Президент Казахстана поделился полномочиями. Роспуск госкомиссии - ошибка президента? МИД - агент национальной безопасности. Новые правила игры: налоговикам и таможенникам урежут права. Сын ошибок трудных: итоги Совбеза. Борьба с коррупцией - дело всего казахстанского народа. Нелегальная миграция: российско-казахстанские параллели.

"Языковой" запрос

Среди событий недели выделяется связанное с языковой ситуацией. Конституционный совет (КС) рассмотрел ходатайство депутатов парламента по "языковому вопросу". Напомним, группа депутатов мажилиса во главе с Мухтаром Шахановым обратилась в Конституционный совет с запросом дать толкование постановления КС от 8 мая 1997 года о соответствии закона "О языках в Республике Казахстан" Конституции. Депутат М.Шаханов считает, что с момента принятия независимости права казахстанских граждан по использованию государственного языка ущемляются. Инициатор запроса в КС считает, что казахский язык должен иметь приоритет перед другими языками, в частности, во время проведения общественно значимых мероприятий.

"Но в ходе заседания КС выяснилось, что народных избранников смущает Конституция: две нормы одной статьи, похоже, противоречат друг другу, - рассказывает "Панорама". - Речь идет о статье 7 Конституции, согласно первому пункту которой государственным языком в Казахстане является казахский. Второй же пункт этой статьи гласит, что в государственных органах и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. И, как утверждают депутаты, руководствуясь именно последней нормой, во многих госструктурах и негосударственных учреждениях отказываются предоставлять документы на государственном языке или даже отвечать на казахском языке". Как поясняет газета, "авторы обращения считают, что государственный язык должен использоваться как можно шире". "Так, он должен употребляться не только в госучреждениях, но и негосударственных организациях, - говорится в статье. - Все общественно значимые мероприятия - съезды, форумы и так далее, по их мнению, также должны проводиться на государственном языке. Однако представители Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры не усмотрели никаких разночтений в Основном законе страны. По мнению Генпрокуратуры, нет никакой необходимости в дополнительном разъяснении постановления Конституционного совета. А вице-министр юстиции Серик Нугмаов подчеркнул, что "в юридическом плане у нас нет никакого притеснения государственного языка". Завершая заседание, председатель Конституционного совета Игорь Рогов напомнил участникам, что КС может давать разъяснения "только в юридической плоскости".

В обнародованном постановлении Конституционного совета, принятом после рассмотрения депутатского обращения, указывается: в государственных организациях и местных органах управления казахский и русский языки должны употребляться в равной степени, независимо от обстоятельств; в негосударственных организациях каждому дано право выбирать язык общения. В то же время председатель КС И.Рогов пояснил, что "равенство в применении в государственных организациях и органах местного самоуправления государственного казахского и официально употребляемого русского языков не означает наделение последнего статусом второго государственного языка". Что касается вопроса, имеет ли государственный язык приоритет перед официально употребляемым языком в негосударственных организациях, при проведении государственных и общественно значимых мероприятий глава Конституционного совета пояснил, что Конституция Казахстана предоставляет каждому право по своему усмотрению выбирать язык общения. Информационные агентства, опубликовавшие ответ Конституционного совета на депутатский запрос отмечают, что решения КС окончательны и обжалованию не подлежат.

Политпроцесс

В Казахстане дан старт началу реформ в политической сфере, что предполагает внесение изменений в Конституцию страны 1995 года. По поручению президента Нурсултана Назарбаева сформирована рабочая группа из юристов под его руководством, которая займется подготовкой конкретных предложений в основной закон. После этого предлагаемые поправки в Конституцию будут направлены для принятия в парламент, либо вынесены на всенародный референдум. В то же время с созданием группы по изменениям в Конституцию свое существование прекратила Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Комиссия в течение прошлого года занималась разработкой предложений по реформированию политической системы страны. На состоявшемся в начале недели шестом итоговом заседании Н.Назарбаев поделился своим мнением относительно будущих шагов.

"Созданная чуть более года назад госкомиссия свою задачу выполнила. И неплохо, - считает "Литер". - "В целом для страны прошедший год был успешным по реализации намеченных нами проектов. Этот же год станет годом дальнейшей реализации намеченных стратегических планов, в том числе по демократизации политической системы. В их основу будут заложены разработанные государственной комиссией предложения", - сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, открывая итоговое заседание комиссии". Как поясняет издание, предложения госкомиссии "...базируются на главном выводе, к которому пришли в процессе всестороннего и совместного обсуждения общественные и политические деятели, эксперты и политологи - Казахстан должен сохранить сильную президентскую власть, но при этом расширить полномочия парламента. Такого же мнения придерживается и сам президент...". "В то же время президент обратил внимание на то, что, усиливая парламент, нельзя ослаблять президентскую власть, поскольку отсутствие "сильной руки" при остром стремлении форсировать построение "абсолютной" демократии, как показывает опыт наших соседей по СНГ, ни к чему хорошему не приводит. "Свободу и либерализм необходимо ставить вровень с ответственностью человека перед законом. Только тогда мы можем построить настоящую демократию, только тогда мы можем сохранить стабильность, только тогда и будем иметь возможность развивать Казахстан как свободное демократическое общество", - подчеркнул Нурсултан Абишевич. Он также высказался за продолжение работы над совершенствованием системы местного самоуправления, в связи с чем считает необходимым усилить роль маслихатов (местных представительных органов - прим. ИА REGNUM)".

