Марк Зорян: Джавахкские "патриоты" в рамках грузинской конституции
Инцидент, произошедший между действующими в Армении "джавахкскими партиями" в Ереванском пантеоне, в ходе которого последние, в том числе, партия "Могучая Родина", земляческий союз "Джавахк" и общественная организация "Единство грузинских армян" "делили" могилу великого армянского поэта
Недавняя история Армении знает немало ярких примеров, когда даже карабахская проблема использовалась различными политическими группировками в борьбе, нацеленной на овладение и удержание власти, сведение счетов с политическими противниками. Данная возня, которая нередко приводила к вооруженным разборкам и человеческой крови, нанесла огромный урон стабильности, консолидации общества, обороноспособности и, главное, приводила к разочарованию широких слоев общественности.
Видимо, карабахская тема в настоящее время не востребована в политических разборках, поэтому, после довольно длительной местечковой возни между джавахкскими общественными организациями и компаниями, состоялось давно ожидаемое столкновение двух группировок - не очень успешной и, видимо, политически бесперспективной партии "Могучая Родина" (со своим искусственным спутником - земляческим союзом "Джавахк") и наспех созданной организации "Единство грузинских армян". Обе группировки весьма сходны по этнографическим, фольклорным, лингвистическим и ментальным признакам. Обе группировки, хотя и возникли в разное время, но весьма схожи по инициативам создания, целям и стилю поведения. Они обе не располагают ни кадровым, ни идейным, ни политическим потенциалом, однако весьма органично вписываются в общую канву и стереотипы поведения политического класса Армении, который давно представлен ни политическими партиями, а некими архаичными, полукриминальными, агрессивно провластными группировками.
Такого рода группировки создаются с определенной целью - переманить голоса избирателей, противопоставить тем или иным политическим организациям пропаганду и различные подвохи. Все попытки организовать подобные группировки не привлекли бы и внимания, если бы последние не затрагивали проблем регионального значения, и не имели бы отношения к Джавахку. Попытки создания региональных организаций, прежде всего, несут в себе задачу вытеснения конкретных политических партий из определенных сфер "патриотической деятельности". Сейчас уже подзабыто то, что партия "Могучая Родина", помимо всех других целей, создавалась для вытеснения партии "
Но вновь приблизились выборы, и данная группировка вновь понадобилась. По мнению отдельных наблюдателей, новая попытка монополизировать джавахкскую тему - "Единство грузинских армян", стала аналогичной попыткой и неотвратимо повторит судьбу "Могущей Родины".
Прискорбный случай в пантеоне, когда соперничающие группировки предъявили свои "права" на память, захоронение, и видимо, литературное наследие Ваана Теряна, подобно тому, как Республиканская партия монополизировала Гарегина Нжде, позволил явственно продемонстрировать стереотипы поведения и политический стиль этих образований. На известном сборище в Ереванской гостинице "Конгресс", когда неформальный лидер и инициатор "Единства грузинских армян" Норайр Теванян заявил, что мол "сметут всех, кто окажется на пути", общественные организации в Джавахке немного насторожено восприняли это и приняли на свой счет. Но происходящие в Джавахке процессы никого особенно не волнуют, и данные заявления делались, скорее, в адрес "Могучей Родины".
Собственно, именно это и интересует тех, кто занимается делом и вносит свой вклад в борьбу джавахских армян за свои права. Ереван, это весьма благоприятная арена, которая способна поглотить все то, что концентрирует внимание на предвыборных кампаниях. Хотя бы в этом смысле, для общественных организаций Джавахка складывается более или менее благоприятная компания. Вместе с тем, вызывает удивление тот факт, что не только лозунги, но и реальные цели и задачи обеих группировок совпадают. В целом, все представления о проблеме Джавахка сводятся к более умеренным, конформистским способам деятельности. Но характерно, что даже довольно умеренные организации в Джавахке настороженно относятся к данным двум группировкам. Словом, имеется в виду ""патриотическая работа" в рамках грузинской конституции", на армянской политической арене. В социальном оптимизме им не откажешь. У любой политической инициативы есть союзник и противник - это время, неумолимое время и историческая логика.
Вести политическую борьбу никому не воспрещается, даже если она носит клановый характер, но все это разворачивается в условиях, более чем реальной угрозы этнической чистки в Джавахке, когда предусмотрено сооружение железной дороги Карс - Ахалкалак и ожидаемое создание грузинской военной базы, численностью личного состава в 3500 единиц на месте российской базы, а также есть категорическое несогласие грузинских властей признать элементарные права армян на пользование родным языком и формализовать местное самоуправление.