Пока мы "опасаемся перечить "Газпрому": Казахстан за неделю
Отставка "долгоиграющего" правительства: как это было. Премьер-007. Плюсы и минусы правительства Ахметова. Задачи нового кабмина. Рост цен: картофель станет деликатесом. Укрощение строптивой инфляции. Как газовый конфликт Москвы и Минска аукнется Казахстану.
Отставка и назначения
Главным событием первой недели 2007 года в Казахстане стала смена правительства
8 января с.г. Даниал Ахметов подал заявление об отставке, и она была принята президентом
Смена правительства повлекла другие не менее значимые кадровые перестановки в других ветвях власти. Депутатом сената (верхней палаты) парламента и председателем палаты назначен министр иностранных дел РК
"Нельзя сказать, что отставка правительства стала полной неожиданностью, - пишет "Литер". - Слухи о кардинальных кадровых рокировках в исполнительной ветви власти активно муссировались в обществе в течение всего минувшего года. Особенно правдоподобно версии об отставке звучали прошлой осенью. Некие источники даже несколько раз "сообщали" о том, что соответствующее прошение Ахметова уже с октября 2006 года лежит на столе у главы государства. Затем об этом подзабыли. Поэтому мало кто ожидал, что смена караула в коридорах власти состоится практически сразу после долгих праздников - в первую декаду января. Тем более, что в последнее время все как-то свыклись с мыслью, что Ахметов вроде бы устраивает все группировки правящей элиты".
По подсчетам "Нового поколения", кулуарные слухи отправляли Даниала Ахметова в отставку минимум раз пять за более чем три с половиной года его премьерства. Последний год был особенно насыщен подобными разговорами, учитывая заявление президента в момент формирования последнего состава правительства, что Ахметов-де останется "доводить до ума" старые программы, а его заместитель - ныне премьер-министр Карим Масимов - создавать новые". Как пишет газета, Масимов "...прозван уже, в соответствии с цифрой наступившего года и по своему "порядковому" премьерскому номеру - "премьер 007".
"Литер", обращая внимание на время отставки, полагает, что 8 января президент опять прибег к приему, которым он владеет в совершенстве, - "сделал в принципе прогнозируемый шаг неожиданным, хотя бы по времени". "Вероятнее всего, для того, чтобы лишить возможности для маневра те силы, которые постараются навязать в качестве преемника Ахметова своего ставленника".
Хотя наблюдатели сходились во мнении, что следующим главой кабмина станет единственный в прежнем правительстве вице-премьер, курировавший стратегические вопросы - К. Масимов, тем не менее, высказывались и другие версии, наиболее частые - Сауат Мынбаев и Адильбек Джаксыбеков. Впервые кандидатуру премьер-министра Нурсултан Назарбаев обсуждал с руководством обновленной партии
"Караван" тоже представляет репортаж уже с совместного заседания палат парламента, на котором была одобрена кандидатура нового премьера. Однако, по мнению этого издания, никаких сюрпризов от парламентского заседания никто не ждал. "То, что премьером станет Карим Масимов, было известно давно и всем. Так что зря официальные лица пару дней назад делали загадочные лица, хитро улыбались и на вопросы журналистов пожимали плечами. А то и "угадайку" устраивали: на "К" начинается, на "в" кончается, экономист...". Газета вспоминает, что при прошлой смене правительства кандидатский ряд был куда шире: Какимжанов, Келимбетов, Кушербаев, Марченко...
