператор магистральных газопроводов в итоге располагать достаточными средствами для поддержания и развития газотранспортной системы".

Аналогичное мнение в своём анализе последствий принятия этого закона выражает и украинский ежеденельник "Зеркало недели". В частности, №3 от 27 января издание пишет "Поскольку средства от потребителя тоже получит поставщик, а поставщик у нас практически единственный - "Укргаз-Энерго", стоит отметить негативный эффект данной кампании, которая в дальнейшем может привести к снижению или потере безопасности эксплуатации газопроводов, скажется на всех без исключения газотранспортных и газораспределительных предприятиях независимо от формы собственности, то есть в том числе и на тех, в которых государство является основным акционером. Конечно, аргументы, почему это надо делать, известны и давно и неоднократно озвучены - газотранспортные и газораспределительные предприятия оставляют у себя часть денег, неэффективно используют газопроводы; модернизация газопроводов требует серьезных капиталовложений, стране нужен единый баланс газа, конкуренции на газовом рынке нет и т.д. и т.п. А что произойдет на самом деле? Монополизация газового рынка Украины, развал газотранспортных и газораспределительных предприятий как эксплуатирующих организаций; увольнение специалистов и развал отрасли; возрастет угроза техногенных катастроф; будет утрачен контроль над ценообразованием (частично это уже произошло). Последует дальнейшее перераспределение собственности на Украине через диктат цен, замораживание собственной добычи углеводородов на Украине под предлогом ее неэффективности. Силы отрасли уже подточены многомиллионными кредитами НАК "Нафтогаза", проведением зачетов с известными в определенных кругах "откатами"".

Следует добавить, что облгазы лишаются оборотных средств еще по двум составляющим: средства по возмещению льгот и субсидий (около 10 млн. грн ежемесячно по каждому предприятию) и средства за транспортировку, предназначаемые "Теплокоммунэнерго" (около 20 млн. гривен ежемесячно), которые по новым правилам ДК " Газ Украины" не оплачивает газотранспортным предприятиям денежными средствами, а "зачитывает" за долги прошлых лет. По сути, эти деньги должны были идти на оплату производственно-технических потерь, а они идут на оплату долгов.

Украинские эксперты считают, что новый порядок работы поставщиков газа является подготовкой к массовым отключениям должников на рынке. "Значительная задолженность перед НАКом за потребленный газ усугубляет и без того не блестящее финансовое состояние компании,- считает член комитета по ТЭК Верховной рады Виктор Тополов.- Принятие постановления - это попытка 'Нафтогаза' вплотную заняться должниками и своего рода законодательная подготовка к масштабной войне по возвращению долгов".

Издание "Эксперт-Украина" (N 41, 23.10.06) отмечает, что прямая продажа топлива компанией "Укргаз-Энерго" промышленным потребителям - основной путь покрытия убытков, связанных с высокими ценами туркменского газа: "В сентябре этого года туркменский газ подорожал до 100 долларов. Однако для Украины цена на четвертый квартал осталась прежней - 95 долларов, что позволило правительству Януковича избежать острой критики со стороны избирателей. Очевидно, что, покупая газ в Туркменистане по 100 долларов за тысячу кубов и продавая его в Украине на пять долларов дешевле, RosUkrEnergo работает себе в убыток. По некоторым данным, в 2006-м году убытки компании от продажи газа Украине могут достичь 400 млн долларов. Покрывать эти затраты RUE будет за счет продажи топлива промышленным потребителям через свою дочернюю структуру "Укргазэнерго"..."

Вместе с тем, специалисты в области ТЭК отмечают, что складывающаяся на Украине системы оплаты газа потребителями означает фактическую монополизацию газового рынка. По мнению известного российского независимого эксперта по ТЭК Ильи Заславского, монополизация сама по себе не означает непрозрачности и не всегда создает условия для бесконтрольного ценообразования: существуют в газовой отрасли крупные монополисты с прозрачными денежными потоками и невысоким уровнем цен. Однако, как отмечает Заславский, это возможно лишь при условии жесткого контроля со стороны государства. Как будет отмечено ниже, украинские наблюдатели практически единодушно отрицают существование в стране такого контроля за газовой сферой.

3. Ситуация с газом собственной добычи

Ещё одной важной новацией рынка газа Украины, введенный теми же поправками правительства, стал тот факт, что "Нафтогаз" теперь является единственной компанией, которая распределяет весь природный газ украинской добычи. "Все субъекты хозяйствования, доля государства в уставном фонде которых прямо или опосредованно превышает 50%, должны реализовывать добываемый на Украине природный газ непосредственно НАК "Нафтогаз Украины", - говорится в постановлении правительства (№31 от 16 января), текст которого размещен на сайте правительства Украины. "Нафтогаз Украины" является уполномоченным субъектом по формированию и распоряжению ресурсами природного газа, который используется для удовлетворения нужд населения. Компании "Укргазвыдобування", ОАО "Укрнафта", НАК "Надра Украины" и их дочерние структуры, согласно постановлению, должны реализовывать исключительно "Нафтогазу Украины" весь добытый на Украине природный газ, за исключением объемов, используемых на производственно-технологические нужды и производство сжиженного газа. "Укрнафта" и другие компании с госдолей в уставном фонде более 50% также должны реализовывать непосредственно "Нафтогазу Украины" весь газ, полученный ими по договорам о совместной добыче газа в Украине. Субъекты хозяйствования независимо от формы собственности также должны реализовывать непосредственно "Нафтогазу Украины" весь газ, полученный ими в результате совместной деятельности по его добыче на территории Украины с предприятиями, доля государства в уставном фонде которых превышает 50%."

Правительство установило, что "Укрнафта", "Надра Украины" и их дочерние структуры должны реализовывать "Нафтогазу Украины" добытый ими природный газ по цене, которая рассчитывается как разница между устанавливаемым Национальной комиссией регулирования электроэнергетики предельным уровнем оптовой цены на газ, используемый для нужд населения, и суммой тарифов на транспортировку и поставку газа с учетом 2%-ной целевой надбавки.

