Газета "Известия" в номере от 21 марта, ссылаясь на мнение ряда экспертов, согласно которому "реализация социальных проектов сильно "подогреет" рынок недвижимости", что, в частности, легко продемонстрировать на примере Москвы и области, пишет: "В этом году правительство планирует ускоренными темпами решать пресловутый квартирный вопрос. Разработана программа и выделены деньги для обеспечения жильем военнослужащих, льготы предоставляются молодым семьям, увеличивается количество банков, предлагающих ипотечные кредиты. Однако усилия властей могут дать неожиданный эффект - реализация программы "Доступное жилье" станет дополнительным фактором, влияющим на повышение цен на недвижимость. Например, "нашумевшая программа "Москвичам - доступное жилье", одобренная правительством Москвы 21 ноября 2006 года, дает льготы тем москвичам, которые прожили в Москве не менее 10 лет. Для них инвестор нового строительства должен будет зарезервировать до 80% площадей, при этом 30% из них будет реализовано по ценам, закрепленным в инвестконтрактах, то есть фактически по себестоимости! Но, во-первых, если для иногородних вход на первичный рынок будет ограничен, то не заставит себя ждать удорожание жилья на вторичном рынке. Ведь чем ниже предложение, тем выше спрос, а, следовательно, и цены. По оценкам специалистов, 50 млн. кв.м. и так пока не могут полностью удовлетворить спрос, составляющий приблизительно 80 млн. кв.м. жилья. А во-вторых, выполнение госзаказа совсем не означает, что застройщики будут работать себе в убыток... Возникает вполне резонный вопрос: как будет компенсирована упущенная выгода застройщиков? Не за счет ли увеличения цен на жилье для остальных категорий граждан?... Вот и получается, что когда часть возводимого жилья уйдет под социальные проекты, то спрос возрастет, а вместе с ним - и цены". "Большинство экспертов сходится во мнении, что стабильный рост в рамках 25-30% в год для жилья эконом-класса - это наиболее вероятный вариант".

В выпуске от 12-18 марта "М2 = Квадратный метр" отмечает: "Городские власти намерены экономически стимулировать интерес строителей к возведению социального жилья, заявил первый заместитель мэра Москвы, руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Для этого, по словам Ресина, следует экономически стимулировать интерес строителей к возведению именно социального жилья. "Надо сделать так, чтобы им было выгодно строить такие дома. Необходимо привести в порядок проектно-сметную документацию, сделать так, чтобы зарплата на стройках стала достойной", - пояснил В. Ресин. Он подчеркнул, что данное нововведение не означает, что элитные коммерческие здания в Москве возводиться не будут. По его словам, строительство разнообразного жилья в столице продолжится, просто недорогим типовым проектам отдадут приоритет". По данным газеты, "в 2007 году для нужд города планируется ввести 2,2 млн. кв. м. жилья". "В частности, очередникам предоставят 320 тыс. кв. м. жилых площадей, а по программе "Молодой семье - доступное жилье" выделят 370 тыс. кв. м.", - заключает "М2".

Между тем, уходит в прошлое социальное жилье предыдущей эпохи - "хрущевки". По данным "Вечерней Москвы" (номер от 19 марта), "массовый снос ветхих 5-этажек закончится в столице в 2009 году, рассчитывают городские власти". В продолжение темы "Вечерка" пишет: "Возможно, что работы останется и на 2010 год. В конце 2010 года в столице будет только одна "хрущоба", в которой разместится музей, посвященный пятиэтажным домам, массовое строительство которых шло в 1960-70-е годы, сообщил первый заместитель мэра, руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин". Продолжая тему в номере от 20 марта, газета пишет: "Предполагается, что музей появится в Капотне, но не исключено, что адрес может быть изменен. Идея сохранить малогабаритную панельку с пятиметровой кухней для потомков принадлежит нашей газете... И вот теперь власти поддержали нашу инициативу! Возможно, вскоре историей станут и 9- и 12-этажные здания. Но Ресин заявил, что "этот вопрос пока не рассматривается. Тем не менее, мы понимаем, что эти дома устарели, если не физически, то морально, и рано или поздно проблему решать придется", - сказал он. Глава стройкомплекса отметил, что по программе комплексной реконструкции кварталов судьба каждого дома решается отдельно. "В зависимости от проекта, учитывающего архитектурные и экономические аспекты развития микрорайонов, отдельные здания, в том числе и девятиэтажки, могут быть снесены, какие-то надстроены, какие-то реконструированы", - пояснил он".