"Панорама", оценивая деятельность госкомиссии, пишет: "Свою основную задачу политики выполнили - пакет предложений по политическим реформам подготовлен и представлен президенту. С большей частью идей Нурсултан Назарбаев согласился, некоторые предложил обсудить еще раз, но уже в рамках другой структуры - специальной рабочей группы, которая займется разработкой конкретных поправок в действующее законодательство и Конституцию". Газета отмечает, что Н.Назарбаев "...не назвал четких сроков внесения изменений в Основной закон, но уже очевидно, что политическая реформа в стране будет продолжена". Издание рассказывает об ожиданиях в Астане, среди которых "...превалировало убеждение, что президент выберет смещение полномочий от президентской власти к парламентской, с тем чтобы в конечном результате значительная часть вопросов внутренней политики решалась именно представительной ветвью власти. Эти рассуждения оказались неверными. Нурсултан Назарбаев поддержал расширение полномочий парламента, однако подчеркнул, что допускать ослабления президентской власти нельзя". В то же время "для того чтобы парламент стал "более функциональным", Нурсултан Назарбаев предлагает передать законотворческому органу полномочия по формированию Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета. В ведение парламента необходимо передать функции не только по утверждению, но и по контролю за исполнением республиканского и, возможно, местных бюджетов. Премьер-министра же президент предлагает назначать только после одобрения кандидатуры партией парламентского большинства. В целом, по мнению г-на Назарбаева, партии должны иметь больший вес в представительной ветви власти. Он поддержал предложения о расширении полномочий парламентских фракций политических партий и назвал разумной мерой предложение госкомиссии о финансировании партий из республиканского бюджета". Кроме того, сообщает газета, Н.Назарбаев "...полагает, что необходимо еще раз проработать предложения по увеличению численности депутатского корпуса и об изменении системы выборов". "Так, рабочими группами госкомиссии предлагалось вдвое увеличить численность депутатов мажилиса, с тем чтобы половина избиралась по партийным спискам, другие 50% - по одномандатным округам, - говорится в статье. - Также предлагалось увеличить количество депутатов сената, добавив определенное количество мест для кандидатов Ассамблеи народов Казахстана. Нурсултан Назарбаев безоговорочно поддержал только последнюю инициативу и в свою очередь предложил продумать аналогичный механизм и для мажилиса. Что же касается увеличения числа депутатов в целом, то президенту больше импонируют предложения о повышении качественного состава депутатского корпуса". По мнению президента РК, "качество и демократичность от количества никаким образом не зависят", поэтому он считает необходимым "усилить парламентскую инфраструктуру в лице вспомогательных экспертных, исследовательских и информационных служб, которые на деле обеспечивают качество законотворческой работы". В вопросе схемы формирования нижней палаты парламента Назарбаев предложил окончательно определиться между мажоритарной и пропорциональной. При этом было предложено не затягивать с внесением изменений в Конституцию.

"Известия-Казахстан", подводя итоги работы госкомиссии, пишут: "Споры о необходимости изменения Конституции в стране уже не ведутся. Свою лепту в непростое дело реформирования политического устройства республики внесла Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Вершители политического будущего Казахстана выполнили свою миссию. Им на смену придут другие депутаты, ученые и юристы, которым предстоит осуществить следующий, не менее важный этап - предложить поправки в Основной закон...".

"Казахстанская правда" "одним из практических итогов завершения деятельности Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ" называет создание рабочей группы по вопросам конституционной реформы. По информации издания, заседания рабочей группы планируется проводить раз в месяц. Руководителем группы является сам глава государства, его заместителем назначен председатель Конституционного совета Игорь Рогов. При этом зампред рабочей группы И.Рогов считает необходимым максимально использовать возможности по расширению полномочий парламента, "...но в рамках президентской формы правления. По мнению главы Конституционного совета, демократию нельзя отождествлять исключительно с превалированием представительных органов власти, то есть с понятием "парламентская республика". "В связи с этим Омрали Копабаев и Виктор Малиновский (члены рабочей группы - прим. ИА REGNUM) также подчеркнули, что радикальной ревизии Конституции не будет. Речь идет о "точечных" изменениях отдельных норм, но не о пересмотре базовых положений Основного закона", - пишет "Казправда".

"Литер" опубликовал предсмертную статью Сабита Жусупова, президента Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования, скончавшегося на прошлой неделе. Будущий Казахстан виделся политологу президентско-парламентской республикой, но "...самым принципиальным... вопросом был и остается контроль за исполнением бюджета". С.Жусупов согласился с мнением Назарбаева о численности депутатов парламента. "Суть его деятельности действительно не в количественных показателях. - писал автор публикации". А самым позитивным моментом С.Жусупов назвал внесение изменений в Конституцию, "и тот факт, что все-таки сделан серьезный шаг на пути модернизации главного закона страны..., однозначное свидетельство того, что намерение членов госкомиссии не осталось сугубо бумажным".