"Новое поколение" освещает поднятую отдельными депутатами - нур-отановцами проблему фракционного неравенства. Как пишет газета, Нурбах Рустемов рассказал, что вместо заседания фракции "Нур-Отан", где, как было заявлено, депутаты правящей партии поддержали кандидатуру Карима Масимова на пост премьер-министра, было проведено расширенное заседание совета фракции. Куда позвали только избранных. "Начали смотреть по всему Интернету, интересоваться, что такое совет "Нур-Отана", а там оказалось 5-6 человек, которых мы, наверное (по крайней мере, я как новый член фракции), не знали, - заявил депутат. - Меня туда не пригласили, не пустили, сказали, что фракции не будет"...Кроме того, в Интернете же Рустемов отыскал положение, что "любое решение этого совета фракции должно быть поддержано не менее 50 процентами членов фракции". Чего не было сделано, отмечает он. Выходит, пишет "НП", с одной стороны, фракция вроде бы поддержала Карима Масимова (впоследствии доказав это единодушным голосованием на совместном заседании палат). С другой - странное таинство избранных, за закрытыми дверями решающих за всех, ставит под сомнение легитимность решения "всей фракции" одобрить кандидатуру. Еще одну странность во время голосования за нового премьер-министра отметил Мухтар Шаханов. "66 депутатов единогласно поддержали, - вспомнил он голосование за кандидатуру Масимова. - Но на самом деле этого не было. Несколько человек воздержались или были против. И раньше такое было. Но это всегда преподносили так, как будто единогласно поддержали". Гадильбек Шалахметов подтвердил слова коллеги: "Я действительно был свидетелем того, как Шаханов воздержался. Но все произошло так, как сказал Шаханов". И попросил аппарат мажилиса раздать заключение, как кто голосовал и как проходила процедура регистрации".
"Деловая неделя" пишет, что особенной интриги вокруг того, кто станет новым премьером, не было. "О том, что вероятным кандидатом на этот пост является вице-премьер Масимов "источник в правительстве" сообщил в тот же день, что и подал в отставку Ахметов. Депутаты, которые единогласно поддержали все кандидатуры, представленные президентом... накануне голосования всячески пытались поделиться с журналистами секретом Полишинеля: то говорили, что кандидат "экономист и юрист", то - что он "с усами". И тот факт, что кандидатура Масимова обсуждалась на заседании фракции крупнейшей парламентской партии "Нур Отан", трудно на самом деле называть реальным свидетельством того, что парламент играет все большую роль в формировании правительства, - считает "ДН". - Хотя бы потому, что речь во всех новых назначениях шла не об альтернативах фавориту и даже не о программе действий, которую предложил кандидат (за ее написание он вместе с кабинетом сел уже после его формирования), а о личностных отношениях и доверии тем или иным людям.
Кадровые рокировки коснулись других ключевых фигур. "ДН" резюмирует: большая часть министров сохранила свои посты, "...однако такие перестановки, как переход Касымжомарта Токаева на пост спикера, уход с этого поста Нуртая Абыкаева, возвращение в правительство Виктора Храпунова и, наоборот - отставки Владимира Школьника и Шалбая Кулмаханова - свидетельствуют о "тектоническом" характере перемен во власти". Издание вспоминает, что отставки Абыкаева ожидали в прошлом году - в связи с обвинениями в его причастности к убийству
Для "Эпохи" - СМИ оппозиционной партии
"Республика", между тем, считает, что решение о смене премьера было принято давно, но ждало подходящего момента. "Что же касается тезиса, что назначение Карима Масимова означает возвышение Тимура Кулибаева и его команды, то он, по мнению издания, еще более сомнителен: если бы Нурсултан Абишевич выбрал среднего зятя в преемники, то он не стал бы обкладывать его протеже, как медведя, в берлоге". В доказательство своей правоты газета приводит расклад: "Буквально в затылок новому главе правительства дышит вице-премьер
Размышляя далее о сути последних рокировок, газета обращает внимание на подписанный в канун нового года (25 декабря 2006 года) президентский указ №229 - "О признании утратившим силу Указа Президента Казахской Советской Социалистической Республики от 28 августа 1991 года №408". Этот документ признает утратившим силу Указ Президента Казахской Советской Социалистической Республики от 28 августа 1991 года №408 "О недопустимости совмещения руководящих должностей в органах государственной власти и управления с должностями в политических партиях и иных общественно-политических объединениях". Как замечает издание, вряд ли Администрация президента просто так положила на подпись главе государства проект указа об отмене документа более чем пятнадцатилетней давности, а тот взял и подписал его... "И хотя в Конституции РК содержится запрет на совмещение партийных и государственных должностей, судя по всему, основной закон страны тоже будет меняться. Так что отмена Указа, с которого началась эта норма, - из той же колоды, что и объединение четырех ведущих проназарбаевских политических партий в "Нур Отан". Кто из нынешних государственных деятелей РК сможет возглавить эту партию? Только Нурсултан Абишевич!". В то же время, добавляет "Республика", на сегодняшний день ни в команде Тимура Кулибаева, ни в других группах нет человека, которого бы признали своим лидером люди, собравшиеся в руководстве "Нур Отана". "Тот же Александр Павлов, Дарига Назарбаева и десятки других. Значит, основная пропрезидентская партия готовится под... нынешнего главу государства... Поэтому назначение Карима Масимова премьер-министром следует расценивать не только и не столько как усиление роли и влияния среднего зятя президента, но и как переход на новый формат политического балансирования со стороны главы государства. Если раньше ему было достаточно приблизить к себе кого-то или, наоборот, отдалить, чтобы поддерживать политическое равновесие в системе, то теперь он вынужден строить более сложный механизм, когда исполнительной власти, возглавляемой правительством, будет противостоять представительная власть - парламент, контролируемый пропрезидентской политической партией". Таким образом, резюмирует издание, предположения, что Нурсултан Назарбаев выбрал Тимура Кулибаева своим политическим преемником, если не ошибочны, то преждевременны. "Только когда в руках команды среднего зятя президента сосредоточатся три ведущие государственные должности - руководителя Администрации президента, премьер-министра и председателя Сената, можно будет говорить об этом".