Дома идут под снос и в целях строительства элитного жилья. Как сообщают "Ведомости" в номере от 21 марта: "Александр Чигиринский [глава компании "СТ Групп" - ИА REGNUM] построит элитный комплекс на юго-западе Москвы, инвестировав в него $250 млн. Для этого компания "СТ Групп" снесет коттеджный поселок, который считается первым доходным проектом на постсоветском пространстве. О том, что на юго-западе Москвы к 2010 г. будет построен элитный жилой комплекс площадью 50 000 кв. м., "Ведомостям" рассказал коммерческий директор "СТ Групп Регион" Дмитрий Шмелев: "Сейчас на участке площадью примерно 11 га на ул. Минской, между ул. Мосфильмовской и Кутузовским проспектом, расположен небольшой поселок "Сетунь" из 24 таун-хаусов, в каждом из которых 3-4 трехуровневые квартиры с отдельным входом. Квартиры арендуют крупные западные компании для своих менеджеров, аренда составляет $10 000-25 000 в месяц... Несколько лет назад акционеры "СТ Групп" приняли решение снести поселок и построить на его месте элитный жилой комплекс "Новая Сетунь"... Инвестиции в проект девелопер оценивает в $250 млн. Строительство будет вестись в две очереди: первая предполагает возведение высотных зданий (12 этажей) до конца 2009 г., а вторая - малоэтажную застройку в 2010 г.".

Другие крупные девелоперы обращают внимание на перспективы офисного строительства, в том числе на площадях промышленных предприятий. "Коммерсантъ" в номере от 21 марта пишет: "Единственным проигравшим в результате повторного аукциона РФФИ (Российский фонд федерального имущества) по продаже 15% акций Московского приборостроительного завода им. Казакова оказалось государство. После того, как "Базэл" и Mirax Group в декабре договорились о покупке у "Продимекса" 75% акций завода за $270 млн., госпакет был продан всего за $4 млн. Еще в октябре прошлого года, во время первого аукциона, "Базэл" был готов заплатить за 15% завода $200 млн. Состоявшийся в октябре конкурс был признан недействительным; 20 марта состоялся новый аукцион "по продаже 15% МПЗ. Победителем было признано физическое лицо Алексей Адикаев (член совета директоров Mirax Group), сообщили в пресс-службе РФФИ. Однако теперь пакет обошелся партнерам существенно дешевле: он был продан за стартовые 110 млн руб... "15% акций было бы достаточно, чтобы влиять на решения мажоритариев", - признает Алексей Адикаев. По словам знакомого с ходом переговоров источника, "Базэл" не оплатил выигранный в октябре аукцион не случайно. "К моменту проведения первых торгов Mirax уже договорился с 'Базэлом' о совместном освоении участка. Главным для партнеров была не покупка 15%, а чтобы они не достались другим претендентам на завод: МРП, 'Росбилдингу' и прочим",- рассказал собеседник Ъ". По данным газеты, "сорванный" аукцион обошелся "Базэлу" и Mirax Group приблизительно в $850 тыс.- именно столько составляла сумма задатка при участии в торгах". "Ъ" далее отмечает: "Не перечислив платеж за победу в аукционе, 'Альтиус Девелопмент' лишилась задатка в размере 22 млн. рублей",- подтвердили в пресс-службе РФФИ. Теперь Mirax Group и "Базэл" планируют в течение двух лет вывести завод с занимаемой территории, а на его месте построить комплекс площадью 700 тыс. кв. м., из них 500 тыс. - наземная часть. Большая доля площадей придется на жилье бизнес-класса, 5-6% - на офисы класса А".