Сразу после обнародования этого постановления пресс-центр "Нафтогаза Украины" предоставил средствам массовой информации своё видение позитивов от этого шага: "Фактически разрушаются теневые схемы, по которым украинские добытчики с государственной долей ("Укрнафта", "Надра Украины" и др.) могли реализовывать ресурс газа близким структурам с последующей перепродажей по более выгодным схемам промышленным потребителям. Вместе с тем, увеличивается прозрачность рынка, растут налоговые отчисления в госбюджет. Между поставщиком газа и потребителем устанавливаются прямые отношения, повышается ответственность обеих сторон, при этом уменьшаются возможности применения различных теневых и бартерных схем. Постановление также будет способствовать повышению дисциплины расчетов за газ со стороны потребителей и газораспределительных предприятий", - говорится в сообщении "Нафтогаз Украины".

Некоторые СМИ Украины, однако, указали на другие аспекты новых правил. "Полностью государственные "Укргаздобыча" и АО "Черноморнафтогаз" до этого и так продавали "Нафтогазу" все свои объемы газа - в минувшем году они составили соответственно 15 млрд и 1,3 млрд кубометров (80% общегосударственной добычи), которые традиционно реализуются населению. А вот "Укрнафта" и "Надра Украины" ухитрялись обходить закон о госбюджете, предписывающий компаниям, где более 50% акций подконтрольны государству, продавать газ собственной добычи населению. Непослушная "Укрнафта" не давала покоя "Нафтогазу" давно. С того момента, как бизнесмен Игорь Коломойский (структуры его группы "Приват" владеют 42% акций "Укрнафты") ввел в компании лояльный менеджмент, она принялась поставлять газ трейдерам, связанным с "Приватом". Из-под носа "Нафтогаза" уходило до 2,5 млрд м3 газа в год, в результате чего эти родственные компании постоянно конфликтовали", - пишет украинское издание "Комментарии" (№4 (64) от 2 февраля 2007 года).

Также в материале описывается судебные тяжбы "Нафтогаза" с "Укрнафтой": "Столичный хозсуд в мае 2006 года принял сторону "Укрнафты", утверждающей, что она хоть и обязана продавать газ населению, но цену и объемы продаж может определять самостоятельно. Месяц спустя правильность такого решения подтвердил апелляционный суд, а через несколько месяцев - и Высший хозяйственный суд. В декабре 2006 года окончательную точку в этом деле поставил Верховный Суд, отклонив претензии "Нафтогаза"", но "Нафтогаз" негласно подключил силовые органы. В конце 2006 года Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту нанесения "Укрнафтой" ущерба Украине на сумму более 3 млрд грн путем отказа от продажи газа населению Украины в 2004-2006 годах по установленным ценам".

4. Попытки захватов газовых сетей

Самым крупным скандалом в газовой отрасли Украины в конце 2006 года стало дело 6-ти западноукраинских облгазов. Первая информация о попытках купить эти предприятия появилась ещё в середине августа 2006 года. Газета "Дело" от 15 августа со ссылкой на собственные источники заявила, что "Райффайзен Инвестмент" - структура, дружественная Дмитрию Фирташу, имеющему отношение к РосУкрЭнерго - уже приступила к переговорам с двумя крупными собственниками облгазов о возможной продаже. Переговоры ведутся с компаниями "Континиум" Игоря Еремеева (контролирует "Львовгаз", "Волыньгаз", "Ривнегаз" и "Черновцыгаз") и "Газтек" (контролирует "Житомиргаз", "Николаевгаз", "Хмельницкгаз" и "Тисменницагаз").

Свою позицию по этому вопросу высказал тогда же министр топлива и энергетики Юрий Бойко. "Получение доли в предприятиях по газоснабжению и газификации гор- и облгазов является следующим этапом работы "Укргаз-Энерго". Поставщик газа должен участвовать в работе сбытовых сетей на внутреннем рынке. Это не касается магистральных сетей, это касается розничной сети облгазов", - отметил Бойко. По его словам, "скупка облгазов - это вполне европейский путь. Компания, которая приходит на рынок страны, проникается его проблемами и более адекватно реагирует на нужды потребителей. Все мировые тенденции, которые могут негативно сказаться на внутреннем рынке, фильтрует через свою финансовую систему, чтобы обеспечить стабильность внутреннего рынка".

Продолжение этой истории последовало уже в декабре 2006 года. Так, 8 декабря "Нафтогаз Украины" заявил, что отказывает в продолжении соглашений на эксплуатацию распределительных газовых сетей предприятиям по газоснабжению и газификации - облгазам: "Закарпатгаз", "Львовгаз", "Ивано-Франковскгаз", "Черновцыгаз", "Черниговгаз" и "Волыньгаз". Как отметили в пресс-службе, решение НАК "Нефтегаз Украины" предопределено многочисленными обнаруженными нарушениями, которые содержат состав преступления, в действиях должностных лиц перечисленных облгазов, и невыполнением этими ОАО взятых на себя обязательств. Компания прибегла к такому шагу ввиду возбуждения в 24.11.2006 г. прокуратурой Закарпатской области уголовного дела по признаками преступления, предусмотренного ст.191 ч.5 УК Украины. Данное уголовное дело возбуждено по факту присвоения должностными лицами ОАО "Закарпатгаз" государственного имущества, которое было осуществлено в сговоре с должностными лицами ОАО "Львовгаз", ОАО "Ивано-Франковскгаз", ОАО "Черновцыгаз" и ОАО "Волыньгаз". На основании поручения экс-председателя правления НАК "Нефтегаз Украины" Алексея Ивченко ДК "Укртрансгаз" заключила с ОАО "Закарпатгаз", ОАО "Львовгаз", ОАО "Ивано-Франковскгаз", ОАО "Черновцыгаз", и ОАО "Волыньгаз" договоры-поручения на строительство распределительных газопроводов и профинансировала их строительство на сумму около 300 млн. гривен. Осуществив незаконные махинации со строительством распределительных газопроводов в Виноградовском, Береговском, Воловецком, Мукачевском, Свалявском, Межгорном, Ужгородском и Хустском районах, должностные лица упомянутых облгазов присвоили 70 млн. грн. государственных средств, заявил "Нафтогаз Украины".

