Как уже сообщалось, 21 декабря наблюдательный совет Сбербанка одобрил рыночное размещение 3,5 млн акций. Предполагается, что в покупке акций крупнейшего банка страны смогут принять участие и физические лица. Одновременно стало известно об отказе Сбербанка от дробления своих акций, при том, что стоимость одной акции составляет сейчас более трех тысяч долларов США. При этом министр финансов Алексей Кудрин высказал предположение, что акции другого крупнейшего банка, контролируемого государством - Внешторгбанка - смогут продаваться по более низкой цене. По просьбе ИА REGNUM перспективы "народного IPO" крупнейших банков прокомментировал президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Сейчас Сбербанк не пошел на сильное дробление акций, видимо потому, что оно заняло бы много времени, а откладывать объявленное размещение акций - трудоемкая процедура. Кроме того, иметь мелкие акции - гораздо более затратно. Решение нормальное - это можно было прогнозировать. Никаких удивлений и упреков, думаю, нет.

Управление диверсифицированным пакетом акций - большое искусство. Конечно, можно предположить, что после размещения акций этим искусством могут овладеть и оппоненты нынешнего руководства Сбербанка. Такова экономическая демократия. Чем более раздроблены пакеты - тем больше аргументов и искусства нужно, чтобы ими управлять. Но слаженые действия миноритариев после размещения акций возможны. В нормальном акционерном обществе даже 12-14% - это влиятельный пакет. Руководители Сбербанка молодцы, что не боятся этого. В экономике реализуется нормальная модель.

И Сбербанк, и Внешторгбанк на сегодняшний день - полноценные игроки рынка, а не управляемые и не ангажированные структуры. Причем задачи у них близкие, но в то же время разные. Амбиции Внешторгбанка - динамичное приобретение и развитие, в том числе, за счет крупных пакетов акций и участие во многих сегментах экономики. Амбиции Сбербанка - обеспечение стабильного, устойчивого роста. Причем эти банки реально управляются менеджментом. Государство говорит - ты менеджер, ты и предлагай стратегию. Слава Богу, не СССР, когда все в одном кабинете решалось.