По информации ИА REGNUM, 19 марта состоится очередное заседание Межпартийного совещания по внешней политике, созданного в феврале с участием политических партий, представленных в Государственной Думе. О повестке дня ближайшей встречи партийных представителей и экспертов и первых впечатлениях от работы Совещания корреспондент ИА REGNUMбеседует с членом Центрального совета, руководителем Международного управления партии "Справедливая Россия" Михаилом Демуриным.

ИА REGNUM: Михаил Васильевич, Межпартийное совещание как площадка для выработки общепартийного консенсуса по важнейшим вопросам внешней политики - явление совершенно новое в системе общественно-властных взаимосвязей. Как складывается его работа?

5 марта мы провели первое рабочее заседание, обсудили предложения различных партий к плану работы на ближайшие недели и месяцы, а также методологию рассмотрения вопросов и технологию достижения консенсуса между ведущими партиями страны в сфере внешней политики России и международных отношений. Мы решили, что Совещание будет уделять внимание как вопросам текущей политики, так и темам, имеющим стратегическое значение.

В число таких перспективных тем, на мой взгляд, вполне мог бы быть включен вопрос о выработке национального механизма оказания внешней экономической помощи, включая целесообразность подготовки и принятия закона об участии Российской Федерации в содействии международному развитию. На сегодняшний день из-за межведомственных разногласий между МИД, МЭРТ и Минфином не утверждена даже одноименная концепция, хотя поручение президента России об этом было дано уже почти два года тому назад. В результате крупные финансовые средства на помощь развивающимся странам СНГ, Африки и Азии наше правительство тратит без парламентского контроля. Так, в одном из интервью заместитель министра финансов Сергей Строчак утверждает, что в 2001-2006 годы суммарная оценка решений правительства, содержащих обязательства России по содействию международному развитию развивающихся стран, выросла с 40 млн. до 600 млн. долларов. Какова отдача от этих затрат? Кто вырабатывает критерии и ставит предельные лимиты правительству в этой сфере? Поскольку речь идет о бюджетных деньгах, механизм подобных трат должен быть закреплен законодательно, а конкретные цифры и целесообразность помощи той или иной стране должны обсуждаться в парламенте. В этой связи полагаю, что Межпартийное совещание могло бы не только констатировать важность этого вопроса, но и выступить в роли дополнительного "арбитра" в затянувшихся спорах между федеральными органами исполнительной власти в процессе создания национального механизма содействия международному развитию.

Наши коллеги из других партий также предложили рассмотреть ряд важных вопросов, например, о том, как политические партии за счет своих возможностей способны содействовать формированию более объективного образа России за рубежом.

ИА REGNUM: Чему будет посвящено следующее заседание Межпартийного совещания?

На ближайшей встрече мы будем говорить о наиболее животрепещущих вопросах. Одним из них, вероятно, станет тематика отношений с Эстонией в контексте проблемы сохранения могил и памятника советским солдатам в Таллине, которая, в том числе и с учетом результатов недавних парламентских выборов в Эстонии, остается весьма острой.

ИА REGNUM: Ощущают ли участники Совещания попытки поставить эту новую структуру под жесткий контроль, скажем, администрации президента? Совещание, естественно, будет работать в контакте с МИД и соответствующими подразделениями администрации президента. Вместе с тем, главным в его работе должна быть выработка общих подходов именно на межпартийном уровне.

Мне уже приходилось отмечать, что мы видим в работе этого Совещания еще один шаг в становлении демократических институтов и процедур в нашей стране. Есть, однако, сигналы, позволяющие предположить, что это будет непростой процесс. Например, недавно один из российских общественных деятелей, связанный с крупным предпринимательством, говоря о перспективах подписания и последующей ратификации в Государственной Думе договора о границе с Латвией, прямо констатировал: у нас в стране "управляемая демократия". Судя по его высказываниям, администрация президента, МИД и вся исполнительная власть согласились на продвижение этого договора, пусть и со всеми юридическими ловушками, заложенными в него официальной Ригой, и найдутся рычаги, чтобы "маргиналы" не испортили "картину" в Думе при ратификации. Уверенность этого деятеля во всепобеждающем административном ресурсе дополняется тезисом о том, что после подписания пограндоговора с Латвией и "в контексте проблем с Белоруссией" уже списанный нефтепровод на Вентспилс "будет востребован обязательно". Параллельно официальной Риге адресуются сигналы о том, что Россия решила "принизить" политические аспекты в отношениях с Латвией и сделать их "вторым-третьим приоритетом". Причем даются они, во-первых, в эфире иностранного телеканала (Первый Балтийский канал), а во-вторых, без учета позиции парламента и ведущих политических партий России. Думаю, это не отвечает интересам нашей страны. Если Совещание по внешней политике будут пытаться использовать для того, чтобы "прикрывать" подобные схемы, то тогда встанет вопрос о смысле существования этого межпартийного механизма.