В свою очередь, на пресс-конференции во Львове 11 декабря председатель правления ОАО "Львовгаз" Василий Марчук выразил мнение, что к "захватам" украинских облгазов имеют отношение руководители НАК "Нефтегаз Украины", кроме того, за этим стоит "РосУкрЭнерго". "Украинские акционеры отказались продать свою часть акций (думаю, речь шла о 40% акций) этой компании. Согласно моим предположениям, все, что делается с облгазами, происходит для того, чтобы передать распределительные газовые сети российскому бизнесу", - заявил Василий Марчук на пресс-конференции. Говоря об уголовном деле, возбужденном 24 ноября этого года по факту присвоения должностными лицами ОАО "Закарпатгаз" государственного имущества, он выразил мнение, что "эта информация имеет дезинформационный характер. Если бы дело было возбуждено, то у нас бы уже проводились оперативно-следственные действия. Здесь стоит вопрос энергетической безопасности страны с политическим акцентом. Это угрожает также техногенной безопасности Украины. Если во Львовской области произойдет авария на сетях, мы не будем даже иметь права вмешиваться и проводить ремонтные работы".

В этот же день облгазы обратились с открытым письмом к президенту Украины Виктору Ющенко с просьбой вмешаться в ситуацию с преследованиями отмеченных компаний правоохранительными и контролирующими органами и рассмотреть данный вопрос на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины. Также в декабре 2006 года работники вышеуказанных предприятий провели двухдневное пикетирование Кабинета Министров, Министерства топлива и энергетики, Генеральной прокуратуры Украины и НАК "Нафтогаз Украины", а также пикетирование областных государственных администраций с требованием вмешаться в сложившуюся ситуацию, которая может привести к техногенным катастрофам в регионах. В распространяемых заявлениях представители этих облгазов отмечали, что НАК "Нафтогаз Украины" пытается обанкротить предприятия, а НКРЭ - лишить облгазы лицензий. Несмотря на такие громкие выступления, с начала 2007 года положение вещей не изменилось, а заинтересованные стороны перестали комментировать ситуацию с облгазами, что может свидетельствовать о наличии кулуарных переговоров. В начале февраля на пресс-конференции председатель наблюдательного совета "Закарпатгаз" Любомир Шершун сделал заявление, что ОАО "Закарпатгаз", "Волыньгаз", "Львовгаз", "Черновцыгаз", "Ивано-Франковскгаз" и "Черниговгаз" инициируют создание Всеукраинской ассоциации предприятий по газоснабжению и газификации. По словам Шершуна, целью создания этой ассоциации является объединение интересов предприятий по газоснабжению и газификации для противодействия незаконным и коррупционным действиям отдельных представителей власти в топливно-энергетическом комплексе, вредящим национальным интересам государства и украинским потребителям.

Попытки захвата облгазов, по признанию украинских экономистов, могут принести "захватчикам" немалые дивиденды в среднесрочной перспективе. Как отмечает в интервью УНИАН аналитик Concorde Capital Александр Паращий, стоящие сегодня перед облгазами внутренние экономические проблемы могут быть решены на протяжении ближайших двух-трех лет, и "те, кто готов инвестировать на несколько лет, может сегодня начинать инвестировать в облгазы".

По мнению же российского эксперта Илья Заславского, за действиями "Нафтогаза", скорее всего, стоит следующий расчет: после максимальной консолидации сетей продать их крупному зарубежному инвестору.

5. Ситуация с ценами на газ для потребителей

Даже несведущему в вопросах пиара человеку понятно, что вопрос цены на газ является своего рода "золотым ключиком" политических перспектив. Повышение тарифов для населения нанесло катастрофический удар по "оранжевым". Недавние социологические опросы показывают, что после высказанного правительством (и подкрепленного на деле) обещания снизить цену на потребительский газ, уровень доверия населения к президенту снизился до 38% против 41% в январе 2006 года, в то же время у премьер-министра повысился до 49% (37% - в январе 2006 года). Такие данные показал центр "Социальный мониторинг". Премьер стал "единственным должностным лицом, у которого в сентябре был позитивный баланс доверия", говорят социологи.

До 1 января 2006 граждане страны платили в среднем от 31,5 до 44,4 коп. за кубометр газа, начиная с 2006 года продолжается рост цен вплоть до приравнивания квартир некоторых любителей энергосберегающих технологий к теплоснабжающим предприятиям. 1 мая 2006 года произошёл первый этап повышения цен для тех украинцев, у которых были счетчики, заставили платить за газ новую цену: 22 коп. вместо 17,7 за кубический метр. Уже 1 июля цена газа для населения со счетчиками снова выросла - до 40,7 коп. с 22 коп. за кубометр. После начала работы нового правительства под руководством Виктора Януковича Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины (НКРЭ) было рекомендовано снизить тарифы на газ для населения до 33,9 коп. за кубометр, однако в этом вопросе произошёл тот редкий случай, когда НКРЭ приняла противоположное решение, установив следующие тарифы: при наличии счетчика - на уровне 40,7 коп. за кубометр газа, при его отсутствии - 44,4 коп. за кубометр. Вместе с тем, абоненты, не использующие газ для отопления, с 1 ноября должны были платить за него меньше тех, у кого были дома печки: 31,5 коп. за кубометр газа при наличии газового счетчика, и 34,5 коп. за кубометр - без газового счетчика.