О старом Кабмине
Рассказывая о смене кабмина, СМИ подводят итоги работы прежнего. "Деловая неделя" обращает внимание на то, что Ахметов никак не объяснил свое заявление с просьбой об отставке. Издание отмечает, что прежний премьер-министр мог рассчитывать досидеть хотя бы до ежегодного президентского Послания народу Казахстана, но он решился на такой шаг именно в первый рабочий день 2007-го года. "Тот факт, что доверия президента Ахметов не утерял (и, соответственно, ушел не по этой причине), подтверждается тем, что он получил достаточно ответственный пост в новом кабинете - министра обороны, став первым гражданским лицом на этом посту". Со своей стороны "ДН" выдвигает предположение, что у отставки Ахметова чисто экономическая причина: "Необыкновенно теплая зима в Европе и США, равно как и общая тенденция к снижению нефтяных котировок, вызвали резкое падение цен на "черное золото", стабилизировавшихся на сегодняшний день на отметке 54-55 долларов. Если учитывать, что основой для роста казахстанской экономики была именно благоприятная ценовая конъюнктура на нефтяном рынке, то можно уверенно прогнозировать резкое снижение его показателей. Вполне возможно, что привыкший заканчивать год с неожиданным профицитом премьер решил уйти на положительной ноте прошлогодних показателей". Что касается новой должности экс-премьера, по мнению газеты, "пост "гражданского" министра обороны не является синекурой - на этой должности строителю по специальности Ахметову предстоит решить множество задач по военному строительству".
"Караван" также размышляет о нюансах отставки Д.Ахметова. По мнению газеты, опытный аппаратчик прекрасно понимал: лучше уйти самому и красиво. "Тем более, что итоги деятельности начинают прорисовываться не очень хорошие. Инфляцию укротить не удается, часть госпрограмм трещит по швам - в том числе и жилищная, самая социально важная и потому взрывоопасная. Как выяснилось, не был проведен даже анализ платежеспособности населения. Пробуксовывает и программа индустриально-инновационного развития. А прошедший Год аула, съевший более 150 миллиардов тенге, и вовсе в страшных снах являться будет. Но самое слабое звено - экономические прогнозы. Впору гадалку на службу брать. Что ни спрогнозируют, все мимо. Некоторые считают, что экс-премьер и сам давно выбрал себе этот портфель. Уж очень интересные, не в пример прошлогодним, деньги заложены в новом бюджете на оборону. Оказалось, вовсе не к войне готовились, а к смене министра. А цифры там большие, серьезные - что-то вроде соломки, которую стелят на место будущего падения. Другие такую точку зрения опровергают. На их взгляд, для самого Даниала Кенжетаевича это тоже было неожиданностью. Те, кто видел его в первые минуты, говорят, что был он сам заметно ошарашен, хотя и держал лицо".