Продолжая тему коммерческой недвижимости, "Московский Комсомолец" в номере от 20 марта отмечает: "Несмотря на замедление роста цен на коммерческую недвижимость, говорить о преодолении дефицита качественных офисных площадей в Москве явно преждевременно. Эксперты утверждают, что даже строительство делового центра "Сити" на Краснопресненской набережной станет каплей в море, которая будет поглощена рынком. Заметных изменений можно будет ожидать через четыре-пять лет, когда общий объем офисов в городе возрастет в два раза - до 10-12 млн. кв. м.... Девелоперы, работающие в сфере коммерческой недвижимости, испытывают те же проблемы, что и строители жилья. Из-за нехватки свободных площадок участники рынка пускаются во все тяжкие. К примеру, Mirax Group вместе с РАО "Российские железные дороги" собирается строить объекты над железнодорожными путями. Всего на территории площадью примерно 45 га от Третьего транспортного кольца до Минской улицы планируется возвести порядка 1 млн. кв. м. площадей различного назначения. "В прошлом году прозвучали заявления о планах по реорганизации участков, расположенных под линиями электропередач, которые планируется убрать под землю", - добавляют эксперты Blackwood. Менее экстравагантные проекты связаны с освоением площадок за пределами центральной части Москвы. Сооружение офисных центров на периферии, в том числе на МКАД, уже никого не удивляет... Общая площадь объектов офисного назначения, расположенных в районе МКАД и запланированных к вводу в этом году, составляет более 500 тыс. кв. м. Эксперты отмечают, что компании идут по пути создания двух офисов: небольшой представительской резиденции в центре города и рабочей - на окраине". В материале перечислен ряд наиболее значимых проектов, как строящихся, так и запланированных к строительству. В будущем году девелоперы планируют увеличить объемы строительства офисов, сделав заявку на 1,3-1,5 млн. кв. м. "Среди наиболее значимых проектов, готовящихся к вводу в эксплуатацию, эксперты называют башню "Федерация" (409 тыс. кв. м), бизнес-парк "Гринвуд" (130 тыс. кв. м), третье здание "Набережной Тауэр" (136,4 тыс. кв. м), "Серебряный город" (40,7 тыс. кв. м) и "Ситидел" (63,5 тыс. кв. м), "Северную башню" (135 тыс. кв. м) и "Город Столиц" (226 тыс. кв. м)", - сообщает "Ъ".

Застройщик "золотой мили" на Остоженке компания RGI International застроит Рождественский бульвар, сообщает "Коммерсантъ" в номере от 20 марта. Газета пишет: "Компания за $100 млн. приобрела ЗАО "Опал", соинвестора реконструкции семи кварталов между Рождественским бульваром и Садовым кольцом. На этом участке RGI International вместе с "Главмосстроем" планирует построить 500 тыс. кв. м. площадей"... Согласно концепции проекта, "Главмосстрой" построит на месте "своих" четырех кварталов 239 тыс. кв. м. площадей, из них 77 тыс. кв. м. - жилья, 69 тыс. кв. м. - коммерческой недвижимости, а оставшиеся площади займут стоянки и объекты инфраструктуры. Согласно сообщению RGI, на своем участке компания планирует строительство 213-322 тыс. кв. м. Общий объем инвестиций в проект не раскрывается. По оценке управляющего партнера Blackwood Константина Ковалева, затраты на строительство с учетом доли города могут превысить $850-900 млн.". Эксперты объясняют экспансию компании в другие районы центра тем, что земельный ресурс Остоженки фактически исчерпан. Еще $40 млн RGI планирует потратить на строительство бизнес-центра площадью 70 тыс. кв. м. около метро "Парк Победы". Относительно этого проекта "Ведомости" в номере от 20 марта писали: "На нем к 2010 г. построят комплекс площадью 70 000 кв. м. Предположительно, в нем будет жилье, апартаменты или гостиница. Закревский считает, что на строительство комплекса будет потрачено около $100 млн. С приобретением этих проектов портфель RGI International увеличится со 160 000 кв. м. до 440 000-550 000 кв. м.".

