В последнее время на Украине обострилось противостояние силовых ведомств как между собой, так и внутри этих организаций. Президент Виктор Ющенко проводит массовые кадровые перестановки в службе безопасности, правительство назначает своих людей в Министерство внутренних дел вопреки указам президента, а парламент пытается соответствующим законопроектом отменить Совет национальной безопасности и обороны (СНБО). О сложившейся ситуации корреспондент ИА REGNUM беседовал с экспертом по вопросам безопасности и обороны Международного центра перспективных исследований Игорем Чумаком.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в силовых органах Украины?

Дело в том, что конкуренция между силовыми ведомствами на Украине никогда не прекращалась. Наиболее сильно между собой конкурируют Служба безопасности Украины (СБУ), Министерство внутренних дел (МВД) и Генеральная прокуратура. Конкуренция у них вырастает на уровне проведения досудебного следствия, которое может быть повернуто в любую сторону - как получения обвинительного заключения, так и в сторону полного оправдания. Экс-глава МВД Юрий Луценко публично говорил, что некоторые дела передавались в генпрокуратуру Украины и хоронились в ней, в принципе такое было и раньше, просто эти вопросы никто не поднимал. Новые назначения, которые сейчас прошли во всех силовых ведомствах страны, не будут способствовать появлению конфликтов на публичном уровне, хотя сами конфликты, естественно, никуда не денутся.

Новоназначенные фигуры в силовых ведомствах Украины работали раньше между собой на различных уровнях, это не новая команда, и они имеют как большой опыт работы в силовых ведомствах, так и достаточное поле для нахождения компромиссов между собой, чтобы конкуренцию на выносить на публику.

ИА REGNUM: Какова при этом будет роль нового вице-премьера Радченко, который будет курировать силовые структуры?

У него очень тонкая роль в нынешней ситуации. Так как СБУ согласно закону подчиняется президенту и в кадровом отношении формируется за счёт его указов, то роль Радченко - нивелирование тех угроз, которые могут возникать со стороны СБУ членам правительства Украины. Владимир Радченко - хороший профессионал, которого знают в СБУ с позитивной стороны, и который имеет высокий уровень личных связей с действующими офицерами службы безопасности. Всё это говорит о возможности буферизации действий ведомства в случае, если будут планироваться определённые шаги в отношении Кабинета министров. Кроме того, Радченко всегда старался соблюдать нейтральную позицию и дистанцировался от влияния политических сил, что позволит ему занимать срединную позицию на этой должности. Также он должен координировать действия МВД, СБУ, пограничников, прокуратуры по выполнению неполитических задач правительства, для реформирования правоохранительных органов и имеет для этого хорошие связи, влияние и положение у разных силовиков.

ИА REGNUM: Недавно в украинском парламенте зарегистрирован законопроект, фактически нивелирующий роль СНБО. Ваше отношение к таким действиям?

Я оцениваю этот шаг украинского парламента очень двояко. С одной стороны, опыт показывает что СНБО (совет национальной безопасности и обороны) в таком виде, в каком он существует на Украине - это уникальная организация. Согласно законодательству, она выполняет некие функции "координации органов в сфере национальной обороны", куда относится, например, ЖКХ и экология, практически все сферы жизни Украины. В то же время, в мировой практике такие органы вообще создаются в моменты каких-то кризисных ситуаций - в чрезвычайное или военное время. Поэтому СНБО и надо было бы реформировать, более чётко выписать функции и задачи этого органа. На сегодня на Украине не реформирована ни судебная, ни правоохранительная система и правительство не может выступить органом координации такого реформирования, и СНБО могла бы взять эти задачи на себя как основные, главные и важные. Поэтому полная ликвидация совета - это потеря всякой возможности реформирования сектора безопасности Украины, что является негативом. Не будем также забывать, что СНБО это достаточно серьёзный интеллектуальный стратегический потенциал, с несколькими институтами. Конечно, рядовые граждане не так много видят этих стратегических инициатив, но они работают. Подводя итоги, СНБО, безусловно, требует реформирования, но не упразднения, вхождения в состав секретариата президента, как предлагает законопроект.