19 декабря 2006 года Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины утвердила постановление "О розничных ценах на природный газ, используемый для потребностей населения" - очередное повышение цен произошло без общественного резонанса и без широкого обсуждения. С 1 января 2007 года осуществляется переход на дифференцированную плату за газ: при условии, что объем потребления природного газа не превышает 2500 кубических метров в год и при наличии газовых счетчиков - 31,5 коп. за кубический метр, при их отсутствии - 34,5 коп. (ранее, во время работы правительства Юрия Еханурова, границей для малообеспеченных слоёв населения был показатель 4200 кубометров). Остальные слои населения за объем потребления природного газа, который укладывается в интервал больше 2500 кубометров - 6000 кубометров в год, платят 47,8 коп. за кубометр газа при наличии газовых счетчиков (было - 40,7 коп.), а при их отсутствии - 52,6 коп. (было - 44,4 коп.) Если же, цитируем НКРЭ, "природный газ используется комплексно, в том числе на отопление, в отдельных квартирах, отсоединенных от централизованной системы теплоснабжения в многоквартирных домах, граждане будут платить соответственно - при наличии газовых счетчиков 68,6 коп. за один кубометр, а при их отсутствии - 75,4 коп. за кубометр". Фактически таким образом идёт борьба против владельцев автономного отопления, вынужденных платить за газ по цене теплоснабжающих предприятий, которые до 1 января 2007 года получали газ именно по 686 грн. за 1000 кубометров. По оперативным данным, с начала 2007 года население Украины потребило газа на сумму 936.791.569,84 грн. (примерно $190 млн.), выплатив при этом 302.728.051,31 грн. (примерно $60 млн.) Средний процент оплаты по стране составляет 32,3%, с учётом погашения долга предыдущих лет - 65,6%.

Схема дифференциации цен на газ для населения не встретила полного понимания среди политикума и экономистов Украины. Так, экс-министр финансов Украины Виктор Пинзеник считает, что дифференциация цен на газ для населения - не что иное, как их повышение. Как сообщила 30 ноября 2006 года пресс-служба партии, он отметил: "Заявленное установление цен на газ в зависимости от объемов потребления означает очередное повышение цен нынешним правительством для значительной части населения Украины". Виктор Пинзеник подверг критике такой подход к формированию цен на газ для населения, указав на то, что "попытки правительства поднять цены в зависимости от объемов потребления не учитывают реального материального состояния плательщиков. В частности, в случае, если две семьи живут отдельно в двухкомнатных квартирах, они будут платить по 339 грн. за тысячу кубометров. Тем не менее, если те же семьи живут вместе в четырехкомнатной квартире или доме, то им придется платить вдвое больше. Кроме того, непонятно, каким образом будет осуществляться учет объемов потребленного газа, который дает основания говорить о возможных злоупотреблениях в этой части", - заявил экс-министр финансов.

Начиная с осени 2006 года самым последовательным и серьёзным борцом против повышения тарифов на газ для населения является блок Юлии Тимошенко в лице своего лидера. Так, 21 сентября телеканалы и печатные СМИ Украины распространили обращение Тимошенко к украинцам, в котором она анализирует газовое ценообразование при правительстве Виктора Януковича и публично утверждает, что себестоимость добычи одного кубометра украинского газа, который, собственно, и идёт для нужд населения, составляет всего 11,4 копейки: "Цена на газ была повышена правительством Юрия Еханурова. Правительство Виктора Януковича сегодня имеет все возможности отменить необоснованно завышенный тариф на газ для населения, однако сознательно этого не делает. Тем самым новое правительство фактически признает, что является правопреемником коррупционных и теневых схем на энергетическом рынке Украины. Средства, которые население платит за потребленный газ, в своей большей части идут не на развитие собственной системы добычи и транспортировки газа, а в уплату непомерных обязательств перед компанией "РосУкрЭнерго". Таким образом, деньги от населения за газ идут на обслуживание аппетитов теневой коррупционной системы "РосУкрЭнерго", которая утвердилась на газовом рынке Украины. Себестоимость добычи одного кубометра украинского газа составляет 11,4 копейки. Этот газ реализуется сегодня для населения Украины по цене 44,4 копейки за кубометр, т.е. почти в 4 раза выше себестоимости. Это - грабеж. Во время моей работы на должности премьер-министра газ для населения в среднем стоил 17 копеек за кубометр. Сегодня должна быть такая же цена", - заявила Тимошенко. Также она констатировала, что "нынешнее правительство во главе с Януковичем сохранило теневые схемы газоснабжения в неприкосновенности. Один из идеологов и основателей "РосУкрЭнерго", экс-руководитель НАК "Нафтогаз Украины" Ю. Бойко, которого я уволила за злоупотребления с должности, когда была премьер-министром, сегодня назначен министром топлива и энергетики. Фактически сегодня в Кабинете министров создана государственная "крыша" для покрытия теневых методов работы "РосУкрЭнерго".

Блок Тимошенко использует аргумент понижения цены на газ, а вместе с тем и понижения цены на услуги ЖКХ на Украине для укрепления своих политических позиций. Эта тема на сегодня стала одним из инструментов острой политической борьбы на Украине между правящей коалицией и оппозицией, что ещё раз подчёркивает правильность тезиса о чрезвычайной политизированности газовой отрасли.

Довольно интересные данные о формировании цены на газ для населения Украины предоставила в начале октября 2006 года временная следственная комиссия украинского парламента по вопросам проверки ситуации с обеспечением природным газом украинских потребителей. Из выступления главы комиссии Андрея Деркача следует, что цену на газ украинского производства, отпускаемый населению и предприятиям ЖКХ, можно снизить на 30%: "Средневзвешенная цена на газ украинского производства может быть снижена на 30%, учитывая, что производственная себестоимость природного газа составляет по ДК "Укргазодобыча" 94 гривни, ОАО "Укранафта" - 175 гривень, ГАО "Черноморнефтегаз" - 120 гривень за тысячу кубических метров (речь идет о дочеркних предприятиях НАК "Нафтогаз Украины").

Следственная комиссия выявила факты, интересные не только для потребителей, желающих знать, сколько же они сегодня переплачивают за газ и, соответственно, за коммунальные услуги, но и для правоохранительных органов. Даже предварительный анализ показал, что ситуация с обеспечением энергоносителями, в частности природным газом потребителей Украины, имеет признаки нарушений и неисполнения действующего законодательства. Финансовое состояние НАК "Нафтогаз Украины" существенно ухудшилось за счет сокращения в 2005 году реэкспорта природного газа, резкого падения дисциплины платежей, порочной практики покрывать дефицит оборотных средств внешними займами, значительного роста непроизводственных и управленческих расходов и тому подобное. Кризисная ситуация на газовом рынке Украины - следствие ослабления контроля органами государственной власти деятельности НАК "Нефтегаз Украины". В 2005-2006 годах правоохранительные органы выявили целый ряд нарушений законодательства и действий с признаками уголовных преступлений со стороны должностных лиц "Нефтегаза" и его дочерних предприятий ", - заявил депутатам Андрей Деркач.

