В следственном отделе (СО) при Западно-Сибирском УВД на транспорте подведены предварительные итоги работы за 2006 год. 25 декабря на вопросы корреспондента ИА REGNUM о проделанной работе, особенностях расследования транспортных преступлений на современном этапе, кадровом составе следственных подразделений ответил начальник СО при Западно-Сибирском УВДТ подполковник юстиции Сергей Подхватилин.

ИА REGNUM: Сергей Александрович, на чем строится служебная деятельность следователей транспортной милиции и каковы результаты работы за прошедший год, в чем они исчисляются?

Служебная деятельность органов предварительного следствия (ОПС) при Западно-Сибирском УВДТ основана на требованиях законов Российской Федерации, нормативных актов МВД России, указаниях и распоряжениях Следственного комитета при МВД России. Руководствуясь данной правовой базой, мы предпринимаем определенные усилия, направленные на повышение результативности следственной работы, что связано с соблюдением законности на транспортных объектах, а также укреплением профессионального ядра.

Это позволило в 2006 году добиться следующих результатов. Количество расследованных уголовных дел составило 1 013, что на 7,1% больше, чем в прошлом 2005 году. Аналогично возросло количество уголовных дел, оконченных производством - по которым вынесены приговоры и судебные решения вступили в законную силу. Их число составило 598. Важный показатель нашей работы - это возмещение причиненного преступниками ущерба, который составил 7 миллионов 783 тысячи рублей. Потерпевшим возмещено 7 миллионов 728 тысяч рублей, процент возмещения составил 99,3% против 85,4% за прошлый год.

ИА REGNUM: В чем заключаются особенности, сложности, трудности в расследовании преступлений в настоящее время?

Основная масса преступлений, расследованных следователями - различные формы хищений чужого имущества. Это кражи имущества пассажиров, которые пользуются железнодорожным, водным и воздушным транспортом. А также хищение оборудования, металла, ГСМ и другого имущества транспортных организаций. Значительную долю в общем количестве расследованных преступлений занимают преступления, совершенные в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия, боеприпасов, в том числе сопряженные с контрабандой указанных предметов.

Особенностью в расследовании транспортных преступлений является место совершения преступления. Часто это движущийся пассажирский поезд, в один из вагонов которого следователь в составе дежурной следственно-оперативной группы подсаживается и ведет работы по установлению и закреплению следов преступления. Транспортными условиями обусловлена зона оперативного обслуживания Западно-Сибирского УВДТ, которая включает территории четырех субъектов Российской Федерации - Новосибирскую, Омскую области, Алтайский край и республику Алтай. Поэтому уголовные дела, расследованные в ОПС при Западно-Сибирском УВДТ, направляются по территориальной подсудности более чем в 30 судов, что требует от следователей особого внимания к качеству проведенного расследования, полноте и объективности собранных доказательств.

Сложность в расследовании преступлений обуславливает то обстоятельство, что практически в каждом уголовном деле большинство участников уголовного судопроизводства являются иногородними гражданами, транзитными пассажирами, а то и иностранцами. В этой связи по уголовным делам направляется большое количество поручений коллегам в различные субъекты Российской Федерации, в том числе международные запросы об оказании правовой помощи. Порою требуются выезды следователей в длительные командировки не только в регионы России, но и страны ближнего и дальнего зарубежья во избежание того, чтобы качество расследования не пострадало, когда качество исполнения поручения оставляет желать лучшего.

ИА REGNUM: Имелись ли в производстве у следователей многоэпизодные, запутанные, сложные уголовные дела?

Имелись и имеются. Сейчас следователи СО при Омском линейном УВДТ расследуют сложное дело по фактам краж в пассажирских поездах. Группы преступников подбрасывали пассажирам "куклы" с целью выманить деньги - об этом, о подобных способах совершения преступлений и задержании преступников регулярно мы сообщаем в прессе. Кстати, именно обращение следователя СО при линейном ОВД на станции Новосибирск в СМИ в отношении фигуранта Васильева, подозреваемого в совершении многочисленных мошенничеств, позволило дополнительно установить десятки пострадавших от его преступных действий. Васильев представлялся помощником начальника железной дороги, выманивал деньги у доверчивых людей на якобы содействие в приобретении угля, подключении к электроснабжению, оформлению участка земли в собственность, собирал арендную плату за жилье, "помогал" в приобретении автомобиля и т.д. Причиненный этим лженачальником ущерб оценивается в полмиллиона рублей. Более двух лет длилось расследование ложного доноса жителя Москвы, сообщившего о краже своего дорогостоящего автомобиля в Новосибирске. Жуликоватый москвич предполагал получить солидную страховку за ранее проданный за 37 тысяч долларов автомобиль. По всем вышеуказанным и другим эпизодам, несмотря на их сложность и запутанность, следователи разбираются или уже разобрались, представив в суды расследованные уголовные дела с описанием истинного хода событий и с определенным количеством обвиняемых, объем вины которых также установлен.

ИА REGNUM: Очевидно, что для расследования транспортных преступлений требуются специалисты. Каков кадровый состав следственных подразделений?

Всего в следственных подразделениях при Западно-Сибирском УВДТ трудятся 150 человек, из них 15 помощников следователей. Отрадно, что профессия следователя постепенно перестает быть преимущественно женской специальностью. Доля мужчин-следователей сейчас составляет 40 процентов. С высшим образованием - 104 следователя, в том числе с высшим юридическим - 91. Со средним специальным юридическим образованием - 33 человека, 15 - обучаются на юридических факультетах вузов. Видно, что в образовательном плане тоже произошли существенные сдвиги. Мы меньше принимаем на службу не специалистов, которых надо переучивать. Можно также отметить, что в СО сформировано профессиональное ядро, так как количество следователей, стаж которых в ОПС исчисляется от 3 до 10 лет, составляет 64 человека, а от 10 до 20 лет - 66. Есть кому передавать опыт, есть кому и перенимать его.

ИА REGNUM: Если человек занимается сложным умственным трудом, то ему, человеку и труду, должна органично сопутствовать хорошая физическая подготовка.

Согласен. Следователь должен иметь хорошую физическую подготовку, особенно транспортный следователь. Он переносит тяготы длительных переездов и командировок, выходит в метель, в жару на места происшествий. Мало того, приходится, прямо скажу, скакать по вагонам - взбираться на вагоны, осматривая верхние люки и прорубы. Наши следователи часто имеют дело с вещественными доказательствами - тяжелыми и громоздкими. Это и похищенные детали верхнего строения пути, и куски рельсов со следами распилов. С этими предметами приходится проводить манипуляции для осмотра, складирования, хранения. Это требует приложения физических усилий.

Недавно на первенстве по огневой подготовке среди команд, сформированных из служб и подразделений нашего Управления, сборная команда стрелков- следователей заняла 1-ое место, опередив оперативных сотрудников. В этой спортивной победе заложен профессиональный момент. Ведь дежурный следователь, входящий в следственно-оперативную группу, вооружен пистолетом, какой в случае необходимости вправе применить. Одним словом, с поставленными задачами следователи справляются. И свою работу выполняют достаточно профессионально.