Московские власти вновь пересмотрели свои планы по финансированию строительства нового здания мэрии в ММДЦ "Москва-Сити. "Вариант создания закрытого паевого фонда (ЗПИФ), о котором чиновники говорили полгода назад, пока решено оставить про запас", - сообщает "Московский Комсомолец" в номере от 20 марта. Ссылаясь на слова заместителя мэра Иосифа Орджоникидзе "МК" пишет: "Для начала правительство попытается найти инвесторов на конкурсе, который состоится не позднее июня 2007 года. Среди возможных участников аукциона он назвал структуры израильского диамантера Льва Леваева, Внешторгбанк, а также непосредственного владельца ОАО "Сити" - "Норникель"... Все затраты по "нулевому циклу" и обеспечению объекта инженерной инфраструктурой город взял на себя. Эти работы практически закончены. Инвестор, который выиграет конкурс, сможет сразу выйти на площадку и приступить к строительству", - говорит Орджоникидзе... Представитель ОАО "Сити" Наталья Орехова подтвердила, что сооружение подземной части близится к завершению... По мнению г-на Орджоникидзе, планируемый объем инвестиций является "подъемным" для участников рынка: "Два миллиарда долларов для Москвы уже не деньги". Кроме того, девелопер сможет быстро окупить расходы. "Сейчас стоимость 1 кв. м. офисных площадей в ММДЦ "Москва-Сити" составляет $6 тыс., а через 2,5 года, когда комплекс будет сдан в эксплуатацию, она вырастет минимум до $12 тыс. Даже с учетом выплаты "доли города" это очень хорошая доходность", - рассуждает зам мэра... Иосиф Орджоникидзе предположил, что среди участников конкурса могут оказаться крупные столичные девелоперы, уже имеющие проекты в "Сити", например структуры Внешторгбанка и "Норильского никеля", а также девелоперский холдинг израильского диамантера Льва Леваева Africa Israel Investments... Вместе с тем власти не исключают, что финансировать проект будет пул инвесторов, которые распределят коммерческие площади пропорционально затратам". "Не исключено, что у двух оставшихся башен будут разные владельцы, и на этот случай мы внесли изменения в документацию, и теперь с технической точки зрения это абсолютно автономные объекты", - приводит "МК" слова источника в горадминистрации.

Но подобные масштабы - для крупного бизнеса; приоритетом же городской экономики те же столичные власти не раз называли малый бизнес. А именно нехватка площадей - одно из главных препятствий для его развития. "Новые Известия" в номере от 21 марта пишут: "Мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о том, что в Юго-Восточном округе столицы на 15 нежилых домах будут сооружены надстройки, где разместятся малые предприятия. Так власти города решили поддержать малый бизнес. Предприниматели благодарны за заботу, но реально почувствовать ее смогут лишь избранные. Как рассказал "НИ" начальник управления финансовой и имущественной поддержки департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Илья Власов, "соответствующий проект был разработан для того, чтобы обеспечить предприятия малого бизнеса офисными, складскими и производственными помещениями"... По замыслу правительства Москвы, проект этот будет реализован в течение 2007-08 годов, причем надстройки городских зданий будут возведены за счет частных инвесторов. В столичной администрации поясняют, что реконструкция не помешает рабочему процессу в тех предприятиях, которые в этих зданиях уже арендуют офисы, - никаких неожиданных отселений она не повлечет". Далее газета констатирует: "15 чердаков вряд ли решат проблему. "В Москве ежедневно регистрируется от 300 до 400 фирм, в неделю это около 2 тыс., а в год более 100 тыс., - рассказал "НИ" ведущий аналитик консалтинговой компании Абрам Кац. - Если учесть, что половина из них - фирмы-однодневки, в сухом остатке все равно остается несколько десятков тысяч предприятий малого бизнеса в год. Да и ценовая политика арендодателей - серьезная головная боль для малого предпринимательства, констатировал эксперт".