"Литер" вспоминает "добрым словом" прежний кабмин, который "...стал первым, который увидел результаты им же разработанных программ". "В период, когда страной правил кабинет Ахметова, у всех на устах были: реализация жилищной, космической и инновационной программ, реформирование науки, увеличение социальной составляющей в абсолютных цифрах и в доле, а также строительство школ, дорог, нефтепроводов, внедрение "электронного правительства" и т.д. Но прежде всего, нельзя упускать из виду динамичный рост промышленного производства в стране. Так, например, если в 2001 году продукции машиностроения было произведено на 66,3 млрд тенге, то в 2006 году этот показатель вырос в 2,6 раза и составил 175,5 млрд тенге. Во многом это, конечно, обусловлено эффективным импортозамещением в 2000-2002 годы и повышением конкурентоспособности. Эти факторы, несомненно, способствовали позитивным социально-экономическим изменениям, оказавшим реанимационный эффект на данную отрасль. Но мало кто сегодня помнит, что начало политики импортозамещения было заложено Даниалом Ахметовым, когда он трудился в должности первого заместителя премьер-министра". Как полагает издание, имя Даниала Ахметова... в новейшей истории страны отныне будет связано с индустриально-инновационным развитием, освоением казахстанского сектора Каспийского моря и жилищным строительством. "Особенно плодовитым был прошедший 2006 год - год активной реализации Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы, когда была создана законодательная и нормативно-правовая база, необходимая для дальнейших преобразований в обрабатывающей промышленности и стимулирующая субъекты предпринимательства к освоению новых видов высокотехнологичной и инновационной продукции с постепенным выходом на мировые рынки".
Газета подсчитывает, что в "загашнике" ушедшего... правительства - более 20 законов, 9 программ отраслевого и межотраслевого характера. Реализация целей и задач стратегии "отразилась" в 5 государственных программах, охватывающих отрасли здравоохранения, образования, развития малого предпринимательства, космической отрасли и формирования "электронного правительства". В настоящее время институтами развития одобрены к финансированию 144 проекта на 3,7 млрд долларов. Из них начато финансирование 117 проектов общей стоимостью 2,5 млрд долларов. Среди них - производство спецкокса, создание четвертого передела на Иртышском химико-металлургическом комбинате и запуск комплекса "Биохим". К "фишкам" ахметовского правительства газета относит "...создание технопарков. В 2003 году появился СЭЗ "Парк информационных технологий", в сентябре 2006 года - парк информационных технологий в поселке Алатау, а в Курчатове - АО "Технопарк научно-производственного объединения "Прогресс" и АО "Парк ядерных технологий".
"Литер" обращает внимание и на то, что крепкий хозяйственник Ахметов постарался не упустить из вида и электроэнергетическую отрасль. "При нем утверждена Концепция дальнейшего развития рыночных отношений в электроэнергетике страны на 2004-2006 годы и план мероприятий по ее реализации. Позже, возможно, историки отдадут должное экс-премьеру за его усилия в развитии атомной сферы. Так, в октябре 2006 года были подписаны учредительные документы трех крупных проектов по созданию российско-казахстанских совместных предприятий (СП). 7 декабря 2006 года на российско-казахстанско-кыргызском СП по добыче урана "Заречное" состоялся выпуск первой партии урана".
А главной "фишкой" правительства Ахметова издание называет программу жилищного строительства на 2005-2007 годы, которая была утверждена в 2004 году, а в эксплуатацию введено около 11 млн кв. метров жилья. По оценке "Литера", этот кабинет все же умел делать выводы. С учетом обстоятельств эта программа была дополнена законами о долевом участии в жилищном строительстве и внесением изменений в законодательство об арендном жилье. Для удешевления стоимости жилья, развития и обустройства инженерно-коммуникационной инфраструктуры районов застройки в 2006 году из республиканского бюджета выделено 20 млрд тенге, а предусмотрено 30 млрд тенге (125,76 KZT за 1 USD - прим. ИА REGNUM). Начало развиваться и индивидуальное жилищное строительство: с начала 2005 года выделено 14,5 тысячи земельных участков". В числе плюсов работы бывшего правительства также называется внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс, снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса, а также принятие закона "О частном предпринимательстве". Кроме того, продолжает подсчитывать положительные моменты газета, Даниал Ахметов и его правительство отдало должное одной из извечных классических проблем - казахстанским дорогам, пробив жизнь транспортной стратегии до 2015 года. "При нем намного улучшилось состояние наших стальных магистралей: введены в эксплуатацию новая железнодорожная линия Аксу - Дегелен протяженностью 184 км и железнодорожный участок Хромтау - Алтынсарино длиной 402 км, завершена электрификация железнодорожного участка Узун-Агач - Алматы протяженностью 63 км. Также начата модернизация магистральных тепловозов совместно с американской компанией
В свою очередь "Новое поколение" считает минусы "правительственного долгожителя", который отличился от предшественников непрерывной разработкой массы госпрограмм и законов. "Но была и критика, причем со стороны президента. Причем она прозвучала сразу после принятия отставки правительства. Самым главным "дефектом" Кабинета, по мнению главы государства, являлось "качество государственного управления". По мнению президента, кабинет Ахметова переборщил с отраслевыми программами...В общем, если на момент назначения Даниала Ахметова премьером главной проблемой бюджета было недоосвоение бюджетных средств, то к окончанию срока - эффективность их использования. В числе жирных минусов политики прошлого правительства можно назвать несколько известных проектов, которые, к сожалению, хоть и отличались "наполеоновским" размахом, к таким же результатам пока не привели".