По мнению Ильи Заславского, при новой схеме организации украинской газовой отрасли, поставщик газа вряд ли будет слишком сильно увеличивать цены для частных потребителей, однако наверняка попытается "отыграться" на промышленных предприятиях.

6. Состояние сетей

Ситуация с техническим состоянием газовых сетей - наименее ясная, поскольку информация об этом со ссылкой на компетентные источники публикуется крайне редко. Известно, что с целью обеспечения большей эффективности работы распределительных газопроводов компания "Газ Украины" была разработана "Программа обследования и мониторинга технического состояния газораспределительных сетей на 2003-2007 гг.", которой предусмотрены обследования 200 тыс. км (то есть 80%) газовых сетей. Ее успешная реализация предусматривала приобретение современного оборудования и приборов контроля и диагностики технического состояния газораспределительных сетей на общую сумму 60 млн. грн. ($12 млн.), а в дальнейшем - составление планов капитального ремонта газопроводов и объектов газового хозяйства. По результатам проведенного обследования, к началу реализации программы на Украине исчерпали срок амортизации 12 тыс. км газораспределительных сетей, около 500 км газопроводов требовали капитального ремонта, а 55 км - замены. Наиболее остро эта проблема стояла во Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой и Одесской областях, где газораспределительные сети построены и эксплуатируются свыше 50 лет. Чёткой информации об осуществлении программы компания "Газ Украины" не предоставляет.

В долгосторочной перспективе Украина может быть влиятельным транзитёром как российских, так и каспийских нефтегазопродуктов только в случае основательной модернизации своих трубопроводов. Большая часть газотранспортных активов на Украине нуждается в модернизации или замене. Например, около 29 % газопроводов и газокомпрессорных блоков уже исчерпали свой срок службы, а больше половины трубопроводов эксплуатируются на протяжении 10-30 лет. Кроме того, стоит отметить, что газотранспортная система на Украине чрезвычайно неэффективна - так, турбокомпрессоры на насосных станциях очень старые и, в отличие от своих западноевропейских аналогов, имеют КПД около 25 %.

По мнению ряда украинских политиков, именно неудовлетворительное состояние сетей затрудняет многие шаги Украины в "газовых" отношениях с партнерами. Выступая в прямом эфире радио "Эра-FM" в начале февраля 2007 года, глава подкомитета по вопросам ядерной политики и ядерной безопасности парламентского комитета по вопросам ТЭК Владимир Бронников рассказал, что перед правящей коалицией стоит задача убедить российских и европейских партнеров, что Украина - "надежный транзитер". "Задача непростая, и не только потому, что у нас любят цирк. У нас много других проблем, наша газотранспортная система на свои собственные нужды потребляет на 30% больше газа, чем газотранспортные системы за пределами Украины. В той же Польше уже прошла модернизация перекачивающих станций. Мы со старыми станциями 30% газа просто выкидываем, сжигаем его, создаем парниковый эффект и прочее вместо того, чтобы его эффективно продать и на этом заработать. Это же так просто", - отметил депутат ("Версии" 09.02.07).

7. Перспективы банкротства "Нафтогаза"

В 2006 году украинское экспертное сообщество и СМИ неоднократно говорили о возможности скорого банкротства "Нафтогаза". Интернет-издание finance.ua в июне 2006 года указывало следующие причины таких ожиданий:

"В течение 2004-2005 гг. "Нафтогаз" взял кредитов на общую сумму свыше 20 млрд. гривен., из них долгосрочных - около 9,4 млрд. В частности, у Deutsche Bank AG заняли $600 млн., у Standard Bank PLC - $200 млн., Standard Bank London Limited - $500 млн. Натурально, проценты по кредитам составили 320 млн. грн. Специалисты Службы безопасности Украины констатировали: "Нефтегаз" зависел от долгосрочных обязательств на 53% в 2004 г., в 2005-м - на более чем 97%. Приговор силовиков был суров: НАК не способен исполнять свои обязательства за счет собственных активов и сильно зависит от внешних кредиторов... Причины этой "кредитно-долговой эпопеи" "Нафтогаза" требуют отдельного подробного анализа, пока же отметим главные из них: "казенный" статус компании, дающий возможность для злоупотреблений близких к руководству НАКа коммерческих структур: кадровая чехарда топ-менеджмента компании, имевшая негативное воздействие на стратегию развития компании, вызывала сообразную реакцию зарубежных партнеров и являлась главным источником переговорного непрофессионализма; руководство "Нафтогаза" и ТЭК скрывало истинное положение дел от высших органов власти Украины, способных, к слову, на тот момент внести коррективы в новые схемы поставок газа; сам факт создания СП "УкргазЭнерго" ускорил банкротство "Нафтегаза", причем уже в январе это было очевидно - ведь НАК "подарил" одну главную доходную функций СП, оставив себе лишь газоснабжение "социалки", которая, не в состоянии принести денег компании; кадровая текучка и низкий профессионализм "в пакете" с нечистоплотностью стали причинами неразберихи, граничащей со злоупотреблением, царящей в финансах компании и следствием скандального неутверждения финплана НАК Минфином Украины".

О перспективах банкротства летом 2006 года говорил и тогдашний министр финансов Виктор Пинзеник. По его словам, из-за неэффективного менеджмента компании удалось нажить около 9 млрд. гривен убытков. Хотя ее операционная деятельность, по мнению главы Минфина, является прибыльной: доходы превышают расходы на 1,6 млрд. гривен.

2 марта 2007 года министр топлива и энергетики Юрий Бойко сделал заявление о том, что информация об угрозе банкротства предприятия НАК "Нафтогаз Украины" не имеет под собой никаких экономических оснований. "Разговоры о банкротстве компании перешли с экономической в политическую плоскость", - заявил глава топливного-энергетического ведомства на представлении коллективу "Нафтогаза" нового председателя правления компании - Евгения Бакулина. Говоря о позитивных результатах, достигнутых предыдущим руководителем компании Владимиром Шелудченко, министр топлива и энергетики отметил, что экс-главе "Нафтогаза" удалось стабилизировать ситуацию в компании и успешно провести отопительный сезон, так что "население не почувствовало каких-либо перебоев со снабжением газа". Юрий Бойко призвал нового руководителя продолжить курс на финансовое оздоровление компании, начатый его предшественником. Ранее, 21 февраля, правительство Украины уволило с должности председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Владимира Шелудченко, который возглавлял компанию с 14 августа 2006 года.