Возможно, подспорьем для малого бизнеса станут и технопарки, в рамках которых будут вводиться в строй значительные площади под офисы. О крупном проекте сообщает "М2" в выпуске от 12-18 марта: "На юге Москвы началось строительство технопарка "Нагатино-ЗИЛ". "Этот технопарк будет работать на развитие малого бизнеса Москвы. Он станет настоящим городом с полным комплексом для решения тех проблем, которые возникают в малом бизнесе. Проект обойдется более чем в $2 млрд., но он принесет свои результаты", - заявил мэр Москвы Юрий Лужков"... Технопарк расположится в западной части Нагатинской поймы (Автозаводская, 23) на территории 32 га. В нем будет работать около 80 тыс. человек. Общая площадь 35 зданий высотой от 9 до 20 этажей составит более 900 тыс. кв. м. Строительство намечено вестись в пять очередей - до 2011 года. Нижние этажи отдадут под производство и ритейл, в верхней части зданий разместятся офисы, гостиницы и выставочные помещения. Жилья в рамках этого проекта не запланировано... В результате реализации проекта "Нагатино-ЗИЛ" планируется построить почти 6 тыс. машиномест, более 10 км. дорог: магистраль Печатники-Братеево, дублер Варшавского шоссе от третьего кольца до МКАД, магистраль вдоль малого кольца Московской железной дороги от Севастопольского проспекта до технопарка. Планируется также сделать новый выход со станции метро "Павелецкая" кольцевой линии. За внебюджетные деньги предполагается создать новую станцию метро на действующей Замоскворецкой линии между станциями "Автозаводская" и "Коломенская". "Реализацией проекта займется ОАО "Московский бизнес-инкубатор", 25% акций которого принадлежит АМО ЗИЛ и 75% - зарубежным частным инвесторам", - добавляет "М2".

Что касается дорожного строительства, то на протяжении довольно длительного времени обсуждается проект реконструкции Нового Арбата. Подробнее о нем сообщил автор проекта "Арбатский бульвар", руководитель "Моспроекта-2" академик Михаил Посохин в интервью "Известиям" (номер от 16 марта): "Для чего вообще нужно спускать под землю именно этот участок правительственной трассы? Во что обойдется перевернуть Новый Арбат вверх тормашками, спустив машины вниз, а наверху устроив бульвар с новой торгово-развлекательной зоной? И главное - зачем все это нужно горожанам?" - задает вопросы газета. Михаил Посохин так прокомментировал ситуацию: "Это наше будущее. В городе с исторической радиально-кольцевой структурой транспортные проблемы просто не решить без строительства подземных радиальных вылетных магистралей. Подземный Новый Арбат - начало этого пути. Когда разрабатывался предыдущий Генплан города, вообще было предложение Тверскую улицу продолжить тоннелем под Кремлем. Я как-то приносил мэру Москвы открытки начала ХХ века, посвященные будущему столицы. На одной из них виден тоннель, уходящий под Замоскворечье. И мы к этому придем. Кстати говоря, про тоннель на Новом Арбате я лично докладывал Путину". "Известия" поинтересовались вопросом безопасности: выдержит ли грунт, ведь транспортный тоннель пройдет на глубине более 14 метров. "Если работают безграмотные люди и плохие конструкторы, то провалиться может что угодно и где угодно. Но метро же в Москве строится. Конечно, могут встречаться разные неожиданности. К примеру, подземные воды. Если мы снаружи можем уследить за изменением русла рек, то за тем, что происходит под землей, следить сложнее. Случаются и техногенные выбросы: канализационные системы большого диаметра и водопроводы, к сожалению, дают утечки, не всегда заметные. И все это накапливается. Поэтому нельзя ничего делать без серьезных геологических исследований", - подчеркнул архитектор. В материале также затронут финансовый аспект проекта, а также возможность восстановления исторического облика района, утраченного при строительстве Нового Арбата, в то время Калининского проспекта. Приведены комментарии экспертов, которые в основном настроены скептически. Например, академик Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Бочаров отмечает: "Этот радиус не имеет дублера. Спрашивается, как будет жить город, если из-за строительства транспортные потоки в западном направлении хотя бы временно придется заблокировать? Есть ощущение, что это чисто коммерческий проект".

О другом подземном строительстве пишет "Труд" в номере от 21 марта: "Прокладка новой кольцевой линии метрополитена начнется уже в 2010 году. Летом план новой ветки представят на рассмотрение градостроительного совета в мэрии Москвы. Рыть начнут на северо-восток от открытой в прошлом году станции "Международная... Прокладка новой кольцевой линии начнется уже в 2010 году... Сейчас как раз заканчиваются проектные работы. Летом план новой ветки представят на рассмотрение градостроительного совета в мэрии Москвы. Рыть начнут на северо-восток от открытой в прошлом году станции "Международная". К 2015 году в районе "Международной" уже будет действовать большинство объектов Москвы-Сити. Здесь расположатся мэрия и гордума. А дальше линия пойдет до станции "Савеловская" и по широкой дуге окружит центр Москвы. Фактически подземка повторит контурами Третье кольцо". В материале также сообщается о более краткосрочных перспективах - на двух-трехлетний срок.