В числе неудавшихся проектов "НП" - в отличие от "Литера" - называет опять же государственную программу жилищного строительства, разработанную по поручению президента: "Стремление обеспечить население недорогим жильем через систему ипотечного кредитования столкнулось с элементарной некредитоспособностью целевой группы и отсутствием действенных механизмов работы с государственными банками. В результате подавляющее число квартир в "социальных новостройках", за исключением Алма-аты и Астаны, до сих пор остаются пустующими. Вместе с тем, в последние несколько лет замечен резкий скачок цен на рынке недвижимости. Если сравнивать цены на жилье в Алма-Ате, то в 2003 году они составляли порядка 500 долларов за квадратный метр. Сегодня же средневзвешенная цена одного квадратного метра самого дорогого формата квартир составила 3 684 доллара, средневзвешенная цена квадратного метра самого дешевого формата квартир - 1 544 доллара. Причина - неразвитость фондового рынка и отсутствие возможностей у населения инвестировать "свободные" средства куда-либо, кроме недвижимости. К тому же, правительство Ахметова фактически расписалось в отсутствии рычагов давления на аппетиты строительных компаний". Еще один недочет работы предыдущего правительства, по мнению "НП", проявился на фондовом рынке: "Идея создания в Казахстане развитого фондового рынка активно лоббировалась еще в середине 90-х годов правительством Акежана Кажегельдина ("голубые фишки" были его главной "фишкой"). Но сегодня лишь несколько казахстанских компаний прошли процедуру IPO. Остальные пока тщательно уклоняются от этого. Причина - непрозрачная структура собственности и нежелание раскрыть всю информацию о владельцах компаний... К тому же, большая часть акций уже "обелившихся" компаний размещается на зарубежных площадках... Пока же фондовый рынок у нас хоть и декларируется, но не просто не развивается, а находится в зачаточном состоянии. Нынешнему правительству он оказался не по зубам". Не смог одолеть кабмин Ахметова и рост инфляции, особенно в последний год. "Как выяснилось, правительство оказалось не готово к принятию экстренных мер противодействия ей. В резерве Кабмина отсутствовала сбалансированная программа стабилизации инфляции, и даже мониторинг инфляционных процессов
"Республика" также рассуждает о причинах смены премьер-министра. "Несмотря на похвальные слова в адрес Даниала Ахметова со стороны президента, очевидно, что седьмой по счету глава казахстанского правительства не справился с поставленными перед ним задачами. Все-таки Даниал Кенжетаевич вышел из административной экономики. Собрать инвесторов и заставить их подписывать договоры с казахстанскими производителями он мог, а вот работать рыночными инструментами - уже нет. Именно по этой причине ушедшее в отставку правительство увлекалось количественными вещами - насоздавало институтов развития, требовало освоения бюджетных средств, упуская эффективность их использования, никак не могло разобраться с инфляцией и вообще начинало путаться, как только речь заходила о чем-то более сложном, нежели дележка бюджетных средств между программами. Поняв это, президент поставил в затылок Ахметову более подготовленного Карима Масимова, возложив на него то, что оказалось не под силу премьер-министру, а потом выдвинул его на первый план".