По оценке "Литера", "Казахстан не сразу станет президентско-парламентской республикой, изменения в Конституцию внесут через 2-3 года". При этом издание приводит данные по итогам деятельности госкомиссии. "В общей сложности они (члены госкомиссии - прим. ИА REGNUM) провели 35 мероприятий, включая заседания рабочих групп, конференции, "круглые столы", общественные слушания. Правда, на взгляд журналистов, проходили эти мероприятия несколько скучновато. Но три из шести заседаний состоялись под непосредственным руководством Нурсултана Назарбаева". Газета обращает внимание на то, что сформированная рабочая группа по изменениям в Конституцию начала действовать сразу же после своего создания: "...Политически активная общественность столицы была несколько шокирована оперативностью главы государства. Не успев объявить о создании этой группы, вчера он уже провел первое ее заседание". Таким образом, резюмирует газета, "...старт демократическим преобразованиям в стране, о необходимости которых много говорилось, дан официально". "Мы заимеем более сильный парламент благодаря увеличению его функций, но количество депутатов при этом не изменится. Быть может, его перестанут называть законодательным отделом при правительстве, потому что у трибунов появится реальное право контролировать действия кабинета министров. А главное - расходную часть бюджета. И наконец поставлена точка в дискуссиях о незыблемости Основного закона. В течение нескольких ближайших лет мы, возможно, будем жить по новой Конституции", - говорится в заметке.

К слову, президентское "добро" на предстоящие изменения в Конституцию в качестве позитивного момента отмечают практически все средства массовой информации. "Наконец свершилось то, чего так долго ждали политические партии, - пишет "Новое поколение", -... глава государства согласился, что настало время политических изменений на уровне Конституции". Между тем газета подчеркивает, что "...до радикальных реформ, на которые рассчитывали члены Госкомиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ, дело все-таки не дошло". "НП" обращает внимание на примечательный факт: "В первый (и, как оказалось, в последний) раз в работе Госкомиссии, ставшей наследницей Нацкомиссии по демократизации (НКВД) и постоянно действующего совещания, решили принять участие представители оппозиционных партий. Так, за круглый стол сел глава коммунистов Казахстана Серикболсын Абдильдин. Собирался занять свое место Жармахан Туякбай. Но нелетная погода в Астане (в тот день разыгрался сильный буран) не позволила ему покинуть пределы Алма-Аты. Как, кстати, и Дариге Назарбаевой". Оценивая в целом работу госкомиссии, газета пишет: "в принципе, результаты работы Госкомиссии есть - страна все-таки дожила до времени, когда ее народ сочли готовым к конституционным изменениям. Президент согласился поделиться частью полномочий. Но не в ущерб президентской власти". По информации "НП", "...ориентировочно проект конституционных изменений будет представлен широкой публике уже к лету этого года".

"Панорама" меж тем публикует мнение первого секретаря Коммунистической партии Казахстана Серикболсына Абдильдина, по словам которого, "президент поспешил с роспуском Госкомиссии по вопросам демократизации". Более того, лидер КПК "...считает, что президент "допустил очень большую ошибку, распустив Госкомиссию по вопросам демократизации". Он полагает, что "даже из тактических соображений ее надо было сохранить до решения вопроса - быть или не быть Казахстану председателем ОБСЕ".... Председатель КПК, который первый раз участвовал в работе комиссии, ожидал, что президент "повременит с роспуском", учитывая и то, что, по словам самого главы государства, обсуждавшиеся в формате госкомиссии вопросы и дальше будут прорабатываться и обсуждаться". Вместе с тем, "отвечая на вопрос об итогах работы госкомиссии, лидер коммунистов высказал мнение, что "нужно уважать труд разработчиков, хотя в их предложениях нет новизны". Одновременно он подчеркнул: "Было бы хорошо, чтобы Президент имел политическую волю и воспринял предложения, которые внесены, и начал реально реформировать государственную власть". "Демократия, свободные выборы как воздух нужны Казахстану. Но пойдет ли на это глава государства?" - сказал г-н Абдильдин. А по поводу того, что народ должен "выстрадать демократию", заметил, что "казахстанцам незачем страдать для того, чтобы при голосовании грамотно подсчитать голоса 7 миллионов избирателей". Первый секретарь КПК не видит смысла в решении увеличить численность сената (верхняя палата парламента) и оставить неизменным состав мажилиса. "В соответствии с международной практикой, 100 тысяч населения должен представлять один депутат. "Возможно, исходя из этого, кто-то из проектировщиков сделал разумно, чтобы в зале мажилиса было 150 кресел", - сказал он, отвечая на один из вопросов".

Свое мнение относительно итогов работы госкомиссии высказала и другая часть оппозиции - партия "Настоящий Ак жол" и Общенациональная социал-демократическая партия. Как пишет "Панорама", в спецзаявлении "...отмечено, что предложения рабочих групп комиссии являются осторожными, но все же позитивными". Также, по оценке двух оппозиционных партий, "главным содержательным аспектом выступления главы государства стало признание того факта, что Основной закон страны нуждается в изменениях". При этом особо подчеркнуто, что "в нынешней ситуации, при наличии политической воли все рекомендации госкомиссии по внесению изменений в Конституцию могут быть реализованы Президентом Нурсултаном Назарбаевым и партией "Нур Отан", имеющей квалифицированное большинство в обеих палатах парламента, в кратчайшие сроки".