По мнению Валерия Язева, депутата Госдумы, президента газового союза РФ, проблема с "Нафтогазом" носит комплексный характер: "Проблема в двух вещах: в эффективности администрирования или, скажем, в дисциплине платежей. Это принципиально. Второй вопрос - это цена. Достаточна ли цена за транспортировку на содержание трубопроводной системы. И третье: собранные деньги в целевую используются или не в целевую? Это уже вопрос идеологии, стратегии построения газового бизнеса. Вообще говоря, в газовом бизнесе транспортная составляющая чрезвычайно высока из-за амортизации трубопроводной системы. Если 100% активов в Газпроме разделить, примерно 20 - это добыча, 80 - транспорт. Содержание трубопроводной системы - это колоссальные деньги. Если собранные деньги будут расходоваться целевым образом, это не влияет на надежность системы. Если нет, то влияет, причем катастрофически может повлиять."

8. Коррупция в газовой отрасли

Непрозрачность и криминализованность украинского газового рынка отмечается многими крупными экспертами по ТЭК.

"Газовая система на Украине, как и ее экономика в целом, непрозрачна и скроена из коррупционных схем, - считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Украина - такая страна, где все туманно. Там все всегда было сложно - и когда ТЭКом рулила Тимошенко, и сейчас. Остается непрозрачным ценообразование, распределение газа потребителям, распределение его по промышленным потребителям". По мнению эксперта, нельзя сказать, что система распределения на Украине импортированного газа защищена от неконтролируемого использования. "Все трубы - и магистральные, и газораспределительные - ни от чего не защищены. Если есть политическая воля - будут воровать. В последнее время Россия поддавила - воровать стали меньше. Стоит отвернуться - все вернется на круги своя", - отмечает Симонов.

"Состояние украинской газовой системы, ее прозрачность и контролируемость лучше всего характеризуют случаи несанкционированного отбора газа из хранилищ, ставшие уже притчей во языцах. Вопрос, когда будут направлены инвестиции и когда будет наведен порядок, сейчас очень важен не только для Украины, но и для России и Европы", - говорит научный сотрудник Института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова.

Тема коррупции в газовой отрасли Украины стала активно звучать в украинских СМИ в 2006 году. Со стороны Верховной Рады, претензии к "Нафтогазу" наиболее открыто сформулировал член Временной следственной парламентской комиссии по вопросам проверки ситуации с обеспечением природным газом украинских потребителей Владимир Сивкович ("Украина Криминальная", 04.10.2006), заявивший, что с момента зарождения НАК "Нафтогаз" его руководством использовались теневые схемы. "Я имею в виду большинство крупных схем, а не мелких, связанных с обыкновенным воровством, которое выявлено, и по этим фактам уже возбуждены уголовные дела, - отметил депутат. - Я имею в виду большие схемы, связанные с банковскими депозитными долговременными сертификатами, закупками материально-технической продукции на миллиарды гривен по завышенным ценам. То есть там, где сумма приближается к миллиарду, это, по-моему, хорошо разработанная схема. Не заметить ее существования внутри самой компании "Нафтогаз Украины" просто невозможно. Ее можно только возглавить, и кто-то это делает". По мнению Сивковича, в 2005-2006 гг. государство утратило контроль над топливно-энергетической системой, при этом "Нафтогаз" "кто-то прикрывал сверху": ""Нафтогаз" "зарабатывал" деньги, но как только у них возникали проблемы - например, с СБУ, милицией, прокуратурой, то их однозначно кто-то "крышевал", причем на самом высоком уровне".

Один из наиболее активных политиков, входящих в Компартию Украины, депутат Верховной Рады Александр Голуб в октябре 2006 года заявлял: "Происходившее в "Нафтогазе Украины" иначе как беспределом назвать невозможно. Окружение Ющенко сделало все для того, чтобы вывести процессы, происходившие в "Нафтогазе", из-под контроля государственных и правоохранительных органов. Благодаря запутанной структуре "Нафтогаза" и утрате контроля за ее деятельностью только за последние полтора года было украдено или переведено "в тень" более миллиарда долларов. Об этом комиссия уже сегодня может с уверенностью заявить. Выяснилось, что бремя по обеспечению своей достаточно роскошной жизни "любі друзі" из "Нафтогаза" решили переложить на плечи налогоплательщиков".

Издание "Зеркало недели" (N 5, февраль 2007) определяет круг лиц, формирующих газовую политику Украины, следующим образом: "Руководитель секретариата премьер-министра Сергей Левочкин, министр ТЭК Юрий Бойко, акционер "РосУкрЭнерго" Дмитрий Фирташ и, разумеется, глава "Укргаз-Энерго" - совместного предприятия НАК "Нафтогаз Україна" и "РосУкрЭнерго" - Игорь Воронин. Все четверо украинских переговорщиков напрямую связаны либо с историей создания, либо с функционированием компании "РосУкрЭнерго", созданной к взаимному удовлетворению по распоряжению Леонида Кучмы и Владимира Путина летом 2004 г., а теперь являющейся монопольным поставщиком импортного газа в Украину и на экспорт в третьи страны, а также, почти монопольным распорядителем доставляемого газа на украинском рынке. На сегодняшний день премьер Украины Виктор Янукович является стопроцентным заложником информационных потоков, генерируемых этой "четверкой"."

