После перехода в парламентскую оппозицию на Украине Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) перманентно выступал с требованиями проведения досрочных выборов на Украине, пересмотра Конституционной реформы, создания новой Конституции. О том, что удалось сделать в этих направлениях и о дальнейших планах политической силы рассказал в интервью ИА REGNUM народный депутат Верховной рады от БЮТ Владимир Скубенко.

ИА REGNUM: Есть ли уже представление от вашей политической силы в Конституционный суд Украины по поводу досрочных выборов в Верховную раду?

Блок Тимошенко будет бороться за досрочные выборы не только в местные советы, но и в парламент. Для этого уже сделано обращение в Конституционный суд. С мандатом расставаться тяжело, но есть партийная дисциплина, так что депутаты БЮТа готовы сложить полномочия. Мы не согласны с той коалицией, которая сегодня сложилась в парламенте. Она не отражает результатов народного волеизъявления. И у нас есть большая уверенность, что нам удастся провести досрочные выборы в местные советы. Это будет сделано путем внесения изменений в Конституцию либо путем внедрения закона об императивном мандате. Есть несколько способов и методик, которые мы сейчас используем, чтобы добиться этого результата. Мы очень надеемся, что этот парламент и эти местные советы не будут существовать так долго, чтобы нанести непоправимый ущерб.

ИА REGNUM: В случае досрочных выборов, какой будет позиция блока Тимошенко относительно формирования партийных списков? Известны случаи, когда депутаты разных уровней покидали БЮТ...

Блок Тимошенко признает справедливость критики журналистов по поводу формирования партийных списков. Непрозрачность этого процесса была проблемой и, теперь партия разработала принципы открытого формирования списков на выборах, которые обязательно будут досрочными. Мы формируем списки партии для участия в списках для новых выборов. Мы хотим сделать процесс публичным и будем публиковать их. С помощью СМИ мы хотим провести в Донецкой области дискуссию по кандидатам в депутаты от нашей партии. Первый, главный принцип - публичность. Депутат должен иметь открытую жизненную позицию. То есть не за два месяца до выборов, а уже сейчас кандидат должен выступать перед избирателями и всегда быть готовым общаться с прессой. Второй принцип - профессионализм. Уже на стадии подготовки к выборам необходимо формировать комиссии. Каждый депутат, еще будучи кандидатом, должен работать по своему будущему профилю. Если человек готовится работать в комиссии по здравоохранению, то уже сейчас должен иметь предложения и планы для реализации.

БЮТ столкнулся с этой проблемой в тех регионах, где набрал большинство в местные советы. Не хватает профессионалов для работы в исполкомах. Не так быстро люди готовы взять власть в свои руки. И приходится использовать старый революционный механизм, привлекать военспецов. То есть мы вынуждены работать с теми чиновниками, которые есть на местах. Так как именно они являются носителями информации и механизмов решений. И получается замкнутый круг - советы меняются, а исполкомы остаются. Этот круг порочен и, его необходимо разорвать. То есть уже сейчас готовить кадры к работе. Третий тезис - партийность. И вопрос не в том, чтобы депутат или кандидат просто состоял в партии. Он должен быть партийным функционером. Он должен не только разделять партийные взгляды, но и пропагандировать их, активно участвуя в партийном строительстве. Тогда не будет разночтений, как сейчас. Когда у ряда депутатов есть свое видение развития ситуации в совете, отличное от партийной программы, за которую голосовал избиратель. Мы это четко наблюдаем на примере киевского горсовета.

ИА REGNUM: Изменилась ли позиция блока Тимошенко по поводу Конституционной реформы?

Депутаты от Блока Тимошенко уже работают над отменой конституционной реформы. И если первая Конституция породила кучмизм, а вторая - власть олигархических кланов, то третья должна стать основой народовластия. Мы уже начали работать над текстом новой Конституции. Это и есть отмена самых неудачных моментов политреформы. В каком формате это будет, пока не решено. Может внесение серьезных изменений в действующий основной закон, может принятие нового документа. По этому вопросу еще идет дискуссия. Но делать это необходимо, по сути вопроса сомнений нет. В этом заинтересованы все люди. Помните, как принималась конституционная реформа? Ночью, в состоянии третьего президентского тура, она стала результатом большого компромисса.

И все спекуляции представителей "Нашей Украины" вокруг закона о Кабмине в первую очередь говорят о несовершенстве Конституции. Три человека не могут в кулуарах решать судьбу страны, поэтому мы выступаем за четкое определение правил игры. Пусть два Виктора решают кто сильнее в Конституционном суде. Но правила должны быть понятны для народа. А не как сейчас - собираются в секретариате президента три человека и решают стратегические вопросы для страны. Кто им дал такое право? Что это за посиделки? По закону должен быть определен статус и Кабмина, и оппозиции. Мы вполне серьезно говорим, что закон о Кабмине мы принимали для себя. Закон об оппозиции - для Партии регионов. Чтобы потом, когда маятник качнется в другую сторону, не возникало соблазнов.

ИА REGNUM: Как БЮТ относится к идее референдума по вступлению Украины в НАТО, на общегосударственном и местных уровнях?

Фракция Блока Тимошенко выступает за то, что именно референдум, как главный способ волеизъявления народа, должен быть окончательным решением важнейших вопросов и не может быть обжалован отдельными политиками. Я лично целиком поддерживаю проведение референдума по НАТО, ЕЭП и статусу русского языка, как на общегосударственном, так и на местном уровне. Референдум должен быть закреплен во всех законодательных актах, а также должен быть четко прописан механизм его реализации. И никто не имеет права на этом спекулировать. Если люди собрались вместе, даже жители одного дома или района или города и высказали свою волю - власть должна будет ее исполнить. И никакие прикрывания решениями городского головы или избирательной комиссии не должны допускаться. Другое дело, что делать все надо без шулерства, честно. Народ должен иметь возможность изменения ситуации в стране в любой момент. С помощью референдума, а не революции. И если какая-то часть региона, или регион проголосует за изменение правил игры на своей территории, что не противоречит Конституции, а влечет за собой изменения - вперед. Мнение народа окончательно и обжалованию не подлежит.