"Республика" подходит к освещению темы критически: "финита ля комедия" - так можно охарактеризовать решения президента о ликвидации Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ и создании рабочей группы, которая займется подготовкой предложений по внесению изменений в Основной закон страны. При всей своей неожиданности меры эти давно напрашивались. Во-первых, Госкомиссия как доказательство приверженности нынешнего главы государства демократическому пути развития потеряла свою ценность, и в преддверии декабрьского сражения за пост председателя ОБСЕ на 2009 год нужно было найти новый аргумент, которым и станет рабочая группа. Во-вторых, если говорить о политических реформах и поправках в Конституцию президент был готов в широком кругу, но разрабатывать конкретные вещи он предпочитает в узком". По оценке издания, "Казахстан останется президентской республикой, в которой будет усилена роль парламента, а внутри парламента - роль правящей партии. Выборы в парламент будут проводиться по пропорциональной системе, что лишит региональные элиты возможности отстаивать свои частные интересы и заставит их конкурировать между собой не только в госаппарате, но и в правящей партии. В составе парламента появятся депутаты от Ассамблеи народов Казахстана, что увеличит президентскую квоту в высшем представительном органе власти. Правительство будет отделено от президента при сохранении влияния последнего на него, в результате тот сможет эффективнее отстраняться от провалов и ошибок последнего. Политические партии будут посажены на госфинансирование, что усилит контроль над ними государства - денежки ведь любят счет. Все остальное, вроде передачи права санкционирования арестов судам или превращения акимов районов и районных маслихатов в органы местного самоуправления, не суть важно. Оно - гарнир, призванный отвлечь внимание населения от того, что фактически ничего не меняется. Первый президент по-прежнему будет находиться в эпицентре власти и дергать за все ниточки, другое дело, что сам эпицентр может переместиться в кресло лидера "Нур Отана".... Таким образом, очередная политическая комедия из цикла "Казахстан движется по демократическому пути, но почему-то становится все ближе к автократии" закончилась. Впереди новая - "Рабочая группа под руководством Первого президента РК готовит поправки в Конституцию". А она в скором времени сменится трагикомедией -"Казахстан требует пост председателя ОБСЕ, потому что является самой демократичной страной к востоку от ЕЭС".

"Деловая неделя" приходит к выводу, что госкомиссия "...не разработала ничего, что бы конкретно касалось принципиальных изменений в структуре государственной власти в стране. Перераспределение ответственности без соответствующей и реальной децентрализации полномочий - пустая трата времени и денег". Издание полагает, что главный итог деятельности госкомиссии заключен в высказывании президента о сохранении президентской формы правления: "Все согласны с тем, что в Казахстане должна быть президентская республика, но с более сильным и функциональным парламентом, с развитой и цивилизованной судебной системой". После этого, считает "ДН", "ни численность депутатов, ни перекладыванием на них ответственности за бюджет, ни консультации с ними по поводу кандидатуры премьера не имеют особенного значения. Весь ремонт, образно говоря, свелся к перестановке старой мебели".

Между тем, "Панорама" публикует материал с круглого стола на тему "Политический расклад сил в Казахстане: новые игры по старым правилам", прошедшего в дискуссионном клубе имени Нурбулата Масанова, где с основным докладом выступал директор "Группы оценки рисков" Досым Сатпаев. По мнению политолога, если в Казахстане есть серьезный фактор нестабильности, "...это в первую очередь то, что происходит внутри местной элиты", и "Казахстан в части специфики элитных взаимоотношений больше схож с Туркменией. В обеих странах "основные политические и экономические решения принимаются внутри элиты без участия третьих игроков". Д.Сатпаев считает, что "самый главный момент, характеризующий текущую политическую ситуацию и ее тенденции на будущее, заключается в том, что глава государства постепенно теряет роль главного арбитра во внутриэлитных конфликтах. Но при этом он еще имеет возможности для борьбы с последствиями этих конфликтов". Таким образом, "политическая система, которая в течение пятнадцати лет выстраивалась в Казахстане, считает политолог, становится все более сложным организмом, включающим в себя большое количество амбициозных "теневых" игроков, которые все активнее заявляют свои права на политическую и экономическую свободу действий. При этом все они боятся нового передела собственности, "который в любом случае начнется после ухода Президента Назарбаева". Ослабление же контроля за элитой приводит к сбою традиционного механизма согласования интересов между многочисленными конкурирующими лицами и группировками". По выражению политолога, "ощущение таково, что наш глава государства столкнулся с известным синдромом любых сверхпрезидентских систем - синдромом политического одиночества. А оно означает, что могут быть сбои при реализации проекта "Преемник". Гибель Заманбека Нуркадилова и Алтынбека Сарсенбаева, уверен Д.Сатпаев, "...привнесли "серьезную трещину в сознание элиты - многие осознали, что они не застрахованы от того, чтобы стать жертвами тех или иных политических игр; была нарушена политическая традиция. Это показало, что даже до начала проекта "Преемник" определенные политические группировки готовы пойти на серьезные меры для того, чтобы, дестабилизировав ситуацию, достичь своих целей".

Национальная безопасность

Политика внешнеполитического ведомства Казахстана с приходом в него Марата Тажина активизируется и внутри страны. Глава МИДа выступает за новые подходы в формировании внешнеполитического имиджа страны, что предполагает большее влияние его ведомства в том числе на внутренние дела. Предложения были озвучены на минувшем заседании правительства под председательством премьер-министра Карима Масимова.