В тени этих персонажей оказываются два заместителя главы "Нафтогаза" - Владимир Якубенко и Вадим Украинский. Наиболее подробный материал об их биографиях публикует интернет-издание "Общественные коммуникации" (18 августа 2006 года):

"О том, как эта парочка попала в "нефтянку", ходят предания. В недоброй памяти первой половине 90-х годов эти два молодых предпринимателя взяли на себя почетную миссию обеспечить работой нефтяников Прикарпатья. Миссия сводилась к тому, что, имея некоторые связи в этой сфере, Якубенко и Украинский договаривались с нефтяными баронами российской Сибири и украинской Полтавщины о поставке в те края "мяса", то есть нефтедобытчиков из Ивано-Франковской и Львовской областей, которые в те славные времена сидели без работы. Собрать бродяг-работяг было, разумеется, нетрудно, и за такую услугу будущие первые лица "Нефтегаза Украины" получали от работяг комиссионные. Говорят, что комиссионные были столь высоки, что первое время нефтяники работали на своих благодетелей-сводников. Позже (при Бойко) г-н Украинский работал начальником информационно-аналитического управления НАК "Нефтегаз Украины". Да и Владимир Якубенко тоже к Донбассу отношение имеет почти прямое - он хоть и родился в Киеве, но по образованию - магистр экономики Донецкой государственной академии управления".

Даже издание "Зеркало недели", которое является ведущим на Украине в части освещения газового вопроса, Якубенко и Украинскому посвятило фактически один материал (статья "Возвращение резидента" в №38 от 7 октября 2006 года"), в котором говорится: "После анализа ряда назначений на ключевые с коммерческой точки зрения посты в ряде государственных предприятий нередко возникает стойкое ощущение дежа-вю. В свои кресла возвращаются люди, сидевшие в них до выборов 2004 года. Часто вместе с ними возвращаются и схемы, касающиеся контроля над финансовыми потоками, принятием решений и многим другим. В конце сентября постановлениями Кабмина №1254 и 1355 на посты заместителей председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" назначены Владимир Якубенко и Вадим Украинский. Первый в 2004 году занимал должность руководителя ДК "Газ Украины", а второй до марта 2005-го был заместителем председателя правления "Нафтогаза", а ранее возглавлял аналитическую службу компании. В минувшем году проверки финансово-хозяйственной деятельности подразделений НАКа, к которым оба руководителя имели отношение, выявили ряд значительных нарушений. Тогда, весной прошлого года, проводилась масштабная ревизия деятельности старой команды, и мало кто подозревал, что она же в будущем снова станет "новой"". Далее в статье достаточно подробно описывается механизм выявленных нарушений.

Собственно о взглядах на перспективы газовой отрасли господ Якубенко и Украинского сказать что-то определённое довольно тяжело, кроме одного и фактически единственного тезиса, который периодически озвучивает Владимир Якубенко для прессы - прекращение подачи газа должникам остается единственным эффективным способом улучшения платежей на Украине. Об этом он, в частности, заявил на совещании в Донецке 15 сентября 2006 года: "Работа предприятий теплокоммунэнерго Украины на протяжении текущего года оставляет желать лучшего. В частности, значительная их часть не подготовила графики погашения задолженности за потребленный природный газ, размер которой лишь за текущий год составляет около 600 млн грн. Поэтому поставщики топлива вынуждены констатировать, что единственным эффективным способом улучшения платежной дисциплины предприятий теплокоммунэнерго является ограничение поставок газа". Эту же мысль с разными данными о задолженностях он периодически произносит на совещаниях разных уровней в разных регионах Украины.

Безотносительно газового контекста Якубенко и Украинский (и опять они упоминаются только вместе) попали в поле зрения украинских СМИ в скандале с покупкой профсоюзного имущества - ЗАО "Трускавецкурорт". Покупателем выступило киевское предприятие "Полиинвестгрупп", руководит которым Павел Якубенко - отец Владимира, а среди совладельцев указанной фирмы числится и Вадим Украинский. Сначала эта фирма купила 49,8% акций "Трускавецкурорта", но после эмиссии акций и их переоценки ее уставной фонд увеличился вдвое. Таким образом "Полиинвестгрупп" сконцентрировала в своей собственности 99% акций ЗАО "Трускавецкурорт" (а это 8 санаториев с полной инфраструктурой - больницами, лечебницами). Покупка свершилась за 174 миллиона гривен ($37 млн.). Но, по мнению экспертов, эта сумма явно занижена. Скажем, глава наблюдательного совета банка "НРБ-Украина" ориентировочно оценил имущество "Трускавецкурорт" в 50 миллионов долларов ("Главред").

Также в некоторых материалах вскользь упоминается, что Павел Якубенко, отец Владимира Якубенко, во времена Щербицкого был достаточно известным на Украине деятелем и работал в Киевском обкоме компартии.

Закрытость персон нефтегазовой отрасли от СМИ хорошо иллюстрирует такой факт - господина Воронина, руководящего предприятием "Укргаз-Энерго", от деятельности которого сейчас зависят промышленные предприятия, предприятие теплокоммунэнергетики и конечные потребители Украины, не только невозможно увидеть на украинском телевидении или прочитать его интервью в прессе. Фактически на Украине мало кто себе представляет, как он выглядит - так, во время эфира на информационном 5-ом канале журналисты спрашивали Юрия Бойко, почему фотографии Воронина невозможно даже найти в сети Интернет, не говоря уже о приглашении в студию, но нынешний министр ТЭК ушёл от ответа на этот вопрос.

Однако в связи с Ворониным СМИ часто указывают на одно обстоятельство - совмещение им постов директора "Укргаз-Энерго" и заместителя председателя правления "Нафтогаза". Такое совмещение, по мнению наблюдателей, является одним из свидетельств растущей монополизации всей системы газоснабжения Украины.

9. Долговой вопрос

Сравнительный анализ состояния расчетов за природный газ, реализованный по договорам с компанией "Газ Украины" на протяжении 9 месяцев 2005 и 2006 годов, показывает, что уровень расчетов за газ, потребленный на протяжении 9 месяцев 2006 года, составляет 88,5%, что на 7,6 % меньше, чем за аналогичный период 2005 года (96,1 %). Снижение уровня расчетов в самой компании объясняют следующими причинами: условия закупки природного газа в 2006 году определены внешнеэкономическими контрактами, которые, согласно выводам Гостаможслужбы и Государственной налоговой администрации, заключены не в соответствии с международными соглашениями Украины; операции по продаже такого газа облагаются налогами на общих основаниях по ставке 20% (общая сумма дополнительных начислений с НДС составила 866,5 млн. грн.); возросли цены реализации природного газа, которое вызвало необходимость перезаключения договоров почти по всем категориям потребителей; в связи с появлением на внутреннем рынке природного газа Украины других поставщиков газа (в частности "Укргаз-Энерго") объемы реализации газа для наиболее платежеспособной категории потребителей (промышленность) по договорам с "Газ Украины" значительно уменьшились, а для наиболее проблемных категорий (население, предприятия теплокоммунэнергетики) - возросли.