Осваивается подземное пространство и в рамках программы по строительству парковок, которых в городе остро не хватает, и с каждым годом эта нехватка становится все более ощутимой. "Новые Известия" в номере от 22 марта сообщают: "Даже если программа "Народный гараж" "активно "пойдет в народ", она рано или поздно столкнется с другой проблемой - площадей под наземные гаражи для всех желающих в городе просто физически не хватит, и в связи с этим власти решили осваивать подземное пространство, чтобы разместить в нем и гаражи, и парковки. Департамент градостроительной политики города уже предложил сделать строительство гаражей обязательным условием инвестиционных контрактов на возведение жилья, в том числе и муниципального. Предполагается, что застройщики не смогут сдать госкомиссии не только элитные дома, но и типовые многоэтажки, если не смогут обеспечить определенное количество мест для авто. Помимо подомных гаражей в андеграунд уведут и многоместные паркинги, в первую очередь в центре. Как рассказал Константин Королевский, их планируется разместить под Тверской улицей от Манежной до Триумфальной площади, под гостиницей "Метрополь", а также в подземном пространстве под Лубянской площадью. Кроме того, утверждены 6 подземных участков на Бульварном кольце и 3 - под Садовым кольцом".

"Вторая кольцевая линия должна в скором времени появиться в столичном метро, на днях в очередной раз заявил руководитель Московского метрополитена Дмитрий Гаев. По его словам, новая кольцевая ветка должна будет разгрузить уже существующее метрокольцо и большинство пересадочных станций в центре столицы. Тему продолжает "Независимая газета" в номере от 20 марта: "Тем самым должны если не исчезнуть, то серьезно сократиться пробки в московской подземке. Той же причиной - борьбой с пробками, но наземными - обусловлено и появление нового, Четвертого транспортного кольца в Москве. Но если для строительства кольца подземного не приходится, как правило, ничего сносить на поверхности, то для строительства автомобильной дороги эта проблема более чем актуальна". Речь в материале идет о проблемах, связанных с изъятием земельных участков при строительстве ЧТК: "Первая очередь Четвертого транспортного кольца пройдет по Лосиному острову и промзонам - жилые кварталы не будут затронуты. Единственная проблема, которая, по уверениям чиновников, может коснуться жителей, - шум от скоростной трассы, однако на этот случай продумана система шумозащитных конструкций. А вот владельцам офисов и гаражей придется переезжать. Всего на этом участке будет перебазировано 72 предприятия и около 1800 гаражей. По ходу трассы ликвидируют 6-8 тыс. плоскостных гаражей, взамен построят гаражные комплексы... По словам чиновников, автомобили из сносимых гаражей перебазируют на временные стоянки, а потом их владельцы получат новые места в новых комплексах, причем бесплатно. Что касается следующего участка кольца - в Северо-Восточном административном округе, то тут пока точно никому не известно, какие земли будут забираться под строительство и какие постройки придется сносить". Когда заходит речь о строительстве крупных проектов чиновники склонны пользоваться формулировкой "для государственных нужд"; но порой эти нужды приводят к настоящим столкновениям, как это было в Южном Бутово. Как рассказал "НГ" заместитель директора направления "Реформы в сфере недвижимости" фонда "Институт экономики города", ведущий юрисконсульт Леонид Бандорин, "по действующим нормам, когда речь заходит о государственных нуждах, частная собственность может быть изъята на основании предварительного и равноценного возмещения". Леонид Бандорин продолжил: "Для строительства жилья, будь то коммерческое или муниципальное, действуют гражданско-правовые отношения: сумеешь выкупить - будешь строить. Собственник предупреждается об изъятии за год, причем извещение должно быть вручено ему лично. Далее все так же: независимая экспертиза, компенсация (деньги или квадратные метры). Теперь столичные власти, похоже, хотят по-своему интерпретировать понятие "госнужды". Продолжая слова Бандорина, "Независимая" пишет: "Но пока процедура изъятия выглядит именно так, как описано выше, отмечает Леонид Бандорин. Неопределенность в вопросе выплат компенсаций и вовсе отбивает у жильцов желание куда-либо переселяться. Захотят ли жильцы домов, которые могут попасть в зону строительства Четвертого транспортного кольца, ввязываться в бумажные войны или предпочтут переселиться туда, куда скажут - покажет ближайшее время. Кстати, то же касается и владельцев гаражей и офисных зданий. Но велик шанс, что в итоге от новой масштабной стройки не выиграет никто: ни автомобилисты, которым все равно придется стоять в пробках, ни жильцы выселенных ради автострады домов, ни сами московские власти, которым чуть погодя опять придется искать место и деньги на прокладку очередного транспортного кольца...".