Как рассказывает "Казахстанская правда", в своем докладе о приоритетных направлениях внешней политики страны министр иностранных дел Марат Тажин отметил, что "...во главу угла ставится обеспечение национальных экономических интересов на мировой арене. Но соответствующие задачи невозможно эффективно решать без четкой координации действий на государственном уровне, в первую очередь это относится к центральным исполнительным органам. М. Тажин подчеркнул, что необходимо согласование с МИД их международной деятельности, только так можно обеспечить приоритет государственных, а не узковедомственных интересов". В связи с этим глава внешнеполитического ведомства предложил "...за полтора месяца до зарубежных визитов руководства страны и других крупных международных мероприятий проводить в МИД координирующие совещания по проработке содержательных и организационных вопросов, в том числе в части проектов международных договоров". Также предложено, чтобы перед проведением важных международных мероприятий руководители госорганов получали "соответствующие консультации у курирующего заместителя министра иностранных дел. Соответственно, по итогам служебных загранкомандировок в МИД должен представляться подробный отчет для дальнейшего анализа и выработки поручений нашим загранучреждениям".

Эту необходимость, пишет "Панорама", министр объяснил тем, что "...зачастую к проработке проектов договоров в авральном режиме приступают лишь накануне визитов". "Как результат, - отмечает издание, - нарушения установленного порядка заключения международных договоров, поверхностный анализ их реальной экономической, финансовой и внешнеполитической целесообразности. Впоследствии по таким соглашениям длительное время не проводятся внутригосударственные процедуры, необходимые для их вступления в силу".

Вместе с этим, продолжает "Казправда", в казахстанском МИДе считают необходимым ввести контроль и над субъектами экономики. По словам М.Тажина, в МИДе "...убеждены, что решение о вхождении на те или иные рынки, о крупных инвестициях, создании экономического партнерства за рубежом следует принимать при непосредственном участии МИДа и его загранучреждений". Министр заверил, что МИД не намерен вмешиваться в хозяйственную деятельность, "...однако предупредить возможные негативные для республики последствия и обеспечить соблюдение национальных интересов" обязан.

"Панорама" передает: "Глава внешнеполитического ведомства отметил, что в настоящее время динамика выхода на внешние рынки "фактически никем не контролируемая", при этом "определяющим элементом" здесь является "скорость окупаемости вложений на фоне ограниченности национальных инвестиционных ресурсов, а также наличия серьезных факторов риска в странах-реципиентах. Для того, чтобы интересы бизнеса и государства полностью гармонировали, МИД готов совместно с представителями экономического блока правительства и бизнес-структур выработать четкую стратегию выхода на внешние рынки, с тем чтобы "казахстанская дипломатия могла эффективно продвигать и защищать интересы отечественного бизнеса". Между тем, "своим коллегам-министрам глава МИД предлагает активизировать работу с послами зарубежных стран, работающими в нашей стране. - Мы считаем важным возобновить практику организации специальных встреч-брифингов членов правительства с главами дипломатических представительств. Если данное предложение будет одобрено, в ближайшее время мы готовы составить соответствующий график, который будет учитывать предстоящие внешнеполитические мероприятия", - заверил г-н Тажин.

"У всех казахстанских министров появился новый контролирующий орган в лице МИДа, - резюмирует "Новое поколение". - Теперь без визы этого ведомства не будет проводиться ни одно мероприятие как внутри, так и за пределами страны, если оно хоть как-то будет затрагивать вопросы международного сотрудничества. На контроль будут поставлены даже финансовые потоки". Говоря о последствиях непродуманной внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности госорганов и экономических структур, министр "...лишь упомянул, что "это не только вопросы эффективности, это вопросы безопасности, вопросы наших политических обязательств и долгосрочных национальных интересов". Издание рассказывает, что "прессе дали возможность прослушать только доклад министра - обсуждение продолжилось в закрытом режиме. Как отметили его участники после окончания совещания, никто из членов Кабмина по поводу этих предложений возражать не стал. "Да и не осмелился бы", - добавляют в кулуарах". Как прокомментировал изданию молчание коллег изданию министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев, "потому что Тажин - очень опытный, сильный государственный деятель". "Он долгое время работал в администрации, на ключевых постах, и он это делает не в каких-то собственных интересах, а исключительно с точки зрения эффективности в целом государственного управления...". По словам министра информации, предложения МИДа "...могли бы вызвать дискуссию, если бы с этими инициативами выступил какой-нибудь другой министр". "Тогда многие вопросы просто не прошли бы, - считает он. - Это совершенно точно. Но поскольку с этими вопросами выступил Тажин, вопросов не было". Между тем, пишет "НП", председатель комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса парламента Серик Абдрахманов, присутствовавший на заседании, "...посчитал излишним вопрос о выделении земельного участка в Астане для строительства дипломатического городка". "С такой просьбой к столичным властям в своем выступлении обратился Марат Тажин в конце своего доклада. По задумке представителей МИДа, на территории данного участка площадью 50 гектаров должны быть построены все необходимые социальные объекты для представителей дипломатических миссий, включая дом приемов, школу, библиотеку, поликлинику", - отмечается в статье.