"Деловая неделя" убеждена, что со сменой правительства произойдет временная заминка - в связи с "акклиматизацией" новичков. Газета напоминает, что любая смена руководителей министерств и ведомств приводит к тому, что многие проекты, начатые при предыдущей администрации, приходится начинать "с ноля". "Так повелось, что "передавать дела" в наших госорганах еще не научились. Из-за этого новый кабинет долго осваивается, первое время списывая все проблемы на "прошлое" правительство. Учитывая тот факт, что почти все министры - люди не новые в госуправлении, остается надеяться, что новый кабинет избежит этих проблем и все-таки сделает шаг навстречу бизнесменам и населению".
Тем временем, директор Группы оценки рисков
Новый Кабмин - прежние задачи
СМИ рассуждают о задачах, стоящих перед новым правительством. Ряд поручений озвучил Нурсултан Назарбаев на совместном заседании палат парламента, когда представлял нового премьер-министра. "Прошу депутатов парламента дать согласие на назначение премьер-министром Масимова Карима. У него есть четкое понимание, планы действия по всем направлениям (развития Казахстана)", - заявил глава государства, представляя Карима Масимова депутатам парламента, - цитирует "Деловая неделя". - Кроме задачи вхождения в 50-ку, президент сделал еще несколько "наказов": "внедрить новые методы и механизмы государственного планирования; отказаться от утверждения большого количества отраслевых программ на уровне правительства и передать ответственность соответствующим государственным органам; повысить эффективность бюджетного планирования; определить центры экономического роста, региональных лидеров и обеспечить управление этим процессом со стороны государства".
"К сожалению, общественность плохо знакома с экономическими воззрениями нового главы казахстанского правительства, хотя тот успел защитить докторскую диссертацию по экономике, - язвит "Республика". - В связи с этим возникают сомнения, освоил ли г-н Масимов макроэкономическую премудрость, что же касается микроэкономики - то его трудовой путь свидетельствует, что тут он проскочил мимо. Между тем Нурсултан Абишевич возложил на него большие задачи. Во-первых, вывести Казахстан в число 50 самых конкурентоспособных государств мира. Во-вторых, в рамках административной реформы внедрить новые методы и механизмы государственного планирования. В-третьих, повысить эффективность бюджетного планирования и вообще переориентировать систему управления на результат. В-четвертых, обеспечить устойчивое развитие регионов, причем по новой методике - через центры экономического роста. В-пятых, предложить пути развития накопительной пенсионной реформы. В-шестых, изменить систему образования, чтобы страна могла получать высокопрофессиональную рабочую силу, отвечающую требованиям глобальной экономики. В-седьмых, повысить качество государственного управления и государственных услуг. В-восьмых, улучшить систему корпоративного управления в государственном секторе экономики. В-девятых, реально диверсифицировать экономику".
Издание отмечает, что все задачи при своей масштабности и важности не выходят за рамки текущей социально-экономической политики Назарбаева, сформировавшейся за последние годы. Ее суть проистекает из общей концепции, которая не оглашается, но очевидна - управлять страной как закрытой корпорацией. Как следствие, главными направлениями видятся: усиление государственного сектора в экономике, совершенствование государственного управления на основе отработки процедур, перенос корпоративного подхода с отраслей на экономику регионов". По мнению газеты, Масимов, несмотря на все надежды, возлагаемые на него, он вряд ли сможет выйти за пределы, очерченные ему президентом. "Но для выполнения роли главы правительства, ответственного перед парламентом и формируемого победившей политической партией, он подходит больше других кандидатов - молод, знает иностранные языки, умеет разговаривать с депутатами и гибок, как никто другой из кандидатов".
"Караван" полагает, что новому премьеру предстоит, в первую очередь, убирать матовость во всех сферах государственной деятельности. "Неблагодарное и хлопотное дело. А также заниматься административной реформой и претворением в жизнь стратегии вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран мира, которую он, кстати, сам и разрабатывал. Теперь придется исполнять".