"Ведомости" в номере от 20 марта пишут: "Антимонопольная служба продолжает бороться с незаконным выделением земельных участков в Москве. Столичное УФАС обнаружило, что участок на Смоленской набережной был выделен компании "ДОН-Строй" с нарушениями, и предписало мэрии устранить их, проведя новый конкурс. Юристы считают, что это невозможно: дом уже построен. Замруководителя московского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС России) Александр Мухин уточнил, что землю выделили без проведения аукциона. "Участок передан простым распоряжением, хотя "ДОН-Строй" не имел на этой территории собственной недвижимости. Это нарушает Земельный кодекс и закон "О конкуренции", - заявил чиновник. По его словам, месяц назад УФАС предписало правительству Москвы привести распоряжение в соответствие с антимонопольным законодательством, а также провести повторный аукцион. Столичные власти не согласны с федералами: "Прежде чем выйти в свет, все распорядительные документы проходят согласование в правовом управлении правительства Москвы и получают там юридическую оценку", - возражает высокопоставленный источник в мэрии. По его словам, строительство здания практически завершено и вернуть ситуацию в стартовую позицию невозможно". Что касается точки зрения самого застройщика, то, по мнению компании, "УФАС по Москве выдает лишь предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, но не устанавливает виды, методы и меры, как предписание должно быть исполнено. В предписании не идет речь об изъятии земельных участков у СК "ДОН-Строй", равно как об отмене распоряжения правительства Москвы, так как в соответствии с законодательством РФ это находится вне рамок полномочий УФАС".

В свою очередь, "Коммерсантъ" в номере от 20 марта приводит слова замглавы управления ФАС по Москве и Московской области Александра Мухина: "На момент подписания инвестконтракта уже действовали поправки в Земельный кодекс (они вступили в силу 1 октября 2005 года), обязывающие региональные администрации предоставлять земельные участки под строительство жилья исключительно на аукционах. В данном случае конкурс не проводился, поэтому распоряжение о предоставлении участка незаконно". "Ъ" отмечает: "Теперь, по его словам, правительство Москвы в течение трех месяцев должно отменить распоряжение о предоставлении земли. В противном случае на чиновников будет наложен штраф в размере 0,5 млн. руб... Гендиректор адвокатского бюро "Князев и партнеры" Андрей Князев считает, что московское правительство легко справится с этой проблемой. "Город может просто объявить конкурс, который 'ДОН-Строй' выиграет", - предполагает юрист. Тем не менее, антимонопольное ведомство обещает уделять земельному рынку больше внимания, чем раньше. Всего по Москве сейчас рассматривается около 40 дел о нарушениях Земельного законодательства, уточнил господин Мухин".

Столичные власти утвердили положение "О порядке предоставления денежного возмещения собственнику, освобождающему жилое помещение. "Российская газета" в номере от 22 марта пишет: "В нем определен порядок и условия выплаты компенсаций собственникам жилья, которые попадают под переселение в результате реализации городских жилищных программ... Согласно принятому документу, компенсация при отчуждении жилья будет рассчитываться исходя из рыночной стоимость квартиры (дома), а также ущерба, причиненного собственнику переселением. В документе говорится, что оценка рыночной стоимости квартиры будет проводиться оценщиком по заказу департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы. Все расходы, связанные с оценкой, также берет на себя департамент. Если собственник не согласен с решением оценщиков, нанятых департаментом, расходы будет нести уже сам собственник. Споры, возникающие в связи с произведенной оценкой рыночной стоимости отчуждаемого помещения, а также в связи с установленным размером выкупной цены либо компенсации, решаются в суде. Выкупная стоимость жилого помещения определяется как сумма рыночной стоимости жилого помещения и убытков, причиненных собственнику его изъятием... Москвичам, стоящим в очереди на улучшение жилищных условий, возмещение за отчуждаемое жилое помещение предоставляется с учетом средств субсидии на строительство или приобретение жилья".