Также на минувшей неделе состоялось очередное заседание Совета безопасности РК с участием Н.Назарбаева. "Литер" сообщает, что в повестку дня были включены два вопроса: был заслушан отчет об исполнении поручений, данных в ходе прошлогоднего заседания Совбеза, а также утвержден проект Стратегии национальной безопасности страны. Как пояснил секретарь Совета безопасности Берик Имашев, "стратегия нацеливает государственные органы на активные действия по формированию конструктивной и безопасной среды - внешней и внутренней, на использование имеющихся и потенциальных возможностей госорганов по продвижению интересов Казахстана как в Центральноазиатском регионе, так и во всем мире, - заметил Берик Имашев. - Выполнение мероприятий стратегии будет направлено на упреждение и выявление потенциальных угроз. Еще было сказано, что в ближайшее время будут приняты акты президента о военной доктрине, о системе модернизации вооружений и о координации спецслужб Казахстана. Контролировать выполнение стратегии будет правительство совместно с Совбезом".

"Известия-Казахстан" дополняют, что стратегия нацбезопасности в ближайшее время будет подкреплена указами президента "О военной доктрине", "О системе модернизации вооружений" и "О координации спецслужб Казахстана". По словам министра индустрии и торговли Галыма Оразбакова, "в рамках обсуждения проекта стратегии поднимался вопрос о формировании новой военно-технической политики". Министр сказал, что она предполагает модернизацию военной техники, которая находится на вооружении казахстанской армии и других силовых структур. При этом к процессу модернизации вооружения предполагается привлечь предприятия оборонно-промышленного комплекса самого Казахстана". И все же, по мнению издания, главной темой заседания Совбеза "...стал вопрос искоренения коррупции в налоговых и таможенных органах республики". "И-К" напоминают, что в прошлом году Совет безопасности под председательством Нурсултана Назарбаева поручал министру финансов Наталье Коржовой подготовить поправки в Налоговый и Таможенный кодексы, "...которые положили бы конец "независимости" этих двух структур от главного фискального органа страны". "И, как сообщила журналистам Наталья Коржова, в ближайшие дни эти поправки будут внесены в парламент", - пишет издание. Министр заявила, что после изменения законодательства Налоговый и Таможенный комитеты они превратятся в комитеты в составе центрального уполномоченного органа Минфина. Таким образом, "...для них кадровые вопросы, вопросы нормотворчества, вопросы, связанные с исполнительской дисциплиной, и т.д. будет решать и устанавливать единый экономический орган". Несмотря на будущие изменения, председатель финансовой полиции Сарыбай Калмурзаев убежден, что действующие нормы Налогового кодекса "...однозначно позволяют налоговикам устанавливать свои "правила игры", пишут "И-К".

"Новое поколение", ссылаясь также на главу финполиции, пишет: "Не лучше ситуация и с действующим Таможенным кодексом, который, по мнению С.Калмурзаева, создает множество лазеек для коррупционеров. "В соответствии с Таможенным кодексом Казахстана таможенники определяют стоимость завезенного или перемещенного товара сами. То есть они могут назвать любую стоимость товара! В такой ситуации нет смысла сажать их без остановки - они буду продолжать пользоваться этой прорехой в законодательстве".

"Казахстанская правда" рассказывает: в ходе заседания Совбеза "глава государства отметил, что задача вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира требует жесткой борьбы с коррупцией, повышения ответственности и дисциплины государственных органов". При этом Н.Назарбаев пообещал, что вопрос борьбы с коррупцией всегда будет находиться на его личном контроле. По мнению же издания, "...в последнее время Совет безопасности заметно усилил свою координирующую роль в борьбе с коррупцией и обеспечил принятие ряда системных мер законодательного, институционального и организационного характера". "На волне общественного резонанса удалось повысить уровень доверия населения к органам власти, о чем свидетельствуют и многочисленные обращения граждан и организаций", - говорится в заметке. В то же время Н.Назарбаев "...акцентировал внимание членов Совета безопасности на том, что кардинального перелома ситуации на данном направлении так и не произошло". "Нередко борьба с коррупцией ведется формально, - пишет издание. - Да и вообще иные действия чиновников и близко не вписываются в смысл установок, направленных на улучшение качества госуправления". Что касается озвученных проблем, в частности заражения детей ВИЧ-инфекцией в Южно-Казахстанской области, нарушений в жилищной сфере, утраты контроля над использованием фонда оплаты труда в национальных компаниях, проблем с обеспечением безопасности дорожного движения, "казалось бы, после критики ситуация должна была измениться кардинальным образом". "Но если одни ведомства всерьез подошли к решению накопившихся проблем, то другие, увы, так и не выполнили поручений, данных на прошлогодних заседаниях Совета безопасности". В частности, генеральный прокурор Рашид Тусупбеков "...акцентировал, к примеру, внимание участников заседания на грубых нарушениях законодательства при реализации Государственной программы развития жилищного строительства и привел целый ряд фактов". "Так, в Уральске квартиры, предназначенные для малообеспеченных, социально защищаемых слоев населения, были выданы 72 работникам государственных органов. В Павлодаре 53 квартиры реализованы работникам АО "Алюминий Казахстана", которые, как говорится, и близко не относятся к лицам, имеющим приоритетное право на получение жилья. В то же время 80 гражданам, имеющим на этот счет именно приоритетное право, необоснованно отказано. В Алма-ате выявлено 150 фактов незаконной реализации ипотечного жилья, в том числе 85 человек получили квартиры по фиктивным документам работников образования, 22 - здравоохранения, 43 - как сотрудники иных государственных организаций. Аналогичные нарушения допущены в Атырауской, Жамбылской и Актюбинской областях", - говорится в статье. Озвученные факты, пишет "Казправда", вызвали возмущение президента страны: "Государство напрягает все силы и выделяет средства, чтобы обеспечить тех, у кого нет жилья. А государственные служащие на местах бессовестным образом, имея квартиру или дом, за счет государства покупают недорогое жилье. Как земля носит таких людей?". Поэтому, подводя итоги заседания, Нурсултан Назарбаев "особо подчеркнул": "Борьба с коррупцией и мздоимством - дело всего казахстанского народа. Только правоохранительными органами, силами государственной службы и контролирующих органов мы этот вопрос не решим. Весь народ должен участвовать в этом процессе".