Тенденции в экономике
Пока на политическом Олимпе кадровые перестановки, СМИ размышляют об экономических тенденциях. Так, "Новое поколение" поднимает проблему информирования населения о событиях в банковском секторе. Вспомнив принятое незадолго до нового года решение о ликвидации коммерческого "Валют-Транзит Банка", издание акцентирует внимание на следующем: банк приказал долго жить - его лишили лицензии. "И хотя новые акционеры банка намереваются оспаривать это решение в суде, сейчас уже понятно, что
Газета напоминает - понимание о неоднозначности ситуации, в которой находился банк, было и у специалистов финансового сектора, и у средств массовой информации, однако и те, и другие проявляли осторожность в прогнозах и подаче информации. По мнению "НП", тот факт, что государственные органы в течение долгого времени скрывали наличие серьезных проблем у одного из банков первой десятки, подвергнув риску таким образом средства клиентов и партнеров банка, может негативно сказаться на имидже страны. "А свидетельство о том, что государственные органы "небескорыстно" держали свои депозиты в ВТБ, когда большинство крупных банков страны уже прекратило с ним сотрудничество, лишний раз напоминает мировому сообществу об одном из основных рисков в нашей стране, то есть о высоком уровне коррупции".
"Деловая неделя" обращает внимание на макроэкономические показатели. В частности, пишет газета, пока идут разговоры о необходимости ужесточения требований по привлечению внешних займов, разрабатывается концепция управления внешним долгом, валовой долг Казахстана продолжает стремительно расти. "Судя по всему, по итогам минувшего года он увеличится примерно в полтора раза, прирост долга составит порядка 20 млрд. долларов, превысив в абсолютных цифрах показатели предыдущих лет в два раза". Как сообщает издание, валовой внешний долг Казахстана за девять месяцев 2006 года увеличился почти на 16,1 млрд. и превысил 59,6 млрд. долларов США. "Столь значительный рост привел к тому, что объем внешнего долга превысил уровень, представляющий потенциальную опасность". При этом тенденция последних лет такова, что при постепенном снижении обязательств по государственному и гарантированному государством долгу наблюдается устойчивая тенденция роста негарантированной части внешнего долга. Такая динамика была обусловлена заемными операциями банков и предприятий и ростом межфирменной задолженности, не обеспеченных государственными гарантиями. В свою очередь не гарантированный государством долг по структуре также можно разделить на две части. Немногим более 40% долга (около 24,1 млрд. долл.) в настоящее время приходится на так называемую межфирменную задолженность, являющуюся обязательствами перед зарубежными компаниями, дочерними и ассоциированными предприятиями, а также обязательствами филиалов иностранных компаний, действующих в стране. Размер межфирменной задолженности в абсолютных цифрах имеет тенденцию роста, но ее доля в валовом внешнем долге постепенно сокращается", - пишет издание.
"В соответствии с международной практикой межфирменная задолженность рассматривается как подверженная наиболее низкому риску дефолта, - продолжает издание. - Поэтому ее увеличение не представляет серьезной потенциальной угрозы для государства". Что касается второй части не гарантированного государством долга, она приходится на заимствования отечественных банков и крупных предприятий на внешних рынках. "Причем наиболее быстро растут долги банковского сектора, которые в последние годы увеличились в несколько раз. Внешние обязательства банков на середину текущего года выросли до 20,3 млрд. долларов США и составили более трети всего объема валового долга страны. И именно быстрый рост не гарантированного государством долга частного сектора вызывает наибольшую потенциальную угрозу для страны, о чем в последнее время все чаще стали говорить и руководители финансовых ведомств".
Газета напоминает, что за последнее время властями был принят ряд мер, препятствующих быстрому росту заимствований банков и предприятий за рубежом. "В частности, объем краткосрочных займов банков был ограничен размером их собственного капитала. Но, судя по всему, банки и предприятия продолжают привлекать ресурсы с внешних рынков, поскольку указанное ограничение легко было обойти. Если ранее часть долга банки привлекали на срок до года, теперь сроки заимствований просто были увеличены на несколько дней, скажем, до 370. Таким образом, объем валового внешнего долга, как было сказано, достиг критического уровня, представляющего потенциальную опасность. В целом ситуация, конечно, пока не катастрофическая. Однако достаточно неприятная. И какова бы ни была структура долга, из-за массового притока иностранных кредитов растет задолженность частного сектора, а значит, и общая задолженность страны. Такая тенденция особенно опасна в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, а рано или поздно это может случиться".