"Власти Москвы предлагают решить проблему реставрации силами города исторических и культурных памятников, находящихся в федеральной собственности", - сообщает "Вечерняя Москва" (номер от 20 марта), ссылаясь на первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы Юрия Росляка. По его мнению, "это можно сделать с помощью компенсационного строительства". Росляк отметил: "Власти города готовы построить здания, куда затем переедут федеральные ведомства, занимающие сейчас исторические постройки. После этого памятники можно будет использовать по их назначению на благо горожан". "Вечерка", в свою очередь, отмечает: "На заседании актива столичного комитета по культурному наследию Москвы Ю. Росляк обратил внимание на три исторических объекта, находящиеся сейчас в федеральной собственности - Лефортовский дворец, усадьбу Разумовского и городок Баумана в Измайлове. По словам чиновника, все они пока содержатся в ненадлежащем состоянии и нуждаются в срочной реконструкции".

В свою очередь, "Московские новости" в выпуске от 23 марта сообщают об итогах заседания Москомнаследия: "Председатель ВООПИК, член Общественной палаты Галина Маланичева... говорит, что Москомнаследие буквально наполнено специалистами высочайшей квалификации. И законодательство, трактующее вопросы охраны памятников, у нас хорошее... Но случается, что правительство столицы передает в аренду памятник, и все ждут, что вскоре он будет отреставрирован. А его ломают и строят на его месте нечто величественное. Но это, как говорит Маланичева, редко бывает. Может быть, и редко, но на сайте возглавляемого ею общества висит список таких случаев за последний год - в нем 583 позиции. Конечно, уверенно судить о том, что здесь редко, а что часто и вправду затруднительно. Поскольку никакого официального списка объектов заботы Москомнаследия не существует... Здесь надо заметить, что вообще-то такой список есть, но он неофициальный, и писали его совершенно внештатно разные энтузиасты из разных общественных организаций, одна из них, скажем, называется "Москва, которой нет". Но в качестве наиболее яркого выступления газета приводит слова самого мэра: "Он сообщил, в частности, что руководителям Москомнаследия "нужно останавливать Ресина"... Это в том смысле, что вице-мэр Владимир Ресин, как руководитель строительного комплекса города, очень заинтересован в том, чтобы на месте низких зданий чаще вырастали многоэтажные. То есть он как бы против памятников. А Лужков, значит, за. И он не только за то, чтобы они не сносились, он еще за то, чтобы они содержались в прекрасном состоянии. А это не везде так. Некоторые арендаторы проявляют безответственность перед нашим историческим прошлым. "Это - позор", - сообщил мэр Москвы. А затем он назвал самых позорных арендаторов, самых ненадлежащих, самых подлежащих выселению и самых безответственных. И вы знаете кто это? Оказывается, это - Российская академия наук".

Практически все темы, касающиеся строительства и затронутые прессой на этой неделе, поднимались и в ходе организованной "Московским Комсомольцем" прямой линии главы столичного стройкомплекса Владимира Ресина - этот материал опубликован в номере от 16 марта. Отвечая на вопросы москвичей, Ресин комментировал вопросы сноса пятиэтажек, проект "Народный гараж", планы строительства жилья для военных, освоение подземного пространства и т.д. Не обошлось и без вопроса о ценах на столичную недвижимость: по словам Ресина, "рост цен на столичную недвижимость сейчас подошел к точке насыщения, но так как дефицит жилья в Москве по-прежнему сохраняется, снижение цен на этом рынке маловероятно". "Скорее всего, стоимость жилья в ближайшее время будет определяться уровнем инфляции в стране", - заключил Ресин.

Вероника Шарова