"Новое поколение" резюмирует: "Наша страна существенно продвинулась по индексу экономической свободы, поднявшись со 135-го на 75-е место. Воодушевленный такими результатами президент страны на заседании Совбеза дал новый "нагоняй" отечественным чиновникам, напомнив в очередной раз, что вопрос борьбы с коррупцией всегда будет находиться под его личным контролем. То, что в свое время говорил Марк Твен: "Государственный служащий - лицо, выбираемое народом, чтобы распределять взятки", - как нельзя лучше подходит к сегодняшней ситуации в Казахстане". Издание пишет, что по итогам заседания Совбеза Н.Назарбаев, "как всегда, всем раздал задания". "Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики государственными служащими, Агентству по делам госслужбы поручено в трехмесячный срок разработать предложения по изменениям, дополнениям в законодательство, касающиеся предупреждения конфликтов интересов, недопущения ситуаций, в которых должностное лицо может использовать служебное положение в личных целях. Правительству в трехмесячный срок предписано завершить работу по подготовке стандартов государственных услуг, в том числе определить критерии рейтинговой оценки деятельности руководителей государственных органов. Министерству индустрии и торговли в рамках доработки Закона "О частном предпринимательстве" предусмотреть дополнительные меры по устранению административных барьеров для бизнеса, особенно на стадии разработки нормативных актов, затрагивающих интересы бизнеса", - говорится в статье.

Эхо Москвы

Ожидается, что в ближайшее время состоится неформальная встреча президентов России и Казахстана. На минувшей неделе Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев по телефону обсудили планы российско-казахстанских контактов на ближайшую перспективу. По сообщению пресс-службы президента РК, президенты обсудили актуальные вопросы двусторонних отношений, а также обменялись мнениями по ряду вопросов регионального характера, в частности, о современной ситуации в СНГ и предстоящих в нынешнем году многосторонних встречах в рамках ЕврАзЭС и ШОС.

Тем временем, "Известия-Казахстан" рассказывают о принятом решении использовать в СНГ опыт Казахстана в защите прав интеллектуальной собственности. "Исполнительный комитет СНГ постановил распространить опыт нашей республики по защите прав интеллектуальной собственности на другие страны Содружества". Об этом на восьмом заседании Совета министров юстиции при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества сообщила министр юстиции Казахстана Загипа Балиева. Издание отмечает, что такое решение было принято после того, как "международное сообщество исключило Казахстан из списка стран, "неадекватно охраняющих права на интеллектуальную собственность". "Рецепт" успеха, за которым в том числе прибыли в Астану участники восьмого заседания совета, оказался прост и незатейлив: казахстанские госорганы ужесточили контроль по охране авторских прав, борьбу с контрафактной продукцией, в то же время создается патентный дворец.

Что касается самого заседания, оно, отмечают "И-К", "...вообще проходило под знаком интереса к казахстанскому опыту". "Либо к тому, как наша страна намерена решать ту или иную проблему. Показателен в этом отношении интерес стран СНГ к предстоящему внедрению в нашей республике единого идентификационного кода, который будет присваиваться казахстанцам при рождении и заменит номера многочисленных документов - от номера свидетельства о рождении до номера РНН и загранпаспорта. Так, министр юстиции Киргизии (где подобные универсальные номера введены уже три года назад) Марат Кайыпов признает, что система присвоения этих номеров, которую собирается выстраивать наше государство, выглядит намного логичнее кыргызской", - пишет газета. В числе других вопросов повестки дня восьмого заседания министров юстиции "И-К" выделяют "...вопросы гармонизации законодательств в таможенной сфере, нотариате и адвокатуре, а также в сфере... регистрации браков". "Загипа Балиева подчеркнула, что сформировать единую политику в сфере регистрации актов гражданского состояния не менее важно, чем, к примеру, в вопросах таможни", - отмечает издание. По словам министра юстиции РК, "независимо от того, что наши государства суверенные, граждане влюбляются, женятся, имеют семейно­брачные отношения, переезжают". "Мы должны все упростить, чтобы можно было комфортно для людей решать эти вопросы", - считает глава министерства. Кроме того, пишут "И-К", участники обменялись опытом "в области регистрации общественных и религиозных объединений и политических партий, подчеркнув, что в этом вопросе речи об унификации не идет - здесь каждая страна учитывает свои нюансы".