Помимо ситуации с внешней задолженностью, "ДН" обращает внимание на такие показатели, как инфляция и рост потребительских цен, который второй год подряд складывается значительно более высоким, чем в предыдущие четыре года, что практически сводит на нет усилия денежных властей по сохранению инфляции в заложенных бюджетом и основных направлениях денежно-кредитной политики параметрах. По оценке издания, потребительские цены растут так быстро, что основные продукты питания - мясо, молоко, яйца - становятся все менее доступными для малоимущих слоев населения. Растут цены и на самые популярные в народе продукты - хлеб и крупы, не говоря уже об овощах. Если дело так пойдет и дальше, то скоро деликатесом для многих станет истинно народная еда - картошка, которая только в этом году подорожала почти в полтора раза - до 59 тенге за килограмм в среднем по республике. Впрочем, не уступают в росте цен и непродовольственные товары, и платные услуги населению. И пока не будет ликвидирован дисбаланс спроса и предложения на потребительском рынке (в первую очередь - на продовольственные товары) рост цен представляется неизбежным". Относительно инфляции, пишет газета, не только на этот, но и на последующие два года, они заложены в одном интервале - 5-7% в среднем за год. "Похоже, от недавнего оптимизма чиновников по поводу "укрощения" инфляции, в соответствии с которыми уровень инфляции предполагалось снизить до 3 - 4%, не осталось и следа. Если же сравнивать с фактическим уровнем инфляции прошлого года, то чиновники все же рассчитывают на улучшение ситуации. Естественно, говорить о достижении нижней границы задаваемого интервала роста цен не приходится. Хорошо, если инфляцию в этом году удастся удержать на уровне не выше 7%".
Газета замечает, что оценка Национального банка ожидаемого уровня инфляции станет известна после опубликования им прогнозов основных показателей денежно-кредитной политики в ближайшее время. "Они, скорее всего, не будут существенно отличаться от прогнозов правительства. Правда, на последней в прошлом году пресс-конференции глава Нацбанка высказал мнение, что инфляция, скорее всего, сложится на уровне 8%. Очевидно, это более реальная оценка ситуации в ценовой сфере. По всей видимости, скоро станет известно, согласно ли с этой оценкой правительство".
Эхо друг друга
Казахстанская пресса отреагировала на газовый конфликт между Россией и Белоруссией. "Каждый год, 31 декабря, "
Газета поясняет, что как и российско-украинские разногласия прошлого года, этот конфликт в очередной раз заставил Европу задуматься об активизации работы в направлении снижения энергетической зависимости от России. В этой связи, во-первых, нужно продолжать прогрессивные программы по энергосбережению и развитию альтернативных источников энергии, а во-вторых, искать новых поставщиков. Представители Евросоюза - посол Германии в Казахстане Гербхардт Вайс и посол Румынии Василе Соаре прокомментировали газовый спор России и Белоруссии, и В.Соаре сказал, что Казахстан также мог бы поставлять в Европу энергоресурсы. "Однако Астана, по всей видимости, пока опасается развивать газовое сотрудничество с Европой. Пока Казахстан не дал согласия на начало работ по строительству Транскаспийского газопровода, который позволил бы поставлять голубое топливо в страны Старого Света в обход России. Да и ценовая политика у нас несколько странная. Когда Москва повышает стоимость газа для европейских членов СНГ и стран Кавказа, когда Узбекистан и Туркменистан в свою очередь увеличивают цену на газ для "Газпрома", Астана и Москва заключают удивительное соглашение: поставлять газ с Карачаганака на Оренбургский завод по цене 24 доллара за кубометр. То есть в десять раз (!) ниже рыночной европейской цены. Возникают серьезные сомнения, что Казахстан действительно стремится бороться с дискриминационной ценой, которую "Газпром" дает за казахстанское сырье. Хотя чиновники от энергетики уверяют, что это так".
В "Караване" директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев, рассуждая о конфликте между Россией и Белоруссией, делает предположения о причинах: "Возможно, нынешний конфликт Беларуси и России - повод надавить на Минск, который никак не соглашается на продажу белорусских стратегических предприятий Москве. Судя по всему, союз двух стран уже видится Москве как присоединение Белоруссии к России на условиях члена федерации. А ведь были времена, когда сам Лукашенко видел себя президентом союзного государства после ухода