На следующей диаграмме показана структура задолженности за потребленный природный газ по категориям потребителей. Наибольшими должниками за газ 9 месяцев 2006 года являются теплопоставляющие предприятия, которые имеют долг в размере 49,7 % от общей суммы долга всех категорий потребителей перед компанией "Газ Украины" (за 9 месяцев 2005 года эта сумма составляла 43,5% от общей суммы долга); промышленные потребители (в т.ч. трейдеры) имеют долг в размере 16,5 % от общей суммы долга (за 9 месяцев 2005 года эта сумма составляла 19 %).

По итогам 2006 года и января 2007 года из предприятий коммунальной теплоэнергетики наибольшую сумму долга перед ДК "Газ Украины" за потребленный природный газ имеют предприятия Днепропетровской области Украины. Уже за январь 2007 г. задолженность предприятий ТЭК Днепропетровской области составляет 100,2 млн. грн. ($20 млн.), что составляет пятую часть долга всех предприятий ТКЭ всего по Украине. Уровень расчетов за этот период равняется 56%. Долг предприятий ТКЭ Днепропетровской области за 2006 год - 221,1 млн. грн., уровень расчетов - 57%. За первые 20 дней 2007 года рост задолженности предприятий теплокоммунэнерго зафиксирована и в других регионах востока Украины: в Донецкой области - 47,9 млн. грн., Харьковской - 47,9 млн. грн., Луганской - 42 млн. грн.

Учитывая такой низкий уровень расчётов, вице-премьер по вопросу ТЭК Андрей Клюев направил в адрес Донецкой областной администрации телеграмму, в которой местной администрации предлагается с 1 февраля перевести все предприятия коммунальной теплоэнергетики страны на систему распределительных счетов. Фактически это означает, что каждый день со счетов теплоснабжающих предприятий будет принудительно сниматься определённая (согласно утвержденному в структуре себестоимости удельному весу) часть средств в пользу поставщика газа. Это первый случай на Украине, когда фискальная система такого рода будет работать в столь крупном городе, с ежедневным оборотом в сфере теплоэнергетики в размере 1,5-2 млн. гривен ($300-400 тыс.)

Данных о долгах промышленных предприятий Украины поставщик газа "Укргаз-Энерго" не обнародует. Вместе с тем, нельзя не отметить показательный случай, когда в ноябре 2006 года "Укргаз-Энерго" не выделило лимитов потребления природного газа ряду потребителей, близких, по информации украинских СМИ, к группе "Приват" бизнесмена Игоря Коломойского - ОАО "Днепразот", ОАО ДМЗ им.Петровского, ОАО "ЮГОК", ОАО "Сухая Балка", ОАО "Запорожсталь", ОАО "МГОК", ОАО "ОГОК", ОАО "ЗЗФ", ОАО "Стахановский ферросплавный завод", АОЗТ "ЗМЖК", АОЗТ "Харьковский жирокомбинат", ОАО "КЖРК". Отсутствие лимитов потребления природного газа на текущий месяц приводит к фактическому прекращению газоснабжения предприятия. В своём заявлении "Укргаз-Энерго" объяснило отказ выделять лимиты природного газа на ноябрь ряду промышленных предприятием тем, что данные компании располагают собственными запасами газа в подземных хранилищах: "Использование предприятиями и финансово-промышленными группами собственных запасов газа не только обеспечит увеличение их рентабельности, но и будет способствовать оптимизации выполнения баланса газа Украины. Учитывая это, "Укргаз-Энерго" считает исчерпанным проблему по обеспечению газом ряда промышленных предприятий". Некоторые из вышеперечисленных предприятий заявили о своём намерении отстаивать свои интересы в суде, но впоследствии эта тема не получила развития - вероятно, хозяйствующим субъектам всё же удалось договориться. Показательной является реакция вице-премьера по вопросам ТЭК Андрея Клюева, который публично заявил 7 ноября 2006 года: "Правительство в эти разборки не будет вмешиваться. Это сугубо взаимоотношения хозяйствующих субъектов, пусть сами и разбираются. В крайнем случае, через суд".

Невыдача лимитов потребления газа, по оценкам экспертов, может привести к банкротству ряда предприятий, что, в свою очередь, открывает новые возможности для рейдерства. Впрочем, возможности для перераспределения собственности очевидным образом возрастают и в результате продолжающегося нарастания задолженности во всей газовой системе. Каких-либо признанных экспертами шагов ее руководителей по изменению ситуации с долгами не зафиксировано.

  1. В настоящее время на Украине происходит монополизация газового рынка компанией "Укргаз-Энерго" как в области владения ресурсами и средствами их доставки, так и в области контроля за финансовыми потоками. Часто процесс идет при поддержке силовых органов, с применением классических рейдерских методов.
  2. НАК "Нафтогаз" и его дочерние структуры крайне слабо управляются государством, фактически ведя свою собственную экономическую политику. Премьер Янукович практически лишен рычагов влияния на газовый сектор.
  3. Поставщик газа украинским потребителям не заинтересован предпринимать каких-либо действий по улучшению ситуации с потребительской задолженностю. Рост этой задолженности создает предпосылки для передела собственности.
  4. Налицо "кумовство" в среде руководителей основных предприятий газового комплекса. Оно ведет не только к успешным попыткам вытеснить с газового рынка "чужих" игроков, но и к образованию газового "государства в государстве", способного отстаивать только свои узкие интересы. Чтобы эта ситуация изменилась, необходима радикальная смена кадровой политики по крайней мере на тех участках газового комплекса Украины, где эта политика контролируется государством.