В государствах СНГ по-прежнему существуют схожие проблемы, в частности, в ситуации с нелегальной миграцией. Так, "Литер" повествует о первых результатах нового миграционного законодательства России, которое действует чуть больше месяца. По данным газеты, "за прошедший с момента принятия закона месяц Федеральная миграционная служба только в Москве поставила на учет 108 тысяч мигрантов, 31 тысяче человек было выдано разрешение на работу...". "Однако сейчас выдача разрешений производится без учета установленной квоты в размере 6,3 миллиона человек из безвизовых стран, - пишет издание. - Минздравсоцразвития должно было подготовить квоты для всех регионов еще до конца декабря, но никаких цифр московские власти пока не получили. Разрешения на работу выдаются исходя из того, что российской столице необходимо не более 700 тысяч гастарбайтеров из стран СНГ". Как отмечает газета, "отсутствие конкретных цифр - только начало длинного списка проблем, вызванных новым законом о миграции". "Через несколько дней после вступления в силу законодательства, по которому гастарбайтеры могут занимать на российских рынках лишь 40 процентов рабочих мест, стало очевидно, что московским базарам катастрофически не хватает торговцев", - говорится в статье. Кроме того, отмечает "Литер", "несовершенство нового законодательства выразилось также в трудностях правил регистрации". "С одной стороны, - пишет издание, - они упростились, с другой - усложнились. Согласно новому закону под местом пребывания теперь понимается "место жительства или иное нежилое помещение". Получается, что гастарбайтер может зарегистрироваться в метро, телефонной будке или любом другом общественном месте. Тем, кто решил зарегистрироваться в квартирах, теперь, правда, стало проще. Раньше в паспортном столе требовали выписку из финансово-лицевого счета, и если за квартплату был долг, этот документ жилищная контора не выдавала. Сейчас эти правила уже не действуют. Однако на пути мигрантов, желающих легализовать свое положение, встали другие преграды. Дело в том, что разрешение на работу в Москве выдают только около десятка специально созданных контор. Нетрудно догадаться, что за получением желанного разрешения гастарбайтеры выстраиваются в длинную очередь и проводят в ожидании несколько суток. Кроме того, до сих пор неизвестным остается и число мигрантов, находящихся в России. Если по одним данным их 13-15 миллионов, то по мнению других экспертов, их насчитывается 6 миллионов (именно эта цифра учитывалась, когда вводилось квотирование количества трудовых мигрантов в 6,3 миллиона)". Газета сообщает также о предложениях принять общефедеральную целевую миграционную программу, "...которая бы разграничила полномочия между федеральными и региональными властями". "Кроме того, - отмечается в статье, - предлагается создать комплексную комиссию, занимающуюся спорными моментами в вопросах миграции. Правительство Москвы, к примеру, предлагает усложнить процедуру отбора иностранных рабочих перед выдачей им трудовых карт, заключить соглашения со странами СНГ об обмене трудовыми ресурсами, а также ввести административную ответственность для тех, кто сдает квартиры нелегалам".

Тем временем в Казахстане дела с нелегальной миграцией обстоят не лучше. Как рассказывает "Панорама", "проблема нелегальных мигрантов в новом году по сравнению с прошлым не только не ослабла, но явно нарастает". Такой вывод газета делает из обнародованной на прошлой неделе статистики задержаний мигрантов, полученной в ходе оперативно-следственного мероприятия "Правопорядок" Управлением миграционной полиции департамента внутренних дел (ДВД) Алматы. "Об этом же говорят и итоги работы этого подразделения ДВД за неполные два месяца 2007 года. Так, комментируя... вопрос - как отразилась на динамике нелегальной миграции акция по их легализации, инициированная в прошлом году, заместитель начальника управления миграционной полиции майор Марат Кизимбаев заявил: "Оценить ее воздействие в целом на эти процессы нам сложно, но за истекший период этого года мы уже выявили на 150% нелегалов больше, чем за аналогичный период 2006 года". Издание обращает внимание также на тот факт, что "...среди нелегалов из стран дальнего зарубежья, по словам полицейских, доминируют не китайцы, как принято считать в казахстанском обществе, а турки". Газета полагает, что с учетом профессиональной специфики граждан Турции на рынке рабочей силы - в строительном секторе - "можно в очередной раз сделать предположение о том, что нелегальную миграцию в Казахстан снизить административными мерами вряд ли будет легко". Еще одним фактором, способствующим нелегальной миграции в Казахстан, пишет "Панорама", "...является состояние наших границ с соседними странами СНГ". "На брифинге, устроенном Управлением миграционной полиции по итогам операции "Правопорядок", в частности, рассказывалась история нелегала из Китая, который без визы проник в Казахстан через Киргизию, приехав в Алма-ату... на такси". Кроме того, в результате операции "Правопорядок" выявлен "факт, который не только не вызывает удивления, но совершенно укладывается в ранее делавшиеся специалистами прогнозы миграционных процессов, в которые вовлечен Казахстан, это преобладание среди выявленных мигрантов из стран СНГ граждан Узбекистана...". "Ими же, по данным полиции, совершается и основная часть правонарушений, - пишет издание. - Демографический потенциал соседней страны позволяет говорить о том, что эта тенденция будет постоянно нарастать".